Пути совершенствования преподавания нвп на уроках обж. Новые подходы к преподаванию начальной военной подготовки

Патриотическое воспитание школьников всеми имеющимися средствами одна из основных задач учителя. Физическая и эстетическое развитие, подготовка к защите Отечества - главное на уроках и во внеурочной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на семинаре преподавателей ОБЖ по теме: « Основы военной подготовки на уроках ОБЖ в школе»

Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

А.В. Суворов.

Проблема патриотического воспитания молодежи и привитие основ военной подготовки актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части молодежи отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из юношей воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах молодых людей свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства. Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги.

Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности . Однако предмет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного воспитания практически ничего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в сфере среднего образования, т.е. в школе.

Важнейшими аспектами является психологическая подготовка и получение определенных навыков военной службы : подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности.

Любая система работы учителя складывается из четко и ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. Это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а, за счет взаимодействия с различными структурами, создавать открытое образовательное пространство.

Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель преподавания ОБЖ в школе вижу прежде всего в подготовке физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

Выделим четыре основных направления в нашей работе:

  • патриотическое воспитание;
  • военная подготовка;
  • физическое развитие;
  • эстетическое развитие.

Названные направления не могут не вызывать живого интереса учащихся, так как они вооружают их жизненно необходимыми знаниями, очень много дают в нравственном и физическом плане.

Реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города, области. Организуются встречи с ветеранами войн и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.

Военная подготовка – это изучение военного дела (строевая и стрелковая подготовка), военно-спортивные соревнования, экскурсии в воинские части, летняя военно-полевая практика. На занятиях по" Основам военной службы и ОБЖ" учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально- боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины. Занятия по огневой подготовке дают возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным.

К нашему большому сожалению, в последние годы не проводились пятидневные учебные сборы, которые на мой взгляд, являются одной из самых действенных форм ознакомления учащихся с основами военной службы. Изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения пятидневных учебных сборов в конце десятого года обучения. Тем самым, полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

Физическое развитие направлено на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека – это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвященные физической культуре и спорту, организацию спортивных соревнований.

Развитие коммуникативных умений , воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение театра и музеев города Вольска.

В силу своей специфичности военная служба относится к категории наиболее опасных профессий. Она требует от человека социально-психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации, характеризуемых риском для жизни и здоровья, дефицитом времени на принятие решения, большими физическими и психологическими нагрузками.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников, слабая система подготовки к службе в армии, недостаточные объёмы спортивной подготовки, отсутствие единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, недостаточное развитие военно - прикладных и технических видов спорта.

Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил .

1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины: - Вахта памяти в День Победы; - установка на стене школы мемориальных досок воинам, погибших в Афганистане.

2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной и локальных войн. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. Тесное сотрудничество у нас налажено с активно действующей в Вольске общественной организацией «Боевое братство».

3. Празднование памятных дат, участие в различных городских мероприятиях, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

4. Проведение конкурсов строевого смотра, военно-патриотической песни, турниры по стрелковому спорту, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

Военно-спортивные игры .

Движение «Пожарно-прикладной спорт» существует во имя благородной цели. Дети заняты полезным делом, приобщают к нему других школьников, учатся оказывать помощь себе и ближнему, попавшему в беду, знакомятся с работой спасателей, не будь которых, не откуда было бы ждать выручки в ЧС.

На следующий год мы планируем возродить военно-спортивную игру «Зарница». Военно-спортивная игра «Зарница »: - это сильные, смелые, ловкие, умелые. Такие мероприятия помогают формированию у ребят: - моральных и физических качеств; - это приобщение к военной службе; - приобретается умение сохранить жизнь, здоровье (своё собственное и других людей); - пропаганда безопасного образа жизни и личности безопасного типа; - нахождение оптимальных решений по преодолению ЧС; - системное общение со взрослыми на равных компенсирует дефицит общения между поколениями; - вера в себя, в друга, вера в самую большую, самую сильную, самую любимую, самую родную команду, которая называется – Россия.

Связь школьного и военного коллективов.

Экскурсии в музеи ВВУТ и Воздухоплавательного центра. Общение с военнослужащими, проходящими службу по контракту и курсантами, выпускниками 16 школы (вчерашними школьниками), которых ребята знают со школьной скамьи дает хороший результат. Зачастую идет переосмысление своего поведения в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ

, преподаватель-орагнизатор начальной военной подготовки высшей категории школы-гимназии № 6 имени Абая Кунанбаева г. Степногорска Акмолинской области

«Урок должен быть пронизан творчеством

и вместе с тем оставаться уроком»

Школьный курс начальной военной подготовки был и остается важной составляющей образовательного процесса. Как и любой другой урок, урок НВП должен быть современным, ярким, насыщенным, запоминающимся и для ученика и для учителя. Готовясь к очередному уроку, продумывая его этапы, любой учитель заранее продумывает методы и формы проведения урока, элементы педагогических технологий, которые он будет применять, какие компетенции он предполагает выработать у учащихся в процессе урока (цикла уроков), каков будет метод общения и управления классом в процессе урока (классный менеджмент) и так далее. Все эти понятия подчиняются целям урока и вытекающим из них задачам урока. Качественный урок - это хорошо продуманный урок, оформленный в поурочный план. Урок НВП имеет свои особые характеристики в сравнении с другими уроками школьного цикла, а именно, в отличие от таких предметов, как, например, математика, химия, он пригодится учащемуся не столько в его будущей профессии, сколько в повседневной жизни, нынешней и будущей. Урок НВП имеет скорее прикладной характер. На его прикладном характере будут основываться цели урока, и эта его особенность является связующей нитью урока НВП со всеми остальными предметами школьного цикла.

Современная методика преподавания НВП должна включать в себя не только нестандартный, творческий урок, но и обширную внеклассную деятельность, кружковую работу. Что, на мой взгляд, включают в себя новые подходы к преподаванию начальной военной подготовки:

7) Применение на уроках эвристических заданий.

Хотелось бы более подробно остановиться на проведении творческого урока НВП и внеклассной работе . Немного о целесообразности внедрения ИКТ на уроках начальной военной подготовки, их важности в формировании компетенций ученика. Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между различными предметами -естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Главные итоги применения ИКТ в учебном процессе:

· Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

· Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;

· Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;

· Появление и рост у учащихся познавательного интереса;

· Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании НВП – это не дань моде, а назревшая необходимость. ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения, владение информационными технологиями делает из преподавателя НВП Мастера с большой буквы.

На своих уроках я практикую не только теоретическую подготовку, использование практических умений и навыков, но и встречи с воинами-афганцами, которые в нашем городе оказывают действенную практическую помощь в воспитании подрастающего поколения. Стараюсь, чтобы такие уроки проходили на высоком эмоциональном уровне, что придает уроку особую эффективность, лучшую отдачу. Использую видеофрагменты, музыку, литературные отрывки. И делаю это с той целью, чтобы обогатить внутренний мир ученика. Ведь не секрет, что многие ученики сейчас мало читают, не владеют информацией о ВОВ, афганской войне, многих исторических событиях и т. д. Пример такого урока вы видите на экране, и я хотел бы привести небольшой фрагмент урока «Часовые Родины».

Теперь несколько слов о подготовке отряда ЮИД. В нашей школе, как и во всех школах города, широко развито юидовское движение, которому в Степногорске в этом году исполняется 30 лет. На протяжении последних восьми лет наша команда занимает первые места в городских, зональных соревнованиях и является призером областных соревнований ЮИД. Два года подряд команда занимала призовые места на республиканских соревнованиях. Залогом такого успеха является ежедневная подготовка команды по различным направлениям: строевая подготовка, медико-санитарная, правила дорожного движения и т. д., а также преемственность в работе отряда, которая заключается в участии в подготовке нового отряда членами команды более старшего возраста. Длительное время мы практикуем подготовку отряда, начиная с первого класса. Тем самым мы воспитываем в членах отряда такие качества, как дружба, упорство, стремление к победе, сотрудничество, патриотизм, лидерские качества. Кроме этого, команда постоянно участвует в показательных выступлениях на мероприятиях различного уровня, в парадах ко Дню Победы в ВОВ и т. д. Ежегодно мы практикуем многодневные походы с палатками, выезды в зоны отдыха.

Все это, несомненно, требует от учителя большой подготовки, затрат времени, душевных и физических сил. Но итоги работы стоят всего вышеперечисленного. В составе делегации Казахстана мы участвовали в Международном детско-молодежном слете «Империя дружбы: Печоры – граница, крепость и душа», где смогли проявить себя только с лучшей стороны. В программу слета входило и посещение государственной границы, и пограничной заставы, и древних крепостей и т. д. Естественно, что в это время проходили и военно-спортивные состязания.

В прошлом году к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне мы смогли собрать группу из 35 человек и посетить города-герои Москву и Санкт-Петербург, побывать возле Вечного огня, на Поклонной горе, в Центральном Музее Великой Отечественной войны и т. д.

Нельзя не сказать и о том, что для того, чтобы вести такую обширную работу, учитель сам должен самосовершенствоваться, участвовать в различных творческих конкурсах, мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства , повышать свою квалификацию, в том числе и на дистанционных курсах, дистанционных педагогических конференциях, что позволяет общаться с огромным количеством коллег, разрешать многие педагогические проблемы и т. д.

Все это в совокупности позволяет более эффективно проводить патриотическую работу среди учащихся разных возрастов, воспитывать в них чувство гордости за свою школу, свой город, свою Республику, гражданскую ответственность . А это значит, что каждый из них вырастет настоящим патриотом своей Родины.


Пути Совершенствования НВП.

Повышение эффективности НВП в первую очередь зависит от совершенствования его содержания, от улучшения военно-патриотического воспитания и психологической подготовки призывной молодёжи к военной службы. В армию должны поступать не только знающие и умеющие, но одновременно обладающие определённым минимумом морально-психологических качеств. Дальнейшее совершенствование необходимо в связи с непрерывным изменением оружия и боевой техники, способов выполнения боевых задач с тенденцией к разделению воинского труда и дифференциацией по профессиональному признаку. Важным фактором совершенствования обучения является внедрение новых дидактических средств приёмов и методов. Качества подготовки специалистов возрастает, когда наряду с фронтальным обучением ведётся подготовка по индивидуальным планам на основе заданий, которые определяются в зависимости от уровня развития и познавательных возможностей учеников. Эффективность повышается при применении методов взаимного обучения. В интересах интенсификации НВП и повышения её качества важно творчески использовать внеурочные формы, экскурсии, соревнования. Посещение воинских частей с организацией показанных занятий в воинской части. В педагогическом мастерстве можно выделить три структурных элемента: мастерство методиста и мастерство воспитателя, педагогическая техника.

Навыки и умения организовать учебные занятия.

Умение поддержать контакт с аудиторией.

Умение проводить разбор занятий.

Сочетание фронтального обучения с индивидуальным подходом к каждому обучаемому.

Важное средство развития у юношей интереса к занятиям и активизации их мышления-Новизна. Особенно активный интерес у молодёжи появляется к боевой технике, оружию, их непосредственному применению. Поэтому сокращение обеспечения учебных заведений учебным оружием и вооружением снижает уровень познаваемости и заинтересованности в изучении предмета НВП.

Подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников.

По нашему мнению, в понятие »патриотическое воспитание младших школьников» правомерно включать воспитание нижеследующих чувств, убеждений и нравственных качеств учащихся: любовь к земле отцов и природе родного края, к своему народу и своей Родине: любовь к родному языку, благородное чувство национальной гордости; любовь к культуре своего народа: литературе, искусству, памятникам культуры, героическому прошлому Отчизны: делу своего государства, самопожертвованию в борьбе за честь и независимость Родины; добросовестный труд на пользу общества; выполнение своих обязанностей и высоконравственное патриотическое поведение в школе, дома, на улице и в общественных местах; чувство дружбы и уважения к сверстникам и старшему поколению.

Великое чувство любви к своей Родине проявляет себя, когда Отечество становится свободным, когда люди берут в свои руки его настоящее и будущее. Чувство патриотизма выражает стремление человека сделать Отчизну сильной, процветающей, могучей, оно предопределяет готовность решительно выступать на защиту Родины от всякого рода посягательств.

Вместе с тем патриотизм -это и глубокая сыновняя привязанность к родным местам, где человек появился на свет и где находятся могилы его предков. Патриотизм является не только нравственным чувством, но и глубоко осознанным пониманием идеи любви к Родине. Эта идея является одним из важнейших принципов казахстанского патриотизма.

Казахстанский патриотизм - это глубоко осознанная любовь к Родине, к своему народу понимание неразрывности своих интересов с ними, чувство гордости за свою страну, её достижения и постоянная готовность отдать все свои силы, а если понадобится и жизнь для его блага и её процветания. В каждом человеке должно жить чувство Родины. С этим словом ассоциируют не только бескрайние просторы родного края, родительский дом, родные песни и родные обычаи, но и имена великих её сыновей, как Шокана Валиханова. Кенесары Касымова, Абая, Сакена Сейфулина, многих других замечательных сынов Отечества. На протяжении многих веков наши предки, находясь, в суровых условиях отстаивали свои территории. В настоящее время молодому поколению для защиты единства и независимости нашего государства необходимо прививать дух героизма, основанный нашими предками. Дошедшие через века до нас песни и легенды о батырах, играют важную роль в формировании у нашего поколения любви к своему народу, земле. Содержание этих произведений народа пронизаны любовью к своему народу, к земле, традициям. Любовь и преданность Родине не носит созерцательного характера, а является могучем движущей силой построения нового общества и его защиты.

Какова ты, солдатская жизнь?

Этот вопрос волнует многих парней, которым в ближайшем будущем предстоит выполнять свой воинский долг в рядах Вооруженных Сил. Но не все они и не всегда находят правильный и верный ответ.

Ведь зачастую информацию об армии призывники и допризывники получают из некомпетентных источников и, как правило, негативного характера, что уже само по себе влияет на настрой будущих солдат. Этот факт говорит о том, что ребята на уроках НВП. с ответственностью и серьёзностью готовят себя к военной службе. Это требует от солдат безошибочных действий в любой экстремальной ситуации, умения правильно согласно Уставу гарнизонной и караульной службы применять в случае необходимости оружие, владеть штыком и прикладом, быть сильным и выносливым. Готовить сознательных умелых и мужественных защитников своей Отчизны.

Преподаватель-Организатор НВП: В.И. Поташин

Выступая на пресс-конференции по поводу административной реформы своего ведомства, глава МЧС по просьбе «УГ» прокомментировал нашумевший законопроект, принятый Госдумой в первом чтении. В свое время НВП в школьной программе была заменена Основами безопасности жизнедеятельности. И самое непосредственное участие в разработке и становлении этого курса принимали специалисты МЧС. Теперь, с «легкой» руки депутатов, старшеклассникам, возможно, снова придется собирать и разбирать на уроках автомат Калашникова. Как к такой перспективе относится министерство?

Для преподавания ОБЖ мы за последние несколько лет создали серьезную базу. Выпущены учебники для школ и вузов. Я абсолютно убежден, что этот предмет нужен и важен, - говорит Сергей Кужугетович. - Каждый человек должен знать, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, чтобы спасти если не других, то хотя бы собственную жизнь.

Я никогда не вмешиваюсь в дела своих коллег, но если они считают, что НВП действительно необходимо вводить в школьную программу, то это нужно делать очень взвешенно и осторожно. И это должна быть такая начальная военная подготовка, которая нужна сейчас, в современных условиях, а не та, что была 10-15 лет назад.

Говоря об административной реформе, Сергей Шойгу отметил, что еще пять лет назад из-за недостаточного финансирования министерство начало укрупнять свои подразделения. Сокращение затронуло и войска гражданской обороны, и центральный аппарат МЧС. Сэкономленные средства были направлены на закупку техники и повышение зарплат сотрудникам, что позволило привлечь на работу в министерство специалистов высокого уровня. Сегодня в его штате трудится 371 тысяча человек. Но это еще не все силы гражданской обороны. К ним нужно прибавить 68 тысяч преподавателей школ и вузов, а также 7,5 тысячи спасателей-добровольцев из студенческих отрядов.

Причем специалисты МЧС не сидят сложа руки в ожидании стихийных бедствий, а делают все, чтобы свести возможный ущерб к минимуму. Например, перед паводком 2003 года тысячи людей занимались укреплением дамб, проверкой мостов и переноской захоронений сибирской язвы.

Не было неожиданностью для спасателей и нынешнее землетрясение в Республике Алтай. Однако оно удивило их своими масштабами. По прогнозам МЧС, сила толчков не должна была превысить 4 баллов по шкале Рихтера. Исходя из теории вероятности, считает Сергей Шойгу, то, что случилось на Алтае, может произойти только один раз в две тысячи лет.

Как выяснилось, школы и больницы, разрушенные в результате землетрясения, были построены из таких материалов, которые в принципе нельзя использовать в сейсмоактивных зонах. Теперь на их месте будут возводиться новые. Этот процесс возьмут под свой контроль МЧС, Госстрой, Минобразование и Минздрав.

Заполнить заявку у нас на сайте

Для оформления заявки на изготовление документа Вам необходимо будет заполнить форму заказа у нас на сайте или скачать анкету (находится в шапке сайта), заполнить ее и заполненную отправить нам на электронную почту: [email protected] Просим очень внимательно отнестись к заполнению формы заказа. Если появляются какие-то вопросы при оформлении, просим эти строчки в форме не заполнять. Наши менеджеры Вам перезвонят и в телефонном режиме помогут это сделать.

Связь с менеджером для уточнения всех деталей

Получив от Вас заявку на изготовление документа, наш менеджер связывается С Вами, проверяет правильность заполнения всех указанных данных в анкете и уточняет все детали по Вашему заказу. Он так же даёт полную квалифицированную консультацию по всем возникшим вопросам при оформлении заказа.

Изготовление "макета" документа для утверждения

В течение нескольких дней (обычно около 1-2 дня, в зависимости от выбранного Вами качества бланка), нами изготавливается так называемый «макет» Вашего диплома, аттестата или любого другого документа. Это будет полностью заполненный документ в электронном виде, со всеми Вашими данными, оценками по предметам, темой дипломной или выпускной работы в тд. На этом этапе Вы должны проверить все заполненные данные и утвердить «макет» для изготовления оригинала документа. Если захотите внести какие-либо коррективы (улучшить или ухудшить оценки по предметам, изменить название дипломной или выпускной работы н т д.). Вы это проговариваете по телефону ведущему Вас менеджеру или в письменном виде пишите на электронную почту все свои пожелания или изменения.

Полная готовность документа

После утверждения «макета», полная готовность документа обычно занимает 2-4 дня для настоящих бланков фабрики Гознак и 1-2 дня для бланков на Типографской копии. Когда Ваш документ будет полностью готов, мы его снимем на фото, видео, можем под ультрафиолетовой лампой (актуально для настоящих бланков фабрики Гознак), чтобы Вы наглядно смогли увидеть полную готовность и подлинность Вашего документа дистанционно. Далее, начинаем договариваться о подходящем для Вас способе доставки.

Доставка документа

В ряде больших городов России, у нас есть представители нашей компании, которые сами подвезут готовый документ в удобное для Вас место и Вы в спокойной обстановке сможете его еще раз проверить и убедиться в его качестве. После этого сделать оплату. Этот вариант хорош ещё и тем, что курьер нашей компании, для встречи с клиентом, может взять с собой лампу с ультрафиолетовым излучением, чтобы Вы еще раз смогли полностью убедиться в оригинальности и качестве своего документа (при заказе настоящего бланка ГОЭНАК). Хорошую типографию за настоящий Гознак никогда не выдавали. В города и населенные пункты, в которых нет наших представительств, документ отправляем с помощью курьерских служб наложенным платежом (DHL, Пони Экспресс, EMS). Оплата происходит при получении документа на руки.