Почему герман сошел с ума в повести,,пиковая дама". Вопрос: почему Германн из повести А.С

Герой повести «Пиковая дама» в эпилоге оказывается в больнице: «Германн сошел с ума, он сидит в Обуховской больнице в 17 номере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «3,7,туз,3,7, дама...».
В 1830 годы карты и мистика - вера в потусторонний мир, в чудесное и таинственное - поработили умы столичных дворян. Это увлечение имело под собой идеологическую почву. Время николаевского правления, искоренение свободной мысли, гонения и доносы, атмосфера предательства и лжи, создавали особую бездуховную атмосферу жизни. Карты стали отдушиной и имитацией жизни:в карточном мире бушевали свои страсти, ежедневно шла битва не на жизнь, а на смерть, шло испытание воли, мужества, чести.Мир карточных страстей подчинял человека.
У А.С.Пушкина была идеалистическая концепция об особой роли русской аристократии в общественной жизни. Но надежды на русскую аристократию не оправдались. Именно в «Пиковой даме» он рассчитывается со своими иллюзиями конца 1820- годов, когда возлагал надежды на родовое дворянство и клеймил новоявленных аристократов, порожденных петровским и послепетровским царствованиями.
Пушкин создает родословную древнего рода Томских, проследив этот род на протяжении почти столетия, показывает судьбу 3-х поколений графского рода. Бабушка-графиня с мужем жили праздно, не обременяя себя ничем. У них было четверо сыновей: «все четыре - отчаянные игроки». Один из них - отец молодого офицера- участника событий, действие которого происходит в 1830 году. Главное занятие внука - карточная игра.
История Томских - это деградация старинного дворянского рода. Это символ упадка, бессилия дворянства, они прожигают жизнь, сидя за карточным столом.Мир, окружающий Германна многозначен. Балы и карты до утра, но нам открывается второй лик столицы, враждебно настроенный по отношению к человеку.
Германн - основной образ-символ повести.Он - человек заурядный: молодой инженер, без роду без племени - сын обрусевшего немца. Жил аскетично, мечтал утроить или даже усемерить оставленный ему отцом скромный капитал. Единственное удовольствие - наблюдать за азартной игрой. Его философия лишена значительности, ей чужда поэзия. Смысл и содержание тайной жизни Германна раскрыты исторически и социально точно - он был в душе игрок.Он может сдерживать себя, потому что умеет выжидать.Им руководят азарт и расчет одновременно. Игрокам свойственен авантюризм.Тайная жизнь игрока Германа развивается и существует в двух планах - в реальном и обобщенном. В первом случае раскрывается погоня Германна за подвернувшимся ему случаем - узнать тайну 3-х карт и быстро увеличить свой капитал. В образе Германна, его поступках, его игре и раскрываются нам тайные пружины буржуазного века. Пушкин угадал характерную особенность сознания человека того общества, где все определяют деньги: он, этот человек, игрок. Вся жизнь, построенная на конкуренции, на борьбе одного человека с другим за счастье и свой капитал, есть поединок, есть игра, в которой кто-то выигрывает, кто-то обязательно проигрывает и гибнет.
Идеалы Германна, его погоня за призрачной тайной безумны, т.е. лишены смысла, это безумие, безрассудство.Можно вспомнить особенности характера Германна.(Три верные карты - расчет, умеренность, трудолюбие. По национальности - немец, по профессии- инженер, душа - Мефистофель, профиль - Наполеон.Три злодейства, страсти-сильные, воображение - огненное).
Мир, развративший Германна, убивший в нем личность, так же безумен.
Три последние карты, которые повторяет Герман, утверждает фатальную неизбежность поражения после первых удач. Вместо туза обязательно выйдет дама, игрок в решающий момент «обдернется», как «обдернулся» Герман, как «обдернулся» Наполеон в момент своей самой азартной ставки.«Наполеон-это символ эры индивидуализма, самоутверждения, это- гений века, рождающий безумие Германна».
Очень сложный вопрос,поэтому в 1 страничку не уложился.Думаю,что Вы выберете для сочинения нужный Вам материал.

почему Германн из повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" наказан сумасшествием?

Ответы:

Герой повести «Пиковая дама» в эпилоге оказывается в больнице: «Германн сошел с ума, он сидит в Обуховской больнице в 17 номере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «3,7,туз,3,7, дама...». В 1830 годы карты и мистика - вера в потусторонний мир, в чудесное и таинственное - поработили умы столичных дворян. Это увлечение имело под собой идеологическую почву. Время николаевского правления, искоренение свободной мысли, гонения и доносы, атмосфера предательства и лжи, создавали особую бездуховную атмосферу жизни. Карты стали отдушиной и имитацией жизни:в карточном мире бушевали свои страсти, ежедневно шла битва не на жизнь, а на смерть, шло испытание воли, мужества, чести.Мир карточных страстей подчинял человека. У А.С.Пушкина была идеалистическая концепция об особой роли русской аристократии в общественной жизни. Но надежды на русскую аристократию не оправдались. Именно в «Пиковой даме» он рассчитывается со своими иллюзиями конца 1820- годов, когда возлагал надежды на родовое дворянство и клеймил новоявленных аристократов, порожденных петровским и послепетровским царствованиями. Пушкин создает родословную древнего рода Томских, проследив этот род на протяжении почти столетия, показывает судьбу 3-х поколений графского рода. Бабушка-графиня с мужем жили праздно, не обременяя себя ничем. У них было четверо сыновей: «все четыре - отчаянные игроки». Один из них - отец молодого офицера- участника событий, действие которого происходит в 1830 году. Главное занятие внука - карточная игра. История Томских - это деградация старинного дворянского рода. Это символ упадка, бессилия дворянства, они прожигают жизнь, сидя за карточным столом.Мир, окружающий Германна многозначен. Балы и карты до утра, но нам открывается второй лик столицы, враждебно настроенный по отношению к человеку. Германн - основной образ-символ повести.Он - человек заурядный: молодой инженер, без роду без племени - сын обрусевшего немца. Жил аскетично, мечтал утроить или даже усемерить оставленный ему отцом скромный капитал. Единственное удовольствие - наблюдать за азартной игрой. Его философия лишена значительности, ей чужда поэзия. Смысл и содержание тайной жизни Германна раскрыты исторически и социально точно - он был в душе игрок.Он может сдерживать себя, потому что умеет выжидать.Им руководят азарт и расчет одновременно. Игрокам свойственен авантюризм.Тайная жизнь игрока Германа развивается и существует в двух планах - в реальном и обобщенном. В первом случае раскрывается погоня Германна за подвернувшимся ему случаем - узнать тайну 3-х карт и быстро увеличить свой капитал. В образе Германна, его поступках, его игре и раскрываются нам тайные пружины буржуазного века. Пушкин угадал характерную особенность сознания человека того общества, где все определяют деньги: он, этот человек, игрок. Вся жизнь, построенная на конкуренции, на борьбе одного человека с другим за счастье и свой капитал, есть поединок, есть игра, в которой кто-то выигрывает, кто-то обязательно проигрывает и гибнет. Идеалы Германна, его погоня за призрачной тайной безумны, т.е. лишены смысла, это безумие, безрассудство.Можно вспомнить особенности характера Германна.(Три верные карты - расчет, умеренность, трудолюбие. По национальности - немец, по профессии- инженер, душа - Мефистофель, профиль - Наполеон.Три злодейства, страсти-сильные, воображение - огненное). Мир, развративший Германна, убивший в нем личность, так же безумен. Три последние карты, которые повторяет Герман, утверждает фатальную неизбежность поражения после первых удач. Вместо туза обязательно выйдет дама, игрок в решающий момент «обдернется», как «обдернулся» Герман, как «обдернулся» Наполеон в момент своей самой азартной ставки.«Наполеон-это символ эры индивидуализма, самоутверждения, это- гений века, рождающий безумие Германна». Очень сложный вопрос,поэтому в 1 страничку не уложился.Думаю,что Вы выберете для сочинения нужный Вам материал.

Германн - молодой офицер («инженер»), центральный персонаж социально-философской повести, каждый из героев которой связан с определенной темой (Томский - с темой незаслуженного счастья; Лизавета Ивановна - с темой социального смирения; старая графиня - с темой судьбы) и наделен одной определяющей его и неизменной чертой. Г. - прежде всего расчетлив, разумен; это подчеркнуто и его немецким происхождением, и фамилией (имени его читатель не знает), и даже военной специальностью инженера.

Г. впервые появляется на страницах повести в эпизоде у конногвардейца Нарумова, - но, просиживая до 5 утра в обществе игроков, он никогда не играет - «Я не в состоянии жертвовать необходимым, в надежде приобрести излишнее». Честолюбие, сильные страсти, огненное воображение подавлены в нем твердостью воли. Выслушав историю Томского о трех картах, тайну которых 60 лет назад открыл его бабушке графине Анне Федотовне легендарный духовидец Сен-Жермен, он восклицает: не «Случай», а «Сказка!» - поскольку исключает возможность иррационального успеха.

Далее читатель видит Г. стоящим перед окнами бедной воспитанницы старой графини, Лизы; облик его романичен: бобро-вый воротник закрывает лицо, черные глаза сверкают, быстрый румянец вспыхивает на бледных щеках. Однако Г. - не галантный персонаж старого французского романа, что читает графиня, не роковой герой романа готического (которые графиня порицает), не действующее лицо скучно-мирного русского романа (принесенного ей Томским), даже не «литературный родственник» Эраста из повести Карамзина «Бедная Лиза». (На связь с этой повестью указывает не только имя бедной воспитанницы, но и «чужеземная» огласовка фамилии ее «соблазнителя».) Г. - скорее герой немецкого мещанского романа, откуда слово и слово заимствует свое первое письмо Лизе; это герой романа по расчету. Лиза нужна ему только как послушное орудие для осуществления хорошо обдуманного замысла - овладеть тайной трех карт.

Тут нет противоречия со сценой у Нарумова; человек буржуазной эпохи, Г. не переменился, не признал всевластие судьбы и торжество случая (на чем строится любая азартная игра - особенно фараон, в который 60 лет назад играла графиня). Просто, выслушав продолжение истории (о покойнике Чаплицком, которому Анна Федотовна открыла-таки секрет), Г. убедился в действенности тайны. Это логично; однократный успех может быть случайным; повторение случайности указывает на возможность превращения ее в закономерность; а закономерность можно «обсчитать», рационализировать, использовать. До сих пор тремя его козырями были - расчет, умеренность и аккуратность; отныне тайна и авантюризм парадоксальным образом соединились со все тем же расчетом, со все той же буржуазной жаждой денег.

И тут Г. страшным образом просчитывается. Бдва он вознамерился овладеть законом случайного, подчинить тайну своим целям, как тайна сама тут же овладела им. Эта зависимость, «подневольность» поступков и мыслей героя (которую сам он почти не замечает) начинает проявляться сразу - и во всем.

По возвращении от Нарумова ему снится сон об игре, в котором золото и ассигнации как бы демонизируются; затем, уже наяву, неведомая сила подводит его к дому старой графини. Жизнь и сознание Г. мгновенно и полностью подчиняются загадочной игре чисел, смысла которой читатель до поры до времени не понимает. Обдумывая, как завладеть тайной, Г. готов сделаться любовником восьмидесятилетней графини - ибо она умрет через неделю (т. е. через 7 дней) или через 2 дня (т. е. на 3-й) ; выигрыш может утроить, усемерить его капитал; через 2 дня (т. е. опять же на 3-й) он впервые является под окнами Лизы; через 7 дней она впервые ему улыбается - и так далее. Даже фамилия Г. - и та звучит теперь как странный, немецкий отголосок французского имени Сен-Жермен, от которого графиня получила тайну трех карт.

Но, едва намекнув на таинственные обстоятельства, рабом которых становится его герой, автор снова фокусирует внимание читателя на разумности, расчетливости, планомерности Г.; он продумывает все - вплоть до реакции Лизаветы Ивановны на его любовные письма. Добившись от нее согласия на свидание (а значит - получив подробный план дома и совет, как в него проникнуть), Г. пробирается в кабинет графини, дожидается ее возвращения с бала - и, напугав до полусмерти, пытается выведать желанный секрет. Доводы, которые он приводит в свою пользу, предельно разнообразны; от предложения «составить счастье моей жизни» до рассуждений о пользе бережливости; от готовности взять грех графини на свою душу, даже если он связан «с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором» до обещания почитать Анну Федотовну «как святыню» причем из рода в род. (Это парафраз литургического молитвословия «Воцарится Господь вовек, Бог твой, Сионе, в род и род».) Г. согласен на все, ибо ни во что не верит: ни в «пагубу вечного блаженства», ни в святыню; это только заклинательные формулы, «сакрально-юридические» условия возможного договора. Даже «нечто, похожее на угрызение совести», что отозвалось было в его сердце, когда он услышал шаги обманутой им Лизы, больше не способно в нем пробудиться; он окаменел, уподобился мертвой статуе.

Поняв, что графиня мертва, Г. пробирается в комнату Лизаветы Ивановны - не для того, чтобы покаяться перед ней, но для того, чтобы поставить все точки над «и»; развязать узел любовного сюжета, в котором более нет нужды, «...все это было не любовь! Деньги, - вот чего алкала его душа!» Суровая душа, - уточняет Пушкин. Почему же тогда дважды на протяжении одной главы (IV) автор наводит читателя на сравнение холодного Г. с Наполеоном, который для людей первой половины XIX в. воплощал представление о романтическом бесстрашии в игре с судьбой? Сначала Лиза вспоминает о разговоре с Томским (у Г. «лицо истинно романтическое» - «профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»), затем следует описание Г., сидящего на окне сложа руки и удивительно напоминающего портрет Наполеона...

Прежде всего Пушкин (как впоследствии и Гоголь) изображает новый, буржуазный, измельчавший мир. Хотя все страсти, символом которых в повести оказываются карты, остались прежними, но зло утратило свой «героический» облик, изменило масштаб. Наполеон жаждал славы - и смело шел на борьбу со всей Вселенной; современный «Наполеон», Г. жаждет денег - и хочет бухгалтерски обсчитать судьбу. «Прежний» Мефистофель бросал к ногам Фауста целый мир; «нынешний» Me-фисто способен только насмерть запугать старуху графиню незаряженным пистолетом (а современный Фауст из пушкинской ♦ Сцены из Фауста», 1826, с которой ассоциативно связана «Пиковая дама», смертельно скучает). Отсюда рукой подать до «наполеонизма» Родиона Раскольникова, объединенного с образом Г. узами литературного родства («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского); Раскольников ради идеи пожертвует старухой-процентщицей (такое же олицетворение судьбы, как старая графиня) и ее невинной сестрой Лизаветой Ивановной (имя бедной воспитанницы). Однако верно и обратное: зло измельчало, но осталось все тем же злом; «наполеоновская» поза Г., поза властелина судьбы, потерпевшего поражение, но не смирившегося с ним - скрещенные руки, - указывает на горделивое презрение к миру, что подчеркнуто «параллелью» с Лизой, сидящей напротив и смиренно сложившей руки крестом.

Впрочем, голос совести еще раз заговорит в Г. - спустя три дня после роковой ночи, во время отпевания невольно убитой мм старухи. Он решит попросить у нее прощения - но даже тут будет действовать из соображений моральной выгоды, а не из собственно моральных соображений. Усопшая может иметь вредное влияние на его жизнь - и лучше мысленно покаяться перед ней, чтобы избавиться от этого влияния.

И тут автор, который последовательно меняет литературную прописку своего героя (в первой главе он - потенциальный персонаж авантюрного романа; во второй - герой фантастической повести в духе Э.-Т.-А. Гофмана; в третьей ~ действующее лицо повести социально-бытовой, сюжет которой постепенно возвращается к своим авантюрным истокам), вновь резко «переключает» тональность повествования.