Алена арзамасская предводительница восстания крестьян. Женщины в истории: Алёна Арзамасская

В истории Крестьянской войны 1670-1671 гг. под предводительством донского казачьего атамана Степана Разина много неясного. Прежде всего, непонятно, почему большинство сведений об этом восстании сохранилось именно в западных источниках. Спустя всего лишь после восстания – «бунт Стеньки Разина» стал предметом научных исследований в европейских университетах! Даже революция 1917 года не привлекла к себе внимания зарубежных историков столь быстро. При этом в России не уцелело даже следственное дело предводителя мятежников! Что вряд ли можно считать случайностью.

Восстание в Мордовии

Осенью 1670 года восстание, которое обычно называют крестьянским или казацко-крестьянским, широко разлилось по территории Среднего Поволжья. Оно распространилось быстро, как пожар. Тут и там стремительно возникали многотысячные и неплохо по тем временам вооружённые (ещё одна загадка) отряды бунтовщиков, возглавляемые авторитетными и искушёнными в военном деле командирами. История донесла до нас имена наиболее известных из них: Михаил Харитонов, Василий Фёдоров, Максим Осипов, Павел Елушев, Акай Боляев. Среди них – и инокиня Алёна, известная лишь по имени да по месту рождения.

Это был регион лишь недавно подвергшийся поверхностной русификации. Большинство населения, если не всегда по крестильным именам, то по языку составляли крещёные инородцы: мордва, марийцы (черемисы), чуваши, были и некрещёные – мишари (мещеряки), татары.

Восстание бушевало совсем рядом с автономным Касимовским царством. Примечательны показания некоторых пленных разинцев: на допросах, они говорили, что целью их отрядов является город Касимов

Считается, что восставшие потерпели поражение, потому что не смогли объединить действия отдельных отрядов и были поодиночке разбиты царскими войсками. Предводительницей одного из самых многочисленных и удачливых отрядов стала женщина – инокиня Алёна из Арзамаса.

Знахарка

На самом деле Алёна была родом из Выездной Слободы, что совсем рядом с нынешней городской чертой Арзамаса (сейчас называется Выездное). В те времена это была казачья слобода, основанная во время войн Ивана Грозного против марийцев. Судя по всему, изначально население слободы составляли мещёрские казаки – мишари.

Неизвестно, было ли имя Алёна крестильным или уже иноческим именем нашей героини. Выданная, как водилось в крестьянских и казацких семьях, рано замуж, Алёна овдовела. В таком положении многие русские женщины предпочитали уходить в монастырь. Нам неизвестен её возраст к моменту восстания. Неизвестно также, много ли лет она провела в монастыре перед этим.

Единственная достоверная черта биографии – Алёна была знахаркой и лекаркой. Она знала лечебные свойства растений и другого природного сырья, умела их применять. По-видимому, про её мастерство в этом деле было известно в округе. Судя по всему, еще до начала восстания Алёна обладала некоторым авторитетом в округе, что и позволило ей довольно быстро возглавить повстанцев.

С христианской точки зрения, знание лечебных сил растений считалось ведовством. В монастыре оно точно не поощрялось, а за монастырскими стенами едва терпелось властями. Следовательно, Алёна могла получить свои знания только до прихода в монастырь. Вероятно, многое она знала ещё с детства. Для уроженки мещёрских, муромских, мордовских краёв это не удивительно: русские всегда считали «чудь», «мордву» колдунами, знающимися с нечистой силой.

Монашка в бегах

Неизвестно, бежала ли Алёна из монастыря непосредственно перед восстанием или уже давно была монашкой в бегах. Неизвестен в точности даже тот монастырь, где она приняла постриг. Историки говорят о женском Николаевском монастыре под Арзамасом, но это не точно. Ведь даже с местом её рождения выходит путаница. Есть свидетельства, что она была родом из-под Красной Слободы.

Впрочем, она вполне могла там жить перед началом восстания. Её популярность и навыки говорят, скорее, в пользу того, что вооружённые драки и скитания по больших дорогам были для неё не в новинку. То есть, прежде чем в Поволжье распространились вести о Стеньке Разине, Алёна уже какое-то время была «каликой перехожей» и занималась целительством вне монастырских стен. Побег из монастыря да в сочетании с таким колдовским ремеслом это уже двойное преступление против религии, наказывавшееся по Соборному уложению 1649 года сожжением живьём. Становясь во главе мятежников, Алёна практически ничего не теряла.

Лгут ли иностранцы

Дальнейшие события – её руководство восстанием, оборона города Темникова от царских войск, пленение и казнь – хорошо описаны в литературе и популярных статьях. Любопытно, что известия о разгроме Разина и его соратников, об их лютых казнях, появились за рубежом раньше, чем в России. Остается загадкой, кто об этом позаботился и зачем. Известно, во всяком случае, что иностранные наёмники составляли львиную долю московского царского войска при подавлении восстания.

Историки Елена Чистякова и Владимир Соловьёв, выпустившие в 1988 году книгу «Степан Разин и его соратники», считают, что многие иностранные свидетельства об Алёне Арзамасской элементарно могли быть вымыслом. В частности, её исключительная нечувствительность к пыткам была известным европейским художественным приёмом, призванным внушить читателям уверенность в том, что казнённая действительно была ведьмой, обладала какою-то сверхъестественной силой. К таким же средствам относится и упоминание о мощном луке атаманши, который якобы не смог натянуть никто из царских воинов.

Алёна родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом (дата неизвестна), на территории современной Мордовии. Тот факт, что она была православной монахиней, позволяет художникам изображать её с типично русским лицом, однако, на деле, русской была скорее всего наполовину, а вообще почти наверняка чистокровной мордвинкой.

Алёна рано осиротела, родня по-быстрому сбагрила девушку замуж и забыла про неё. Замужество Алёны было непродолжительным, муж от «надсадной» работы заболел и умер. У Алёны было два пути: с сумой по миру ходить или уйти в монастырь, она выбрала второе.

В женском Николаевском монастыре, под Арзамасом, Алёна обучилась грамоте и овладела искусством врачевания травами. Знала, как лечить почками, корой деревьев и кустарников; с помощью «банной плесени» умела заживлять даже гнойные язвы (в просвещённой Европе их прижигали калёным железом), лечила болезни домашнего скота. Бунтарский характер проявился уже тогда, и пришлось Алёне, с благословения настоятельницы, а может и по её велению, перебраться в уединённый лесной скит – с глаз подальше.

В 1669 году, когда началось восстание Степана Разина, Алёна присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд, с которым она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии, разбить войско арзамасского воеводы и занять город. Алёна более двух месяцев управляла Темниковым и отрядом, в котором насчитывалось до пяти тысяч повстанцев.

Алёна обладала огромной физической силой и острым умом, прекрасно обращалась с оружием, могла вести конный бой. Имела полководческие способности, грамотно применяла имеющиеся в отряде пушки. Такие нетипичные для женщины того времени дарования сослужили плохую службу: поползли слухи, что она «водится с нечистою силою» и «всё это от диавола».

Эти слухи умело были использованы направленным против неё воеводой Долгоруковым, дважды потерпевшим поражение в открытом бою (один из боёв закончился паническим бегством царского войска, за которым никто не гнался, остановить которое смогли только через 60 вёрст). Тайные подсылы воеводы проникли в ряды повстанцев, пробрались в город и начали поддерживать и усиливать разговоры о «колдовстве» и «бесовском наваждении» мятежной монахини.

Испугавшись Божьей кары сильнее земных казней, значительное число соратников предало Алёну и ушло на поклон к воеводе, купив прощение за бешенные по тем временам деньги: 340 рублей, а заодно открыв городские ворота.

4 декабря 1670 года Алёна была захвачена в плен. Русские воины воеводы Долгорукова побоялись выходить против «колдуньи» и её, укрывшуюся в церкви, атаковали немецкие солдаты-наёмники. Дальше процитирую одного из них, Иоганна Фриша, вернувшегося домой и написавшего книгу о своих приключениях:
« … она укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того как увидела что дальнейшее сопротивление невозможно - отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука».

После казни на пепелище не нашли ни останков Алёны, ни цепей, в которые она была закована…

Поговаривали разное: враги - что её забрал диавол, друзья – что Господь, романтики – что мордва в ночь после казни выкрала останки с неостывшего пепелища, что бы с честью похоронить.

В церквях Арзамасского уезда по Алёне долгое время шли поминальные службы, и власти не осмеливались их запрещать.

Именно информация о том, что Алена Арзамасская лечила плесенью холеру, была использована советским учёным-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой для создания бактериофага показавшего высокую эффективность не только при холере, но и при брюшном тифе и дифтерии. В 1939 году это помогло сохранить жизнь множеству людей при вспышке холеры в Афганистане, а впоследствии и в других странах. В годы войны З. В. Ермольевой и Т. И. Балезиной удалось выделить из плесени пенициллин, который отличался более высокой активностью по сравнению с американским аналогом и был более дёшев в производстве. Это позволило спасти миллионы жизней раненых.

Алёна Арзамасская во время восстания 1669-1771 годов Степана Разина возглавила крупный отряд беглых и крепостных людей.Казацкая кровь и боевой характер Алёны убедили мужиков последовать за ней,на борьбу с угнетателями.Кроме того атаманша рассылала "прелестные письма",в которых просила людей поддержать батюшку Степана Тимофеевича,хотя сама с Разиным Алёна никогда не встречались.Ее отряд из семисот человек, вооруженных мушкетами и,пушками разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова.Она взяла город Темников и целых два месяца сама управляла городом и войском,которое к тому времени насчитывало около двух тысяч человек.Юрий Долгоруков послал против неё войско под командованием Лихарева.30 ноября 1670 года царские войска атаковали повстанцев и в 15-ти километрах от Темникова одержали победу.В оставшийся без защиты город был послан отряд воеводы Волжинского.Когда тот вошёл в город то встретил отчаянное сопротивление оставшихся там повстанцев,которые защищали воеводскую избу и церковь.Алёну пытались схватить но она укрылась в церкви и до последнего отстреливалась из лука.4 декабря в город прибыл боярин Юрий Долгоруков.Городская знать вышла его встречать,а позади процессии вели в колодках 15 человек.Среди которых была и Алёна.Ее долго пытали,но женщина не издала за всё время пыток не единого звука.Долгоруков приказал повесить повстанцев.А Алёну вместе с её "воровскими письмами"сжечь заживо в избе на главной площади Темникова.Казачка приговор встретила спокойно.Когда же её подожгли и всё было охвачено пламенем,по преданию даже тогда Алёна не издала ни звука.В армии Долгорукова не нашлось никого,кто смог бы натянуть до конца принадлежавший Алёне лук.

Быть атаманшей не мечтала,
А поневоле ею стала
Хотя смиренною была
Ушла сама с монастыря!

Алёна матерь казакам,
Сбежавшим с рабства мужикам
За правдой к ней стремится люд
Вершить над "барами"свой Суд!

Колдунья брала города
Ей Арзамас разбит с полна
С ватаги войском стала брать!
Станицей стал Мордовский град,

Где всё по чести,где Закон!
Не долго длился сладкий сон
Царь русский вольность не терпел
Послал войска громить удел

Жестоко был подавлен бунт
И воли нет от темных смут,
Алёна бой ведёт одна
Вся рать повстанцев полегла

Из старой церкви с окон бьёт
Стрелы последний в цель полёт
На милость Божью отдалась
Хотя в душе кипела страсть!

Железом с печи жгли лицо
А атаманше всё равно
И надругалися толпой
Душили собственной косой

Все муки вынесла она
Кричала только лишь душа!
И не увидел слёз палач
Народа только слышал плач

Бандитку к смерти,на костер!
Гласит боярский приговор
Казачку в тереме сожгли
Засыпав солью все угли.

Легендарная воительница, «российская Жанна д"Арк» Алена Арзамасская (в эрзянском – Эрзямасонь Олена; в русских летописях – Алена Темниковская; ?-1670) родилась в семье крепостного крестьянина в с. Выездная Слобода недалеко от . В молодости она была насильно выдана замуж за немолодого крестьянина, но вскоре осталась вдовой. От нужды Алена приняла монашеский постриг в Николаевском женском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, народному врачеванию. В эти годы в России происходило усиление феодально-крепостнического гнета, ухудшающего и без того тяжелое положение городских низов и крестьян. Итогом стала крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670-1671.

Затворническая монастырская жизнь, где наверняка тоже было мало справедливости, была не для Алены – узнав о восстании «батюшки» Степана Разина, она ушла из монастыря. Местное население ее хорошо знало, и умеющая убеждать Алена собрала отряд в 200 повстанцев, который сама и возглавила. К отряду постепенно присоединялись все новые и новые люди. Алена привела свой отряд, разросшийся до 600 чел., из-под Арзамаса к г. Темников (территория современной Республики Мордовия), у которого собрались отряды повстанцев, в т. ч. отряд Федора Сидорова. В начале октября 1670 повстанцы захватили Темников. Два месяца Алена участвовала в управлении Темниковым. Наиболее важные дела решали всем «миром», в решении текущих вопросов, кроме Алены и Федора Сидорова, принимали участие выборные лица. Войско повстанцев в это время насчитывало 5-7 тыс. чел.

30 ноября 1670 в пятнадцати верстах от Темникова у с. Веденяпино основные силы повстанцев были разгромлены войсками царского воеводы Ивана Лихарева. В Темников, оставшийся без войска, был послан отряд полковника Василия Волжинского. Алена Арзамасская была захвачена в плен. 4 декабря 1670 в Темников прибыл и сам воевода, возглавлявший царские войска в районе Арзамаса и , князь Ю. А. Долгоруков. После страшных пыток, которые Алена стойко приняла, посчитали, что она не чувствует боли и является колдуньей. Алену Арзамасскую, как разбойницу и еретичку, приговорили к сожжению.

В 1677 в Германии в одном из изданий священником Иоганном Фришем весьма вольно, но ярко было рассказано об Алене Арзамасской: «Через несколько дней после его [Разина казни] была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войска была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом еще семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Ее мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в нее, захлопнув за собой крышку, и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука».