Николай храмцовский краткий очерк истории и описание нижнего новгорода.

Фото из архива П.Корытко

Краткий очерк написан мною по просьбе О.Г.Ярошенко, моего племянника.

1. Географические особенности Края

Расположение села в центре Западного Казахстана (на равном удалении от южных отрогов Уральского хребта, северного берега седого Каспия, а на востоке – Мугоджары) уже характеризуют его географические достопримечательности. Вокруг полупустыня и бескрайние полынные степи, бездорожье на сотни километров, караванные тропы, пастбищные угодья в пойме реки Уил (по старому Улу-Уил, О.Я.), в долинах и саях, бесчисленные стада овец, верблюдов, землянки зимовий и юрты местных родов Малого джуза, которые вели кочевой образ жизни. Таковы карты и ландшафтов, и занятия аборигенов края в момент возникновения села Уил (Уильского Укрепления, О.Я.) в конце XIX в. (Уильское Укрепление основано 4 июля 1869 г., О.Я.). Полупустынный край кипчаков – пути переселений предков гуннов, мадьяр, печенегов в; и;; тысячелетиях.

При тщательном изучении особенности местности в глаза бросаются явные следы древних геологических процессов на ней, наличие меловых гор (выс.174 ; г.Жыландытау, выс.187 ; г.Караултюбе, выс.230 (М-40-XXV, 40169), О.Я.), отложений дна моря (немного более 5 000 лет назад Каспийское и Черное море составляли общее озеро, О.Я.), полезные ископаемые, выходы на поверхность земли нефти (например Майтамдыкуль, О.Я.) и газа, наличие в окрестностях залежей редкоземельных элементов. Первых переселенцев из России, конечно, влекли в эти края не эти достопримечательности, а совсем другое, о чем будет сказано ниже.

Местная жара, пыльные бури, испепеляющий зной, и другие отрицательные факторы для земледелия не отпугивали переселенцев. Суровые морозные зимы закаляли и сплачивали их, помогали сплоченность переселенцев и аборигенов.

2. Исторические достопримечательности нашей родной земли.

Если глубже рассмотреть события последних двух тысячелетий н.э. на землях центра Западного Казахстана, то можно смело сделать вывод: земли эти были первоначальным пунктом для движения племен, народов, захватнических походов из Центральной Азии в Восточную и Западную Европу. Результатом этих походов стало крушение Римской империи, поселение в Северном Причерноморье на Балканах и на Дунае выходцев их казахстанских гуннов, скифов, хазар, мадьяр, сарматов и многих других племен.

Походы монголов на Русь уже в начале II тысячелетия н.э. тоже проходили по нашим степным речкам Уилу (Ула-Уилу, О.Я.), Большой Хобде, Илеку. Об этом свидетельствуют находки оружия, снаряжения, могил и надгробий дохристианского и домусульманского верований. Некоторые племена из этих мест влились в полчища хана Батыя (пример: племя хана Ногая). На Руси это нашествие стало называться татаро-монгольским.

Феодальная раздробленность на Руси сделала её жертвой монгольского ига, а Западный Казахстан стал ближайшим тылом Золотой Орды с первой ставкой внука Чингисхана Бату-хана в низовьях р.Волги. Ставку эту условно можно назвать столицей под названием «Сарай», куда приезжали князья на поклон и за получением ярлыков на удельное княжение в таких землях, как Москва, Рязань, Нижний Новгород и др. а покорность монгольским потомкам Чингисхана они подтверждали богатыми подношениями в золоте, серебре и пр.

Иссушавшее душу русских монгольское иго длилось с 1243 г. по 1480 г. и оставило для населения русских земель от Карпат до Уральских гор, от Белого моря до Черного, от Днепра до Волги экономическую, политическую и культурную отсталость, а также общее отставание Руси от передовых зап.-европейских стран. Это для Руси, а для Западного Казахстана, всей её территории, всей Средней Азии, говоря словами В.И. Ленина, после Октябрьской революции ещё оставляли эти места средоточием «патриархарщины, полудиности и настоящей дикости».

Первые русские переселенцы – это беглые крепостные, «преступники», боровшиеся против господ помещиков и царя, бывшие сподвижники вождей крестьянских войн Разина, Пугачева и др. Большинство таких беглецов составили казачье войско на р.Урал, другие укрылись в отдаленных аулах. Такова была судьба в конце XVII в. моего пра-пра-прадеда, московского стрельца из царского полка царя Алексея Романова, перешедшего под Астраханью на сторону Степана Разина. А после разгрома восставших, потеряв всё: даже имя и фамилию, потомки стрельца-воина стали Стрельцовыми, прибывшими в Уил (Укрепление Уильское, п. Шиповский, О.Я.) в 70-80 гг. XIX в. из селения в песках Прикаспия, называвшегося Кум-бота. Другой переселенец, мой дед Харитон Константинович, с первыми 2 детьми переехал из Калмыкии в конце 80 гг. XIX в. Женой его стала девица Анастасия Матвеевна Семёнова, дочь бывшего крепостного из Воронежской обл. (губернии О.Я.), переселившегося в п. Никольское, что южн. Волгограда (Царицина, О.Я.) и встретившую там свою судьбу бравого Харитошу, сына беглого крепостного из Харьковской губ. Константина, женившегося в Калмыкии на дочери калмыка. Матерью его была полукалмычка, полунагайка, но христианской веры. Вот пример происхождения жителей Уила, которых приглашали даже из-за Волги, обещая обилие земли и денежные ссуды переселенцев. 16-летний потомок запорожских казаков после холерного мора в конце 30-х гг. XIX в. бежал к калмыкам, стал пастушком и только в тридцать лет стал семейным человеком, классным чабаном, овладевшим всеми знаниями ветеринара-кочевника, передал эти знания двум детям: моему деду Харитону и дочери Дарье. Женил сына, и дочь выдал замуж, а сам с женой Дарьей (полукалмычкой, полунагайкой) в
80-е гг. ушел в мир иной со своей супругой.

Калмыки - эхосподвижники монголов, прибывшие на завоевания Казахстана с джунгарами в XVI-XVII вв., много бед принесли казахам кочевникам и первым беглым крепостным в пойме р.Урал, пока сановники царей не определили им полупустыни между Волгой и Доном для их обитания. Там большинство приняло христианскую веру, отказавшись от буддийской, стали воинами-казаками. Исправно несли воинские обязанности в период изгнания полчищ Наполеона. Известен сподвижник Буденного в гражданскую войну Бородовиков Ока Иванович. Ногайцы носят имя хана Ногая, служившего хану Батыю, внуку Чингисхана. Но потомок кипчаков (четой казах) проявил непокорность и ушел на земли восточнее Аральского моря, а оттуда в Дагестан и на север Ставрополья в Ногайские степи.

Сейчас потомки ногайцев живут в Дагестане и в сев.вост. части Башкирии. Это родство одного моего деда Корытко Х.К., а у потомков московского стрельца в песках Кум-бота, в женах были и татарка, и ногайка, и казашка и украинки (две) – это за 250 лет смешения народов дало мне право говорить, что нация моя советская, хотя комдив 10-й гв. Стрелковой дивизии из 14 армии (сейчас в Приднестровье) осетин Худалов Х.А. относил меня к осетинам. Грузины на фронте называли меня «геноцвали», но я просил не относить меня к кавказцам.

А вот 9 мая 1945 г. под Прагой (я уже был ком.взвода) в 6-й гв. сд с москвичом лейтенантом и 4-мя автоматчиками дали нам задание доставить в Берлин в особый лагерь 20 генералов и полковников (остатки штаба миллионной армии фельдмаршала Шернера).

Мне лично было поручено сопровождать начальника штаба в его машине и с его шофером старым фолькштурм…том. Генерал-полковник Наумер очень заинтересовался выправкой, языком (нем.) и аристократическими манерами мл. лейтенанта и поручил переводчику-подполковнику узнать о моей родословной. Он высказал предположение, что я потомок князей или графов из Питера или из Москвы. Но очень разочарован был, что я был потомок чабанов из Урала в Западном Казахстане. Это тоже для характеристики обитателей современного Уила.

Колонизация мест поселений по изогнутой кривой в Калмыкове, Уиле, Темире, Иргизе, Тургае и др. со строительством в них укреплений, постоянным пребыванием гарнизонов с артиллерией и уральскими и оренбургскими конными отрядами казачьих войск произошла во второй половине XIX в. А причина – восстание местных казахских родов против своих правителей–ханов и царской чиновничье-колониальной администрации. Руководители этого народного возмущения Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов в первой половине XIX в. Заставили царя Николая I и хана Джангира, имевшего чин генерал-майора русской армии, подумать о наведении порядка и спокойствия в землях Младшего джуза.

Для развития торговли и земледелия, ремёсел и торговли с азиатскими странами создаются новые укрепления, ярмарочные центры, поощряется переселение земледельцев, торгующих людей и пр., особенно русских умельцев.

Сейчас остались только развалины ярмарочных корпусов, готовых принимать караванных торговцев узбеков, туркмен, афганцев, персов. Приезжали представители торговых фирм из западных стран – ярмарочных центров России. Закупали шкуры скота, овечью шерсть, гнали гурты скота на мясо в Оренбург, Саратов, Самару, Н.Новгород. В Уиле появились именные купцы Коробовы, Красавины, Утятины. Это были приезжие и постоянные жители. Многие приезжие татары служили приказчиками или сами становились купцами, строили лавки, жилые дома, крытые железом.

Строительный бум был причиной переезда в Уил из Соль-Илецка (в то время Илецка, О.Я.) и кровельного и малярного дел мастера с семьей деда Данила Ярошенко. Это было после революции 1905 г. в России. Переезд этот был в конце 1905 или начале 1906 года, по словам дяди Василия Ярошенко, помнившего нагайки оренбургских казаков, усмирявших мастеровых людей Соль-Илецка (в то время Илецка, О.Я.). А в Уил (Уильское Укрепление, О.Я.) революция не дошла, купцам и части, разбогатевших жителей нужны были мастера-кровельщики и маляры. И деду Данилу с сыновьями Павлом, Михаилом и Василием работы и хороших заработков хватало. Об этом периоде мне рассказал д.Василий Данилович после похорон Павла Даниловича. В конце 70-х годов 18 века перевезли из харьковщины сироту, будущего главу семьи Ярошенко в соль-Илецк (Илецкъ), родственники помогли овладеть мастерством и женили на дочери тоже из семьи переселенцев с Украины в конце 80-х по фамилии Бабенко. Баба Марфа подарила деду Данилу 6 сыновей и две дочери. Мой дед, Харитон Корытко, и твой прадед Данила до 1925 г. часто встречались, когда мой дед с Ажирайского края, почти от здания тюрьмы, проходил мимо дома Д.Ярошенко в церковь до крепостного укрепления (южн. край ул.Ленина).

(Из этого следует вывод, у бабушки Марфы Федотовны был брат, потому что на похороны П.Д.Ярошенко из соль-Илецка приезжали двоюродные сестры Клавдия и Анна (Анна, ли -?), О.Я.).

В 1916 г. мой отец Иван Харитонович и дядя Михаил Данилович были призваны и отправлены в запасной полк гор.Аткарска, но от фронта в 1917 г. спасла их февральская революция. До отречения Николая II от престола мой отец, ставший ефрейтором, получил за отличие в стрельбе и успехи по службе отпуск, а услышав об отречении царя, стал дезертиром. (Как вернулся дядя Миша, и женился на подруге моей матери тете Марии Жуковой, не знаю).

А дед Павел с начала войны (вероятно, идет речь о 1914г., О.Я.) и до конца служил писарем в штабах (помню как сейчас, у деда был изумительный почерк, О.Я.), в г.Могилёве и на Брянщине. После гражданской в г.Новозыбково женился на дочери попа Ивана Бузины, родом с Полтавщины, и привез домой учительницу-жену Лидию Ивановну с сыном Данюшей Павловичем на руках в Уил в 1923 г.

Дед Павел Данилович Ярошенко стал работать секретарём Уильского совдепа, а председателем совдепа с ним работал мой дядя Роман Харитонович Корытко до 1925г. Летом семья моего деда Харитона Константиновича с семьями 2 сыновей (Романа и Ивана), и ещё более 30 семей из Уила, выехали на пустующие земли западного берега р.Урал и поселились там, на отдельном хуторе Валогине в пойме Урала и на правом притоке реки Кушума в 20 км от Лбищенска (место гибели Чапаева (ныне Чапаев Республики Казахстан, О.Я.). Лбищенский р-н стал Чапаевским, а сейчас Ак-Жасинский.

Кочевали туда уильцы летом на подводах, перегоняя стада скота, овец. По словам родных, мне шел третий год, и я хотел сам править лошадью на отдельной повозке, никому не уступая вожжей. Что происходило до лета 1933 г. я не видел, семья жила до 1931 г. на пойменных лугах западного берега Урала, а оттуда разоренные хозяева - переселенцы из Уила - разбежались в разные стороны и большинство из них в Уил не вернулись.

В 1928 г. отец мой с тремя бывшими уильцами–середняками, неплательщиками налога были по суду высланы из мест проживания с конфискацией всего хозяйства. Многие побогаче (именуемые кулаками) в 1930 г. были расстреляны, остались без хозяйств (более тысячи овец лишился самый богатый некто Болтенко). Дяде Роману Харитоновичу выпало ложное обвинение в попытках покушения на уполномоченного из г.Уральска, и о был осужден по ложному доносу шинкарки, некоей Шестаковой, на 10 лет. Был в лагере г.Алматы, где строилась новая столица после Кызыл-Орды, а до этого столицей Казахской республики был г.Оренбург. Так не везло Казахстану. За 80 лет сменилось четыре столицы.

Дед мой Харитон Константинович на 82-м году жизни в 1932 г. умер в г.Алматы, ныне кости его оказались под конторой УправВД на ул. Космонавтов.

Он очень сожалел за год до смерти, что допустил ошибку с переселением из Калмыкии в Казахстан, а не в Семиречье еще в конце XIXв.

Могила моего отца Ивана Х. жившего с 1961 г., в городе Каскелен. (А Романа Х., потрудившегося еще и на стройке Беломорканала до его завершения, ... Там после бесплатного труда он был реабилитирован со снятием судимости и умер в 70-е гг. в возрасте 81 лет).

Отцу моему лечь в землю пришлось в 1963г. Видимо десять лет Колымы убавили срок жизни, хотя срок он получил пять лет, и в 1942 г. просился на фронт, ссылаясь, что сын воюет с 19 лет в Заполярье, а ему еще 44 года. Ответом было, что патриотом можно быть и в трудовой армии, держали его на стройке порта Магадана еще до весны 1947г. без платы за труд, как заключенного. За реабилитацией по первой и второй репрессии я еще не обращался.

Судимости за сожженный солнцем посев на двух га земли и за контрреволюционную болтовню по ст. 58, п. 105 так и унес с собой в могилу. Такие судьбы постигли многих мучеников-уильцев, кочевавших в Уил за лучшей долей на своих лошаденках или волах в конце XIX - начале XX в.

Я писал здесь только о двух дедах-прадедах, представителей двух отраслей хозяйства скотоводов и земледелия (мой дед и его семья) и ремесленников (твой прадед с семьей).
Зражевских, Луцевых можно отнести к первой группе, а Лариных, Кузиных, Авчинниковых, Абашиных – ко второй группе.

А более многочисленными были торговые люди (купцы, лавочники и т.п.). Самым именитым скотоводом был Карпенко Николай, свекор тети Милаши по первому браку, её я узнал в 1933 г, когда она спасла от верной гибели троих сирот у деда Павла Даниловича (это Данила Павлович, Серафима Павловна и Борис Павлович).

Я сидел за одной партой с Данюшей в 3 и 4 классах, а на другом ряду сидели «нулевушки», потом они стали первоклассницы-двоюродные сестрички «Сима большая» и «Сима маленькая». Так их называл наш общий учитель для двухклассных групп (3-0 кл., а потом 4-1 год). А учителем был бывший штабс-капитан царской армии Золин Кузьма Степанович.

В марте 1941 г. мне исполнилось 18 лет, я бросил учебу в 10 кл. и уехал в Мурманск, чтобы стать матросом тралового флота и поступить учиться в техникум Северного пути. План этот осуществил до 22 июня – начала ВОВ. Зачислен был на 2 курс штурманского отделения с обязанностью плавать по практической программе матросом, а с августа – начиналась учеба в техникуме.

Но планы нарушил в июне 1941г. Адольф Гитлер. 22 июня траулер держал курс к берегам Шпицбергена, в полночь я стоял в рубке у штурвала, рядом у карты вахтенный штурман. Вбежал радист, взволнован, прошел через рубку в каюту капитана. Моментально выбежали оба. Капитан задал вопрос – Где находимся? Укажи точку на карте!! Последовал ответ – Слева на траверзе остров Медвежий. И последовала команда мне:

– Право на борт!,

И штурману:

– Держать курс в центр Баренцевого моря!

Поворот был таким крутым, что корабль положило на правый борт. Из кубриков в носовой части выскочили свободные от вахты матросы, кочегары и посыпались вопросы в рубку ко мне:

– Что случилось, почему повернули?

Я пожал плечами. А штурман сказал:

– Капитан скажет, а сейчас собираться всем в салоне.

Салон расположен под штурманской рубкой в центре корабля. Сменилась вахта, и я проследовал туда же. А там зачитали нам телеграмму, что началась война, а все промысловые суда по приказу из Мурманска должны через центр Баренцевого моря вернуться в порт, избегая встреч с чужими судами из-за возможного пленения. Теперь нам стало ясно, почему 20 июня истребитель немцев у берегов Норвегии, летчик с высоты мачт, вертел головой из открытой кабины, изучая нашу разношерстную группу на палубе и развешенные тралы перед ловлей рыбы.

Вернулись в Мурманск благополучно и увидели 24 июня 1941г. горящий город, пикирующие на город и причалы трех портов «юнкерсы». Видны были сверкающие чушки бомб в момент отрыва от фюзеляжей, свист при подлете к объектам бомбометания. Такой увидел войну в первые её дни один из уильцев, который потом до 10 января 1944г. Испытал два торпедирования и потопления кораблей, десятки бомбежек на воде и суше, а потом сотни возможностей смерти на суше в полковой разведке 24 гв. стр. полка 10 гв. стр. див. в тундре.

Откуда в январе 1944г. по набору от каждого полка по 4 человека грамотных и отличившихся солдат был набор в годичный (сокращ.) срок обучения в г. Великий Устюг Вологодской обл. Закончил училище по I категории с присвоением спец. командира взвода 120 мм минометов, со званием мл. лейтенант. Только двое из роты курсантов получили такую специализацию, а на фронт в апреле 45-го я согласился пойти командиром стрелкового взвода, так как вакансий в апреле на 120 мм мин. батареи не было. Теперь в заключительной части расскажу о событиях 1919-1922 гг. в Уиле, как коснулась его гражданская война и первые годы советской власти.

3. Главные события и люди после Великого Октября из Уила

Уил и уильцы не оказались в стороне от событий гражданской войны после штурма Зимнего в Питере. Кстати, участником штурма был Шестаков Семен Абрамович, призванный из запаса на Балтику в 1914 г., а до этого в 1905 г. побывал он и в царском плену. Дома у него оставалась семья из троих детей с женой бабой Акулиной. Хижина его со скотным двором примыкала к южной стороне к скотному двору моего деда Харитона Константиновича. С западной стороны по улице Коммунистической проходит яр, отделяющий здание бывшей тюрьмы, где в 80-е гг. был диспансер и трудилась там твоя, Олег, теща (Зражевская Ольга Александровна, О.Я.).

В разных местах страны после Октября (на Дону, в Оренбурге и др. местах) шла офицерская и казачья контрреволюция, мешавшая триумфальному шествию советской власти. Отряд революционных матросов был зимой 1918 г. брошен под Оренбург на разгром дутовского мятежа. В отряде моряков состояли все уроженцы западного и северного Казахстана, из западной Сибири. Они имели задание после разгрома Дутова вернуться в родные места, организовать земляков на создание совдепов и защищать советскую власть. Прибыл и С.А. Шестаков, он имел попутчицу из Питера, бывшую курсистку Смольного института благородных девиц (учебное заведение для дворянских дочерей, А.К.).

В Уиле их встретила сложная обстановка: работа в подполье. Здесь собраны были остатки разбитых дутовцев, артиллерия и конные части оренбургского казачества. Размещались они в казармах военного городка, в ярмарочном комитете в центре ярмарочной площади. Целые тогда еще торговые корпуса стали удобными казармами, а все силы контрреволюции, собранные в Уиле, составляли корпус оренбургского казачества под командой генерал–майора Акулинина (Командир I Оренбургского казачьего корпуса Южной армии Генерального штаба генерал-майор И.Г. Акулинин, О.Я.). Уил стал важным звеном в кольце стратегического замысла удушения центров революции в Москве и Питере. Более важными звеньями были Деникин в Царицыне, генерал Толстов на Урале, к Актюбинску устремлялось левое крыло рвавшихся из Сибири к Волге войск адмирала Колчака.

Но замыслы контрреволюции сорваны были осенью 1918 г. и зимой–весной 1919 г. Чапаевцы разгромили уральских казаков-белогвардейцев. Осенью 1919 г. пришла очередь и за корпусом Акулина в Уиле (9 сентября 1919 г. войска Акулинина выступили вдоль реки Сагиз в направлении на укрепление Уил, куда прибыли к 22 сентября. По дороге часть казаков разбежалась, и до Уила дошло около 2000 человек, О.Я.).

События здесь разворачивались так: многотысячный корпус надо было почти год кормить. Скота в аулах было достаточно, баи отдавали гурты на мясо без сопротивления, т.к. лидеры Алаш Орды, национальной партии казахстанской интеллигенции, были союзниками белых. (Во время пребывания в Уиле Акулинин сумел достичь договоренности с казахским правительством т.н. уильского оляята (Западной Алаш-Орды) о совместных действиях против большевиков в случае их наступления на Уил. По распоряжению генерала Акулинина казахам было выдано недостающее у них оружие и патроны. Казахи хорошо знали степь и могли оказать поддержку казакам при ведении разведки, О.Я.).

Была открыта школа прапорщиков из байских сынков. Хлеб отдавать белым отказались села Хобдинского района. Центром сопротивления и создания партизанского отряда стало селение Бегалы. Командиром отряда волею судьбы стал мастер-связист, командированный из Ростова-на-Дону в Ташкент весной 1919 г. Наладив телефонную связь в Ташкенте, он на поезде пытался выехать из Средней Азии на родину, но где-то в районе Алги поезд был остановлен отрядом колчаковцев из занятого ими Актюбинска, разграблен, пассажиры спаслись бегством в степь. Мастер Щербак решил пешком добираться до Соль-Илецка и по пути набрёл на Бегалы. Узнал обстановку, он согласился возглавить уже большой к тому времени партизанский отряд.

Разведку вел в отряде казах учитель Курманов Исмагали (Ислагали может быть, О.Я.), побывавший в России с 1916 по 1918 г. в качестве «тысячного» (тысячу повез в 1916 г. молодых казахов на тыловые работы по указу царя Николая;; в качестве грамотного знающего русский язык толмача). Курманов в Питере встречался с Алиби Джангильдиным, доставившим на Актюбинский фронт оружие по указанию В.И. Ленина. Вот здесь и встретились командир партизанского отряда Щербак, начальник разведки И. Курманов и подпольщик в Уиле Шестаков С.А. и его помощница Волкова Зинаида. Требуемые сведения о составе корпуса, оружия, орудиях и пр. доставлялись верными джигитами, писала их и собирала в Уиле по заданиям С.А. Шестакова Зина Воинова. Особенно ценными оказались сведения о походе батальона карателей из Уила в количестве 600-700 человек офицерских рот, именуемых золотыми ротами.

Все сведения разведчиков из Уила передавались в Оренбург и в штаб Туркестанского фронта. По приказу М.В.Фрунзе на помощь партизанам вышла кавалерийская бригада Турчанинова, который потребовал полк пехоты с артиллерийской батареей.

Еще до подхода подкрепления партизаны под Бегалы устроили с наступлением темноты засаду в виде мешка, вместившего всех золоторотовцев. Здесь все каратели, за исключением единиц, нашли могилу, а белым казакам в Уиле стало ясно, что в Уиле действует умелое подполье. Осведомителем для белых стал Максим Шестаков, который в 30-е гг. стал активистом сексотом для ГПУ (НКВД). Он тогда донёс белой контрразведке, что руководит Воиновой Зинаидой его однофамилец Семен Абрамович Шестаков. Каратели ринулись к дому матроса, прихватив в помощь джигитов алашордынцев будущих прапорщиков. Но смелые каратели-казахи напуганы были рассказами сексота, что у матроса из Питера есть две гранаты и наган. «Смелые» джигиты не посмели войти во двор, повисли на заборе, направив винтовки с улицы во двор. Обыск в квартире (вернее, в доме, О.Я.) дал важную улику: за зеркалом нашли пакет, написанный рукой Воиновой З. с полными данными о расположении штаба, артиллерийских орудий и т.д. Она жила неподалеку, её схватили, потащили в дом Показеева напротив дома Браташовой Ульяны. В 80-е гг. жил там сынок Ивана Ильича Браташова на Советской ул. (ныне ул. Шернияз, О.Я.).

Обыскав весь двор, исколов штыками все копны сена, объедок, белые не нашли хозяина, вывели хозяйку с тремя детьми, угрожая расстрелом; добивались:

– Скажи, где муж?

– Был, уехал за сеном, готовиться надо к зиме.

А он в это время лежал посреди двора, укрывшись большим корытом для водопоя скота. Рядом была привязана собака. Всю эту сцену со двора деда Харитона Корытко наблюдала моя мать через густую изгородь из снопов камыша и лозы. Вот подробно и передаю я её рассказ очевидца. Хоть сам я родился только через четыре года после этого, а матери моей Анне Андреевне тогда было всего 21 год.

Пока эти события шли вокруг двора С.А. Шестакова, в контрразведке каратели глумились над бывшей дворянкой, исключенной из Смольного ещё до Октября за несчастную любовь и беременность без мужа, отправленную на фронт 1-й Мировой войны. Вынесла она побои, насилие, а потом в шерстяной рубашонке повели её, укалывая штыками, заставляя исполнять танцы под свист и улюлюканье. Привели её к спуску с горы около домика Власа Игнатовича Зражевского (ныне там находится двор и здание акимата, О.Я.). Здесь тогда стояла баня некоего Жданова. Гора и спуск назывались Ждановыми. Здесь она была застрелена, пролежала до рассвета.

А утром каратели нашли внизу за огородами полузасыпанный колодец, сбросили туда труп героини, о которой мой старший сын Петр Корытко сочинил поэму под названием «Чайка над степью». Но пока, кроме меня, её никто не читал. (Будучи в Ташкенте проездом, я посетил моего двоюродного брата П.Корытко и читал эту поэму в середине 80-х г.г. - О.Я.)

В сумерки, перед казнью Зины, Семен Абрамович оставил корыто во дворе, а в полночь с верными джигитами из разведки Курманова он был уже в штабе партизанского отряда. К тому времени подошли в Бегалы кавалерийская бригада Турчанинова, татарский национальный пехотный полк из Оренбурга с артиллерийской батареей. Всё было готово к походу на Уил. И он начался без промедления.

О результатах его, а также о действиях банды Серова в 1922 г, будет написано в др. тетради.

Очерк написан в конце 90-х г.г. 20-го столетия.
Текст очерка напечатан О.Г. Ярошенко в январе 2010 г.
с рукописи из тетради (изд. Красноярский целлюлозно-бумажный
комбинат. Артикул 1С30-0237 12 листов)

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ АНАТОМИИ

История анатомии есть история борьбы материализма и идеализма во взглядах на строение и развитие организма человека. Эта борьба начинается с возникновения классов в эпоху рабовладельческого строя.

В Древней Греции под влиянием материализма. Демокрита и диалектики Гераклита, высказавшего знаменитое положение «все течет» (panta rhei), формируется материалистический взгляд на строение человеческого организма.



Так, знаменитый врач Древней Греции -Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melaina chole). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Следовательно, темперамент человека как одно из проявлений душевной деятельности его обусловлен состоянием соков тела, т. е. материи. В этом был материализм Гиппократа.

Названные виды темперамента определяли, по Гиппократу, одновременно и разные типы конституции человека, которая многообразна и может изменяться соответственно изменению тех же соков тела (диалектика).

Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни как на результат неправильного смешения жидкостей, вследствие чего ввел в практику лечения различные «жидкогонные» средства. Так и возникла «гуморальная» (humor - жидкость) теория строения организма, которая в известной мере сохранила свое значение до сих пор, отчего Гиппократа считают отцом медицины.

Врагом материализма и представителем античного идеализма был идеолог аристократической реакции Платон (427-347 гг, до н. э.). По Платону, организм человека управляется не материальным органом - мозгом, а тремя видами души, или «пневмы» помещающимися в трех главнейших органах тела - мозге, сердце и печени (треножник Платона).

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.) был дуалистом эклектиком. С одной стороны, он развивал идеалистическое учение своего учителя Платона о душе, которая есть действенное, животворное начало - энтелехия; все в природе, включая и человека, подчинено высшей целесообразности телеология (telos - цель). С другой стороны, в отличии от Платона он придерживался материалистического взгляда на душу, которая находится в единстве с телом и которая смертна и умирает вместе с ним. Он сделал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии. Аристотель высказал верную мысль, противоречащую религии, о том, что всякое животное происходит от животного (omne animal ex animali).

В Древнем Риме Клавдий Гален (130 - около 200 гг. н. э.) был выдающимся философом, биологом, врачом, анатомом и физиологом. В своих взглядах на организм он, с одной стороны, развивал идеализм Платона и телеологию Аристотеля, а с другой - подходил к изучению организма материалистически, т. е. был по существу эклектиком. Как рьяный платоник, он считал, что организм управляется тремя органами: печенью, где вырабатывается физическая пневма, распределяющаяся по венам; сердцем, в котором возникает жизненная пневма, передающаяся по артериям, и мозгом - средоточием психической пневмы, распространяющейся по нервам.

Следуя за телеологическими положениями Аристотеля, Гален смотрел на организм как на дивную машину, созданную для высшей цели, по замыслу верховного художника. Наряду с такими идеалистическими взглядами у Галена уживались и материалистические. Он считал человеческое тело состоящим из плотных и жидких частей (влияние Гиппократа).

Материализм Галена обнаружился и в самом подходе к изучению организма, который он исследовал путем наблюдения над больными и вскрытия трупов. Он впервые применил вивисекции и явился основоположником экспериментальной медицины.

В течение всего средневековья в основе медицины лежала анатомия и физиология Галена.

В эпоху феодализма IV-XVII вв. из медицинских сочинений были распространены только труды Галена, из которых церковники выхолостили материалистическую сущность. Они покровительствовали пропаганде идеалистических и теологических взглядов Галена о создании человека по высшему плану, т. е. богом, и преследовали за критику их.

Сделав этим учение Галена схоластическим и догматическим, церковь обеспечила господство галенизма на протяжении всей эпохи феодализма, препятствуя дальнейшему развитию анатомии и медицины вообще. Так было в Западной Европе. На Востоке, свободном от влияния католицизма, медицина продолжала развиваться.

После крещения Руси вместе с православием в ней распространилась византийская культура и была создана монастырская медицина, которая пользовалась лучшими творениями античной науки.

Анатомия и физиология для первых русских врачей были изложены в трактате неизвестного автора под заглавием «Аристотелевы проблемы», а также в комментариях игумена Белозерского монастыря Кирилла под названием «Учение Галинова на Иппократа», а анатомическая терминология - в сочинении Иоганна Экзарха «Шестоднев».

Положительную роль в преемственности античной науки сыграл и мусульманский Восток. Так, Ибн - Cина, или Авиценна (980-1037), написал «Канон медицины» (около 1000г.), который содержит значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, и к которым Ибн-Сина прибавил собственные представления о том, что организм человека управляет не тремя органами (треножник Платона), а четырьмя: сердце, мозг, печень и яичко (четырехугольник Авиценны).

«Канон медицины» явился лучшим медицинским сочинением эпохи феодализма, и по нему учились врачи Востока и Запада до ХVII столетия.

Ибн-аль-Нафиз из Дамаска (XII в.) впервые открыл легочный круг кровообращения.

Эпоха Возрождения была эпохой, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли... по многосторонности и учености».

Такие титаны появились и в анатомии. Они разрушили схоластическую анатомию Галена и построили фундамент научной анатомии. Зачинателем этого титанического труда явился Леонардо да Винчи, основоположником - Везалий и завершителем - Гарвей.

Леонардо да Винчи (1452-1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлекся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей и явился подлинным новатором в исследовании строения организма. В своих рисунках Леонардо впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела; внес крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии. Творчество Леонардо да Винчи, как предполагают, оказало влияние на труды революционера в анатомии А. Везалия.

В старейшем университете Венеции, основанном в 1222 г., образовалась первая медицинская школа эпохи капитализма (Патуанская школа) и был выстроен (b 1490 г.) первый в Европе анатомический театр.

На почве Падуи в атмосфере новых интересов и запросов и вырос революционер анатомии Андрей Везалий (1514-1565). Вместо схоластического метода толкования, характерного для средневековой науки, он подошел к изучению организма материалистически и использовал объективный метод наблюдения. Широко применив вскрытие трупов, Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. При этом он смело разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена (более 200) и этим начал подрывать авторитет господствовавшей тогда галеновской анатомии. В тот период, как отметил Энгельс, прежде чем приступить к исследованию процессов, надо было исследовать вещи. Так возник метафизический, аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера.

Поэтому и Везалий уделил основное внимание открытию и описанию новых анатомических фактов, изложенных в обширном и богато иллюстрированном руководстве «О строении тела человека в семи книгах» (1543), которые И. П. Павлов охарактеризовал следующими словами: «Труд Beзалия - это первая анатомия человека в новейшей истории человечества, I не повторяющая только указания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободного исследующего ума».

Опубликование книги Везалия вызвало, с одной стороны, переворот в анатомических представлениях того времени, а с другой - бешеное сопротивление реакционных анатомов-галенистов, старавшихся сохранить падающий авторитет Галена. В этой борьбе Везалий погиб, но дело его развивалось его учениками и последователями.

Так, Габриэль Фаллопий (1523-1562) дал первое обстоятельное описание развития и строения ряда органов. Его открытия изложены в книге «Анатомические наблюдения». Его имя сохранилось до сих пор при обозначении ряда анатомических образований: «фаллопиевы трубы», «фаллопиев канал».

Бартоломео Евстахий (1510-1574 гг.), кроме описательной анатомии, изучал также историю развития организмов, чего не делал Везалий. Его анатомические познания и описания изложены в «Руководстве по анатомии», изданном в 1714 г. Его имя сохранилось до сих пор при обозначении различных анатомических образований: «евстахиева труба», «евстахиева заслонка».

Везалий, Фаллопий и Евстахий (своего рода «анатомический триумвират») построили в XVI в. прочный фундамент описательной анатомии. ХVII в. явился переломным в развитии медицины и анатомии. В этом столетии был окончательно завершен разгром схоластической и догматической анатомии средневековья и заложен фундамент истинно научных представлений. Этот идейный разгром связан с именем выдающегося представителя эпохи Возрождения, английского врача, анатома и физиолога

Вильяма Гарвея (1578-1657) Гарвей, как и его великий предшественник Везалий, боролся с идеализмом в анатомии и подходил к изучению организма материалистически, т.е. пользуясь наблюдениями и опытом.

При изучении анатомии Гарвей не ограничивался простым описанием структуры, а подходил с исторической (сравнительная анатомия и эмбриология) и функциональной (физиология) точки зрения. Он высказал гениальную догадку о том, что животное в своем онтогенезе повторяет филогенез, и таким образом, первый установил биогенетический закон, впервые доказанный А. О. Ковалевским и сформулированный позднее Геккелем и Мюллером в XIX столетии. Гарвей также выставил в противовес религии материалистическое положение, что всякое животное происходит из яйца (omne animal ex ovo). Это положение стало лозунгом для последующего развития эмбриологии, что дает право считать Гарвея основоположником эмбриологии.

Открытие кровообращения. Со времен Галена в медицине господствовало идеалистическое учение о том, что кровь, наделенная пневмой, движется по сосудам в виде приливов и отливов: понятия о круговороте крови до Гарвея еще не было. Это понятие родилось в борьбе с галенизмом, в которой участвовал ряд анатомов-материалистов.

Так, Везалий, убедившись в непроницаемости перегородки между желудочками сердца, первый начал критику представления Галена о переходе крови из правой половины сердца в левую якобы через отверстия в межжелудочковой перегородке.

Ученик Везалия - Peaльд Коломбо (1516-1559) показал, что кровь из правого сердца в левое попадает не через указанную перегородку, а через легкие по легочным сосудам. Об этом же писал испанский врач и богослов Мигуэль Сервет (1509-1553) в своем произведении «Восстановление христианства». Как враг идеализма он был обвинен в ереси и сожжен в 1553 г. на костре со своей книгой. Таким образом, развитие анатомии было связано с трагической судьбой, обычно постигавшей многих передовых борцов науки, посягавших на авторитет церкви. Ни Коломбо, ни Сервет, по-видимому, не знали об открытии араба Ибн-аль-Нафиза, о котором говорилось выше.

Другой преемник Везалия и учитель Гарвея - Иероним Фабри ц и й (1537-1619) описал в 1574 г. венозные клапаны. Эти исследования подготовили открытие кровообращения Гарвеем, который на основании своих многолетних (17 лет) экспериментов отверг идеалистическое учение Галена о пневме и вместо представления о приливах и отливах крови нарисовал стройную картину круговорота ее.

Результаты своих исследований Гарвей изложил в знаменитом трактате «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628).

Маленькая книжка Гарвея создала эпоху в медицине.

Опубликование ее вызвало двойную реакцию: сочувственную - со стороны передовых ученых и злобную - со стороны консерваторов. Тогдашнее ученое общество разделилось на 2 партии - галенистов и гарвеистов, выражавших два мировоззрения в науке - идеалистическое и материалистическое. Сам Гарвей, как и Везалий, подвергался гонениям и клевете, но материалистическое учение его победило. В этом диалектический закон неодолимости в развитии живого, прогрессивного.

После открытия Гарвея еще оставался неясным переход артерий в вены, но Гарвей предсказал существование между ними не видимых глазом анастомозов, что и было подтверждено позднее Марчелло Мальпиги (1628-1694), когда был изобретен микроскоп и возникла микроскопическая анатомия. Мальпиги сделал много открытий в области микроскопического строения кожи (мальпигиев слой), селезенки (мальпигиевы тельца), почки (мальпигиевы тельца) и ряда других органов.

Изучив анатомию растений, Мальпиги расширил положение Гарвея «всякое животное из яйца» в положение «все живое из яйца» (omne vivum ex ovo).

Мальпиги явился тем, кто открыл предсказанные Гарвеем капилляры. Однако он полагал, что кровь из артериальных капилляров попадает сначала в «промежуточные пространства» и лишь затем в капилляры венозные.

Только А. М. Шумлянский (1748-1795), изучивший строение почек, доказал отсутствие мифических «промежуточных пространств» и наличие прямой связи между артериальными и венозными капиллярами. Таким образом, А. М. Шумлянский впервые показал, что кровеносная система замкнута, и этим окончательно «замкнул» круг кровообращения.

Итак, представление о кровообращении явилось результатом коллективного творчества ряда блестящих ученых. В начале этого ряда стоит Везалий, в конце - Гарвей. Между ними целый период борьбы материалистов с идеалистами, в результате которой был окончательно разгромлен схоластический галенизм в медицине.

Поэтому открытие кровообращения имело значение не только для анатомии и физиологии, но и для всей биологии и медицины. Оно ознаменовало новую эру: конец схоластической медицины феодализма и начало научной медицины капитализма.

В эпоху капитализма сложился французский материализм XVIII в. Борясь с идеализмом и религией, французский материализм срывал венец божественного творения с человека и доказывал, что вся природа, неорганическая и органическая, включая и человека, подчиняется общим законам. Так как из всех наук в то время была наиболее развита только механика, то эти общие законы сводились к законам механики, и сам французский материализм был механистическим. Среди его представителей были врачи. «Врачом Леруа начинается эта школа, во враче Кабанисе она достигает своего кульминационного пункта, врач Ламетри является ее центром».

Жюльен Оффре Ламетри (1709-1751) рассматривал человеческий организм как особого рода одушевленную машину, и свой знаменитый трактат он озаглавил «Человек - машина». За опубликование этого атеистического произведения Ламетри подвергся нападкам и преследованиям церковников.

На почве механистического материализма сложились взгляды и крупнейших анатомов XVlIl в. -Морганьи, Биша и др.

Джиованни Морганьи (1682-1771) создал патологическую анатомию. Так как при вскрытии трупов бросались в глаза изменения крупных структур - органов, то причиной болезни он считал заболевания органов и на организм смотрел как на механическую сумму их. Так возникло органолокалистическое направление в медицине, имевшее до определенного времени прогрессивное значение.

К. Биша (1771-1802) углубил это механистическое направление, перенеся внимание с органов на ткани и заложив основы гистологии (наука о тканях). Если Морганьи смотрел на организм как на сумму органов, то Биша рассматривал его как сумму тканей; их же он считал носителями болезней.

Хотя общие взгляды Биша на организм представляют смесь механистического материализма с идеализмом (он наделял ткани особой жизненной силой), тем не менее они сыграли большую роль в развитии морфологии.

В XIX в. была создана клеточная теория, заключавшаяся в признании в клетках того общего, что свойственно растениям и животным и из чего возникают ткани и органы всех живых организмов. Поэтому Энгельс указал среди трех великих открытий естествознания XIX в. клеточную теорию.

Немецкий морфолог Рудольф Вирхов (1821-1902) применил теорию клеточного строения к изучению больного организма и создал так называемую клеточную (целлюлярную) патологию. В этом положительная сторона деятельности Вирхова. Однако его воззрения оказали и отрицательное влияние. Поддерживая как государственный деятель тогдашний буржуазный строй Пруссии, он и организм сравнивал с государством клеток, федерацией клеточных территорий. Такое отрицание целостности организма представляло собой механицизм, а наделение отдельных клеточных территорий способностью к самостоятельной жизни - витализм, т. е. идеализм. Такие взгляды Вирхова на организм шли вразрез с уже слагавшейся в то время передовой философией диалектического материализма, вследствие чего они подверглись критике со стороны одного из основоположников этой философии - Энгельса. Вирхов не признавал ведущей роли нервной системы в объединении организма и этим тормозил развитие идеи нервизма. Он выступал также против эволюционной идеи Дарвина, чем проявил себя как метафизик.

Совокупность всех этих идеалистических, механистических и метафизических представлений, названных «вирховианством.. стала господствовать в буржуазной медицине, приобретшей анатомо-локалистический характер. И понадобилось длительное время - почти 100 лет, чтобы идейно разгромить вирховианство. Это было сделано в нашей стране - родине диалектико-материалистической идеи нервизма, сменившей реакционную идею вирховианства.

В противоположность метафизическому воззрению в XIX в. стала укрепляться диалектическая идея развития, совершившая переворот в биологии и медицине и ставшая целым учением (дарвинизм), положившим начало эволюционной морфологии.

Дарвинизм был подготовлен всем ходом предшествовавшей науки, в первую очередь эмбриологии и сравнительной анатомии. Так, член Российской Академии наук К. Ф. Вольф (1733-1794) показал, что в процессе эмбриогенеза никакого изначального предобразования (преформизма) органов не существует, а они возникают и развиваются заново (эпигенез). Поэтому в противовес идеалистической теории преформизма он выдвинул материалистическую теорию эпигенеза и явился пионером материалистической эмбриологии, за что подвергся гонениям со стороны ученых-идеалистов.



Французский естествоиспытатель Ламарк (1774-1828) в своем сочинении «Философия зоологии» (1809) одним из первых высказал идею эволюции организма под влиянием окружающей среды.

Продолжатель эмбриологических исследований Вольфа русский академик К. М. Бэр (1792-1876) открыл яйцо млекопитающих и человека, установил главные законы индивидуального развития организмов (онтогенеза), которые лежат в основе современной эмбриологии, и создал учение о зародышевых листках. Эти исследования создали ему славу отца эмбриологии. Бэр незадолго до Дарвина высказал идею превращения видов, и хотя он критиковал Дарвина за его положение о борьбе за существование, но считал, что «подготовил учение Дарвина».

Гениальный английский ученый Чарльз Дарвин (1809-1882) в своем сделавшем эпоху произведении «Происхождение видов» (1859) доказал единство животного мира и пришел к заключению, что человек произошел вместе с современными антропоморфными обезьянами от вымершей теперь формы высокоразвитых человекообразных обезьян.

Совокупность открытых Дарвином фактов и его теория получили название дарвинизма, который разоблачил библейскую легенду о сотворении человека богом и нанес сокрушительный удар религии. Поэтому церковь и реакционная наука стали препятствовать развитию дарвинизма в Западной Европе и Америке. Следует отметить, что благодаря трудам передовых русских ученых-материалистов дарвинизм стал быстро развиваться в России, где нашел как бы вторую родину.

Эмбриологические исследования А. О. Ковалевского, а также Бэра, Мюллера, Дарвина и Геккеля нашли свое выражение в так называемом биогенетическом законе («онтогенез повторяет филогенез»). Последний был углублен и исправлен А. Н. Северцовым. А. Н. Северцов показал влияние факторов внешней среды на строение тела животных и, применив эволюционное учение к анатомии, явился создателем эволюционной морфологии. Так дарвинизм получил свое развитие в трудах русских морфологов и эмбриологов.

Классики марксизма, с одной стороны, критиковали дарвинизм за его методологические ошибки, а с другой - высоко оценивали его как одно из трех величайших открытий естествознания XIX в. Энгельс даже сравнил роль Маркса в науке об обществе с ролью Дарвина в науке о природе.

Показав, что человек произошел от какой-то древней обезьяны, Дарвин решил этот вопрос односторонне, осветив его со стороны биологической; он не имел возможности показать те факторы, которые определяли возникновение человека. Эту проблему разрешили основоположники марксизма К. Mаркс и Ф. Энгельс, из которых последний в своем сочинении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (написано в 1876 г., опубликовано в 1896 г.) доказал, что решающим условием становления человека явилось употребление орудий труда, благодаря чему стадо обезьян превратилось в общество людей, «труд создал человека». Эта теория Энгельса, названная трудовой теорией происхождения человека, легла в основу передовой современной науки.

Вся Ростовско-Суздальская земля носила название Низовской земли, или Низа, данное ей новгородцами, сообразно с географическим положением этой земли и Новгорода Великого. Так называют эту землю новгородцы в своих договорах с великими князьями владимирскими и потом московскими; так же иногда называют ее, со слов новгородцев, и великие князья. Таким образом, Новгород на Волге и Оке назван Нижним только по отношению к Новгороду Великому, как лежащий ниже последнего, на Низу, в Низовской земле .

Основание Нижнего Новгорода великим князем Юрием относят к 1212, 1220, 1221, 1222 годам и даже к более раннему году - 1199, который показан в надписи нижегородского Архангельского собора, сделанной, впрочем, в 1816 году . Однако к этой надписи, как и к другим подобным ей, надобно относиться весьма осторожно: в подобных случаях часто дается слишком много места личным соображениям и естественному желанию более определенно восстановить родную старину при отсутствии положительных данных на то.

Местный историк родного города говорит, что в 1199 году Юрий еще не был великим князем, а в 1212 году хотя и занял великокняжеский стол, но немедленно увлечен был в междоусобную войну с братом Константином: год 1220 также нельзя считать годом основания Нижнего Новгорода, потому что Юрий, вторично вступив на великокняжеский стол по смерти старшего брата Константина (1219 год), сначала посылал войска свои по просьбе Ингваря Рязанского на половцев, а потом на болгар. Этот последний поход продолжался все лето 1220 года, а зима прошла в переговорах с болгарскими послами. Таким образом - заключает местный историк - надобно полагать, что первоначальные укрепления Нижнего Новгорода начаты в 1221 году, а окончены в 1222 году.

Может быть, это так и было; но мы не имеем никакого основания оставлять без внимания прямое свидетельство летописей, что в 1221 году Юрий заложил на устье Оки город, который назвал Нижним Новгородом . Само собой разумеется, что город рос постепенно и что укрепления его могли быть оконченными и до и после 1222 года.

На востоке и юго-востоке новые приобретения великого князя владимирского граничили с землями мордовских племен, из которых самым многочисленным было племя эрзня (эрзя), имевшее, так сказать, свою столицу, Эрземас, ныне Арзамас, и жившее в нынешней Нижегородской губернии по рекам Волге, Оке, Кудьме, Пьяне, Теше, Суре и Алатырю. Вся же мордва занимала пространство от устья Оки до верховьев рек Суры, Вороны или Воронежа и Цны . Далее мордвы на восток жил более развитой и торговый народ - болгары.

С этими народами часто приходили в неприязненные столкновения сначала великие князья владимирские, а потом и суздальско-нижегородские. Так Андрей Боголюбский зимой 1172 года посылал на болгар сына своего Мстислава с детьми князей рязанского и муромского. Но «бысть не люб путь всем людем сим, зане непогодье есть зиме воевати Болгар, и поидуче не идяху». Однако державший весь наряд в этом походе воевода Андрея Боголюбского Борис Жидиславич взял шесть сел и седьмой - город . По Татищеву и «Запискам» Екатерины II, разоренный Борисом Жидиславичем город стоял на месте нынешнего Нижнего Новгорода. Город расположен был на Дятловых горах .

Во вновь основанном городе Юрий поставил и первую церковь во имя архистратига Михаила, сначала деревянную, а в 1227 году - каменную. По другим известиям, каменная церковь, поставленная Юрием, была соборная церковь во имя Преображения Господня, заложенная в 1225 году .

Основанный Юрием город имел весьма важное значение как в торговом, так и политическом отношении. С одной стороны - две громадных реки, при которых поставлен Нижний Новгород, Ока и Волга, связывают с северо-востоком Руси русский же юг и инородческий юго-восток, откуда шли на Русь купцы бухарские, хивинские, закавказские; с другой стороны - это был важный стратегический пункт для наблюдения за мордвой и вообще за восточными соседями .

Конечно, мордва понимала, какая опасность грозила ей со стороны вновь основанного города, и ежечасно должна была ждать грозы с этого пункта. Эта гроза не замедлила разразиться над ней. Спустя четыре года по основании города (в 1226 году) великий князь Юрий послал на мордву братьев своих Святослава и Ивана, которые разорили много селений, взяли бесчисленный полон и возвратились домой «с победою великою» . Это обстоятельство образумило мордву: разрозненные дотоле мордовские племена сплотились и выбрали общего главу, Пургаса, как это видно из последующих столкновений русских с мордвою.

Пургас хотел уничтожить недавно поставленный город и вообще оттеснить русских на запад; но Юрий зорко следил за движениями мордвы. В 1228 году он опять послал на мордву, на этот раз племянника своего Василька Константиновича Ростовского; но поход был неудачен, «зане погодья им не бысть» от дождей, почему великий князь и воротил рати назад. Судя по непогодью, поход этот был осенью, а 14 января того же года великий князь сам выступил в поход на мордву с братом Ярославом Всеволодовичем, с племянниками Васильком и Всеволодом Константиновичами и с муромским князем Юрием Давидовичем .

В отмщение за этот поход в апреле следующего 1229 года, Пургас осадил Нижний Новгород, но нижегородцы дали ему сильный отпор, и он ограничился только тем, что сжег укрепления (вероятно, какие-нибудь посады), причем сгорели Богородицкий монастырь и церковь за городом. В том же году Пургас разбит был своим соплеменником, Юриевым ротником (присяжником), сыном Пуреша, истребившим при содействии половцев остатки Пургасовой мордвы и всю, еще до сих пор загадочную, «Пургасову русь». Сам Пургас «едва в мале утече» .

В продолжение следующих трех лет мордва жила в покое. Но в 1232 году покой ее был нарушен: зимой помянутого года великий князь Юрий почему-то посылал на мордву сына своего Всеволода с другими князьями, которые жестоко опустошили Мордовскую землю . Не успела Мордовская земля хорошенько оправиться от этого удара, как над ней в 1237 году, а потом, в 1238 году, и над Русью, разразилась грозная туча: нашли татары и поработили как мордву, так и Русь. Из летописей не видно, чтобы Нижний Новгород потерпел что-нибудь от татар; полагают, что он каким-то образом избег разорения .

По уходе татар великий князь Ярослав Всеволодович наделил братьев своих уделами: Святослав получил Суздаль, а следовательно, и Городец с Нижним Новгородом, как пригородки Суздаля. В 1247 году Святослав, как старший в роде, занял великокняжеский стол, а волости свои отдал сыну Ярослава Андрею Ярославичу, от которого и пошли князья суздальско-нижегородские и городецкие . Надобно, впрочем, заметить, что Городец был во владении Андрея Александровича до самой смерти его и потом уже перешел в семью Андрея Ярославича.

Говоря о главных центрах Суздальско-Нижегородского княжества, мы сказали бы не все, если бы не посвятили, как и обещали выше, хотя несколько строк Городцу-Волжскому, который имел своих самостоятельных князей.

Волжский Городец, или Радилов Городец, ныне село Городец Балахнинского уезда, в 15 верстах от уездного города, стоит на Волге, почему и назывался Волжским. В летописях мы встречаем его уже в 1172 году; в нем тогда останавливался сын Андрея Боголюбского Мстислав, которого отец посылал в то время на болгар . В 1176 году в Городце скончался Михаил Всеволодович; в 1216 году, после Липецкой битвы, побежденный Юрий Всеволодович, по заключенному миру с его братом-победителем, Константином, получает от последнего Городец Радилов, а потом и Суздаль ; наконец, там скончался в 1263 году Александр Невский .

Покойный П. И. Мельников усиливался (помнится, в «Нижегородских губернских ведомостях» за 1842 год) доказать, что Новгород на Оке назван Нижним потому, что первоначально этот город стоял выше теперешнего его положения, а потом перенесен был ниже, по течению Волги. Что касается перемещения города с одного места на другое - это верно; но производить отсюда название Нижняго - дело личного взгляда на вещи. Основывая Новгород на Оке, Юрий, естественно, должен был дать ему еще придаточное название, чтобы отличать свой Новгород от Великого. Тот же П. И. Мельников (см. его статью «Историческое известие о Нижнем Новгороде» в «Отечественных записках», 1840, № 7) высказывает мнение, что Юрий дал название построенному им на берегах Оки и Волги городу Новгород потому, что владения свои и великокняжеский титул свой «считал не полными, не имея во власти своей города, носившаго название столицы Рюрика»; обладание таким городом было и в понятиях князей и в понятиях народа синонимом княжеского старейшинства.

См. «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» Н. Храмцовского, Нижний Новгород, 1857, часть 1. В следующих примечаниях мы будем для краткости выставлять только фамилию автора «Краткого очерка истории и описания Нижнего Новгорода». Храмцовский много пользовался Нижегородским летописцем, издание которого до последнего времени было два: в «Вивлиофике» Новикова и в «Ученых записках Казанского университета» (1836, кн. II). Но в последнее время вышло издание местного деятеля по русской истории, господина Гациского, и издание замечательное тем, что издатель отступил от той рутины, которая общепринята при подобных изданиях.

Он издал текст Нижегородского летописца по всем известным спискам и при том синхронистически поставил эти списки в столбцах примерно так, как напечатан Указатель к Полному собранию русских летописей. Есть и перевод на современный язык. При всех этих достоинствах издания нельзя не упрекнуть издателя за некоторые, по нашему мнению, промахи: во-первых, как давнишний деятель по истории не только в крае, но и вообще и, кажется, секретарь статистического комитета, он должен был бы объяснить все географические названия, встречающиеся в летописце (известно всякому, не обладающему большой библиотекой, какие трудности представляют справки о подобных вещах); во-вторых, в летописце чрезвычайно много ошибок, говоря кратко, и этого издатель почти нигде не исправляет в примечаниях. По летописцу выходит, что Димитрий Донской жил в ХIII веке, а издатель молчит! Наконец, в-третьих, года от Рождества Христова в одних столбцах верно проставляются с годами от сотворения мира; в других - совершенно различно. Даже такие даты встречаются: в одном столбце годы от сотворения мира и Рождества Христова верно поставлены, но в следующем столбце год от сотворения мира тот же, что и в первом, а рядом с ним в скобках год от Рождества Христова уж совсем не подходящий! Что же это значит?

Полное собрание русских летописей, I- 189; VII- 128. Почти каждый старинный город имеет свою легенду о первоначальном своем существовании. Нижний Новгород также имеет свою легенду. Передаем эту последнюю так, как передает ее автор статьи «История Н. Новгорода до 1350 года» (в «Нижегородских губернских ведомостях», 1847, № 2) Мельников, нашедший эту легенду в одном сборнике XVIII века.

Во времена стародавние, на том месте, где теперь стоит Н. Новгород, жил месегетинин, или мордвин, по имени Скворец, друг и помощник Соловья-разбойника, связанного Ильей Муромцем. Скворец имел 18 жен и 70 сыновей; все они жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада по горе и по вечерам гоняли их на водопой на Оку-реку. Здесь же, в ущелье горы, жил старый чародей Дятел, бывший также другом Соловья. Его спрашивал Скворец о будущей участи своего потомства.

«Если потомки твои, отвечал Дятел, будут жить мирно между собою, то долго будут владеть этими местами; но если станут враждовать друг с другом, то придут от запада русские, разгонят их и построят на устье Оки град камень крепок зело-зело и не одолеют его силы вражеский». Потом Дятел просил Скворца «о честном ему погребении», и когда умер, то Скворец похоронил его на месте нынешнего Благовещенского монастыря. И прозвалось то место Дятловы горы. Потомки Скворца, размножась, забыли пророчество Дятла, стали ссориться, и великий князь Андрей Юрьевич разорил их город, а Юрий Всеволодович построил русский город, о котором прорек чародей.

Кудьма - река в Нижегородском уезде, впадает в Волгу при селе Кадницах на 40 верст ниже Нижнего; Пьяна течет в Симбирской и Нижегородской губерниях по Сергачскому, Княгининскому и Ардатовскому уездам; Теша впадает в Оку ниже Мурома, а Алатырь - в Суру. См. Храмцовского, главу I.

Полное собрание русских летописей, 1-189; VII-128; Никоновская летопись, II-348; «История» Щербатова, II -507. «А ниже Балахны 20 верст под Нижним Новым-градом пала в Волгу река Ока у Дятловых гор» («Книга Большому Чертежу», стр. 139).

По одной легенде, найденной покойным Мельниковым в одном сборнике XVII века, мордвин Абрам, или Ибрагим, вышедши из-за реки Кудьмы, поселился при впадении Оки в Волгу на Дятловых горах, покрытых тогда дремучим лесом. У него было 14 сыновей и 3 дочери, для которых он построил 17 домов на том месте, где ныне архиерейский дом. Эта колония названа была Абрамовым или Ибрагимовым городком, а сам Ибрагим выбран был всеми мордовскими племенами в правители (старшина или князь). На этот-то городок и ходили, но не совсем удачно, суздальские войска. Абрам, по словам легенды, заслышав о том, что суздальские, муромские и рязанские рати идут к его городку, стал укреплять последний: он обнес его тыном, валами и рвами. В городке было уже до 500 человек. Абрам устроил в двух пунктах укрепления по воротам: одни, широкие - с южной стороны вала, с дубовыми створами, которые засыпал землей, другие - потайные, на север от въезда с Волги на гору (Коровий взвоз). Подошедши к городку с 14 000 воинов, князь Мстислав, не желая напрасно проливать крови, вступил с Абрамом в переговоры: он предлагал ему оставить Дятловы горы и признать над мордовскими племенами власть князя суздальского. Абрам отвечал, что он не прирожденный владыка мордовских племен, а только выборный правитель их, почему и не может самолично принимать никаких условий. Он просил дать ему четыре года для сношений со всеми мордовскими племенами, но Мстислав согласился дать только четыре дня. Абрам немедленно разослал через тайные ворота гонцов в ближайшие мордовские селения, требуя немедленной помощи. В две ночи чрез тайные ворота вошло в городок более пяти тысяч человек мордвы, и Абрам, не дожидаясь истечения данного ему срока, вышел чрез южные ворота и ударил на суздальскую рать. Это, впрочем, не принесло мордве пользы: Абрам пал в битве со всей своей ратью, жители городка были перебиты, а самый городок русскими сожжен. Мстислав оставил там 1000 конных и строго приказал им жить почему-то не в городке, а около него. Узнавши о судьбе Абрама и его соратников, мордва задумала отомстить своим врагам. Но суздальцы, имевшие в мордве шпионов, которые известили их о замыслах своих соплеменников, предупредили вшестеро сильнейшего врага: они выехали навстречу мордве, верстах в 10 от городка встретились с ней, с криком пробились через нестройную массу ее и Березопольем поскакали к Боголюбову. Опомнившись от неожиданной встречи, пешая мордва хотела преследовать врага своего, но конные суздальцы успели ускакать от преследования.

Березопольем, которое упоминается в этой легенде, называлась в то время местность в нынешнем Нижегородском и частью в Горбатовском уездах, покрытая едва проходимыми в старину березовыми лесами. См. «Нижегородские губернские ведомости», 1845, № 3 и 1847, № 7, где напечатана эта легенда.

Территория Сандовского района в раннем средневековье входила в состав Бежецкой пятины Новгородской земли и Бежецкого верха, в конце XV века вошла в состав Московского государства. В княжении Василия Темного (1425-1462 г.г.) значительная часть Сандовских земель была пожалована польскому вельможе Станиславу Мелецкому, перешедшему на московскую службу и принявшему православие.

Сандово впервые упомянуто в письменных источниках в 1500 году, как вклад В.А. Неледенского, одного из потомков Мелецкого, в Антониев Краснохолмский монастырь: «В том селе Сандово крестьянских и бобыльских 7 дворов».

Площадь района в его современных границах составляет 1608 квадратных километров. Территория Сандовского района, как и всей Тверской области, является частью Великой Русской равнины и представляет собой всхолмленную низменную равнину. В формировании современного рельефа большую роль сыграло Днепровское оледенение: отступавший ледник оставил за собой моренные гряды и низменности, прокладывались русла современных рек. Богата и разнообразна фауна нашего района. Здесь мы встречаем представителей почти всех царств животного мира. Наряду с крупными обитателями лесов: медведями, кабанами, лосями, есть и десятки мелких млекопитающих.

В августе 1929 года Сандовская, Лукинская и Топалковская волости образовали Сандовский район, в составе Бежецкого округа он вошел в Московскую область.
В 1932 году районный центр из села Сандово перенесен в деревню Орудово при железнодорожной станции Сандово, а само село Сандово было переименовано в Старое Сандово.

С 1935 года Сандовский район входит в состав Калининской области.

В феврале 1963 года Сандовский район был присоединен к Весьегонскому району, но в январе 1965 года восстановлен.

С 1967 года центр Сандово стал поселком городского типа.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов жители района воевали на фронтах с немецко-фашистскими захватчиками. В 1941 – 1942 г.г. Сандовчане отправили 368 вагонов хлеба действующей Армии, 672 вагона хлеба получил фронт в 1943 – 1944 г.г., на строительство танковой колонны собрали 4,5 млн. рублей. Оказывали помощь жителям освобожденных районов области – отправлено 31,5 тыс. голов скота, тысячи предметов домашнего обихода, десятки пудов хлеба. С начала войны на фронт было мобилизовано 8586 человек, не вернулись с фронта 5840 человек. Более 2000 сандовчан награждены орденами и медалями. Пятерым жителям района присвоено звание Героев Советского Союза.

В честь 30-летия победы, 9 мая 1975 года, в поселке Сандово на привокзальной площади был открыт памятник воинам-землякам, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны.

В 50-60-е годы быстро росла техническая оснащенность колхозов и совхозов Сандовского района. Хороших показателей в работе добились и промышленные предприятия. В 1966 году 92 передовика производства награждены орденами и медалями СССР.

В 70-е годы 14 передовиков производства были награждены орденом Ленина.В 1973 году за успехи в земледелии Сандовский район был награжден Красным знаменем.

За труд и любовь к родному краю 2251 сандовчанин награжден медалью «Ветеран труда».

В 1978 году в поселке открыт филиал Краснохолмского СПТУ.

В 80-е годы в Сандовском районе завершается строительство лечебных корпусов районной больницы, трехэтажной пристройки Сандовской средней школы. В поселке построены новый дом культуры на 400 мест, новая аптека, автозаправочная станция, почта, АТС, новый железнодорожный вокзал, торговый центр, льнозавод. Ведется большое жилищное строительство.

В 2003 году начали свою работу такие организации и предприятия, как ООО «Горизонт» (строительство), ООО «Сангор» (переработка мяса), Спортивно-молодежный центр; в 2004 году - ООО «Арм-Росс» (добыча песчано-гравийной смеси), Культурно-молодежный центр (зал цифрового кино, компьютерный клуб).

В районе приняты и работают программы: «Развитие сельского хозяйства», «Жилище», «Улучшение водоснабжения населенных пунктов района», «Развитие образования», «Развитие сферы культуры», «Развитие здравоохранения».


Очерки по истории Сандовского района Тверской области "От древних времен до XX века"