Манга, Манхва и Маньхуа - что это такое и с чем это едят? Аниме Ликбез: Чем японские комиксы отличаются от западных.

03Дек

Что такое Манга

Манга – это форма изобразительного искусства, которое выражается в виде комикса нарисованного в японском стиле. Простыми словами принято говорить что манга – это японские комиксы.

Манга – как культурное явление.

В последнее время манга стала популярна далеко за пределами Японии. Молодежная среда в Америке и странах Европы довольно быстро и тепло приняла данное направление в творчестве. В основном это связано с тем, что манга, является чем-то отличным от привычных комиксов, со своей восточной философией и стилем не похожим на остальные.

В самой же Японии, мангу не воспринимают как какое-то сугубо молодежное развлечение. В стране восходящего солнца мангу читают абсолютно все, будь то дети или пожилые люди. Данный вид творчества считается важной частью японской культуры. Художники и писатели манги считаются очень уважаемыми людьми и их профессия достойно оплачивается.

Для справки. Манга, хоть и получила широкое распространение после Второй мировой войны, на самом деле имеет очень древнюю историю. Естественно, что в более примитивном виде, но подобные графические «новеллы» существовали в Японии сотни лет назад.

Почему мангу читают люди разного возраста? Почему она популярна?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что манга не ограничивается рамками какого либо одного жанра, который может быть интересен только ограниченной группе людей. Манга может быть приключением, фантастикой, детективом, триллером, ужасом или даже эротикой, или порно (хентай). Из этого можно сделать вывод, что каждый человек может найти среди жанров манги именно то, что ему по вкусу.

Стоит отметить, что хотя с первого взгляда может показаться, что манга это просто развлекательное чтиво с картинками, на самом деле это не так. Многие представители этого жанра имеют очень глубокий смысл, ставят своих читателей перед глубокими философскими вопросами и проблемами современного общества.

Чем манга отличается от привычных комиксов?

Как мы уже знаем, данный вид творчества пришел к нам из Японии, и, следовательно, он имеет свой, особенный, так сказать азиатский стиль.

  • Персонажи манги, почти всегда имеют неестественно большие глаза, маленькие рты и аномальный цвет волос.
  • Эмоции в данных комиксах принято показывать гиперболизировано. К примеру, если персонаж плачет, то из его глаз будет литься целое ведро слез. Когда смеется, то глаза становятся маленькими щелями, а рот в свою очередь становится огромным, изображая оглушительный смех.

Манга и аниме. Как они связаны?

Ну, думаю что связь между этими двумя жанрами японского искусства, очевидна до безобразия. Они так сказать вытекают друг из друга. Естественно, что манга является прародителем такого направления как аниме. По большому счету, аниме это анимированная манга, перенесенная на экраны телевизоров.

В настоящее время довольно часто можно наблюдать, как на основе сюжетов манги создают аниме, и наоборот. Иногда это приводит к забавным ситуациям, когда сначала аниме снимают по манге, которая еще не окончена, серии мультфильма быстро догоняют по своего текстового собрата, после этого сюжет произведений разделяется, и мы получаем две разные концовки.

Всем привет!

Как вы уже поняли, началась Неделя детской и юношеской книги, няк. И уж не знаю удивлю ли я вас или нет, но я очень люблю читать книги хе-хе. И литературу я начала читать намного раньше чем мангу, хи-хи. Хоть я и до мозга костей являюсь анимешницей (весёленькая болезнь если честно), но даже сейчас продолжаю читать книги для подростков, десу.

Как вы, надеюсь, помните, я уже рассуждала на тему отличий между мангой и комиксами, и они действительно были. Ну, а сегодня мы поговорим (как вы уже поняли из названия) об отличиях и совпадениях между книгой и мангой.

Вы спросите: что вообще может быть между ними общего? На первый взгляд, действительно совершенно ничего. Книги пишут, а мангу рисуют. В основном, книги делают в твёрдом переплёте, мангу же всегда — в мягком. Книги пишут по всему миру, а хорошую мангу рисуют лишь японцы. Но, если подумать, и то, и другое занятие можно назвать искусством: ведь не каждый человек может написать хорошую книгу и нарисовать мангу. Это требует специальных навыков и жизненного опыта, потому что сюжет должен затягивать читателей будь то манга или книга.

В книге чувства героя описываются словами, словосочетаниями, а иногда ещё и иллюстрациями, в манге же есть определённые символы, которые показывают эмоции персонажей. Также нельзя забывать про выражение лица, поэтому, если вы не знаете этих символов, не переживайте, незнание не затруднит прочтение манги. Ко всему прочему, в манге, как и в книге, может описываться внутренний мир человека: его страдания и переживания — и это действительно очень захватывающее чтиво, ничуть не хуже книжного. Я перечитала действительно много манги разных жанров: от психологии и триллера до романтики и юмора.

Самой первой книгой (которую я прочитала самостоятельно), давшей начало всей этой любви к литературе была всем известная (надеюсь) «Мэри Поппинс». Ну а первой мангой, после которой я вообще начала погружаться в этот мир и узнавать что-то новое об этом, была «Корзинка фруктов». Сюжет описывать не буду, если станет интересно просто загуглите, бу-га-га-шеньки.

Аниме - это японская анимация, рассчитанная на подростковую и взрослую аудиторию и имеющая высокую популярность в мире. В аниме очень яркие, запоминающиеся персонажи, необычные фоны, особое построение сюжета. Аниме насчитывает почти вековую историю от персонажей, созданных Осамой Тэдзуки, которые были еще первыми попытками трансформировать диснеевскую мультипликацию до современных мультфильмов, пользующихся большой популярностью по всему миру.

Первоначально аниме были предназначены для детей, но со временем они превратились в нечто сложное, со своей сложной философией, с замысловатыми сюжетами, обсуждаемые проблемы стали сложней, поэтому эти мультфильмы немного поменяли свою аудиторию на более взрослую. Сначала появляются целые сериалы, рассчитанные на аудиторию 14 летнего возраста, затем рассчитанные на взрослых и людей преклонных лет.

У аниме есть свои особенности:

1) специфические жанры типа меха , которые строятся по своим собственным законам.

Меха - поджанр аниме, основным атрибутом которого являются огромные боевые человекоподобные машины.

2) Особенности рисунка (например многих персонажей в аниме отличают большие глаза, а вот нос и рот изображают обычными волнистыми линиями а волосы чаще всего разделены прядями).

3) Особенности сюжетов аниме. Во-первых, это их разнообразие, во-вторых, предсказуемость некоторых событий, скрещивание жанров (например, детектива и комедии), цикличность сюжета, огромную роль играет элемент фантастики и параллельных миров

4) Музыкальное сопровождение как правило происходит с помощью популярных азиатских исполнителей.

5) Форматы, в которых выпускается аниме (это телесериалы, фильмы, OVA - аниме, созданные специально для продажи на видеоносителях и ONA- аниме, предназначенные для трансляции в сети Интернет).

6) Все аниме строятся имеют одну структуру: вступление, начальная заставка, краткое содержание предыдущей части, первая часть аниме, интеремедия, вторая часть аниме, финальный ролик, кадры из следующих серий.

Сегодня аниме очень популярно в России. Сегодня люди не только смотрят мультфильмы, они также копируют персонажей этих мультфильмов, что называется касплей. Кроме этого в России создаются свои аниме-студии. Например, XL Media, Мега-Аниме, Reanimedia. Все это говорит о том, что аниме развивается и приобретает все больший охват по всему миру. Среди популярных аниме мы можем назвать мультик «Наруто», «Аватар: Легенда об Аанге.»

А чем же манга отличается от аниме?

Манга - или по-другому «гротески» - это веселые картинки. Возникновение этого термина связывают с эпохой конца 18 - начале 19 века. Известный художник - Кацусико Хокусай издал серию примечательных гравюр и назвал их мангой. Понятие манга вне Японии означает комиксы, изданные в Японии. Есть также аналоги манги в Корее, на Тайване, в Корее, в Гонконге и они носят названия манхва и маньхуа. Эти комиксы получили известность и в Европе: во Франции это «новая манга», в Америке - америманга, а в Англии -манга англоязычного происхождения.

Особенности манги:


1) по графике и литературному стилю отличается от западных комиксов. Манга развивалась под влиянием западных классических комиксов.

2) Сценарий расположения кадров в манге также особый. В изобразительной части акцент делается на линиях рисунка, а не на его форме. Рисунок может варьироваться от гротескного до реалистичного. Сходным моментом с аниме опять же является акцент на большие глаза персонажей. 3) Манга читается справа налево, как и вся китайская письменность. Очень часто мангу как бы «зазеркаливают», то есть делают удобной для европейского читателя.

4) В некоторых мангах мангаки не считают нужным определять сюжетную линию и делают так, что их герои в нескольких работах выстраивают один и те же отношения.

Благодаря своей лакончиности и плакатности в эпоху Второй мировой войны манга использовалась в качестве пропаганды идей гуманизма и соединения народов мира. В последнее время влияние манги существенно возросло. Манга развивается в Канаде, США, Германии, Франции, Польше.

Подтожим, аниме - это вид японской анимации, а вот манга - это комиксы. Но надо отдать должное, что аниме часто строится на принципах и идеях манги. Таким образом они взаимосвязаны. Манга наравне с аниме очень популярны в России. Следует помнить, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, так как сочетают в себе идеологические и философские взгляды японской культуры. Еще одной особенностью является то, что эти два понятия имеют свой замкнутый культурный пласт, целью которого является отражение культурно-идеологических символов японской культуры. Также они выступают в качестве преодоления межнационального барьера.

Европейские страны всерьёз озабочены тем, что некоторые, вполне взрослые люди, уходят от реальности с помощью японской анимации, или «аниме». Непосвящённый в тонкости человек может только рассмеяться: как можно зависеть от мультфильмов? Дело в том, что аниме не совсем мультфильмы в том понимании, к которому мы привыкли. Большинство рассчитаны на взрослую аудиторию, и зачастую содержат сцены жестокости и даже насилия, хотя тонкого юмора и философии там тоже предостаточно. Этим же грешат и манга – японские комиксы. Очень часто манга и аниме – это разные адаптации одних и тех же историй. Но разница между этими модными видами японской поп-культуры существенная.

Появление

Если идти от простого, аниме — это японская анимация. К слову говоря, «аниме»- это сокращение от английского «animation», хотя многие привыкли думать, что это слово имеет французские корни. В 1917 году в стране восходящего солнца появились первые мультфильмы, более традиционные для японской аудитории, чем американские. До семидесятых годов японские мультфильмы называли «манга-эйга», что опять же указывает на тесную взаимосвязь аниме и манги. В сегодняшнем развитии у аниме несколько видов: TV-сериал, фильм, OVA (аниме исключительно для видео), ONA (аниме для Интернета) и TV-Special (бонусная серия, часто не связанная с основным сюжетом).

Аниме

Манга появилось значительно раньше аниме. Первыми японскими комиксами можно считать картинки, посвящённые жизни животных, которые создал Тоба ещё в двенадцатом веке. Хотя само слово появилось только в 1814 году, художник Хокусай Кацусика использовал это название для своих «картинок из жизни». А чуть позже так стали называть все японские комиксы. То, что они завоевали популярность как среди самих японцев, так и по всему миру – заслуга Тэдзука Осаму, который определил характерный стиль прорисовки лиц как для манги, так и для аниме.


Манга

Характерные черты

В манге и аниме есть общие законы построения сюжета и прорисовки деталей, что делают их непохожими на европейскую или американскую анимацию. Во-первых, это лица. Традиция рисовать женственные, тонкие черты лица сложилась ещё в Японии ещё в древности, а увеличенные иногда почти круглые глаза – это признак юности и чистоты. В манге и аниме положительные герои всегда красивые, длинноногие и широкоглазые. Отрицательные персонажи могут иметь глаза, похожие на глаза хищных птиц, а то и вовсе прикрытые чёлкой или головным убором.

Что касается цвета, то традиция в манге – это чёрно-белые картинки, аниме же, за исключением первых опытов, всегда в цвете.

С сюжетом всё несколько сложнее. Манга – это текст, сопровождающий картинку. Текст этот должен быть ёмким, понятным, и с тоже время глубоким. Поэтому сюжет манги зачастую более захватывающий, чем сюжет аниме, созданного по той же истории. В аниме же – главное видеоряд, который отличается динамичностью, зачастую в ущерб основному сюжету. Особенно это заметно в аниме, основанных на японской мифологии, с обязательным философским подтекстом.

У аниме есть определённая структура, достаточно консервативная. Обязательно вступление (пролог), ролик-заставка, основной сюжет, финальный ролик-заставка и, наконец, кадры из следующей серии. Кстати, заставка должна длиться около полутора минут и сопровождаться оригинальной музыкой, написанной специально для аниме.

Манга – более распространённый вид искусства. В Японии комиксы сопровождают почти все печатные издания. Некоторые вообще выходят отдельными книгами. Манга создаются для разных возрастов:от детей, не умеющих толком читать, до пенсионеров. В создании японского комикса участвуют чаще всего два человека: автор и художник. Аниме – это целый штат сотрудников: режиссёры, художники, актёры, озвучивающие мультфильм. Как и любое кинотворчество, создание аниме достаточно затратное. И в Японии к нему относятся серьёзно. Актёры для озвучивания фильмов приглашаются профессиональные и знаменитые, нередко это звёзды эстрады.

И манга и аниме – по-своему интересны, недаром они снискали такую популярность среди наших соотечественников. Главное – не увлекаться, и помнить, что фантастические сюжеты – всего лишь плод воображения талантливых авторов.

Выводы сайт

  1. Аниме появилось в начеле двадцатого века, в то время, как манга известна ещё со средних веков.
  2. Аниме — это мультфильмы, а манга – это комиксы.
  3. Сюжеты манги более глубоки и интересны, сюжеты аниме несколько упрощены.
  4. Манга чаще чёрно-белая, аниме – в цвете.
  5. Над создание манги трудится всего несколько человек, создание аниме требует большого штата сотрудников, денежных и трудозотрат.

В западных языках принято разделять мангу (японские комиксы), манхва (корейские комиксы) и маньхуа. Однако в языках самих этих стран все эти слова записываются одинаковыми иероглифами и обозначают комиксы вообще. Если, например, китаец хочет подчеркнуть, что он говорит имеено о манге, а не маньхуа, то он скажет «комиксы (маньхуа) в японском стиле» (日式漫画). Слово впервые появилось в Японии в начале XIX века и дословно означает «гротески», «странные (или весёлые) картинки».

Итак, чем же отличаются манхва, манга и маньхуа друг от друга? Разбираемся!

Что такое манга - мы все прекрасно знаем, но кратко напомню:

Ма́нга (яп. 漫画 , マンガ, ˈmɑŋgə ) ж., скл. — японские комиксы, иногда называемые комикку (コミック ). Манга в той форме, в которой она существует в настоящее время, начинает развиваться после окончания Второй мировой войны,испытав сильное влияние западной традиции, однако, имеет глубокие корни в более раннем японском искусстве. В Японии мангу читают люди всех возрастов, она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика, бизнес и другие. С 1950-х годов манга превратилась в крупную отрасль японского книгоиздательства, с оборотами в 500 млн долларов в 2006 году. Она стала популярной и в остальном мире, особенно в США, где продажи по данным на 2006 год находились в районе 175—200 млн долларов. Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой, хотя существует и цветная, например, «Colorful», название которой переводится с английского как «красочный». По популярной манге, чаще всего длинным манга-сериалам (иногда неоконченным) снимается аниме. Сценарий экранизаций может претерпевать некоторые изменения: смягчаются, если есть, сцены схваток и боёв, убираются чересчур откровенные сцены. Художник, рисующий мангу, называется мангака, часто он же является и автором сценария. Если написание сценария берёт на себя отдельный человек, тогда такой сценарист называется гэнсакуся (или, точнее, манга-гэнсакуся ).

Манхва (кор. 만화 ) — корейские комиксы. Термин в Корее означает и анимационные мультфильмы, и комиксы, и карикатуру, а за её пределами обычно употребляется для обозначения исключительно корейских комиксов.

Корейская манхва очень похожа на японскую мангу и китайскую маньхуа. Они имеют много общих черт, но каждая обладает собственными особенностями — текст и графика согласуются с культурой и историей соответствующих стран. Манхва находилась под влиянием тяжелой новейшей истории Кореи, это повлияло на многообразие форм и жанров. Отталкиваясь от мэйнстрима, копирующего особенности манги, манхва развилась до авторских мини-историй, графически ориентированных работ и манхва-сериалов, распространяемых через интернет. На данный момент длинные сериалы интернет-манхвы на специальных порталах (например Media Daum) и личных страничках являются популярным ресурсом среди молодого поколения Кореи.

Манхва читается в том же направлении, что и книги на русском языке — горизонтально слева направо, потому что текст на хангыле обычно так и пишется, хотя иногда он может быть записан так же как японский и китайский — вертикально справа налево. Оба варианта читаются сверху вниз.

В отличие от Японии, анимация, основанная на манхве, в Корее всё ещё редка (несколько заметных хитов в конце 80-х и начале 90-х — Dooly the Little Dinosaur и Fly! Superboard ). Однако, манхва в последние годы часто экранизируется в телесериалы и фильмы. Full House , 2004, и Goong , 2006 — примеры лучших телесериалов такого рода за последнее время.

Маньхуа́ (кит. трад. 漫畫 , упр. 漫画 , пиньинь Mànhuà ) — китайские комиксы. Под этим понятием объединяют все комиксы, выпущенные в Китае (включая Тайвань и Гонконг), а также переводы японской манги на китайский язык. Несмотря на значительный рост производства маньхуа в материковом Китае, большинство комиксов по-прежнему выпускаются на Тайване и в Гонконге. Считается, что первым автором маньхуа был Томасу Чу (Tomasu Chew).

В своей книге Комиксы Гонконга: история маньхуа Вэньди Сюи Вонг пишет, что китайские комиксы «включают в себя карикатуры, комиксы и ляньхуаньту (традиционная китайская иллюстрированная книга рассказов с картинками) различных форм и стилей». Ляньхуаньту (连环图 — дословно «цепочка картинок», «связанные картинки») отличается от традиционных комиксов тем, что картинки в них занимают всю страницу и сопровождаются простыми подписями без «облачков».

Рисунки, напоминающие современные комиксы и карикатуры, существовали в Китае с древних времён и на протяжении всей его истории. Наиболее древние образцы подобных изображений сохранились в виде каменных барельефов и рисунков на гончарных изделиях, а также в виде сатирических рисунков эпохи Мин (1368—1644 н. э.) и Цин (1643—1911 н. э.). В качестве времени зарождения традиционных китайских маньхуа обычно полагают пространный период с 1867 по 1927 гг. Традиционные маньхуа активно развивались вплоть до «культурной революции» (1966—1976 гг.), фактически прервавшей естественное культурное развитие Китая на 10 лет. В это же время активно начали развиваться современные маньхуа в Гонконге и на Тайване — во многом под влиянием японской манги.

В 1980-е гг. искусство традиционных маньхуа стало понемногу возрождаться, однако в начале 1990-х гг. в материковый Китай стали проникать современные маньхуа из Гонконга и Тайваня и японская манга. Они стремительно завоевали рынок КНР, практически не оставив шансов традиционным китайским маньхуа. Сейчас многие в Китае, особенно, молодёжь, ассоциируют слово «маньхуа» только с современными комиксами. В 90-х гг. в КНР было крайне неразвито законодательство в отношении прав на интеллектуальную собственность, что привело к расцвету пиратских маньхуа. Китайское правительство отреагировало большой кампанией по упорядочиванию рынка маньхуа, в пылу борьбы с пиратством закрыв первый в КНР посвящённый манге и маньхуа журнал «Король комиксов» (《画书大王》). В то же время для защиты рынка правительство КНР запустило «Проект развития детских маньхуа в Китае» (сокращённо «Проект 5155»), благодаря которому в Китае появилось множество журналов комиксов и художников маньхуа. При этом в большинстве своём китайские материковые маньхуа до сих пор уступают в качестве и количестве маньхуа Гонконга и Тайваня, которые няряду с переводной японской мангой пользуются наибольшей популярностью у читателей КНР.

Классификация маньхуа довольно расплывчата и во многом пересекается с классификацией японской манги. В китайской Википедии маньхуа делится на следующие категории:

  • По читательской аудитории :
    • Маньхуа для мальчиков — отличаются военной, приключенческой или научно-фантастической тематикой. Основной аудиторией являются мальчики и юноши до 18 лет, однако среди читателей есть немало девочек и взрослых людей.
    • Маньхуа для девочек — отличаются тонкой и чёткой отрисовкой и тематикой школьных или любовных отношений. Основной аудиторией являются девочки до 18 лет, однако среди читателей есть немало мальчиков и взрослых людей.
    • Молодёжные маньхуа — ориентированы на молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. В содержании отражены вопросы взросления и любовных (в том числе сексуальных) отношений.
    • Женские маньхуа — ориентированы на домохозяек либо бизнес-леди. В содержании отражены проблемы более взрослой жизни, главными героями, как правило, являются взрослые мужчины и женщины.
    • Маньхуа для взрослых — ориентированы на людей старше 18 лет. В содержании затрагиваются различные вопросы, такие как политика, экономика, история, культура и др. Они также могут содержать изображения секса и насилия.
      • Эротические маньхуа
        • Лоликун (лоликон)
        • Чжэнтайкун (сётакон)
      • Порно-маньхуа (хентай)
При этом в маньхуа для девочек также могут быть войны, фантастика и приключения. В маньхуа для мальчиков также могут затрагиваться темы школьных отношений и любви с позиции мальчика. В детских маньхуа могут также появляться темы, характерные для взрослых маньхуа (за исключением секса).
  • По количеству изображений :
    • Одиночные маньхуа — состоят из одного рисунка, как правило, цветные с изображением человека либо пейзажа, очень редко содержат сюжет.
    • Короткие маньхуа — как правило, состоят всего из нескольких страниц, в журналах обычно целиком публикуются в одном номере.
    • Длинные маньхуа — длина практически неограничена, в журналах могут публиковаться частями в течение нескольких лет или даже нескольких десятков лет.
  • По теме :
    • Научно-фантаскические маньхуа .
    • Школьные маньхуа — маньхуа об отношениях школьников или студентов.
    • Фэнтези-маньхуа — действия происходят в абсолютно отличном от нашего мире.
    • Даньмэй-маньхуа (яой) — основной целевой аудиторией являются девушки и женщины, а также часть мужчин. Основная тематика — гомосексуальные отношения мужчин, какими они могут предстать в воображении женщины. Изначально появились в Японии, но затем распространились на китаеязычные регионы (включая Тайвань и КНР), где сейчас активно развивается движение додзиндзё (cм. додзинси).
  • По месту производства :
    • Тайваньские маньхуа — отличительной особенностью является добавление элементов традиционной китайской графики гунбихуа , а также чёрно-белым исполнением. Основные представители: Цай Чжичжун и Чжэн Вэнь.
    • Гонконгские маньхуа — тематика гонконгских маньхуа это, как правило, войны, драки, мафия — то есть, всё то что в кинематографе объединяется под понятием боевик. В Гонконге также призводится немало комических маньхуа. Основные представители: Ван Цзэ, Чэнь Моу, Хуан Юйлан и др.
Материковые маньхуа пока ещё не сформировали собственного стиля, в КНР наибольшей популярностью пользуются маньхуа из Гонконга и Тайваня, а также переводная японская манга.
  • По рейтингу возрастных ограничений
    • Маньхуа с рейтингом 1 — подходят для любого возраста, крайне ограниченное содержание насилия и отношений полов. На их издание, импорт и экспорт не накладываются ограничения (за исключением маньхуа, запрещённых для детей младше 18 лет; для подобной продукции необходимо составлять особую декларацию, а также взять обязательство не продавать её детям младше 18 лет).
    • Маньхуа с рейтингом 2 — не подходят для читателей моложе 21 года. В них содержится определённый контент секса и насилия, однако не превышающий границы, установленные международными правилами.
    • Маньхуа с рейтингом 3 — содержание секса и насилия превышает рамки международных правил, считаются неподходящими для читателй любого возраста. Во многих странах запрещено издание и распространение подобной продукции.

Согласно классификации Вэньди Сюи Вонг гонконгские маньхуа делятся на:

  • Сатирические и политические маньхуа
  • Комические маньхуа
  • Маньхуа-боевики
  • Детские маньхуа (маньхуа по мотивам древних китайских легенд)