Оскар нимейер проекты. Последние годы жизни, смерть архитектора

Ученик великого французского архитектора Ле Корбюзье, самый преданный служитель модернизма и автор более 600 зданий по всему миру Оскар Нимейер ушел из жизни в возрасте 104 лет, не дожив всего десяти дней до своего 105-летия. Это случилось 5 декабря в родном для Нимейера Рио-де-Жанейро. Здания Нимейера совершили настоящую революцию в архитектуре Бразилии XX века — за 80 лет своей работы он изменил облик этой страны.

Оскар Нимейер родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро. Учился в привилегированном колледже, где впервые проявил интерес к архитектуре.

Оскар Нимейер с женой и дочерью. 1930-е

В 1930-е годы любые постройки на родине Нимейера все еще копировали неоклассическую европейскую архитектуру — здания походили на роскошно отделанные дворцы в стиле барокко и никак не соответствовали новому образу жизни людей. Однако волею судеб Оскару удалось сломать представления его соотечественников о том, как должны выглядеть здания. В начале 40-х годов он познакомился с Жуселину Кубичеком, будущим президентом Бразилии, который предложил Нимейеру разработать проект застройки молодого города, призванного стать новой столицей. Нимейер согласился и уже через 4 года (с 1956 по 1960 год) удивил весь мир своими смелыми футуристическими постройками административных объектов Бразилиа. Больше не существовало пышных и праздных зданий, так приевшихся глазу бразильцев, остались только плавные, гибкие линии новых строений, горячо любимые самим архитектором.


Своими произведениями Нимейер не только сформировал новый облик национальной архитектуры Бразилии, но и избавил страну от ее колониального прошлого, все еще отражавшегося в искусстве, и, более того, подарил ей уверенность в будущем. Он сумел разработать собственный уникальный стиль в архитектуре и стал первым, кто применил монолитный железобетон для создания плавных, изящных, ажурных конструкций.


Дворец правительства в Бразилиа, 1960

Помимо создания зданий в Бразилии Оскар Нимейер активно творил и за ее пределами, сотрудничая с зарубежными компаниями. На начальных этапах своей карьеры он стал известен миру как участник проекта по созданию штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Позднее, во время эмиграции во Францию (из-за наступления военной диктатуры в Бразилии) Нимейер создал множество общественных зданий и для Европы. Архитектор был оторван от родины и тосковал по ней, но вернуться обратно смог только в 1985 году. Через три года, в 1988-м, Нимейер получил главную архитектурную награду — Притцкеровскую премию.

Работа в родной Бразилии продолжалась вплоть до самой смерти архитектора. Вернувшись, он создал мемориал имени президента Кубичека, музей современного искусства в Нитерое, собственный музей и культурный центр "Оскар Нимейер", где проходит знаменитый бразильский карнавал.

Жилой дом "Копан" в Сан-Паулу, 1951-1965


"Меня не привлекают прямые углы и прямые, неизменные и четкие линии, созданные человеком. Меня привлекают кривые, свободные и чувственные. Те кривые, которые мы можем видеть в горных силуэтах, в форме морских волн, на теле любимой женщины", — писал Нимейер в своих мемуарах The Curves Of Time ("Кривые времени"). Buro 24/7 предлагает вспомнить несколько его "криволинейных" работ, оставивших значительный след в истории архитектуры. Тем временем в Бразилии сегодня объявлен недельный траур по ушедшему гению, а в пятницу все желающие смогут проститься с Оскаром Нимейером в Рио-де-Жанейро.


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002

«Главное в архитектуре — чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею...»


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002

«Только бетон позволяет мне управлять изгибами такого широкого размаха... бетон обеспечивает непрерывную модуляцию пространства»



Дворец Национального конгресса в Бразилиа, 1960



Национальный музей Бразилии, 2006

«Я всю свою жизнь любил смотреть на облака, ожидая откровения в их постоянно меняющихся формах»



Кафедральный собор в Бразилиа, 1960-1970


Мемориал Кубичеку, 1980

«...прямые линии и углы делят и разделяют пространство, а я всегда любил изгибы, которые являются сутью окружающей нас природы»



Музей современного искусства в Нитерое, 1996

Музей современного искусства в Нитерое.

«Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины»


Oscar Niemeyer Foundation в Нитерое

О́скар Рибе́йру ди Алме́йда ди Ниме́йер Соа́рис Фи́лью реализовал первый проект (детские ясли в Рио-де-Жанейро) в 1937, в свои неполные 30 лет. Последним проектом, реализованным при жизни архитектора, стала телевизионная башня в Бразилиа, открытая в 2012. Нимейер работал постоянно и неустанно. На его рабочем столе остался лежать проект здания ресторана в Рио-де-Жанейро, над которым 104-летний зодчий трудился в последние дни.



Творец жив в своих творениях. А это значит, что более 400 зданий, построенных этим фантастическим архитектором в 18 странах мира, продолжают жизнь своего Творца. В настоящий момент по его проекту заканчивается строительство музея Пеле в городе Сантос. А сколько еще готовых, но пока нереализованных проектов увидят жизнь благодаря коллегам и ученикам Нимейера, смогут рассказать наши потомки.

Девятому гению из 100 гениев современности сто два года. Это выдающийся бразильский архитектор Оскар Нимейер.

Оскар Нимейер - гениальное дитя ХХ века, ученик великого французского архитектора Ле Корбюзье (1887-1965) и последний из живущих сегодня знаменитых градостроителей ушедшего века. Зданиями, выстроенными по проектам Нимейера, восхищалась вся мировая архитектурная плеяда модернизма прошлого столетия. Время быстротечно. Наступил ХХI век, век космического размаха. Восхищение достижениями ХХ века идет на убыль. Но гениальное творчество бразильского архитектора в прошлом столетии, безусловно, стало мощным трамплином в ХХI век.

Оскар Нимейер строил только общественные сооружения. Эпохальный масштаб его мышления в сочетании с «интернациональным» строением его души – качества, позволившие художнику пространства создавать монументальные здания, ставшие современным портретом нашей планеты.

Оскар Нимейер в 30-е годы вошел в группу бразильских архитекторов. Работал в мастерской своего знаменитого земляка, градостроителя, Лусио Косты, совместно с ним проектировали здания Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, где впервые были использованы новейшие архитектурные средства.

Архитектор спланировал бразильский павильон на всемирной выставке в Нью-Йорке, поразил мир своим спортивно-развлекательным комплексом в Пампулье. Оскар Нимейер в 1957 году стал главным архитектором новой столицы Бразилии - Бразилиа. Совместно с Лусиу Коста, он спроектировал все крупные общественные здания нового города, включающие Дворец Рассвета - президентский дворец, Дворец Арок - министерство иностранных дел, Верховный Суд, кафедральный собор и здания Конгресса.

ЮНЕСКО признало Бразилиа всемирным архитектурным наследием, так как город является самым законченным ансамблем модернизма в мире, своеобразным городом-галереей. Нимейеру удалось гениально адаптировать «интернациональный стиль» к экзотичности тропиков бразильского ландшафта. Используя изогнутые линии, архитектор смог придать железобетонным конструкциям лиричное, даже несколько барочное настроение.

Творчество Оскара Нимейера подробно изучено специалистами, которые делят его на пять этапов. Количество зданий, спроектированных архитектором, очень велико.

Первый этап творчества Нимейера, 1940-43 года, - оригинальное применение прямых и изогнутых линий в создании конструкций правительственных зданий. Архитектор решает задачи совмещения формальных элементов с функциональными принципами композиции комплексных конструкций.

Второй этап, это десятилетие с 1943 по 1953, которое погружает Нимейера в поиск новых художественных средств. В это время его железобетонные здания приобретают лирический облик, благодаря сочетанию конструкции со скульптурой, с тропическим ландшафтом.

Третий этап, это следующие 12 лет, 1953-1965, когда он возглавил проект построения новой столицы Бразилии.

Четвёртый этап – 23 года, с 1965 по 1989 годы. Живет в Европе, знакомится с античностью. Сохраняя свою индивидуальность, его творчество обогащается гражданственной значимостью строений.

Пятый этап – с 1989 года до сих пор, - шлифовка творческого почерка, еще более яркое воплощение личности автора в общественную значимость сооружений. Нимейер создает культурное строение - Музей современного искусства в Нитерое и мемориал «Латинская Америка» в Сан-Паулу.

С конца апреля 2010 года Оскар Нимейер Суарис Филью, рожденный в Рио-де-Женейро, придавший своей стране Бразилии облик ХХ века, госпитализирован.




{mospagebreak}




Хава Тор. Великая Эпоха

Нимейер работал постоянно и неустанно. На его рабочем столе остался лежать проект здания ресторана в Рио-де-Жанейро, над которым 104-летний зодчий трудился в последние дни жизни.

Творец жив в своих творениях. А это значит, что более 400 зданий, построенных этим фантастическим архитектором в 18 странах мира, продолжают жизнь своего Творца. В настоящий момент по его проекту заканчивается строительство музея Пеле в городе Сантос. А сколько еще готовых, но пока нереализованных проектов увидят жизнь благодаря коллегам и ученикам Нимейера, смогут рассказать наши потомки.

«Нет архитектуры древней и современной. Есть хорошая или плохая»

«Главное в архитектуре - чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею…»

«Я всю свою жизнь любил смотреть на облака, ожидая откровения в их постоянно меняющихся формах»

«…прямые линии и углы делят и разделяют пространство, а я всегда любил изгибы, которые являются сутью окружающей нас природы»

«Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины»

«Только бетон позволяет мне управлять изгибами такого широкого размаха… бетон обеспечивает непрерывную модуляцию пространства»

1. Дом Каноас (Casa das Canoas) – Рио-де-Жанейро, Бразилия. 1954

Чертежи и фотографии этого дома, построенного Нимейром для своей семьи, вошли в международные справочники по архитектуре, как яркий пример слияния здания с окружающей природой. Здесь нет четких границ и углов, конструкция дома адаптирована к неровностям земной поверхности. Одна из стен дома возведена над огромным камнем, пролежавшим тысячелетия на этом месте. Часть этого камня находится во дворе, а другая создает оригинальный интерьер гостиной.

2. Национальный Конгресс – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это самое известное здание Оскара Нимейера находится на центральной оси столицы Бразилии. Оно по праву считается главной архитектурной доминантой города.

Здание вписано в окружающий рельеф и соединено с административными корпусами подземными переходами. За зданием Конгресса находится площадь Трех Властей, где проходят торжественные парады и встречи официальных гостей.

3. Дворец рассвета (Palácio da Alvorada) – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это трехэтажное здание общей площадью 7000 м², расположенное на полуострове водохранилища Параноа, является официальной резиденцией президента Бразилии.

Медицинский центр, зал для конференций, бассейн, несколько обеденных залов, музыкальная комната и библиотека…

Первый этаж дворца предназначен для официальных приемов; на втором этаже размещены помещения для личного пользования президента и его семьи.

4. Резиденция Копан (Résidence Edifício Copan) - Сан-Пауло, Бразилия.1966

Огромное волнистое здание, напоминающее развивающийся флаг, это – самый большой жилой комплекс в Латинской Америке.

В принципе, это один дом. Но дом настолько большой, что у него есть даже свой почтовый индекс. На площади в 6006 м², под крышей 38-этажного Копана, разместилось шесть жилых блоков, в которых проживает около 5 тысяч человек, и торговый центр.

5. Кафедральный собор (Catedral de Brasília) – Бразилиа, Бразилия. 1970

Именно за проект этого собора Нимейер получил Притцкеровскую премию "за лучшее сооружение в стиле модернизма".

Шестнадцать гиперболоидных колонн католического собора Пресвятой Девы Марии символизируют 8 пар рук, воздетых к небу.

Чтобы попасть внутрь собора, необходимо спуститься на несколько метров под землю. Пройдя по темному коридору, как сквозь темноту собственных грехов, посетитель попадает в светлое, яркое, сказочное пространство. Свет с потолка и сквозь витражи, расположенные между 16 колоннами, дает ощущение бесконечного райского счастья.

6. Культурный центр Вулкан – Гавр, Франция. 1982

Культурный центр Вулкан - одна из достопримечательностей города Гавра. Он состоит из двух блоков, которые называют соответственно «Большой вулкан» и «Малый вулкан». В Большом находятся театр на 1200 мест и 350-местный кинотеатр. В Малом – несколько различных залов от 60 до 500 мест.

7. Музей современного искусства – Нитерой, Бразилия. 1996

По мнению архитектора, это его самый грандиозный проект.

Здесь грандиозно все: необычный внешний вид здания, который все единодушно окрестили «космическим кораблем инопланетян»; расположение залов экспозиций по спирали; и завораживающий вид, который открывается со смотровой площадки. Этот вид на Рио-де-Жанейро с огромной скульптурой Христа, с океаном и пляжами, зачастую отвлекает посетителей музея от самих экспозиций.

8. Музей Оскара Нимеера - Куритиба, Бразилия. 2002

Музей видеоарта, архитектуры и дизайна занимает площадь в 19 000 м². Здание музея, высотой 16 м с трехэтажным куполом диаметром 50 м, установлено в центре искусственного водоема на бетонном постаменте.

Из множества прозвищ, за этим зданием закрепилось два: «Всевидящее око» и «глаз Оскара». Днем «глаз» из зеркального стекла отражает небо, а ночью светится изнутри.

9. Концертный зал Ибирапуэра (Auditório Ibirapuera) - Сан-Пауло, Бразилия. 2005

Публика единодушно решила, что почти столетний архитектор Оскар Нимейер таким образом «показал язык всему миру». И действительно, ярко-красный козырек над входом в концертный зал напоминает длинный язык.

Одной из особенностей конструкции здания является возможность опускать заднюю стену. Таким образом, зрители имеют возможность смотреть представления, находясь под открытым небом.

10. Башня Цифрового Телевидения – Бразилиа. 2012

Строительство телевизионной башни было закончено в 2010 году, к 50-летию города Бразилиа, но торжественное открытие состоялось только 2 года спустя, 21 апреля 2012.

Общая высота башни – 180 м. 60-метровая верхушка – это, собственно, металлическая телевизионная антенна.

120-метровое основание башни с двумя ответвлениями, заканчивающимися стеклянными куполами, Нимейер назвал «Цветок Серрадо». В верхнем «цветке», в 80 метрах от поверхности земли, планируется открыть ресторан, а нижний «цветок» будет использоваться в качестве художественной галереи.


Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на

Построенные по проектам Оскара Нимейера здания - такой же бренд Бразилии, как кофе, футбол, карнавал и статуя Христа. В преддверии открытия XXXI Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро Лайф #Дом рассказывает о главном архитекторе Латинской Америки, в творчестве которого, как оказалось, так много советского.

Оскар Нимейер умер в 2012 году в возрасте 104 лет, оставив после себя более 400 зданий в 18 странах мира. Современный облик столичного Бразилиа во многом его заслуга. Его имя стало синонимом нового бразильского зодчества. За 80 лет своей работы он создал архитектурный облик двух крупнейших бразильских городов - Рио и Бразилиа, оставив в прошлом устаревший колониальный стиль, столь привычный для Латинской Америки.

Оскар и здание ООН

Он начал свою карьеру в 1939 году с проектирования павильона Бразилии на Всемирной выставке в Нью-Йорке (New York World"s Fair). Но статус архитектурной суперзвезды Нимейер получил после того, как стал участником команды архитекторов, участвовавших в разработке проекта штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Окончательный же вид здания основывался на его идеях, включивших в себя лишь небольшие дополнения его учителя - Ле Корбюзье.

После завершения строительства штаб-квартиры ООН Нимейер получил назначение на пост декана Высшей школы дизайна при Гарвардском университете, но Правительство США отказало ему в американской визе из-за членства в коммунистической партии Бразилии. "Идейный враг", дескать...

tiny-mce-image-wide-container mceNonEditable">

Принципиальная новизна подхода состояла в слиянии утопического и монументального: глядя на перевёрнутые белые чаши и две параллельные колонны, можно подумать, что внутри этого космического здания находится галерея современного искусства или художественный университет, но уж точно никак не скучные бюрократические коридоры Национального конгресса Бразилии.

То же можно сказать и о кафедральном соборе в виде воздетых к небу рук, в котором неподготовленный зритель вряд ли распознает религиозное сооружение. И уж тем более сложно поверить, что все эти пластичные и текучие конструкции построены из монолитного железобетона.

К самым известным зданиям, которые Нимейер спроектировал в Бразилиа, относятся Дворец Национального конгресса, Дворец правительства, Министерство юстиции, Дворец Верховного суда, Дворец рассвета, Кафедральный собор. После провозглашения Бразилиа новой столицей Нимейер подал в отставку с поста главного зодчего правительства и вернулся к жизни частного архитектора.

Кстати, казино в богатом пригороде так и не было использовано по назначению: в 1946 году власти Бразилии приняли закон о запрете азартных игр, а здание превратилось в Музей современного искусства.

Оскар и коммунисты

В юности Нимейер интересовался коммунистической идеологией, а в 1945 году присоединился к Бразильской коммунистической партии, что спустя двадцать лет стало для него серьёзной проблемой: тогда правительство было свергнуто вследствие военного переворота.

Оскар Нимейер симпатизировал СССР, был знаком с Фиделем Кастро, а в 1963 году стал лауреатом Ленинской премии за "укрепление мира между народами".

Из-за своих левых взглядов ему пришлось бежать из страны в 1965 году и поселиться во Франции, где он занялся проектированием жилых зданий для Европы и Северной Африки, а также разрабатывал дизайн мебели.

Нимейер спроектировал штаб-квартиру Коммунистической партии в Париже в 1985 году, а чуть позднее - в конце военной диктатуры - вернулся на родину.

Россия, к сожалению, не входит в список стран, где Нимейер оставил архитектурный след. Но, несмотря на это, у бразильца с советскими конструктивистами очень много общего: то же самое следование принципам функционализма, выбор чистых линий и белого цвета в противоположность любым орнаментам и фактурам, а также проекты по строительству массового жилья. Единственное, чем он, пожалуй, от них отличался, это любовь к плавным линиям и изгибам вместо острых углов и чётких линий.

Одним из известнейших проектов массового жилья стал жилой дом "Копан" в Сан-Паулу, напоминающий застывшую морскую волну, - самый большой жилой комплекс в Латинской Америке. На площади в 6000 м² уместилось 38 этажей и почти 5 тысяч жителей. "Копан" даже имеет свой собственный почтовый индекс. Эта работа перекликается с марсельской "Жилой единицей" Ле Корбюзье и домами-коммунами в СССР.

Оскар получает "Оскар"

80-е годы XX века - время критического переосмысления конструктивизма, когда скепсису подверглись такие живые классики архитектуры, как Мис Ван дер Рое и Ле Корбюзье, в своё время предлагавший взрывать европейские города, чтобы застроить их одинаковыми "домами-машинами для жилья".

Было очевидно, что коммунистический проект во всём мире терпит фиаско, и критика художественных принципов утратившей актуальность идеологии воспринималась как нечто само собой разумеющееся.

Раскритикована была и бразильская утопия: Бразилиа стала символом упадка модернизма и невыполненных обещаний светлого будущего. Огромные пустые площади, заполненные монументальными белыми зданиями в окружении трущоб, казались символом предельного социального неравенства и отчуждения.

А в конце 80-х Нимейер наконец получает архитектурный "Оскар" - Притцкеровскую премию. В своей речи на вручении премии он сказал: "Моя архитектура следует старому принципу, где красота превалирует над ограничениями конструктивистской логики".

Оскар Нимейер продолжал работать до глубокой старости. В 1996 году в возрасте 89 лет он проектирует и строит Музей современного искусства в Нитерое - фантастическую летающую тарелку, зависшую над обрывом у Атлантического океана.

Одним из последних проектов великого архитектора стал концертный зал "Ибирапуэра" в Сан-Паулу. Красный козырёк над входом напоминает длинный высунутый язык - так почти столетний архитектор "показал язык" всему миру.

Оскар Нимейер (порт. Oscar de Niemeyer; 15.12.1907 — 05.12.2012) - выдающийся бразильский архитектор XX столетия, основатель современной латиноамериканской школы зодчества, новатор в области железобетонной архитектуры. Член коммунистической партии , член Президиума Совета Мира, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1963 г).

ХХ век богат на глобальные события, произошедшие в идеологии, политике и экономике, науке и технике, культуре и медицине. В это непростое время в мире появилось множество гениев искусства, подаривших человечеству шедевры, по сегодняшний день покоряющие нас своим величием. Одним из таких гениальных творцов стал величайший архитектор, бразилец Оскар Нимейер. Признанный художник пространства возводил только величественные общественные сооружения. Безграничность полета его мысли и «интернациональное» строение души позволяли мастеру создавать монументальные сооружения, сформировавшие современный портрет нашей планеты.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Биография

Оскар Рибейру Алмейда Нимейер Суарес Фильюродился 15 декабря 1907 г. в . В зажиточной семье португало-немецкого происхождения было шестеро детей. Мальчик воспитывался в доме бабушки и дедушки, родителей матери.

Дед мальчика служил министром по делам Верховного суда Бразилии. Через всю жизнь Оскар пронес воспоминания об авторитарной, но доброй бабушке, создавшей в доме теплую атмосферу дружбы, окружавшей детей любовью и заботой. Молодой человек учился в элитном колледже, где впервые всерьез заинтересовался архитектурой.

Мать умерла, когда будущий зодчий был совсем юным, а отец дожил до глубокой старости, он любил приходить в мастерскую сына и часами наблюдать за его работой.

В 1930 г. юноша поступил в Национальную школу изящных искусств, на архитектурный факультет. В то время директором школы был назначен Лусиу Коста, общественный деятель и молодой архитектор. Он предпринимал попытки приблизить учебный курс к современным требованиям жизни, открыть дорогу новым художественным направлениям, направляя внимание студентов к достижениям национального зодчества. Из-за противостояния реакционной профессуры, прогрессивный директор, не проработав и года, вынужден был уйти с руководящего поста, несмотря на протест поддерживающих его студентов, объявивших забастовку. Оскар на всю жизнь сохранил дружеские отношения с Л. Коста.

В 21 год (1928 г.) молодой человек женился, в 1934 г. окончил Школу изящных искусств, а в 1936 г. вошел в группу бразильских архитекторов, начав выполнять самостоятельные проекты.

Начало карьеры

Первым осуществленным проектом начинающего архитектора стали детские ясли в родном городе (1937 г). Композицию окруженного зеленью здания он выстроил на сочетании 2-х объемов: вытянутого 2-этажного с садом на плоской крыше, и 4-этажного, кубического, поднятого на столбах.

В конце 1930-х гг. в Бразилии стала формироваться национальная школа современной архитектуры, первым воплощенным в жизнь планом которой было столичное здание Министерства Образования и Здравоохранения (порт. Palаcio de Gushtavu Capanema; 1937-1943 гг). Первоначально проектом руководил Л.Коста, но с 1939 г. его возглавил Оскар Нимейер.

Для своего времени замысел был очень смелым, здание впоследствии оказало большое влияние на латиноамериканскую архитектуру. При отделке дворца использовались исключительно местные материалы. Внутренний бетонный каркас здания позволил соорудить широкие фасады из стекла, а на окнах была установлена современная солнцезащита в виде жалюзи. В 1939 г. тандем Коста – Нимейер осуществил постройку бразильского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в котором ярко проявились черты свободы, свежести и национального колорита. В образе павильона гармонично сочетаются респектабельность и эксцентричность.

Востребованность архитектора стремительно росла, в 1940 г. он познакомился с , бывшем тогда мэром бразильского города (порт. Belo Horizonte). Период 1940-1943 гг. ознаменовался проектированием ряда правительственных зданий, в которых отмечается переплетение истинно бразильских элементов с четкими и строгими классическими, что создает неподражаемую игру прямых и изогнутых линий.

Важнейшие работы мастера

Важнейшей работой О.Нимейера начала 1940-х годов, явившейся подлинной жемчужиной архитектуры современной Бразилии, стал спортивно-развлекательный комплекс в пригороде Белу-Оризонти (порт. Belo Horizonte). Начинавший в то время свою политическую карьеру, энергичный Жуселину Кубичек задумал превратить эту пустынную местность в современную элитную зону отдыха и обратился к входившему в моду зодчему. С того момента началась совместная деятельность заказчика и архитектора, у которого с середины 1940-х гг. от заказов уже не было отбоя.

В этот период времени по его проектам были построены здания:

Автор привнес в архитектуру того периода поэтические лейтмотивы, органично соединяя архитектуру со скульптурой. Он стремится вписывать здания в окружающий природный ландшафт, активно использует свои инженерно-технические способности, изучает преимущества использования новых материалов, став одним из первооткрывателей художественных возможностей монолитного железобетона.

В 1945 г. Оскар Нимейер вступил в Коммунистическую партию. В 1947 г. архитектор занимался разработкой проекта здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Преуспевающий архитектор строил дома и для собственной семьи. В 1949 г. в Мендисе, недалеко от Рио, он построил небольшую одноэтажную дачу. Создавая дом в Каноа (порт. Canoa — пригород Рио-де-Жанейро), зодчий продемонстрировал собственные эстетические творческие принципы, воплотил и максимально полно выразил свое эстетическое «кредо» (1954 г). Руководствуясь своим вкусом, а также стремясь удовлетворить бытовые и эстетические потребности членов семьи, мастер создал сооружение, сразу же привлекшее внимание архитектурного мира. Дом, построенный на склоне холма, частично “врезан” в него: в подземных помещениях расположены ванные. В «Casa das Canoas» теперь открыт музей.

Знаменитый дом в Каноа

С конца 1940-х гг., в условиях быстрого экономического развития государства Нимейера начинают привлекать темы, глобальные по размерам и роли в градостроительстве. Он мечтал о грандиозной задаче, где его профессионализм мог бы принести пользу своему народу.

Плодотворный период 50-х годов ХХ столетия

В 50-х гг. прошлого века бразильский мастер архитектуры решительно отошел от стереотипов, он проектировал сооружения — своеобразные скульптурные произведения, напоминающие памятники архитектуры невиданной цивилизации, всегда отчетливо вырисовывающиеся на фоне тропического неба. Он придумал свой неповторимый стиль, в котором формы традиционной индейской хижины уживаются с величественными аркадами колониальной архитектуры, а сферические купола, напоминающие тарелки НЛО, будто заглядывают в космическую эру. Колонны мастера, как бы едва касающиеся земли, кажутся невесомыми; его мощные железобетонные здания визуально лишены массивности, они выглядят удивительно пластичными и легкими, а гармонично вплетенные в экстерьер зеленый ландшафт и вода словно их оживляют

К таким постройкам 1950-х годов (помимо «идеального города мечты») относятся: поселок в Сан-Жозе-дус-Кампус (порт. São Josе dos Campos); больница «Южная Америка» (1952 – 1959 гг.) в Рио-де-Жанейро; «Башня Нимейера» (1954 г.) и жилой комплекс им. Кубичека (1951-1962 гг.) в Белу-Оризонти (порт. Belo Horizonte); здание кондитерской фабрики и бизнес-центр «Montreal» (1950 г.); жилые дома «Eiffel» (1955 г.) и выставочный комплекс (1951 – 1954 гг.) в (порт. São Paulo).

С 1957 г. по инициативе Ж. Кубичека, ставшего в 1956 г. президентом Бразилии, Оскар Нимейер начал активно работать над застройкой города (порт. Brasília). Архитектор увлеченно трудился над обликом новой столицы страны, проявляя себя по-новому, используя в творчестве экспрессионизм.

Работа в Бразилиа (с июня 1958 г.), в том числе непосредственно на строительной площадке, связанная с преодолением многочисленных трудностей, была настоящим человеческим, творческим и патриотическим подвигом мастера и принесла замечательные плоды, ставшие украшением мировой архитектуры.

По схеме генерального плана, очертания города напоминают взлетающую птицу. Жесткое функциональное зонирование совмещено с прогрессивным решением транспортной проблемы (дорожные развязки, подземные и наземные пешеходные переходы), классицистическая парадность — со строгостью и четкой симметрией осевой застройки. Жилая зона протянута вдоль автомагистрали, изогнутой в строгом соответствии с природным рельефом, а перпендикулярно к ней, по гребню полуострова к водохранилищу спускается грандиозная пологая лестница площадей, по обеим сторонам которой выстроились правительственные и важные общественные здания. Своеобразная выразительность города была достигнута за счет контраста необычных форм зданий делового центра и жилых комплексов, выполненных в строгих геометрических формах.

Многие архитектурные проекты той эпохи явились отражением мечты о внеземной реальности. Одним из таких зданий стал Дворец заседаний Национального Конгресса Бразилии (1960 г). Здание построено в виде параллелепипеда, на котором располагаются 2 полусферы, между которыми возвышаются 2 параллельных 100-метровых небоскреба. Под одной «чашей», повернутой вниз, расположены помещения
Сената, под второй, повернутой вверх — помещения Палаты депутатов.

За проектирование католического Кафедрального Собора Пресвятой Девы Марии, созданного зодчим в эти
годы, в 1988 г. Оскар Нимейер был удостоен Притцкеровской премии (англ. Pritzker Architecture Prize — награда, ежегодно присуждаемая за достижения в области архитектуры). Здание Собора состоит из 16 колонн, которые символизируют руки, воздетые к небу. Просветы между колоннами закрыты витражами. Благодаря своеобразной архитектуре, все внутреннее пространство всегда заполнено светом.

По проектам зодчего в Бразилиа были построены: Президентский дворец «Алворада» (порт. Palаcio da Alvorada — «Дворец рассвета»; 1958 г.); «Palace Hotel» (1958 г.); «Планальту» (порт. Palаcio do Planalto — «Дворец плоскогорья» ; 1960 г.) - рабочая резиденция президента страны; Дворец Верховного суда (1960 г.); Национальный конгресс и корпус министерств (1960 г.); гостиница «Nacional» (1962 г.)

Оскар Нимейер: Годы иммиграции

Со второй половины 1960-х годов талант южноамериканского архитектора стали признавать в мировых культурных и профессиональных кругах. Из-за своей приверженности к идеологии коммунистов, во времена военной диктатуры Нимейер эмигрировал во Францию (1964 – 1985 гг.), время от времени посещая родину, курируя строительство Бразилиа. В Европе он углубленно изучает культурное наследие античности и переходит на следующую творческую ступень, для которой характерны оригинальность идей и неординарность форм. Здания мастера приобретают все более строгие технические оттенки.

В этот период он построил ряд зданий во Франции, Италии, Ливане, Гане, Алжире. Архитектор бесплатно разработал проект бразильского аэропорта (1965 г). Главной целью проектировщика было создать «…ворота новой столицы, которые бы так гармонировали с ее архитектурой, чтобы каждый приезжающий сюда ощущал, что его ждет новый и современный город». Архитектурной общественностью проект был единодушно одобрен, но военные власти не могли доверить строительство столичного воздушного порта прогрессивному общественному деятелю с коммунистическими убеждениями.

В Рио-де-Жанейро мастер построил здание издательства «Manchete» (1967 г.); дворец Правосудия (1970 г.); отель «Nacional» (1971 г.); Министерство Обороны и резиденцию вице-президента Бразилии (1974 г.); станцию метро «Sаenz Peña» (1979 г). Кафедральный Собор Бразилиа - одно из центральных зданий бразильской столицы, было спроектировано в 1958 г. и закончено в 1970 г. Большая часть Собора расположена под землей, наземная часть представляет собой “воронку” с 16-ю изогнутыми бетонными колоннами. Крыша собора оформлена витражами. Утверждая, что в творчестве бразильского зодчего органично сочетаются модернизм и бразильское барокко, критики обычно приводят в пример столичный Кафедральный Собор.

В сентябре 1981 г. знаменитый архитектор осуществил свою мечту: в зеленой зоне открыл мемориальный ансамбль, посвященный инициатору строительства Бразилиа, Ж.Кубичеку. Главным элементом комплекса стал плоский параллелепипед со скошенными гранями, в котором разместились мемориальная библиотека и аудитория.

Мемориальный ансамбль Ж.Кубичеку

Объектам, созданным гениальным архитектором, присущи выразительность, теплота и пластичность. Проекты мастера всегда тщательно разработаны, до мельчайших деталей, конструктивно и функционально. Он постоянно стремится к усовершенствованию архитектурной формы - к контрасту объемов, к динамичности фактуры поверхностей, к включению произведений смежных искусств в канву архитектурной композиции.

В 1985 г., когда эпоха военной диктатуры в Бразилии завершилась, Оскар Нимейер вернулся на родину, возглавив Бразильскую коммунистическую партию (1992 — 1996 гг).

Возвращение на родину, последние годы творчества

В 1989 г. в штате Сан-Паулу был открыт музей — Мемориал Латинской Америки (порт. Memorial da Amеrica Latina), спроектированный выдающимся зодчим.

С 1990 гг. мастер занимается шлифовкой своего творческого почерка, состоящего в сочетании общественного характера зданий с яркой индивидуальностью. В основном архитектор проектирует культурные и мемориальные сооружения.

В 1996 г., в возрасте 89 лет в городе (порт. Niterói) бразильский архитектор завершил пятилетний труд над зданием Музея современного искусства (порт. Museu de Arte Contemporаnea de Niterоi; MAC). Вид здания, выполненного в стиле «модернизм», напоминает космический корабль. Свой замысел мастер объяснил так: «Летающая тарелка, пролетавшая когда-то над городом, так была восхищена красотой этих мест, что приземлилась и решила навсегда здесь остаться, положив начало Музею».

Здание еще одного музея, одного их самых необычных в мире, было построено по проекту знаменитого архитектора еще в 1978 г. в городе (порт. Curitiba), на юге Бразилии. Но только в 2002 г. здесь решено было открыть Музей Современного искусства, архитектуры и дизайна. Однако, жители Бразилии называют оригинальное по конструкции здание «Museu do Olho» - «Музей Глаза» , так как одно из зданий грандиозного комплекса напоминает собой гигантский блестящий глаз, смотреть на который можно бесконечно. Если глядеть на «Глаз» спереди, кажется, будто люди, движущиеся по белому мосту — это капли воды, медленно текущие вверх и вниз.

Этот шедевр из зеркального стекла и белоснежного бетона, состоящий из 3-этажного купола диаметром 50 м., в 2003 г. переименовали в честь великого, 96-летнего автора проекта (порт. «Museu Oscar Niemeyer»). Сегодня этот Музей заслуженно считается символом Куритибы.

Музей Глаза (г.Куритиба)

В 2000-е годы по проектам Оскара Нимейера были построены: аудитория «Ibirapuera» в Сан-Паулу (2002 г.); Национальный музей в Брильа и культурный центр «Оскар Нимейер» в (порт. Goiânia) — 2006 г.; здание «Cabo Branco» в (порт. João Pessoa) — 2008 г. В 2011 г. в городе Авилес (исп. Avilеs, España) открылся Международный Культурный центр, названный в честь автора проекта (исп. Centro Cultural Internacional Oscar Niemeyer).

За огромный вклад в развитие Российско-Бразильских отношений, в канун 100-летнего юбилея выдающегося архитектора В.Путин подписал Указ о его награждении Орденом Дружбы.

5 декабря 2012 г., не дожив всего 10 дней до своего 105-летия, в родном Рио-де-Жанейро величайший Мастер архитектуры всех времен и народов скончался.

Мастер архитектуры всех времен и народов

  • В своих воспоминаниях бразильский архитектор писал, что он должен был именоваться Оскар Рибейру (фамилия матери) Соарес (фамилия отца). Однако, отец, который жил и воспитывался в доме дяди, его фамилию Нимейер в знак уважения присоединил к своей родовой.
  • В 1970-е гг. увлекся проектированием мебели: его диваны с пружинящими «ножками» и кожаные кресла, чаще всего выполненные в соавторстве с дочерью Аной-Марией, художником-декоратором, часто выставлялись как в Бразилии, так и за рубежом.
  • Одно из главных творений зодчего, «идеальный город» Бразилиа, который появился в 1960 г. в результате смелого инженерного и социального эксперимента, благодаря таланту и одержимости трех выдающихся людей, а также трудолюбию и стойкости 60 тыс. их соотечественников, спустя всего 27 лет с момента своего рождения был провозглашен ЮНЕСКО памятником всемирного наследия человечества, встав в один ряд с такими легендами, как Рим, Афины, Санкт-Петербург и Самарканд.

Некоторые высказывания великого зодчего