Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
.
Сергей Есенин
Кто не видел белых пахучих цветов черемухи? Стоит только в мае или июне войти в лес и поглядеть вокруг, и вам обязательно встретится кустарник, осыпанный белыми-белыми цветами на густых поникающих кистях.
Это черемуха!
Ранней весной почки у нее похожи на острые пики. «Это к тому,— говорил писатель Михаил Пришвин,— чтобы черемуха зимой вспомнила, как ее ломали, и твердила про себя: «Не забыть, не простить и пиками не допустить!»
Весной даже птичка, сидя на черемухе, напоминает ей: «Не забыть, не простить!»
Вот почему, просыпаясь от спячки, черемуха вострит миллионы острых пик. После первого дождя пики зеленеют... «Пики-пики!» — предупреждает людей птичка.
Но белые пики, зеленея, мало-помалу становятся тупыми. Затем из них выходят бутончики, а из бутончиков белые ароматные цветы.
Прилетит соловей и так запоет, будто золотые обручи по земле раскатит, что из-за этого молодчика черемуха забудет свое обещание: «Не забыть, не простить и пиками не допустить!» — станет доброй и мягкой, а потому люди снова начнут ломать ее белоснежные, удивительно вкусно пахнущие пятилепестковые цветы.
При цветении черемухи по лесу разносятся волны сильного, сладковато-терпкого аромата, от которого кружится голова. Деревца словно порхают по ветру в белых платьицах, высоко вздымая свои кроны среди березовых стволов. А по народным приметам, коли зацвела черемуха — пора сажать картофель.
Но недолог праздник цветения. Вот уже летят, падают на землю нетающие снежинки — первые лепестки. Скоро закружится в лесу настоящая черемуховая метель, и тогда деревца скромно скроются среди подруг в таких же, как они, темно-зеленых платьицах.
С давних времен черемуха является символом средне-русского пейзажа, за что народ воспевает в стихах и песнях.
Запах ее цветов особенно ощутим после весенней грозы, он как бы объединяет тогда все запахи лугов и лесов.
Черемуха обладает исключительными свойствами. Сильный, опьяняющий аромат ее цветов и листьев очищает воздух от микробов, выделяя наиболее сильные фитонциды, содержащие синильную кислоту. Большой букет черемухи в дому смертелен для мух и комаров, опасен и для человека.
Но из ягод ее пекутся пироги, варятся кисели, соком их подкрашивают напитки. В лечебных же целях используют ягоды черемухи в качестве вяжущего средства.
.
Белая черёмуха
Белая черёмуха белою фатой
Расцвела под окнами, словно образ твой.
Белая черёмуха-первая любовь.
Отцвела черёмуха, зацвела сирень,
У меня душа поёт - у тебя ж мигрень.
Распустилась по весне и увяла вновь.
Под твоими окнами я брожу, как тень,
Вновь цветёт черёмуха - отцвела сирень.
Расцвело бы сразу всё и увяло вновь.
Белая черёмуха - первая любовь.
Белая черёмуха, белая сирень,
Расцвела под окнами на один лишь день.
Распустилась по весне и увяла вновь.
Белая черёмуха - первая любовь.
.
Владимир Маркин
Анна Герман "Белая черемуха, душистая"
Разделы: Начальная школа
Цели:
- формирование знаний об эпитете как образном средстве языка,
- формирование знаний о выразительном чтении стихов,
- развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,
- развитие внимания, творческого воображения,
- воспитание интереса к предмету и культуры общения.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели.
– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.
Есенин – нежное имя, соловьиный звон.
Кудрями золотыми звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня весеннее лицо
Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.
– Русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.
– Что бы вы хотели узнать, чему научиться?
– Для чего вам это нужно?
– Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен и чист. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах цветущей черёмухи.
2. Чтение учителем стихотворения.
– Какое настроение поэта чувствуете в этих словах? Поделитесь своими мыслями. Какое настроение почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное. Обоснуйте свой выбор.
– Какие чувства возникли в сердце?
– Какие картины возникли в воображении?
Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.
Чтение стихотворения учащимися.
3. Анализ стихотворения.
Анализ – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали. К.Чуковский.
– Читайте медленно, ни один художник не рисует картину со скоростью машины. После каждой строки – пауза. Отметим непонятные слова, останавливаясь на них.
Черёмуха душистая с весною расцвела (1)
И ветки золотистые, что кудри завила. (2)
Кругом роса медвяная (3) сползает (4) по коре,
Под нею зелень пряная (5) сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей. (6)
Черёмуха душистая (7), развесившись , стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит. (8)
Ручей волной гремучею (9) все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.
(1). Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему автор говорит: “ с весною расцвела”, а не “весною”?
(2). Почему такое сравнение?
(3). Почему у поэта роса цвета мёда?
(5) Что означает слово “пряная”? Почему оно применимо к черёмухе?
(6)Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет?
(7) Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как вначале? Почему?
(8). Черёмуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине, а теперь? Почему?
(9). А ручей – такой же? Каким он стал? Почему?
– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.
4. Работа над словом.
– Объясните значение выражений:
- роса медвяная (ароматная, с запахом мёда),
- зелень пряная (с острым ароматным запахом),
- проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля),
- волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.
- обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон,
- вкрадчиво – осторожно, доверительно.
- под кручею – под обрывом..
Как вы думаете, для чего написано это стихотворение:
- чтобы передать радость общения с природой;
- чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
- чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
- чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.
(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).
5. Выразительное чтение стихотворения.
6. Работа с изобразительно-выразительными средствами языка.
– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты )
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной.
– “Черёмуха душистая” – какое значение поэт вложил в этот эпитет? Верно, цветущая черёмуха не только распространяет сильный аромат. Но и говорит нам о том, что весна пришла по-настоящему.
– Какие эпитеты вы можете придумать у слову “черёмуха”? Черёмуха – центральный или второстепенный образ в этом стихотворении?
– Чем привлекла она внимание поэта?
– Обратимся к иллюстрации, найдите строки, подходящие к ней?
– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке. Черёмуха олицетворяет образ девушки.
– Кто здесь представляется юношей? (Ручей)
– Прочитайте строки об этом. Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.
7. Коллективное чтение стихотворения.
8. Закрепление.
Детям раздаются карточки по уровням, дети сами выбирают уровень сложности вопроса.
1 уровень.
– Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?
– Прочитайте понравившиеся строки.
2 уровень.
– Можете ли определить характер музыки, которая могла бы сопровождать стихотворение?
3 уровень.
– Какие краски можно использовать при создании картины?
– Какие картины родились в вашем воображении после чтения стихотворения?
9. Итог урока. Рефлексия.
Читать стих Сергея Есенина «Черемуха» легко и приятно, это по-настоящему весеннее стихотворение. Написано оно также весной, в 1915 году его опубликовали в журнале «Мирок». Как признавался сам поэт, написано оно было на одном дыхании под впечатлением от ярких красок пробуждающейся природы.
Основная тема стихотворения - тема природы. Лирического героя как такового здесь нет, как и в большинстве стихотворений Есенина, а только его собственные чувства, восприятие и отношение к происходящему. Читатель ощущает себя в центре повествования, а эмоции поэта становятся его собственными. Стихотворение передает настроение чего-то вечного, которое ощущается каждый раз весной. Скрытым мотивом становится мотив зарождающейся любви «черемухи душистой» и «серебряного ручья».
Текст стихотворения «Черемуха душистая» Сергея Александровича Есенина буквально пронизан эпитетами, которые передают настроение весны и ее запахи (душистая, медвяная, пряная), цвета (золотистые, серебряный), звуки. Черемуха и ручей «оживают» за счет олицетворения (черемуха кудри завила, ручей бежит, песенки поет). Использование рефрена (черемуха душистая) не просто придает лирическую певучесть стихотворению, но и определяет его главную героиню.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Сергей Есенин
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»
Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:
«Дорогие мои, хор-рошие…»
с а есенин стих черемуха душистая Предлагаем вам красивые весенние стихи Сергея Есенина. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Сергея Есенина о весне , а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти стихотворения входят в школьную программу для разных классов.
Короткие стихи про весну Есенина помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года весна.
Стихи Сергея Есенина о весне
Стихотворение Чары С.Есенин
В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела,
И с хором птичьего молебна
Поют ей гимн колокола.
Пьяна под чарами веселья,
Она, как дым, скользит в лесах,
И золотое ожерелье
Блестит в косматых волосах.
А вслед ей пьяная русалка
Росою плещет на луну.
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну.
Стих Весенний вечер Сергея Есенина
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
Стихи Наступление весны Есенина
Снег быстро тает,
Стихи Черемуха С. Есенина
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Стихи Весна Есенина
Приемлю жизнь, как первый сон.
Вчера прочел я в «Капитале»,
Хоть чертом вой,
Стучись утопленником голым, -
Я с отрезвевшей головой
Товарищ бодрым и веселым.
Гнилых нам нечего жалеть,
Да и меня жалеть не нужно,
Коль мог покорно умереть
Я в этой завирухе вьюжной.
Я тебя не трону.
Садись по птичьему закону.
Закон вращенья в мире есть,
Коль ты с людьми единой кущи, -
Мой бедный клен!
Прости, что я тебя обидел.
Твоя одежда в рваном виде,
Без ордера тебе апрель
Зеленую отпустит шапку,
В нежную охапку
Тебя обнимет повитель.
И выйдет девушка к тебе,
Водой окатит из колодца,
Чтобы в суровом октябре
Ты мог с метелями бороться.
Ее не слопали собаки:
Она была лишь не видна
Но драка кончилась.
Она своим лимонным светом
Деревьям, в зелень разодетым,
Так пей же, грудь моя,
Я нынче, отходя ко сну,
Не пускает почку.
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Ну как же не любить мне вас,
Как не любить мне вас, цветы?
Я с вами выпил бы на «ты».
Шуми, левкой и резеда.
С моей душой стряслась беда.
С душой моей стряслась беда.
Шуми, левкой и резеда.
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело. Стихи Сергея Есенина о весне отлично подойдут для школьников 1,2,3,4,5,6,7 класса и для детей 3,4,5,6,7,8,9,10 лет.
Следите за нашими публикациями в Твиттере ВКонтакте Фейсбуке. Теги: Есенин, Стихи о весне