Басни крылова положительные и отрицательные герои. Классификация аллегорических персонажей- животных басен крылова

Сейчас наша страна переживает страшный кризис. В стране наблюдается падение нравственности. Порой бывает, что правда на стороне тех, у кого власть и деньги; все еще встречаются люди- «звери». Страдают от этого, прежде всего, дети.

Мир материальных предметов, отражаясь в сознании ребёнка, рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них, критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы, данная особенность человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю, вступают в отношения с другими людьми, т. е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности, её духовного мира.

Проблема нравственности в трудах известных педагогов прошлого

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я. А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.

Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество» (Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании).

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В. Г. Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Непримиримость Крылова к недостаткам человеческой жизни

Своими баснями и Крылов, и якутские поэты предостерегают нас от всего недоброго, нездорового.

Крылов сумел дать басне высокий смысл и сатирическую остроту, актуальность и многозначность. Он умел создать целую картину или охарактеризовать своего героя всего несколькими словами.

Басни Крылова- основа морали, тот нравственный кодекс, на котором выросли поколения российских людей. Тот камертон добра и зла, который носит с собой каждый русский.

Незатейливые крыловские басни во многом заменили в России нравственные установления и институты.

Цель исследования:

– сопоставление и характеристика аллегорических персонажей- животных басен Крылова и якутских поэтов Р. Багатайского и Кун Дьирибинэ;

– составление картотеки персонажей;

– выявление положительных и отрицательных персонажей басен

Гипотеза: раскрытие индивидуальности каждого персонажа басен.

Задачи исследования:

– Раскрытие сущности аллегорических персонажей басен;

– Составление сопоставительной классификационной таблицы персонажей басен;

– Раскрытие морально-этических тем басен;

– Сравнительный анализ басен Крылова и якутских писателей.

Предмет исследования: аллегорические персонажи басен.

Объект исследования: басни И. А. Крылова, Рафаэля Багатайского, Кун Дьирибинэ.

Новизна работы заключается в сравнительном анализе аллегорических персонажей басен русского и якутских писателей XIX и ХХ веков.

Практическая значимость: можно использовать на уроках русской и якутской литератур как дополнительный материал.

Актуальность темы диктуется реалиями нашей жизни, ибо XXI век- век интенсивного развития науки и техники, выдвигает на первый план проблему развития нравственности у молодого поколения, когда молодежь оказалась в ситуации предельной нестабильности общественного сознания, смятения и неуверенности в завтрашнем дне, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но ещё не найдены новые ориентиры для предстоящего развития. И именно в это время я рекомендую вновь и вновь зачитываться басен русских и якутских писателей, где в иносказательной форме писатели предостерегают людей от падения нравственности.

Народность басен Крылова

В своей работе в основном буду опираться на басни И. А. Крылова, потому что в наших библиотеках не нашлось полных сборников басен Р. Багатайского и Кун Дьирибинэ, хотя, по моим сведениям, у них создано более 20 басен.

Неслыханный успех басен Крылова объясняется тем, что он вдохнул в этот жанр философско-историческое, социальное и нравственное содержание. В баснях поэт представил всю русскую жизнь в ее самых существенных противоречиях и оценил ее с точки зрения народной нравственности. Он прояснил национальные моральные нормы, выкованные в опыте трудовой истории народа, и тем способствовал самосознанию нации.

Крылова интересовал человек не в его индивидуальной психологии, а в его общественно-социальных связях и отношениях.

Крылов заимствует свои образы из фольклора. Благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев- стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.

Обобщив народные моральные нормы и нравственные представления, Крылов возвращал их в народную среду, принявшую их как свои собственные. Благодаря этому в басню хлынул широким потоком народный, разговорный язык. Каждый персонаж заговорил языком, соответствующим его положению, психологии, характеру.

Прошло более 230 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.

Басне достаточно того, что она по сути своей- и так аллегория. Первая метафора в человеческом сознании. Когда человек задумался, как ему вести себя в окружающем мире, он проиллюстрировал свое мнение примером. А обобщенный пример- и есть басня. Только на помощь пришла младенческая идея антропоморфизма: так появились говорящие лисы, львы, орлы. Зоологические герои басен не только олицетворяют пороки и добродетели. «Зоопарк» Крылова, все эти волки, львы, зайцы, ведут и свою нормальную, не условную жизнь. Так, хищники у него индивидуальны, штучны. А жертвы- все на одно лицо.

В терминологическом словаре говорится, что басня - это «краткий рассказ, более всего в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Цель басни- осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери». В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.

Первые басни

Впервые басню мы находим в древнейших памятниках письменности Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры был создан прозаический сборник басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот сборник обошел весь мир. В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Лафонтен.

На русской земле басню мы встречаем в древнейших памятниках письменности, начиная с летописей. “Притча Эзопова” - первая нецерковная печатная книга (при Петре I в 1700 г.) Далее, в XYIII веке, жизнь басни продолжили А. Кантемир, А. Сумароков, М. Ломоносов, В. Тредиаковский и многие другие. Она сделалась в это время самой распространенной, не уступая даже оде. Но наибольшим мастерством отличаются басни Ивана Крылова. Позже продолжил традиции баснописцев Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: “Это ваш род, вы нашли его”.

В ХХ веке заслужили известность басни Д. Бедного, С. В. Михалкова.

Оценка творчества Крылова В. Г. Белинским и А. С. Пушкиным

Примечательно, что и сам Крылов, и его современники полагали, что он растет как раз как раз от моралистики к высокой поэзии, и не ценили утилитарную пользу басен. «Многие в Крылове хотят видеть непременно баснописца, мы видим в нем нечто большее»,- писал В. Г. Белинский. Высоко оценил и А. С. Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”. Заслуга Крылова в достижении прописных истин.

Сопоставление персонажей басен

Я прочитала все девять томов книги Крылова, куда вошли почти все 200 его басен; прочитала басни Р. Багатайского и Кґн Дьирибинэ, составила картотеку и таблицу басен.

На основании сопоставления басен рейтинг персонажей выглядит следующим образом: в 24 баснях Крылова встречается Лиса, в 22-ти- Волк. В 19- Лев, в 18 - Собака, в 9 - Змея, в 4 - Кот, Мышь- в 9 баснях, а Осел- в 13. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. И обозначают эти звери: департаменты законов, военных дел, гражданских и духовных дел, государственной экономики.

В баснях якутских поэтов встречаются почти те же животные: вороны, куры, лягушки, мыши, кукушка, рысь, заяц, крысы, медведь и многие другие. В 3 баснях встречаются ворона и заяц, в 2-х - мышь и медведь. Где Ворона олицетворяет хвастовство («Сарып-ирип кіппґт, сахсайбыт тґґлээх, Хаа±ыр±аан саІарбыт хара Турах»; «ДьиІ кыа±а кыракый да буоллар Тураах улуутук сананар»); Заяц- трусость («Култугур кутурук Кутта±ас куобах»; «Быµый атахтаах Быыра куобах»); Медведь- власть («Сґґрэр атахтаах Сґдґ баµылыгынан Тыытылба тыІырах Тыатаа±ы обургу»)

И у Крылова, и у якутских писателей персонажи басен олицетворяют те пороки, которые присущи их современникам. Жестокость, лицемерие, невежество- вот те пороки, которым повержены наши современники и в XXI веке. И которые нам следует искоренить насовсем.

Т. о. можно сделать вывод, что в баснях и Крылова, и якутских поэтов высмеивается нравственное падение человека, которое нам нужно избежать.

Мораль басен Крылова

Например, в басне Крылова «Мартышка и очки» бичуется невежество. Пословица вторит: «Умный смиряется, дурак надувается».

Хвастаться и врать нехорошо- поучает Крылов в басне про синицу, которая грозила поджечь море.

В басне “Кукушка и Петух” разыгрывается целое представление, в котором речь идет как бы о музыкальных способностях, но на самом деле автор едко высмеивает тех, кто льстит, преследуя свои цели. Высмеивается невежество. Кукушка - это серая невзрачная птичка. Петух называет ее красавицей. Однообразное “ку-ку” сравнивает с песнями соловья. Петуха кукушка называет “мой милый петушок”, “мой куманек”. Она утверждает, что он поет “лучше райской птички”, хотя райская птичка отличается красивым опереньем, но не пеньем.

В нашей жизни все еще встречаются такие «петухи» и «кукушки». Чтобы преуспеть в жизни, некоторые льстят, подхалимничают. Своей басней Крылов предостерегает нас от таких людей.

“Волк и Ягненок”. Волк - злой, грубый, наглый, лицемерный. Он ведет себя так потому, что чувствует силу перед беззащитным Ягненком. Он заранее знает, что Ягненок ни в чем не виноват. Ягненок возражает Волку, а он все больше злится, старается найти причину, чтобы съесть его. Ягненок - испуганный, робкий. Но к концу басни он пытается доказать Волку свою правоту. Вначале он наивно верит, что Волку можно что-то доказать. Потом он понял, что напрасно тратил слова. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен. У Волка нет правды, но он силен. “Волк и Ягненок” - это горькая правда о несправедливых порядках царской России, где богатые люди безнаказанно расправлялись с беззащитными, бесправными людьми.

Эта басня созвучна нашему времени. Сейчас наша страна переживает страшный кризис. И порой бывает, что правда на стороне тех, у кого власть и деньги.

Басня «Волк на псарне» написана на события 1812 года, когда Наполеон вошел в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией. Но русские отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле.

Перспективы дальнейшей работы

В перспективе думаю работать более углубленно над текстом басен, потому что в процессе изучения данной работы возник ряд других тем: в 2007 году исполняется 195 лет Отечественной войне 1812 года, и у И. А. Крылова много басен посвящено именно этой исторической теме; затем в языке басен встречается много фразеологических оборотов, которые интересуют меня, ряд выражений из басен стали крылатыми, и это тоже представляет огромный интерес. Можно проследить связь некоторых басен с народными пословицами Как видно, тем много для дальнейшей исследовательской работы.

Заключение

В заключение еще раз скажу, что прошло более 200 лет, как басни И. А. Крылова полюбились русскому сердцу. В наши дни слава Крылова вышла далеко за национальные пределы. Крылов звучит не только на русском языке, но и почти на всех языках мира. У Крылова были великие последователи в мировой басенной литературе. Это Л. Н. Толстой, А. Толстой, Д. Бедный, С. Михалков.

Крылов был непримирим к недостаткам человеческой жизни. Басня помогала ему высмеивать скупость, лживость, лицемерие и хвастовство. Басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.

Детское сознание охотно усваивало и несло по жизни нравственные нормы, гладко изложенные в рифму при помощи интересных лисичек и петушков. На это накладывались обстоятельства российской истории. А главное, усвоенные нравственные нормы в детстве, усваиваются надежнее и долговечнее, играют важную роль в формировании ценностных ориентаций молодого поколения.

Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 им. Федора Ефимовича Федорова города Тюмени

Предмет: литература

Тема: Иван Андреевич Крылов и герои его басен

Класс: 5 класс

Учебно-методическое обеспечение:

1) Программа «Литература» 5-11 классы. Под ред. Курдюмовой Т.Ф. М.: Дрофа, 2013

2) Литература. 5 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2013

Время реализации занятия: 40 минут

Цель урока: обобщить знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А.Крылова»

Задачи урока:

Образовательные:

    проверить знания фактов биографии И.А. Крылова,

    проверить освоение учащимися знаний о басне как жанре литературы,

    проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

Воспитательные:

    воспитание культуры работы в группе;

    воспитание интереса к классической литературе.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: урок-игра.

Оборудование: компьютер, мультипроектор.

Предварительная подготовка: ч тение басен И.А. Крылова, в том числе, не предусмотренных программой; знакомство с отдельными моментами жизни баснописца; конкурс рисунков - иллюстраций к басням Крылова.

Басни, предложенные для чтения:

«Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Лебедь, щука и рак», «Лев и лисица», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Кот и повар», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Прохожие и собаки», «Крестьянин и лошадь», «Цветы», «Свинья под дубом», «Крестьянин в беде», «Кукушка и петух», «Ларчик», «Гуси», «Обоз», «Раздел», «Щука и кот», «Чиж и еж», «Листы и корни», «Парнас», «Рыбья пляска», «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Любопытный», «Осел», «Соловей», «Троеженец», «Синица», «Волки и овцы», «Василек», «Щука», «Демьянова уха», «Тришкин кафтан», «Две собаки», «Дуб и трость», «Разборчивая невеста».

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Вступительное слово учителя.

2. Литературная игра.

3. Подведение итогов.

4. Ознакомление с выставкой.

5. Домашнее задание.

6. Заключительное слово учителя.

2 мин

25 мин

3 мин

7 мин

2 мин

1 мин

Ход урока:

    Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры.

    Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point.

Для проведения игры класс делится на команды. Самый оптимальный вариант – три команды (по рядам). Игра начинается со слайда № 2. Это игровое поле (наподобие игры «Своя игра», состоящее из 7 рубрик, по 4 вопроса в каждой (всего 28 заданий).

    Урок у нас был творческий, а значит и домашнее задание будет необычным. Знаете ли вы, что такое «буриме»?
    Это род литературной игры, заключающейся в написании стихотворения, обычно шуточного, на заданные рифмы.
    Я подобрала для вас рифмы из басен Крылова. Вам надо написать на них стихи.
    1. …............................ соловей
    …………………… у ней
    ……………………. кошка
    …………………… немножко.

    2…………………….. сестрица
    …………………….. мастерица
    …………………….. голова
    ……………………. слова.

    3…………………….. день
    …………………….. тень
    …………………….шептали
    …………………… толковали.
    Вы, конечно, узнали басни «Кошка и соловей»,
    «Ворона и лисица»,

    «Листы и корни».

    Заключительное слово учителя.
    А завершить наш урок мне хотелось бы тоже словами М.Исаковского:

    « Всё знал и видел ум певца пытливый,

    Всего сильней желая одного,

    Чтоб жили жизнью вольной и счастливой,

    Народ его и Родина его!»

Задания литературной игры

    Как, с легкой руки П.Вяземского, называли И.Крылова его современники? (Здравствуй с детками своими,
    Здравствуй, дедушка Крылов)

    И.А.Крылов был неплохим художником и музыкантом. В Петербурге он выступал в квартетах с известными виртуозами. А на каком инструменте он играл? (На скрипке)

    Каким образом маленькому Крылову удалось избежать смерти, во время Пугачевского восстания? (Мать тайком вывезла Крылова в глиняном горшке (так как отец его руководил обороной Яицкой крепости, и Пугачев поклялся повесить его и его семью).

    Сколько басен написал И.А. Крылов за всю свою жизнь? (205)

    Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие. («Свинья под дубом»)

    «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте. («Лебедь, рак да щука»)

    Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Да и каждому делу учиться надо! («Квартет»)

    Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах. («Ворона и Лисица»)

    Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки! (Ворона – Лисице)

    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать… (Волк – Ягненку)

    Кумушка, мне странно это:
    Да работала ль ты в лето?.. (Муравей – Стрекозе)

    Что за уха! Да как жирна:
    Как будто янтарем подернулась она.
    Потешь же, миленький дружочек!
    Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
    Еще хоть ложечку!.. (Демьян – соседу)

    «Ларчик»

    «Кот и Повар»

    «Слон и Моська»

    «Кукушка и Петух»

    А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь).

    Кукушка хвалит петуха… (…за то, что хвалит он кукушку).

    Ты все пела? Это дело… (…так поди же попляши).

    Очки ( «Мартышка и очки»).

    Виноград ( «Лисица и виноград»).

    Зеркало ( «Зеркало и Обезьяна»).

    Сыр (« Ворона и Лисица »).

    Аллегория – это … (иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа).

    Мораль – это … (поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление)

    Порок – это … (нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека).

Шмаков Михаил

Творческая работа по литературе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Герои басен И. А. K рылова Подготовил ученик 5Б класса Шмаков Михаил

«… Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша!..»

«… Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак…»

«… Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза...»

«… Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился"...»

Памятник И. А. Крылову «Квартет» «Волк и Ягненок» «Слон и Моська»

Моя иллюстрация к басне «Квартет» в 4 классе

Предварительный просмотр:

Герои басен И.А. Крылова.

Слайд 1

Я считаю, что И.А. Крылов – самый лучший баснописец. Он написал 236 басен, которые даже были переведены на разные языки.

Слайд 2

Образы зверей у Крылова передают многоликий человеческий характер. Например, образ Лисы складывается не только из хитрости, но и лести и даже лживости одновременно.

Слайд 3

Мартышка – это невежда, и своим невежеством она только смешит читателя. Басня «Мартышка и очки» очень поучительная, и высмеивает всех невежд человеческого общества.

Слайд 4

В лице стрекозы и муравья отражены человеческие пороки и положительные качества. Стрекоза ветреная и легкомысленная. В народе таких людей действительно часто называют «стрекозой». Муравей же олицетворяет образ труженика.

Слайд 5

Осел, самоуверенный и не знающий, берется судить Соловья. Его образ символизирует человеческую глупость.

Слайд 6

Басни настолько полюбились людям, что их автору и героям даже воздвигли памятники на Патриарших Прудах в Москве.

Слайд 7

Я с детства люблю эти басни и некоторые знаю наизусть.

Введение

I. Язык басен Крылова

II. Речевая характеристика героев Крылова

  1. Сопоставление басен Эзопа, Лафонтена и Крылова
  2. Индивидуализация героев басен Крылова

Заключение

Использованная литература

Приложения

Гипотеза:

  • И.А.Крылов не ограничивается только простыми аллегориями, каждый его герой имеет свой характер.
  • выяснить, в чём новаторство Крылова-баснописца.
  • прочитать басни Крылова;
  • сравнить басни Крылова с баснями Эзопа и Лафонтена;
  • выяснить приёмы создания в баснях Крылова индивидуальных образов.

Введение

Мы с детства знаем басни дедушки Крылова. Кто не читал его басен «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука»? Ещё при жизни его узнавали простые люди на улице, показывали детям: «Вон идёт дедушка Крылов!».

Иван Андреевич Крылов - писатель редкой судьбы. Ведь первое его крупное произведение (комическая опера «Кофейница») и последнее крыловское издание («Басни в девяти книгах») разделяют 60 лет. И это при том, что жизнь он прожил нелёгкую.

Будущий великий русский баснописец родился в 1769 году в семье скромного армейского капитана. Отец рано умер, и десятилетнему мальчику пришлось сделаться кормильцем семьи - стать переписчиком судебных бумаг. Но стоило ему улучить свободную минуту, как он принимался за чтение. Книги заменяли ему учителей. Крылов с детства отличался умом и многими талантами: играл на скрипке, самоучкой изучил французский язык (а в сорок лет изучил ещё и греческий), хорошо рисовал, увлекался математикой, пробовал писать стихи. Переехав в Петербург, он увлёкся театром, сам стал писать комедии, которые пользовались большим успехом. Писатель стал одним из издателей сатирического журнала «Почта духов». Когда журнал закрыли, он основал другой журнал - «Зритель», в котором продолжал критиковать взяточничество, казнокрадство и крепостное право. В типографии провели обыск, самого Крылова подвергли допросу. Журнал был закрыт, писателю пришлось уехать из Петербурга и целых шесть лет скитаться в поисках заработка. В 1806 году вновь приезжает в Петербург и скоро поступает работать в императорскую Публичную библиотеку, которой отдал 29 лет. Скончался Крылов 21 ноября 1844 года. Хоронил писателя весь Петербург.

Крылов начал как драматург, а в памяти народной остался великим баснописцем. Как это случилось? Со слов первого биографа Крылова М.Лобанова, в 1805 году Иван Андреевич перевёл басню Лафонтена «Дуб и трость» и показал поэту и баснописцу И. Дмитриеву. Тот, прочитав, будто бы воскликнул: «Это истинно ваш род, наконец вы нашли его!» И с этой поры Крылов останавливается исключительно на сочинении басен.

Первая книжка басен вышла в 1809 году, в ней было всего 23 басни, а последнее прижизненное издание содержит 197 басен, всего Крылов создал 205.

Яркий, меткий, живой русский язык, неразрывная связь с русским фольклором, тонкий юмор отличают басни Крылова. В его баснях отразились душа и мудрость русского народа. Н. В. Гоголь отмечал, что в баснях Ивана Андреевича «… всюду Русь и Русью пахнет».

Язык басен Крылова.

Что такое басня? В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова дано такое определение: «Басня - краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение». Обычно человеческие свойства в басне олицетворяются в образах животных, растений или предметов (аллегория). Как правило, басня состоит из краткого описания одного события или факта и вывода (морали), в котором непосредственно выражена основная мысль автора. Мораль может завершать повествование («Кот и повар»), может начинать рассказ («Ворона и лисица»), но мораль может и отсутствовать, если сюжет сам ясно выражает идею басни («Стрекоза и Муравей»).

Не случайно в словарях и справочниках в качестве примеров называют басни Крылова. Иван Андреевич Крылов - поистине национальный писатель, признанный классиком ещё при жизни. Сначала Крылов занимался в основном переводами и переделками знаменитых французских басен Лафонтена («Стрекоза и муравей», «Волк и ягнёнок»). Но даже эти заимствованные басни не звучат как переводы, они - русские до мозга костей. Ведь яркий, меткий язык Крылова не мог быть заимствован ни у кого. Некоторые басни Крылова родились из русских пословиц:

Пословицы басни

Одна ласточка весны не делает «Мот и ласточка»
На волка слава, а крадёт овец Савва «Пастух»
Дай вору хоть золотую гору - воровать не перестанет «Крестьянин и лисица»
Ходила синица море зажигать, море не зажгла, а славы много наделала «Синица»
Мне хоть весь свет гори, только бы я жив был «Лягушка и Юпитер»
Что посеешь, то и пожнёшь «Волк и Кот»
Не плюй в чужой колодец, случится в нём воды испить «Лев и Мышь»

Постепенно Крылов начал находить всё больше самостоятельных сюжетов, связанных с политикой, с событиями российской жизни, с нравственными проблемами. Но главная особенность басен Крылова кроется не в сюжете или теме. Что было главной заслугой баснописца?

Писал о баснях Крылова, что их национальное своеобразие в «весёлом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться…». Гоголь назвал его басни «книгой мудрости самого народа». Именно язык - отличительная черта таланта Крылова. В его баснях впервые в русской литературе зазвучал язык простого народа.

Уличные, иногда грубоватые слова буквально хлынули в литературу. Например, в басне «Петух и жемчужное зерно»: «навозну кучу разрывая», в басне «Свинья»: «в помоях накупалась», в басне «Свинья под дубом»: «глаза продравши».

Народное просторечие особенно ясно видно в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «кумушка», «куманёк», «шейка», «деревенька», «ручеёк», «голубчик», «плутовка» и др. Связь Ивана Андреевича с устным народным творчеством доказывает широкое использование в баснях пословиц и поговорок. Например, «бедность не порок» («Откупщик и сапожник»), «дело мастера боится» («Щука и кот»), «из огня да в полымя» («Госпожа и две служанки»), «что посеял, то и жни» («Волк и Кот»), «кто в лес, кто по дрова» («Музыканты»). Крылов широко пользовался фразеологическими оборотами: «Расторговался в пух» («Фортуна и Нищий»), «Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался» («Ларец»). Притом писатель не переставал работать над языком своих басен даже после опубликования. Так, первую свою басню «Дуб и трость» он переделывал 16 раз. А в басню «Ворона и лисица», написанную в 1808 году, Крылов вносил изменения вплоть до 1815 года.

Когда Крылова спрашивали, почему он выбрал именно басни, он отвечал: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети». И.А.Крылов - первый русский писатель, произведения которого знали и любили все: и дети, и взрослые, и простые крестьяне, и знатные и богатые люди.

Речевая характеристика героев Крылова.

Сопоставление басен Эзопа, Лафонтена и Крылова

Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость в образах животных.

Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры.

Приемом речевых характеристик Крылов пользуется постоянно. Яркие примеры находим в баснях «Любопытный», «Кошка и Соловей», «Кот и Повар». Особенно мастерски передал Крылов слова Лисицы, выражающие тонкую лесть Вороне.

Выше уже было сказано, что Крылов неоднократно возвращался к своим законченным произведениям, оттачивая их язык и добиваясь большей точности и выразительности. Над самой известной своей басней «Ворона и Лисица» писатель трудился до 1815 года. Сравним, как было и как стало.
1808 год издание 1809 года издание 1811 года издание 1815 года
«Я чай, ведь соловья ты чище и нежнее» «Я чай, ведь ты поёшь и соловья нежнее»
«в зобу дух сперло» «в зобу дыханье сперло »
«И вздумав оправдать Лисицыны слова» «Тут на приветливы Лисицыны слова»
«Ворона, сидя на суку, сбиралась уж клевать кусочек свой сырку» «На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась»
«Какой умильненький носок» «Какие пёрушки! Какой носок!»
«Спой, светик, не стыдись, будь с Лисонькой дружнее: Я чай, ведь ты поёшь и соловья нежнее» «Спой, светик, не стыдись. Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица!»

В результате басня стала более выразительной и живописной.

Басня начинается с морали: Крылов осмеивает в ней «гнусную» и «вредную» лесть (подлизывание, подхалимство). Льстецом называют того, кто говорит приятную неправду с какой-то корыстной целью. Казалось бы, писатель хочет обвинить Лису, однако он высмеивает не только её, но и слишком доверчивую, глупую Ворону: виноват не только тот, кто льстит, но и тот, кто поддается лести и не может её распознать.

Тему о власти лести над человеком И.А.Крылов позаимствовал у французского баснописца Ж.Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал её у Эзопа, «отца басни» (VI век до н.э., Древняя Греция). К басне Эзопа обращались также римский баснописец Федр (VI век до н.э.), русские писатели В.Тредиаковский, Сумароков, Херасков. Но связь Ивана Андреевича с народным творчеством, с языком народных сказок была так тесна, что басня не звучит как перевод. Сопоставим басни Эзопа, Лафонтена и Крылова.

Басня Эзопа: «Удалось Ворону раздобыться куском сыра, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный ты молодец, Ворон! И цвет-то перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решил он доказать, что у него есть голос, каркнул во всё воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало». Не верь врагам - проку не выйдет.»

Басня Лафонтена:

Дядюшка Ворон, сидя на дереве,
Держал в своём клюве сыр.
Дядюшка Лис, привлечённый запахом,
Повёл с ним такую речь.
Добрый день, благородный Ворон!
Что за вид у вас! Что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, -
То вы - Феникс наших дубрав!
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв и выронил сыр.
Подхватил его Лис и молвил:
Сударь, запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, -
Вот урок вам, а урок стоит сыра.
И поклялся смущённый Ворон (но поздно!),
Что другого урока ему не понадобится.

Басня Крылова:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

В басне Эзопа прямое предупреждение: «Не верь врагам - проку не выйдет». То есть дан конкретный урок. Мораль высказана прямо.

У Лафонтена вывод шире: «…всякий льстец кормится от тех, кто его слушает», то есть льстецы живут за счёт тех, кому льстят.

У Крылова же вывод ещё более расширен: «в сердце льстец всегда отыщет уголок», а значит, добьётся всего, чего захочет.

В баснях Лафонтена и Крылова мораль словно растворяется во всём тексте и имеет обобщённое значение. У Лафонтена действие происходит будто в придворном кругу, его герои изъясняются изысканным литературным языком. У Крылова басня излагается просторечным языком, рассказчик - человек из народа, насмешливый и мудрый.
В.А Жуковский писал о Крылове: «Каждое действующее в басне его лицо имеет характер и образ, ему одному приличные». Уже с первых строк нескладная Ворона предстаёт комически-забавной в своей важности: автор подчёркивает, что она «взгромоздилась» на ель, а не села или прилетела. Глаголы передают её медлительность: «позавтракать…собралась», «да позадумалась». Глупость Вороны заключается в её преувеличенном мнении о себе.

Совсем иная Лисица, она вкрадчиво-ласковая и ловкая: «На ту беду Лиса близёхонько бежала…». В её описании Крылов использует много глаголов, обозначающих быструю реакцию: «Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит, и говорит так сладко, чуть дыша…» Лесть героини басни так преувеличена, так груба, что, кажется, в неё поверить трудно. Но Ворона поверила, она искренно чувствует себя «царь-птицей» и кажется себе прекрасной. Смысл басни в том, чтобы случайно не оказаться Вороной, а для этого надо реально оценивать свои возможности.
Крыловские герои пользуются живой разговорной речью, в которой много обращений (голубушка, светик, сестрица), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кусочек, близёхонько, глазки, шейка, голосок), просторечных слов (позадумалась, пёрушки, в зобу дыханье спёрло, была такова), метких образных выражений (вскружилась голова, чуть дыша). Крылов очень выразительно передаёт сладкую речь Лисицы, самодовольство глупой Вороны, красочно рисует их поведение и даёт персонажам меткие характеристики.

Кроме того, у Крылова не Ворон, а Ворона. В русском фольклоре птица ворон всегда была символом смерти, зловещей хищной птицей, сопровождавшей колдуний. А ворона - символом глуповатого, нерасторопного человека. Так что замена очень удачная.

Индивидуализация героев басен Крылова.

Басня Крылова «Волк и Ягнёнок» также начинается с морали: «У сильного всегда бессильный виноват». Басня актуальна и сегодня. В нашей жизни немало случаев, когда сильные и богатые диктуют свои правила и законы, не считаясь с мнением других. Они прибегают к силе тогда, когда хотят обойти закон и добиться своего. У них один закон - право сильного.

В лице Волка мы видим грубую торжествующую силу, в лице Ягнёнка - невинную жертву. Волк лицемер, нападая на жертву - ягненка, притворяется жертвой ягненка, который якобы его страшно обидел. Притом выглядит волк степенно, важно, ведет себя как потерпевший, незаслуженно обиженный. Он самоуверенный, наглый. В его речи много грубых, бранных слов (как смеешь ты, нечистым рылом, голову с тебя сорву, молчи). «Негодный!», «Щенок!», «Наглец» - так обращается он к Ягнёнку. А Ягнёнок же - вежливый, робкий, смиренный, и его обращения к Волку полны почтительности:

Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу.

Он пытается оправдаться перед Волком: «Помилуй», «Ах, я чем виноват?». Ягнёнок называет Волка «светлейшим» и «Светлостью». Значит, Волк занимает какое-то высокое положение в обществе, он хозяин положения, а Ягнёнок - бесправный, беззащитный.

Почему Волк не съел Ягнёнка сразу, просто так, без всяких обвинений? Это же проще и быстрее. Да, проще, но Волк, как особа титулованная, хочет «делу дать … законный вид и толк», чтобы незаконное выглядело законным. Его обвинения надуманны и абсолютно лишены здравого смысла. Оправдания жертвы убедительны, но они не действенны. Почему Волк не слушает доводов Ягнёнка? Всё дело в том, что он действует по законам силы, для которой мораль не существует. Волк уверен в праве сильного и поэтому ничего не хочет слышать. Когда ему уже нечего придумать, он называет истинную причину своих претензий: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

В Крылов критикует бездельников в образе Стрекозы. А почему Стрекоза попрыгунья? Что это за насекомое? Крылов взял её у Лафонтена. Там она не стрекоза, а кузнечик. И у Крылова она кузнечик, поэтому и прыгает, и «стрекочет». Дело в том, что в русском народном языке в XIX веке кузнечик назывался стрекозой, потому что он беспрерывно скрипит зазубренными ногами о крылышки. Он скрипач, танцор, певец. Поэтому «ползёт» «в муравах».

Стрекоза, пытаясь разжалобить Муравья, использует уменьшительно-ласкательные слова и языковые формы: «кум», «милой», «голубчик». Точно так же отвечает ей Муравей: «кумушка». Но эти речевые формы используются персонажами с разными целями. Можно даже сказать, что повторение муравьём форм языка стрекозы - это средство выражения иронического отношения муравья к стрекозе. Это признак того, что он понял её умысел с первых же слов.

Характеризуя своих персонажей, Крылов часто прибегает к профессиональной терминологии и фразеологии, чтобы конкретнее и полнее показать социальную и сословную типичность персонажа. Так, в басне «Купец» герой использует профессионально-жаргонные торговые словечки (конец) и грубоватые мещанские слова (сотняжка, олушек, запал, подивуйся и т. д.). Однако такие случаи у Крылова довольно редки, так как он избегает использования диалектных и жаргонных слов и выражений.

Речевая характеристика персонажей басни «Две собаки» очень искусна.

Лексика дворового пса Барбоса отличается просторечием (ну…, хоромы, сберегаючи, невпопад, в случай попал, из кожи рвусь, побои…).
Лексика Жужу показывает, что она хочет казаться культурной, изысканной (роптать, прекрасно), но просторечные слова (в довольстве, не чает, резвлюся, ежели) указывают на то, что несмотря на возвышение, он остался тем же простым псом. Интонация речи Барбоса простодушна, искренна, наивна, незлобива. Интонация Жужу пронизана притворством, снисхождением, насмешливым высокомерием, бахвальством.

Басня «Две собаки» осуждает душевное лакейство: «Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят».
В басне «Крестьянин и овца» действующие лица говорят каждый в соответствии с своим характером и своим званием. Кто-то съел двух кур крестьянина, тот подал в суд иск на Овцу. Судья Лиса говорит чиновничьим казённым языком: «Не принимать никак резонов от Овцы, понеже хоронить концы все плуты, ведомо, искусны; По справке ж явствует…».
Крылов в баснях опирается на богатство русского народного языка. Чтобы точно и выразительно охарактеризовать своих персонажей, он искусно использует приём речевых характеристик, благодаря чему все его герои имеют своё лицо и характер.

Заключение

Я прочитала басни И.А.Крылова и проанализировала речь героев. Крыловым было написано 205 басен, я исследовала 6 из них: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Стрекоза и Муравей», «Купец», «Две собаки», «Крестьянин и овца».

В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. В басне часто вместо людей действуют животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Этот приём называется аллегорией. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие, как лиса, медведь, заяц, волк. Каждый из них был наделен определенной чертой характера. Аллегорию широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Чтобы понять, что нового внес И. А. Крылов в басенный жанр, я сравнила его басню «Ворона и Лисица» с баснями Эзопа, Лафонтена. Я выяснила, что Крылов не ограничивается только простыми аллегориями, у Крылова Лисица пользуется живой разговорной речью, в которой много обращений (голубушка, светик, сестрица), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кусочек, близёхонько, глазки, шейка, голосок), просторечных слов (пёрушки). Крылов очень выразительно передаёт сладкую речь Лисицы. В этом ему помогает использование приёма речевой характеристики.

Волк из басни «Волк и Ягнёнок» - не просто жестокий разбойник, как обычно его рисуют в сказках, а лицемерный, наглый вельможа. Ягнёнок - не просто беззащитная жертва, он жертва произвола, которая пыталась доказать свою невиновность.

Вывод: великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов создал живые образы, яркие характеры.

Использованная литература

  1. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: В 4 т./ В.И.Даль. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ под ред. Н.Ю.Шведовой. - 22-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.
  3. Русская басня XVIII-XX вв. - М.: Дрофа: Вече, 2002. - 352 с. - (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
  4. Крылов И.А. Басни: в 2 т. - М.: Издательство «Правда», 1984. - 511 с.
  5. Ревякин А.И. История русской литературы XIX века: Первая половина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 542 с.
  6. И.А.Крылов в воспоминаниях современников.- М., 1982. - 227 с.
  7. Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова. // Жуковский В.А. Собр. соч.: В 4 т.- М.; Л., 1960.- Т.4.
  8. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1950.- Т.6.

1. Как давно существуют истории, которые называются БАСНЯМИ?

Басни появились 4000 лет назад.

2. Первые басни — современницы каких сказок: САМЫХ ДРЕВНИХ, ПРОСТО ДРЕВНИХ или МЕНЕЕ ДРЕВНИХ?

Первые басни – современницы просто древних сказок.

3. Кто чаще всего становится героем басен? А кого обычно касается вывод из басни?

Чаще всего героями басен являются животные, а вывод из басни всегда касается человека.

4. Докажи на любом примере, что БАСНЯ имеет тесную связь со сказкой о животных. А теперь зачитай те строчки в басне, которые отличают басню от сказки о животных.

Можно привести в качестве примера любую басню, героями которой являются животные и в которой есть
отдельно сформулированная мораль. Сначала зачитываем повествование: занимательную историю о животных. В этом сходство басни со сказкой о животных. Затем зачитываем мораль басни и отмечаем, что в сказке не бывает отдельно сформулированного вывода. Таким образом, сказка и басня отличаются по своему построению.

5. Как называются короткие произведения устного народного творчества, которые появились в то же время, что и самые первые басни? В каких случаях они используются?

Короткие произведения устного народного творчества, которые появились в то же время, что и самые первые басни, – это пословицы. Это остроумные народные выражения, с помощью которых даётся меткая оценка самым разным жизненным ситуациям. Авторы басен использовали пословицы в качестве морали в своих произведениях.

6. Приведи примеры басенных историй, которые можно назвать БРОДЯЧИМИ историями.

Это истории о Лисице и Вороне, о Лисице и винограде, о Волке и Журавле, о рыбаке и рыбке и др.

7. Сколько частей, как правило в басне? Как они называются? Где может находиться та часть, которая содержит вывод?

В басне, как правило, две части: повествование и мораль. Мораль, которая содержит вывод, может находиться как в конце, так и в начале басни.

8. Докажи на примере любой басни Крылова, что в баснях — особый смех: скорее горький, чем весёлый.

Чтобы доказать, что в баснях особый смех – скорее горький, чем весёлый, можно выбрать басню И. Крылова «Квартет». Смешным положение участников квартета делает и то, что они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантом; это вызывает горький, грустный смех, так как герои к серьёзному искусству музыкантов относятся поверхностно, не понимая, что это занятие требует таланта и умения.

9. Сочини басню, в которой будет такая мораль: «Любишь кататься — люби и саночки возить».

Бытовые ситуации, которые могут дать тему для басни с моралью-выводом: «Любишь кататься – люби и саночки возить», обсуждались в учебнике («Русский язык», 2 класс, часть 2, с. 54–55) и на уроке по литературному чтению в 3 классе (часть 2 учебника, с.15).

10. Возьми в библиотеке сборник басен Сергея Михалкова: убедись в том, что басни пишутся и в наше время!

Басни Сергея Михалкова: «Аисты и лягушки», «Заяц и черепаха», «Муха и пчела», «Слон-живописец», «Коты и мыши».

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

4000 лет назад 2500 лет назад 350 лет назад 200 лет назад Наше время
Просто древние сказки

Первые басни