Ярослав мудрый внутр и внеш политика. Внутренняя и внешняя политика правления Ярослава Мудрого

После смерти князя Владимира, между 12 его сыновьями начались междоусобные войны за власть. Сначала великокняжеский престол захватил Святополк, предательски убив двух своих Бориса и Глеба.

Победителем из удобной схватки вышел Ярослав, который при жизни своего отца правил в Новгороде. Правил Ярослав Мудрый с 1019 года по 1054 год.

При правлении Ярослава Мудрого достигла наивысшего расцвета. В годы его правления, Киевская Русь стала одним из сильнейших государств Европы, быстро догоняющим и обходящим передовые государства, во всех отношениях.

Внешняя политика царя была продуктивной. Русские князья заключают династические браки с крупнейшими европейскими королевскими дворами.

Внешняя политика Ярослава Мудрого

Во внешней политике Ярослав Мудрый не только развивал торговые и культурные связи, но и весьма успешно воевал, отражал набеги печенегов. Именно Ярослав Мудрый разбил печенегов, и те в свою очередь перестали представлять грозную силу, и беспокоить Русь своими набегами.

Воевал он с финнами, ятвягами, литовцами. Ходил на чудь, и утвердил на чудских землях свою власть, возвел на берегу Чудского Озера город Юрьев. Во время его правления, произошло последнее столкновение Руси с Византией, было это в 1043 - 1046 годах. Конфликт разгорелся из-за убийства русского купца. Закончилось все мирным договорам, скрепленным узами династического брака.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Внутренняя политика Ярослава Мудрого была качественна и продуктивна. Он заботился о русском народе. Киев, при Ярославе превратился в один из крупнейших Европейских городов. В городе были построены Золотые Ворота и Софийский Собор. Также, во время его правления, впервые был назначен киевский митрополит, деятель русский по происхождению - звали митрополита Илларион.

Ярослав Мудрый во внутренней политике уделял большое внимание просветительству на Руси и её христианизации. Он был одним из составителем первого свода законов Руси - . Источником для создания «Русской Правды» были нормы обычного права, узаконенные государством судебные местные обычая, а так же судебная практика местных князей.

Ярослав Мудрый умер в феврале 1054 года. Похоронен в Киеве в Софийском соборе.

Годы правления:1019-1054

Из биографии.

Исторический портрет Ярослава составить достаточно просто, так как в летописях о нём много сведений, ведь это была яркая личность, при которой Русь достигла своего расцвета.

К власти пришёл в результате борьбы за престол со своим братом Мстиславом Тмутараканским, с которым вынужден делить власть до 1036 года(год смерти брата).

Яркая личность: волевой, сильный, решительный, благоразумный, преданный православной вере, храбрый, сочувствующий малоимущим. Вёл скромный образ жизни. Часто Ярослав Мудрого называют идеальным князем. Даже его облик изображён на современной тысячерублёвой купюре.

В летописях не сохранилось описания его внешности, но отмечается, что он был хромоногий- то ли с детства, то ли в результате увечья, полученного в походах.

Положил начало законодательству Руси. В свод законов «Русская правда» Ярослава Мудрого входили наказания за кражи, убийства, даже различные оскорбления, а также правила ведения суда. Очень важно то, что он отменил смертную казнь! По данному закону можно определить, что в стране начался процесс деления на сословия, появились признаки социального неравенства. Это хорошо видно по системе штрафов, по которой за одно и то же преступление, но в отношении разных в социальном положении лиц, наказание было различным: за убийство огнищанина- вира составляла 80 гривен, а за холопа — 5.

Впервые митрополитом при нём становится русский человек — Илларион, то есть Я.Мудрый начинает политику независимости от византийской церкви. Илларион – был замечательным оратором, автором « Слова о законе и благодати», в котором он писал о равенстве народов и прославлял родную Русскую землю.

Исторический портрет Ярослава Мудрого просто необходимо добавить такой деятельностью князя, как строительство городов, а также укрепление Киев каменной стеной, строительством главных ворот — Золотых.

Киев становится одним из красивых городов Руси. Софийский собор до сих пор поражает своей красотой: он отделан мрамором, мозаикой, украшен фресками.

Много внимания князь уделял развитию образования: строились первые школы, в которых давалось начальное образование.

Много книг переведено в его правление с греческого языка на русский, создавалась библиотека. Ярослав собирал книги, приглашал переводчиков, сам много читал, имел огромную библиотеку. Считал книги «реками, способными напоить мудростью» . При нём создана первая библиотека в Софийском соборе.

Уделял большое внимание воспитанию, в том числе своих детей. Написал «Завещание » детям. В нём он призывал сыновей любить друг друга, не враждовать, так как усобицы — гибель для всех, призывал к миру и согласию.

При нём значительно повысился международный авторитет Руси, в том числе и благодаря династическим бракам. Его жена — шведская принцесса, а дочери были замужем за королями Венгрии, Франции, Норвегии.

Вёл активную внешняя политику. Это защита Руси от набегов печенегов, которым был дан сокрушительный удар, походы в Прибалтику, Польшу, Литву, Византию

Прожил долгую жизнь – 76 лет, служа Руси. При Ярославе Мудром Руси принадлежала территория от Балтийского моря до Чёрного. Это была огромная и сильная страна.

Похоронен в Софийском соборе в Киеве.

Исторической портрет Ярослава Мудрого: направления деятельности

1. Внутренняя политика Ярослава Мудрого

  • Укрепление княжеской власти
  • Окончательное утверждение христианства: строились церкви, монастыри — в их числе Киево-Печерский, Софийский собор в Киеве и Новгороде; церковь вышла из подчинения Константинополя, назначен первый русский митрополит — Илларион.
  • Создание системы законодательства: свод законов « Русская правда»- в нём была ограничена кровная месть (разрешена только для близких родственников), введена вира — система штрафов.
  • Борьба с сепаратизмом, то есть отделением: ввёл новый порядок передачи власти – старшему в роде, то есть лествичную систему.
  • Развитие письменности и образования: создавались начальные школы при монастырях, библиотека, при Ярославе переводятся и переписываются многие книги с греческого.
  • Уделял большое внимание воспитанию детей. Написал знаменитое «Завещание» детям.

2. Внешняя политика Ярослава Мудрого

  • Борьба с кочевниками- печенегами, при нём прекратились их набеги в 1036г. Софийский собор и Золотые ворота в Киеве были заложены в честь этой победы.
  • Укрепление связей с западными государствами. Династические браки детей. Сам женат на дочери короляя Швеции- Ингегерде (в крещении Ирине).
  • Расширение границ Руси. 1030 г. — поход на Новгород, подчинение эстов. Основал город Юрьев.

Итоги деятельности Ярослава Мудрого:

  • Способствовал расцвету Руси.
  • Усилил княжескую власть.
  • Окончательно утвердил христианство, начал процесс отделения церкви от власти византийского патриарха.
  • Положил начало письменного законодательства государства
  • Способствовал развитию образования и просвещения
  • Значительно укрепил международный авторитет Руси.

Ярослав Мудрый с книгой в руках изображён на памятнике «Тысячелетие Руси» в Новгороде, открытом в 1862 году. Автор — скульптор Микешин М.О.

Этот факт — отражение уважения потомков к этому правителю Киевской Руси.

Данный материал можно использовать, готовясь

Ярослав Мудрый — правитель, который сыграл огромную роль в истории Киевской Руси. Сын Владимира сумел одновременно наладить внешние отношения и отношения внутри государства. За то время, когда правил Ярослав Мудрый, если рассматривать отношения русского государства с другими странами, князь сумел добиться признания ими Киевской Руси. Большую роль сыграл сын Владимира и в становлении внутренней политики. Словом, признание страны, ее развитие и расцвет, заслуживает того, чтобы мы познакомились со внешней и внутренней политикой Ярослава Мудрого и вкратце рассмотрели принципы, которых придерживался князь за время своего правления.

Внутренняя политика краткий обзор

Если рассматривать внутреннюю политику за время правления Ярослава Мудрого в нашем кратком обзоре, то стоит отметить, что она была целенаправлена на укрепление экономических связей и развитие культуры между отдельными княжествами в государстве. Он старался своими действиями обеспечить настоящую мощь государству.

К главным его решениям, что касаемо политики Руси, относится составление письменного свода законов. Это первый правитель, который стал упорядочивать правовые нормы, записывая их и издавая в виде законов под названием Русская правда или как еще ее называли Устав Ярослава. С помощью законов регулировались отношения внутри государства между княжествами. Проще говоря, Русская правда стала неким кодексом, что знаком нам и в наше время. Он регулировал административные, уголовные и гражданские нормы. Конечно, документ не был совершенен, но все равно благодаря ему решались вопросы правопорядка среди общества, законодательная база защищала от насилия и беззакония, что господствовало в то время. Принятые законы, которых все должны были придерживаться, позволили государственной машине набрать оборотов. Князю удалось упорядочить законы и начать борьбу с нигилизмом.

Однако внутренняя политика князя — это не только решение правового вопроса. Правитель страны большое внимание уделил и духовной стороне жизни. Он делал все возможное, чтобы избавиться от попечительства Византии. Так при Ярославе на киевскую митрополию назначается уже не греческий, а русский митрополит Илларион. За время правления нового князя, строятся храмы, в том числе был заложен главный храм Руси триннадцатиголовый собор святой Софии. Князь заботится о просвещении, открывая училища. К тому же Ярослав привлекал книгописцев и переводчиков, что позволило приумножить книги в государстве, которые стали всем доступны. Детей начинают учить грамоте.

Внешняя политика краткий обзор

Большую роль Ярослав сыграл и в становлении внешних отношений, уделяя большое внимание внешней политике. Если обратиться к событиям, что происходили во внешней политике, то Ярослава Мудрого не назовешь завоевателем, между тем это не помешало ему установить мир с Византией, укрепить южные и западные рубежи. Все вопросы он старался, как и его отец, решать дипломатическим путем. К тому же при Ярославе наблюдаются династические браки, с помощью которых и укрепляется авторитет Киевской Руси. Лидеры же европейских государств были не против породниться с князем. Так, сам он женится на дочери норвежского короля, его сестра заключает брак с польским князем, Один из сыновей берет в качестве жены сестру польского князя, а другому сыну в жены была предназначена греческая царевна. Еще два сына женятся на немецких княгинях. Были у Ярослава и дочки. Одну из них он выдает замуж за норвежского короля, другую — за венгерского, третью дочь отдает замуж французскому королю. Это позволяет наладить хорошие отношения с другими государствами и дает возможность укрепить международный авторитет Руси.

  • - В 1030-1031 гг. объединенное войско Мстислава и Ярослава нанесло поражение польскому королю, после чего спорные Червенские города (Белез, Червень, Перемышль) снова отошли к Руси.
  • - В 1030 г. Ярослав совершил успешный поход в земли прибалтийской "чуди" и построил к Западу от Чудского озера город Юрьев (сейчас Тарту), Юрий - имя данное Ярославу при крещении - Внимание! Вопрос есть в тестах.
  • - В 1036 г. войско Ярослава нанесло сокрушительное поражение печенегам под Киевом, от которого они не смогли оправиться. На смену печенегам в XI в. придут половцы. В бою были задействованы силы новгородцев (левый фланг), варяг (центр боя) и киевского ополчения (правый фланг).
  • - В 1038 г. усмирил ятвягов.
  • - В 1040 г. ходил в поход на Литву и Мазовию.
  • - В 1043 г. воевал с Византией (последняя война Руси с этой страной). Но неудачный: Ярослав послал в поход старшего сына (Владимира), разыгралась буря, корабли переворачивало, а выплывавших на берег византийцы брали в плен (иногда ослепляли). Только в 1046 г. по мирному договору русские пленные были возвращены. При заключении мирного договора, Константин Мономах отдал в жены сыну Ярослава, Мстиславу, свою дочь, от которой в последствии родится Владимир Мономах.
  • - В 1047 г. покорил Мазовию для своего союзника - Казимира I.
  • - Развивал внешние отношения посредством династических браков: его сестра Мария была замужем за польским королем Казимиром (по Д.С. Лихачеву, но у старикова она не упоминается), а сестра короля за сыном Ярослава, Изяслава. Дочь Ярослава была замужем за французским королем Генрихом I. Другая дочь - Елизавета - жена викинга Гарольда Смелого, впоследствии короля Норвегии. Анастасия вышла замуж за Венгерского короля Андрея I.
  • - Создание школ для обучения грамоте (сам он имел еще прозвище "книгочей"- Кацва, Юрганов). Осуществлялся массовый перевод с греческих книг (прежде всего церковных).
  • - Был основателем "Русской правды" (см. следующую тему).
  • - Умер 20 февраля 1054 г.

После смерти старшего брата Вышеслава (по некоторым данным -- в 1011 году ) был посажен отцом на княжение в Новгород . Причём его резиденцией вероятнее всего стал Княжин двор (позже названный Ярославовым Дворищем) , до этого новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода .

В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому князю Владимиру Святославичу , ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол младшему сыну Борису . Владимир Святославич скончался в следующем году, готовясь к войне с Ярославом. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком , которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.

В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами.

Однако наёмной дружине Ярослав часто не доплачивает, вспоминая о жаловании только перед лицом надвигающейся опасности.

Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком. Он ещё дважды подступал к Киеву: один раз с печенегами , второй -- с войском польского короля Болеслава I .

В 1018 году польский король Болеслав Храбрый , приглашённый своим зятем Святополком Окаянным , разбил войска Ярослава на берегах Буга , захватил Киев вместе с сёстрами, первой женой Анной и мачехой Ярослава, публично изнасиловал отказавшую в сватовстве его сестру Предславу и, вместо того чтобы передать город ("стол") мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав после поражения вернувшись в Новгород приготовился бежать "за море". Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем , изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились. Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществляет новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал.

Так как вражда могла продолжаться бесконечно, пока оба князя были живы, конунг Эймунд спросил у Ярослава: "прикажете ли убить его, или нет?" На что Ярослав дал свое согласие:В этом году Ярослав получил титул Великого князя Киевского после убийства брата Святополка и братьев Бориса и Глеба , но предпочитает находиться до 1036 года в Новгороде .

В 1019 году Ярослав (по некоторым летописным источникам, при живой первой жене Анне, захваченной Болеславом Храбрым в Киеве) женится на дочери шведского короля Олафа Шётконунга -- Ингегерде , за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон , посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестят созвучным именем -- Ирина. Причём судя по "Сагам об Олаве Святом" Снорри Стурлусона в "приданое" принцесса Ингегерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды).

В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, и на обратном пути, был настигнут Ярославом на реке Судоме , разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск . Однако, согласно "Саге об Эймунде" , после победы над Святополком Ярослав выдвинул Брячиславу территориальные претензии, но Брячислав отверг их и вышел с войском к границе своего удела . Для ведения войны Ярослав послал к войскам Ингегерду, которую захватили и привели в ставку Брячислава. Ингегерда была вынуждена выступить миротворцем. Согласно мирному договору Брячислав увеличил свои владения и стал править в Киеве. Ярослав остался в Новгороде и был назван Великим князем . В скором времени Брячислав умер, и Ярослав вернулся в Киев.

В 1023 году брат Ярослава -- тмутараканский князь Мстислав -- напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра, а в 1024 году Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна (Гакона) под Лиственом (возле Чернигова). Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предлагает разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны:

В 1025 году сын Болеслава Храброго Мешко II стал королём Польши, а два его брата, Безприм и Отто, были изгнаны из страны и нашли убежище у Ярослава. ярослав мудрый политика киевская русь

В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделяют земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом.

В 1028 году норвежский король Олаф Харальдсон , впоследствии канонизированный в Норвегии как Олаф Святой, был вынужден бежать в Новгород к Ярославу Мудрому. Бежал он туда вместе с пятилетним сыном Магнусом , оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа -- Ингегерда настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения Олафа Святого в Норвегию в 1030 году , где тот в этом же году и погиб во время битвы за норвежский престол.

В 1029 году , помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов , изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев (ныне Тарту , Эстония). В том же году он взял Белз в Галиции . В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов , попов и бояр . В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен , завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось , а Мстислав на правобережье Днепра. Незадолго до этого в том же 1031 году Харальд III Суровый , король Норвегии, сводный брат Олафа Святого , бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету .

В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира . В 1036 году внезапно на охоте умирает Мстислав, и Ярослав, по-видимому опасаясь каких либо притязаний на киевское княжество, заточает своего брата -- псковского князя Судислава -- в темницу (поруб). Только после этих событий Ярослав решается переехать со двором в Киев. До смерти Мстислава резиденцией Ярослава был Новгород, а в Киеве управление осуществлялось его боярами .

Период княжения Ярослава Мудрого - это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Можно сказать, что Ярослав уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. При нем был составлен свод законов под названием «Правда Ярослава», составляющий наиболее древнюю часть «Русской Правды». Издание этого документа способствовало организации внутренней жизни страны. В период правления Ярослава христианство окончательно утвердилось в Киевском государстве. В 1039г. была основана Киевская митрополия, которая подчинялась константинопольскому патриарху. В 1051г. Ярослав, желая освободится из-под «опёки» Византии в церковных делах, вопреки канону, на сборе русских епископов, избрал митрополитом киевского церковного деятеля Иллариона. При Ярославе в Киевской Руси были основаны первые монастыри - Св. Ирины, Св. Юрия, Киево- Печерский монастырь, что стали крупными церковными и общественно-культурными центрами. Ярослав также заботился о развитии образования в государстве. По его распоряжению были созданы школа и библиотека при Софийском Соборе. Перед смертью он попытался наладить ещё одну тревожившую его проблему, и усовершенствовать аппарат передачи власти, что бы в дальнейшем избежать кровавых междоусобиц. Но он умер прежде, чем ему удалось решить эту проблему. В целом можно сказать, что внутренняя политика Ярослава Мудрого была успешной, и направленной на развитие государства

«Русская Правда».

Общая характеристика «Русской Правды». Кроме всего прочего Ярослав Мудрый также знаменит издание своей «Русской Правды». «Русская Правда» - сборник норм древнего права, составленный преимущественно в 11 - 12 вв. Вопрос о её происхождении, а также о времени составления наиболее ранней части «Русской Правды» является спорным. Некоторые историки относят его даже к 7в. Однако большинство исследователей связывают древнейшую часть «Русской Правды» с именем Ярослав Мудрого, и местом её издания называют Новгород. Начальный текст этого документа до нас не дошел. В ходе истории текст «Русской Правды» неоднократно изменялся и дополнялся. Так, например, известно, что сыновья Ярослав, (во второй половине 11в.), дополнили и изменили текст «Русской Правды», назвав её «Правдой Ярославичей». На сегодняшний день известно 106 списков «Русской Правды», составленных в 13 - 17 вв. Преимущественно Русскую Правду принято разделять на три редакции - Краткую, Расширенную, и Сокращенную, отображающие определённые этапы развития общественных отношений в Киевском государстве. Основные положения Русской Правды. Преступление и наказание по «Русской Правде». Современная наука уголовного права под термином «преступление» понимает общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершённое виновно (т.е. с умыслом или по неосторожности) лицом вменяемым, достигшим возраста уголовной ответственности. А что же понималось под этим термином в далёкий период создания Русской Правды? С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию. Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового. Виды преступлений и соответствующих им наказаний по «Русской Правде»: 1.Кровная месть. Замена языческих понятий о преступлении и наказании новыми понятиями особенно ясно выражается в законодательстве, определяющем наказание за убийство и в постепенном преобразовании института кровной мести. Так, например, по договору с греками 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства. «Русская Правда», в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника. В литературе возникает много споров о правовом основании кровной мести. Являлась ли она досудебной или же послесудебной расправой? Прямого ответа на этот вопрос Русская Правда не даёт. Исторически кровная месть сложилась как обязанность рода потерпевшего расправиться с преступником. Но процесс феодализации Древнерусского государства, увеличение роли князя и княжеского суда внесли значительные изменения в применение обычая кровной мести. Какое-то время княжеский суд сосуществует с общинным, но постепенно, благодаря усилению феодальных отношений, княжеский суд занимает ведущее положение, оттесняя суд общинный на второй план. Таким образом, становится возможным вмешательство князя в обычай кровной мести, у убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя (хотя, без сомнения, он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т.к. , по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания - виру, т.е. денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в княжескую казну. Также Русской Правде известен институт дикой или повальной виры (в размере 80 гривен), налагаемой за убийство княжеских служащих. Например, упоминается штраф в 80 гривен за убийство огнищанина, княжеского тиуна или конюха. Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в ст.1 Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком. Лишь после смерти Ярослава Мудрого, «снова собравшись, сыновья его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор отменили кровную месть за убийство, а постановили выкупаться деньгами». 2. Побои и оскорбление. Месть в Русской Правде упоминается не только в статьях, говорящих об убийстве. Так, например в случае избиения человека до крови и синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива: либо мстить, либо взять с обидчика 3 гривны за обиду. Причём в этом случае даже не требуется свидетель. «Если же на нём не будет никакого знака, то пусть придёт видок; если же не может, то на том конец». Таким образом, в этой статье мы впервые встречаемся с понятием видока, т.е. непосредственного свидетеля - очевидца происходящего. Кроме видока, Русская Правда знает ещё один вид свидетеля - послух, т.е. лицо, которое может ручаться в невиновности обвиняемого, защищать его доброе имя. В отличие от предшествующих обычаев, здесь уделяется внимание не характеру нанесённых повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причинённое телесное повреждение, а оскорбление непосредственно нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен. Также об оскорблении гласят ст.4 (удар мечом, не вынутым из ножен) и ст.8 (вырывание бороды и усов). Обе эти статьи предусматривают наказание за преступление в размере 12 гривен. Ст.9 гласит: «Ежели кто, вынув меч, не ударит, то тот положит гривну». Преступление, описываемое в данной статье, можно характеризовать как покушение, либо как неоконченное преступление (угроза, оскорбление). 3.Членовредительство. Следующий ряд статей (ст.5, 6 и 7) посвящён членовредительству. Выделяются три основных вида членовредительства: травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки, а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, т.е. налагался штраф в размере 40 гривен. Также в виде наказания за это преступление могла применяться кровная месть. Но в отличие от других статей, по которым предусматривалась кровная месть как вид наказания, в случае причинения увечья мстить могли близкие потерпевшего, т.к. сам он был не в состоянии. Правовое положение различных слоёв населения. (4.)Убийство. Являясь правовым памятником феодального государства со всеми присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях чётко разграничивает правовой статус различных групп населения. Начиная со ст.19 более чётко выступает классовое деление общества. В законе устанавливаются штрафы за убийство княжеских слуг, за кражу и порчу княжеского имущества. Ст.19 гласит: «Если убьют огнищанина за обиду, то платить за него 80 гривен убийце, а людям не надобно; а за подъездного княжего - 80 гривен». Скорее всего под словами «убийство за обиду» понимается убийство в ответ на действия жертвы (как предполагал А.И.Соболевский). Можно предположить, что речь идёт об убийстве княжеского слуги при исполнении им своих обязанностей. Следующей разновидностью умышленного убийства по Русской Правде было убийство в разбое. В Древней Руси оно рассматривалось как наитягчайшее преступление. В случае убийства огнищанина обязанность розыска преступника возлагалась на вервь (общину), на территории которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, то вервь обязана была выплатить виру в размере 80 гривен. Довольно интересная норма изложена в ст.21, посвящённой убийству огнищанина или княжеского тиуна при защите ими княжеского имущества («у клети, или у коня, или у стада, или при краже коровы»). Эта статья обязывает на месте расправиться с убийцей («убить в пса место»), что говорит об особо опасном характере данного преступления и ещё раз подтверждает факт усиленной защиты княжеских слуг. В ряде последующих статей (ст.22 -27) перечисляются штрафы, взимаемые за убийство княжеских слуг, а также людей, находящихся в зависимости от князя. Ознакомившись с этими статьями, можно представить социальную структуру тогдашнего общества, определить положение тех или иных групп населения на социальной лестнице. Разобраться в этом нам помогают перечисленные в этих статьях штрафы. Так, жизнь княжеского тиуна и старшего конюха оценивается в 80 гривен, жизнь сельского старосты, пашенного, рабы-кормилицы или её ребёнка - в 12 гривен, и ниже всех ценятся жизни рядовников, смердов и холопов - всего по 5 гривен 2.3.4. 5.Кража или порча имущества. Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его имущество. Так, ст.28 устанавливает размеры штрафов за похищение или истребление княжеского скота. В этой же статье упоминается и о коне смерда. Сразу же бросается в глаза различная сумма штрафа за кражу коня князя и смерда. По-моему, эта разница вызвана не различным использованием этих коней (т.е. княжеский конь - боевой, а крестьянский - рабочий), а просто закон ставит княжеское имущество под большую охрану по сравнению с имуществом смерда. Целый ряд статей (ст. 29, 31, 32, 35 -37, 39, 40) рассматривают различные случаи кражи. В изучаемом мною памятнике права краже отводится значительное место, достаточно подробно разработана система наказаний за неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления и в то далёкое время. Следует заметить, что Русская Правда предусматривает более суровое наказание в случае совершения преступления группой лиц, т.е. уже известно понятие соучастия (ст. 31 и 40). Независимо от количества преступников, каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по сравнению со штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку. Интересно появление в ст.ст.35 и 36 термина «продажа» - установленный законом штраф, взыскиваемый в пользу князя в качестве государственного органа, т.е. идущий в казну. Помимо продажи устанавливается взыскание «за обиду» в пользу потерпевшего, которое можно сравнить с существующим в современном законодательстве возмещением причинённого вреда. В ст.38 подтверждается правило, установленное, видимо, обычаем - право убить вора на месте преступления. Но закон ограничивает это право, разрешая убить его только ночью и запрещая убивать связанного вора. В этом прослеживается сходство с существующим ныне понятием превышения пределов необходимой обороны. Данная статья, так же, как и ст.33 (предусматривающая санкции за физическое насилие в отношении смерда, огнищанина, тиуна или мечника без княжеского разрешения), имеет своей целью укрепление княжеской юрисдикции, ограничивая самосуд. Косвенным образом подтверждая существование общинного суда, ст.33 указывает на стремление княжеской власти установить монополию на суд. Говоря о различных группах населения, упомянутых в Русской Правде, следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, т.е., будучи лично зависимым человеком, он не нёс личной ответственности за свои деяния. За совершённое им преступление должен был отвечать его хозяин. Жизнь холопа ценилась меньше жизни остальных членов общества, и размер штрафа за его увод, т.е. похищение (12 гривен по ст.29), значительно превышал штраф за его убийство (5 гривен по ст.26). Историческое значение Русской правды. По меркам современных исследователей, историческое значение «Русской Правды» трудно переоценить. Она выступает как один из важнейших источников изучения Киевской Руси, её социальной жизни и общественных отношений, а также норм правопорядка и устройства государственной власти. Кроме своего огромного значения для историков Киевской Руси, она выступает также как источник для изучения древних норм и прав человека в сфере преступлений и соответствующих им наказаний, и поэтому является ценным материалом для исследования юридических прав древности, т. е. является ценной для юристов. Если говорить о стиле изложения мысли в «Русской Правде», то можно представить её значение для литературоведов. Да и для своей эпохи «Русская Правда» явилась огромным прорывом вперёд, ведь, по сути, это был первый в истории Киевской Руси сформировавшийся свод законов и общественных норм. Из всего вышесказанного следует, что Ярослав Мудрый проявил себя не только как блестящий дипломат и полководец, но и как законодатель и «устроитель» внутренней жизни государства, ведь не зря история зовёт его Мудрым.