Ситуация исследования метода наблюдения. Наблюдение как метод социально – психологического исследования

Вопросы для самопроверки и обсуждения

1. Какие виды тестов вы знаете?

2. В чем состоят особенности тестов учебных достижений?

3. Назовите этапы разработки теста и обоснуйте их последовательность.

4. Каковы могут быть цели теста учебных достижений?

5. Каким образом исследователь выбирает цели тестирования?

6. Назовите типичные ошибки при формулировке тестовых заданий. Приведите примеры.

7. В каких случаях предъявляются более мягкие требования

к психометрической проверке теста?

8. Что обязательно должно входить в психометрическую проверку любого теста?

Практические задания

1. Проведите анализ разработки теста, пример которого приведен в материалах для выполнения практических заданий.

2. Подготовитесь к выполнению самостоятельной работы по

3. Разработайте тест по одной из тем данного учебного пособия, в котором должно содержаться по 2 задания каждой формы

и по 2 задания каждого из уровней сложности.

4. Проанализируйте тест, разработанный однокурсником.

3.5. Наблюдение как метод исследования

Под наблюдением обычно понимают целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях. Именно этими признаками наблюдение как метод объективного научно обоснованного исследования отличается от обычных случайных или намеренных житейских способов получения информации о людях или событиях.

Основные требования к наблюдению как методу исследования

Одним из основных требований к наблюдению как методу является целенаправленность, предполагающая наличие четкой целевой установки, в соответствии с которой наблюдатель и дифференцирует определенные факты поведения наблюдаемых.

Наличие цели предполагает, что, изучая личность или какоелибо педагогическое явление, мы не можем наблюдать за их проявлениями вообще, что более характерно для обыденного наблюдения. Наблюдение должно носить избирательный, или выборочный, характер. Причем отбор фактов осуществляется не стихийно, а в соответствии с конкретной целью в конкретных ситуациях и в процессе конкретных видов деятельности. Выбор цели наблюдения также не случаен. Он определяется как конечной целью самого исследования, так и теоретическими представлениями наблюдателя об изучаемом явлении. Именно в соответствии с теоретическими воззрениями и происходит отбор фактов, в которых может проявиться изучаемое явление. Это придает наблюдению объективный характер. Теоретические представления о сущности, особенностях проявления, закономерностях функционирования и развития наблюдаемых свойств или явлений позволяют определить план наблюдения: наметить задачи наблюдения (что наблюдать), показатели, признаки, конкретные акты поведения или протекания процесса (что фиксировать), ситуации и виды деятельности (когда наблюдать), средства и способы наблюдения (как наблюдать). План обычно фиксируется в виде схемы, которая может иметь различный характер в зависимости от целей и предмета наблюдения.

Не менее важным требованием является систематичность наблюдения, которая предполагает, что наблюдение должно быть не разовым, не от случая к случаю, а проводиться неоднократно в соответствии с планом, регулярно либо через определенные промежутки времени. Наблюдение в повторяющихся и изменяющихся условиях позволит определить, чем объясняются наблюдаемые изменения изучаемого явления: не поддающимися учету изменениями в условиях изучаемой деятельности или поведения, либо различиями в организации наблюдения, либо действительными закономерностями протекания и развития самих исследуемых личностных особенностей.

Эффективное использование метода наблюдения требует особой подготовки и необходимости прохождения всех этапов процедуры, включающей: определение задачи и цели наблюдения, исходя из общих целей исследования и возможностей метода (что позволяет ответить на вопрос «для чего наблюдать?»); вы-

бор объекта, предмета и ситуаций наблюдения на основе цели, теоретических представлений об изучаемом явлении и условий деятельности («что наблюдать?»); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее эффективного в данных условиях («как наблюдать?»); выбор способа регистрации («как вести запись?»); обработку и интерпретацию полученной информации.

Условия, в которых проходит наблюдение, должны носить

естественный для испытуемых (наблюдаемых) характер. Это предполагает не только и не столько естественность обстановки, так как целью исследования может быть и изучение характера реагирования личности на необычность условий, сколько минимизацию «возмущающей» роли наблюдателя. Этого можно добиться двумя путями: либо заменить наблюдателя специальной регистрирующей аппаратурой (произведение фото-, видеосъемки скрытой камерой), либо привести поведение наблюдателя в соответствие с требованиями естественности. Оба способа не универсальны и имеют свои «плюсы» и «минусы». Первый способ позволяет не только обеспечить естественность, но и повысить объективность наблюдения, однако технически сложен и порождает много этических проблем, связанных с проникновением в тайну личности; второй не требует особых затрат, но предполагает высокий уровень квалификации исследователя. В качестве специальных приемов, уменьшающих влияние наблюдателя, обычно используют: объяснение своего присутствия приемлемой для наблюдаемого целью; естественное включение в деятельность, которой занимаются наблюдаемые; создание специальных условий для того, чтобы «примелькаться», частое появление в соответствующей среде; занятие своим делом без обращения внимания на испытуемых и пр.

Целью наблюдения является максимально возможная объективность в получении информации. Поэтому грамотный наблюдатель должен очень хорошо отличать факт поведения от впечатления, оценки, мнения, иными словами – от собственной интерпретации этого поведения. Выполнить это требование достаточно трудно, именно здесь чаще всего кроются ошибки специалистов, недостаточно овладевших методом наблюдения. Связано это с целым рядом обстоятельств. С одной стороны, чрезвычай-

но сложно, а в некоторых случаях и невозможно, отделить в сознании наблюдателя процесс описания фактов от их интерпретации. Эта особенность закреплена и в языковых формах: «внимательный взгляд», «добрая улыбка», «мягкие движения», «напряженная поза» и пр. Казалось бы, такое описание фактов как раз и дает исследователю возможность в свернутом виде получить необходимую информацию об изучаемой личности, однако проблема заключается в том, что в процессе жизни у человека складываются свои собственные эталоны восприятия экспрессивного поведения, которые, к сожалению, зависят не только от глубины его познаний и многообразия жизненного опыта, но и от некоторых индивидуальных особенностей – пола, возраста, отдельных свойств личности, а также во многом и от того, какие признаки невербального и речевого поведения оказались в поле зрения наблюдателя. Поэтому каждый наблюдатель должен не только учитывать свою собственную личность при использовании данного метода, но и уметь «развернуть» процесс, подтвердить сложившееся впечатление конкретными, объективными фактами.

С другой стороны, исключение всякой интерпретации, ограничение оценки внешними реакциями человека в процессе наблюдения за ним могут привести к обеднению содержания получаемых сведений. Найти эту «золотую середину» непросто, а умение отделять факты от их интерпретации требует специального обучения так же, как и умение фиксировать результаты наблюдения, что является еще одним обязательным условием эффективности применения метода.

В связи с тем, что главным инструментом исследователя в процессе наблюдения является его личность, эффективность результата обеспечивается не только умениями соблюдать все вышеуказанное, но и некоторыми личностными качествами, такими, как хорошее распределение внимания, высокий уровень чувствительности зрительного, слухового, кинестезического анализаторов, развитая оперативная и долговременная память, рефлексивный стиль познания, сензитивность, эмоциональная подвижность, высокий контроль собственных эмоций, общительность, достаточно развитый невербальный интеллект. Вместе с тем агрессивность, высокий уровень притязаний, эгоцентризм, выраженный конформизм, низкий интеллект препятству-

ют эффективному наблюдению, особенно при опоре на невербальные характеристики поведения. 84

Виды наблюдения и их краткая характеристика

Говоря о наблюдении как о методе исследования выделяют несколько его видов: включенное и невключенное, открытое и скрытое, сплошное и выборочное, внешнее и внутреннее и др.

Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам на определенное время становится членом той общности или группы, которая стала объектом исследования. Причем для остальных он выступает не как наблюдатель, а как равноправный член группы, принимающий наравне со всеми участие, например, в учебно-трудовой, профессиональной или общественной деятельности. Таким образом, наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и имеет возможность получить информацию как бы изнутри.

Например, среди книг, посвященных проблемам преступного, антиобщественного поведения в США, особое место занимает работа американского психолога У. Уайта «Общество на углу улицы». Исследуя формирование ценностных ориентации и норм в группах подростков и молодежи, собирающихся по вечерам на углах улиц и перекрестках, У. Уайт прожил в этой среде длительное время. Систематическое включенное наблюдение позволило ему увидеть такие закономерности формирования общественной направленности стихийных групп, которые не были замечены никем из других исследователей той поры.

Невключенное наблюдение – это наблюдение извне, «со стороны», когда исследователь не принадлежит к числу участников наблюдаемой группы. Тщательно спланированное и четко организованное невключенное наблюдение является важной составной частью любого исследования. Оно позволяет заметить такие моменты, которые сложно отследить членам общности в связи с эмоциональной вовлеченностью в ситуацию. Невключенное наблюдение часто используется при подготовке программы исследования, для уточнения и конкретизации гипотез, определения принципов организации и методов основного исследования.

84 Методы социальной психологии. – Л.: ЛГУ, 1977. – 247 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.:Учпедгиз, 1946. – 704 с.

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым выделяют наблюдение открытое искрытое (инкогнито). Наиболее часто в практике школы применяется открытый вид наблюдения, т. е. учащиеся знают, что в определенных ситуациях они являются объектом специального изучения. При скрытом наблюдении люди не подозревают, что ведется наблюдение за их поведением и деятельностью. В этом случае нередко используются специальные записывающие устройства, скрытые телекамеры, существуют специальные комнаты со стенами односторонней видимости (стенки Гезелла). Разумеется, скрытое наблюдение лишь тогда является орудием научного познания, когда оно не имеет ничего общего с подсматриванием и подслушиванием. Проведение скрытого наблюдения требуетстрогого со-

блюдения этических норм и принципов.

Сплошное, или систематическое, наблюдение предполагает регулярный в течение определенного времени сбор информации

о всех возможных особенностях личности на основе описания и анализа ее поведения. Как правило, при таком подходе к изучению используется и специальная форма фиксации сведений, чаще всего в виде дневниковых записей. Такой вид наблюдения дает, прежде всего, информацию о факторах и закономерностях формирования и развития личности, педагогического процесса, так как позволяет составить наиболее полное их описание. Однако он трудоемок и ограничен возможностью постоянного контакта с наблюдаемыми. При несистематическом, или выборочном, наблюдении из всего многообразия поведенческих реакций или педагогических явлений вычленяется только определенная группа объектов наблюдения, касающаяся проявления конкретных изучаемых свойств и качеств личности или фрагментов, этапов педагогического процесса. Осуществить технически этот вид наблюдения намного проще, чем предыдущий, однако большую сложность представляет подготовительный этап: отбор тех признаков, которые будут необходимы и достаточны для изучения именно той характеристики, которая выбрана предметом наблюдения.

В зависимости от направленности сознания наблюдателя выделяют также наблюдение внешнее и внутреннее, т. е. наблюдение за другими и самонаблюдение. Фактически все предыдущее

изложение касалось внешнего наблюдения, поэтому остановимся подробнее на особом виде наблюдения – за самим собой.

Современная наука рассматривает самонаблюдение85 как дополнительный, хотя в ряде случаев, особенно в практической деятельности, необходимый способ организации познания личности. Сложность его использования заключается в том, что практически невозможно одновременно действовать и наблюдать за действием, переживать и наблюдать за переживанием, думать и изучать процесс мышления. Такое наблюдение искажает естественную картину поведения. Переключение внимания на собственную психическую активность оказывает, с одной стороны, подавляющее влияние на сам процесс, с другой стороны, имеет внушающий характер, т. е. может изменить поведение, переживание, ход течения мысли. Поэтому человеку, который пользуется методом самонаблюдения, необходимо сформировать у себя установку: намерение наблюдать за собой не должно рождаться во время переживания, подлежащего наблюдению.

Второй важнейшей проблемой, которая ограничивает возможности применения этого вида наблюдения, является бедность психологического словаря подавляющей части населения. Мы часто затрудняемся в подборе и поиске слов для описания собственных состояний и действий, вычленения отдельных фактов, организации анализа. Поэтому необходимым условием повышения эффективности наблюдения является предварительное составление определенного перечня вопросов, отвечая на которые, человек сможет собрать необходимую информацию о себе.

Наконец, еще одно ограничение, не позволяющее применять этот вид наблюдения без дополнительной проверки результатов: искренность с самим собой часто не менее сложна, чем с другими. Это определяется в первую очередь особенностями Я- концепции наблюдателя и сформированностью установки на самодоверие и самоуважение.

Одним из вариантов наблюдения может быть назван «метод описания значимых ситуаций», разработанный Е. С. Кузьминым. Суть его заключается в том, что для понимания личностных или групповых характеристик исключительно важное значение мо-

85 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.:Учпедгиз, 1947. – 704 с.

жет иметь то, как личность или группа ведет себя в необычных ситуациях, как реагирует на них, находит пути решения проблем и конфликтов, которые и привели к созданию таких значимых ситуаций.

Организация наблюдения, интерпретация результатов и условия их использования

Готовясь к наблюдению и выбирая те конкретные признаки, на которые должен обращать внимание исследователь в процессе изучения личности или группы, может идти, как минимум, двумя путями: от гипотезы и от фактов.

Первый подход предполагает, что мы имеем достаточно четкие представления о том, какими поведенческими показателями характеризуется то или иное психическое или педагогическое явление и как можно их зарегистрировать. Задача, стоящая перед наблюдателем, в данном случае упрощается. Зная феноменологию изучаемого явления или свойства, он фиксирует лишь наличие, частоту, интенсивность проявления выбранных признаков или их отсутствие в какой-то ограниченный промежуток времени. Интерпретация результатов проводится на основе анализа характера и сопоставления полученных данных с первоначальной гипотезой.

Такой подход является эффективным, как правило, в случае выбора конкретных целей наблюдения: изучения отдельных свойств и качеств, отдельных, частных сторон человеческого поведения или педагогического процесса. При этом наблюдатель опирается на уже обобщенные в научных исследованиях результаты, касающиеся описания феноменологии тех или иных явлений. В качестве примеров можно привести некоторые более или менее развернутые описания отдельных сторон личности, которые могут быть использованы как схемы наблюдения.

Так, в работах Г. И. Щукиной рассматриваются признаки, которые можно считать показателями проявления познавательных интересов на уроке: вопросы учителю по теме урока; обмен мнениями по теме урока с соседями по парте; удивление, звучащее в речевых высказываниях; радость узнавания, выражающаяся в речи и мимике; выразительные движения (ощупывание, прислушивание, разглядывание); поза наблюдателя; широко от-

крытые глаза; улыбка; сосредоточенно сдвинутые брови; минимальная отвлекаемость на уроке; тишина в классе. 86

В исследованиях, проводимых в летнем лагере школьников под руководством В. Ньюстеттера, была разработана 9-балльная шкала, характеризующая изменение личностных отношений у детей от сердечности до враждебности (табл. 19).

Таблица 19

Изменение личностных отношений у детей

Характер отношения

Проявления в поведении

Физическое

выражение

Прикасаться, гладить и пр.

симпатии

Знаки особого располо-

Давать, одалживать, приглашать, пред-

жения в доброжелатель-

ном смысле

товарищеского

Игровая возня, шепот, смех, улыбки,

расположения

совместная работа, высказывания, при-

общение других

Случайные разговоры

Беседы, которые на обязательны для

занятия, приветствия

нейтральное,

Вопросы, согласие, одобрение, похвала,

еще позитивное

любезность, одолжение, выполнение

маленьких просьб, игнорирование оби-

равнодушия

Игнорирование вопроса или просьбы,

требованиям

отказ выполнить просьбу, попытка быть

просьбам другого

впереди или господствовать без ссоры,

мягкая ирония или критика

Признаки нескрываемо-

Критика, ирония, обвинения

го явного

конфликта

требованиями

и желаниями других

Признаки

Спор, возражение против правил, норм,

презрения

личностного

первенства других, критика, ирония

типа без прямого нару-

обвинение

шения прав, требования

или желаний других

Признаки

Пренебрежение, сопротивление, ругань,

намеренных

оскорбле-

угроза, вызов на драку, побои

86 Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.

Не менее интересные и полезные схемы наблюдения предложены: А. С. Заглухиной – для изучения отношения ученика

к коллективу, проявляющегося в определенных действиях и речевых высказываниях; Р. С. Немовым – для определения уровня развития коммуникативных способностей, умений и навыков; А. А. Толстых – для диагностики трудностей адаптации ребенка

к школе.

Как мы уже отмечали, такой подход к организации наблюдения существенно облегчает практическую работу исследователя, но он требует фундаментальной подготовки и обширного предварительного анализа специальной литературы по соответствующей проблеме. Однако отсутствие систематизированных материалов по этой теме, а также крайне ограниченная область явлений, феноменология которых представлена в публикациях, ограничивают применение описываемого подхода в практике. Вместе с тем очень часто встречаются ситуации, когда наблюдение как метод исследования включается в процедуру непосредственного общения с личностью, и целью наблюдателя является получение максимально полной информации о человеке. В таких ситуациях более целесообразным является другой подход к организации наблюдения: от набора конкретных фактов поведения к их систематизации, анализу и интерпретации. Такой подход вовсе не исключает постановку конкретных целей наблюдения, но в этом случае формулировка целей бывает более обобщенной,

и они конкретизируются уже в ходе работы по мере поступления информации.

Важнейшими ориентирами в организации такого наблюдения являются различные аспекты невербального поведения человека,

и их интерпретация проводится на основе использования обоб-

щения эмпирического опыта анализа того, что принято называть «языком тела». 87

Отметим некоторые общие требования к использованию невербальной стороны поведения при организации исследований с помощью метода наблюдения.

87 Лабунская В. А. Невербальное общение. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1986. – 135 с.

Пиз А. Язык телодвижений. – Новгород: Ай кью, 1992. – 262 с.

При ориентация только на один признак, показатель немедленно приведет к ошибкам в его использовании, поскольку элементы, входящие в структуру определенного типа невербального поведения, могут одновременно входить и в другие структуры, соответствующие другим психическим явлениям. Поэтому необходимо ориентироваться на те сигналы, которые в комплексе с другими дают целостную картину, подтверждая друг друга. Нужно признать, что малейшие изменения физических характеристик поведенческих актов (степени напряженности, интенсивности, направления и т. д.) приводят к изменению и их значения, следовательно, требуют другой интерпретации. Обязательным условием адекватной интерпретации является также учет целостной ситуации, в которой происходит проявление наблюдаемых фактов. При этом следует помнить, что поведение не всегда бывает спонтанным, и в основе его может лежать скрытая причина из-за привычки к определенному поведению. Хотя в такой ситуации поведение, как правило, отличается большим демонстратизмом, акцентированием отдельных действий.

Кроме того, поскольку основным инструментом наблюдателя является он сам, то необходимо учитывать, что его собственная личность может вносить искажения как в характер восприятия тех или иных сигналов, так и в процесс их истолкования.

Известно, например, что женщины лучше опознают эмоциональные состояния, чем мужчины, и в то же время само их невербальное поведение более открыто. Мужчины-наблюдатели лучше ориентируются в мужском невербальном поведении, а женщины – в женском. Женщины-наблюдатели более чувствительны к состояниям пониженного настроения и лучше могут опознать эмоциональные состояния по интонации голоса другого человека. Скорость и точность опознания психических состояний наблюдаемого во многом зависит от степени сформированности у наблюдателя эталонов выразительных движений, а также от того способа, с помощью которого происходит опознание. Немаловажную роль играют и способность к эмпатии и некоторые другие качества личности.

Наиболее важными компонентами невербального поведения, на которые следует обращать внимание при организации наблюдения, являются мимика, поза, жесты и особенности речи наблюдаемого.

Мимике отводится особая роль в понимании человеческого поведения и личности. Это важнейшая характеристика физического облика, по которой у других складывается впечатление об индивидуальных особенностях личности, ее отношении к людям, ситуации, делу, различных психических состояниях, и в первую очередь, о переживаемых личностью эмоциях.

Художникам и фотографам известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Это объясняется тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства.

Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, в то время как отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому различия касаются лишь нюансов выражения, для опознания которых требуются высокая концентрация внимания и навыки различения.

Взгляд на говорящего не только выражает заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Во время разговора говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако избегать его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае воздержание от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или неуместный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности.

Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, люди белее склонны смотреть на говорящего, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с Вами, произвести благоприятное впечатление. Но пристальный или неуместный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.

На основе жестов можно узнать об отношении человека к ка- кому-то событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состояниях. Особенности жестикуляции человека могут послужить основанием для вывода о какомто качестве наблюдаемого человека. Поэтому жест можно рассматривать как выразительное движение, а не только как проявление спонтанной активности человека.

Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные на груди руки указывают на скептическую, защитную установку, тенденцию к дистанцированию или выжиданию, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоят, подбоченившись, люди, демонстрирующие неповиновение или, наоборот, готовность приступить к работе.

Напомним, что ключом к правильной интерпретации жестов является учет всей совокупности жестов и конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов. Кроме этого необходимо учитывать контекст, в котором «живут» эти жесты. Если Вы, например, в холодный зимний день увидите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и опущенной вниз головой, то это, скорее всего, будет означать, что он замерз, а вовсе не его критическое отношение к чему-либо. Однако если человек в точно таком же положении будет сидеть напротив Вас за столом переговоров о заключении сделки, то его жесты совершенно определенно следует трактовать как имеющие негативное или оборонительное отношение к сложившейся ситуации.

Не нужно забывать и о том, что на интерпретацию жестов влияют такие факторы, как одежда (иногда люди, носящие плохо сидящую или тесную одежду, скованны в своих движениях, и это оказывает влияние на выразительность языка их тела), физическое здоровье (если у человека слабое рукопожатие, то можно сделать вывод о слабости его характера, но если у человека артрит суставов руки, то он будет использовать слабое рукопожатие, чтобы предохранить руку от боли), социальный статус (человек, находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в то время как менее образованный или не чувствующий себя профессионалом человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения), возраст (быстрота некоторых жестов и их очевидность для глаза зависит от возраста человека).

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Из них, в силу культурной традиции каждого народа, некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются, причем только некоторые из них могут быть однозначно истолкованы. В целом позы могут выполнять две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде (паре). Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнеров по отношению друг к другу. Изменения поз, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися.

При этом важно замечать не только статическую позу, но направление движений корпуса: вперед, к собеседнику (это может быть проявлением интереса, участия, стремления к контакту либо неудовлетворенного желания высказаться); назад (проявление снижения интереса к разговору, или стремления завоевать дистанцию, уклониться, или страха, болезненной замкнутости); в сторону (признак снижения интереса или скуки).

Интонация голоса практически позволяет выражать наши мысли, чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Речевая интонация – явление комплексное. В ней сочетаются пауза, ударение, мелодия, тембр, сила голоса и т. д. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.

Способы фиксации результатов наблюдения

Одним из серьезных требований к наблюдению как методу исследования является обязательная фиксация результатов. В ходе записи исследователь должен фиксировать только факты поведения, а не свои оценки и впечатления о них, причем описание должно отвечать, как минимум, на два вопроса – «что?» и «как?» делает человек. В том случае, если уже в ходе наблюдения у исследователя возникла необходимость как-то прокомментировать те или иные моменты, выразить свое отношение к ним, следует обязательно пометить, что в записях относится к наблюдаемым фактам, а что – к элементам первичной их интерпретации. Причем в некоторых случаях (когда цель наблюдения является достаточно широкой, количество объектов превышает средний объем непроизвольного внимания и памяти, наблюдение имеет длительный характер и пр.) такая организация записи является не просто возможной, а необходимой, так как именно она в дальнейшем облегчает адекватное истолкование. Описание поведения может осуществляться как в качественной, так и в количественной формах: к качественной относится дневниковая форма записи, сплошной протокол и систематизированное описание, к количественной – шкалирование и хронометраж.

Дневники обычно используются при многодневном, многомесячном и даже многолетнем наблюдении. Важными условиями эффективного применения такой формы являются обязательная нумерация листов, большие поля для заметок и однозначная терминология на протяжении всей длительности наблюдения.

Сплошной протокол, т. е. подробное описание всего происходящего, обычно используется в целях предварительного ознакомления с ситуацией или личностью и предполагает обязатель-

ное введение системы условных обозначений – кодов, облегчающих запись.

Самой распространенной формой качественного описания результатов наблюдения является систематизированное, т. е. опирающееся на какую-то систему категорий, понятий, признаков. Именно такая форма записи чаще всего оформляется в виде схемы (см. табл. 20).

Таблица 20

Схема конспекта наблюдаемого урока

Время от-

Действия и

Действия и

Элементы

дельного

Оценка собы-

поведение

поведения

анализа уро-

этапа или

учащихся

Шкалирование как количественный способ ведения записи результатов обычно используется для оценки интенсивности проявления или выраженности свойства или действия. В том случае, если оценивание ведется на основе учета количества проявлений того или иного признака, каждому проявлению присваивается один балл и характер выраженности определяется по сумме набранных баллов. Если же разработана предварительная система оценки (трех-, пяти-, семи-, девятиили десятибалльная) по сочетанию различных признаков или по особенностям внешних проявлений поведения, то в процессе записи тот или иной факт сразу же оценивается соответствующим количеством баллов. Так, например, при изучении отношения к деятельности может быть использована следующая схема (см. табл. 21).

Таблица 21

Схема наблюдения за отношением к деятельности

Оценка частоты проявления

Характеристики поведения

Активно выполняет задания

Не отказывается от выполнения

просьб и поручений

Доводит дело до конца

Очень часто для удобства записи все время наблюдения разбивается на отдельные интервалы (длительностью обычно от 1 до 5 минут), облегчающие в дальнейшем анализа динамики явления. Такой способ записи называют хронокартой

(см. табл. 22).

Таблица 22

Наблюдение за состоянием внимания

Интервал

Особенности поведения

Оценка в баллах

В том же случае, если длительность действия или события заранее неизвестна и, наоборот, определение ее входит в число целей наблюдателя, используется другая форма количественного описания результатов – хронометраж, предполагающий обязательное измерение времени протекания действия или события. Чаще всего для обеспечения большей полноты информации в процессе наблюдения используются смешанные – качественноколичественные способы фиксации записи. Так, например, для изучения устойчивости внимания школьников может быть использована следующая процедура наблюдения. Весь урок можно разбить на пятиминутные интервалы и фиксировать изменения, наблюдаемые в особенностях проявления внимания ученика в каждый интервал времени. В качестве показателей степени сосредоточенности внимания используются следующие:

наличие и характер реакции ученика на воздействие посторонних раздражителей;

посторонние разговоры или занятия посторонними делами;

мимические реакции (куда направлен взгляд, каково выражение лица);

пантомимические реакции (рабочая или расслабленная поза, вертится или спокоен);

наличие или отсутствие специально направленных усилий со стороны учителя для привлечения внимания ученика;

отсутствие ответов невпопад или ошибок из-за невнима-

тельности (пропуски букв, цифр, слов, ошибки в простейших расчетах и пр.). 88

Преимущества и недостатки наблюдения как метода

Метод наблюдения является одним из наиболее информативных методов. Он характеризуется достаточно высоким уровнем универсальности – с его помощью можно изучать почти все. Именно метод наблюдения, как никакой другой, позволяет непосредственно воспринимать и фиксировать акты поведения, отражать конкретные процессы в конкретных ситуациях, что снижает опасность забывания или последующих ошибок в суждениях. Наблюдение не искажает естественного протекания психических процессов и поведения в целом. Кроме того, опытный наблюдатель воспринимает происходящее целостно и может одновременно регистрировать поведение целой группы людей. Посредством наблюдения можно более точно измерить степень интенсивности поведенческих актов, чем какими-либо другими методами. Этот метод обеспечивает минимальное вмешательство в процесс и практически не требует никаких дополнительных средств.

Вместе с тем, как и другие методы, метод наблюдения не лишен недостатков. Наблюдение – довольно трудоемкий метод. При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Кроме того, это пассивный метод: ведь учитель «пожинает» результаты тех явлений и ситуаций, которые появляются независимо от его планов, он не может при необходимости повлиять на ход событий, повторить их. Так как фиксировать все невозможно, то при наблюдении можно упустить существенное и отметить несущественное. Данный метод не всегда позволяет установить точную причину поступка, действия. При наблюдении, как правило, анализируются только внешние конкретные факторы, которые дают в основном информацию качественного характера, их сложно подвергнуть количественному анализу.

88 Ансимова Н. П. Метод наблюдения. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. – 63 с.

В существенной степени сказывается на результатах наблюдения уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает и его привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д., поэтому он является достаточно субъективным.

Помимо субъективного фактора на результаты наблюдения влияет и сам факт знания исследуемыми, что за ними наблюдают. Это зачастую приводит к изменению поведения наблюдаемых и сказывается на результатах их деятельности. Длительное включенное наблюдение приводит к адаптации исследователя к происходящим событиям, не исключено влияние на исследователя общей ситуации, что тоже ведет к снижению объективности результатов наблюдения.

Все эти сложности лишний раз подтверждают необходимость специального обучения этому важному методу исследования.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Какие требования к проведению метода наблюдения являются необходимыми?

2. Какие виды наблюдения целесообразноприменять в школе?

3. На какие невербальные характеристики поведения необходимо обращать внимание в процессе наблюдения?

4. Чем отличается женщина-наблюдатель от мужчинынаблюдателя?

5. Как влияет личность наблюдателя на эффективность наблюдения?

6. Чем отличатся поход к наблюдению на основе гипотезы от наблюдения на основе фактов?

Практические задания

1. Составьте план наблюдения по самостоятельно выбранной теме исследования.

2. Подберите основные показатели проявления познавательной активности студентов (школьников).

3. Составьте самохарактеристику на основе самонаблюдения.

Как мы познаём мир? Ответ очень прост - созерцая. Наблюдение - это основа познания реальности и начало любого целенаправленного процесса. Оно вызывает интерес, а тот, в свою очередь, мотивирует к действиям, которые формируют результат.

Наблюдение - метод знакомства с миром

Мы используем метод наблюдения в повседневной жизни, даже не задумываясь над этим. Когда смотрим в окно, чтобы увидеть, какая погода, ожидаем свою маршрутку на остановке, посещаем зоопарк или кинотеатр и даже просто прогуливаемся - мы наблюдаем. Эта способность - огромный дар, без которого трудно представить будни человека.

Каждая профессия требует такого умения. Продавцу необходимо научиться определять предпочтения покупателей, доктору - симптомы болезни, преподавателю - уровень знаний студентов. Работа повара требует постоянного контроля за процессом приготовления блюд. Как видите, все мы, даже не задумываясь, используем метод наблюдения каждый день.

Когда мы учимся наблюдать?

То, как ребёнок воспринимает мир, отличается от восприятия взрослого человека. Увидеть что-то новое - это неожиданность для ребёнка, вызывающая желание дальнейших исследований. Наблюдение в детском возрасте развивает любознательность малыша и таким образом формирует его восприятие окружающей реальности.

Научить ребёнка наблюдать - задача взрослого. В детских садах специально с этой целью проводятся занятия, где дети учатся активному восприятию природы. «Смотреть» и «видеть» - это несколько разные понятия. Ребёнок должен не просто бездумно созерцать, а учиться понимать, что же на самом деле он видит, сравнивать, сопоставлять. Такие умения приходят постепенно. Детские наблюдения - это база для формирования правильных представлений об окружающем мире. Именно они ложатся в основу логического мышления человека.

Общее понятие термина "наблюдение"

Рассматриваемое понятие - очень многогранное и разностороннее. Мы привыкли понимать под наблюдением целенаправленный, специально организованный метод активного восприятия какого-либо процесса, применяющийся для сбора данных. Какая это будет информация - зависит от объекта наблюдения, условий проведения и от целей, которые должны быть достигнуты.

Повседневные, нецелевые наблюдения бытовых процессов дают нам знания, опыт и помогают принять решение об осуществлении тех или иных действий. Намеренно организованное наблюдение - это источник точных данных, определяющих характеристику предмета исследований. Для этого должны быть созданы определённые условия - лабораторная обстановка или естественная социальная среда, необходимая для анализа.

Научное наблюдение

В рамках той или иной науки метод наблюдения может приобретать конкретное содержание, но основные принципы остаются неизменными:

  • Первый - принцип невмешательства в изучаемый предмет или процесс. Для получения объективных результатов не стоит нарушать естественное течение изучаемого действия.
  • Второй - принцип непосредственного восприятия. Наблюдается то, что происходит в текущий момент времени.

Психология - наука, которая без этого метода не смогла бы существовать. Наряду с экспериментом наблюдение обеспечивает необходимыми данными любое умозаключение психологов. Социология - ещё одна отрасль, которая широко использует данный метод. Каждое социологическое исследование полностью или частично основывается на результатах наблюдений. Стоит отметить, что почти все экономические исследования начинаются со статистических наблюдений. В точных науках (химия, физика), наряду с эмпирическими методами измерения, дающими точную информацию (вес, скорость, температуру), обязательно используется метод наблюдения. Философские исследования тоже трудно представить без данного способа. Но в этой науке понятию дают более свободное определение. Философское наблюдение - это прежде всего сознательное созерцание, вследствие которого могут решаться те или иные проблемы бытия.

Наблюдение как метод сбора статистической информации

Статистическое наблюдение - это организованный, планомерный сбор необходимых данных, характеризующих социально-экономические процессы и явления. Любое такое исследование начинается с накопления информации и представляет собой целенаправленный мониторинг объектов и фиксирование интересующих фактов.

Статистическое наблюдение отличается от простого тем, что данные, получаемые в процессе его проведения, должны обязательно фиксироваться. В дальнейшем они повлияют на результаты исследований. Именно поэтому организации и проведению статистических наблюдений уделяется так много внимания.

Цель и объекты статистического наблюдения

Из определения данного понятия становится понятно, что целью его является сбор информации. Какого вида будет эта информация, зависит уже от формы наблюдения и его объектов. Так за кем или за чем чаще всего следят статисты?

Объект наблюдения - это определённый набор (совокупность) социально-экономических явлений или процессов. Ключевым здесь является то, что их должно быть много. Отдельно изучается каждая единица, чтобы потом усреднить полученные данные и сделать определённые выводы.

Как организовано статистическое наблюдение?

Каждое наблюдение начинается с определения целей и задач. Далее чётко ограничивают отрезок времени для его осуществления. Иногда вместо временных рамок определяют критический момент - когда соберётся объём информации, достаточный для проведения исследования. Его наступление даёт возможность прекратить сбор данных. Фиксируют точки сверки - моменты, когда плановые показатели выполнения сверяются с фактическими.

Важный этап подготовки - определение объекта наблюдения (множество взаимосвязанных единиц). Каждая единица имеет перечень признаков, которые подлежат наблюдению. Необходимо определить только самые значимые из них, существенно характеризующие изучаемое явление.

По окончании подготовки к наблюдению составляется инструкция. Все последующие действия исполнителей должны чётко ей соответствовать.

Классификация видов статистического наблюдения

В зависимости от условий проведения принято различать разные виды статистического наблюдения. Степень охвата единиц исследуемой совокупности даёт возможность выделить два типа:

  • Сплошное (полное) наблюдение - анализу подлежит каждая единица изучаемого множества.
  • Выборочное - изучается только определённая часть совокупности.

Естественно, полное проведение такого исследования требует больших затрат времени, труда и материальных ресурсов, но его результаты будут более достоверны.

В зависимости от времени регистрации фактов статистическое наблюдение может быть:

  • Непрерывным - фиксация событий в текущем времени. Паузы в наблюдении не допускаются. Пример: регистрация браков, рождений, смертей органами ЗАГСа.
  • Прерывное - события фиксируются периодически в определённые моменты. Это может быть перепись населения, инвентаризация на предприятии.

Сохранения результатов наблюдения

Важным моментом при проведении наблюдения является правильная фиксация результатов. Для того чтобы информацию, которую получают, можно было эффективно обработать и использовать в дальнейших исследованиях, её нужно правильно сохранить.

Для этого создаются реестры, формуляры, дневник наблюдения. Часто процедура статистических исследований, если она подразумевает большое количество изучаемых единиц, требует и нескольких наблюдателей. Каждый из них фиксирует полученные данные в формуляры (карточки), которые позже обобщаются, а информация переносится в общий реестр.

При самостоятельно организованных исследованиях результаты часто сохраняют в дневник наблюдения - специально оформленный журнал или тетрадку. Все мы помним ещё со школы, как составляли графики изменения погоды и фиксировали данные в таком дневнике.

Нужен ли метод наблюдения в социологии?

Социология - наука, для которой наблюдение как метод исследования так же важен, как для статистики или психологии. Преимущественное большинство социологических экспериментов базируется на этом методе. Здесь, как и в случае со статистикой, наблюдение - это источник данных для дальнейшей работы.

Объект социологических наблюдений - это группа индивидуумов, каждый из которых на некоторое время становится исследуемой единицей. Изучать поступки людей сложнее, чем, например, течение природных процессов. На их поведение может влиять наличие других объектов (если проводится наблюдение в группе), а также присутствие самого исследователя. Это является одним из минусов такого метода. Второй недостаток наблюдения в социологии - субъективизм. Исследователь может, сам того не желая, вмешиваться в изучаемый процесс.

В социологии (как и в психологии) этот метод даёт описательную информацию для характеристики особенностей изучаемой единицы или группы.

Для того чтобы социологическое наблюдение было успешным и результативным, необходимо придерживаться плана:

  • Определить цели и задачи предстоящего исследования.
  • Выявить объект и предмет наблюдения.
  • Подобрать максимально эффективный способ его проведения.
  • Выбрать метод регистрации получаемой информации.
  • Обеспечить контроль на всех этапах наблюдения.
  • Организовать качественную обработку и интерпретацию полученной информации.

Какие бывают виды наблюдения в социологии?

В зависимости от места и роли наблюдателя в изучаемой группе различают:


В зависимости от полномочий наблюдение бывает:

  • Контролируемое - есть возможность организовывать изучаемый процесс.
  • Неконтролируемое - исключается любое вмешательство в наблюдение, все факты фиксируются в их естественных проявлениях.

В зависимости от условий организации:

  • Лабораторное - наблюдение, для проведения которого искусственно созданы определённые условия.
  • Полевое - проводится непосредственно в месте проявления социального процесса и во время его возникновения.

Что такое самонаблюдение? Это очень интересный и специфический вид исследований, когда сам изучаемый объект должен как можно более объективно проследить необходимые для изучения особенности собственного поведения и предоставить отчёт. Этот метод имеет как преимущества, так и недостатки. Плюсом является то, что только сам человек имеет возможность максимально глубоко и достоверно провести оценку собственных психологических процессов и поступков. Минус - присутствующий субъективизм метода, от которого никак нельзя избавиться или хотя бы минимизировать.

Использование метода наблюдения за детьми в педагогических исследованиях

Когда речь идёт об изучении детской психологии, то здесь наблюдение - практически единственный возможный способ. Ребёнок - очень специфический объект для исследований. Маленькие дети не способны быть участниками психологических экспериментов, они не могут словесно описать свои эмоции, действия, поступки.

Много педагогических методик основывается на данных, накопленных в процессе наблюдения за младенцами и детьми раннего дошкольного возраста:

  • Таблицы раннего развития Арнольда Гезелла, составленные методом прямого наблюдения за реакцией детей на внешние факторы.
  • Э. Л. Фрухт составил методику психофизического развития младенцев. В её основе лежит наблюдение за ребенком до десятимесячного возраста.
  • Дж. Лешли использовал такой способ для многих исследований. Самые известные его работы - "Карточки развития" и "Методика наблюдения за трудным поведением".

Наблюдение и наблюдательность. Чем полезно такое качество личности?

Наблюдательность - это психологическое свойство, основывающееся на возможностях сенсорного восприятия, индивидуального для каждого человека. Простыми словами - это умение наблюдать. Важным здесь является то, способен ли человек замечать детали в процессе созерцания. Как выяснилось, не у каждого этот навык развит на достаточном уровне.

Наблюдательность - качество, полезное как в быту, так и в профессиональной деятельности. Существует много психологических исследований, проблематикой которых является развитие внимательности. Практика показывает, что научиться наблюдать - легко, потребуется лишь ваше желание и немного старания, но результат того стоит. Для наблюдательных людей мир всегда интереснее и красочнее.


Наблюдение

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.

Общие сведения

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: - непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; - пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; - сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый зна-ет, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпириче-ского исследования: эксперимент и измерение. [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - Спб. 2000]

Предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же - физические проявления интересующего исследователя явления:

* Вербальное поведение

o Продолжительность речи

o Интенсивность речи

* Невербальное поведение

o Экспрессия лица, глаз, тела,

o Выразительные движения

* Перемещения людей

* Дистанция между людьми

* Физические воздействия

o Касания

o И др. И т. д.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и не включенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

* Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

* Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

* Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

* Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

* Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

* Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

Этапы исследования методом наблюдения

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Преимущества метода наблюдения

* Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

* Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

* Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

* Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам - например, вербального и невербального поведения

* Оперативность получения информации

* Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения

* Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)

* Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

Виды наблюдений

Непосредственное

Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.

И

Опосредованное

Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.

Открытое (явное)

Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась.

И

Скрытое

Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении.

Использование скрытых камер и т.д.

Включенное (причастное)

Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».

Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.

И

Не включенное (непричастное)

Исследователь ведет наблюдение извне.

Систематическое (сплошное)

Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка:

Дневники родителей;
дневники педагогов.

И

Несистематическое (выборочное)

Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление:

Навыки общения воспитателя с ребенком;
речь ребенка.

Долговременное

Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет.

И

Кратковременное

Разные варианты:

1. наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа;

2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д.

Казуальное (причинное)

Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес.

Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем (наблюдение за возбудимым ребенком).

И

Эпизодическое

Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.

Внешнее
(наблюдение со стороны)

Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны.

И

Внутреннее (самонаблюдение)

Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими
ощущениями.

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций. Значимые ситуации могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей. Так, они могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например Деда Мороза; на внесение новой игрушки, на удачно выполненную работу и т.д. Наблюдения за детьми в значимых ситуациях помогут воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, ролевое поведение отдельных детей, их статусы и т.д.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, ЦЕЛЬ наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.

На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?).

Общая характеристика наблюдения

Метод наблюдения

Симптомы наблюдения

1. Движения, действия,
поступки, деятельность.

2. Мимика, жесты, пантомима.

3. Высказывания, речь,
словесные реакции.

4. Вегетативные реакции.

1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (составленные после предварительного изучения объекта и предмета исследования).

2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.

3. «Законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.

4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их толкование): протоколирование с помощью условных значков, стенографирования;
система категорий и оценочных шкал;
магнитофонная запись, фото-, кино- и видеорегистрация.

5 . При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два и более наблюдателей. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности).

6. Систематичность проводимых наблюдений.

Достоинства

Недостатки

1. доступность, дешевизна средств.

2. не искажает естественного протекания
психических процессов.

3. богатство собираемых сведений.

1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые
явления недоступны наблюдателю.

2. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов.

3. Трудность установления причины явления:
слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями;
много не учитываемых условий;
возможность субъективизма.

4. Трудность статистической обработки.

Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя.

Наблюдение - процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей.

Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести ТРЕНИРОВОЧНОЕ наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций). После проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?).

Система категорий и оценочных шкал содержит полное описание всех видов возможного поведения. Служит важным средством уточнения и облегчения наблюдения. Она выполняет роль:
а) вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения;
б) позволяет научно обрабатывать наблюдаемые факты;
в) сделать соответствующие выводы.

Основные виды категориальных систем

I a. Полная категориальная система

Любое проявление поведения включается в список категории, например изучение отношения ученика к коллективу (Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931).

Тип поведения

Действие

Речь

Объекты наблюдения

а

б

I. Асоциальное

Отворачивается, убегает, защищается

Хнычет, плачет, кричит о помощи

II. Антисоциальное

Разрушает, отнимает, гонится, бьет

Угрожает, требует, дразнит, ругает

III. Пассивно-социальное

Присоединяется, приветствует, старается

Беседует, приветствует, просит

IV. Активно-социальное

Предлагает, ласкает, показывает, помогает, исправляет, берет инициативу

Беседует, инсценирует, информирует, советует, критикует, призывает к сотрудничеству

II a. Континуальная категориальная система

Качественные показатели располагаются в непрерывном ряду (например, «ребенок ВНИМАТЕЛЬНЫЙ <---> НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ»).

Классификация может быть по следующей непрерывной системе:

II б. Дисконтинуальная категориальная система

Не представляет собой континиум непрерывного ряда, например, при решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом их решения (задач).

Понимание задачи

Востребование информации

Oбсуждение

Варианты решения

Отрицание варианта

Не относящееся к задаче

III a. Категориальная система одного изменения

III б. Категориальная система нескольких параметров изучаемого

IV. Категории по характеру требований к уровню научного наблюдения.

IV a . Регистрируется явление так, как его видит наблюдатель (например, поднимает руку ребенок или нет).

IV 6 . Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к наблюдению, так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:

  • записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;
  • делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить.

Форма ведения протокола определяется:

  • предметом, задачей и чистотой исследования;
  • наличием подготовленного континиума, условных знаков для регистрации фактов;
  • наличием технических средств (видео и пр.);
  • повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;
  • записывать только факты, а не их истолкование;
  • каждую реплику, действие воспринимать не изолированно, а в связи с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями;
  • все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.

ЗАДАЧА. В связи с целью исследования рекомендуется тщательно продумать план наблюдения.

Почему следует тщательно продумывать план наблюдения?

ОТВЕТ. Обычно мы быстро выделяем в своем восприятии то, о чем знаем. С развитием наблюдательности улучшается способность подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства предметов и явлений. С развитием наблюдательности эффективность исследовательской работы возрастает.

ЗАДАЧА. Обычно в психологии выделяют наблюдения житейские и научные. Чем отличается наблюдение научное от житейского (что характерно для научного наблюдения)?

ОТВЕТ. Для научного наблюдения характерны:
1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).
2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).
3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).
4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).
5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).
6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ специальных терминов (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

ЗАДАНИЕ. Составьте характеристику личности ученика на основе особенностей проявления, выраженности и устойчивости его интересов. Наблюдение по плану:

1. Общие интересы:

  1. спорт;
  2. туризм;
  3. шахматы;
  4. техника;
  5. конструирование;
  6. музыка;
  7. изодеятельность;
  8. литература;
  9. художественная самодеятельность;
  10. экономика.

2. Выраженность:

  1. проба сил;
  2. эпизодичность;
  3. постоянство.

3. Деятельность:

  1. практическая;
  2. теоретическая.

4. Устойчивость:

  1. высокая;
  2. средняя;
  3. невысокая (ситуативность).

5. Умственная активность:

  1. самостоятельная;
  2. несамостоятельная.

6. Сложность:

  1. а) большой объем;
  2. б) средний;
  3. в) малый.

7. Владение навыками:

  1. сложными;
  2. средними;
  3. постоянными.

8. Творческая выраженность:

  1. самостоятельное творчество;
  2. воспроизведение с усовершенствованием;
  3. воспроизведение.

Введение 3

I . Теоретические аспекты метода наблюдения 4

в психологии

II .Наблюдение, как метод исследования в 7

психологии

Заключение 13

Список литературы 14

ВВЕДЕНИЕ

Наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, – в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века – в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Наблюдение (в психологии) – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Цель реферата рассмотреть теоретические аспекты метода наблюдения в психологии.

I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Особенности метода наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

Пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

Сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Преимущества метода наблюдения

Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам - например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

Многочисленность, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,

Социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,

Предубеждение наблюдателя,

Комплексность наблюдаемых ситуаций,

Эффект первого впечатления,

Усталость наблюдателя и наблюдаемого,

Ошибки в оценках,

«эффект снисходительности»,

Ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),

Ошибки моделирования,

Ошибка контрастности.

Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть разным. Оно бывает:

Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным,

Явным и скрытым,

Непосредственным и опосредованным,

Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,

Прямым и косвенным,

Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Кроме того, различают наблюдение систематическое и нет. Несистематическое наблюдение – такое, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Если же наблюдение проводится по определённому плану и исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды, говорится о систематическом наблюдении. Результат систематического наблюдения – регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

1.2. Правила проведения наблюдения

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.

Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности – систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

1. Пассивность наблюдателя – наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

2. Непосредственность – наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.

2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания - снизить предполагаемый ущерб.

3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.

4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

II .Наблюдение, как метод исследования в психологии

Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлений природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Более того, эксперимент, тестирование, устный или письменный опрос, экспертное оценивание, контент-анализ и пр. вполне могут быть рассмотрены как разновидности наблюдений, отличающихся своими условиями и характером выполняемых при этом процедур. Однако в научной традиции издавна закрепилось выделение особого, относительно самостоятельного от всех других обсервационного метода, объединяющего наблюдение и самонаблюдение (интроспекцию).

Разумеется, в рамках той или иной науки данный метод приобретает свое конкретное содержание. Тем не менее, он непременно базируется на двух принципах:

– пассивности субъекта познания, выражающейся в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения;

– непосредственности восприятия, подразумевающей ограничение возможности получения данных пределами наглядно представленной ситуации настоящего времени (наблюдается обычно то, что происходит «здесь и теперь»).

В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера, способностей и т. п., взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.

Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:

1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность…);

2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);

3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений…);

4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия…).

При этом очень многое зависит, естественно, от наблюдательности – способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности. Однако дело только этим не ограничивается.

Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак не фиксируя его итогов, то он лишь увидит множество лиц и станет свидетелем различных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей, теорий. Такой человек видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении слова.

Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:

– целенаправленностью; наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;

– систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;

– планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;

– аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;

– регистрацией результатов, что позволяет исключить сшибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;

– оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.

В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился. Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского.

Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны. Рассмотрим их примерный перечень:

Психологическое исследование не обходится без применения на какой-либо из стадий метода наблюдения, но крайне редко дело ограничивается использованием только лишь этого метода, без подключения других. Изучение сложных психических явлений требует от исследователя, как правило, последовательного применения целого комплекса эмпирических методов познания.

До сих пор речь шла про общие характеристики психологического наблюдения. Однако данный метод имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Перейдем к вопросу о классификации наблюдений.

В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:

– включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;

– стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны».

Следует заметить, что в большинстве случаев поведение людей резко изменяется, если они замечают, что стали объектом исследования. Тем самым нарушается требование к сохранению естественности условий изучаемой деятельности. Но на практике по этическим или иным соображениям далеко не всегда возможно осуществление незаметного для испытуемых изучения их психических особенностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что от пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно: а) подчинено определенной цели; б) проводится по определенному плану; в) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов. Наблюдение отличается многообразием видов и имеет свои специфические особенности. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. От соблюдения правил наблюдения зависит его результативность. Очень важно соблюдение психологом этических норм. Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах или проверять исходные предположения, связанные с ними. Наблюдение исторически является первым научным методом психологических исследований.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект, 2003. – С. 230

2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПб.: РИО СПб ГУ, 2001. – С. 180