Дислексия: общие сведения, симптомы болезни.

Дислексия это хроническая проблема с чтением, которая влияет на большой количество людей, особенно на людей с различного рода инвалидностями. От дислексии страдает до 15% населения в развитых странах. Люди с дислексией часто имеют проблемы не только с чтением, но и письмом, орфографией, математикой, а иногда и музыкой. Дислексия у мужчин встречается в три раза чаще, чем у женщин.

Что такое дислексия

Большинство людей думают, что дислексия является условием, которое включает в себя чтение справа налево и переворачивание слов и букв. В то время как некоторые люди, которые страдают дислексией, действительно имеют эти проблемы, они не являются наиболее распространенными или наиболее важными симптомами дислексии. Эксперты говорят, что дислексия и дисграфия имеют мало общего с признанием визуальной формы слов; скорее, мозг людей, страдающих дислексией, все время по-разному «переваривает» информацию. Такое различие затрудняет сложение букв в слова и даже в отдельные звуки (фонемы), что делает невозможной так называемую фонологическая осведомленность.

Дислексия может произойти на любом уровне интеллектуальных способностей. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям и родителям лентяями, взрослые считают, что им не хватает мотивации или не пытаются приложить достаточное количество усилий. Дислексия у школьников, конечно, может сопровождаться, — но это совершенно не обязательно (!)- отсутствием мотивации, эмоциональными или поведенческими проблемами и сенсорными расстройствами.

Более позитивный взгляд на дислексию в википедии описывает людей с дислексией, как визуальных, многомерных мыслителей, обладающих острой интуитией, очень творческих, и выделяющихся в практическом обучении. Многие люди, которые страдают дислексией, блистают в искусстве, творчестве, дизайне, в области вычислительной техники и латерального мышления.

Причины дислексии

Дислексия имеет тенденцию повторяться в семьях, и ученые определили гены, которые могут быть ответственны за различные виды дислексии.

Исследователи также обнаружили конкретные мозговые различия, связанные с дислексией. Анализ изображений мозга показывает, что болезнь дислексия является результатом некоторых структурных различий в мозге, особенно в левом полушарии.

Мозг людей с дислексией показывает очень низкую активность в областях, ответственных за связь письменной формы слов с их фонетическими компонентами. Таким образом, чтобы читать, школьник с дислексией должен разработать альтернативные неврологические пути, связанные с более широким использованием в передним отделе мозга под названием зона Брока, что традиционно ассоциируется с другими аспектами обработки языка и речи.

Симптомы дислексии

Болезнь дислексия означает, что люди имеют проблемы при чтении, написании и произношении слов.

Вот некоторые ранние признаки дислексии, которые характерны для многих людей с проблемами обучения:

Низкая успеваемость. Может быть, рано или поздно, ребенок с дислексией начинает говорить; появляются яркие обороты речи, но не читать, ни писать на уровне класса он не в состоянии; может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.

Двигательные нарушения . Как ребенок, так и взрослый с дислексией, могут обладать плохим почерком; имеют плохую координацию; отстают в командных видах спорта; имеют трудности с моторно-ориентированными задачами; путают право и лево, а также над и под; учатся лучше через практический опыт.

Слабые языковые и навыки чтения. Если человек страдает дислексией, он нередко испытывает головокружение, головную боль, боль в желудке; быстро устает при чтении; не читает для удовольствия; путает, переставляет местами, добавляет, заменяет, или разворачивает буквы, цифры, слова как при чтении, так и при письме; имеет недостатки в фонетике; испытывает трудности с тем, чтобы передать мысли словами; может заикаться.

Слабые математические навыки. Школьник с дислексией имеет трудности в учебе, сложности с оценкой времени; можно сделать арифметические действия, но не записать или прочитать их; имеет проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может успевать хорошо в геометрии; имеет плохую память для последовательностей; считает используя интуицию или изображения, а не слова и числа.

Поведенческие проблемы. Поведение ребенка с дислексией может быть беспорядочным или разрушительным в классе; легко расстраивается когда речь идет о школе, чтении, письме, математике; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени или эмоционального стресса.

Зрение. Больной дислексией может жаловаться на проблемы со зрением, которые не появляются в ходе стандартных осмотров; может не воспринимать глубину и иметь недостатки периферического зрения.

Наиболее характерная вещь, которая касается людей с дислексией, это их несоответствие навыков и умения, которые могут меняться изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и также легко не сделать этого завтра.

Основы лечения дислексии

Дислексия является специфическим расстройством обучения, которое включает в себя трудности при чтении. Тестирование и ранняя диагностика дислексии существуют и очень важны. Без правильного диагноза и лечения, дислексия может привести к разочарованию, неуспеваемости и низкой самооценки вашего ребенка в будущем.

Диагностика дислексии включает чтение или письмо, а экзаменатор ищет признаки дислексии, таких как добавление, удаление или изменение слова; построение слова из других частей; перестановка местами слов и букв. В то же время и язык тела может дать ключ: человек с дислексией часто «прочищает» свое горло, щелкает ручкой, грызет карандаш или ерзает во время тестирования из-за беспокойства по поводу выполнения теста.

Дислексии это расстройство, с которым человек рождается и его нельзя предотвратить или вылечить, но им можно управлять с помощью специального обучения и методов поддержки. Раннее вмешательство для решения проблем чтения важно. Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно учиться делать это по-другому, чем обычным детям. Обучение должно быть индивидуализированным и может включать моделирование букв и слов в глине (пластилине и т.д) или другие трехмерных методы, способные помочь ребенку научиться складывать буквы и слова.

Дислексия: когда обращаться к врачам

Если вы заметили какие-либо из признаков дислексии, врач вашего ребенка может помочь определить, есть ли у него физические проблемы, такие как со зрением, которые вызывают или способствуют состоянию вашего ребенка, и он направит вас к специалистам, которые могут диагностировать дислексию и назначить лечение расстройства обучения. Такое лечение часто включает в себя услуги специалиста в образовании, психолога и логопеда.

Родителям надо прежде всего набраться терпения и выдержки. Не у всех детей получается легко и быстро научиться читать. Причины этого могут быть самые разные. Совсем не значит, что ребенок ленится. К тому же надо иметь в виду, что на пути обучения чтению иногда встает и проблема дислексии. Это такое нарушение, когда человек постоянно ошибается при чтении, иногда не может прочитать текст, проглатывает части слов и порой просто не понимает смысла написанного. Как следствие проблем с чтением возникают проблемы и с письмом... Причем страдают дислексией люди во всех странах мира, и довольно часто. По мировой статистике, каждый десятый человек в мире - дислектик! О том, что такое дислексия и как ее преодолевать, рассказывает кандидат психологических наук Любовь МОШИНСКАЯ.

БОЛЕЕ 100 лет назад, в 1896 году, английский врач Морган опубликовал статью, в которой описывал четырнадцатилетнего мальчика, который отличался от своих сверстников только одним: он не умел читать. В остальном же он ни в чем не уступал им: был ловок и сообразителен в игре, любил математику, красиво и убедительно говорил. Но вот прочитать то, что написано на бумаге, ему не удавалось.

Напрашивалось предположение, что такие дети просто не видят текста. И тогда, естественно, их надо лечить у офтальмолога. Офтальмологи подсовывали детям строчки с крупным шрифтом, пытались научить их читать хотя бы таким образом. Ничего не получалось...

Дальнейшие обследования подтвердили, что со зрением у таких "странных детей" вообще полный порядок. Доктор Морган предположил, что проблема-то у них как раз со слухом! То есть слышать-то они слышат, но "не так". Эту особенность назвали словом "дислексия". Сегодня этим термином называют различные отклонения и трудности в чтении.

Чтобы человек начал читать, его надо научить различать в слове отдельные звуки. В подавляющем большинстве случаев этот начальный этап все дети "проскакивают" быстро и легко, различая звуки в слове автоматически и соотнося их с буквами. У дислектиков же проблема состоит в том, что они не в состоянии связать звук и символ, поэтому "застревают" именно на этой начальной фазе.

Количество фонем, как правило, не совпадает с количеством букв. Например, в русском языке таких неделимых далее частиц языка (фонем) 39, а букв - всего 33. Так, слово "кот" состоит из трех фонем: к, о, т. Как правило, люди это понимают. Но дислектики слышат слово "кот" как один звук!

О чем они думают?

МНОГО лет ученые пытались выяснить - почему же такое происходит? Подтвердились предположения, что дислексия связана с неправильной работой одной из зон коры головного мозга.

Исследования с использованием сканирования мозга показали, что, когда дислектики пытаются разделить слова на звуки, активация определенных областей затылочной части мозга снижается. Но при этом активизируются некоторые области лобной части.

В одном из исследований сравнивали результаты сканирования мозга шести мальчиков, страдающих дислексией, и семи здоровых мальчиков. Сканирование проводилось во время выполнения трех разных заданий: произнесение по отдельности двух музыкальных тонов, отделение осмысленных слов от квазислов (бессмыслицы) и выбор рифмующихся слогов.

Различия были обнаружены только в процессе выполнения последнего задания - дислектики получили более низкие баллы, а сканирование показало, что активация передних долей мозга была повышенной. Это позволило исследователям предположить, что на анализ звуковых паттернов дислектикам приходится затрачивать гораздо больше усилий.

В последнее время появилась новая техника - функциональный магнитный резонанс образов (FMTI). Он позволяет отслеживать ток крови в мозгу - те области, которые наиболее обильно снабжаются кровью, работают более напряженно. Постепенно ученые пришли к выводу, что повышение активности происходит в тех областях мозга, которые отвечают за речь. Ученые предположили, что дислектики пытаются "подобраться" к звукам, составляющим слова, иным способом - например, бормоча их себе под нос. Неэффективные проводящие пути в мозгу, возможно, и являются одной из причин дислексии.

БЛАГОДАРЯ всем этим исследованиям ученые сейчас гораздо лучше представляют себе, как человеческий мозг перерабатывает письменный текст. Стало понятно, что овладение навыками чтения не является таким же совершенно естественным процессом, как и способность говорить.

Практически все человеческие существа овладевают речью одинаково: гуление, бормотание, использование отдельных слов, двухсловные предложения - и переход к полноценной речи.

Ученые полагают, что возраст речи насчитывает примерно 100 000 лет, в то время как письмо довольно молодо - ему не более 5000 лет. Возможно, именно поэтому для овладения письменной речью ребенку приходится делать специальные усилия.

Чем раньше вы сумеете разглядеть у ребенка симптомы дислексии, тем эффективнее вы сможете помочь ему. Ученые считают, что базовые навыки чтения наилучшим образом усваиваются в возрасте от 5 до 7 лет. С детьми, которые относятся к группе риска, можно заниматься по 30 минут в день уже в детском саду.

Если вы впервые спохватились, когда ребенку уже исполнилось 8-9 лет, потребуется уже два часа ежедневных специальных упражнений.

Могут ли родители сами, еще до школы, выявить у ребенка симптомы дислексии? Да!

Первый и наиболее простой тест - дошкольников просят назвать звуки, соответствующие определенным буквам и буквосочетаниям. Если ребенку это сделать трудно, он много ошибается, испытывает затруднения при выполнении этого задания, его следует направить на более серьезную проверку.

В будущем, возможно, удастся отслеживать проблему даже в самом раннем возрасте. Американские ученые изучали электрические волны в мозгу младенцев и соотносили эти наблюдения с навыками чтения у тех же детей в возрасте 8 лет. Обнаружилось, что младенцы, у которых позже возникли проблемы с чтением, реагировали на серию постукиваний медленнее - возможно, потому, что их мозг не умел перерабатывать звуки.

Не очень понятно, как эти данные вписываются в общую картину. Некоторые специалисты считают, что такое отставание связано с другим предвестником трудностей чтения - недостаточным навыком "быстрого называния", когда от ребенка требуется быстро называть хорошо знакомые буквы и цифры. При этом измеряется скорость установления связи между зрительным символом и его звуковым аналогом. Именно этот навык лежит в основе обучения чтению.

Можно ли помочь таким детям научиться читать?

В ЭТОМ направлении проводится довольно много исследований. Например, существует программа, в рамках которой детей приучают различать ощущения, возникающие при произнесении тех или иных звуков. Согласные звуки обозначаются в соответствии с движениями, сопровождающими их произнесение. Например, [п] называется "ппаф!" - ведь для произнесения этого звука губы сначала смыкаются, а потом выдыхаемый воздух, как выстрел, размыкает их. Таким образом, дети овладевают новым способом распознавания звуков. Почему же этот метод оказывается эффективнее обычного? Одна из причин, по-видимому, состоит в том, что он помогает дислектикам преодолеть главное препятствие - неспособность разделять слова на звуки. Они, возможно, не могут вычленить звуки в слове на слух, но очень чувствительны к отдельным движениям, которые совершает артикуляционный аппарат. Ученые сейчас пытаются выяснить, какие изменения происходят в деятельности мозга при таком обучении.

Дислектики нуждаются также в интенсивной помощи в области так называемого фонетического осознания - деление слов на звуки. Еще один важный момент - обучение буквам, соответствующим тем или иным звукам. Целесообразность такого обучения не подлежит обсуждению - этот материал надо просто выучить. И последнее - нужно постоянно практиковаться; например, при чтении интересных рассказов развивается беглость чтения, увеличивается запас слов и улучшается способность понимать прочитанное. Разумеется, эти составляющие в любом случае необходимы при обучении чтению, однако особенно важно обращать на них внимание при обучении дислектиков.

К сожалению, в настоящее время учителя недостаточно подготовлены для работы с дислектиками, и поэтому вся тяжесть борьбы с болезнью ложится на плечи родителей. Они могут сделать многое еще до того, как ребенок пойдет в школу: языковые игры развивают способность манипулировать звуками в словах. Как можно больше внимания надо уделять игре с рифмами и словами. Это, конечно, не 100%-ная гарантия успеха, но научные разработки свидетельствуют о том, что дети, которые много работают с рифмами, как правило, лучше слышат отдельные звуки языка.

Когда дети начинают посещать детский сад, родители должны внимательно следить за развитием ребенка, чтобы не пропустить первые симптомы отставания, если таковые появятся. Не всегда бывает легко найти квалифицированного специалиста по этой проблеме, поэтому родителям придется активно собирать информацию, быть решительными и настойчивыми в поисках программ обучения для своего ребенка. Ведь это же ваш ребенок, и он совершенно не виноват в том, что родился таким. Предрасположенность к дислексии вообще имеет генетические корни. Так что вполне вероятно, что своими затруднениями в чтении ваш ребенок "обязан" вашей прабабушке - работали гены. Ни в коем случае не обвиняйте своего ребенка в лени и тупости! Помните, что, пожалуй, больше всего дети, страдающие дислексией, нуждаются в эмоциональной поддержке. Ведь впереди у них - учеба в школе...

Все O"KЕЙ

  • Ганс Христиан Андерсен сочинял свои сказки по ночам в голове, утром пытался записать их и отнести в издательства. Неоднократно ему возвращали тексты, даже не дочитав их до конца, из-за потрясающей безграмотности автора. На одной рукописи редактор сделал надпись: "Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем".
  • Знаменитый архитектор сэр Ричард Роджерс, создатель Центра Помпиду в Париже, убежден, что только дислектики обладают необходимым для архитектора пространственным воображением. Поэтому старается брать на работу в свою мастерскую только дислектиков.
  • Президент США Джонсон отличался острым умом, энциклопедическими знаниями и чудовищными ошибками. Именно ему приписывают происхождение знаменитого американского "О"кей!". По легенде, прочитав отчет, президент ставил пометку О.К., что должно было бы обозначать "все правильно". Но на английском оба эти слова пишутся с других букв - с А и С (All Correct).

Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом

Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.

Учительница заподозрила неладное и посоветовала родителям Сережи обратиться к специалисту. Логопед поставил диагноз дислексия. Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках. "В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, - говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. - Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких детей".

По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.

Многие родители неверно представляют себе, что такое дислексия. Мамы и папы вздыхают с облегчением, когда ребенок начинает разбирать по слогам слова и даже читать целые предложения, а ведь дислексия в неострой форме может оставаться незамеченной до старших классов. Другие же начинают бить тревогу, заметив, что маленький ребенок пишет букву "Я" или цифру 3 задом наперед, - они просто не знают, что почти все дети на определенной стадии развития переворачивают буквы.

Примерно восемьдесят процентов проблем с чтением у первоклассников связано с неумелой помощью родителей и с тем, что программа школы не согласована с подготовительной программой детского сада, - считает Е.Ю.Климонтович, логопед с 26- летним стажем, специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Дислексия - явление всех языков и культур. Хотя ученые не пришли к общему мнению относительно частоты ее встречаемости, многие называют цифру от пяти до 15 процентов. "Все зависит от того, где провести черту, - говорит д-р Чиркина. - Имеем ли мы в виду понимание прямого смысла прочитанного или же понимание иносказаний, аллегорий. С уверенностью можно говорить лишь о том, что дислексия начинается с трудностей овладения техникой чтения".

Многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело дается им чтение.

Специалисты задавались вопросом, не связана ли дислексия с недостатком словесного общения. "У детей из семей с низким социально-экономическим положением чаще наблюдается педагогическая запущенность, - рассказывает д-р Лопатина. - Такие семьи, как правило, позже обращаются за помощью. Но постепенно, если в основе нет биологических факторов, проблему с чтением возможно решить".

Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.

Дислексия нередко выявляется у детей с дефицитом внимания. "Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения", - считает к. п. н. А.Л.Сиротюк, автор книги "Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения". Однако дислексия встречается и у детей с пониженной активностью. А причиной может стать переживание из-за неспособности читать и учиться.

Мальчики обычно бывают импульсивнее и проявляют в классе чрезмерную активность, поэтому их чаще направляют на обследование - тогда нередко и вскрываются проблемы с чтением. Однако исследования показывают, что пол не особенно влияет на способности к чтению.

В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово "крот" без звука "к".

Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.

Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.

Еще одной вероятной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития. "Это распространенное явление, в особенности у городских жителей, - считает д-р Климонтович. - В результате гипоксии нарушается обмен клеток мозгового вещества, вследствие чего у ребенка могут возникнуть некоторые мозговые дисфункции". Однако, по мнению Г. В.Чиркиной, "говорить, что дислексия напрямую связана с гипоксией, очень некорректно".

Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика. Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.

По мнению специалистов, выявление дислексии в 1-2-м классе способствует развитию чтения в 82 процентах случаев, в 3-м классе - в 46, а в 5-7-м классе - лишь в 10-15 процентах случаев. Доктор Сиротюк считает, что чем позднее начата коррекционная работа, тем более выраженно проявляются вторичные расстройства: протестная реакция, тревожность, неврозная симптоматика и так далее.

Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.

Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.

Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.

Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.

Как своевременно распознать дислексию? "Критерий очень простой, - объясняет Е.Ю.Климонтович. - Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия".

Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.

Для полноценного слухового фонематического развития необходимо тесное взаимодействие двух анализаторов речи: слухового и речедвигательного, - рассказывает Г. В.Чиркина. - Нами разработана специальная программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. По этой программе сейчас эффективно работают многие отечественные логопеды.

Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

Обсуждение

Уважаемый автор, а можно ли говорить о формировании дислексии, елси ребенок бегло читает, хорошо пишет(почти без ошибок), делится впечатлениями о книжках и их героях, но совершенно не может пересказать своими словами прочитанное? Либо категорически отказывается (говоря, что ему скучно повторять), либо произносит зазубренный наизусть текст вместо того, чтобы передать смысл своими словами. И как научить его пересказывать текст? У меня мальчик, возраст 5 лет и 10 мес. Спасибо.

04.05.2006 17:10:37, copywriter

Тема интересная, но плохо, что в статье так и не было дано четкое определение дислексии или хотя бы очерчен круг нарушений, которые принято относить к этому расстройству. Остается не совсем понятным, какие признаки должны настораживать родителей.

04.05.2006 13:22:17, Mrs. John

Комментировать статью "Дислексия: важно заметить вовремя"

Девушке моей официально дислексию не ставят, но когда ребенок в 6 классе пишет Ю задом наперед и не видит этого, и читает нормально Я не могу понять, что это за зверь такой - CAS. Еще опасаюсь за музыку и дополнительную мат-ку: бросать их она категорически не согласна...

Обсуждение

у нас заключение с диагнозом от частной клиники есть, а что толку.
Тяжело учимся - 3 класс. Сам не способен себя организовать. домашка только со взрослыми. Тяжело... Радует, что читает и любит читать.

у нас репетиторы по русскому и английскому. прорабатываем наперед темы, пишем сочинения. самостоятельно - получаются несвязные или вообще текст не по теме. читать заставляю. быстро устает, словарный запас маленький. имена, часть слов он просто пропускает. регулярно в разговоре слова употребляет неправильно. или по смыслу или коверкает. уже понаписал "сентЕбря". причем, в классе написал сентября, дома - сентЕбря. обе записи на одной странице. сейчас 5 класс. по истории уже проблема ответить на вопрос после параграфа. хоть там и ответы - просто предложения из текста:(((
и,думаю, тут и редкостная невнимательность - все одно за другое цепляется. :(((
проверяю математику. сделал в классе. горд собой. диктует задание наизусть. 46,47,48. смотрю: 46, 48. спрашиваю, где 47??? ребенок был в шоке:(((

понимаю, о чем uzon пишет. мое мнение такое: сейчас дислексию и дисграфию"ставят" слишком многим. Истинные и непростые случаи встречаются не так часто, и Rive Gauche именно о таком и пишет, кмк. и там да, поможкт только спецметодика какая. но не так мало детей с достаточно...

Обсуждение

Опытный педагог должен быть, специалист в своем деле. Знающий специфику дислексика и умеющий с такими детьми работать. Сын занимается два года с такой, еще год впереди. Эти усилия направлены только на сдачу ГИА. Очень сложно:(Но прогресс, конечно, видимый. Все мееееедленно, но уверенно.
Чем раньше начать заниматься с такими детьми, тем лучше. С 5 класса это очень вовремя!

Я считаю, что с дислексией должен работать специалист, который разбирается в вопросе или хотя бы занимается самообразованием в этом вопросе.

По своему предмету, например, виртуально знаю пару людей, кто интересуется проблемой. Например, при обучении лексике, чтении, используют маркеры разных цветов, выделяя значимые слова. Для традиционной методики это необычно, и просто хороший преподаватель может ничего такого не знать и не уметь.

Просто давить дисциплиной и строгостью - не тот вариант, который сработает, имхо.

Если в вашем регионе таких специалистов нет или их мало, считаю, маме стоит самой поинтересоваться этой темой глубоко, ведь ваши дети нужны, в первую очередь, вам. А вот консультровать преподавателя и настаивать на некоторых формах работы как заказчик репетитора вы вполне можете.

Пожалуйста, расскажите о своем опыте и опыте своего ребенка по коррекции дислексии. Как строился быт, обучение в школе, занятия, досуг. Я в самом начале этого пути и мне интересно все. Прежде всего нужна информация о коррекционных центрах.

Обсуждение

У меня подрощенный дислексик - дисграфик в 9-ом классе. Мы не занимались коррекцией дислексии как таковой, а решали конкретные проблемы, по одной. Никак не могла научиться читать - учили читать. Потом учили писать. Трудности с определенными грамматическими правилами - занимались ими. Т.е. на каждом этапе выделяли проблему и занимались главным образом ей. У моей дочери с 1 по 7 класс была частная учительница по языку, по совместительству сама мама дислексика, с которой дочь занималась постоянно раз в неделю по 2 часа. Между занятиями дома мы делали только школьные уроки в обычном порядке, как все дети. Вы правильно заметили, что методики разные. Это потому, что дислексики все разные, у них на самом деле разные проблемы, выраженные в разной степени. Одним помогает одно, другим - другое. Нужно постараться найти подход, который подойдет Вашему конкретному ребенку, а потом запастись терпением. Взращивать таких детей мужно неторопливо и вдумчиво. Иногда кажется, что никаких результатов от занятий нет, но на самом деле они имеют накопительный эффект, и результат может быть заметен очень не сразу. Иногда кажется, что нет прогресса, но если посмотреть, то окажется, что ребенок худо-бедно справляется в школе, пусть пока с помощью. КМК, это уже результат, поскольку фактически ребенок решает все время усложняющуюся задачу.

А так у нас в общем-то обычная жизнь. В школе у моей дочери индив. учебный план, с 4 класса все письменные работы она может делать на компе. На экзамены ей отводят в 2 раза больше времени, чем обычным детям. С такой адаптацией она прекрасно успевает в школе, сейчас уже без репетитора, правда, я по-прежнему помогаю ей с письменными уроками, т.е. проверку ошибок мы делаем вместе.

Мой основной совет - рассчитывать силы. Если Вы замучаете ребенка ударными дозами занятий и сами выбьетесь из сил уже на этапе начальной школы, вы никому этим не сделаете одолжения. К некоторым вещам легче адаптировать в раннем возрасте, но в целом у дислексиков адаптация идет постоянно. Моя дочь продолжает прогрессировать с каждым годом, хотя по спец. методикам мы уже три года как не занимаемся. Как мне кажется, она уже сама научилась обходить новые трудности, которые ей встречаются, т.е. дислексия у нее как была, так и есть, но она больше особо не мешает.

Специальной программы не нашла.
Есть Территория речи. Есть Центр лечебной педагогики. Там, по крайней, мере специалисты в контакте и могут работать сообща.
Мы еще и в области, так что все еще сложнее.
Мои попытки кончились отдельным логопедом, который специализируется скорее на дисграфии, чем на дислексии и недолгих занятиях с нейропсихологом. + много чело сама.

Еще я в какой-то момнет, прочитав книгу Домана, вдохновилась занятиями по его методу. Мой пыл сильно охладила цена. Ну и прочитав много отзывов, поняла, что это не панацея.

Обсуждение

Я предлагаю пока определиться, на каком языке девочке больше всего приходится читать, и каждый день читать на нем вслух под Вашим контролем. Только не очень долго, чтобы это было в радость, а не в тягость. Желательно, с пересказом прочитанного.

К сожалению, мой собственный логопедический ребенок более-менее нормально освоил чтение только на препаратах, назначенных невропатологом. Логопедические методики сначала помогали, потом стали вызывать неприятие и протест. Мне кажется, из-за того, что мозг не был достаточно готов к этому, хотя по возрасту было уже пора. Ребенок старался, но не мог сделать, и все тут.
В итоге я перестала чего-либо требовать, оставила только лекарства и занятия в логопедической группе детсада (которые мы часто пропускали по болезни). И через какое-то время, к моему удивлению, дочь начала интересоваться комиксами, могла очень долго пытаться их читать. Годам к 7 перешли на книги, причем только библиотечные. Домашние нас почему-то не интересуют:) Но мне уже все равно, пусть делает что хочет, лишь бы читала.

Может быть, Вам тоже имеет смысл обследовать ребенка у невропатолога. Особенно если какие-то проблемы в раннем детском возрасте были.

25.11.2016 10:50:00, читаю иногда с осени 2012

А почему подозрения возникли?
У дочери же "основной" язык не русский, наверняка, значит, другие механизмы обучения грамоте... В чем выражаются проблемы?

Дислексики и дисграфики все очень разные. Одним помогает одно, другим - другое. Возьму смелость сказать, что нет универсального метода, который помогает всем. Если заявленная цена для вас очень существенна, то я бы не стала швыряться деньгами, а выбрала бы более экономичный вариант. Очень часто дислексикам требуется помощь на много лет, ИМХО, нужно рассчитывать ресурсы. Я очень настороженно отношусь к методам, которые обещают коррекцию дислексии И дисграфии в сравнительно короткий срок. ИМХО, в этом деле главное - время. У дислексиков происходит очень много внутренней коррекции, на первый взгляд незаметной, за счет естественных компенсаторных возможностей.

Дислексия. У кого детям удалось избавиться от этой проблемы или достичь заметных результатов. В чем выражались нарушения? С какими специалистами занимались и как долго? Дочка путает попарно буквы Б-Д, Т-П и т.д. Занимается четвертый месяц с логопедом...

Обсуждение

Очень многое зависит от ребенка, поскольку дислексия проявляется по-разному и компенсаторные возможности у всех разные. Кому-то удается скомпенсировать полностью, кому-то нет. От дислексии не избавиться, но можно хорошо адаптировать ребенка. Моя дочь занимается со специалистом второй год. Результаты заметны в смысле, что удалось решить имеющиеся проблемы, но по мере прохождения нового материала появляются новые сложности. Плюс приходится возвращаться к пройденному и постоянно повторять, чтобы довести до автоматизма. Занимается раз в неделю по 2 часа + дома в процессе подготовки уроков. Я предполагаю, что специалист моей дочери понадобится еще долго, класса до шестого, но обьединенные усилия позволяют ей очень хорошо учиться в школе. В первом классе моя зеркалила буквы, читала наоборот слоги, часто не дочитывала, а догадывала слова, в результате чего многое непонимала, путала + и -, многие математические действия делала наоборот или кверху ногами, не различала право-лево, писала фонетически без заглавных букв, промежутков между словами и знаков препинания, ну и специфические проблемы связанные с тем, что она учится на французском языке. Сейчас к третьему классу дочь читает уже очень хорошо и, главное, любит читать, с математикой очень прилично, хотя иногда решает примеры в зеркальном отображении, право-лево отличает еще с трудом, пишет довольно прилично, особенно если как следует сосредоточится, хотя, конечно, еще много проблем, поскольку все время появляются новые ситуации, к которым приходится ее приспосабливать. У меня такое ощущение, что мою дочь многому приходится учить специально, немного по-другому, чем обычных детей.

Посмотрела, вы в СВАО живете, найдите ближайший к дому центр медико-педагогической помощи детям. Там очень хорошие специалисты. У меня ребенок занимается с логопедом тоже по поводу дисграфии в центре "Участие" на Ленской. Занятия как бы и логопедические и одновременно подтягивают ребенка по русскому языку, повторяют правила правописания и прочее. Меня логопед сразу же на первом занятии попросила принести учебник по русскому языку, чтобы ей ориентироваться в программе, которую проходит ребенок. Занятия бесплатные.

Детей с дисграфией, дислексией и дискалькулией, как правило, учителя не любят. Диагностика дисграфии. По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Часто у дисграфиков очень плохой почерк - мелкий или очень крупный, неразборчивый.

Обсуждение

Я вчера взяла у своего психоневролога, правда не уверена, что отнесу. Если ближе Зеленограда не найдете, дам координаты.

У нас дисграфия. Такую справку даже если Вы воьмете, от ребенка не перетсанут требовать столько же, сколько со всех. У нас училка по русскому открытым текстом заявила - не хочу видеть Вашего мальчика на своих уроках, что хотите делайте, но чтобы его не было!

Мой тоже пропускает буквы, и эта проблема решаема. Надо только усерднее заниматься. А брать справки и жыить спокойно - увы, не выход.

Мы не ходим на русский в класс, а занимаемся индивидуально в те часы, когда у класса русский. Все довольны - и ребенок, и училка, и мы, родители.

Не все дети с одинаковым успехом могут учиться читать и писать, и виной тому может быть вовсе не лень или невнимательность. Родители таких детей все чаще слышат слово «дислексия». Это целый комплекс проблем, которые возникают при овладении различными навыками: чтение, математика, письмо, ориентация в пространстве и во времени, координация и моторика. О том, что это такое и как помочь ребенку-дислектику, рассказывает Мария Стулова, специалист по коррекции дислексии , первый российский методист, лицензированный международной ассоциацией DDAI.

Дети-дислектики могут отличаться выдающимися способностями, но при этом они очень страдают от связанных с дислексией трудностей, от неприятия сверстников и, что ужаснее всего, учителей.

Как распознать дислексию

Прежде всего, не стоит искать дислексию у ребенка младше 8 лет! Нелепые ошибки при чтении и письме, «зеркальные» и «прыгающие» буквы — все это допустимо у ребенка на первом этапе овладения навыками чтения и письма. Стоит тревожиться, если ситуация не изменилась к окончанию первого класса.

Что отличает ребенка-дислектика? Есть набор характерных признаков, которые могут отличаться и меняться. И это непостоянство — тоже признак дислексии.

Общие признаки

Ребенок-дислектик кажется очень сообразительным, но при этом он читает и пишет хуже своих одноклассников. Часто его считают ленивым и отстающим как в учебе, так и в развитии. Естественно, у него , он очень переживает.

Такой ребенок часто грезит наяву, легко отвлекается, забывает о времени, теряет внимание. Лучше всего он усваивает материал через практический опыт, эксперименты, наблюдения и наглядные пособия.

Чтение, правописание, зрение

При чтении дислектик жалуется на головокружение, тошноту или головную боль. А буквы, цифры, слова, устные объяснения приводят его в замешательство.

Читая, ребенок додумывает окончания, не дочитывает слова, перечитывает несколько раз, но практически не улавливает смысла. Заметны частые повторы, добавления, перестановки, пропуски и замены букв, цифр и слов.

Он пишет с огромным количеством ошибок, пропуская, дублируя или заменяя буквы. Часто отсутствуют заглавные буквы, знаки препинания; может писать несколько слов слитно, не делая пробелов.

Ребенок чувствует или видит несуществующие передвижения во время чтения, письма или переписывания.

Кажется, что испытывает трудности со зрением, хотя проверка показывает, что зрение в норме.

Слух и речь

У дислектика хороший слух, он способен слышать то, что неуловимо для других, и легко отвлекается на различные звуки.

Он испытывает трудности при выражении своих мыслей, его речь бедная, односложная; говорит с запинками; не заканчивает предложения; при волнении заикается; неправильно произносит длинные слова; меняет местами словосочетания, слова и слоги; испытывает трудности с последовательностью изложения.

Письмо и двигательные навыки

У дислектика изменчивый или неразборчивый почерк. Ему сложно писать и переписывать тексты. Карандаш или ручку он держит необычно.

Часто путает право и лево, верх и низ, отличается плохой координацией движений, из-за чего не удаются командные виды спорта и игры с мячом. Есть подверженность укачиванию.

Математика и время

Дислектик испытывает трудности с пониманием условий задач, с определением и расчетом времени, при . Для вычислений он использует счет на пальцах и другие приемы. Зная ответы, он не может делать вычисления на бумаге.

Память и познавательные способности

У ребенка-дислектика отличная долговременная память на впечатления, места и лица. Он очень наблюдателен и в деталях запоминает события, которые стали его личным опытом. При этом информацию, которую он получил не на практике, такой ребенок запоминает плохо. Думает он чаще с помощью образов и ощущений, а не звуков и слов.

Поведение, здоровье, развитие и индивидуальность

Ребенок с признаками дислексии нормален в интеллектуальном отношении. Но его поведение отстает от возраста. Часто эмоциональная зрелость 17-летнего подростка соответствует 13 годам. Дислектик может быть и крайне неорганизован, и очень педантичен, а в классе выполнять роль шута, задиры или молчуна. Он обладает острым чувством справедливости и эмоциональной восприимчивостью.

Количество ошибок при чтении и письме и других симптомов резко возрастает при , а также при спешке и проблемах со здоровьем.

Как найти причину дислексии

Есть два основных подхода к определению дислексии.

Первый — педагогический : здесь мы видим наличие симптомов, но нет нарушений физики тела и психики. Определить это можно после тщательного медицинского обследования. В этом случае наука пока не способна объяснить причины дислексии.

Дислексия может наблюдаться у клинически здорового ребенка, который весел, открыт, свободен для общения, а грустит и расстраивается лишь тогда, когда приходит время садиться за уроки. Такая форма хорошо поддается педагогической коррекции со специалистом.

Второй — клинико-психологический : симптомы дислексии появляются при нарушениях, влияющих на работу мозга. Это могут быть особенности психики, неврологические заболевания, патологии развития и так далее. Чтобы найти эти нарушения, нужно обратиться к специалистам.

Дислексия — это не болезнь, сама по себе в лечении не нуждается!

Невролог

Пройдите максимально возможное обследование: энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Важно определить, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин. Но гораздо важнее вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. Обращайтесь в неврологические диагностические центры и институты. При выявлении проблем может понадобиться медицинская помощь.

Психолог

Любому дислектику нужна помощь психолога. Он поможет вам выявить уровень стресса вашего ребенка и найти его причины. У дислектиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание того, что с ними происходит, делают их замкнутыми и еще более непонятными для окружающих. А это еще больше затрудняет их социализацию.

Нейропсихолог

В задачу этого специалиста входит построение новых нейронных связей. Этот процесс длится не менее 9−12 месяцев. Если вам предлагают двухнедельные или трехмесячные курсы, это недобросовестная работа и выкачивание денег.

Как справиться с дислексией

Можно ли от нее избавиться

«Вылечить» дислексию раз и навсегда нельзя, ее можно скорректировать и дать ребенку «инструменты», которые значительно облегчат ему жизнь и процесс обучения, помогут самостоятельно регулировать свое состояние. Но изменить восприятие мира дислектика и работу его мозга мы не в силах. Если мы хотим справиться с дислексией, то мы должны набраться терпения , показать свое внимание, участие и поддержку ребенку, страдающему от этого недуга. А специалисты по коррекции дислексии научат его тем способам овладения информацией, которые подходят именно ему.

Что собой представляет коррекция дислексии

Если необходимо лечение нарушений, вызывающих дислексию, то о его длительности и эффективности нужно спрашивать у врачей.

Мы же говорим о коррекции дислексии в тех случаях, когда ребенок клинически здоров. Здесь подойдет метод Дейвиса , который сейчас считается самым эффективным инструментом коррекции дислексии. Метод Дейвиса — это понимание восприятия и видения мира дислектика изнутри. Сам метод основан на особом подходе к обучению детей и взрослых. Такой подход имеет высокую результативность и за очень короткие сроки возвращает уверенность в себе.

Неоспоримость методики можно оценивать и по реакции детей, которые с удовольствием бегут на занятия. По словам самих ребят, здесь их понимают и говорят с ними на одном языке. Дети шаг за шагом движутся вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир.

Участие родителей в коррекции дислексии

Я считаю обязательным участие родителей в процессе коррекции и охотно делюсь с ними знаниями. Коррекция необходима , чтобы построить недостающие связи в мозге. А для этого нужно время ! Успешность такой работы зависит и от мотивации ребенка, его желания изменить ситуацию в лучшую сторону и от степени самой дислексии. Она может проявляться в легкой форме, а может быть такой, когда ребенку не справиться без помощи специалистов и родителей.

Помогите своему ребенку сами

В первую очередь постарайтесь понять, что у вашего ребенка . А это значит, что его мысли — это картинки. Малыша никто не учил описывать образы, поэтому ему трудно выражать свои мысли словами. Слова, не связанные с образами, для него просто звуки, от которых он устает. Именно поэтому часто возникает чувство, что ребенок не все и не сразу понимает. Именно поэтому дислексия — частая спутница диагноза СДВ (синдром дефицита внимания). Именно поэтому речь ребенка-дислектика часто сбивчивая, непоследовательная, односложная и в ней явно чувствуется обедненный словарный запас. Попробуйте описать «Джоконду» словами. Испытали замешательство? То же чувствует и ребенок-дислектик, когда ему нужно передать свои мысли.

Развивайте его речь

Первое, что мы должны сделать, — начать развивать его речь и наращивать словарный запас. Но ваш ребенок не поймет вас, если вы будете объяснять ему все, как вы привыкли — «на словах». Ему нужны образы! Вы должны научиться показывать ему все! С очевидными вещами проблем не возникнет: это предметы, признаки, действия. А вот что делать с предлогами, терминами, междометиями? Тут вам стоит прийти на обучающий семинар.

Ребенок-дислектик осваивает и использует впоследствии только то, что является его собственным жизненным опытом. Поэтому наша задача — этот опыт ему предоставить. Советую запастись словарями: толковым, антонимов, синонимов, пословиц и поговорок. Дислектики воспринимают все буквально, их нужно учить понимать пословицы.

Должно стать образом вашей жизни! Почему это так важно? Научить читать дислектика не так уж сложно. А вот понимать текст он не сможет: в его сознании нет связей между образами в его голове и словами. Изучать слова нужно в разных значениях. У одного только предлога может быть от 5 до 15 значений. Похожие трудности могут возникнуть с математикой и с другими предметами по той же причине. Числа, ноты, знаки препинания — это все те же символы, они абстрактны для дислектика.

Не заставляйте читать

Пока ребенок не прошел коррекцию дислексии, чтение вызывает у него огромные трудности. Представьте, что вы читаете в движущейся машине, которую сильно трясет на дороге. Вы не станете читать и отложите книгу. То же самое испытывает дислектик, но мы ! Результат — истерики, головная боль, тошнота, слезы…

Читайте ему сами, давайте больше визуальной информации: фильмы, спектакли. Все школьные хрестоматии существуют в аудиоформате, в интернете достаточно записей радиоспектаклей.

Приобщайте к спорту

Особенно важны упражнения на баланс и координацию движений: это формирование межполушарных связей. Здесь подойдут ушу, цигун, йога, батут. А также дыхательная гимнастика: она позволяет достигнуть равновесия, баланса внутреннего состояния!

Обязательно обратитесь к специалисту, пройдите диагностику и получите рекомендации относительно именно вашего ребенка.

Многие родители при достижении их детьми возраста 4-5 лет узнают, что такое дислексия. Именно в этом возрасте дети начинают изучать алфавит, и тогда симптоматика дислексии всплывает на поверхность.

Дислексией называется болезнь, при которой человек не может нормально читать текст. Это расстройство вызвано слабой сформированностью или разрушением психических функций, задействованных в процессе чтения.

Данное заболевание распространено у 5% детей с нормой развития. Дислексия у детей с задержками в интеллектуальном развитии встречается намного чаще – 20-55%. Установлено, что рассматриваемое расстройство чаще встречается у мальчиков.

Для того чтобы понять особенности этого заболевания, важно изучить механизмы дислексии. В осуществлении процесса чтения участвуют следующие речевые анализаторы: двигательные, зрительные и слуховые.

Восприятие текста осуществляется по следующим этапам: сначала человек воспринимает буквы зрительно, глазами (узнает, различает их), затем соотносит данные буквы с звуками, после происходит слияние звуков в слоги – слова – предложения, и в итоге наступает понимание смысла текста. Дислексия – это нарушение очередности данных этапов.

Симптоматика дислексии имеет в большинстве случаев открытый характер и легко диагностируется родителем или специалистом (педагогом, логопедом, психологом). Как говорилось выше, заболевание обнаруживается чаще у дошкольников, однако есть случаи, когда человек узнает о наличии у себя дислексии уже в зрелом возрасте.

Как определить

Когда обнаруживается дислексия у детей, симптомы часто имеют наслаивающийся, комплексный характер. Основной список включает в себя следующие пункты:

  • Трудночитаемый, плохой почерк.
  • Медленный темп чтения, не соответствующий норме для данного возраста (этот признак является одним из наиболее часто применяемых при диагностике).
  • Написание слов наоборот.
  • Во время чтения человек трогает глаза, трет их.
  • Трудное запоминание геометрических фигур, неумение их распознавать.
  • При чтении или после ребенок жалуется на головную боль.
  • Ребенок пропускает слова во время чтения.
  • Чтение книги одним глазом.
  • Постоянное стремление ребенка избежать процесса чтения.
  • Быстрая утомляемость.

Диагностика дислексии заключается в анализе когнитивных способностей, оценке речи и психических функций. Специалист-логопед проводит обследование, включающее анализ устной и письменной речи.

Путем сбора полного семейного анамнеза выявляются аспекты, влияющие на расстройства чтения. Врач обязательно проверяет работу слуха и зрения для того, чтобы исключить другие заболевания, имеющие также симптомы дислексии.

Типология

На данный момент существует обширная классификация дислексии, описывающая ее виды, формы и этиологию. Подробное описание представлено ниже.

Виды дислексии:

  • Литературная – трудности в усвоении отдельных букв.
  • Вербальная – проблемы при чтении слов.

Выделяют следующие формы дислексии:

1. Тактильная. Характерна для слабовидящих детей. Ребенок путает буквы, схожие на ощупь, при чтении азбуки Брайля.

2. Оптическая. Является последствием слабой сформированности зрительно-пространственных представлений. Ребенок путает сходные по написанию буквы (Ы-Ь, Г-Р).

3. Мнестическая. Деформация памяти речи. Ребенку трудно соотносить звуки и буквы.

4. Аграмматическая. Причиной данного вида является недоразвитость обобщений различных форм слов. Ребенок с такой формой заболевания:

  • Неверно согласовывает существительные с прилагательными (интересная рассказ, красивый ваза).
  • Допускает ошибки в окончаниях глаголов прошедшего времени (выбегул, предлагул).
  • Меняет окончания и числа имен существительных (в гаражов, в домов).

5. Семантическая. Вызвана бедностью словарного запаса. Ребенок читает текст верно, однако не понимает прочитанного.

6. Фонематическая. Является последствием недоразвитого фонематического слуха и связанных с ним затруднений в анализе, синтезе и восприятии речи. Ребенок смешивает звуки, не дифференцирует слова, отличающиеся одной буквой, но имеющие абсолютно разный смысл (например, поп – коп, лоб — лом).

Причины

Основная причина, вызывающая дислексию у детей, – это расстройство нейробиологической системы. В этом случае происходит нарушение работы определенных участков мозга (задняя часть средней левой височной извилины). В перинатальный период (период с 28 недель беременности, процесс родов и первые 7 суток жизни ребенка) причинами данного процесса могут служить следующие факторы:

  • Токсическое поражение центральной нервной системы (является следствием медикаментозной или алкогольной интоксикации, желтухи).
  • Поражение инфекцией головного мозга плода (происходит при перенесении беременной женщиной инфекционных заболеваний).
  • Механическое повреждение головного мозга (следствие грубых манипуляций по доставанию плода из утробы матери).

В период от рождения до смерти человека отклонения в работе головного мозга, приводящие к нарушению процесса чтения, может вызвать:

  • Травмирование черепа.
  • Цепь инфекций.
  • Болезни центральной нервной системы (детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка в психическом развитии).

Существует также несколько не связанных с нервной системой факторов, при которых развивается дислексия, причины ее могут быть социальными:

1. Дефицит устного общения с ребенком.

3. Создавать индивидуальные условия. Больной дислексией человек может быстрее воспринимать информацию при наличии определенных условий. Это может быть уединенное рабочее место, более длительное время на выполнение задания, специальное программное обеспечение, наличие помощника, изменение формата документов (например, перевод из печатного текста в аудиоформат – для этого существует множество современных программ).

4. Использовать простой и понятный шрифт. Человеку комфортнее читать шрифт, имеющий ровный строй, без засечек, 12-14 размера (например, Arial, Tahoma, Helvetica и другие).

5. Предъявлять текст на бумаге высокого качества. Используйте плотную, не просвечивающую бумагу.

Так как большинство взрослых не подозревают о своем заболевании, то важно в корректной форме рассказать человеку о нем и порекомендовать хорошего специалиста в этой области. Помните, что в данном случае вы несете ответственность за конфиденциальность информации. Автор: Екатерина Липатова