Нужна ли смелость в любви темные аллеи. Тема любви в рассказах И. А. Бунина. Сочинение

Проблема глубоких человеческих чувств очень важна для писателя, особенно для того, который тонко чувствует и ярко переживает. Поэтому играет весомую роль. Ей он посвятил многие страницы своих творений. Истинное чувство и вечная красота природы часто созвучны и равноценны в произведениях писателя. Тема любви в творчестве Бунина идет рядом с темой смерти. Сильные чувства бывают не только радостными, они часто разочаровывают человека, становятся причиной терзаний и мук, что может привести к глубокой депрессии и даже к смерти.

Тема любви в творчестве Бунина часто связана с темой предательства, потому что смерть для писателя - не только физическое состояние, но и психологическая категория. Тот, кто предал свои или чужие сильные чувства, навсегда умер для них, хотя и продолжает влачить свое жалкое физическое существование. Жизнь без любви пресна и неинтересна. Но не всякий человек способен испытать ее, как не всякий проходит испытание ею.

Образцом того, как выражена тема любви в творчестве Бунина, может служить рассказ "Солнечный удар" (1925 г.).

Именно напоминало по своей силе чувство, охватившее поручика и маленькую загорелую женщину на палубе парохода. Он внезапно предложил ей выйти на ближайшей пристани. Они вместе сошли на берег.

Для описания страстных чувств, которые испытывали герои при встрече, автор использует следующие эпитеты: "порывисто", "иступленно"; глаголы: "кинулся", "задохнулись". Рассказчик поясняет, что их чувства были сильны еще и от того, что герои никогда в своей жизни не испытывали подобного. То есть чувства наделены исключительностью и уникальностью.

Совместное утро в гостинице так охарактеризовано: солнечное, жаркое, счастливое. Это счастье оттенено колокольным звоном, оживлено ярким базаром на гостиничной площади с разнообразными запахами: сена, дегтя, сложной пахучестью русского уездного города. Портрет героини: маленькая, незнакомка, как семнадцатилетняя девушка (можно примерно обозначить возраст героини - около тридцати). Она не склонна к смущению, весела, проста и рассудительна.

Она говорит поручику о затмении, ударе. Герой пока не понимает ее слов, на него "удар" еще не проявил своего действия. Он провожает ее и возвращается все еще "беззаботно и легко" в гостиницу, как говорит автор, но в его настроении уже что-то меняется.

Для постепенного нарастания беспокойства использовано описание номера: пуст, не такой, странно, чашка недопитого ею чая. Ощущение потери усиливает еще не выветрившийся запах ее английского одеколона. Глаголы описывают нарастающее волнение поручика: сердце сжалось нежностью, спешит закурить, хлопает себя стеком по голенищам сапог, ходит взад-вперед по комнате, фраза о странном приключении, на глазах слезы.


Чувства нарастают, требуют выхода. Герою нужно отгородиться от их источника. Он закрывает ширмой неубранную постель, закрывает окна, чтобы не слышать теперь того базарного шума, который поначалу так ему нравился. И ему вдруг до смерти захотелось приехать в тот город, где она живет, но понимая, что это невозможно, он ощутил боль, ужас, отчаяние и полную ненужность дальнейшей своей без нее жизни.

Проблема любви ярче всего выражена в сорока рассказах цикла о которые составляют целую энциклопедию чувств. В них отражено их разнообразие, занимающее писателя. Конечно, на страницах цикла чаще встречается трагизм. Но воспевает автор гармонию любви, слияние, неразрывность мужского и женского начал. Как истинный поэт, автор постоянно ищет ее, но, к сожалению, находит далеко не всегда.

О любви открывают нам его нетривиальный подход к их описанию. Он вслушивается в звуки любви, вглядывается в ее образы, угадывает силуэты, пытаясь воссоздать полноту и гамму сложных нюансов отношений между мужчиной и женщиной.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина на примерах рассказов «Холодная осень» и «Солнечный удар».

Тема любви в рассказах И. А. Бунина

Любовь во все времена занимала ключевую позицию в творчестве многих писателе. Так это было и у И. А. Бунина. В его произведениях ей отведена особая роль: любовь всегда трагична, она обнажает сокровенное, даже то, что человек хотел бы скрыть ото всех. Об этом удивительном чувстве, способном принести как великое счастье, так и сильнейшие страдания, И. А. Бунин написал цикл рассказов «Темные аллеи», каждый из которых понимание Бунинской любви с разных сторон.

В рассказе «Холодная осень» главная героиня полюбила мужчину, который вскоре погиб на войне. Он знал, что это может случиться, и советовал возлюбленной жить без него, порадоваться на свете, пока он будет ждать её на другой стороне. Героиня живет, выходит замуж, заботится о племяннике своего мужа, но на собственном закате понимает, что время, прошедшее со смерти её истинной любви, жизнью назвать нельзя, это лишь существование. Героиня спрашивает себя: «Да, и что же все таки было в моей жизни? Только тот холодный осенний вечер». Она готова умереть, потому что смерть лучше жизни без любви. Рассказ заканчивается очень сильной фразой: «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду». Она не боится смерти, она ждет её как спасения, возможности наконец быть с любимым, пусть и не в этой жизни.

Также явно трагичность любви в восприятии И. А. Бунина показана в его отдельном рассказе «Солнечный удар». Это история двух уже зрелых людей, встретивших друг друга именно в тот жизненный момент, когда эта встреча была им необходима. В творчестве Бунина нет случайностей, это была судьба. Но герои не подростки, женщина связана обязательствами, и, хотя читатель видит, что это истинная любовь, эта встреча не ведет абсолютно ни к чему. Герои сходят с парома, чтобы хоть несколько часов быть вместе, однако, расставаясь с той, кого уже успел полюбить, поручик уже не знает, что делать в этом городе. «Все это было так глупо, так нелепо, что он бежал с базара». Больше ни в чем нет смысла. «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет». Любовь героев взаимна, их чувства искренние, однако их встреча ни к чему не ведет, оставляя в сердце сладкую горечь пережитых ими чувств.

«Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена», — говорит И. А. Бунин. В его понимании любовь чувство стихийное, человек не может его контролировать, но без него жизнь пуста и бессмысленна. Лучше сгореть от любви, разбить себе сердце, но полюбить, чем не испытать этого чувства вовсе!

Тема любви в произведениях И. А. Бунина

Иван Алексеевич Бунин является одним из самых видных русских писателей двадцатого века. У него замечательно получались как стихи, так и проза, как короткие рассказы, так и романы. Но все же я ценю талант Ивана Алексеевича именно за ту его часть творчества, что можно назвать «малым» жанром. И особенно мне нравятся рассказы Бунина, основной темой которых является любовь.
В этих произведениях наиболее ярко раскрывается дарование автора к описанию всего сокровенного, порой совсем необычному, к передаче идей и мыслей. Необыкновенная поэтичность привносит в повествование чувственность, что так необходимо для произведений с такой тематикой. Если проследить все творчество Бунина от начала до конца, то можно разбить его на периоды, основываясь на том, какой теме в своих произведениях он отдает предпочтение. Меня интересует сборник «Темные аллеи», написанный в годы второй мировой войны, ведь он полностью посвящен теме любви, после прочтения рассказов из него можно попытаться сформулировать основную идею, мысль автора. На мой взгляд основной «тезис» творчества Бунина заключается в цитате: «Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена». Но в любовных драмах сборника, а именно они и составляют его основу, можно также убедиться в том, что Бунин ценит лишь естественную, чистую любовь, высокое человеческое чувство, отвергая надуманные ложные впечатления. Иван Алексеевич также в своих рассказах неразрывно связывает любовь со смертью, соединяет прекрасное и ужасное. Но это не надуманная композиция, автор таким образом пытается показать читателям, как близко граничит любовь со смертью, насколько близко друг от друга две крайности.
Наиболее известны читателям рассказы «Солнечный удар», «Чистый понедельник» и «Натали». Все они отлично подходят под описание трагичной любовной истории с печальным концом, но в каждом из них Бунин открывает нам новый аспект, новый взгляд на любовь.
Герои «Солнечного удара» совершенно случайно знакомятся на пароходе. Но их мимолетное влечение не проходит бесследно для обоих персонажей. Она говорит поручику: «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». Но это потрясение касается его, лишь когда он, проводив ее на корабль, возвращается в гостиницу. Сердце его «сжалось непонятной нежностью», и «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние», ведь он не знал ни ее имени, ни фамилии. Любовь, которую поручик осознал слишком поздно, почти губит его, он готов умереть за еще один день, проведенный с ней. Но мы убеждаемся в том, что на самом деле любовь – это благо, несмотря на то, что она обрывается так стремительно, понимаем, насколько сильно и всеобъемлюще это чувство.
В новелле «Чистый понедельник», столь любимой автором, нам рассказывается о неразделенной любви героя к загадочной героине. Она не интересуется и даже отвергает многие вещи, принятые в их кругу, ее сложная натура не дает покоя герою. Отчужденность героини («ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…») разъясняется в Прощеное воскресенье, когда герои отправляются вместе на кладбище. Мы узнаем о ее увлечении стариной, кремлевскими соборами и монастырями. Героиня пытается найти смысл и опору в окружающем ее мире, но не находит, даже любовь героя не приносит ей счастья. Смысл названия в том, что героиня, не найдя красоты и духовности в современном мире, очищается от предыдущей жизни и уходит в монастырь, где, как ей кажется, она будет счастлива.
Главный герой третьего рассказа, Виталий Мещерский, оказывается сам виновным в любовной трагедии, разыгравшейся между ним, кузиной Соней и ее подругой Натали. Студент не может решить, предпочесть ли «страстное телесное упоение» к Соне или искренне и возвышенное чувство к Натали. Уход от выбора заканчивается трагическим финалом. Автор показывает нам то, что чувство Виталия к Соне напускное, а любовь к Натали истинна, доказывает ее превосходство.
В рассказах о любви И. А. Бунин утверждает, что любовь – чувство высокое и прекрасное, и человек, способный любить, высоконравственен. Несмотря на то, что любовь приносит не только радость и счастье, но и горе, страдание, - это великое чувство. И я с этим полностью согласен.