Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий

Екатерина Боровко
Семинар «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ»

«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ »

«Здоровье детей - здоровье нации . Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах , в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования . По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы , в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ .

Это один из видов современных инновационных технологий , которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ . Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность :

Формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье ;

Организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей .

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы . Использование таких технологий решает целый ряд задач :

Закладывание фундамента хорошего физического здоровья ;

Повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников ;

Проведение профилактической оздоровительной работы ;

Ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни ;

Мотивация детей на здоровый образ жизни ;

Формирование полезных привычек;

Формирование валеологических навыков;

Формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью .

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников , в ДОУ используются различные виды современных :

Медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей , противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);

Физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания , организация прогулок и т. д.)

Валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни , обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

Валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения , мотивация к здоровому образу жизни , расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков) .

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников .

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий , которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в :

Смене вида деятельности;

Предупреждении утомляемости;

Снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

Активизации кровообращения ;

Активизации мышления;

Повышении интереса детей к ходу занятия;

Создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.) . Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий .

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка .

Использование дыхательной гимнастики помогает :

Улучшить работу внутренних органов;

Активизировать мозговое кровообращение , повысить насыщение организма кислородом;

Тренировать дыхательный аппарата;

Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

Повысить защитные механизмы организма;

Восстановить душевное равновесие, успокоиться;

Развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий) . Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика - это вид здоровьесберегающих технологий , который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию :

Осязательных ощущений;

Координации движений пальцев и рук;

Творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений :

Действия с предметами или материалами;

Пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для :

Снятия напряжения;

Предупреждения утомления;

Тренировки глазных мышц;

Укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы) . Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям , которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья . Цель психогимнастики заключается в следующем :

Проведение психофизической разрядки;

Развитие познавательных психических процессов ;

Нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

Коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогимнастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание :

Этюдов с использованием мимики и пантомимы;

Этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

Этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости» , когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер . Цель ритмопластики :

Восполнение «двигательного дефицита» ;

Развитие двигательной сферы детей;

Укрепление мышечного корсета;

Совершенствование познавательных процессов ;

Формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх , в ходе которых у них будет возможность :

Проявить эмоции, переживания, фантазию;

Самовыразиться;

Снять психоэмоциональное напряжение;

Избавиться от страхов;

Стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников , поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит :

Улучшение самочувствия и настроения детей;

Профилактика простудных заболеваний;

Решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна) . Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды :

Фитотерапию; цветотерапию; музыкотерапию; витаминотерапию;

физиотерапию; гелиотерапию; песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС - сохранение и укрепление здоровья детей , что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса . Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.


Введение

1.3 Мониторинг

Приложения


Введение


Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление и сохранение физического, психического, социального здоровья детей, должны приносить ощутимые результаты.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней "цивилизации", чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Вся работа по адаптации ребенка к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни (валеологии) в дошкольных учреждениях часто проводится спонтанно, поэтому назрела необходимость полодифференцированного подхода в физическом воспитании детей. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин.

Если основы полоролевого воспитания не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

Все это и определило содержание работы по дифференцированному подходу к физическому воспитанию и обучению мальчиков и девочек.

1. Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий


1.1 Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в ДОУ


Здоровье детей - богатство нации. Коль здоровье - богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения.

О проблемах здоровья говорят все больше, а здоровых детей год от года становится все меньше.

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет 10%, то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни.

Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Поэтому возникли вопросы: "Как мы, взрослые, можем помочь нашим детям стать действительно здоровыми?

Как выработать у ребенка разумное отношение к собственному организму, научить его вести здоровый образ жизни, помочь сохранить и улучшить здоровье? Как найти ответы на эти непростые вопросы?"

Целью работы стал поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, создания здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Общеизвестно, что физкультурно-оздоровительная работа является одним из основополагающих факторов здоровья и совершенствования психофизического развития детей.

Для повышения эффективности этой работы в практику помимо традиционных физкультурно-оздоровительных методов внедряются новые здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранить и укрепить здоровье дошкольников, а также предупредить невратическое состояние, связанное с перенапряжением детского организма.


Здоровьесберегающая образовательная технология - это совокупность принципов, приемов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьясбережения.

Здоровьесберегающая среда включает несколько компонентов:

·режим дня

·сбалансированное питание

·предметно-развивающее пространство группы, физкультурного зала

·взаимодействие ДОУ, семьи, социальных институтов и институтов детства

Развивающая направленность здоровьесберегающей среды обеспечивает эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья дошкольни - ков, максимальное развитие творческого потенциала, физических и интеллектуальных возможностей.

1.2 Методы оздоровления дошкольников


Процесс формирования здоровья детей - это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нем пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты. Только при координации усилий во всех выше перечисленных аспектах, организации всей последовательной цепочки оздоровительных мероприятий, с учетом специфики каждого периода детского онтогенеза, и только опираясь на мотивацию здорового поведения ребенка, можно достигнуть успеха в этой работе.

При этом выбор методов оздоровления осуществляют:

.С учетом индивидуальных особенностей и уровня здоровья;

2.Используют методы, способствовавшие развитию основных факторов здоровья, а именно: активности, личности, ответственности, самостоятельности, осознанию значимости (ценности) своего здоровья, потребности развития, потребности самоактуализации, повышению веры в свои возможности;

.Создают образовательную среду, обеспечивающую систему всех стресcо - образующих факторов учебно-воспитательного процесса: атмосферу доброжелательности, веры в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха, необходимой не только для познавательного процесса, но и для нормального психофизиологического состояния.


1.3 Мониторинг


Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий используют мониторинг состояния здоровья воспитанников , что важно для своевременного выявления отклонений.

здоровьесберегающая технология дошкольное учреждение

Мониторинг необходим не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, темпа и гармоничности развития, но и для осуществления последующей коррекционно-реабилитационной работы в детском саду. На основе принятых критериев мониторинга определяют уровень физического здоровья детей, что позволяет определить состояние опорно-двигательного аппарата и мышечной системы ребенка. Проведенные исследования показали, что ранняя диагностика патологии некоторых функциональных систем детского организма и своевременное проведение реабилитационных мероприятий значительно расширяют его резервные возможности и повышают уровень двигательного и физиологического развития ребенка, а также к концу года его уровень повышается за счет регулярно проводимых мероприятий. Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установить динамику его психологических, деятельностных и эмоциональных качеств. Комплексная диагностика позволяет своевременно выявить факторы риска для здоровья и развития ребенка. Осмотры детей узкими специалистами детской поликлиники, анализ данных обследования используют для объективной оценки состояния здоровья детей и планирования коррекционно-оздоровительной работы (см. приложения 1; 2; 3, стр.15; 16).

2. Дифференцированный подход в решении валеологической задачи ДОУ


Приоритетной задачей детского сада является воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни средствами валеологии. Новое (валеологическое) направление потребовало новых знаний, изучение новых технологий. Знакомство с трудами Израиля Брехмана (доктор медицинских наук, профессор, академик Академии технологических наук): "Начало пути", "Валеология: лекарство для здоровья", "Проблемы обучения человека здоровью"; помогло усвоению программы по валеологии и физической культуре Казаковцевой Т.С. "Здоровье с детства" и "Основы практической валеологии" Латохиной Л. И.; "Воспитание здорового ребенка" Маханевой М.Д. и т.д. Сегодня наиболее актуальным и наименее разработанным является вопрос учета пола ребенка на физкультурных занятиях (организация физкультурных занятий на основе дифференцированного подхода).


2.1 Физиологические особенности мальчиков и девочек


Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Анализ программы "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается "усредненное" существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С. Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П. Хризман, 1978). К сожалению, результаты их научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере. Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, гемофилия, заикание, неврозы. По данным Т.М. Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.

Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода, однако в большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей, как и все дошкольное воспитание ориентировано на "условного ребенка" а не на мальчика и девочку. Те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Основываясь на исследованиях в области медицины, педагогики, физической культуры и соотношения мальчиков и девочек в группах старшего возраста, организуя процесс физического воспитания детей, нужно учитывать их половые особенности.

К 6-7 годам каждый ребенок находит свои интересы и проявляет способности в каком либо виде спорта. Ясно, что девочки, это не мальчики, их отношение к спорту не может быть одинаковое. Разница между мальчиком и девочкой спортивными достижениями естественно и закономерно и поэтому всегда будет существовать в силу, прежде всего природных функциональных и морфофункциональных особенностей женского и мужского организма. Мозг мальчиков и девочек работает не одинаково. Они по-разному слышат, видят, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по - разному осмысливают все. Мальчики больше ориентируются на принцип наглядности, а девочки - на принцип вербальности (мальчики на действия, а девочки на речевое содержание). Задача состоит в том, чтобы вовремя это заметить. С этой целью проводится исследование по изучению количественного состава мальчиков и девочек в старших группах детского сада (см. приложение 4, стр.16).

Что же касается формирования полоролевой ориентации, активности в общении в связи с полоролевой принадлежностью, то в этом плане ключевая роль принадлежит семье. Влияние родителей проявляется как прямым способом - посредством демонстрации образцов поведения, внушения, оценки, так и косвенным - формированием представлений о роли мужчины (маскулинной) и женщины (феминной). Формирование мужского стиля поведения мальчиков затрудняется тем, что большинство специалистов ДОУ - женщины. Они и воспитывают в детях феминные качества. К тому же в семье мальчики больше общаются с мамами и достаточное количество в детском саду неполных семей. Как представляют родители качества, которые необходимо развивать и воспитывать у своих детей? Есть ли на самом деле, по их мнению, различия в проявлениях этих качеств у мальчиков и девочек? Наконец, каковы их суждения относительно развития физической активности ребенка? На эти вопросы можно ответить с помощью анкетирования.

Полученные данные проанализировать в следующих направлениях: а) в целом по дошкольникам (независимо от пола); б) с учетом пола (см. приложение 5; 6, стр.17).

Родители по-разному характеризуют двигательную активность мальчиков и девочек. Анкета помогает выявить представления родителей и о том, какими качествами характера следует уделять больше внимания в воспитании детей независимо от их пола. Таблицы свидетельствуют: родители выделяют у мальчиков комплекс традиционно мужских качеств, у девочек - женских.

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола . У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков больше места занимают движения скоростно-силового характера: бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры, а девочки предпочитают игры с мячом, упражнения в равновесии, танцевальные упражнения. И в то же время, такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам и девочкам в равной степени.


2.2 Дифференцированный подход в физическом воспитании


Сегодня появилась реальная возможность не декларативно, а на деле учитывать половые особенности детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями, что позволяет разработать структуру, содержание и методику таких занятий. В результате применения дифференцированного подхода к организации занятий с детьми стало возможным избирательно воздействовать на двигательную активность мальчиков и девочек, на становление их личностных качеств; корректировать их физическое развитие с учетом функциональных особенностей организма и динамики становления физических качеств.

Экспериментальные занятия включают следующие виды движений: для мальчиков: бег, преодоление препятствий, акробатические элементы, разные виды прыжков, элементы борьбы, различные игры, соревнования. Для девочек: упражнения с лентами, обручами, шарфами и т.д. Практика показала превосходство мальчиков в уровне развития основных видов движения и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.

В связи с этим организуются физкультурные занятия следующим образом: часть занятий проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола и каждая группа выполняет свое задание) либо занятие проводится отдельно. На таких занятиях девочкам и мальчикам предъявляю разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затратами дополнительных усилий (для мальчиков) пластичности, выразительности, грациозности (для девочек), (см. приложение 8, стр.21)

Каждое занятие несет в себе определенную "оздоровительную дозу" в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, т.е. физиологически обоснованной. Занятия физическими упражнениями занимают одну из ведущих мест, так как имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Такие же методы используются в составлении и организации спортивных праздников и досугов (см. приложение 7, стр.18)


2.3 Особенности внедрения дифференцированного подхода дошкольников


Изучив и проанализировав педагогическую практику, сталкиваешься с такими трудностями:

·Фактически не одно методическое пособие для воспитателя детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек.

·Не все научные разработки заканчиваются методическими рекомендациями, которые могли бы быть использованы в практической работе. С одной стороны расширение спектра средств физического совершенствования дошкольников может только приветствоваться, с другой - руководитель физического воспитания не всегда знает, как внедрить здоровьесберегающую технологию, чтобы не нанести вреда здоровью ребенка; это затрудняет его работу и свидетельствует о необходимости методического сопровождения.

·Условия, созданные в дошкольном учреждении для проведения физкультурно-оздоровительной работы зачастую неприспособленны.

Учет половых особенностей позволяет, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой. Следует придерживаться принципу, не подавлять стремление детей заниматься определенным видам двигательной деятельности, если это не вредит его здоровью. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против двигательной деятельности.

Это и является спецификой внедрения здоровьесберегающих технологий и основной задачей родителей и педагогов дошкольного учреждения.

Благодаря целенаправленным и систематическим занятиям физической культуры с учетом пола детей, воспитанники способны дифференцировать свои мышечные усилия, удовлетворять естественную потребность в движении, владеют двигательными навыками и умениями, проявляют большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях, приобретают половые стереотипы поведения.

Нет сомнения, что у многих руководителей физического воспитания, работающих не один год, накопился материал собственных наблюдений за поведением детей разного пола. Объединение всех этих исследований и материалов, направленных на изучение индивидуальности у ребенка, в процессе занятий физическими упражнениями и конкретные рекомендации могли бы значительно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.


  1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций, двигательной активности.
  2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения.
  3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.
  5. Делая замечание мальчику, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.
  6. Делая замечание девочки, помните о эмоциональной бурной реакции. Спокойно разберите ошибки.
  7. Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого "эмоционального" полушария). Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого "логического" полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  8. Не забывайте, что оценка, данная вами ребенку, всегда субъективна и зависит от ваших индивидуальных психических особенностей.
  9. Вы должны не учить ребенка, а развить у него желание учиться
  10. Для ребенка нормально что-либо не знать, не уметь, ошибаться.
  11. Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
  12. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

1.Бочарова Я. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. 1997. № 12.

2.Ефименко Я. Театр физического развития и оздоровления. М., 1999.

.Репина ТА. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка. М., 1995.

.Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб., 2001.

.Богина Т.И. Современные методы оздоровления дошкольников. - М.: Издательство МИПКРО, 2001.

.Брагина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - М.: Сфера, 2007.

.Голицына Н.С., Щумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. - М.: Скрипторий 2003, 2007.

.Доскин В.А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2002.

.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М: АРКТИ, 2000.

.Пензулаева Л.И. Растем здоровыми и крепкими: Книга для родителей и детей 5-6 лет. - М.: Дрофа, 2000.

.Федорцева М. Б, Шелкунова Т.В. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие - МОУ ДПО ИПК Новокузнецк, 2009.

.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сборник инновационного опыта - М.: Илекса, народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.

Приложения


Приложение 5


Представления родителей о качествах, которые необходимо развивать и воспитывать у детей. У мальчиковУ девочекНезависимо от полаМужественность Смелость Храбрость Бесстрашие Честность Скромность Аккуратность Женственность Мягкость пластичностьДоброта Ответственность Трудолюбие Коммуникабельность Отзывчивость Уверенность в себе Самостоятельность Вежливость

Приложение 6


Оценка родителями физической активности ребенка, % Родители девочекРодители мальчиковРеальная (какая есть у ребенка) Высокая Средняя Низкая 30% 60% 10% 70% 20% 10%Идеальная (какая должна быть у ребенка) Высокая Средняя Низкая 20% 80% 90% 10%

Приложение 7


Сценарий спортивного досуга "Мама, папа, я - спортивная семья"

ЦЕЛИ:

  1. Совершенствовать основные двигательные навыки (бег, прыжки, ползание) в подвижных играх и эстафетах.
  2. Дифференцированно оценивать действия детей: у мальчиков отмечать качество выполнения задания - четкость, ритмичность, правильность; у девочек - грациозность, гибкость, выразительность.
  3. Стимулировать двигательную самостоятельность детей.

ОБОРУДОВАНИЕ

Два мяча, 2 кегли, бутафорские конфеты и мороженое, рисунки-плакаты детей, гири, модули для полосы препятствий, 2 большие пирамиды, 2 зонта, 2 пары калош, воздушные шары.

Место проведения: спортивный зал.

Парад участников под музыку.

Ведущий. Приветствую вас на спортивном празднике. Сегодня вас ожидает много сюрпризов. Вот один из них: встречайте наших гостей!

Под спортивный марш входят родители в спортивной форме, проходят по кругу под аплодисменты присутствующих и становятся шеренгой у центральной стены.

Родители

Всем ребятам наш привет!

И такое слово - спорт любите с малых лет,

Будете здоровы!

Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно.

Только надо знать как здоровым стать!

Приучай себя к порядку - делай каждый день зарядку,

Смейся веселей, будешь здоровей!

Спорт, ребята, очень нужен!

Мы со спортом крепко дружим!

Спорт - помощник, спорт - здоровье,

Спорт - игра, физкульт - ура!

Все собрались, все готовы?

Ну, тогда не ленись, на разминку становись!

Все участники выполняют музыкально-ритмические упражнения, которые показывает ведущий.

Ведущий

Что же, будем развлекаться, бегать и тренироваться.

На команды разделитесь, в две колонны становитесь.

Участники делятся на две команды со своими эмблемами - "Бодрячок" и "Крепыш". Ведущий представляет жюри и показывает табло, на котором под эмблемами прикреплены корзины, в которые за каждый выигранный конкурс положат мяч.

Внимание, внимание! Начинаем соревнование!

Разберем мы пирамидку: раз - два-три - четыре - пять.

А сейчас вам предстоит быстренько ее собрать.

"Собери пирамидку"

Около каждой команды рассыпаны кольца. По сигналу первые игроки берут по одному кольцу, подбегают к стержню и надевают на него кольцо, передают эстафету следующему игроку.

Ведущий

Вы слегка поупражнялись, хорошенечко размялись.

"Семейная эстафета с мячом"

Девочки и мамы ведут мяч рукой и забивают в кольцо. Мальчики и папы ведут мяч ногой и забивают в кольцо.

Ведущий. Следующий конкурс для наших сильных мужчин.

Предлагаю в схеме разобраться

И построить полосу препятствий.

"Строители"

Папы и сыновья строят полосы препятствий по схемам.

Ведущий

Что ж, построили преграды, Теперь преодолеть их надо.

"Дружная семейка"

Преодоление полосы препятствий всей семьей.

Ведущий . Следующий конкурс для хозяюшек-чистюль.

"Наведи порядок"

Мамы и девочки убирают модули на место.

Ведущий. Предлагаю родителям отдохнуть.

Раздается крик. Появляется Карлсон. Он едет на самокате, в сумке калоши и два зонта.

Карлсон . Подождите! Подождите! Ой-ой! Опоздал! (Достает подушку, ложится на нее, обвязывает голову полотенцем.)

Ведущий. Карлсон, ты что разлегся? Вставай! У нас спортивный праздник, а ты лежишь.

Карлсон. Опоздал! Я так торопился, спешил и, наверное, заболел! И никто меня уже не вылечит!

Ведущий. Ребята, что же делать? Как помочь Карлсону? А вы случайно не знаете, что любит Карлсон?

Дети . Варенье.

Карлсон . Да, да!!! Правильно!

Ведущий . К сожалению, у нас с собой нет варенья, но зато мы можем угостить тебя конфетами.

"Угости Карлсона конфетой"

Перед командами на веревке висят большие конфеты из фольги. По сигналу участники подбегают к веревке, срывают конфету и бегут, кладут Карлсону в сумку.

Карлсон. Ой, полегче стало.

Ведущий. А скажи-ка нам, Карлсон, чем ты занят по утрам?

Карлсон. Я, ребята, долго сплю, до полудня я храплю.

Ведущий. Расскажи нам по порядку: Часто делаешь зарядку?

Спортом занимаешься? Водою закаляешься?

Карлсон

Нет, зарядки-то, ребята, я не делал никогда.

Закаляться?

Страшно, братцы, ведь холодная вода!

Может средство есть такое?

Чтобы сильным, ловким стать, от других не отставать?

Первый ребенок

Тебе откроем мы секрет - в мире нет рецепта лучше:

Будь со спортом неразлучен, проживешь тогда сто лет!

Чтоб не болеть и не простужаться, ты зарядкой должен заниматься!

Второй ребенок

Чтобы сильным, ловким быть, нужно с солнышком дружить,

Утром раньше всех вставать и зарядку выполнять.

Третий ребенок

Все мы любим физкультуру, любим бегать и скакать,

Умываться тоже любим, очень любим танцевать.

Рядом с нами ты вставай и за нами повторяй!

Танец "Зверобика" (Раз, два, три - ну-ка повтори!)

Дети встают в шеренгу, родители на противоположной стороне, лицом друг к другу. Дети исполняют танец, родители повторяют движения. Карлсон кривляется и всех смешит.

Ведущий

Неважно получается., но Карлсон так старается!

Как следует поучится и сразу все получится!

А скажи, Карлсон, зачем тебе калоши, зонтик? Ведь сегодня такая хорошая погода!

Карлсон (хитро). А-а! Это я не случайно захватил их с крыши. На всякий случай. Один раз так бежал от дождя! Хотите посмотреть, как это было? (Показывает, дети смеются.) Смеетесь? А у вас-то и так не получится!

Ведущий. А это мы проверим! И заодно покажем тебе, как ведут себя настоящие мужчины, когда начинается дождь.

"Дождливая погода"

Девочки надевают калоши, бегут "змейкой" между "лужами", а мальчики держат в это время над девочками зонт. Передают калоши и зонт следующей паре. Родители выполняют то же самое.

Карлсон. Вы, ребята, молодцы! С вами буду я дружить и научу играть в свою любимую игру (выносит воздушные шары).

"Воздушный волейбол"

Участники двух команд стоят напротив друг друга, между ними натянута лента. Нужно перебросить как можно больше шаров на сторону соперника.

Жюри подводит итоги, вручает дипломы и медали.

Приложение 8


План - конспект занятия по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста с учетом пола ребенка

Задачи:

1. Закреплять и совершенствовать двигательные навыки и умения, предоставлять возможность развивать познавательный интерес детей.

Упражнять в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки.

Закреплять навык энергичного отталкивания и приземления на полусогнутые ноги в прыжках, развивать силу - у мальчиков; упражнять в сохранении устойчивого равновесия, развивать гибкость и чувство ритма - у девочек. Оборудование: гимнастические палки, скамейка, шнур, обручи 5 штук, 3-4 гимнастических мата, ленточки по количеству детей.

Ход занятия:

Вводная часть . Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения; перестроение в колонну по одному, в круг. Ходьба и бег по кругу взявшись за руки, со сменой темпа. Дыхательное упражнение "Петушок:

Основная часть

Общеразвивающие упражнения (с гимнастической палкой).

·И. п. - основная стойка, палка вниз, хват на ширине плеч.

Палку вверх, отвести правую ногу назад на носок;

Тоже левой ногой.5-6 раз.

·И. п. - основная стойка, палка вниз.

2 - присесть, палку вынести вперед, руки прямые;

4-и. п.5 раз.

·И. п. - стойка ноги на ширине плеч, палка на лопатках, хват сверху;

Поворот туловища вправо;

И. п. То же влево.5-6 раз.

·И. п. - сидя ноги врозь, палка на бедрах.

Палку вверх;

Наклон вперед к правой ноге, коснуться носка;

Выпрямиться, палку вверх;

И. п. То же к левой ноге.5-6 раз.

·И. п. - основная стойка палка вниз.

Шаг вправо, палку вверх;

И. п. То же влево.5-6 раз.

·И. п. - основная стойка палка на плечах хват сверху.

Прыжком ноги врозь;

Прыжком ноги вместе.

Под счет 1-8.2-3 раз.

Основные виды движений :

1. Равновесие: ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, руки в стороны (девочки) 2-3 раза;

ходьба боком по шнуру, руки на поясе - (мальчики) 2-3 раза.

Прыжки: прыжок в длину с места (мальчики) 5-6 раз; прыжки с продвижением вперед из обруча в обруч (девочки) 4-5раз.

Мальчики - упражнения на кольцах "вис и уголок"; девочки на гимнастических матах - "корзиночка", "мостик".

Подвижная игра "Ловишка с лентами".

Заключительная часть .

Игра малой подвижности "Жуки и бабочки".


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вашему вниманию опыт своей работы по теме .

Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества. Отрадно заметить, что в настоящее время система образования повернулась лицом к проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения. Так, современный воспитательно-образовательный процесс, в том числе новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают не просто формирование у дошкольников определённых знаний, умений и навыков, а воспитание здоровой личности. В нём сформулирован перечень задач государственной политики в сфере образования, на решение которых направлена реализация данного педагогического опыта. Охрана здоровья обучающихся в образовательной организации входит в число приоритетов действующего Закона “Об образовании”. В связи с данной тенденцией возрастает значимость физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Именно поэтому «повышение индекса здоровья воспитанников путём комплексного подхода к осуществлению оздоровительной работы и взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников» - становится годовой задачей нашего ДОУ и задачей программы развития.

Здоровье воспитанников является важным показателем результатов работы. Мониторинг здоровья моей группы за 2016-2017 года показывает высокую заболеваемость. С переходом детей из группы раннего возраста в младшую группу положительная динамика в укреплении здоровья присутствует, но она недостаточна для того, чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в группе.

Вышеизложенное натолкнуло меня на тему программы профессионального саморазвития.

В первую очередь были определены задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме, определить проблемы профессионального саморазвития
  • Разработать методические и дидактические материалы по теме, дидактические игры и пособия для детей
  • Апробировать методические материалы по выбранной теме в образовательном процессе
  • Представить материалы в процессе методической работы

Чего бы мне хотелось добиться в ходе реализации программы?

  • Снижение пропусков по болезни на одного ребёнка на 15 %
  • Доведение посещаемости детей до 73% (средний показатель по ГО г. Бор)
  • Повышение профессиональной компетентности, в том числе и родителей в вопросах здоровьесбережения, закаливания и физического здоровья воспитанников
  • Активное использование в оздоровлении детей различных здоровьесберегающих технологий
  • Повышение качества работы по формированию ЗОЖ дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей

Основными направлениями реализации программы стали:

  • Самообразование по теме Взаимодействие с детьми, с коллегами и конечно же - родителями.

Изучив психолого-педагогическую литературу по теме я узнала, что здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников
  • Технологии обучения ЗОЖ
  • Технологии музыкального воздействия
  • Технология коррекции поведения

Особый интерес вызвала технология Лазарева. В данном курсе в качестве ведущего фактора развития и оздоровления ребёнка в условиях образовательного учреждения и семьи выступает музыка. Автор программы предлагает занимательный материал, который может использоваться на занятиях. Цель данной технологии – формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков ЗОЖ.

А теперь – сама реализация программы.

Прежде чем начать работу по реализации программы с детьми, была проделана огромная работа с родителями. Больших усилий стоило приобщение их к внедрению ЗОЖ-технологий. На родительских собраниях посредством объяснений, приведения статистики из мониторинга по заболеваемости, показа ММ-презентаций, буклетов и памяток по ЗОЖ, дня открытых дверей по теме «Неделя здоровья» , мастер-класса по закаливанию с участием родителей нам удалось убедить их в необходимости использования профилактических и закаливающих мероприятий в группе.

Сообща, по рекомендации мед. работника, было принято решение – о начале профилактических мероприятий в группе с использованием «Оксолиновой мази» и «Фиточаёв» . Решение подкреплялось подписями законных представителей.

Оксолиновая мазь - популярное средство для профилактики различных инфекционных заболеваний. Особенно это важно в детском возрасте, когда малыш посещает детский коллектив или другие общественные места, а иммунитет еще полностью не сформирован. Данный препарат абсолютно безвреден, его разрешено применять даже детям грудного возраста для профилактики вирусных заболеваний при посещении общественных мест или при контакте с зараженным человеком.

В группе организован фитобар, где дети получают фиточаи с учетом индивидуальной непереносимости. Для приготовления чаев и отваров используются мелиса, мята, зверобой и шиповник. В период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом воспитанники получают витаминный чай. Преимущества фитотерапии в условиях инновационно-образовательного процесса предполагает: относительную безвредность, низкую токсичность, слабую способность вызывать побочные эффекты, большую доступность, простоту использования.

Кроме этого в группе применяем фитонциды (лук, чеснок)

Следующая ЗОЖ-технология, которую мы используем – это сказкотерапия. Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. Вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным. Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.

Засыпание в нашей группе проходит под спокойную умиротворяющую классическую музыку, по звуки природы. С учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей мы практикуем дневной сон без маек, конечно – с учётом индивидуальных особенностей детей. (Дети, пришедшие с «больничного» освобождаются от выполнения ряда закаливающих процедур на некоторое время для восстановления иммунитетных свойств организма) . Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов. Температурные условия нашего учреждения позволяют применять такой вид закаливания.

Наряду с утренней гимнастикой используем гимнастику пробуждения после дневного сна (иногда – под негромкую музыку) . Это комплекс упражнений в кроватках в течение 5 минут, благодаря которому дети постепенно переходят ото сна к бодрствованию. При этом поднимается мышечный тонус и настроение детей.

В оздоровительные режимы группы входит спектр медико-восстановительных методик: дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку) ; точечный массаж; мимические разминки; пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции) ; упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Я хотела бы остановиться подробнее на одном из видов закаливания – это ходьба по солевой дорожке. Процедура состоит в следующем: берутся три полотенца: первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 л воды 90 г соли) и затем расстилается на полу. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остаётся сухим. Ребёнок встаёт ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришёл с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп, различные коврики и массажные дорожки, упражнения для стопы.

Обширное умывание служит не только оздоровлению детей, но и приучает их к ЗОЖ с применением гигиенических процедур. Температура воды от 30 до 18 градусов. Порядок снижения температуры – на 1 градус каждую неделю. В нашем учреждении установлены бойлеры, поэтому выставлять необходимую температуру не составляет труда.

Как было сказано, работа с родителями велась первоочерёдно ударными темпами. Мы проводили: консультации, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены; отвечали на все эти вопросы на родительских собраниях; в род. уголке постоянно обновляются папки-передвижки, буклеты, памятки по ЗОЖ; проводилось анкетирование по вопросам закаливания в ДОУ и семье; проходили дни открытых дверей по теме «Здоровье» ,

Велось обучение родителей методам оздоравливания детей в форме мастер-класса.

Родители принимают активное участие по сооружению построек на участке (горка, лазелки, крепости, оборудование для метания) и оказывают помощь в создании условий для активной деятельности детей во время прогулки – приобретают спортивный выносной инвентарь (наборы для хоккея, снеголепы, ледянки)

С целью приобщения детей и родителей к совместным занятиям физической культурой было проведено спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Организован «Круглый стол» для педагогов ДОУ и родителей, на котором наиболее «успешные в отношении здоровья» семьи делились опытом оздоровления и закаливания детей.

Наиболее активные семьи были отмечены благодарственными письмами.

Взаимодействие с коллегами проходит через Участие в РМО, Открытый показ НОД, Освещение вопросов ЗОЖ в рамках педсоветов, семинаров, Консультации в рамках санминимума, Проектирование, Взаимопосещение НОД, режимных моментов

Распространение педагогического опыта проходит в сети интернет – в блогах и на личных страничках сайтов МААМ и дошкольник. Где выложены публикации конспектов НОД по формированию ЗОЖ, Мастер-класс по созданию лэпбука по ЗОЖ, а также представлена методическая разработка «Инновационные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников» . Весной по данной теме планируется защита на высшую категорию.

Активно участвуем в конкурсах и мероприятиях по физкультурно-оздоровительной работе.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Если мы объединимся и вместе научим наших детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения нашей огромной страны будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически.

Привлекая детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а также воспитывая в них любовь к систематическим занятиям спортом, мы укрепим систему развитии двигательных качеств, умений и навыков дошкольников, а также осуществим часть цели, реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Всем известно, что здоровье - это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Но в то же время школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, интенсификация учебного процесса, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению адаптационных механизмов.

Отрадно заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе.

Роль педагога

Учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем врач. От него не требуется выполнять функции медицинского работника, просто педагоги должны работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. В жизни учащихся учитель занимает одно из главных мест, для них он олицетворяет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.

Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие:


Что должен уметь учитель

На эффективность использования приемов и средств здоровьесберегающих методик в учебном процессе оказывают влияние различные умения педагога, а именно:

  • анализ педагогических ситуаций в аспекте оздоровления;
  • установление контакта с коллективом учеников;
  • владение основами здорового образа жизни;
  • прогнозирование развития школьников;
  • моделирование системы взаимоотношений в условиях оздоровительной педагогики.

Учитель должен на личном примере показывать учащимся, как нужно заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. В том случае, если для педагога здоровый образ жизни - норма, ученики будут принимать здоровьесберегающие технологии в школе должным образом.

Решение проблем

Чтобы эффективно внедрить идеи здорового образа жизни в практику учителя, необходимо решить три проблемы:


Понятие

Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе (ЗОТ) - это все технологии, применение которых в процессе обучения идет на пользу учащимся. Если же ЗОТ связывать с решением более узких задач, то к ним можно отнести педагогические методы и приемы, обеспечивающие ученикам безопасность во время пребывания в образовательном учреждении.

Все формы здоровьесберегающих технологий в школе связаны в единую систему и основаны на стремлении самих учителей к совершенствованию. Если при реализации педагогических функций решается задача сохранения у педагогов и учащихся здоровья, то можно говорить о том, что осуществление учебно-образовательного процесса ведется в соответствии с ЗОТ.

Главная задача школы - подготовка ребенка к самостоятельной жизни за счет получения им необходимого образования. Но разве может педагог равнодушно относиться к тому, что его воспитанники имеют неблагополучное состояние здоровья, которое прогрессирующе ухудшается? Этот вопрос во многом риторический, но одним из ответов на него как раз и стала востребованность руководителями образовательных учреждений и учителями здоровьесберегающих технологий.

Цели, преследуемые в процессе реализации ЗОТ

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС направлены на достижение следующих целей:


Разные подходы

Использование здоровьесберегающих технологий в школе началось сравнительно недавно, до этого в педагогическом лексиконе существовало понятие санитарно-гигиенических мероприятий. Многие до сих пор отождествляют между собой два этих термина, однако это примитивный взгляд на содержание работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, которая должна проводиться в образовательном учреждении.

Педагогика, направленная на оздоровление детей, не может быть выражена какой-то одной образовательной технологией. Это все направления деятельности в школе по охране здоровья с учетом условий жизни ребенка и важнейших характеристик образовательной среды.

Дети в школе должны получать знания, которые в дальнейшей жизни будут ими востребованы. А достижение этой цели невозможно без здоровьесберегающей педагогики, представляющей собой совокупность методов и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья учителей и учеников. Владея педагогическими знаниями и тесно взаимодействуя со школьниками, их родителями, медицинскими работниками и коллегами, учитель планирует свою деятельность с учетом приоритетов укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Классификация

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика), физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия), экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников.

Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе включают многие знакомые большинству учителей психолого-педагогические методы работы и подходы к решению возможных проблем. Например, образовательный процесс, имеющий медико-гигиеническую направленность, подразумевает использование профилактических программ, проведение мероприятий по просвещению учеников относительно санитарных норм, обеспечение гигиенических условий обучения и т. д.

Несколько иные направления имеют экологические здоровьесберегающие технологии. Мероприятия в школе при такой направленности учебного процесса будут сводиться к воспитанию у школьников потребности заботиться о природе, приобщению их к исследовательской работе в сфере экологии.

Что касается физкультурно-оздоровительных технологий, то здесь основные задачи состоят в тренировке силы воли и выносливости, закаливании, формировании из физически слабых людей здоровых и тренированных личностей.

Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Так, выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии.

Функции

ЗОТ имеют ряд функций:

  • Формирующая. Реализуется на основе социальных и биологических закономерностей становления личности. Индивидуальные психические и физические свойства человека предопределяются наследственными качествами.
  • Рефлексивная. Состоит в переосмыслении прошлого личностного опыта, в приумножении и сохранении здоровья, что дает возможность соизмерить достигнутые результаты с имеющимися перспективами.
  • Диагностическая. Состоит в мониторинге развития школьников на базе прогностического контроля, за счет чего удается соизмерить направленность действий и усилия учителя в соответствии с возможностями ребенка, данными ему от природы. Здоровьесберегающие технологии в школе обеспечивают индивидуальное прохождение учебного маршрута каждым ребенком, инструментально выверенный анализ факторов и предпосылок перспективного развития образовательного процесса.
  • Информативно-коммуникативная. ЗОТ обеспечивают трансляцию опыта формирования бережного отношения к собственному здоровью.
  • Интегративная. Здоровьесберегающие технологии в школе объединяют различные системы воспитания и научные концепции, народный опыт, направляя их по пути приумножения здоровья подрастающего поколения.

ЗОТ в начальной школе

На каждое образовательное учреждение возложены конкретные обязательства как воспитательные, учебные, так и по охране здоровья детей. Какие здоровьесберегающие технологии в начальной школе применяются? На самом деле их очень много. Ведь уже с первого класса у детей воспитываются привычки к здоровому образу жизни. Перед педагогическим коллективом стоит много задач:

  • пропаганда культуры здоровья,
  • совершенствование методов и форм работы по сохранению и дальнейшему укреплению здоровья школьников;
  • формирование у учеников потребностей и качеств, способствующих развитию здоровья.

За каждым классом начальной школы должен быть закреплен отдельный кабинет, оснащенный техническими средствами обучения. В кабинете должен соблюдаться воздушно-тепловой режим.

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе предполагают использование разных форм работы с учащимися и их родителями, реализуемых классными руководителями и школьным медперсоналом. Вот некоторые из них:

  • контроль состояния здоровья;
  • предупреждение и профилактика заболеваний;
  • оформление информационных стендов;
  • своевременное информирование о предстоящих прививках;
  • выступления на родительских собраниях и т. д.

В начальных классах должны проводиться беседы с учащимися на тему соблюдения личной гигиены, профилактики простудных болезней, режима школьника, правильного питания и т. п.

Рекомендуется в работе образовательного учреждения использовать модель «Школа полного дня», при которой для каждого ученика составляется индивидуальный режим, включающий умение «переключаться» с одной деятельности на другую, развитие самостоятельности и индивидуальных способностей, профилактические мероприятия, направленные на организацию свободного времени учеников.

Здоровьесберегающие технологии в нач. школе реализуются посредством комплекса оздоровительных мероприятий:

  • классные часы «Доктор Айболит», «Если хочешь быть здоров…», «В гостях у Мойдодыра», «Лесная аптека» и т. п.;
  • подвижные игры на переменах;
  • гимнастика для глаз и физкультминутки на уроках;
  • общешкольные спортивные соревнования;
  • беседы с врачом;
  • во второй половине дня - спортивные часы «Сильные, ловкие, смелые», «Самый быстрый», «Веселая эстафета» и т. д.;
  • выпуски газет.

Особо чувствительной у учеников начальных классов является нервная система, поэтому во время урока важно проводить смену деятельности и режимов работы посредством физкультминуток, прослушивания расслабляющих песен.

Здоровьесберегающие технологии в средней школе

Ученики среднего и старшего звеньев уже более основательно и серьезно изучают всё, что касается здоровьесбережения. Они знакомятся с проблемами взаимозависимости поддержания организма в хорошей физической форме и правильного питания, узнают о том, как влияет любительский и профессиональный спорт на продолжительность жизни, всесторонне обсуждают вредные привычки молодежи (употребление алкогольных напитков, курение, наркомания) и их влияние на психическое и физическое состояние неокрепшего организма, деторождение и так далее.

Старшеклассники говорят о вышеназванных проблемах в группах, на конференциях, готовят доклады, проекты, рефераты на соответствующие темы, творчески перерабатывают интересующую информацию, тем самым развивая также учебную компетенцию и созидательные способности.

В заключение

Большинство современных проблем, которые отражают сложность ситуаций, сложившихся в системе общего образования и нуждающихся в скорейшем разрешении, связаны так или иначе со здоровьем подрастающего поколения. А это побуждает учителей вносить свою лепту в формирование и сохранение здоровья учащихся путем применения оздоровительной педагогики.