Шииты хусейн. Имам хусейн и кербела в библии

Одним из двух основных течений современного ислама является шиизм. Имам Хусейн входил в число тех людей, с которыми связано зарождение этого религиозного направления. Его жизнеописание может быть довольно интересно как простому обывателю, так и людям, которые связаны с научной деятельностью. Давайте выясним, что же такого принес в наш мир Хусейн ибн Али.

Родословная

Полное имя будущего имама - Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб. Он происходил из Хашимитской ветви арабского племени курейшитов, основанной его прапрадедом Хашимом ибн Абд Манафом. К этой же ветви принадлежал основатель Магомет, который приходился Хусейну одновременно дедом (по матери) и дядей (по отцу). Главным городом племени курейшитов была Мекка.

Родителями третьего шиитского имама были Али ибн Абу Талиб, являвшийся двоюродным братом пророка Мухаммеда, и дочь последнего Фатима. Их потомков принято называть Алидами и Фатимидами. Кроме Хусейна, у них был ещё старший сын - Хасан.

Таким образом, Хусейн ибн Али принадлежал к самому знатному, по мусульманским понятиям, роду, являясь прямым потомком пророка Мухаммеда.

Рождение и юность

Хусейн родился на четвертом году Хиджры (632 г.) во время пребывание семьи Мухаммеда и его сторонников в Медине после бегства из Мекки. По легенде, сам Пророк дал ему имя, предрек великое будущее и смерть от рук представителей рода Омейядов. О ранних годах младшего сына Али ибн Абу Талиба практически ничего неизвестно, так как в это время он был в тени своего отца и старшего брата.

На историческую арену будущий имам Хусейн выходит только после смерти брата Хасана и халифа Муавии.

Возникновение шиизма

Теперь давайте подробнее разберем, как возникло шиитское течение ислама, ведь данный вопрос теснейшим образом связан с жизнью и деятельностью Хусейна ибн Али.

После глава мусульман стал избираться на собрании старейшин. Он носил титул халифа и был наделен всей полнотой религиозной и светской власти. Первым халифом стал один из близких помощников Мухаммеда Абу Бакр. Позже шииты заявляли, что он узурпировал власть, обойдя законного претендента - Али ибн Абу Талиба.

После короткого правления Абу Бакра было ещё два халифа, которых традиционно принято называть праведными, пока в 661 году владыкой всего исламского мира, наконец, не был избран Али ибн Абу Талиб, двоюродный брат и зять самого пророка Мухаммеда, отец будущего имама Хусейна.

Но власть нового халифа отказался признавать правитель Сирии Муавия из рода Омейядов, который приходился дальним родственником Али. Они начали вести между собой боевые действия, которые, впрочем, не выявили победителя. Но в начале 661 года халиф Али был убит заговорщиками. Новым правителем был избран его старший сын Хасан. Понимая, что ему не справиться с опытным Муавией, он передал тому власть, с условием, что после смерти бывшего сирийского наместника она снова вернется к Хасану или к его потомкам.

Впрочем, уже в 669 году Хасан умер в Медине, куда после убийства отца переехал с братом Хусейном. Предполагается, что смерть наступила от отравления. Шииты видят виновникам отравления Муавию, который не хотел, чтобы власть ускользнула от его рода.

Тем временем все больше людей выказывали недовольство политикой Муавии, группируясь вокруг второго сына Али - Хусейна, которого они считали настоящим наместником Аллаха на Земле. Эти люди стали называть себя шиитами, что с арабского переводится как «последователи». То есть поначалу шиизм был скорее политическим течением в Халифате, но с годами он все более принимал религиозный окрас.

Религиозная пропасть между суннитами, сторонниками халифа, и шиитами все больше разрасталась.

Предпосылки противостояния

Как уже говорилось выше, до смерти халифа Муавии, которая случилась в 680 году, Хусейн играл не слишком активную роль в политической жизни Халифата. Но после этого события он справедливо заявил свои претензии на верховную власть, как было ранее договорено между Муавией и Хасаном. Такой поворот событий, естественно, не устраивал сына Муавии Язида, который уже успел принять титул халифа.

Сторонники Хусейна, шииты, объявили его имамом. Они утверждали, что их предводитель - третий шиитский имам, первыми двумя считая Али ибн Абу Талиба и Хасана.

Таким образом, накал страстей между двумя этими партиями нарастал, грозя вылиться в вооруженное противостояние.

Начало восстания

И восстание разразилось. Мятеж начался в городе Куфа, который был расположен близ Багдада. Бунтовщики считали, что возглавить их достоин только имам Хусейн. Они предложили ему стать руководителем восстания. Хусейн согласился взять на себя роль лидера.

Для того чтобы разведать обстановку, имам Хусейн направил в Куфу своего приближенного, которого звали Муслим ибн Акиль, а сам выступил со сторонниками из Медины за ним. По прибытии на место восстания представитель принял присягу от имени Хусейна от 18 000 жителей города, о чем сообщил своему повелителю.

Но администрация Халифата тоже не сидела сложа руки. Для подавления восстания в Куфе Язид назначил нового наместника. Тот сразу же начал применять наиболее жесткие меры, вследствие чего практически все сторонники Хусейна бежали из города. Перед тем как Муслима пленили и казнили, он успел отправить письмо имаму, рассказывающее об изменившихся в худшую сторону обстоятельствах.

Битва при Кербеле

Несмотря на это, Хусейн решил продолжать поход. Он вместе со своими сторонниками подошел к расположенному на подступах к Багдаду городку под названием Кербела. Имам Хусейн вместе с отрядом встретил там многочисленные войска халифа Язида под командованием Умара ибн Сада.

Конечно, имам со сравнительно небольшой группой своих сторонников не мог противостоять целому воинству. Поэтому он пошел на переговоры, предлагая командованию армии противника отпустить его вместе с отрядом. Умар ибн Сад готов был выслушать представителей Хусейна, но другие командиры - Шир и ибн Зияд - убедили его выставить такие условия, на которые имам просто не мог согласиться.

Внук Пророка решил принять неравный бой. Над небольшим отрядом повстанцев развевался красный флаг имама Хусейна. Битва оказалась недолгой, так как силы были неравны, но яростной. Войска халифа Язида торжествовали полную победу над мятежниками.

Смерть имама

Практически все сторонники Хусейна, в количестве семидесяти двух человек, были убиты в этой битве или пленены, а после подвергнуты мучительной казни. Некоторых подвергли заточению. Среди убитых был и сам имам.

Его отрубленную голову отправили сразу к наместнику в Куфу, а затем в Халифата, чтобы Язид в полной мере мог насладиться тожеством победы над родом Али.

Последствия

Тем не менее, именно смерть имама Хусейна повлияла на процесс будущего распада Халифата, причем даже больше, чем если бы он остался жив. Вероломное убийство внука Пророка и кощунственное издевательство над его останками вызвало целую волну недовольства по всему исламскому миру. Шииты окончательно отделили себя от сторонников халифа - суннитов.

В 684 году восстание под знаменем мести за мученическую смерть Хусейна ибн Али разразилось в священном городе мусульман - Мекке. Его возглавил Абдуллах ибн аз-Зубайр. Целых восемь лет ему удавалось удерживать власть в родном городе Пророка. В конце концов, халиф смог вернуть себе контроль над Меккой. Но это было только первое восстание из чреды мятежей, сотрясавших Халифат и проходивших под лозунгом мести за убийство Хусейна.

Убийство третьего имама стало одним из самых знаковых событий в шиитском учении, которое ещё больше сплотило шиитов в борьбе с Халифатом. Конечно, власть халифов продержалась ещё не одно столетие. Но, убив наследника пророка Мухаммеда, Халифат нанес сам себе смертельную рану, которая в будущем привела к его распаду. Впоследствии на территории когда-то единой мощной державы образовывались шиитские государства Идрисидов, Фатимидов, Буидов, Алидов и другие.

Память о Хусейне

События, связанные с убийством Хусейна приобрели для шиитов культовую значимость. Именно им посвящено одно из крупнейших шиитских религиозных мероприятий - Шахсей-вахсей. Это дни поста, в которые шииты носят траур по убитому имаму Хусейну. Наиболее фанатичные из них сами наносят себе довольно тяжелые раны, как бы символизирующие страдания третьего имама.

Кроме того, шииты совершали паломничество в Кербелу - место смерти и захоронения Хусейна ибн Али.

Как мы увидели, личность, жизнь и смерть имама Хусейна лежат в основе такого крупнейшего мусульманского религиозного течения, как шиизм, имеющего в современном мире множество последователей.

В 1908 году после смещения Али ибн Абдаллаха новым шерифом Мекки стал его двоюродный брат Хусейн ибн Али. В это время ему было около 60 лет.

Ранние годы он провел среди бедуинов Хиджаза, но большую часть жизни прожил в Стамбуле, где султан держал его при себе в качестве заложника. Едва утвердившись у власти, Хусайн показал явное стремление к тому, чтобы сделаться независимым правителем Хиджаза и покорить себе другие области Аравийского полуострова.

В борьбе против Османской империи мекканский шериф Хусейн постарался опереться на арабских националистов и англичан.

В 1914 году один из его сыновей - Фейсал установил связи с младоарабами и дамасскими реформаторами. Тогда его брат Абдаллах наладил контакты с английской администрацией в Египте. Вначале сдержанные, отношения с европейцами заметно оживились во время Первой мировой войны. Англичане рекомендовали шерифу воспользоваться ситуацией и поднять антитурецкое восстание.

В 1915 году было достигнуто тайное соглашение, по которому Великобритания обещала признать и гарантировать независимость арабского государства с территорией, включающей в себя весь Аравийский полуостров (за исключением Адена), Сирию, Палестину и Ирак.

В июне 1916 года мекканский шериф Хусейн призвал арабское население начать восстание против турок. Отряды восставших под командованием сыновей Хусейна - эмиров Али, Фейсала и Зейда быстро захватили Джидду, порты Янбу и Умм Ледж. Расквартированный в Мекке турецкий гарнизон капитулировал. 2 ноября 1916 года собрание арабских эмиров провозгласило Хусейна королем арабской нации. Тогда же в Мекке было образовано арабское правительство, ключевые посты в котором занимали сыновья короля. Али стал премьер-министром, Абдаллах - министром иностранных дел, Фейсал - министром внутренних дел. Великобритания и Франция признали Хусейна только королем Хиджаза. Этот титул в конце концов и закрепился за ним.

Unknown , Public Domain

В 1917 году эмир Фейсал совершил рейд через пустыню и занял порт на берегу Красного моря. В следующем году туркам было нанесено сокрушительное поражение в Палестине, оправиться от которого они уже смогли.

В середине 1918 года армия Фейсала взяла и совместно с англичанами вступила в Сирию. 30 сентября был взят Дамаск. Но из всех освобожденных территорий Фейсал получил под свое управление только Восточную Сирию. Остальные земли перешли под контроль союзников. На самом деле Великобритания и Франция не собирались выполнять договоренности, заключенные с Хусейном. Из обещанных ему провинций Палестина и Ирак оказались оккупированы англичанами, а Сирия и Ливан - французами . Мечта Хусейна о создании великого арабского государства осталась неосуществленной.

Король Хусейн решил объединить под своей властью Аравийский полуостров. Здесь король встретил противника в лице риядского эмира и правителя Неджда Абдул-Азиза II (1904-1926). Его предки на протяжении полутора веокв вели упорные войны за объединение Аравии. С осени 1917 года между шерифом и Саудидами начались вооруженные столкновения из-за приграничных оазисов Тураба и Эль-Хурма, считавшихся воротами Хиджаза на пути из Неджда. В мае 1919 года сын Хусейна Абдаллах захватил Турабу, но через несколько дней недждийцы атаковали его отряд и наголову разбили. Саудиды готовились напасть на Хиджаз, но в июне англичане вступились за своего союзника, потребовав от Абдул-Азиза ибн Сауда оставить Турабу и Эль-Хурму. Английские войска прибыли в Джидду, и Саудиды вынуждены были отступить.

В 1921 году англичане сделали одного из сыновей Хусейна - Фейсала - королем Ирака, а другого - Абдаллаха - эмиром Трансиордании. К несчастью для себя, Хусейн не удовлетворился этим: он протестовал против передачи французам мандата на управление Сирией, а англичанам - Палестиной. Он отказался ратифицировать Версальский договор и даже отверг предложение о заключении англо-хиджазского договора, хотя сильно нуждался в поддержке английских войск. Вместо этого он продолжал добиваться исполнения обещаний, данных во время войны, и тем самым окончательно раздражил своих европейских союзников.

В 1924 году недждийский эмир Абдул-Азиз ибн Сауд возобновил военные действия против Хиджаза. Вооруженные отряды ваххабитов развернули наступление на Хиджаз. Англичане на этот раз демонстративно хранили нейтралитет, а собственные войска Хусейна терпели поражение за поражением. В этих условиях знать Хиджаза собралась 6 октября 1924 года в Джидде и вынудила Хусейна отречься от престола в пользу своего старшего сына Али, который стал 2-м и последним королем Хиджаза из династии .

Новый король Али ибн Хусейн с несколькими сотнями своих сторонников отступил в Джидду. Ваххабиты овладели всем Хиджазом, заняли Мекку и начали осаду Джидды. 6 декабря 1925 года пала Медина, а 22 декабря, лишенный поддержки Али эвакуировал Джидду. Завоенный Хиджаз пошел в состав Саудовской Аравии.

Третьего шаабана четвертого года лунной хиджры в городе Медине в семье Фатимы и Али родился ребенок.
Это был их второй ребенок. Великий Пророк ислама (да благословит Аллах его и род его) обожал этих детей и молился за них. В священном Коране приведены аяты, в которых Всевышний называет членов непорочной семьи Пророка святыми и безгрешными. 33 аят суры "Соумышленники"гласит:
…Ведь Он лишь хочет снять с вас скверну,
(Очистить) дом его семьи,
И всех вас полным очищением очистить.

Мать младенца – Фатима (мир ей) была дочерью Пророка. Она считается самой идеальной и совершенной женщиной в истории человечества. Бог в суре "Коусар" описывает ее превосходные качества и добродетели. Отец ребенка – Али (да будет мир с ним) был первым, кто принял исламскую религию. Он славился своей храбростью и красноречивостью, и был отважным защитником исламской религии.
В тот же день новорожденного принесли к Пророку, и Али со всем уважением попросил его светлость Мухаммеда выбрать для него имя. Пророк ислама назвал его Хусейном.
Мы поздравляем всех вас с годовщиной дня рождения Хусейна ибн Али, внука великого Пророка (да благословит Аллах его и род его).

Все знали об огромном внимании, которое божий Посланник уделял Хусейну. Известная египетская ученая Бент аш-Шати по поводу безграничной любви Пророка к имаму Хусейну и его брату имаму Хасану пишет: "Имена Хасан и Хусейн были столь благозвучны для Пророка, что безустанно повторял их имена. Он называл их своими сыновьями. Всевышний одарил Фатиму поистине божественной милостью, продолжив пророческий род в ее семье".
Привязанность Пророка к этим двум мальчикам была вызвана не только родственной связью, ибо, как говорится в Коране, поведение и высказывания Посланника божьего не отражает его личные интересы. Любовь Пророка к ним основана на их особом положении в исламской умме. Сердце его светлости Мухаммеда переполняла любовь к Хасану и Хусейну. Он говорил: "Те, кто любит Хасана и Хусейна, любят меня. Те, кто будет враждовать с ними, будет моим врагом".
Его светлость Мухаммед считал Хасана, Хусейна, Али и Фатиму самыми близкими к себе людьми.
Но счастливые детские годы Хусейна пролетели очень быстро. Ему было всего лишь 6 лет, когда скончался великий Пророк. Перед тем, как покинуть этот бренный мир, его светлость завещал людям всех поколений любить и почитать членов его непорочного семейства.

Спустя годы с момента кончины его светлости Мухаммеда, Али стал повелителем исламского общества. В период его правления Хусейн во всех политических и военных сражениях был верным помощником и сподвижником своего отца Али. В эти годы он вместе со своим братом доказал свою отвагу и мужество в боях против угнетателей и врагов ислама.
После мученической смерти отца (имама Али) в период, когда Хасан был духовным лидером общества, Хусейн проповедовал истинные ценности божьей религии. Когда его брат Хасан пал мученической смертью, он взял в свои руки знамя предводителя мусульман всего мира. Его славная жизнь завершилась легендарным эпосом в пустыне Кербела. Жизнь и деятельность имама Хусейна стали бессмертным эталоном для будущих поколений.
Безусловно, Пророк и его непорочная семья навечно будут лучшим примером для всего человечества. Познание Пророка и его непорочной семьи создает образец совершенной формы жизни для всех людей.
Поведение имама Хусейна было пропитано добротой и милосердием. Под сенью безграничной любви к Богу он призывал людей к богослужению. Об образе жизни имама Хусейна можно указать на следующий рассказ, запечатленный на страницах истории:

Как-то в Медину приехал один из жителей Сирии по имени Эсам. В городе он увидел человека, отличающегося своей внешностью и поведением от других. Он спросил, - Кто это? Ему ответили, что это Хусейн ибн Али. Под влиянием ядовитой пропаганды Омеядов, Эсам был настроен против имама Хусейна. Он подошел к его светлости и начал сквернословить и осыпать его бранными словами. Очень спокойно, без капельки гнева, имам посмотрел на Эсама добрым взглядом и произнес несколько коранических аятов. Затем имам молвил: "Чем могу я тебе помочь? Ты, наверное, сириец?". Эсам ответил: "Да". Тогда имам сказал: "Я знаю причину твоей неприязни. Как бы то ни было, ты сейчас на чужбине и ты – гость нашего города. Если ты нуждаешься в чем-либо или тебе негде приютиться, мой дом в твоем распоряжении".

Доброжелательность и искренность имама Хусейна (ДБМ) оказали неизгладимое впечатление на сирийца. Эсам впоследствии рассказывал об этом: "В тот миг я хотел провалиться сквозь землю от стыда. До тех пор, пока я не познакомился лично с Хусейном ибн Али, я испытывал глубокую неприязнь к Хусейну и его отцу. Но он своим добрым нравом показал мне всю глубину моих заблуждений. Ныне для меня нет никого милее на свете, чем Хусейн и его отец Али".

Имам Хусейн на протяжении своей насыщенной событиями жизни приложил много усилий к пробуждению остывших сердец и направлению их на путь истины. На пути защиты исламских учений и распространения религиозных предписаний среди народных масс имам Хусейн (ДБМ) пожертвовал своей жизнью. Не будь восстания Хусейна ибн Али, то в скором времени от истинного ислама осталось бы лишь одно воспоминание. Ибо порочный омеядовский правитель Язид ибн Муавия стремился искоренить религиозные ценности. В те времена сторонники религии и человеческих ценностей подвергались всяческим притеснениям и унижениям со стороны Омеядов. Они внедряли в общество безнравственность и распущенность, и боролись с божественным учением. В подобной среде целью борьбы имама Хусейна (ДМБ) было определение для общества четких границ между добром и злом.

Своим легендарным восстанием, стоившим ему жизни, его светлость Хусейн разорвал цепи, связывающие священную религию ислама. Своим героическим поступком он укрепил основы небесной религии. Поэтому легендарный эпос имама Хусейна, словно магнит притягивает сердца свободолюбивых людей всего мира. Душа Хусейна ибн Али была переполнена такими качествами, как преданность, великодушие, мужество, стойкость и безграничная любовь к Всевышнему.

Мы вновь поздравляем вас с наступлением годовщины дня рождения Хусейна ибн Али, и предлагаем вашему вниманию несколько ценных изречений его светлости:
Тому, кто запутался в суете сует и не знает выхода из тупика, следует выбрать путь доброты и милосердия, чтобы выпутаться из лабиринта.
Пять божьих даров, которые делают жизнь человека полноценной, – это разум, вера, воспитание, скромность и достойное поведение.
О люди, не забывайте моральные ценности, стремитесь накопить капитал для вечной жизни, помогайте даже отчаявшимся людям.

ГЕНОЦИД СЕМЬИ ПРОРОКА

(Из Википедии)

Аль-Хусейн ибн Али аль-Кураши(араб. الحسين بن علي‎; 8 января 626, Медина — 10 октября 680, Кербела) — второй сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы; третий шиитский имам. День его гибели во время сражения близ Кербелы с войском омейядскогохалифа Язида I отмечается шиитами как траур ашура.

Фото из сайта: http://pix2pix.org/

Хусейн почти не принимал активного участия в общественно-политической жизни Халифата вплоть до смерти Омейядского халифа Муавии I (680) После назначения Муавией своего сына Язида халифом, Халифат превратился в монархию. Этот процесс был встречен в обществе весьма неоднозначно. Против монархии Омейядов в Медине выступили несколько влиятельных сподвижников пророка Мухаммеда, в числе которых был и Хусейн.

В это же время, жители Куфы подняли восстание против халифа Язида и пригласили Хусейна к себе. Хусейн откликнулся на эту просьбу и, вместе со своей семьей и приближенными, выехал в направлении Куфы для того, чтобы возглавить жителей этого города. Для изучения обстановки в городе, Хусейн послал туда своего представителя Муслима ибн Акиля, который приехал в Куфу и отправил Хусейну послание, в котором сообщал, что около 18 тысяч куфийцев уже присягнули на верность Хусейну и ждут его приезда.

Халиф Язид сместил наместника Куфы и назначил туда Убайдуллаха ибн Зияда, отличавшегося суровым характером и жестокостью. Приехав в Куфу Убайдуллах публично объявил о том, что будет убивать всех, кто выступит против Омейядов. Привлекая на свою сторону основной части населения и местных лидеров, Убайдуллах смог подавить это восстание. Когда Муслим ибн Акиль попытался выступить против него, то оказалось, что все бывшие сторонники Хусейна разбежались и он остался один. Муслима выдали властям и казнили.

Муслим ибн Акил

Перед смертью Муслим ибн Акиль успел отправить послание Хусейну, где он не рекомендовал ему въезжать в Куфу, но Хусейн продолжил движение в сторону города и подошел к местечку Кербела. Возле Кербелы с ним встретились халифские войска, которые были укомплектованы, в том числе, и из числа куфийцев, которые совсем недавно сами приглашали его в город. Во время переговоров Хусейн попросил отпустить его и его приближенных, но его противники выдвинули для его освобождения такие условия, которые он не мог принять. Тогда войска халифа двинулись против небольшого отряда Хусейна и полностью разгромили его. Хусейн и ещё 72 человека, из которых 23 были его родственниками, погибли в битве. Хусейну отрубили голову и отправили вначале к Убайдуллаху ибн Зияду, а затем в Дамаск к халифу Язиду.

Смерть внука пророка Мухаммада вызвало возмущение народа и привело к новому восстанию в Мекке. Восстание возглавил Абдуллах ибн аз-Зубайр, которому удалось на короткое время захватить власть (с 684 по 692 гг.). Это восстание было последней попыткой ветеранов исламского движения не допустить превращения Халифата в абсолютную монархию и возродить модель правления Праведных халифов. Все эти события привели к падению суфьянитской ветви Омейядов и вхождению на престол побочной, марванитской ветвью.

Гибель Хусейна ещё больше сплотила сторонников семьи пророка Мухаммеда и повлияла на дальнейшие политические события. Многие политические движения в Арабском халифате против тирании властей проходили под лозунгами отмщения за кровь Хусейна.

Гробница Хусейна в Кербеле стала объектом паломничества шиитов.

Абдулла ибн Хусейн (Али Асгар)

Абдулла ибн Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб (ар. - عبد الله بن الحسین) - сын Имама Хусейна (а), более известный как Али Асгар, который пал мученической смертью в Кербеле от стрелы, выпущенной Хармалой ибн Кахилем. Согласно убеждениям шиитов он обладает возвышенной степенью пред Аллахом, несмотря на свой малолетний возраст.

Родословная и рождение

Абдулла - сын Имама Хусейна (а) и Рубаб дочери Амру Кейса. Дата рождения Абдуллы ибн Хусейна доподлинно неизвестна, однако исторические источники указывают на то, что в момент смерти в Кербеле он был грудным ребенком.

В ранних суннитских и шиитских источниках сказано, что этот младенец носил имя Абдулла. Однако в более поздних шиитских источниках он получил известность как Али Асгар. Книги «Макталюль-Хусейн» Ахтаба Хаварезма и «Манакибу али Абу Талиб» Ибн Шахра Ашуба относятся к первым источникам, которые, описывая мученическую смерть малолетнего сына имама, назвали его по имени Али. Последующие исторические источники, следуя им, также называли павшего мученической смертью младенца именем Али Асгар (младший Али), а Имама Саджада (а) в большинстве случаев эпитетом Али Аусат (средний Али).
Но эти же источники, перечисляя имена детей Имама Хусейна (а), упомянули в их числе и сына по имени Абдулла, но не указали, как он умер. Подобные несоответствия берут свое начало в том, что в ранних и поздних источниках имеются разные мнения о количестве сыновей Имама Хусейна (а), носящих имя Али.
К числу хадисов, называющих имена сыновей Имама Хусейна (а), относится хадис, переданный Кулейни. Согласно этому хадису, когда Марван спросил о том, почему Имам Хусейн (а) назвал двоих своих сыновей именем Али, он услышал в ответ, что даже если бы у него было сто сыновей, он хотел бы дать им всем имя Али.

Мученическая смерть

В исторических источниках приводятся разные хадисы по поводу мученической смерти Али Асгара (а). Шейх Муфид передает: После того, как унесли тело Касима - сына Имама Хасана (а), Имам Хусейн сел перед шатром возле тел других мучеников. После к нему принесли Абдуллу (Али Асгара) и имам посадил его на свои колени. В это время мужчина из племени Бани Асад выпустил стрелу, которая поразила его. Имам вынул свою руку из-под горла младенца, и она была наполнена кровью. Он вылил кровь на землю и сказал: «Господи! Если ты забрал помощь неба, то установи её для того, что лучше, и отомсти за меня этим несправедливым!» Затем он унес тело младенца и уложил возле других убитых.
Согласно другой передаче, Имам Хусейн (а), после того, как пали смертью все его сподвижники и помощники, и перед тем, как самому вступить на поле битвы, в последние мгновения своей жизни подошел к шатрам для того, чтобы попрощаться со своей семьей. После прощания с ними он заключил в объятия Абдуллу (Али Асгара) и поцеловал его. Внезапно человек из племени Бани Асад выпустил стрелу в Абдуллу и этим предал его мученической смерти. Человек, выпустивший стрелу, упомянут по имени Хармала ибн Кахил.

Джалалуддин Хамаи:
Страдаю я в печали младенца, который вместо молока наполнил рот кровью из-за преступления Хармалы.
Младенца, который пил воду в источнике непорочности, а жжение жажды охватило все его тело.
Если бы не было расцветшего бутона красного тюльпана, то как бы окрасилась кровью его одежда.
Бутона, который пророс на лугу Захры, и от острия стрелы его тело стало подобно цветку с сотней лепестков.
Расцвел цветник на поле несчастья, бутоном его стал Асгар, а цветами Касим и Акбар.
Умер жаждущим тот почтенный младенец, изрезанный кинжалом и стрелой, и чей саван пришит к его телу.
И жду я, что тот, чей взгляд исцеляет каждый недуг, взглянет на меня краем глаза.

Данешноме Имам Хусейн

В других источниках упоминается, что Зейнаб принесла этого младенца к своему брату (Имаму Хусейну), чтобы он попросил воды у вражеского войска. Имам встал с младенцем напротив войска и сказал: «О, сборище. Вы убили моих последователей и мое семейство. Остался этот младенец, который уже корчится от жажды. Дайте ему глоток воды». И в это время, когда Хусейн (а) разговаривал с ними, мужчина прицелился в младенца, выпустил стрелу и убил его.
Но более всего известен хадис Ибн Джаузи от Хишама ибн Мухаммада Калаби, который говорит: Когда Абу Абдулла Хусейн (а) увидел, что войско Куфы упорствует в желании пролить его кровь, он взял в руки Коран, открыл его, возложил на свою голову и крикнул, обращаясь к воинам войска Куфы: «Пусть между мной и вами судят Книга Аллаха и мой дед Мухаммад (с) - Посланник Аллаха. О, люди! Почему вы считаете дозволенным пролитие моей крови?» В это время взгляд Имама Хусейна (а) упал на младенца среди маленьких детей, который плакал от жажды. Он взял его на руки и сказал: «О, сборище! Если вы не проявляете милосердия ко мне, то проявите милосердие к этому грудному младенцу». Тогда из войска Куфы мужчина (Хармала ибн Кахил Асади) выстрелил в горло младенца и предал его смерти. Имам Хусейн, увидев эту сцену, заплакал и сказал: «Господи! Рассуди Сам между мной и этими людьми, которые пригласили нас, чтобы помочь нам, но убивают нас». Затем Имам (а) расположил руку под горлом своего сына, а когда рука наполнилась его кровью, он брызнул ее в направлении неба и сказал: «Эти низведенные трудности облегчает для меня лишь то, что все они пред взором Аллаха». От Имама Бакира (а) передается, что ни одна капля той крови не упала обратно на землю.
Имам (а) отнес к шатрам бездыханное тело Али Асгара (а) и, после погребения его в землю, вернулся на поле битвы.
Некоторые пишут, что после смерти своего сына Имам Хусейн (а) сказал: «О, Аллах! Мученическая смерть этого младенца пред Тобой не меньше убийства верблюдицы Салиха. О, Аллах! Если сегодня Ты удержал от нас победу и Свою помощь, то установи их в том, что будет лучше для нас».

Погребение

Передается, что Имам Хусейн (а) своим мечом вырыл могилу и предал земле младенца. Другие историки пишут, что Имам (а) вернулся с ребенком в запачканных кровью пеленках и передал его Зейнаб (а). Также пишут, что он принес его тело и положил его рядом с телами других мучеников.

Врата нужд

Многие шииты называют Абдуллу ибн Хусейна (Али Асгара) вратами нужд. Это указывает на то, что по их убеждениям он обладает высокой степенью пред Аллахом, несмотря на то, что в момент мученической смерти он был грудным младенцем.

Литература

Данешнаме Имам Хусейн (а), Мухаммад Рейшахри, т.10, перевод: Мухаммад Муради, Кум, Даруль-хадис, 1430 год хиджры.
Муфид, Аль-иршад, Муассисату Алюль-бейт (а) ли тахкикит-турас, Бейрут, Даруль-Муфид, 1414/1993 года

https://shiizm.ru

Махатма Ганди (духовный лидер Индии): "Ислам обязан своим расцветом ни воинственности, а бесподобной самоотверженности Имама Хусейна. Я научился у Имама Хусейна, как одновременно быть угнетенным и победителем".

Эдвард Гиббон, 1737—1794
Знаменитый английский историк

«В отдалённом веке и состоянии общественного мнения трагическая сцена смерти Хусейна пробудит сочувствие даже холодного читателя» («Истории упадка и разрушения Римской империи», Лондон, 1911, т. 5, с. 391—392).

Томас Карлайл, 1795—1881
Британский писатель, публицист, историк и философ

«Хусейн и его товарищи по оружию своей несломленной верой в Господа и достойными делами доказали, что количество оружия перед моральной силой не играет никакой роли. Меня восхищает победа Хусейна над злом, несмотря на малое количество бойцов» («Жизнь четырнадцати непорочных», Кермани, с. 183).

Виктор Гюго, 1802—1885
Французский писатель, глава и теоретик французского романтизма

«Принципы революции Хусейна стали близки каждому мятежнику, который жаждет вернуть свои права у своих угнетателей».

Чарльз Диккенс, 1812—1870
Английский писатель, романист и очеркист

«Если Хусейн сражался ради личной цели и богатств, то почему он отправился в Кербелу вместе со своей семьёй, сёстрами и малолетними детьми? На это разум даёт лишь один ответ: он пошёл на такой риск лишь ради ислама» («Имам Хусейн и его друзья», с. 52).

Эдвард Гранвил Браун, 1862—1926
Британский писатель и востоковед

«Есть ли такое сердце, которое не услышало бы о трагедии Кербелы и не заплакало бы? Даже немусульмане не могут оспорить чистоту мучеников, погибших там» («Жизнь руководителей», с. 83).

Махатма Ганди, 1869—1948
Один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании

«Я не принёс для народа Индии новых идей. Лозунг „Свобода или смерть“ вытек из моего изучения героя Кербелы — Хусейна, и этот лозунг я подарил всем индусам. Если мы хотим спасти народ Индии, то мы должны последовать примеру Хусейна ибн Али» («Хусейн как руководитель народа», т. 30).

Дьёрдь (Георг) Лукач, 1885—1971
Венгерский философ-неомарксист

«Принципы Хусейна были сосредоточены на свободном характере и были направлены на то, чтобы сделать людей своего народа счастливыми в их жизни, чтобы быть в состоянии противостоять радикальным правителям, которые поработили их, и которым Хусейн противостоял со всей силой и решимостью».

Фрея Маделин Старк, 1893—1993
Британская путешественница и писательница

«Шииты во всём исламском мире возрождают память об Аль-Хусейне и его убийстве и оплакивают его в первые десять дней месяца Мухаррам… Там он разбил свой лагерь, в то время как его враги окружили его и перекрыли доступ к воде: подробности живы сейчас, как и тогда, 1257 лет назад… Не может кто-либо с большой пользой посещать эти святые города, если он не знает что-либо из истории, для кого эта трагедия встроена в самое их основание. Это одна из немногих историй, которую я не могу читать без плача».

Роберто Боланьо Авалос, 1953—2003
Чилийский поэт и прозаик

«Убийство Хусейна Язидом является величайшей политической ошибкой, совершённой Омейядами, которая забылась, и исчез её всякий знак или детали».

Антуан Бара, 1943
Христианский писатель из Ливана

«Нет сражения в современной и прошлой истории человечества, которое снискало бы больше симпатии и восхищения, а также преподавшего больше уроков, чем мученичество Хусейна в битве при Кербеле» («Хусейн в идеологии христианства»).

Имам Хусейн (а) сказал: «Мое восстание – только для призыва к одобряемому и запрещения порицаемого».

Шахадат Хусейна ибн Али стал вечным красным знаменем, вознесенным над миром. Восстание внука Пророка - символ того, как добро, красота и справедливость побеждают зло, уродство и низость.

Его пример говорит, что самопожертвование сильнее всякого оружия. Когда угнетение и тирания окутывают народы, покрывало мрака разрывается, и из-под него сияет ослепительный лик Хусейна (а).

Трагедия Хусейна и его сподвижников – это не христианская драма того, как слабый становится жертвой более сильного и хищного. Суть его трагедии и трагедии всех других шиитских Имамов (а) – в том, что самые сильные, самые красивые, самые щедрые – «соль земли», квинтэссенция творения - гибнут от рук жалких, презренных и отвратительных, но зато многочисленных, сгустившихся в инфернальную орду. И это же – одновременно трагедия их шиитов, «малого отряда», духовной аристократии, мистико-военного ордена, элитарного и эгалитарного одновременно, сражающегося за Бога и справедливость посреди окружающей тьмы. Ни один из шиитских Имамов не умер своей смертью. Подавляющее большинство шиитских предводителей в период Сокрытия – отсутствия последнего Имама – также пали мучениками. Когда их тела находят в земле – через сто, триста, тысячу лет, – они лежат там нетленными.

Мученическая гибель Хусейна ибн Али проникает до глубины сердец народов. Иранское ноухе (траурное песнопение), исполняемое в дни Мухаррама – месяца мученической гибели Имама (а), говорит:

Моя мать родила меня, чтобы я пожертвовал собой для Хусейна,

Со своим молоком она дала мне любовь к Хусейну,

Но его имени научил меня отец…

Почему эти люди готовы без малейших колебаний отдать свои жизни? Что заставляет их искать мученичества как предела любви к Богу и людям?

Каждый год 15 миллионов человек со всего мира, преодолевая трудности и не взирая на опасность, съезжается на эти дни в Ирак, на место трагедии. Они идут туда пешком, едут на поездах, летят на самолетах, скачат на лошадях. Это движение ничто не может остановить, оно неотвратимо, оно захватит весь мир. Люди идут к своему Имаму. В своей готовности и своем Ожидании они чувствуют аромат Кербелы.

Хусейн ибн Али не просто жертвует собой. Его история – это потрясающий, единственный во всей мировой истории максимум самопожертвования, венец шахадата. Это жертва полным бытием, трансформированным в символ сакрального присутствия Трансцендентного. Тотальная жертва становится всеобъемлющим Изобилием, моментом нисхождения небес на землю.

Накануне последней битвы при Кербеле в лагере погасили факелы, и все, кто хотел уйти, были освобождены от присяги, получив возможность покинуть своего вождя. С Имамом остались 72 человека, идущих на верную смерть против 30-тысячного войска тирана Язида. Когда они пришли к нему, он провел рукой по горизонту, и им предстал рай – то, что их ожидает в ближайшее время.

Когда битва закончилась, головы павших героев были отрублены, воздеты на копья (по преданию, голова Хусейна, даже отрубленная, продолжала славить Бога) – и в таком виде скорбный караван, в котором вели их пленных женщин и детей, начал свой путь в Сирию, столицу Тагута. Окровавленными головами преступники хотели запугать народ, но добились противоположного – повсюду люди спрашивали: «Кто же те, кто решился пожертвовать всем?»

И когда голову Имама (а) доставили Язиду, пусть будет над ним вечное проклятье, он стал играть с ней тростью, ударяя по зубам и губам. Рядом присутствовал византийский посол, который спросил, чья это голова. «Это голова… это голова внука Пророка», - был ответ. – «Как? Вы убили внука своего Пророка? А мы чтим как святыню даже подкову того осла, на котором ехал Иисус».

История монотеизма начинается с заклания Исмаила, сына Авраама, замененного ягненком. «Мы искупили его великой жертвой» - говорит Коран: «Ва фадайнаху би зибхи азым» (37: 107). И заканчивается эта история «великой жертвой» Хусейна (а), о которой последующие Имамы сказали: «Жертва Хусейна заменила жертву Исмаила».

Здесь красный цвет революционного Ислама переходит в зеленый – цвет эзотерики, батин, таинственного мистического опыта.

وَجَعَلْنَا مِنْهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا

«И Мы сделали из них Имамов, которые ведут по Нашему повелению», - говорит священный аят Корана (32: 24).

Имам Садык (а) сказал: «Наше дело есть тайна тайн».

Тайна Имамов из Дома Пророка (Ахль уль-Бейт) - это загадка встречи с Творцом, который непостижимо превознесен и невообразимо велик. Бог настолько возвышен, что неизбежна фигура отсутствия, сокрытости, гайб. Как можно подойти к Господу, познать Его, сблизиться с Ним? Но ведь Он Сам призывает к этому.

Имамы из Дома Пророка и есть этот перешейк, эта связь между Творцом и творением, соединяющая небеса и землю в единое целое. На сердца своих последователей Имам проливает свет оттуда, откуда он один видит их. В этом смысл хадиса Пророка о сокрытии последнего Имама: «Как солнце, скрытое за облаками». Люди не видят его, но его свет озаряет все. Но эти лучи света Имама – где их источник? Их источник – Свет Самого Бога.

Как говорится в Дуа Нудба:

Где Хасан, где Хусейн?

Где сыновья Хусейна –

Праведные из праведных

И правдивые из правдивых?

Где путь выше пути?

Где лучшие из лучших?

Где восходящее солнце?..

Где врата, через которые Бог входит в мир?

Где лик Аллаха, к которому обращаются святые?

Где те, кто соединяет небеса и землю?

Где повелитель победного дня

И где знамя прямого руководства?

Абстрактный монотеизм оказывается преодолен через идею, а лучше сказать – через пережитый опыт теофании. Божественная сущность непознаваема; но божественные творения суть теофанизмы, через которые проявляются божественные атрибуты. Двойное назначение каждой манифестированной сущности состоит в том, что она одновременно скрывает и проявляет невидимое. Во всем творении – в деревьях, земле, небесах, горах – есть аяты Аллаха. Но величайший аят – это Ахль уль-Бейт, Дом Пророка. Они – врата Богопознания.

Направляясь к Богу, мы встаем на путь к Имамам. Путь в Кербелу.

«Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, и сделать их предводителями, и сделать их наследниками» (28: 5).

По всей планете происходит объединение людей, составляющих избранный народ Бога, и они подобны потокам живой воды посреди бесплодной пустыни, которая суть современный мир. От той духовной мощи, что исходит от них, разобьются идолы современности, как разбиваются пустые горшки. У них нет атомных бомб, нет танков, их руки пусты. Но их жертвенность сокрушит твердыню современного коллективного Язида, ибо то, что ведет их вперед – это:Каждый день – Ашура, каждая земля – Кербела.