Призрачный флот.

Немного фотографий списанных военных судов с базы технического обслуживания кораблей резерва (NISMF) в Филадельфии. Находится она на территории бывшей военно-морской верфи. Был там на днях и решил посмотреть, что изменилось за 3 года с . Изменилось, надо сказать, не многое. Но кое-что новое там есть.

NISMF — это подразделение ВМС США, которое занимается выводом из эксплуатации и хранением военно-морских судов до определения их дальнейшей судьбы. А вариантов у них не так много: выведенное из состава ВМС судно может попасть в резерв (большинство туда и попадает), может превратиться в корабль-музей (тут нужна инициативная группа и много денег), может быть передано/продано другому государству (как правило стране-союзнице США), может стать морским рифом (с него снимут все лишнее и красиво затопят в каком-нибудь заливе), а может, что самое печальное, быть пущено на иголки (его разрежут на металлолом). На базе есть суда из всех категорий. Кого-то притащили совсем недавно, а кто-то ржавеет у причальной стенки уже больше 10 лет. В любом случае это уникальное место, где совершенно свободно можно изучать и фотографировать все стоящие там суда.

На фото троица ракетных крейсеров типа "Тикондерога". Слева USS Thomas S. Gates (CG-51). В центре головной корабль серии USS Ticonderoga (CG-47) — первый в мире ракетный крейсер с многофункциональной боевой информационно-управляющей системой "Иджис". Спущен на воду в 1981 году. Выведен из состава флота в 2004 году.

Справа знаменитый по инциденту в Черном море USS Yorktown (CG-48). В 1988 году он поигрывая мускулами вошел в территориальные воды СССР, но получил неожиданный отпор от советского сторожевого корабля "Беззаветный" (тот стал выталкивать своим корпусом значительно превосходящего по размерам американца) и вынужден был ретироваться. Почитать об этом эпизоде Холодной войны можно и .

"Thomas S. Gates" и "Yorktown" будут утилизированы, а "Ticonderoga" собираются сделать музеем. Правда собираются вот уже 10 лет как.

Вид на акваторию военно-морской верфи.

Сейчас там находится 24 судна. Это больше, чем флот многих государств.

Бывшее океанографическое судно-катамаран USNS Hayes (T-AGOR-16). Спущено на воду в 1971 году. В 1992 его переделали в гидроакустическое судно занимавшееся изучением шумов от подводных лодок.

Сейчас его статус непонятен. По одним данным оно ожидает утилизации, по другим находится на консервации.

Десантный транспорт-док типа "Остин" USS Nashville (LPD-13). Спущен на воду в 1967 году. В 2009 выведен из состава флота, законсервирован и сейчас находится в резерве.

А его брат USS Shreveport (LPD-12) ожидает утилизации.

Десантные грузовые суда типа "Чарльстон" USS El Paso (LKA-117), USS Charleston (LKA-113) и USS Mobile (LKA-115).

Суда выведены из состава флота, законсервированы и находятся в резерве.

Танкодесантный корабль типа "Ньюпорт" USS Boulder (LST-1190). Танкодесантные корабли типа "Ньюпорт" предназначены для транспортировки десантов с неплавающей (гусеничной и колесной) техникой и выгрузки их на необорудованное побережье без использования высадочных средств. Отличительная особенность этих кораблей — наличие выдвижной носовой аппарели (34,1 м), которая обеспечивает разгрузку боевой техники массой до 75 т и грузов непосредственно с верхней палубы на берег. Спущен на воду в 1970 году. Выведен из состава флота в 1994. Ожидает утилизации.

Океанский буксир USNS Mohawk (T-ATF-170). Спущен на воду в 1980. Сейчас законсервирован и находится в резерве. За ним стоят два фрегата типа "Оливер Хазард Перри".

Всего их на базе 9 единиц. Часть законсервирована и находится в резерве, часть готова к передаче/продаже, а несколько фрегатов ожидают утилизации. У некоторых из них закрашены бортовые номера, поэтому их довольно сложно идентифицировать.

Артиллерийский катер типа "Эшвилл"USS Canon (PG-90). Спущен на воду в 1967. Выведен из состава флота в 1977. Уже 20 лет ожидает того, что его заберут и превратят в музей.

Эскадренные миноносцы USS Forrest Sherman (DD-931) и USS Charles F. Adams (DDG-2). Оба головные суда своих типов. Оба должны были стать музеями. Причем с "Charles F. Adams" все было определено с самого начала, а вот у "Forrest Sherman" все пошло не так гладко.

После вывода его из состава флота, он несколько лет находился в резерве, а потом был продан на металлолом фирме из Массачусетса. Но купившая его компания вскоре обанкротилась и корабль чудесным образом избежал утилизации. После этого правительство решило его сохранить и внесла в список кораблей готовых для переоборудования в судно-музей. Осталось только найти кого-нибудь, кто заберет эскадренный миноносец и возьмет на себя финансирование проекта. Простояв в Филадельфии 11 лет, "Forrest Sherman", к сожалению, так и не наше новых владельцев и вновь был переведен в разряд металлолома. В 2011 году его отдали на "разграбление" волонтерам, которые занимаются восстановлением и поддержанием других кораблей-музеев. С него сняли все ценное и сейчас он ожидает утилизации.

Этот пассажирский паром на самом деле USNS Puerto Rico (HST-2).

За ним стоит покрашенный странным образом однотипный USNS Guam (HST-1). Это гражданские версии десантно-транспортных высокоскоростных судов-кактамаранов проекта "Спеархед". Они предназначены для переброски техники и личного состава на расстояние до 1 200 морских миль. Максимальная скорость 43 узла (80 км/ч).

Паромы были построены в 2007 году для компании Hawaii Superferry, которая перевозила пассажиров и автомобили между островами архипелага. В 2009 по решению суда деятельность компании была приостановлена. В 2011 паромы купило правительственное агенство и передало ВМС США.

Ну и гвоздь программы, который еле влез в кадр.

Это авианосец USS John F. Kennedy (CV-67), прозванный "Большим Джон" и "Зданием 67". Спущен на воду в 1967 году, выведен из состава флота в 2007. Это последний не атомный авианосец построенный для флота США.

Раньше гигантов было двое. Рядом с "John F. Kennedy" стоял USS Forrestal (CV-59). У меня даже . Но в 2013 году, прождав своего музейного будущего 10 лет и так и не дождавшись, "Forrestal " был продан за 1 цент и отбуксирован в Техас для дальнейшей утилизации. Теперь в Филадельфии остался только "Большой Джон".

Еще немного фото есть у меня на фликре и у Бадикова .

Если вы вдруг захотите туда поехать, то знайте, что база открыта для всех желающих только по будним дням с 10.00 до 18.00. В выходные туда не пустят. Фотографировать можно все, что угодно, но подняться на сами корабли не получится. Они закрыты для посетителей.

На днях главнокомандующий ВМФ РФ вице-адмирал Чирков заявил о том, что РФ ведет переговоры о возможности базирования кораблей флота на Кубе, Сейшелах и во Вьетнаме. Пресс-служба оборонно-мебельного ведомства министра Сердюкова тут же все опровергла – дескать, адмирал чудит, никаких военных баз в теплых странах у РФ нет и не будет. Но рассмотрим этот вопрос отвлеченно. В принципе, с сиюминутной точки зрения, полезнее всего была бы база на Сейшельских островах, поскольку в западной части Индийского океана сегодня постоянно находятся противолодочный корабль и два-три вспомогательных судна, занимающиеся борьбой с пиратством. Этой группировке не помещало бы какое-нибудь постоянное место базирования. Кроме того, база на Сейшелах теоретически могла бы пригодиться для возможного воздействия на исламские страны.

Что касается Кубы, то нахождение там российской военной инфраструктуры абсолютно бессмысленно. Если вдруг вспыхнет война между Россией и Соединенными Штатами, российская база на Кубе будет немедленно блокирована или уничтожена. База во Вьетнаме теоретически была бы полезна, превратившись в перевалочный пункт на пути в Индийский океан и в инструмент воздействия на ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который быстро превращается в геополитический центр мира. Но в первую очередь она обеспечивала бы давление на Китай, как это имело место раньше. Сейчас для Ханоя вопрос противостояния Китаю стал настолько острым, что вьетнамцы, несмотря на историческую память, готовы разрешить заходы в Камрань кораблей ВМС США. Российский флот ради решения задачи сдерживания Китая они тоже пустили бы.

Но вот вопрос: а что РФ направит в Камрань, на Сейшелы и на Кубу? В составе Тихоокеанского флота сегодня насчитывается шесть надводных кораблей океанской зоны, введенных в строй в период с 1985 по 1991 год. То есть самому “молодому” кораблю 21 год. Для столь “мощной” эскадры иметь зарубежные базы, мягко говоря, странно. Особенно учитывая тот факт, что она будет и дальше уменьшаться в связи с почтенным возрастом кораблей.

Для сравнения, тихоокеанский флот США располагает 53 кораблями классов крейсер, эсминец и фрегат, столько же эсминцев и фрегатов в ВМС Японии. У Республики Корея 21 фрегат и эсминец. Причем некоторые японские и южнокорейские корабли фактически являются крейсерами. Наконец, КНР обладают 80 эсминцами и фрегатами. При таком соотношении сил с ближайшими соседями думать о зарубежных базах несколько самонадеянно.

Пару лет назад “кремлевские” уже столкнулись с проблемой, когда триумфально арендовав базу в Севастополе аж до 2042 года, вдруг обнаружили, что там нечего будет размещать, ибо ситуация на Черноморском флоте еще хуже, чем на Тихоокеанском – там средний возраст кораблей далеко за 30. Для спасения ситуации было срочно развернуто строительство “новых старых” еще советских проектов подлодок 636 и фрегатов 11356. А зарубежные базы рассчитаны именно на океанские флоты.

Ситуация в ВМФ РФ гораздо хуже, чем в других видах вооруженных сил. РВСН, Сухопутные войска, ВВС и ПВО имеют некоторую возможность “вывернуться” и восстановиться за счет сочетания старых запасов и новых разработок. У флота таких шансов нет, его коллапс неизбежен. Старые корабли выбывают гораздо быстрее, чем вступают в строй новые. Причем списываются боевые единицы всех классов, в том числе океанской зоны. Строятся же крайне медленно и в очень незначительных количествах корабли морской зоны.

Главная забота отечественного ОПК даже не дефицит денег, а нехватка производственных мощностей, научных, инженерных, рабочих кадров. И наиболее остро это проявляется именно в кораблестроении. Руководящие страной и отраслью “эффективные менеджеры” не понимают этого в принципе. Они уверены, что можно дать несколько триллионов – и флот вырастет сам собой из воздуха. Кроме того, ВМФ недостает береговой инфраструктуры даже в собственной стране, причем еще с советских времен. Авианесущие крейсера “Минск” и “Новороссийск” в 80-е годы были загублены из-за того, что во Владивостоке для них так и не нашлось причальной стенки. Поэтому корабли всю свою короткую жизнь провели на рейде, бессмысленно расходуя моторесурс и топливо. В свете неготовности собственных баз аренда зарубежных представляется особенно неактуальной.

Немного фотографий списанных военных судов с базы технического обслуживания кораблей резерва (NISMF) в Филадельфии. Находится она на территории бывшей военно-морской верфи. Был там на днях и решил посмотреть, что изменилось за 3 года с моего последнего визита туда. Изменилось, надо сказать, не многое. Но кое-что новое там есть.

NISMF - это подразделение ВМС США, которое занимается выводом из эксплуатации и хранением военно-морских судов до определения их дальнейшей судьбы. А вариантов у них не так много: выведенное из состава ВМС судно может попасть в резерв (большинство туда и попадает), может превратиться в корабль-музей (тут нужна инициативная группа и много денег), может быть передано/продано другому государству (как правило стране-союзнице США), может стать морским рифом (с него снимут все лишнее и красиво затопят в каком-нибудь заливе), а может, что самое печальное, быть пущено на иголки (его разрежут на металлолом). На базе есть суда из всех категорий. Кого-то притащили совсем недавно, а кто-то ржавеет у причальной стенки уже больше 10 лет. В любом случае это уникальное место, где совершенно свободно можно изучать и фотографировать все стоящие там суда.

На фото троица ракетных крейсеров типа "Тикондерога". Слева USS Thomas S. Gates (CG-51). В центре головной корабль серии USS Ticonderoga (CG-47) - первый в мире ракетный крейсер с многофункциональной боевой информационно-управляющей системой "Иджис". Спущен на воду в 1981 году. Выведен из состава флота в 2004 году.

Справа знаменитый по инциденту в Черном море USS Yorktown (CG-48). В 1988 году он поигрывая мускулами вошел в территориальные воды СССР, но получил неожиданный отпор от советского сторожевого корабля "Беззаветный" (тот стал выталкивать своим корпусом значительно превосходящего по размерам американца) и вынужден был ретироваться. Почитать об этом эпизоде Холодной войны можно тут и тут.

"Thomas S. Gates" и "Yorktown" будут утилизированы, а "Ticonderoga" собираются сделать музеем. Правда собираются вот уже 10 лет как.

Вид на акваторию военно-морской верфи.

Сейчас там находится 24 судна. Это больше, чем флот многих государств.

Бывшее океанографическое судно-катамаран USNS Hayes (T-AGOR-16). Спущено на воду в 1971 году. В 1992 его переделали в гидроакустическое судно занимавшееся изучением шумов от подводных лодок.

Сейчас его статус непонятен. По одним данным оно ожидает утилизации, по другим находится на консервации.

Десантный транспорт-док типа "Остин" USS Nashville (LPD-13). Спущен на воду в 1967 году. В 2009 выведен из состава флота, законсервирован и сейчас находится в резерве.

А его брат USS Shreveport (LPD-12) ожидает утилизации.

Десантные грузовые суда типа "Чарльстон" USS El Paso (LKA-117), USS Charleston (LKA-113) и USS Mobile (LKA-115).

Суда выведены из состава флота, законсервированы и находятся в резерве.

Танкодесантный корабль типа "Ньюпорт" USS Boulder (LST-1190). Танкодесантные корабли типа "Ньюпорт" предназначены для транспортировки десантов с неплавающей (гусеничной и колесной) техникой и выгрузки их на необорудованное побережье без использования высадочных средств. Отличительная особенность этих кораблей - наличие выдвижной носовой аппарели (34,1 м), которая обеспечивает разгрузку боевой техники массой до 75 т и грузов непосредственно с верхней палубы на берег. Спущен на воду в 1970 году. Выведен из состава флота в 1994. Ожидает утилизации.

Океанский буксир USNS Mohawk (T-ATF-170). Спущен на воду в 1980. Сейчас законсервирован и находится в резерве. За ним стоят два фрегата типа "Оливер Хазард Перри".

Всего их на базе 9 единиц. Часть законсервирована и находится в резерве, часть готова к передаче/продаже, а несколько фрегатов ожидают утилизации. У некоторых из них закрашены бортовые номера, поэтому их довольно сложно идентифицировать.

Артиллерийский катер типа "Эшвилл"USS Canon (PG-90). Спущен на воду в 1967. Выведен из состава флота в 1977. Уже 20 лет ожидает того, что его заберут и превратят в музей.

Эскадренные миноносцы USS Forrest Sherman (DD-931) и USS Charles F. Adams (DDG-2). Оба головные суда своих типов. Оба должны были стать музеями. Причем с "Charles F. Adams" все было определено с самого начала, а вот у "Forrest Sherman" все пошло не так гладко.

После вывода его из состава флота, он несколько лет находился в резерве, а потом был продан на металлолом фирме из Массачусетса. Но купившая его компания вскоре обанкротилась и корабль чудесным образом избежал утилизации. После этого правительство решило его сохранить и внесла в список кораблей готовых для переоборудования в судно-музей. Осталось только найти кого-нибудь, кто заберет эскадренный миноносец и возьмет на себя финансирование проекта. Простояв в Филадельфии 11 лет, "Forrest Sherman", к сожалению, так и не наше новых владельцев и вновь был переведен в разряд металлолома. В 2011 году его отдали на "разграбление" волонтерам, которые занимаются восстановлением и поддержанием других кораблей-музеев. С него сняли все ценное и сейчас он ожидает утилизации.

Этот пассажирский паром на самом деле USNS Puerto Rico (HST-2).

За ним стоит покрашенный странным образом однотипный USNS Guam (HST-1). Это гражданские версии десантно-транспортных высокоскоростных судов-кактамаранов проекта "Спеархед". Они предназначены для переброски техники и личного состава на расстояние до 1 200 морских миль. Максимальная скорость 43 узла (80 км/ч).

Паромы были построены в 2007 году для компании Hawaii Superferry, которая перевозила пассажиров и автомобили между островами архипелага. В 2009 по решению суда деятельность компании была приостановлена. В 2011 паромы купило правительственное агенство и передало ВМС США.

Ну и гвоздь программы, который еле влез в кадр.

Это авианосец USS John F. Kennedy (CV-67), прозванный "Большим Джон" и "Зданием 67". Спущен на воду в 1967 году, выведен из состава флота в 2007. Это последний не атомный авианосец построенный для флота США.

Раньше гигантов было двое. Рядом с "John F. Kennedy" стоял USS Forrestal (CV-59). У меня даже есть их совместные фотографии. Но в 2013 году, прождав своего музейного будущего 10 лет и так и не дождавшись, "Forrestal " был продан за 1 цент и отбуксирован в Техас для дальнейшей утилизации. Теперь в Филадельфии остался только "Большой Джон".

Еще немного фото есть у меня на фликре и у Бадикова.

Призрачный флот на реке Потомак October 21st, 2018

В Mallows Bay на реке Потомак в штате Мериленд (США) покоится знаменитый "Призрачный флот" - это самое большое кладбище затонувших кораблей в Западном полушарии.

Как оно образовалось? Сейчас расскажу...

Фото 2.

Вступив в I Мировую войну, США не имели достаточного количества транспортных кораблей. Поэтому в 1917 году была запущена крупнейшая судостроительная программа, предусматривающая строительство 1 000 судов длиной 300 футов. Построить их должны были за 18 месяцев.
Из-за отсутствия надлежащего контроля качество работ оставляло желать лучшего. К тому же, для экономии времени и средств, при строительстве судов верфи использовали преимущественно дерево вместо металла. Спустя 18 месяцев было готово лишь 134 судна, из которых поставлено - 76. 260 судов были готовы наполовину.

Фото 3.

Эти корабли, в отличии от металлических собратьев оказались довольно хреновыми, судя по всему к началу 20-ого века опыт деревянного крупного кораблестроительства был подзабыт, корабли строили из сырого дерева, остойчивость добивали балластом, который съедал грузоподъемность, в итоге все это текло и плохо плавало.

Фото 4.

Война окончилась. Суда продолжали строиться, но никогда не были использованы по назначению. В итоге Конгресс принял решение о их продаже. Покупателем стала Western Marine & Salvage Company, которая попыталась их демонтировать и заработать на вторсырье и комплектующих материалах.

Фото 5.

Работы по демонтажу вызвали протесты местных жителей. Чтобы ускорить процесс 7 ноября 1925 года рабочие компании подожгли суда. Но и после этого работы продолжались еще несколько лет. Вскоре экономический кризис "добил" Western Marine & Salvage, и остатки около 100 судов навсегда остались покоиться в водах Mallows Bay.

Фото 6.

Ковырять металл из сгоревших остатков оказалось не так прибыльно, тут и великая депрессия и все забили на это дело, повторно попытались во время второй мировой и тоже забили на это дело, в последний раз к окончательному решению этого корабельного вопроса подошли в 60-е но контора допустила кучу экологических и других нарушений и дело было закрыто. Сейчас эти остатки превратились в живописные островки, которые облюбовали рыболовы и прочие каякеры.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.