М парк культуры. Из истории создания станции

Станция расположена на пересекающихся линиях - Сокольнической и Кольцевой - метрополитена Москвы. Открытие ее было в 1935 году, а в состав станций Кольцевой линии она вошла в 1950 году. Расположена на территории р-на Хамовники в центральной части г. Москвы.

Именно во время ввода ее в эксплуатацию были сданы и большие части других станций, относящихся к 1-му пусковому участку. Тогда, в конце 20 века, станция «Парк культуры» (метро) входила в состав участка «Парк культуры» — «Курская».

Происхождение названия

Множество названий предлагалось для станции, даже когда она была еще только в проекте: "Крымская", "Крымский мост", "Остоженка", "Чудовка" и многие другие.

Окончательно на выбор конечного названия повлияло расположение вблизи станции Центрального парка, названного в честь писателя М. Горького, хотя и расположен «Парк культуры» (метро) на противоположном берегу Москвы-реки. В самые первые периоды работы метрополитена станция имела одноимённое название с парком ("Парк культуры им. Горького").

Из истории создания станции

Как уже было отмечено выше, самая 1-ая линия метрополитена столицы была открыта в мае 1935 года. Проходила она от «Сокольников» до «Парка Культуры», с небольшим ответвлением на станцию «Смоленскую» (это Арбатская линия, которая в 1937 году дошла до станции «Киевской», и при этом стала пересекать по мосту Москву-реку).

Теоретически станция «Парк Культуры» (метро) была предназначена для перевозки пассажиров в направлении парка отдыха им. Горького, хоть и оказался он расположенным в отдалении. Только впоследствии эта особенность метро (удаление от парка) была замечена.

Перед собой главный архитектор И. Е. Рожин выдвинул основную задачу — облегчить зрительно довольно массивную конструкцию огромных пилонов станции (она глубокого заложения). Следует отметить, что такая проблема практически всегда стоит перед каждыми новыми строительными работами в метрополитене.

Рожиным было предложено прорезать внутри каждого из пилонов арку профилированную, визуально делящую очень массивные опоры на четыре колонны угловые, на которых и лежит сам свод (так видится пассажирам).

«Парк культуры» (метро) Кольцевой линии: описание

По техническим характеристикам эта станция пилонная глубокого заложения (до 40 метров) с 3-мя сводами. Размер зала основного — 9,5 м в диаметре.

Мраморные пилоны серого цвета оформлены 26-ю замечательными барельефами (работа С. М. Рабиновича) из мрамора белого цвета, представляющими картину отдыха советской молодёжи. Причем 12 из всех барельефов, расположенных в боковых залах, дублируют такие же барельефы, находящиеся в центральном зале. Выходит, что непродублированными остались лишь только два из них. Удивительно красивый лепной орнамент украшает потолок.

Метро «Парк культуры» (Кольцевая линия) украшен большей частью с использованием мрамора и гранита. Стены путевые покрыты снизу лабрадоритом, а сверху - черным мрамором. Потолок декорирован великолепным орнаментом лепным. Весь пол выложен плитами из гранита серого и чёрного цветов таким образом, что все это представляется взору красивым ковровым орнаментом. Зал центральный освещается шестигранными великолепными люстрами. Присутствует и темно-красный цвет, например в оформлении цоколя (мрамор салиэти).

Станция метро «Парк культуры» имеет пассажиропоток только по входу более 32 тыс. человек.

Недалеко от самой станции от путей основной Кольцевой линии есть ответвление к линии Сокольнической. Также на местном перегоне (между «Парком культуры» и «Киевской») есть пункт техобслуживания для поездов.

Станция метро Сокольнической линии

Построенная открытым способом станция 1-ой очереди представляет собой архитектурное произведение Г. Крутикова.

Станция метро "Парк культуры" (линия Сокольническая) — трёхпролётная, с колоннами и с глубиной залегания до 10,5 метров. Сооружены здесь в два ряда по 23 штуки квадратные колонны, покрытые мраморовидным желто-коричневым известняком. Между ними расстояние 7 метров.

Облицовка стен путевых выполнена из белой керамики, а полы выложены черным гранитом. Также в отделке станции использовались серый, белый мрамор и красная плитка метлахская. Освещение выполнено центральными люминесцентными лампами.

Вестибюли

Метро "Парк культуры" (Москва) имеет южный и северный вестибюли, по-своему прекрасные. Южный украшен 4-мя барельефами, размещёнными на своде потолка. Через данный вестибюль можно выйти в город на бульвар Зубовский и на Комсомольский проспект.

Северный, украшенный панно из мозаики с изображением великого писателя Максима Горького, выводит на улицу Остоженку.

Любопытный факт представляет то, что сокращение первоначального названия станции произошло в 1980 году перед началом московской летней Олимпиады-80 в связи с тем, что наименования приходилось объявлять и на английском языке.

Таким образом, с тех самых времен станция так и осталась с тем сокращенным названием — «Парк культуры».

Станция метро Парк культуры была открыта 15 мая 1935 года. Она расположена в районе Хамовники Центрального Административного Округа г. Москвы. Метро Парк культуры является частью . Время работы станции метро Парк культуры - с 5:35 до 1:00.


Одна из первых московских станций метро. После реконструкции в 2011-12г.г. снова радует пассажиров элегантным видом и прекрасным обслуживанием. Она была построена открытым способом. Котлован для станции на Крымской площади копали по ночам. Днем место стройки было накрыто, чтобы не мешать нормальному движению по городу. Все архитекторы станций метро ставят своей целью зрительное облегчение конструкций, поддерживающих своды. Для данного сооружения задача решена блестяще.

Арки делят опоры на изящные угловые колонны, облицованные желтоватым мрамором, цоколь покрыт мрамором темно-красного цвета. Сначала платформу заасфальтировали, а позже покрыли гранитом, серого и черного цвета в виде ковра. Станцию освещали массивные люстры, в 60-е их заменили люминесцентные лампы.

Пилоны украшены мраморными белыми барельефами. Барельефы в центральных и боковых залах частично продублированы. Потолки украшает лепнина в виде орнамента. Южный павильон не сохранился, его заменил новый общий с кольцевой линией. В первозданном виде – небольшой стеклянной ротонды с колоннами существует и сегодня вестибюль на ул. Остоженке. Его украшает панно из мозаики с М. Горьким и дугообразные лестницы.

Культуры" (Кольцевая линия) расположена в самом центре Москвы. Как среди коренных москвичей, так и среди людей, бывающих в столице эпизодически, трудно найти тех, кому она не знакома. Это неудивительно, так как речь идёт об одной из старейших станций Московского метрополитена, вступившей в строй вместе с Кольцевой линией. Но не следует забывать и о том, что со станции "Парк культуры" начиналось. Она открылась в далёком 1935 году как конечная станция

Символ своего времени

Название для станции было выбиралось из нескольких вариантов, таких как мост" и "Чудовка". Но определяющим фактором стал находящийся на противоположном берегу культуры. Метро находится от него на значительном удалении, но считалось, что именно к этому объекту будет направлен основной поток пассажиров. На протяжении долгого времени станция называлась "Парк культуры имени Горького". Принципиальные изменения в схеме метрополитена произошли в 1950 году, с пуском в эксплуатацию Кольцевой линии метрополитена, одной из станций которой является "Парк культуры". Метро получило целую сеть пересадочных узлов, расположенных вдоль всего Садового кольца. И станция "Парк культуры" стала пересадочной, соединив собой Кольцевую и Сокольническую линии метрополитена. Сейчас есть много нареканий в адрес такой схемы, ее нерациональности, но в то время такое решение было полностью оправдано.

В архитектурном отношении станция является прекрасным образцом своей эпохи и стоит в одном стилистическом ряду с другими станциями Кольцевой линии. Именно таким эффектным имперским великолепием, по замыслу Сталина, и должна была отличаться Москва. Метро "Парк культуры" даёт весьма наглядное представление о подобной стилистике. Это пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Весьма удачно решено сочетание двух станций разных линий, радиальной и кольцевой. Они не противоречат одна другой, несмотря на разделяющие их 15 лет. В отделке использованы контрастные сорта мрамора и скульптурные мраморные барельефы в стиле на тему отдыха трудящихся в парке.

Интересно отметить, что и полное отрицание этого стиля, и нелепые попытки ему подражать успеха не имели. В московском метрополитене, особенно в периферийной его части, есть тому немало свидетельств. Видимо, эпоху повторить невозможно.

На поверхности земли

Станция метро "Парк культуры" давно и органично вписалась в московскую действительность. Её вестибюли выведут нас на Крымскую площадь и Зубовский бульвар, неподалёку находится старинная улица Остоженка с самой дорогой недвижимостью центра Москвы. В этом месте всегда многолюдно, как в вестибюлях и переходах, так и на поверхности земли. Нескончаемый поток пассажиров направляется в разные точки города через пересадочную станцию и к центру города по Остоженке. Немало людей движется через Крымский мост в исторический Парк культуры. Метро выполняет ту задачу, ради которой и строилось в тридцатые годы прошлого века.