Цитаты фредерика бегбедера.

  • В жизни бывает только одна большая любовь, все предшествующие ей любови - лишь проба пера, а все последующие - наверстывание упущенного. Что стоит на первом месте для молодого обеспеченного парижанина, беззаботного прожигателя жизни? Конечно же, любовь, причем единственная и неповторимая. Романтическая сказка, поведанная ироничным парижским снобом: таков роман Бегбедера, написанный буквально на одном дыхании.
  • | | (0)
    • Жанр:
    • Фредерик Бегбедер, всеевропейская литературная звезда, актор мировых бестселлеров «99 франков», «Любовь живет три года», «Windows on the World», «Романтический эгоист», прославился за эти годы своими скандальными визитами в Россию - с бурными похождениями по ночным клубам и модным барам обеих столиц. Именно о России он и написал свой новый роман. Выход его во Франции обернулся колоссальным скандалом.Бегбедер возвращает на сцену своего собственного двойника - героя романа «99 франков» по имени Октав Паранго. Успешный и циничный рекламист приезжает теперь в Россию: он ищет новое «рекламное лицо» для мирового гиганта косметической индустрии. Закружившись в вихре снега, красавиц и кокаина, Октав неожиданно для себя беззаветно влюбляется. В минуты отчаяния он исповедуется знакомому священнику в храме Христа Спасителя, попутно комментируя свои похождения. «Идеаль» - вывернутый наизнанку роман-исповедь в «русском» ключе, парадоксальный и ироничный текст о мире, подчиненном диктатуре моды, гламура и утонченного разврата. А еще - о любви: по Тургеневу и по Бегбедеру.
    • | | (0)
    • Серия:
    • Жанр:
    • «Каникулы в коме» – дерзкая и смешная карикатура на современную французскую богему, считающую себя центром Вселенной. На открытие новой дискотеки «Нужники» приглашены лучшие из лучших, сливки общества – артисты, художники, музыканты, топ-модели, дорогие шлюхи, сумасшедшие и дети. Среди приглашенных и Марк Марронье, который в этом безумном мире ищет любовь... и находит – правда, совсем не там, где ожидал.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • Французский писатель, журналист и критик Фредерик Бегбедер (р. 1965), хорошо известный российским читателям своими ироничными, провокационными романами, комментирует пятьдесят произведений, названных французами лучшими книгами XX века. Пятьдесят кратких, но емких и остроумных эссе, представляющих субъективную (а как же иначе!) точку зрения автора, познакомят читателя с «программными» произведениями минувшего столетия. Впервые на русском!
    • | | (0)
    • Серия:
    • Жанр:
    • Любовь живет три года – это закон природы. Так считает Марк Марронье, знакомый читателям по романам «99 франков» и «Каникулы в коме». Но причина его развода с женой никак не связана с законами природы, просто новая любовь захватывает его целиком, не оставляя места ничему другому. Однако Марк верит в свою теорию и поэтому с затаенным страхом ждет приближения роковой даты.
    • | | (1)
    • Жанр:
    • ""Деньги, всякие интриги, семейные неурядицы, невозможность любви, неизбежность смерти". Если у человека нет особых проблем, он должен себе их создать. Так мог бы звучать лозунг Фредерика Бегбедера денди и сноба, профессионального рекламщика, горячего сторонника коммунистов, писателя. Кроме того, он – один из тех пятисот избранных, без которых немыслима ночная жизнь Парижа.«Рассказики под экстази» рисуют картину общества, обреченного (по мнению автора) на гибель, что не помешает этому обществу существовать (как считает все тот же автор) долго и счастливо. Бегбедер особенно дорожит своей славой «литературного первооткрывателя» МДМА, или «экстази», занимающего в его книге почетное место – вплоть до заглавия.

    Знаменитый скандалист и бунтарь, звезда современной французской литературы, Фредерик Бегбедер, оказывается, в детстве получил религиозное воспитание. Теперь он снова и снова встречается с епископом Жан-Мишелем ди Фалько, чтобы поговорить на вечные темы. Из записей их страстных споров и родилась эта книга.

    «Я верую - Я тоже нет» (отсылка к песне французского шансонье Сержа Генсбура «Я тебя люблю - Я тебя тоже нет») - это увлеченный, живой разговор, к которому участники возвращались в течение трех лет, с 2001-го по 2004 год, обсуждая самые важные, животрепещущие темы человеческого бытия на фоне мировых катаклизмов и столкновений разных цивилизаций. Писатель-атеист и священнослужитель искренне и откровенно делятся своими переживаниями, попутно обсуждая все, чем дышит окружающий их мир.

    Windows on the World

    Спустя год после теракта, уничтожившего Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, Фредерик Бегбедер мучительно ищет слова, способные выразить невыразимое - ужас реальности, которая превзошла самые мрачные голливудские фантазии, - и одновременно стремится понять, как могла произойти самая чудовищная катастрофа в истории Америки и как нам всем жить в том новом мире, что возник на планете 11 сентября 2001 года.

    Воспоминания необразумившегося молодого человека

    В жизни бывает только одна большая любовь, все предшествующие ей любови - лишь проба пера, а все последующие - наверстывание упущенного". Что стоит на первом месте для молодого обеспеченного парижанина, беззаботного прожигателя жизни?

    Конечно же, любовь, причем единственная и неповторимая.

    Романтическая сказка, поведанная ироничным парижским снобом: таков роман Бегбедера, написанный буквально на одном дыхании.

    Идеаль

    Закружившись в вихре снега, красавиц и кокаина, Октав неожиданно для себя беззаветно влюбляется. В минуты отчаяния он исповедуется знакомому священнику в храме Христа Спасителя, попутно комментируя свои похождения.

    «Идеаль» - вывернутый наизнанку роман-исповедь в «русском» ключе, парадоксальный и ироничный текст о мире, подчиненном диктатуре моды, гламура и утонченного разврата. А еще - о любви: по Тургеневу и по Бегбедеру.

    Каникулы в коме

    «Каникулы в коме» - дерзкая и смешная карикатура на современную французскую богему, считающую себя центром Вселенной. На открытие новой дискотеки «Нужники» приглашены лучшие из лучших, сливки общества - артисты, художники, музыканты, топ-модели, дорогие шлюхи, сумасшедшие и дети. Среди приглашенных и Марк Марронье, который в этом безумном мире ищет любовь... и находит - правда, совсем не там, где ожидал.

    Любовь живет три года

    Любовь живет три года - это закон природы. Так считает Марк Марронье, знакомый читателям по романам «99 франков» и «Каникулы в коме».

    Но причина его развода с женой никак не связана с законами природы, просто новая любовь захватывает его целиком, не оставляя места ничему другому. Однако Марк верит в свою теорию и поэтому с затаенным страхом ждет приближения роковой даты.

    Романтический эгоист

    «Романтический эгоист» Бегбедера - это, по его собственным словам, «Лего из Эго»: под маской героя то исповедуется сам автор, то наговаривает на себя выдуманный писатель, пресыщенный славой.

    Клубы, где флиртует парижская литературная богема, пляжи и дискотеки модных курортов, «горячие кварталы» и престижные отели, светская и художественная жизнь крупнейших мегаполисов, включая Москву, - детали головоломки мелькают вперемешку с остроумными оценками нашей эпохи и ее героев на фоне смутного осознания надвигающегося краха.

    Французский роман

    «Французский роман» - книга автобиографическая. В основе ее реальная история из жизни автора: за употребление кокаина в общественном месте Фредерик Бегбедер, к тому времени уже знаменитый писатель, был задержан полицейскими и препровожден в тюрьму. Оказавшись в грязной тесной камере, он приходит в отчаяние. И внезапно, выплыв из глубин памяти, перед ним возникают воспоминания детства и юности, мрачные стены словно раздвигаются и на время исчезают, а на их месте одна за другой появляются картины прошлого, эпизоды из истории его семьи.

    «Французский роман» вызвал бурную дискуссию в прессе. Несомненные литературные достоинства этого произведения были отмечены престижной премией Ренодо за 2009 год.

    Идеальным парам успокаиваться противопоказано. Самосовершенствование – вот дальнейшее продолжение отношений, на самолюбование нет времени и сил. Улыбаться натужно и фальшиво не надо – рекламу фильмам есть, кому делать в Каннах.

    Фраза: «Если покинешь меня, я с собой покончу», – ознаменовала первый год совместной жизни в браке. – Фредерик Бегбедер

    Любовь понятие химическое. Слова, объясняющие ее природу малопонятные: норадреналин, люлиберин, фамин, пролактин и окситоцин.

    Икра утром, в обед и на ужин. Так долго не протянешь – надоест до тошноты такой вкусный, но ограниченный и однообразный рацион. Теперь представьте себя в браке. Разницы нет.

    Ф. Бегбедер: Напускные, шумные и публичные мероприятия ненавижу. Наилучшие праздники внутри каждого из нас.

    Третий год брака более стабилен и сбалансирован: «Если покинешь меня – я открою на радостях бутылку бургундского».

    В женщине возбуждает только красивая мордашка. Если вам доказывают прелесть, груди, стройность ножек, красоту бюста или филейной части, значит им попадались девушки с лицом дурнушки. Парни, чтоб не потерпеть фиаско, фокусировались на оставшихся частях женского тела.

    Продолжение лучших афоризмов и цитат Фредерика Бегбедера читайте на страницах:

    Вот вам простейший тест на влюбленность: если, проведя четыре-пять часов без вашей любовницы, вы начинаете по ней скучать, значит, вы не влюблены – иначе десяти минут разлуки хватило бы, чтобы ваша жизнь стала абсолютно невыносимой.

    Смерть – единственная встреча, не записанная в органайзере

    Человек стар, если сказал вчера девчонке, родившейся в 1976 году: Семьдесят шестой? Помню, в том году была засуха.

    Секс – большая лотерея: двое могут обожать это по отдельности и не словить кайфа вместе.

    Две самые ужасные фразы в мире, это: Мне надо с тобой поговорить и Надеюсь, мы останемся друзьями. Самое смешное, они всегда приводят к противоположному результату, ломая и беседу, и дружбу.

    Правда в том, что

    Лучший способ не жалеть о чем то – постараться это забыть.

    В первом браке ищешь совершенства, во втором хочется правды.

    Я так давно бегу, что не помню уже от чего.

    Мечтаю стать бумерангом. Тебя кидают, а ты им - обратно, в морду.

    Строишь замки из песка, потом прыгаешь на них двумя ногами и строишь снова, опять и опять, прекрасно зная, что океан их все равно слизнет.

    Я заметил: чем одареннее люди, тем они симпатичнее. Это правило без исключений.

    У комара век?один день, у розы?три. У кошки век тринадцать лет, у любви – три года. И ничего не попишешь. Сначала год страсти, потом год нежности и, наконец, год скуки.

    Любовь живет долго, только если каждый из любящих знает ей цену.

    Одиночество заставляет думать. Оно высвобождает слишком много времени для размышлений. А чем больше думаешь, тем становишься умнее – а значит и грустнее.

    Бабы и так круче нас, но если у них вдобавок есть ещё и чувство юмора, нам вообще крышка.

    Моя проблема в том, что ты ее решение

    Чтобы любовь жила вечно, достаточно забыть о времени.

    Прощайте, чудные мгновения, надо забыть пленительные прозвища, которыми мы называли друг друга, сжечь фотографии свадебного путешествия, выключать радио, услышав песню, если мы когда-то напевали ее вместе.

    Нет ничего уродливее мужчины, который мнит себя красавцем.

    Через сколько времени ты меня бросишь?

    Любовь живет три года

    Чем больше я зарабатываю, тем беднее становится моя жизнь.

    На второй год говорят: Если ты уйдешь, мне будет больно, но я выживу.

    Мечтаю стать бумерангом. Тебя кидают, а ты им -обратно, в морду.

    Как сделать, чтобы проснуться, если не спишь?!

    Сидя дома, мир не изменишь. Вместо того чтобы проклинать идущие мимо поезда, я предпочитаю сворачивать с маршрута самолеты.

    Месть – блюдо несъедобное.

    Романтический эгоист

    Каждому человеку нужно какое нибудь хобби – якобы с целью выйти из стресса, – но ты то прекрасно понимаешь, что на самом деле люди попросту пытаются выжить и не сойти с ума.

    Мы расстались так же, как поженились: не понимая толком почему.

    Вот она, значит, какая, взрослая жизнь: строить замки из песка, потом прыгать на них двумя ногами и строить снова, опять и опять, прекрасно зная, что океан их все равно слизнет.

    Я часто обвиняю других, чтобы не обвинять себя самого.

    Чтобы влюбиться по-настоящему, я слишком пресыщен; чтобы оставаться равнодушным – слишком чувствителен.

    В двадцать лет я думал, что знаю о жизни все. В тридцать выяснилось, что я не знал ничего. Десять лет я потратил, чтобы узнать то, что потом придется выбросить из головы.

    Развод – это потеря духовной невинности.

    Парни вроде меня, считавшие себя в детстве уродами, обычно так удивляются, пленив красивую девушку, что делают ей предложение, пожалуй, слишком поспешно.

    Ведь по-настоящему привлекают только слабости.

    Светские люди вообще одиночки, затерявшиеся в море смутно знакомых лиц.

    Своей душой славянской тонкой, я западаю на подонков…

    Я мертвый человек. Я просыпаюсь утром, и мне нестерпимо хочется одного – спать. Я одеваюсь в черное: ношу траур по себе. Траур по человеку, которым не стал

    Без тебя моя жизнь – зал ожидания.

    Любовь – источник проблем с дыхалкой.

    Самая главная проблема в жизни - это страдание, которое причиняешь, и самая изощрённая философия не может оправдать человека, истерзавшего сердце, которое его любило.

    Чтобы кадрить красивых девушек, не к чему с ними разговаривать. Надо делать вид, будто они не существуют.

    Бывают такие ночи, когда спать – непозволительная роскошь.

    Самые лучшие праздники – те, что происходят внутри нас.

    С возрастом люди не становятся счастливее - они просто опускают планку ниже, чем прежде.

    Любовь начинается с роз, а заканчивается шипами.

    Слишком слаб, чтобы долго быть женатым.

    Я обвиняю общество потребления в том, что оно сделало меня таким, какой я есть: ненасытным. Я обвиняю моих родителей в том, что они сделали меня таким, какой я есть: бесхребетным.

    Жалеют страдальцев, но не мучителей.

    Любовь начинается с роз, а заканчивается шипами.

    Вот она, значит, какая взрослая жизнь: строить замки из песка, потом прыгать на них двумя ногами и строить снова, опять и опять, прекрасно зная, что океан их все равно слизнет.

    Когда заставляешь страдать другого, хуже всего делаешь самому себе.

    Сегодня у кого есть деньги, те не имеют времени, а у кого есть время, не имеют денег.

    Если мужчина неуловим, то женщина - непобедима.

    В XX веке любовь – это телефон, который не звонит

    В XX веке любовь – это телефон, который не звонит.

    Любовь – это битва. Заранее проигранная.

    В отношениях с женщинами тебе надо научиться ставить себя на их место.

    Счастье есть, оно проще простого: это чье-то лицо.

    Любовь – непонятная штука. Когда видишь ее у других, ничего не понимаешь, и еще меньше – когда это случается с тобой.

    Очень надо было всю ночь убегать от самого себя, чтоб под конец быть настигнутым у себя дома?

    Я мертвый человек. Я просыпаюсь утром, и мне нестерпимо хочется одного – спать. Я одеваюсь в черное: ношу траур по себе. Траур по человеку, которым не стал.

    Я больше не улыбаюсь. Это выше моих сил.

    Я сторонюсь женщины, которая мне нравится, боюсь того, что меня притягивает, избегаю ту, что любит меня, и клею тех, кто мне на хрен не нужен…

    Я любил, и меня любили, но это никогда не совпадало по времени.