Симон соловейчик - учение с увлечением. Симон Львович Соловейчик

Как её найти?

Проще всего расспрашивать товарищей, выпрашивать у них интересную книгу. Можно и в библиотеке сказать честно: «Знаете, я никогда в жизни не читал с удовольствием… Дайте мне, пожалуйста, такую книгу, чтобы не оторваться».

Быть может, первая попытка окажется неудачной. Не страшно! Как среди людей много скучных, не с каждым подружишься, так и среди книг много скучных (для нас), и если мы не «подружились» с одной книгой, не будем думать, что и все остальные - скучны. Будем искать свой ключ!

Но поставим себе цель: читать каждый день, хоть час, хоть полчаса. Есть предположение, что тот, кто в течение двух-трех недель будет каждый день, не пропуская, проводить за книгой хотя бы полчаса, обязательно полюбит чтение. Однако это предположение, как и многие другие, требует опытной проверки. Сообщите, пожалуйста, о результатах вашего эксперимента: сколько дней вы его продолжали? Понравилось ли вам читать?

Если понравилось, если вы уже читатель, то продолжим опыты.

Для читателей опыт такой: учимся делать выписки из книг.

Заводим общую тетрадь для выписок.

Стараемся делать только короткие выписки, не больше чем полстранички в тетради: их легче просматривать.

Обязательно оставляем поля слева, потому что потом, через несколько лет, в голову придут важные мысли (это со всеми бывает) и куда их тогда поместить? На поля!

Когда книга прочитана, подумаем: а во всём ли мы согласны с автором или героем книги? Если обнаружится несогласие, запишем коротко, в чём оно состоит. Есть книги, которые принимаешь целиком, но у настоящего читателя иногда возникает и возражение.

Мы уже говорили, что учёт - обратная сторона плана. Как только вы начнёте учитывать прочитанное, сразу появятся книги, которые вам необходимо прочитать. Разыскивайте их!

Следующий опыт такой: постараемся определить, что нас больше всего интересует, и прочитать все доступные книги на эту тему. Может быть, военная техника? Или жизнь Пушкина? Или всё о птицах? Или всё о кино? Это очень важно - читать много книг на одну тему. После второй или третьей книги вы непременно обнаружите, что чем дальше, тем интереснее читать.

Есть ребята, которые стараются прочитать все детективы или всю фантастику. Что ж, это лучше, чем не читать совсем! Но только надо становиться и знатоком таких книг: уметь отличать лучшие от худших, выделять любимого автора, разбираться в книгах со знанием дела. В каждой отрасли литературы твоя классика. Если вы любите фантастику, но не читали Жюля Верна, Лема, Ефремова или братьев Стругацких и не выделяете их книг, то какой же вы знаток?

Быть знатоком в чём-нибудь - большая радость. Кто найдёт способ, как стать знатоком, кто сумеет рассказать, как он постепенно стал знатоком, какие книги читал, тот принесёт большую пользу для всех последователей идеи учения с увлечением. Ждём научных сообщений!

И ещё один опыт, очень тонкий. У каждого из нас есть друзья, которые не очень любят читать. Можно поставить перед собой такую задачу: хоть одного человека заразить любовью к чтению! Как это сделать - трудно сказать, общих рецептов нет, и учёные этой проблемы ещё не изучали. Значит, надо найти собственные пути, проявить собственную хитрость… Зато появится друг, с которым можно будет обмениваться книгами и разговаривать о книгах. Жизнь станет куда интересней!

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова писателя Ф.М. Достоев­ского: «Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли».

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 при­меру из прочитанного текста, иллюстрирую­щему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публи­цистическом стиле, раскрывая тему на лин­гвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Ф.М. Достоевского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 9

Часть1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдель­ном листе. Сначала напишите номер задания, а за­тем - текст сжатого изложения.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изло­жение*

Учтите, что вы должны передать главное со­держание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1)Быть знатоком в чём-нибудь - большая ра­дость. (2)Постараемся определить, что нас больше всего интересует, и прочитать все доступные книги на эту тему. (З)Может быть, военная техника? (4)Или жизнь Пушкина? (5)Или всё о птицах? (6)Или всё о кино? (7)Это очень важно - читать мно­го книг на одну тему. (8)После второй или третьей книги вы непременно обнаружите, что чем дальше, тем интереснее читать. (9)Есть люди, которые ста­раются прочитать все детективы или всю фантасти­ку. (10)Что ж, это лучше, чем не читать совсем! (11)Но только надо становиться и знатоком таких книг: надо уметь отличать лучшие от худших, выде­лять любимого автора, разбираться в книгах со зна­нием дела. (12)В каждой отрасли литературы своя классика. (13)Если вы любите фантастику, но не чи­тали Жюля Верна, Лема, Ефремова или братьев

Тексты для сжатых изложений см. на с. 840. 70

Стругацких и не выделяете их книг, то какой же вы знаток? (14)Вероятно, у каждого из нас есть друзья, которые не очень любят читать. (15)Можно поста­вить перед собой такую задачу: хоть одного человека заразить любовью к чтению! (16)Как это сделать - трудно сказать, общих рецептов нет, и учёные этой проблемы ещё не изучали. (17)3начит, надо найти собственные пути, проявить собственную хитрость... (18)Зато появится друг, с которым можно будет об­мениваться книгами и разговаривать о книгах. (19)Жизнь станет куда интересней! \

(20)Многие ищут в книгах полезные советы. (21)У людей, которые ищут полезных советов в кни­гах, бывают крайности.

(22)У меня есть один знакомый. (23)Он увлёкся цветоводством и накупил множество книг о цветах. (24)Он их читал и перелистывал. (25)Он разглядывал в них цветные фотографии - они были очень краси­выми - и произносил слова, которые звучали заме­чательно. (26)Например: кампанула. (27)Или сакси-фага!

(28)И, так как у него было развитое воображе­ние, ему казалось, что он уже посадил и вырастил все те прекрасные цветы, которые видел на картин­ках.

(29)Потом мой знакомый изучал толстый том «Служебного собаководства». (30)Со временем он соби­рался завести настоящую овчарку. (31)И скоро он мог рас­сказать каждому, каким должен быть дневной рацион служебной собаки и как учить собаку брать след. (32)Правда, у него не хватило времени даже на то, чтобы отучить свою комнатную собачонку попрошайничать за столом и грызть кости на ковре.

(ЗЗ)За несколько лет у моего знакомого собра­лась порядочная библиотека из книг с полезными сведениями о том, как стать сильным. (34)0 том, как научиться печатать на машинке. (35)0 том, как вы­пиливать лобзиком...

(36)Но я ни разу не видел ни одной вещи, кото­рую он бы выпилил, ни одной собаки, которую он научил бы чему-нибудь полезному, ни одной стра­нички, которую он сам напечатал бы на машинке.

(37)Точно так же я ещё не видел ни одного че­ловека, которому удалось бы разжечь огонь по спо­собу, описанному в старых книгах, - трением. (38)Может быть, потому что перевелись люди с упор­ством, которое для этого требуется. (39)Но фильтро­вать болотную воду через толчёный уголь я пробо­вал. (40)Возможно, я чего-нибудь не понял в книге, но фильтровалась вода долго, вкус её был неслыхан­но ужасен, а принимать лекарство потом всё равно пришлось. (41)Словом, про полезные советы можно сказать то, что вообще говорят про советы: слушай всё, но не всего слушайся!

(По С. Львову)

Львов Сергей Львович (род. в 1922 т.) - критик, публицист и прозаик. В его книгах, среди которых «Друг моего детства», «Быть или казаться» и др., речь идёт о подлинных человеческих ценностях - дружбе, подлинной преданности выбранной профес­сии, чувстве социальной ответственности, о граж­данской активности и идейной убежденности, на­стоящей культуре, в том числе культуре поведения.

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержа­ния прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 да­ны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 -А7 обведите кружком.

А1. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования от­вета на вопрос: «Почему рассказчик считает, что увлечение книгами его знакомого - прояв­ление крайности?»

1) (24)Он их читал и перелистывал. (25)Он раз­глядывал в них цветные фотографии - они были очень красивыми - и произносил сло­ва, которые звучали замечательно.

2) (29)Потом мой знакомый изучал толстый том «Служебного собаководства». (ЗО)Со временем он собирался завести настоящую овчарку.

3) (ЗЗ)За несколько лет у моего знакомого со­бралась порядочная библиотека из книг с полезными сведениями о том, как стать сильным.

4) (36)Но я ни разу не видел ни одной вещи, которую он бы выпилил, ни одной собаки, которую он научил бы чему-нибудь полез­ному, ни одной странички, которую он сам напечатал бы на машинке.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «порядочный» в предложении 33.

1) честный

2) благородный

3) большой, значительный

4) чрезвычайный, крайний

ГПЯзИ А2

A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Но только надо становиться и знатоком та­ких книг: уметь отличать лучшие от худ­ших, выделять любимого автора, разбирать­ся в книгах со знанием дела.

2) Можно поставить перед собой такую задачу: хоть одного человека заразить любовью к чтению!

3) Зато появится друг, с которым можно будет обмениваться книгами и разговаривать о книгах.

4) Он разглядывал в них цветные фотогра­фии - они были очень красивыми - и про­износил слова, которые звучали замеча­тельно.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ХУДШИХ есть согласный звук [т].

2) В слове ДРУГ последний звук - [к].

3) В слове РАЗЖЕЧЬ мягкость согласного [ч"] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове СВЕДЕНИЯМИ звуков больше, чем букв.

Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) разглядывал

2) отрасль

3) перевелись

4) фильтровать

А6. В каком слове правописание приставки опреде­ляется глухостью последующего согласного?

1) разбираться

2) обмениваться

3) разглядывал

4) рассказать

А7. В каком слове правописание суффикса опреде­ляется правилом: «В суффиксе отглагольного прилагательного пишется одно Н»?

1) интереснее 3) цветные

2) полезные 4) толчёные

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного тек­ста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «попрошайни­чать» в предложении 32 стилистически ней­тральным синонимом. Напишите это слово.

В2. Выпишите грамматическую основу предложе­ния 20.

ВЗ. Замените словосочетание «болотную воду» (предложение 39), построенное на основе согла­сования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получившее­ся словосочетание.

В4. Среди предложений 33-37 найдите предложе­ние с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Вероятное 1) у каждого из нас есть дру-зья,(2) которые не очень любят читать. ...Как это сделать - трудно сказать,(3) общих ре­цептов нет,(4) и учёные этой проблемы ещё не изучали. Значит,(5) надо найти собственные пути,(6) проявить собственную хитрость...

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) за-пятую(-ые) между частями сложного предло­жения, связанными подчинительной связью.

Вероятное 1) у каждого из нас есть дру-зья,(2)которые не очень любят читать. ...Как это сделать - трудно сказатъ,(3) общих ре­цептов нет,(4) и учёные этой проблемы ещё не изучали. Значит, (5) надо найти собственные пути,(6) проявить собственную хитрость... Зато появится друг,(7) с которым можно бу­дет обмениваться книгами и разговаривать о книгах.

В8. Среди предложений 33-40 найдите сложнопод­чинённое предложение с параллельным (неод­нородным) подчинением придаточных. Напи­шите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 8-15 найдите сложные предложения с бессоюзной связью между час­тями. Напишите номера этих предложений.

Если вы испытываете затруднение с книгами, пожалуйста, не думайте, что это ваше личное несчастье. Это предмет заботы всех людей. Письма Ленина полны просьб к родным и знакомым: "Пришлите, пожалуйста, такие-то книги". За книгами ездят в другие города. Люди тратят отпуск на то, чтобы поехать в Москву и просидеть несколько недель в библиотеке. Но даже в Ленинской библиотеке с её миллионами книг то и дело присылают "отказ" - листочек с объяснением, что нужной книги нет или её читает кто-то другой. За книгами охотятся, стоят в очереди, выпрашивают их, выманивают. Ломоносов хитростью выманил себе две первые книги, об этом сообщается в самой ранней его биографии. Книги покупали по бешеным ценам, втридорога. Некоторые люди почти всю зарплату тратят на книги, оставляя себе лишь гроши, и это не фанатики, не коллекционеры, это обычные образованные люди.

Без собственных книг жить трудно. Сухомлинский говорил, что к концу десятого класса у каждого должно быть дома около четырехсот собственных книг. Нет своей книги - нет возможности вдруг, когда придёт нужда, когда вспыхнет острое желание, прочитать её. Свою книгу читаешь по-другому, она ближе тебе, ты не торопишься, не боишься, что книга уйдёт - и вместе с ней невозвратно уйдёт её мир. Собирать книги - это дело отцов. Отцы должны оставлять детям библиотеки книг. Это их обязательный долг перед детьми. Возможно, что ваш отец жил трудной жизнью и не мог собрать хоть маленькой библиотечки - что ж, отца винить ни в чём нельзя, это неблагородно. Но самому пора понемногу закладывать семейную библиотеку - для себя, для детей, для внуков и правнуков. Это, повторяю, долг каждого человека, особенно каждого мужчины. Собирание и подбор книг - сугубо мужское дело, потому что оно требует мужества, суровости, определённости вкуса.

Когда идут в библиотеку, обычно пользуются абонементом - берут книги домой. Между тем при многих библиотеках есть очень хорошие читальные залы. По необъяснимой причине книга в зале, взятая на час, больше "твоя", чем взятая домой. В библиотеке читаешь более сосредоточенно; в библиотеке можно взять одну, другую, третью, найти, полистать их, подержать в руках. Иногда достаточно подержать книгу несколько минут, чтобы составить о ней некоторое представление - правда, бывает и ошибочное. В библиотеке не просто читаешь - живёшь в мире книг; они захватывают, они не так безмолвны. Дома можно читать, а можно и ещё чем-нибудь заняться. В библиотеке читаешь. Там прекрасно всё, особенно тишина. Нигде нет такого рода тишины, как в библиотеке, - с шорохом перелистываемых страниц, с тихим разговором на выдаче. В библиотеке живая тишина. От неё не покой, а лёгкое возбуждение, торжественный лад. Да и сам способ проводить время в библиотеке - один из лучших способов. Многие не знают, куда податься вечером. Как куда? Да в библиотеку, в читальный зал! Там и друзей найдёшь среди завсегдатаев, там и человеком себя почувствуешь. А уходишь из библиотеки - приятная усталость, даже немного голова кружится.

Если делать уроки с утра, до школы, а в течение дня час-другой проводить в читальном зале, к окончанию школы можно получить довольно хорошее образование.

Опыты на себе

Как её найти?

Проще всего расспрашивать товарищей, выпрашивать у них интересную книгу. Можно и в библиотеке сказать честно: "Знаете, я никогда в жизни не читал с удовольствием… Дайте мне, пожалуйста, такую книгу, чтобы не оторваться".

Быть может, первая попытка окажется неудачной. Не страшно! Как среди людей много скучных, не с каждым подружишься, так и среди книг много скучных (для нас), и если мы не "подружились" с одной книгой, не будем думать, что и все остальные - скучны. Будем искать свой ключ!

Но поставим себе цель: читать каждый день, хоть час, хоть полчаса. Есть предположение, что тот, кто в течение двух-трех недель будет каждый день, не пропуская, проводить за книгой хотя бы полчаса, обязательно полюбит чтение. Однако это предположение, как и многие другие, требует опытной проверки. Сообщите, пожалуйста, о результатах вашего эксперимента: сколько дней вы его продолжали? Понравилось ли вам читать?

Если понравилось, если вы уже читатель, то продолжим опыты.

Для читателей опыт такой: учимся делать выписки из книг.

Заводим общую тетрадь для выписок.

Стараемся делать только короткие выписки, не больше чем полстранички в тетради: их легче просматривать.

Обязательно оставляем поля слева, потому что потом, через несколько лет, в голову придут важные мысли (это со всеми бывает) и куда их тогда поместить? На поля!

Когда книга прочитана, подумаем: а во всём ли мы согласны с автором или героем книги? Если обнаружится несогласие, запишем коротко, в чём оно состоит. Есть книги, которые принимаешь целиком, но у настоящего читателя иногда возникает и возражение.

Мы уже говорили, что учёт - обратная сторона плана. Как только вы начнёте учитывать прочитанное, сразу появятся книги, которые вам необходимо прочитать. Разыскивайте их!

Следующий опыт такой: постараемся определить, что нас больше всего интересует, и прочитать все доступные книги на эту тему. Может быть, военная техника? Или жизнь Пушкина? Или всё о птицах? Или всё о кино? Это очень важно - читать много книг на одну тему. После второй или третьей книги вы непременно обнаружите, что чем дальше, тем интереснее читать.

Есть ребята, которые стараются прочитать все детективы или всю фантастику. Что ж, это лучше, чем не читать совсем! Но только надо становиться и знатоком таких книг: уметь отличать лучшие от худших, выделять любимого автора, разбираться в книгах со знанием дела. В каждой отрасли литературы твоя классика. Если вы любите фантастику, но не читали Жюля Верна, Лема, Ефремова или братьев Стругацких и не выделяете их книг, то какой же вы знаток?

Быть знатоком в чём-нибудь - большая радость. Кто найдёт способ, как стать знатоком, кто сумеет рассказать, как он постепенно стал знатоком, какие книги читал, тот принесёт большую пользу для всех последователей идеи учения с увлечением. Ждём научных сообщений!

И ещё один опыт, очень тонкий. У каждого из нас есть друзья, которые не очень любят читать. Можно поставить перед собой такую задачу: хоть одного человека заразить любовью к чтению! Как это сделать - трудно сказать, общих рецептов нет, и учёные этой проблемы ещё не изучали. Значит, надо найти собственные пути, проявить собственную хитрость… Зато появится друг, с которым можно будет обмениваться книгами и разговаривать о книгах. Жизнь станет куда интересней!

А теперь, поскольку это последняя серия опытов и книга подходит к концу, несколько совсем серьёзных слов.

Вся жизнь, окружающая нас, настраивает на учение, заставляет учиться и зовёт учиться. Но, как всегда бывает, есть и такое, что отталкивает от учения. Например, в классе может сложиться общее плохое отношение к урокам, насмешливое, легкомысленное, и человек поддаётся этому настроению. Он хочет быть, "как все". Некоторых ребят отталкивает от учения именно то, что родители заставляют их учиться, а им, ребятам, не хочется выглядеть "пай-мальчиками" и "пай-девочками", они хотят быть "самостоятельными" и оттого перестают учиться. Бывает, что кто-то внушает нам: "А зачем учиться? Я не учился, а живу хорошо". Наконец, некоторые ребята настолько не справляются с учением, что отчаиваются, бросают попытки вырваться из всех "заколдованных кругов" школы и при этом, естественно, уговаривают себя: "Ничего, и так проживу".

Словом, существует немало влияний, которые мешают нам учиться.

Первое, что надо сделать, - освободиться, совсем освободиться от всего, что мешает учиться, от всех этих влияний и собственных предрассудков. Поддаваться таким внушениям, от кого бы они ни исходили, значит попадать в худшее рабство, какое только можно себе представить, становиться несвободным, зависимым человеком.

Быть знатоком в чём-нибудь - большая радость. Кто найдёт способ, как стать знатоком, кто сумеет рассказать, как он постепенно стал знатоком, какие книги читал, тот принесёт большую пользу для всех последователей идеи учения с увлечением. Ждём научных сообщений!

И ещё один опыт, очень тонкий. У каждого из нас есть друзья, которые не очень любят читать. Можно поставить перед собой такую задачу: хоть одного человека заразить любовью к чтению! Как это сделать - трудно сказать, общих рецептов нет, и учёные этой проблемы ещё не изучали. Значит, надо найти собственные пути, проявить собственную хитрость… Зато появится друг, с которым можно будет обмениваться книгами и разговаривать о книгах. Жизнь станет куда интересней!

А теперь, поскольку это последняя серия опытов и книга подходит к концу, несколько совсем серьёзных слов.

Вся жизнь, окружающая нас, настраивает на учение, заставляет учиться и зовёт учиться. Но, как всегда бывает, есть и такое, что отталкивает от учения. Например, в классе может сложиться общее плохое отношение к урокам, насмешливое, легкомысленное, и человек поддаётся этому настроению. Он хочет быть, «как все». Некоторых ребят отталкивает от учения именно то, что родители заставляют их учиться, а им, ребятам, не хочется выглядеть «пай-мальчиками» и «пай-девочками», они хотят быть «самостоятельными» и оттого перестают учиться. Бывает, что кто-то внушает нам: «А зачем учиться? Я не учился, а живу хорошо». Наконец, некоторые ребята настолько не справляются с учением, что отчаиваются, бросают попытки вырваться из всех «заколдованных кругов» школы и при этом, естественно, уговаривают себя: «Ничего, и так проживу».

Словом, существует немало влияний, которые мешают нам учиться.

Первое, что надо сделать, - освободиться, совсем освободиться от всего, что мешает учиться, от всех этих влияний и собственных предрассудков. Поддаваться таким внушениям, от кого бы они ни исходили, значит попадать в худшее рабство, какое только можно себе представить, становиться несвободным, зависимым человеком.

У Чехова, в замечательной его повести «Степь», рассказывается о маленьком мальчике, которого отправляют в город учиться. В дороге ему встретился старый крестьянин Пантелей…

«- Ты куда же едешь? - спросил он, притопывая ногами.

Учиться, - ответил Егорушка.

Учиться? Ага… Ну, помогай царица небесная. Так. Ум хорошо, а два лучше. Одному человеку бог один ум даёт, а другому два ума, а иному и три… Иному три, это верно… Один ум, с каким мать родила, другой от учения, а третий от хорошей жизни. Так вот, братуша, хорошо, ежели у которого человека три ума».

Один ум нам дан от природы; хорошую жизнь - и ум вместе с нею - мы добываем вместе, общими стараниями, для всего народа. А ум от учения каждому приходится добывать самому, в нелёгкой работе, много лет подряд, преодолевая трудности, побеждая неприятности… Что ж! Двадцать пять веков назад сказал это один из мудрейших писателей мира, Софокл:

И в минувшем, и в грядущем

Лишь один закон всесилен:

Не проходит безмятежно

Человеческая жизнь.

Не проходит безмятежно человеческая жизнь…

Но не побоимся рядом с этими вечными строками поставить письмо маленького мальчика из Красноярска, пусть оно и закончит книгу:

«Я Шакиров Вадим. Самый хороший предмет у меня русский язык. Плохого предмета у меня нет. Я по всем предметам учусь хорошо.

Послесловие

Посмотрите на эти рожицы. Какая из них отражает ваше отношение к учению? Перерисуйте их и поставьте «птичку» в соответствующей клетке.

Перед нами простая задача: переместить нашу «птичку» хоть на одну клетку влево!

Что для этого нужно?

Выбрать из книги те опыты, которые покажутся особенно важными и -

приступать к делу!