Колонна траяна описание. Колонны в национальном стиле

Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных действий в 155 сценах повествует о победе императора над коварным, но доблестным врагом.

В период с 101-го по 106 год император Траян руководил действиями десятков тысяч римских воинов, пересек Дунай по самым длинным мостам, которые в те времена мог построить человек, одержал две победы над могущественной империей варваров на их гористой земле, а затем безжалостно стер эту империю с карты Европы.


Поход Траяна на Дакию, расположенную на территории современной Румынии, был главным событием 19-летнего правления императора. Летописец похвалялся завидными трофеями: 165 тысяч килограммов золота и 331 тысяча килограммов серебра, не считая присоединения к Римской империи новой плодородной провинции.
Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. И она по сей день остается предметом научных споров.

Пополнение казны отразилось на облике Рима. В честь победы император велел выстроить форум: просторная площадь, окруженная колоннадами, две библиотеки и большое гражданское строение, известное как базилика Ульпия. Согласно восторженному описанию римского историка, форум Траяна был творением, «подобного которому смертные никогда более не создадут».

В небо над форумом вознеслась 38-метровая каменная колонна, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Снизу доверху ее оплела рельефная хроника дакских походов на манер современного комикса: в 155 сценах тысячи искусно высеченных римлян и даков маршируют, строят укрепления, плывут на кораблях, подкрадываются к врагу, сражаются, ведут переговоры, молят о пощаде и встречают смерть.

Воздвигнутая в 113 году фантастическая колонна высится над городом почти два тысячелетия. Рельефы сильно пострадали от времени, и, кроме нескольких нижних витков спирали, мало что можно разглядеть. Вокруг руины – пустые пьедесталы, расколотые плиты, обезглавленные колонны и разбитые скульптуры напоминают о былом великолепии форума.

Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. Из века в век историки изучали рельефы как наглядное пособие по истории войн, где Траян представлен героем, а правитель даков Децебал – его достойным противником. Археологи разглядывали мельчайшие детали сцен, чтобы почерпнуть сведения о вооружении, обмундировании и военных тактиках римской армии.



Чтут памятник и современные румыны: Траян разрушил Дакию дотла, и потому колонна, наряду с уцелевшими статуями поверженных воинов, – драгоценное свидетельство того, как могли выглядеть и одеваться их дакские предки.

Шло время, великие памятники прошлого превращались в груды обломков, а колонна по-прежнему поражала воображение. Художники Ренессанса в корзинах, обвязанных веревками, свешивались с вершины колонны, дабы рассмотреть ее во всех деталях. В 1588 году папа Сикст V велел увенчать монумент статуей святого Петра. Тогда же, в XVI веке были сделаны первые гипсовые слепки колонны. Они запечатлели многие детали, ныне утраченные, – загрязнение атмосферы и кислотные дожди сделали свое дело.

Колонна по сей день остается предметом научных споров. Порой кажется, что гипотез не меньше, чем фигур на рельефах, – а их ни много ни мало 2662.

С книжной полки в гостиной своей римской квартиры археолог и искусствовед Филиппо Коарелли достает свой труд – иллюстрированную историю колонны. «Это удивительное сооружение, – говорит он, перелистывая страницы с черно-белыми снимками рельефов. – Что здесь происходит? Дакские женщины истязают римских солдат? Рыдающие даки принимают яд, чтобы не попасться в плен? Похоже на телесериал».

Или на мемуары Траяна, добавляет Коарелли. Колонна была возведена между двумя библиотеками, где могла храниться хроника боевых действий в изложении самого императора-воина. По мнению Коарелли, рельефный фриз напоминает свиток – не исключено, что военный дневник Траяна был именно свитком. «Должно быть, художник исполнял волю императора», – подытоживает ученый.



Так или иначе, перед командой скульпторов стояла задача высечь иллюстрированную версию «свитка Траяна» на 17 блоках отборного каррарского мрамора. Император – главный герой истории. Он появляется в 58 сценах – дальновидный полководец, опытный политик и благочестивый властелин: вот он произносит речь, поднимая боевой дух солдат, вот задумчиво внимает советникам, а вот приносит жертвы богам. «Траян хочет предстать не только воином, – объясняет Коарелли, – но и просвещенным человеком».

Конечно, это лишь гипотеза. В какой бы форме ни записал Траян свои воспоминания, они давно канули в Лету. Сопоставляя рельефы колонны с археологическими находками из дакской столицы Сармизегетузы, ученые склоняются к мысли, что изображения свидетельствуют скорее об умонастроениях римлян, чем о реальных событиях.

У Джона Коулстона, специалиста по римской иконографии, оружию и снаряжению из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, – особое мнение. Несколько месяцев подряд он изучал рельефы с близкого расстояния, примостившись на реставраторских лесах. Собранного материала хватило на диссертацию. «Велик соблазн представить изображения с колонны в виде этакой новостной ленты или кинофильма тех времен, – говорит Коулстон. – Но все эти интерпретации – типичные натяжки, за которыми нет ни слова правды».

Ученый утверждает, что ансамбль рельефов не был подчинен общему замыслу одного мастера. Небольшие стилевые различия и явные оплошности – к примеру, меняющаяся высота фриза или окна, разрывающие сцены, – убедили шотландского ученого в том, что скульпторы высекали рельефы, что называется, на ходу, основываясь на весьма поверхностных представлениях о войне. «Хотя историкам искусства сложно отказаться от заманчивого образа талантливой творческой личности, – говорит Коулстон, – на примере колонны Траяна мы видим, что композиция рождается спонтанно, сразу на кусках мрамора под руками простых каменотесов, а отнюдь не на чертежной доске в мастерской».

По его мнению, создатели фриза скорее вдохновлялись военными событиями, чем основывались на них. Взять хотя бы главные мотивы рельефов. В изображении двух войн на удивление мало боевых действий: сцены осад и битв занимают меньше четверти фриза, при этом сам Траян ни разу не появляется на поле боя.

Легионеры – основа военной машины Рима – преимущественно занимаются строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже сбором урожая. Ко всему прочему, можно подумать, что они еще и неуязвимы – на всей колонне не отыскать ни одного павшего римского воина!

Некоторые сцены остаются неразгаданными. Зачем осажденные даки тянутся к чаше? Чтобы принять яд и тем самым избежать унижений побежденных? Или они просто хотят утолить жажду? Как объяснить шокирующее изображение женщин, истязающих факелами полураздетых связанных пленников? В интерпретации итальянцев, это жены варваров подвергают мучениям плененных римлян. Но у Эрнеста Оберландер-Тарновяну, директора Национального исторического музея Румынии, другое мнение: «Перед нами однозначно пленные даки, которых мучают разгневанные вдовы убитых римских солдат». Судя по всему, то, что мы видим, разглядывая колонну, зависит от наших симпатий – к римлянам или к дакам.

У римских политиков слово «дак» было синонимом лицемера. Именно о даках историк Тацит писал: «Они никогда не были по-настоящему верны Риму». Заключив в 89 году договор о дружбе с императором Домицианом, царь Дакии Децебал, хотя и получал от римлян деньги на защиту границ империи от набегов, сам посылал воинов грабить пограничные города союзников. В 101 году Траян выступил в поход против ненадежных даков. После почти двухлетней войны было заключено перемирие, но вскоре Децебал его нарушил.



Терпение римлян иссякло. Во время второго вторжения, в 105 году, Траян не церемонился – достаточно взглянуть на сцены, живописующие разграбление Сармизегетузы. «Походы были жестоки и разрушительны, – рассказывает Роберто Менегини, итальянский археолог, руководитель раскопок на форуме Траяна. – Посмотрите, как сражаются римляне, держа зубами за волосы отрубленные головы. Война есть война. У римских легионеров была репутация свирепых и безжалостных воинов».

Но как только даки были повержены, за них взялись римские скульпторы. Форум Траяна украшали десятки статуй статных, бородатых дакских воинов – гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Конечно, скульпторы были далеки от того, чтобы подсластить горечь поражения побежденным, большинство которых были проданы в рабство. «Ни один дак не смог бы прийти посмотреть на колонну, – говорит Менегини. – Монумент был предназначен для римских граждан и воплощал мощь имперской машины, способной покорить столь доблестный и воинственный народ».

Колонну Траяна можно считать образцом пропаганды – но, как утверждают археологи, в ее каменной летописи есть доля правды. Новейшие раскопки на территории древней Дакии, в том числе и на развалинах Сармизегетузы, приносят все больше открытий. Все детальнее прорисовывается портрет цивилизации, перешагнувшей «варварскую» ступень развития, вопреки презрительным эпитетам римлян.

У даков не было письменности, и все наши знания об их культуре прошли через фильтр римских источников. Многочисленные находки свидетельствуют о том, что Дакия царила над окрестными землями не одну сотню лет, собирая дань с соседей. Зная толк в кузнечном деле, дакские старатели добывали руду и выплавляли железо, а золотоискатели намывали золото. Венцом творения искусных мастеров были тонко отделанные украшения и оружие.

Сармизегетуза была политической и духовной столицей Дакии. Ее руины покоятся высоко в горах в самом сердце Румынии. От Рима город отделяли 1600 километров – армия Траяна шла сюда больше месяца. Сегодняшним посетителям приходится пробираться по изрытой колдобинами грунтовой дороге через ту самую неприступную долину, которая преграждала путь Траяну.

Развалины Сармизегетузы потонули в зарослях высоких буков. Даже в жаркий день по земле ползут прохладные тени. Широкая мощеная дорога ведет от толстых, наполовину вросших в землю крепостных стен к просторной поляне.

Этот зеленый оазис – терраса, высеченная в скале, – был религиозным центром Дакии. До наших дней дошли остатки зданий – смесь из древних камней и бетонных реконструкций, напоминающих о неосуществленной попытке воссоздать древний комплекс. Тройное кольцо каменных колонн очерчивает контуры некогда величественного храма, отдаленно напоминающего круглые дакские строения на рельефах колонны Траяна. Рядом низкий алтарь – каменный круг с высеченным орнаментом в виде солнечных дисков – святая святых дакской вселенной.

Последние шесть лет румынский археолог Гелу Флореа из Клужского университета имени Бабеша-Больяй проводит летние месяцы на раскопках в Сармизегетузе. Расчищенные руины, а также предметы, конфискованные у кладоискателей, свидетельствуют, что сюда проникали военные технологии из Рима, чувствуется и влияние Греции – архитектурное и художественное. «Поразительно, какими они были космополитами так высоко в горах, – говорит Флореа. – Это самое крупное поселение во всей Дакии, с удивительно сложной организацией». С помощью аэрофотосъемки археологи выявили более 260 искусственных террас, растянувшихся почти на пять километров вдоль долины. Общая площадь поселения превышала 280 гектаров.

Ученые не обнаружили следов возделанных полей – зато раскопали остатки ремесленных мастерских и домов, а также плавильные печи, тонны железных заготовок и десятки наковален. По-видимому, город был центром производства металла, снабжавшим другие дакские поселения вооружением и инструментами в обмен на золото и зерно.

Сегодня все здесь объято зеленью – и тишиной. Неподалеку от бывшего алтаря бьет маленький источник, где можно было брать воду для религиозных ритуалов. Земля под ногами, приправленная крупинками слюды, искрится в солнечных лучах. Вполголоса переговариваются немногочисленные туристы.

Трудно представить себе, что за церемонии проходили в этом городе – и что за страшная участь постигла его обитателей. В воображении всплывают клубы дыма и пронзительные крики, грабежи и резня, самоубийства и паника, изображенные на рельефах колонны Траяна.

«Римляне смели все на своем пути, – рассказывает Флореа. – От крепости камня на камне не осталось. Они хотели продемонстрировать свою мощь: смотрите, у нас есть силы, средства, мы здесь хозяева».



За падением Сармизегетузы последовало разрушение главных храмов и святилищ Дакии. Затем римляне принялись за другие города Дакийского царства. Один из рельефов у самой вершины колонны представляет кровавую развязку – деревня предана огню, жители обращаются в бегство, по опустошенной провинции бродят лишь козы да коровы.

Две войны унесли, как считают ученые, десятки тысяч жизней. По свидетельству современника, Траян взял 500 тысяч пленных, угнав из них около 10 тысяч в Рим для участия в гладиаторских сражениях, которые устраивались в честь победы 123 дня подряд.

Гордый правитель даков избавил себя от позорной участи пленника. Конец Децебала увековечен на колонне его заклятого врага: опустившись на колени под сенью дуба, дак подносит длинный изогнутый меч к собственному горлу.

«Его голова была доставлена в Рим, – писал римский историк Кассий Дион столетие спустя. – Так Дакия стала подвластной римлянам».

Колонна Траяна - один из самых известных и хорошо сохранившихся древнеримских памятников, дошедших до наших времен. Когда я стою перед ней, то перед глазами у меня нет-нет, да и промелькнёт картина не нынешнего, а античного Рима с громадой и великолепием его императорских форумов.

Это, конечно, секундное наваждение, и вновь - я вижу лишь развалины, в которых трудно угадать былое величие. И только Колонна Траяна стоит, как ни в чём ни бывало, стоит уже больше 1900 лет, практически не изменившись с тех пор. Несомненно, этот монумент заслуживает того, чтобы познакомиться с ним поближе.

История создания

Колонна возведена во славу великого императора дакийского – Марка Ульпия Траяна. Он известен своими завоеваниями, после которых Римская империя только увеличивалась в размерах и укреплялась в своей могущественности.

После покорения Дакии, Траян был провозглашен Дакийским императором . И после этого события на самом большом Римском форуме, в самом его центре и появилась памятная колонна.

Архитектором, которому мы обязаны этим монументом, который уже почти два тысячелетия остается на своем месте, стал Аполлодор Дамасский.

Архитектура

Колонна выполнена с драгоценного материала – каррарского мрамора . Условно ее можно разделить на три части:

  • капитель – верхняя часть
  • сама колонна
  • пьедестал – основание колонны

Высота памятника составляет 38 метров, а диаметр – около 4 метров.

Двадцать сложенных блоков образуют внутри пространство для лестницы со 185 ступенями , которая ведет наверх – к смотровой площадке на капители.

Лента рельефов 23 раза обвивает колонну и представляет взору эпические сцены прошлой реальности . Это изображение Дакийской войны и императора Траяна. К слову, его можно увидеть целых 93 раза!

Волны реки Истры, а ныне Дунай, военный быт и праздничные моменты побед! А лирические мотивы заключены в фигурах женщин и детей. Всего фигур на колонне можно насчитать более двух с половиной тысяч.

На пьедестале колонны высечен текст, который демонстрирует от кого и кому возведен этот мраморный монумент.

А вот и сам текст:

«Сенат и народ римский воздвигли эту колонну Императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германском, Дакийскому, Великому Понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, Императору в 6-й раз, Консулу в 6-й раз, Отцу Отечества, для того, чтобы было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений»

Внутри прямоугольного основания колонны хранится урна с прахом великого императора и его жены.

Колонна Траяна является одним из напоминаний о могуществе Римской империи и о величестве ее императоров. Сцены, изображенные на рельефе колонны, захватывают дыхание и переносят в дни, когда новые победы будоражили умы юных воинов!

  • Чтобы воплотить проект, архитектору потребовалось срыть часть склонов Квиринальского и Капитолийского холмов. Ни один из форумов, строившихся до этого, не требовал изменений природных ландшафтов таких масштабов
  • Первоначально колонну венчало скульптурное изображение орла (символ военного успеха), после смерти Траяна его сменила статуя императора, которая в свою очередь была заменена на статую Апостола Петра, украшающую верхнюю часть сооружения по сей день.
  • Кроме замены венчающих колонну скульптурных изображений других значительных изменений за свою многовековую историю сооружение не претерпело.
  • Во времена правления Траяна существовал запрет на захоронения в пределах территории города. Но после смерти императора для него было сделано исключение, прах его покоится в основании колонны, так что она является своего рода надгробием.
  • Рассматривать барельеф, стоя у основания колонны, было неудобно, поэтому римляне в свое время оборудовали для просмотра крыши двух находящихся поблизости библиотек.

Колонна Траяна была воздвигнута в период наивысшего подъема и расцвета Римской Империи. Сохранившись до наших времен практически в первозданном виде, это сооружение является не только историческим, но и архитектурным памятником , произведением искусства скульпторов.

Колонны Греции, римские и русские колонны - все они были созданы на основе элементов архаичной архитектуры и являются преемниками более старых стилей.

Колонны Парламента Греции созданы по подобию античных греческих колонн.

Колонны берут свое начало в архитектуре архаичных культур. Но на европейское зодчество наибольшее влияние оказали археологические раскопки и сохранившиеся фрагменты строений эпохи Древнего Рима. Позже, когда для европейцев стала доступной территория, где когда-то располагалась Древняя Греция, были созданы теоретические трактаты, связывающие между собой эти древние культуры и доказывающие преемственность архитектурных особенностей.

Колонны Греции

Колонны Греции получили свое развитие с появлением ордерной системы. Если есть желание украсить свой дом греческими колоннами, стоит познакомиться со стилями. Более массивной и менее декорированной была колонна дорического стиля. Позже появилась ионическая колонна, которая была более изящной, и ее украшала декорированная капитель. Более поздняя из колонн Греции - коринфская колонна с капителью, декорированной растительным орнаментом. Местом возникновения колонн дорического стиля традиционно считают побережье Эгейского моря в 4 в. до н. э. Дорические колонны не имели базы, стволы были гладкими или декорированными близко расположенными вертикальными бороздами с острыми гранями - каннелюрами, количество которых было от 16 до 20. Капители отделялись от ствола одной-четырьмя горизонтальными "шейками". В дорическом ордере у колонн под эхином бороздка, а у римских колонн в этом месте выпуклый ободок. Греческие дорические колонны ставили на стилобат, римские колонны имели базы. Рассмотрим ионический ордер колонн Греции времен античности. Ионический ордер, благодаря оценке Витрувия, считался "женским", названным так за свое изящество, стройность и резной узор капители с волютами. Такие колонны украшали, начиная с 4 в до н.э., малоазийские храмы северо-западного побережья Эгейского моря. Примером может служить храм Артемиды Эфесской. Колонна ионического ордера делится на три части: базу, ствол и капитель. База обычно опиралась квадратную плиту. Среди рельефов базы — полувалы, торусы, орнаменты и горизонтальные желобки. Капитель украшали двойные спиральные волюты - завитки. В более ранних храмах волюты располагались только в плоскости фасада, позже ионические колонны Греции стали украшать волютами в четырех плоскостях. Начиная со второй половины 5 в. до н.э. начинают создавать капители, у которых угловая волюта находится под углом 45° к фасаду.

Колонны Греции ионического ордера храма Артемиды Эфесской.

В ионическом ордере эхин находится между волютами, словно бы выходя из-под них. Эхин и абака декорировались яйцеобразными овами, листьями. На стволе располагалось 24 канелюры - глубокие борозды по вертикали. По отношению к диаметру высота колонн составляла в разный период 8:1, 9:1, 9, 52:1 (в портике восточного фасада Эрехтейона). Наверху ствол колонны более узкий, чем внизу.

Сравнение пропорций и украшений дорического и ионического ордера колонн Греции.

Коринфский ордер с капителью, украшенной лепниной в виде корзины с плодами, лентами, листьями, чаще реализовывался в римских колоннах, чем у греков, которые использовали этот ордер реже. Витрувий также объединял его с ионическом ордером, который писал, что коринфская колонна отличается от ионической только высотой.

Стили колонн Греции.

Колонны Греции архитекторы стремились расставить максимально далеко друг от друга, чтобы создать ощущение легкости строения. Например, в храме Геры Самосской, интерколумний (расстояние между колоннами) достигал 8,47 м.

Римские колонны

Колонны отреставрированных римских бань, г. Бат. Сомерсет.

Римские колонны долго считались эталоном для художников, начиная с эпохи Возрождения. Римляне позаимствовали у греков ордерную систему, а вместе с ней и колонны. Однако, у греков колонны служили для опоры сравнительно легких горизонтальных балок, а римские постройки были более массивны, и греческие колонны в качестве опор не подходили. Несущие функции возлагались в основном на стены, а колонны служили, в основном, декором, оставаясь несущими преимущественно в портиках. Римские колоннады теряют строгую соразмерность колонн Греции. Римляне внесли некоторую новизну и в ордера. Римско-дорический стиль не похож на греческий дорический: колонна становится выше (отношение диаметра к высоте в греческой колонне 1:5, а в римской - 1:7). Кроме того, пропадает утолщение в середине, свойственное колонне Греции. Римская колонна дорическая имеет прямой ствол без каннелюр, сужающийся кверху (канелюры, если все же были, начинались с 1/3 высоты), более строгий вид приобрела подушка капители, а под капителью вместо бороздки появилось выпуклое кольцо. Римские колонны ионического ордера тоже претерпели изменения. Стволы нередко изготавливаются без каннелюр, изменился и вид волют. Переделали римляне и коринфский ордер, придав ему большую роскошь: в капители появилось больше листьев аканта с закругленными концами, добавились листья лавра и других растений. Нередко элементы капители отливали из бронзы. Ствол римской колонны коринфского стиля делали монолитными из гранита или мрамора. Чаще стволы были гладкими, но если на них наносили каннелюры, то их количество было больше, чем в колоннах Греции. Среди римских колонн выделяется композитный стиль, объединяющий элементы разных ордеров. В придуманном римлянами композитном стиле соединились элементы ионической и коринфской колонны, когда над "корзиной" размещали завитки волюты. При строительстве римские зодчие могли использовать разные ордера в одном здании: дорический ордер украшал первый этаж, ионический - второй, а коринфский и композитный - верхний.

Композитная римская колонна.

У римских колонн не было столь же выверенного промежутка на фасадах, как у греческих. Иногда их группировали по две, или даже по три.

Русские колонны

Древнерусское зодчество основывалось на византийском искусстве. Знакомство с ордерной системой произошло только во времена Петра Первого, который открыл европейское искусство для России. "Русских" колонн в том же качестве, в котором они существовали в Древнем Риме и Древней Греции, как таковых не было. С внедрением европейских стилей зодчие начали возводить сооружения, украшенные колоннами в стиле классицизм - с заимствованием пропорций и декора ордерной системы, используемых в европейской архитектуре. Однако, с появлением и развитием "нео-русского" стиля ("псевдорусский) появились и "русские" колонны. Этот стиль заслуживает отдельного внимания благодаря своей красочности, яркости, сказочности. Направление псевдорусского стиля возникло в 1870-х гг. на основе народнических идей, породивших широкий интерес людей искусства к народному творчеству 16-17 вв. Поначалу это течение распространилось на загородное деревянное строительство, а затем воплотилось в каменных строениях. Дома строили из красного кирпича или белого камня, их декорировали на манер народного зодчества. В моду вошли "пузатые" и прямоугольные русские колонны и кровля, напоминающая крышу терема. Примером может служить дом купца Игумнова на Большой Якиманке в Москве архитектора Н. Позднеева, построенный в конце 19 в.

Русские колонны дома купца Игумнова на Большой Якиманке. Москва. Псевдорусский стиль, архитектор Н. Позднеев. 1888-1895 г.

Архитектура строения подверглась резкой критике со стороны архитектурного сообщества. Например, архитектор В. Стасов писал о сооружении, что в нем на " пять аршин "греческого классицизма", "три с четвертью итальянского Ренессанса", "ломтик романского", "шесть золотников готики" и "целый пуд русского". При этом он категорически отвергал мнение москвичей, что здание красиво, так как считал, что его архитектура чужда московскому духу. "Русские" колонны украшали ряд древнерусских памятников зодчества. Например, Троицкций собор Ипатьевского монастыря. В Троицкий храм вела галерея, к которой ведет с северной сто¬роны каменное крытое крыльцо, его своды поддерживаются четырьмя колон¬нами с полукруглыми арками с декором из алебастра.

Фигурные колонны у входа в Троицкий собор Ипатьевского монастыря. 1650-1652 гг.

В качестве образца русского зодчества, на который опирались сторонники неорусского стиля, был и собор Василия Блаженного (Покровский собор), построенный в 1555-1561 гг. по указу Ивана Грозного.

Прямоугольные декорированные колонны собора Василия Блаженного. 1551-1561 гг., предположительно архитектор Постник.

Образцом нео-русского стиля стало здание ГУМа архитектора А. Померанцева. (1890-1893 гг.), Исторический музей архитектора Владимира Шервуда (1875-1881 гг.)

Прямоугольные русские колонны у центрального входа в Исторический музей. Псевдорусский стиль. архитектор Владимир Шервуд. Москва. Красная площадь. 1875-1881 гг.

Украшая свой дом колоннами в том или ином стиле, можно поддержать архитектурную задумку, которая отразит идею зодчества из прошлых веков. Главное, придерживаться исторической достоверности, чтобы дизайн демонстрировал вкус и знание истории архитектуры.

Величественная колонна в , столице , напоминающая о былых победах и славе римлян. Колонна гордо возвышается над руинами Римского форума, в то время как у ее основания находится гробница императора Ульпия Траяна и его жены. Это победное сооружение было возведено в честь императора и его побед над даками. Сегодня оно входит в по версии нашего сайта.

Колонну возвели в Риме во II веке н.э. Архитектором сооружения был почитаемый императором Аполлодор Дамасский. Для его сооружения было привезено 20 блоков каррарского мрамора. Сегодня высота колонны составляет 38 метров, а вес - 40 тонн. Изнутри колонна полая. В ней находится только винтовая лестница, ведущая к площадке на капители.

Монумент на капители менялся несколько раз. Сначала там возвышалась скульптура орла, затем самого Траяна и лишь в XVI веке появилась статуя апостола Петра, которая украшает колонну по сей день. На рельефной ленте, проходящей по стволу колонны можно увидеть фрагменты из двух битв императора Траяна с даками. Всего изображено 2500 человеческих фигур, среди которых много раз повторяется сам император.

Помимо этого на рельефе можно увидеть богиню победы Нику, величественного старца Дуная и прочих аллегорических персонажей. Находится достопримечательность на форуме Траяна, недалеко от Площади Венеции и знаменитого комплекса .

Фото достопримечательности: Колонна Траяна

August 29th, 2016

Колонна Траяна - один из главных монументов, переживших падение Рима. И она по сей день остается предметом научных споров.

Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных действий в 155 сценах повествует о победе императора над коварным, но доблестным врагом.

Вот что гласит официальная версия. В период с 101-го по 106 год император Траян руководил действиями десятков тысяч римских воинов, пересек Дунай по самым длинным мостам, которые в те времена мог построить человек, одержал две победы над могущественной империей варваров на их гористой земле, а затем безжалостно стер эту империю с карты Европы.

Поход Траяна на Дакию, расположенную на территории современной Румынии, был главным событием 19-летнего правления императора. Летописец похвалялся завидными трофеями: 165 тысяч килограммов золота и 331 тысяча килограммов серебра, не считая присоединения к Римской империи новой плодородной провинции.

Фото 2.

Пополнение казны отразилось на облике Рима. В честь победы император велел выстроить форум: просторная площадь, окруженная колоннадами, две библиотеки и большое гражданское строение, известное как базилика Ульпия. Согласно восторженному описанию римского историка, форум Траяна был творением, «подобного которому смертные никогда более не создадут».

В небо над форумом вознеслась 38-метровая каменная колонна, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Снизу доверху ее оплела рельефная хроника дакских походов на манер современного комикса: в 155 сценах тысячи искусно высеченных римлян и даков маршируют, строят укрепления, плывут на кораблях, подкрадываются к врагу, сражаются, ведут переговоры, молят о пощаде и встречают смерть.

Фото 3.

Воздвигнутая в 113 году фантастическая колонна высится над городом почти два тысячелетия. Рельефы сильно пострадали от времени, и, кроме нескольких нижних витков спирали, мало что можно разглядеть. Вокруг руины - пустые пьедесталы, расколотые плиты, обезглавленные колонны и разбитые скульптуры напоминают о былом великолепии форума.

Колонна Траяна - один из главных монументов, переживших падение Рима. Из века в век историки изучали рельефы как наглядное пособие по истории войн, где Траян представлен героем, а правитель даков Децебал - его достойным противником. Археологи разглядывали мельчайшие детали сцен, чтобы почерпнуть сведения о вооружении, обмундировании и военных тактиках римской армии.

Фото 4.

Чтут памятник и современные румыны: Траян разрушил Дакию дотла, и потому колонна, наряду с уцелевшими статуями поверженных воинов, - драгоценное свидетельство того, как могли выглядеть и одеваться их дакские предки.

Шло время, великие памятники прошлого превращались в груды обломков, а колонна по-прежнему поражала воображение. Художники Ренессанса в корзинах, обвязанных веревками, свешивались с вершины колонны, дабы рассмотреть ее во всех деталях. В 1588 году папа Сикст V велел увенчать монумент статуей святого Петра. Тогда же, в XVI веке были сделаны первые гипсовые слепки колонны. Они запечатлели многие детали, ныне утраченные, - загрязнение атмосферы и кислотные дожди сделали свое дело.

Колонна по сей день остается предметом научных споров. Порой кажется, что гипотез не меньше, чем фигур на рельефах, - а их ни много ни мало 2662.

Фото 5.

С книжной полки в гостиной своей римской квартиры археолог и искусствовед Филиппо Коарелли достает свой труд - иллюстрированную историю колонны. «Это удивительное сооружение, - говорит он, перелистывая страницы с черно-белыми снимками рельефов. - Что здесь происходит? Дакские женщины истязают римских солдат? Рыдающие даки принимают яд, чтобы не попасться в плен? Похоже на телесериал».

Или на мемуары Траяна, добавляет Коарелли. Колонна была возведена между двумя библиотеками, где могла храниться хроника боевых действий в изложении самого императора-воина. По мнению Коарелли, рельефный фриз напоминает свиток - не исключено, что военный дневник Траяна был именно свитком. «Должно быть, художник исполнял волю императора», - подытоживает ученый.

Фото 6.

Так или иначе, перед командой скульпторов стояла задача высечь иллюстрированную версию «свитка Траяна» на 17 блоках отборного каррарского мрамора. Император - главный герой истории. Он появляется в 58 сценах - дальновидный полководец, опытный политик и благочестивый властелин: вот он произносит речь, поднимая боевой дух солдат, вот задумчиво внимает советникам, а вот приносит жертвы богам. «Траян хочет предстать не только воином, - объясняет Коарелли, - но и просвещенным человеком».

Конечно, это лишь гипотеза. В какой бы форме ни записал Траян свои воспоминания, они давно канули в Лету. Сопоставляя рельефы колонны с археологическими находками из дакской столицы Сармизегетузы, ученые склоняются к мысли, что изображения свидетельствуют скорее об умонастроениях римлян, чем о реальных событиях.

Фото 7.

У Джона Коулстона, специалиста по римской иконографии, оружию и снаряжению из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, - особое мнение. Несколько месяцев подряд он изучал рельефы с близкого расстояния, примостившись на реставраторских лесах. Собранного материала хватило на диссертацию. «Велик соблазн представить изображения с колонны в виде этакой новостной ленты или кинофильма тех времен, - говорит Коулстон. - Но все эти интерпретации - типичные натяжки, за которыми нет ни слова правды».

Фото 8.

Ученый утверждает, что ансамбль рельефов не был подчинен общему замыслу одного мастера. Небольшие стилевые различия и явные оплошности - к примеру, меняющаяся высота фриза или окна, разрывающие сцены, - убедили шотландского ученого в том, что скульпторы высекали рельефы, что называется, на ходу, основываясь на весьма поверхностных представлениях о войне. «Хотя историкам искусства сложно отказаться от заманчивого образа талантливой творческой личности, - говорит Коулстон, - на примере колонны Траяна мы видим, что композиция рождается спонтанно, сразу на кусках мрамора под руками простых каменотесов, а отнюдь не на чертежной доске в мастерской».

Фото 9.

По его мнению, создатели фриза скорее вдохновлялись военными событиями, чем основывались на них. Взять хотя бы главные мотивы рельефов. В изображении двух войн на удивление мало боевых действий: сцены осад и битв занимают меньше четверти фриза, при этом сам Траян ни разу не появляется на поле боя.

Легионеры - основа военной машины Рима - преимущественно занимаются строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже сбором урожая. Ко всему прочему, можно подумать, что они еще и неуязвимы - на всей колонне не отыскать ни одного павшего римского воина!

Фото 10.

Некоторые сцены остаются неразгаданными. Зачем осажденные даки тянутся к чаше? Чтобы принять яд и тем самым избежать унижений побежденных? Или они просто хотят утолить жажду? Как объяснить шокирующее изображение женщин, истязающих факелами полураздетых связанных пленников? В интерпретации итальянцев, это жены варваров подвергают мучениям плененных римлян. Но у Эрнеста Оберландер-Тарновяну, директора Национального исторического музея Румынии, другое мнение: «Перед нами однозначно пленные даки, которых мучают разгневанные вдовы убитых римских солдат». Судя по всему, то, что мы видим, разглядывая колонну, зависит от наших симпатий - к римлянам или к дакам.

У римских политиков слово «дак» было синонимом лицемера. Именно о даках историк Тацит писал: «Они никогда не были по-настоящему верны Риму». Заключив в 89 году договор о дружбе с императором Домицианом, царь Дакии Децебал, хотя и получал от римлян деньги на защиту границ империи от набегов, сам посылал воинов грабить пограничные города союзников. В 101 году Траян выступил в поход против ненадежных даков. После почти двухлетней войны было заключено перемирие, но вскоре Децебал его нарушил.

Фото 11.

Терпение римлян иссякло. Во время второго вторжения, в 105 году, Траян не церемонился - достаточно взглянуть на сцены, живописующие разграбление Сармизегетузы. «Походы были жестоки и разрушительны, - рассказывает Роберто Менегини, итальянский археолог, руководитель раскопок на форуме Траяна. - Посмотрите, как сражаются римляне, держа зубами за волосы отрубленные головы. Война есть война. У римских легионеров была репутация свирепых и безжалостных воинов».

Но как только даки были повержены, за них взялись римские скульпторы. Форум Траяна украшали десятки статуй статных, бородатых дакских воинов - гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Конечно, скульпторы были далеки от того, чтобы подсластить горечь поражения побежденным, большинство которых были проданы в рабство. «Ни один дак не смог бы прийти посмотреть на колонну, - говорит Менегини. - Монумент был предназначен для римских граждан и воплощал мощь имперской машины, способной покорить столь доблестный и воинственный народ».

Фото 12.

Колонну Траяна можно считать образцом пропаганды - но, как утверждают археологи, в ее каменной летописи есть доля правды. Новейшие раскопки на территории древней Дакии, в том числе и на развалинах Сармизегетузы, приносят все больше открытий. Все детальнее прорисовывается портрет цивилизации, перешагнувшей «варварскую» ступень развития, вопреки презрительным эпитетам римлян.

У даков не было письменности, и все наши знания об их культуре прошли через фильтр римских источников. Многочисленные находки свидетельствуют о том, что Дакия царила над окрестными землями не одну сотню лет, собирая дань с соседей. Зная толк в кузнечном деле, дакские старатели добывали руду и выплавляли железо, а золотоискатели намывали золото. Венцом творения искусных мастеров были тонко отделанные украшения и оружие.

Фото 13.

Сармизегетуза была политической и духовной столицей Дакии. Ее руины покоятся высоко в горах в самом сердце Румынии. От Рима город отделяли 1600 километров - армия Траяна шла сюда больше месяца. Сегодняшним посетителям приходится пробираться по изрытой колдобинами грунтовой дороге через ту самую неприступную долину, которая преграждала путь Траяну.

Развалины Сармизегетузы потонули в зарослях высоких буков. Даже в жаркий день по земле ползут прохладные тени. Широкая мощеная дорога ведет от толстых, наполовину вросших в землю крепостных стен к просторной поляне.

Фото 14.

Этот зеленый оазис - терраса, высеченная в скале, - был религиозным центром Дакии. До наших дней дошли остатки зданий - смесь из древних камней и бетонных реконструкций, напоминающих о неосуществленной попытке воссоздать древний комплекс. Тройное кольцо каменных колонн очерчивает контуры некогда величественного храма, отдаленно напоминающего круглые дакские строения на рельефах колонны Траяна. Рядом низкий алтарь - каменный круг с высеченным орнаментом в виде солнечных дисков - святая святых дакской вселенной.

Фото 15.

Последние шесть лет румынский археолог Гелу Флореа из Клужского университета имени Бабеша-Больяй проводит летние месяцы на раскопках в Сармизегетузе. Расчищенные руины, а также предметы, конфискованные у кладоискателей, свидетельствуют, что сюда проникали военные технологии из Рима, чувствуется и влияние Греции - архитектурное и художественное. «Поразительно, какими они были космополитами так высоко в горах, - говорит Флореа. - Это самое крупное поселение во всей Дакии, с удивительно сложной организацией». С помощью аэрофотосъемки археологи выявили более 260 искусственных террас, растянувшихся почти на пять километров вдоль долины. Общая площадь поселения превышала 280 гектаров.

Ученые не обнаружили следов возделанных полей - зато раскопали остатки ремесленных мастерских и домов, а также плавильные печи, тонны железных заготовок и десятки наковален. По-видимому, город был центром производства металла, снабжавшим другие дакские поселения вооружением и инструментами в обмен на золото и зерно.

Фото 16.

Сегодня все здесь объято зеленью - и тишиной. Неподалеку от бывшего алтаря бьет маленький источник, где можно было брать воду для религиозных ритуалов. Земля под ногами, приправленная крупинками слюды, искрится в солнечных лучах. Вполголоса переговариваются немногочисленные туристы.

Трудно представить себе, что за церемонии проходили в этом городе - и что за страшная участь постигла его обитателей. В воображении всплывают клубы дыма и пронзительные крики, грабежи и резня, самоубийства и паника, изображенные на рельефах колонны Траяна.

Фото 17.

«Римляне смели все на своем пути, - рассказывает Флореа. - От крепости камня на камне не осталось. Они хотели продемонстрировать свою мощь: смотрите, у нас есть силы, средства, мы здесь хозяева».

За падением Сармизегетузы последовало разрушение главных храмов и святилищ Дакии. Затем римляне принялись за другие города Дакийского царства. Один из рельефов у самой вершины колонны представляет кровавую развязку - деревня предана огню, жители обращаются в бегство, по опустошенной провинции бродят лишь козы да коровы.

Две войны унесли, как считают ученые, десятки тысяч жизней. По свидетельству современника, Траян взял 500 тысяч пленных, угнав из них около 10 тысяч в Рим для участия в гладиаторских сражениях, которые устраивались в честь победы 123 дня подряд.

Фото 18.

Гордый правитель даков избавил себя от позорной участи пленника. Конец Децебала увековечен на колонне его заклятого врага: опустившись на колени под сенью дуба, дак подносит длинный изогнутый меч к собственному горлу.

«Его голова была доставлена в Рим, - писал римский историк Кассий Дион столетие спустя. - Так Дакия стала подвластной римлянам».

Фото 19.

А теперь неофициальная версия: Троянская колонна как выяснилось, была возведена не раньше, а даже позже второй половины 13 века. Фигуры людей, изображенные на ней – это повествование об известной всем Троянской войне, которая произошла в 13 веке, т.е. знаменитые Крестовые походы – вот что в действительности изображено мастерами сооружения. Это не просто очередные догадки, есть несколько весомых аргументов, которые никак не могут опровергнуть данное предположение.

Фото 20.

Неопровержимые факты возникновения троянской колонны:

Вот результат анализа профессиональных фотографий изображений на колонне Траяна, сделанных в XIX и XX веках. Обнаружились интересные факты. Вот некоторые из них.

1) Странно, что на самой колонне НЕТ НИ ОДНОЙ НАДПИСИ, не упомянуто ни одного имени, ни одного названия. Единственная надпись есть лишь на цоколе, рис.8.15, рис.8.16. Кстати, любопытно сравнить состояние цоколя в XIX веке с его видом в XX веке, рис.8.17. Видно, что в XX веке цоколь заметно отреставрировали. То обстоятельство, что на самой колонне никаких надписей нет, превращает ленту изображений, винтообразно обвивающую колонну снизу доверху, рис.8.18, в длинный ряд "военных картинок". Сражения, перемирия, религиозные ритуалы, пожары, взятия городов, вереницы пленных и т.п. В частности, заявление историков, будто некоторые фигуры изображают самого императора Траяна, является лишь гипотезой, не подкрепленной никакими конкретными аргументами. Повторим, что надписей нет.

2) Скорее всего, колонна и некоторые барельефы на ней отлиты из бетона "под мрамор", рис.8.19. Видны участки, где "облезает кожа", то есть отваливается верхний тонкий слой более дорогого бетонного покрытия, наложенного на грубую бетонную основу, рис.8.20, рис.8.21. Не исключено, что некоторые изображения были изготовлены на еще не совсем застывшей поверхности колонны (или панелей). Возможно, техника была смешанной: отливки из бетона переплетались с фрагментами натурального мрамора с резьбой. Колонну Траяна могли сделать в эпоху Реформации, но при этом, вероятно, опирались на какие-то старые изображения.

Фото 21.

3) По-видимому, барельефы колонны Траяна действительно следовали какой-то старой традиции. На это указывает следующий яркий факт: на многих щитах "античных" римских воинов видны османские=атаманские полумесяцы, звезды и христианские кресты. В скалигеровской версии появление такой символики на "античном, языческом" вооружении солдат категорически невозможно. Зато в нашей реконструкции именно так и должно быть. Приведем лишь несколько из многочисленных примеров: на рис.8.22 полумесяц виден наверху щита. На рис.8.23 по два полумесяца изображено на щите в центре и щите справа. Кроме того, еще на одном правом щите изображены звезды. В центре рис.8.24 мы видим сразу четыре щита, на которых изображены полумесяцы со звездами. На щите справа - христианские кресты. На рис.8.25 полумесяц виден на щите в центре и щите справа внизу. См. также рис.8.26, рис.8.27, рис.8.28, рис.8.29, рис.8.30, рис.8.31, рис.8.32.

По-видимому, полумесяцы со звездами и христианские кресты на колонне Траяна обратили на себя внимание современных историков. И сильно "напрягли их", поскольку указывали на противоречия внутри скалигеровской версии. Выход нашли такой: упорно (очень упорно) молчать об этом факте. Во всяком случае, в известной нам литературе о колонне Траяна на данную тему хранится полное молчание.

4) Любопытно также, что за последние сто лет колонна Траяна сильно повредилась. Сравнение фотографий XIX века с фотографиями XX века ясно показывает, что изображения заметно разрушились. Появилось много выщербин, каверн, рис.8.33, рис.8.34, а также трещин, которых нет на старых фотографиях, приведенных в . Это замечание согласуется с нашим утверждением, что колонна Траяна отнюдь не такая древняя, как нас пытаются сегодня уверить. Ей, вероятно, вовсе не около 1800 лет, а не более пятисот лет. Скорость разрушения, по-видимому, более или менее постоянна. За последние сто лет рельефы заметно поветшали.

ВЫВОД. Известная колонна Траяна изготовлена в эпоху XVI-XVII веков по мотивам каких-то старых, не дошедших до нас, изображений. Посвящена, скорее всего, знаменитой Троянской войне XIII века, то есть Крестовым Походам на Царь-Град и победе Руси-Орды с союзниками.

Фото 22.

источники