Программа преподавания информатики и ИКТ Н.В. Макаровой
Примерные программы Министерства образования и науки РФ по информатике
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Базовый уровень
Статус документа
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.
Образовательный стандарт по информатике
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Базовый уровень
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Комплект Н.В. Макаровой
Все учебные издания в составе учебно-методического комплекта по информатике прошли экспертизу Федерального экспертного совета по информатике Министерства образования и получили гриф «Рекомендовано Министерством образования в качестве учебника (практикума, учебного пособия) по базовому курсу информатики».
Начальный уровень
На этом уровне учащиеся знакомятся с основными понятиями информатики и ИКТ непосредственно в процессе создания информационного объекта. Этот уровень не является обязательным в школьной программе и ориентирован на учащихся 5-6-х классов, хотя может быть реализован и на более ранних ступенях обучения. Решение о начале пропедевтического уровня принимается непосредственно на школьном совете. Методической поддержкой этого уровня служат учебник и две рабочие тетради.
Основная школа
Методическая поддержка осуществляется на основе трех учебников для учащихся и трех учебных пособий для учителей.
Старшая школа
Предлагается несколько вариантов освоения учебного предмета в зависимости от уровня подготовки учащихся на входе старшей школы и количества учебных часов, отводимых на изучение предмета в 10 -11-х классах. Методической поддержкой этого уровня служат два основных учебника и два учебных пособия – практикум по программированию и задачник по моделированию, который используется также на предыдущем уровне в основной школе.
Методические пособия
Для учителей подготовлены методические пособия, где изложена методика проведения каждого урока. Также рекомендуется программа с поурочными планами для разных классов и разного количества часов преподавания.
Муниципальное образование Белореченский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 города Белореченска
муниципального образования Белореченский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29.08.2016 года протокол № 8
Председатель _________Н. Г. Макарова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По информатике и ИКТ.
Уровень образования (класс) среднее общее образование, 10 – 11 классы.
Количество часов 68.
Учитель Авдонина Маргарита Евгеньевна
Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технические средства обучения
Модем ADSL.
Локальная сеть.
Wi -fi -роутер.
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Наушники (рабочее место ученика).
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Проектор.
Лазерный принтер черно-белый.
Программные средства
Операционная система Windows ХР и Windows 7.
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint , электронные таблицы Microsoft Excel , систему управления базами данных Microsoft Access .
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
Система программирования PascalABC .
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по информатике и информационным технологиям
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать :
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Семакин Я. Г., Шеина Т . Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Примерная программа среднего общего образования по информатике и информационным технологиям.
Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20012.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Необходимость разработки новой программы обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и связанной с этим необходимостью уделить в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
В настоящей примерной программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Цели изучения информатики в основной школе
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Место предмета в учебном плане
Информатика изучается в 7-9 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 105 ч. На инвариантную часть отводится 78 ч учебного времени, остальные 27 ч используются учителем по своему усмотрению.
Требования к результатам освоения курса
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Разработка является обучающей программой , содержащей задания и графические подсказки . Способствует успешному усвоению работы с популярной программой оптического распознавания текстов Abby Fine Reader . Будет полезна при проведении как практических занятий, так и самостоятельного изучения. Запускается программа файлом AbbyFR.exe . Все файлы и папки содержащиеся в архиве необходимы для правильной работы программы. Программа работает под управлением ОС Windows .
Эта программа позволяет интерактивно закрепить материал по основам алгебры логики. Будет удобна для 7-11 классов.
Прошу качественной критики, которая позволит доделать систему.
Реализовано:
- тренировка с кругами Эйлера
- задания на круги Эйлера
- задания на поисковые запросы (значения множеств)
Программа обновлена. Добавлено множество новых функций. Добавлено разделение по классам. Добавлены анимированные инструкции по работе с программой.
Целевая аудитория: для 9 класса
Компьютерные задания по информатике можно использовать для повторения, закрепления, практических работ, турниров и соревнований. Клавиатура не используется, только мышь.
В полной версии имеется возможность выбора любых заданий для создания отдельных практических работ.
Целевая аудитория: для учителя
Программа "ktpdat"
позволяет учителю многократно сократить время работы по составлению календарно-тематических планов.
В частности, программа существенно экономит время, необходимое для расстановки дат проведения уроков и анализа количества часов, приходящихся на изучение учебной дисциплины в календарных границах учебного периода согласно составленному расписанию уроков.
Возможности программы:
- - подходит для разных форм организации учебного процесса (четверти, модули, триместры)
- - подсчитывет количество уроков по отдельным учебным периодам
- - генерирует даты проведения уроков согласно расписанию и годовому календарному графику (в том числе, для расписания с "дробной" нагрузкой)
- - позволяет выбирать форму календаря (Вс, Вс+Праздники РФ, Праздники РФ, без выходных и праздничных дней), что позволяет использовать её педагогам дополнительного образования и педагогам из зарубежных стран
- - имеет интуитивно понятный интерфейс, удобно расположенные элементы управления, многочисленные подсказки и защиту от непродуманных действий пользователя
Так выглядит лист "Календарь", предназначенный для ввода данных:
Программа выдаёт даты проведения уроков в выбранном формате и количество уроков по учебным периодам:
Остаётся только вставить полученные даты уроков в Ваши календарно-тематические планы.
Программа протестирована в Excel 2003 и Excel 2007
Обновление от 28.08.2019: Добавлена версия новая версия программы ktpdat-2019_0.2 (v53)
Целевая аудитория: для учителя
Программа состоит из 24 заданий (17 основных и 7 бонусов) на разные темы: единицы измерения информации, устройство компьютера, программное обеспечение, логика, алгоритмы, адресация в сети Интернет.
В конце программы итог: сумма набранных баллов, количество пройденных заданий и бонусов, время прохождения.
Целевая аудитория: для учителя
Предлагается решить за 100 секунд наибольшее количество примеров. Имеется рейтинг лучших "решателей" (соревновательный элемент).
Опробовано на 7-9 классах. Детям нравится.
Пересобирал с питона на.exe, поэтому размер большой. Буду улучшать по мере роста умений.
Небольшие компьютерные практические работы по информатике. Однотипные задания по темам: "Единицы измерения", "Составление алгоритма", "Кодирование информации", "Отбор файлов по маске".
Можно использовать для повторения и закрепления материала, а также для проведения различных внеклассных мероприятий.
Целевая аудитория: для 8 класса
Элективный по выбору “Компьютерная графика” содержит теоретические и практические сведения по вопросам, касающимся умения работать в текстовых и графических редакторах.
После окончания этого курса учащиеся должны будут иметь более полное представление о компьютерной графике и разновидностях тех программах, которые работают с графикой. Возможно некоторые из них свяжут с этим свою будущую профессию.
Данный курс направлен на:
- Формирование умений и навыков работать в текстовых, графических редакторах, умения создавать публикации и простейшие презентации.
- Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
- Развитие памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры.
- Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
- Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.
- Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК
Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий на персональном компьютере с целью применения на практике полученных теоретических знаний.
Целевая аудитория: для 5 класса
В Demo-версии доступны не все листы и ограничены некоторые функции журнала. Demo-версия создана с целью ознакомления с основными функциями журнала.
Итак, функции Demo-версии:
- Автоматический подсчет количества пропусков по каждому учащемуся;
- Автоматический подсчет процентов качества и успеваемости по классу за весь год обучения и отдельно по четвертям;
- Автоматическое построение диаграмм успеваемости по четвертям в конкретном классе.
- Автоматический подсчет всех оценок четверти за весь год обучения.
В данной версии недоступны для редактирования и использования два листа: Итоги четверти и отчет успеваемости по всем классам конкретного учителя.
Итак, Trial-версия дополнительно содержит:
- Автоматический подсчет всех оценок по всем классам и всем предметам одного конкретного педагога;
- Автоматическое построение диаграмм итогов успеваемости по всем классам учителя за четверти и год;
- Автоматическое формирование листа Отчет успеваемости учителя-предметника
Целевая аудитория: для учителя