Космический символизм илона маска. Мемы и шутки о невероятном запуске в космос личного авто илона маска

Успешным запуском тяжелой ракеты Илон Маск вписал свое имя в историю освоения космоса - но ему этого показалось мало, и он превратил научно-технический эксперимент в научно-фантастическое шоу.

Бордовый кабриолет, звездный человек, Айзек Азимов и Дэвид Боуи - Маск запихнул в "Тяжелого сокола" столько культурных маячков, что голова идет кругом. Но - без паники! Русская служба Би-би-си разбиралась в космическом символизме Илона Маска.

  • SpaceX запустила в космос ракету Falcon Heavy с кабриолетом Tesla
  • Ракета Илона Маска готова отправить к Марсу его автомобиль

1. Звездный человек

Человек в космосе всегда интереснее куска железа, даже когда это спортивный кабриолет - о чем ниже. Визуальная история звездных путешествий написана портретами первооткрывателей: Гагарин в шлеме "СССР", Леонов за бортом "Восхода-2", Базз Олдрин на Луне.

Правообладатель иллюстрации NASA Image caption Первые люди на Луне: знаменитая фотография Базза Олдрина, сделанная Нилом Армстронгом

Маск застолбил место в этом эпохальном визуальном ряду, удобно усадив за руль вишневой Tesla куклу в настоящем скафандре. И не остановился на фотографии: полет напрямую транслировали в YouTube три видеокамеры.

2. Дэвид Боуи

В том, что Маск питает нежные чувства к раннему Боуи, сомнений теперь нет. Изобретатель Tesla доверил свой личный автомобиль "Звездному человеку" (Starman) - герою одноименной песни - и теперь он ведет кабриолет в пояс астероидов между Марсом и Юпитером.

"В небе звездный человек, он хочет спуститься познакомиться - но боится, что нам снесет крышу", - пел Боуи в романтическом гимне 1970-х, завещая от имени орбитального существа сберечь планету для детей.

Звездному человеку за рулем предстоит неблизкий путь в глубины Солнечной системы, и Маск решил скрасить межпланетное одиночество еще одним космическим шедевром Боуи - песней "Space Oddity", в которой дерзкий пионер звездных путешествий навсегда освобождается от земного притяжения.

"Я сижу в своей жестянке, высоко над миром. Планета Земля так голуба. И ничего не поделаешь".

И на этом Маск не остановился: саундтреком к анимационному трейлеру запуска Falcon Heavy он выбрал "Life On Mars" все того же Боуи.

3. Кабриолет

Компания Илона Маска Space X отправила в полёт спортивный электромобиль производства другой его компании - Tesla - за день до того, как автопроизводитель объявил о рекордном квартальном убытке в размере 675 млн долларов.

Что останется в памяти - парящий над Землей родстер или бухгалтерский отчет?

  • Илон Маск пообещал электропикап Tesla и "диско-режим" салона

Яркий маркетинговый ход Маска рассчитан не только на земных конкурентов и потребителей. Он попытался застолбить место на пока что свободном межпланетном авторынке и закрепить за Tesla звание не только самого быстрого автомобиля для самых дальних поездок, но и венца достижений человечества в автомобилестроении.

Без лишней скромности Маск маркировал машину: "Сделано людьми с планеты Земля".

4. "Без паники!"

Надпись на приборной панели кабриолета можно принять за обращение Маска к акционерам, кредиторам и покупателям Tesla.

Но и она имеет историю: DON"T PANIC позаимствована с обложки культового "The Hitchhiker"s Guide to the Galaxy" (Автостопом по галактике) Дугласа Адамса.

5. Айзек Азимов

В машину к Звездному человеку Маск положил серию книг "Основание" американского фантаста Азимова, главный герой которой Гэри Селдон - визионер и энциклопедист, спаситель наследия человечества.

Тексты выгравированы лазером на кварцевом стекле - это новейшая разработка университета Саутгемптона . Сверхпрочный диск выдерживает температуры до 1000°, а при 190° его срок годности составляет 13,8 млрд лет.

6. Любовь и соколы

На Адамсе и Азимове переклички с научно-фантастической субкультурой не заканчиваются.

Мало того, что название ракет - Falcon - довольно прямолинейно отсылает к кораблю Millennium Falcon, на котором Хан Соло и Чубака с переменным успехом участвовали в "Звездных войнах" Джорджа Лукаса.

Ступени тяжелой модификации "Сокола" приземлились на одну из морских платформ Space X под названием "Разумеется, я по-прежнему тебя люблю" ("Of Course I Still Love You").

Как и для второй платформы - "Не забудь прочитать инструкцию" ("Just Read the Instructions") - Маск позаимствовал имя у шотландского фантаста Иэна Бэнкса, который давал такие причудливые названия почти всем космическим кораблям в своей вымышленной вселенной.

Демократизация космоса, конкуренция среди частных компаний и социальные сети сделали космическую гонку зрелищной.

Маск сказал новое слово в ракетостроении, в очередной раз доказав, что умеет творить играючи и совмещать юношеский романтизм с прагматизмом гениального маркетолога.

Подобное не приходило в голову серьезным ученым, функционерам и конструкторам в эпоху, когда в космосе доминировали государства, прежде всего - США и СССР.

Если бы Политбюро в 1987 году возглавлял Маск - кто знает, возможно, советская сверхтяжелая ракета "Энергия" отправила бы на орбиту не 80-тонный макет боевого космического лазера, а вишневую "девятку".

За рулем - Донатас Банионис, у него на плече - птица Говорун, из кассетника "Электроника" хрипит "Земля в иллюминаторе", в багажнике - 250 томов "Библиотеки приключений и научной фантастики".

А на приборной доске - "Поехали!".

Глава компании SpaceX, американский бизнесмен Илон Маск, выступая в мексиканском городе Гвадалахара на 67-м конгрессе Международной федерации астронавтики, представил проект межпланетной транспортной системы ITS (Interplanetary Transport System), предназначенной для колонизации Марса. Предполагается, что на Красной планете будет построено полностью автономное поселение. Благодаря ITS в колонию на Марсе через полвека переберется миллион человек.

По мнению Илона Маска, человечеству, чтобы выжить, необходимо колонизировать другие миры. Марс для этого подходит лучше всего, поскольку условия на планете хоть и отдаленно, но все же похожи на земные. На соседней Венере слишком жарко, а спутники Юпитера и Сатурна, где также можно было бы создать колонию, расположены слишком далеко. Освоение этих лун, в частности, Энцелада, - уже следующий этап колонизации Солнечной системы.

Илон Маск является основателем компаний SpaceX (производит ракеты и космические корабли) и Tesla Motors (создает электромобили), а также инициировал проект Hyperloop (гибридной транспортной системы из вакуумного поезда и маглева). Он также принял участие в создании компаний PayPal (занимается электронными платежами) и SolarCity (солнечная энергетика).

Терраформирование Марса, то есть создание там максимально похожего на земной климата, по Маску, может занять несколько сотен лет. Это дело далекого будущего. Бизнесмен полагает, что в прошлом на Красной планете была более плотная атмосфера и текли водяные реки. Маск согласен с теми учеными, которые считают возможным вернуть Марс в его прежнее состояние. Тогда планета станет пригодной для земледелия без парников и жизни хотя бы примитивных микроорганизмов.

Сегодня, по оценкам, стоимость отправки человека на Марс - 10 миллиардов долларов. Маск считает, что и 10 миллионов - это слишком дорого. И предлагает программу удешевления полетов на Красную планету. Деньги на нее он намерен найти у частных партнеров и энтузиастов. Государство, судя по всему, в этом SpaceX не помогает. НАСА также, несмотря на сотрудничество со SpaceX по программе Международной космической станции, к проекту с осторожностью.

Маск предлагает создать пилотируемый корабль вместимостью 200 человек. На околомарсианской орбите должна накопиться тысяча таких аппаратов. Всего от Земли до Марса планируется около десяти тысяч перелетов. Путешествие займет не более 150 суток, а стоимость доставки полезного груза составит 140 тысяч долларов за одну тонну.

Концепция ITS основывается на нескольких ключевых технологиях - многоразовости, дозаправке кораблей на орбите и использовании марсианского топлива. В качестве топлива предлагается метан, который можно получать на Марсе из воды и углекислого газа. Все двигатели на ракетах останутся химическими - ионные или ядерные варианты не рассматриваются. На ракету ITS планируется поставить двигатель Raptor, у которого самое большое отношение тяги к массе. Этот агрегат недавно прошел испытания, в перспективном носителе предусмотрено 42 двигателя. Топливные баки для Raptor предполагается изготавливать из углеволокна.

Ракета для колонизации Марса будет самой крупной из когда-либо созданных человеком: диаметр - 12 метров, высота - 122 метра (вместе с головной частью). Первая ступень носителя ITS - это увеличенная первая ступень средней ракеты Falcon 9. Для ее возвращения на Землю после отправки корабля на околоземную орбиту потребуется около семи процентов всего топлива первой ступени.

С ракетой ITS, как отметил Маск, можно доставить груз в любую точку Земли максимум за 45 минут. Диаметр пилотируемого корабля, размещаемого в головной части, составит 17 метров, высота - 50 метров. Грузоподъемность - 450 тонн (вместе с топливом). Шесть двигателей работают в космосе, три - в атмосфере. После презентации ITS бизнесмен ответил на вопросы присутствующих в зале.

Из его ответов стало известно, что денег на самостоятельное финансирование проекта ITS у SpaceX нет - компания зарабатывает исключительно на заказах НАСА и коммерческих спутниках. Однако ситуация может поменяться. Если в настоящее время из пяти тысяч сотрудников SpaceX над ITS работают около 50 человек, то с течением времени, когда инвестиции в проект вырастут до 300 миллионов долларов в год, бизнесмен надеется резко увеличить их количество.

На вопрос россиянки Анастасии о привлечении иностранных граждан к проекту Маск ответил так: в программе ITS может участвовать любой желающий. Но для этого, помимо таланта, нужна еще и грин-карта. Для сравнения, в компании Tesla ситуация проще - там четверть сотрудников - иностранцы.

Маск подтвердил свое намерение отправить в 2018 году к Марсу при помощи тяжелой ракеты Falcon Heavy, испытания которой намечены на осень 2016 года, беспилотную миссию на корабле Dragon V2 (расчетной вместимостью до семи человек). После этого он планирует отправлять на Красную планету аппараты каждые 26 месяцев: две миссии в 2020 году, как минимум одну в 2022-м и, вероятно, пилотируемую миссию через два года с высадкой на планету в 2025 году. Пуски планируется осуществлять на разрабатываемой ракете-носителе Falcon Heavy, а старт 2020 или 2022 годов - уже на ракете ITS.

Первый марсианский корабль в SpaceX собираются назвать Heart of Gold. Маск признал: к сожалению, нет никаких гарантий того, что первые колонизаторы смогут вернуться на Землю. Путешествие на Марс он традиционно сравнил с открытием и заселением Америки. От себя добавим, что в Европе такие переселения, как и предшествующее им открытие Америки, многими считались безумием. Станет ли Илон Маск новым Христофором Колумбом или окажется расчетливым бизнесменом с богатой фантазией - покажет время и его дела.

Вопреки брюзжанию скептиков, сверхтяжелая ракета Falcon Heavy филигранно вывела на гелиоцентрическую орбиту электрокар Tesla Roadster, а отработавшие свою смену ракеты синхронно вернулись на Землю. Дорогущее авто отныне стало, по сути, искусственным спутником Солнца. Орбита нового пассажира Солнечной системы пересекает орбиту Марса.

За трансляцией наблюдало все прогрессивное человечество.

Сперва был шикарный старт. Рев двигателей едва заглушал ликование инженеров SpaceX.

Затем синхронное отделение боковых ускорителей, которые сразу же устремились к Земле.

Успешно приземлиться удалось только двум из трех ракет Falcon 9. Зато оба ускорителя сели куда положено, сделав это практически в одну секунду!

Но на орбите в это время происходило нечто не менее удивительное! Манекен в кабриолете начал свой путь к звездам. В салоне на панели на всякий случай написано «Не паниковать».

Костюм, который так отлично сидит на пилоте, тоже не совсем обычный. Илон планирует одеть в такие латы всех космонавтов в ближайшие годы.

Tesla Roadster, которая принадлежит Илону Маску, везет гостинцы для инопланетян. Машину нагрузили книгой Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике», а заодно полотенцем (без которого нельзя путешествовать в космосе). Также в посылке есть романы Айзека Азимова. Во время запуска в «Тесле» играла «Space Oddity» Дэвида Боуи. Жаль, что смысла включать музыку после вывода на орбиту нет никакого, ведь в космосе нет воздуха. И если бы на месте манекена сидел живой астронавт, он не смог бы насладиться гимном своей профессии.

Меломаны, которые не в курсе поведения волн в безвоздушной среде, предложили свои варианты плей-листа космомена.

Ты можешь продолжать наблюдать за путешествием космомена в прямом эфире.

Государственные СМИ так долго твердили, какой Маск шарлатан, что теперь на их месте было бы глупо рассказывать о таком успехе ученого. На Первом репортаж влепили в самый конец выпуска утренних новостей, и длился он целых 50 секунд, включая нелепую вставку о теннисном турнире на МКС. Остальные каналы вели себя примерно так же.

Зато порядочные журналисты не оставили эту тему в стороне. Поэтому событие все равно дошло до большого количества людей даже в России, где неосвященным ракетам вообще взлетать негоже.

Пока Рогозин уже докусал левый локоть и приступил к правому, мы приступаем к самой веселой части этой истории - мемам и шуткам!

Для журнала New Space рассказал о первых городах на Марсе, межпланетной транспортировке людей и космических кораблях.

В закладки

О городах на Марсе

Согласно планам Маска, постройка города на Марсе с миллионным населением станет возможна в течение ближайших 50 лет. Таким образом Маск хочет превратить человечество в межпланетный вид существ. По его мнению, люди должны покинуть Землю, чтобы «избежать событий конца света» и «окончательного уничтожения».

Я думаю, у нас есть два пути. Первый - мы навсегда остаёмся на Земле и окончательно исчезнем. Альтернативный путь - космическая цивилизация.

Элон Маск, основатель SpaceX

По его словам, в текущем столетии может быть создан крупный марсианский город, который станет не просто перевалочным пунктом, а функционирующим обществом со своими «литейными заводами и пиццериями».

О космической транспортировке людей

Предприниматель заявил, что собирается построить «колониальный флот Марса» из более чем тысячи космических кораблей, которые будут транспортировать до 200 пассажиров и строительные материалы для постройки инфраструктуры за один полёт.

Согласно оценкам Маска, первые колонисты отправиться на освоение Марса через десять лет, а на полное заселения города уйдёт от 40 до 100 лет.

Если в марсианском городе будет жить миллион человек, то первая марсианская цивилизация сможет сама себя обеспечивать. Вы можете летать раз в два года на судне, вмещающем 100 человек, - таким способом миллион наберётся за 10 тысяч полётов.

Элон Маск, основатель SpaceX

Маск не отказался от идеи увеличения пассажирских мест в будущем. Он заявил, что корабль сможет принять более 200 человек, а стоимость билета при этом снизится.

Такие путешествия будут очень весёлыми и интересными. Никому скучно не будет. Отсек для пассажиров и экипажа настроен так, что вы сможете «плавать» в нулевой гравитации. Там будут кинозалы, лекционные залы и ресторан.

Элон Маск, основатель SpaceX

Маск уже первый пилотируемый полёт на Марс в 2022 году. Он сказал, что хочет умереть на Марсе, но «только не из-за столкновения с ним».

О различиях между условиями на Марсе и других планетах

В 2015 году НАСА об образовании первых колоний на Марсе к 2030 году. В качестве первого этапа освоения планеты космическое агентство запланировало создать базы для проживания на Луне.

Однако Маск в своей статье раскритиковал такое решение, заявив, что Марс больше пригоден для строительства города, чем Луна, потому что день на Марсе всего на 30 минут дольше земного, на планете достаточно солнечного света и есть атмосфера, а гравитация составляет 37 процентов земной.

Маск также объяснил, почему его выбор остановился на Марсе, а не на любой другой планете Солнечной системы. По его словам, высокое давление на Венере сделало бы «действительно трудной работу», Меркурий слишком близко расположен к Солнцу, а Юпитер и его спутники, наоборот, труднодоступны.

О ракетах

Несмотря на то, что на данный момент примерная стоимость полёта человека на Марс составляет 10 миллиардов долларов, предприниматель рассчитывает на снижение трат до 100 тысяч долларов путём заправки ракет танкерами прямо в космосе.

Также он предполагает строительство на Марсе заводов по добыче метана и производству нового топлива на его основе для вылета кораблей обратно на Землю. Благодаря метану, молекулы которого можно вырабатывать из углекислоты и воды в атмосфере планеты, вероятность успешного взлёта и посадки увеличивается.

Было бы довольно абсурдно пытаться построить город на Марсе, куда будут прилетать космические корабли и не возвращаться обратно на Землю. В таком случае у нас будет огромное кладбище ракет.