Социально-педагогическая профилактика. Уровни профилактики, способы предупредительной социально-педагогической деятельности

. Теоретический материал для изучения

сущность и методы социально-педагогической профилактики;

41 Сущность и методы социально-педагогической профилактики

В каждой конкретной ситуации социально-педагогической деятельности перед социальным педагогом стоит не только проблема выбора оптимальных и эффективных технологий, методик, методов решения проблемы, ал ле и предотвращения или ограничения негативных социальных явлений и их последствий.

Деятельность, направленная на предотвращение возникновения, распространения или обострению проблем и негативных явлений называется социальной профилактикой (от греч ргоригу1акисо8 - мера). Термин"профилактика"заимствован из медицинских знаний, но широко используется в педагогической науке. Составной социальной профилактики является педагогическая, правоохор. Ронни и медико-оздоровительная профилактик профілактика

Осуществление социальным педагогом комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения патологий в обществе (алкоголизм, пьянство, наркомания, проституция и др.) и их последствий ов (противоправное, аддиктивное, девиантное, суицидальное поведение, безнадзорность детей, насилие, незанятость т.д.) называется превентивной (превенция - предупреждение, предостережение) социально-педагогической й работой. При этом на превентивном уровне профилактика обеспечит предупреждения возникновения различных отклонений - нравственного, физического, психологического и социального аспектеів.

Целью социальной профилактики является не только предупреждение проблем и негативных явлений, но и создание условий для полноценного функционирования общества и жизнедеятельности отдельных лиц

Основными направлениями профилактики являются:

o предупреждения возможных социальных проблем в отдельных лиц или групп риска;

o сохранение, поддержку и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

o содействие в достижении целей и раскрытии внутренних потенциалов, ресурсных возможностей людей

Выполняя профилактическую функцию социально-педагогической деятельности, специалист:

Организует систему профилактических мероприятий по предупреждению отклонений в поведении;

Влияет на формирование морально-правовой устойчивости личности;

Организует систему мер социально-педагогического оздоровления детей, молодежи и неблагополучных семей

Недостатком профилактики является то, что она не устраняет индивидуальных проблем личности и не помогает защитить ее от негативного влияния социальных факторов. Используя различные методы профилак ческой работы, социальный педагог выполняет просветительскую роль, учит положительного опыта формирования здорового образа жизни, воспитывает те ценности у человека, которые помогут удовлетворить свои потребности нешкид ным чином.

зависимости от стадии развития проблемы, профилактические меры можно разделить на три типа: первичную, вторичную, третичную

. Первичная профилактика направляется на сохранение и развитие условий, обеспечивающих здоровье, на сохранение жизни людей, на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды. Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективною.

Задачей вторичной (ранней) профилактики является деятельность направлена??на предотвращение возможных нарушений моральной регуляции. Показателем необходимости профилактических мероприятий является характер поведения, который наносит является вред обществу или интересам отдельных лиц (агрессивность, грубость, лживость, леность, драчливость и др.). Нарушения поведения свидетельствует об искажении ценностных ориентаций и недостатки внутрен их регуляторов поведения человекини.

. Третичная, или целенаправленная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на коррекцию поведения, ее переориентацию, а также реабилитацию

Выделяют три уровня профилактики:

1. Общегосударственный, который предусматривает деятельность государства, общества, институтов, направленную на решение противоречий в области экономики, социальной жизни, морально-духовной сфере и др. реализации ия профилактической работы проводится в виде комплексных профилактических программ, кампаний в средствах массовой информации, координированной деятельности сети установоков.

2 специальных уровень состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Профилактика осуществляется в виде специальных программ, мероприятий, окр ремих действий в рамках учреждения или организацииії.

3 индивидуальных уровень - это комплекс мероприятий, направленных на отдельную личность, поведение которой имеет признаки проблематичности

распространенными методами профилактики выступают: профилактически-консультативный беседа; диспуты, постоянное наблюдение; теоретические конференции, вечера вопросов и ответов, устные журналы, профилак ские тренинги стимулирование развития новых навыков, моделей поведения; метод нейтрализации конфликтной ситуации, телефоны доверия и анонимные консультации, помощь психиатра, волонтерская работа и и.

Профилактические беседы является распространенным методом социально-педагогической деятельности. Индивидуальная вербализация проблемы очень важна потому, что человек начинает слушать не всех вокруг себя, а себя. Эффективность тивность беседы зависит от соблюдения следующих этаповв:

Первый этап (начальный) - установление эмоциональных контактов с собеседником, проявляя толерантность в общении

Второй этап - установление условия и причины проблемы

Третий этап - формирование новой модели поведения, которая позволила бы предупредить негативное развитие события

Четвертый этап (заключительный) - внутреннее принятие клиентом новой модели поведения и настройки на успех

Во время беседы просят охарактеризовать проблему, рассказать об отношениях с близкими и сотрудниками, о планах на будущее, о поведении во время конфликта и в стрессовых ситуациях, какие качества хар рактеру ценятся в других людях. Социальный педагог должен проявлять деликатность и убедительность чтобы привлечь клиента в процесс совершенствования, развивать положительные качеі.

. Диспут - метод влияния на становление личности, выработка ее позитивной жизненной позиции. Диспут пройдет интересным и эффективным тогда, когда участники ознакомятся с рекомендованной литературой, а социальный пе едагога составит план, определит цель, подготовит ряд вопросов к обсуждаемой теми.

. Теоретическая конференция проводится с целью расширения научного мировоззрения, общеобразовательного уровня. Проведение конференции требует тщательной подготовки: 1) обнародование даты, времени и места проведения; 2) объявление тематики и доклада и выступлений, 3) определение списка рекомендованной литературы. Методика проведения конференции такова: короткое выступление руководителя, 2-3 доклада по 15-20 мин, обсуждение докладов, подведение. Длит умкиків.

Проведение вечеров вопросов и ответов требует значительной подготовительной работы: сбор и систематизация вопросов, подбор лекторов и консультантов, определения последовательности их выступлений. На такие меры стоит то приглашать не более 3-4 консультантов, чтобы не рассеивать внимание и не утомлять аудиториейю.

. Устный журнал состоит из нескольких страниц-устных выступлений, сообщений на 15-20 мин. Все слушатели могут выступать в разных ролях: лектора, докладчика, оппонента, комментатора, обозревателя. Содержание каждой страницы раскрыто иваеться в различных формах - выступления интересных людей, ответы на вопросы, декламации стихов, исполнение песен, разыгрывание сцен, обзор статей, периодической прессси.

Профилактика должна строиться на основе принципов целенаправленности, плановости, доступности, непрерывности. Основным принципом в профилактической социально-педагогической деятельности выступает принцип оп ори на положительные качества личности и педагогического оптимизмам.

Таким образом, проведение профилактики - не кратковременная кампания, а целенаправленный социально-педагогический процесс, который осуществляется планомерно, постоянно, с комплексным охватом различных сфер життедиял льности человека с целью приобретения знаний о негативном влиянии явлений и событий общества. Успешность социально-педагогической профилактики зависит от социальной политики, деятельности учреждений образования, охраны здоровья, работы правоохранительных органов и работников культуры, средств массовой информации тощо.

Овладение специфическими знаниями – обучающий семинар-практикум для педагогов "Современные методы профилактики СОЗ среди учащихся", рассчитанный на 8 часов.

Тематика занятий:

Лекция врача-нарколога "Признаки злоупотребления ПАВ. Действия педагога в случае обнаружения злоупотребления учащимися ПАВ";

Психологический семинар-практикум "Способы вовлечения родителей в совместную деятельность по профилактике социально обусловленных заболеваний";

Семинар-практикум "Формы и методы работы с группами учащихся разного возраста по профилактике СОЗ";

Психологический семинар-практикум "Психологические механизмы формирования зависимости".

Повышение профессиональной компетентности педагогов - тренинг профессиональной компетентности для педагогов "Ассертивность, профессиональное общение, эмоциональная саморегуляция", рассчитанный на 8 часов.

Тематика занятий:

Психологический семинар-практикум "Учитель и проблемы дисциплины";

Семинар-тренинг "Целеполагание, планирование, эмоциональная саморегуляция педагога".

Подготовка специалистов для педагогического профилактического актива осуществлялась в ходе областного фестиваля профилактических программ "Поколение плюс", семинара "Раннее выявление подростков, употребляющих наркотические вещества", "Социальная педагогика: проблемы и перспективы", конференции "Социально-педагогическая работа в школе: проблемы, возможности, перспективы".

В результате работы по подготовке педагогов к осуществлению профилактики употребления ПАВ были получены следующие результаты:

Возросла информированность педагогов по вопросам злоупотребления ПАВ и способам выявления учащихся, употребляющих психоактивные вещества. В начале обучения информированность педагогов составляла 79%, по окончании обучения этот показатель составил 87%.

В ходе наблюдения в процессе обучения педагоги осознали актуальность и необходимость осуществления профилактической деятельности.

Педагоги освоили некоторые групповые формы работы с детьми и родителями, получили разработки профилактических занятий с учащимися и методические материалы для родительских собраний, проявили готовность внедрения их в практическую деятельность по классному руководству.

Педагоги осознали, что для достижения результатов необходима не только работа узких специалистов, а системная работа всех заинтересованных специалистов школы со всеми субъектами профилактики.

С 83% до 78% снизилась оценка педагогами уровня своей готовности к осуществлению профилактической работы в школе. На наш взгляд, можно считать, что в ходе обучения произошла более реальная оценка специалистами своих знаний, умений, намерений в отношении профилактической деятельности. Педагоги осознали, что деятельность по профилактике употребления ПАВ должна быть системно организована, включать мониторинг эффективности, предполагает временные и интеллектуальные затраты.

После обучения педагоги в меньшей степени стали использовать такую причину оправдания, почему они не занимаются профилактикой СОЗ, как нехватка времени; осознали, что многое в осуществлении профилактики зависит от их желания заниматься данным видом деятельности.

Выводы по итогам работы по подготовке педагогов:

Для формирования установок и выработки профессиональной позиции педагогов к проблеме профилактики необходима регулярная работа в течение как минимум одного года. Из-за ограниченности во времени реализации проекта, слитности мотивационного и деятельностного этапов не удалось в полной мере эффективно организовать деятельность в этом направлении. На наш взгляд, то содержание профилактической работы, которое предлагалось педагогам в ходе обучения, и сыграло роль мотивирующего фактора, хотя изначально предполагалось как обучающий материал.

Анализ эффективности деятельности по обучению педагогов свидетельствует о необходимости разработки специальных мер по мотивированию, привлечению педагогов к сознательному сотрудничеству в области профилактики СОЗ. С целью повышения степени готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, нами предлагается алгоритм деятельности, разработанный в рамках экспериментальной работы ЦППМСП.

В соответствии со стандартом существует ряд тем, не освещенных в процессе обучающего семинара и тренинга, в частности: организация и проведение индивидуальной профилактической работы с учащимися и родителями, разработка профилактического мероприятия в рамках учебного предмета, продолжение изучения современных технологий профилактической работы и освоение технологии проведения профилактической дискуссии, проектирование социально-значимого культурного проекта, отслеживание эффективности профилактических мероприятий. Кроме этого, существует необходимость проведения педагогических советов по разработке раздела воспитательной программы ОУ по первичной профилактике злоупотребления ПАВ и оценке результатов профилактической работы в ОУ.

Алгоритм деятельности по повышению готовности педагогов к осуществлению профилактической деятельности:

I этап: до начала семинара (получение информации о семинаре потенциальными участниками до его проведения). Цель данного этапа - привлечение интереса будущих участников семинара, повышение уровня личной ответственности в предстоящей деятельности.

II этап: во время проведения семинара (начальная и итоговая диагностика мотивации, знакомство с результатами диагностики, использование приемов формирования мотивации у участников семинара, участие в организации рефлексии). Цель - получение информации о структуре и динамике мотивации участников обучения, создание условий для осознанного выбора и обозначения роли педагогов в реализации профилактической деятельности.

III этап: после проведения семинара (приглашение участников семинара на последующие мероприятия, организация совместных встреч участников семинара и обсуждение опыта работы; работа с администрацией ОУ - знакомство с данными диагностики мотивов работы педагогов по профилактике СОЗ, рекомендации по выработке и внедрению системы стимулов для дальнейшей работы участников семинара в профилактике СОЗ). Цель – создание условий для оказания поддержки и профессионального роста специалистов, занимающихся профилактической деятельностью, а также для практической реализации новых знаний и умений обучившихся специалистов.

Данный алгоритм деятельности не может использоваться как самостоятельный, но, будучи встроенным, в общую систему обучения специалистов методам первичной профилактики в образовательной среде, способствует повышению готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, а, следовательно, и общей эффективности деятельности.

Заключение

На современном этапе формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов.

Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля - это адекватная реакция на сложившуюся в современной России непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны.

Востребованность такого подхода очевидна. В стране за последние годы созданы и функционируют тысячи государственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. В отечественной и зарубежной литературе постоянно предпринимается попытка углубить представления о профессионально-этических качествах социальных работников, дать типологию личности специалиста. Требования к профессионально-этическим качествам социальных работников могут варьировать в зависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектов социальной защиты населения.

Совершенно очевидно, что такие социальные явления, как бедность, безработица, бездомность, бродяжничество, асоциальное поведение детей и подростков, девиантное поведение взрослых, проституция, сиротство, алкоголизм, инвалидность и др., являются важнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста и предопределяющими формирование необходимых профессиональных качеств.

Литература

1. Профессиональное мастерство работников социальных служб. Материалы 11-й Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб. - М.: Социальная работа, 1998.

2. Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. - М.: Школьная пресса, 2007.

3. Социальная педагогика / Под ред. В.Г. Бочаровой. - М.: Владос, 2008.

4. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Топчий Л. В. Проблемы эффективности деятельности специалиста по социальной работе// Семья в России. - 1998. -N" 2. -С. 100-112.

6. Хавкина А. Л. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ

Перечень материалов:

  1. Карта индивидуального сопровождения
  2. План работы социального педагога
  3. Комплексный план работы по безнадзорности.
  4. Родительская конференция. “Жестокое обращение с детьми. Методы выявления и предупреждения”.
  5. Праздник для мам “День матери”.
  6. Презентация “Воспитание толерантности”.
  7. Выступление на родительском собрании “Воспитание толерантности”.
  8. План проведения антинаркотической акции “Советский –территория здоровья”.
  9. Педагогический совет. Тема: “Конфликты в классном коллективе”.
  10. Презентация “Взаимодействие социального педагога и классного руководителя”.

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.

Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитации и коррекция.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами, образовательного учреждения, обеспечивала, возможно, более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Особенно актуальной проблема формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так называемой “группе риска”. К категории детей “группы риска” обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д

Дети “группы риска” есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в “группу риска”:

Отчуждение детей от семьи, школы и общества,

  • Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,
  • Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,
  • Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),
  • Влияние дурной компании, окружения, социума (это особенно актуально, т.к. недостаточно стабильная организация социальной жизни микрорайона, отсутствие культурных, досуговых центров для подростков 13–16 лет, много учреждений дополнительного образования были закрыты, все это не способствует формированию здорового поколения),
  • Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам,
  • Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

Необходимо так же отметить приток приезжих из других городов и республик, государств. В этих условиях очень важной является задача формирование норм толерантного поведения как у учеников, так и у родителей. Многие прибывшие семьи в наш город находятся в социально-опасном положении: родители злоупотребляют спиртными напитками, не имеют своего жилья. Как правило, проживают на съемных квартирах, дачах в условиях, не соответствующих никаким санитарно-гигиеническим нормам. Отсутствие регистрации не позволяет многим приезжим получить постоянную, хорошо оплачиваемую работу.

К внутренним факторам риска относятся:

  • ощущение ребенком собственной ненужности,
  • низкая самооценка, неуверенность в себе,
  • недостаточный самоконтроль и самодисциплина,
  • незнание и непринятие социальных норм и ценностей,
  • неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях,
  • неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Как правило, ребенок получает клеймо “трудного”, если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы.

Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашей школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия.

Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребенка.

Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.

Для этого в школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • Гуманный стиль общения между всеми участниками образовательного процесса,
  • Демократические принципы,
  • Разумная дисциплина и порядок, как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве.
  • Возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых

В 1999 году в России был принят Федеральный закон № 120 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений”, регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми “группы риска”. Именно в правовой сфере утверждена совокупность правовых норм и процедур, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Цель моей деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

Задачи я ставлю перед собой следующие:

– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

– социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

– обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:

  • Взаимопонимание,
  • Конфиденциальность,
  • Доверие,
  • Единство действий,
  • Гуманность,
  • Разумная требовательность,
  • Вариативность.

Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.

Я придерживаюсь следующего функционального алгоритма:

1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.

Создание банка данных осуществляется совместно с инспекторами ОДН МОВД, участковыми социальными работниками СРЦ “Берегиня”, с представителями органов опеки и попечительства администрации МО “Советский”, здравоохранения и комиссиями по делам несовершеннолетних.

Банк данных обучающихся ОУ, состоящих на различных учетах.

Класс Дата рождения Фамилия
имя учащегося
Состоит на учете.
Дата постановки
Причина Ф.И.О.
родителей
Домашний адрес Кружки,
секции, клубы.
ОДН КДН ВШУ

Список опекаемых детей.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

С помощью диагностических методик происходит

  • выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,
  • определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,
  • положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.
  • изучение интересов, способностей и склонностей ученика,
  • изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,
  • выявление уровня социального благополучия ребенка,
  • выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе

Мой диагностический инструментарий как социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

Правильное и полное изучение личности ребенка, его окружения, семьи помогает правильно и полно выполнить третью функцию алгоритма.

3. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психологи, классные руководители, педагоги школы. В некоторых случаях план коррекции составляется на ПМПк школы.

На каждого несовершеннолетнего, подростка, находящихся в социально опасном положении или семью составляется карта индивидуального сопровождения. В ней ведется учет сведений о проведенной работе. (Приложение 1 ).

4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних . Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.

Ведущими методами, которые включены в этот план являются: социальный патронат, беседы, консультирование, и т.д.

В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности (Приложение 2) по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних, поэтому необходимо:

  • распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон (Приложение 3 );
  • определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;
  • способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;
  • предупреждение отклонения в поведении обучающегося
  • содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;
  • продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;
  • осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;
  • продумывание вовлечения обучающихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,
  • необходимо предусмотреть изменения характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
  • способствование изменению условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы), привлекая для этой цели службы и ведомства системы профилактики.

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.

Профилактическая работа школы направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:

– изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,

– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся у занятиям,

– посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время,

– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся школы,

– индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и их родителями,

– вовлечении подростков в социально значимую деятельность через реализацию проектов, программную деятельность, занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в школьных мероприятиях.

Для эффективной индивидуальной профилактической работы социальному педагогу необходимо тесное сотрудничество с психологом, с классными руководителями, родителями, ученическими коллективами, так как это обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни. Для успешной работы с детьми “группы риска” разработана модель сопровождения обучающихся “группы риска”. (Приложение 4 ).

Социальный педагог является активным участником процесса адаптации детей в социуме. В школе проводятся ПМПк по адаптации обучающихся 1-ых, 5-ых, 10-ых классов. Данное направление включает в себя и работу с педагогами, родителями. Сотрудничество с учителями необходимо, так как с ними ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется через консилиумы, мониторинги, семинары, повышающие уровень знаний учителей об особенностях личности ребенка и способствующие успешному формированию классного коллектива, повышению качества работы. Огромное значение играет работа с родителями: выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ, превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.

Работа по формированию навыков здорового образа жизни.

В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп из работающих с детьми и молодежью – учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей. Важным моментом в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро втягивается в употребление наркотических и психоактивных веществ. В школе проводятся различные мероприятия посвященной профилактике наркомании.

В рамках акций проводятся классные часы, тренинги, конкурсы, игры по антинаркотической направленности “Советский – территория здоровья!”, по профилактике вредных привычек “Завоевывая вершины…”, “Стартинейджер” и др. специалисты выходят на родительские собрания.

Ежегодно в школе проводятся исследования информированности учащихся о проблемах влияния курения и других вредных привычек на организм показывают актуальность этой темы. Более 65% опрошенных 10–12-ти летних учащихся проживают в семьях курящих родителей, 10 % считают, что курение не наносит опасного вреда здоровью человека, 25 % учащихся пробовали курить или курят, но стараются это делать так, чтобы не знали родители.

С целью изменения отношения детей и подростков к наркотикам и формирования личной ответственности учащихся за свое поведение, формирования антинаркотических установок коллективом школы проводится большая работа. Сначала учащимся предоставляется объективная информация об отрицательном влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека, на различные органы. Организуются беседы врача-нарколога районной больницы.

Неотъемлемой частью профилактической работы школы является работа по формированию основ здорового образа жизни учащихся и их родителей, тем более, что понятие “здоровье” включает в себя здоровье физическое, психическое и нравственное.

Особое внимание в школе при формировании культуры здорового образа жизни уделяется созданию “моды на здоровье” в окружающих подростка условиях. Определенная система социально-педагогических мероприятий, формирующих сознание, духовность, индивидуальный образ жизни, направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Особое внимание в формировании ЗОЖ в школе уделяется вопросам психического (душевного) здоровья ребенка.

Работа ведется в нескольких направлениях:

  • Диагностическая, коррекционно-развивающая деятельность социально-психолого-педагогической службы (выявление причин возникающих проблем на начальной стадии, работа по ликвидации проблем через тренинги, индивидуальные занятия, беседы и т.д.),
  • Организация рационального питания (особое внимание уделяется учащимся льготных категорий),
  • Формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей через стенгазеты, родительские собрания, анализ результатов медицинских осмотров на родительских собраниях,
  • Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб,
  • Контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся со стороны администрации,
  • Оказание подросткам “группы риска” психолого-социальной поддержки (психокоррекционная профилактика зависимостей, индивидуальные консультации, часы общения, коррекционно-развивающие занятия психологов с детьми, имеющими отклонения в развитии (классы компенсирующего обучения У11 вида),
  • Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность, в классные и школьные КТД, учреждения дополнительного образования.

Охват кружковой и спортивной работой детей “группы риска”.

Уч. года 2006–2007 уч. год 2007–2008 уч. год 2008–2009 уч. год
Проценты 87 % 96 %

Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом:

– Представление учащимся объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и ПАВ на организм человека.

– Формирование у учащихся негативного отношения к вредным привычкам.

– Формирование противостоять давлению сверстников, предлагающих спиртные напитки, табачные изделия, ПАВ и наркотические вещества.

С целью профилактики вредных привычек, формирования здорового жизненного стиля, пропаганды ЗОЖ среди детей и подростков в школе проводится Дни здоровья, акции “Покоряя вершины”, “Советский – территория здоровья”, “ХХ1 век – без наркотиков”, спортивные соревнования, “Веселые старты”, “Папа, мама, я – спортсмены”, конкурсы плакатов и рисунков.

Учащиеся получают информацию о законах, правовой системе, своих правах и обязанностях на уроках обществознания, правовых классных часах, в коллективных мероприятиях, таких как “Брейн – ринг”, “Круглый стол” и др.

В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической и индивидуальной работе со всеми участниками образовательного процесса, обработке механизмов взаимодействия со службами системы профилактики, формированию установок на ЗОЖ, пропаганде физкультуры и спорта. В течение месячников проводятся:

  • Анкетирование участников образовательного процесса с целью выявления уровня правовых знаний, показавшее недостаточную осведомленность части родителей и обучающихся и дальнейшей работы по данному вопросу среди участников образовательного процесса,
  • Знакомство родителей на родительских собраниях, на которых рассматривались вопросы правового просвещения, знакомились с нормативно-правовыми документами, регулирующими процессы воспитания и образования в семье и школе, рассказывали о правах и обязанностях учителей, детей и родителей, рассматривали ситуации, требующие помощи родителям в вопросах семейного воспитания. К проведению собраний привлекались инспектор ОДН, КДН.
  • Велась инд. работа инспектора ОДН, КДН с учащимися и их семьями, состоящих на различных видах учета.
  • В рамках программы “Преемственность” для родителей и детей, поступающих в школу, организовано консультирование ППС. Педагоги школы выходили на родительские собрания в детские сады,
  • Проводились индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб системы профилактики (социального педагога, педагога-психолога, инспектора ОДН МОВД, специалиста КДН и др.).

Профилактическая работа с обучающимися, пропускающими учебные занятия.

В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся, коррекционно-развивающие занятия с ними, деятельность по выявлению необучающихся детей. Основные формы работы школы в этом направлении: разработаны модель сопровождения и алгоритм работы с обучающимися, пропускающими учебные занятия, проведение семинаров и педагогических совещаний для педагогов школы, правовое просвещение детей и их родителей (Приложение 6 и Приложение 7 ).

Ежемесячно классные руководители отчитываются о пропусках уроков, сдают письменные отчеты. (Приложение 8 ).

Социальный педагог собирает информацию и предоставляет ее заместителю директора по ВР. В последствии результаты заслушиваются на МО классных руководителей, на пед. совещаниях, пед. совещаниях при директоре. Принимаются решения и проводится работа по ликвидации пропусков без уважительной причины: устанавливаются причины пропусков, проводятся беседы и консультации с обучающимися, их родителями, привлекаются различные специалисты, проводится совместная работа со специалистами ОДН и КДН (по мере необходимости).

В согласии с Законом РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” в школе сформирован Совет по профилактике правонарушений. Совет по профилактике создается по приказу директора. План работы утверждается на учебный год. Совет по профилактике правонарушений организует и проводит работу с учащимися и их родителями. Заседания проводятся совместно с психологами, инспекторами ОДН, с приглашением родительской общественности.

Воспитание потребностей и навыков правомерного поведения требует формирования в школьном коллективе отношений, основанных на строгом выполнении законов школы, общества, государства. Этому способствует регулярное проведение заеданий Совета по профилактике правонарушений школы, где неоднократно рассматривались персональные дела учащихся, пропускающих учебные занятия, имеющих неудовлетворительные отметки, совершившие какие-либо проступки или правонарушения, заслушивались отчеты классных руководителей о работе с подростками, находящихся в социально опасном положении, представлялись результаты диагностики социально-педагогической запущенности детей и т.д.

В 2008–2009 уч. году было проведено 6 заседаний Совета, на которых рассматривались вопросы: анализ работы классных руководителей по вовлечению детей “группы риска” в кружки, секции, клубы по интересам (октябрь); воспитательная работа в классах по профилактике девиантного поведения учащихся (ноябрь); анализ причин конфликтных ситуаций в классных коллективах, роль педагогов школы в ликвидации конфликтов (январь); деятельность школы по ранней профилактике и предупреждению правонарушений школьников (март); организация летнего отдыха учащихся льготных категорий (апрель). (Приложение 9 ).

На заседаниях Совета по профилактики правонарушений регулярно заслушиваются вопросы поведения и успеваемости подростков “группы риска”, приглашаются родители не в полной мере выполняющие свои родительские обязанности в воспитании и образовании детей и др.

Проводимая школой работа по профилактике девиантного поведения обучающихся порой является единственным сдерживающим фактором для некоторых несовершеннолетних детей и подростков, поэтому организация деятельности школы в этом направлении – одна из важных задач, стоящих перед педагогическим коллективом

Совместно с психологом, классными руководителями и заместителем директора по ВР в начале учебного года составляется комплексный план работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений; план работы Совета по профилактики правонарушений, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной и антинаркотической пропаганде.

Взаимодействие специалистов в работе и оказании помощи и поддержки детям “группы риска”.

На рост правонарушений, асоциального поведения подростков оказывает множество факторов. Данная проблема является серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, школы, общественности. Школа организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики. Партнерские отношения педагогов со всеми заинтересованными службами, сотрудничество с ними так же способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка. Социальный педагог работает в тесном контакте с различными ведомствами: милицией, органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, здравоохранением и т.д.

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: КДН при администрации района, ОДН при районном отделении милиции, отделом опеки и попечительства при администрации района, управлении социальной защиты населения, центральной больницей и другими лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями культуры, социальным центром реабилитации “Берегиня” (участковые социальные работники), библиотеками и др.

Проводимая работа школой совместно со службами и ведомствами системы профилактики в 2008–2009 уч. году:

  • Комитет по делам несовершеннолетних помог организовать летний отдых 10 учащимся,
  • Для детей из 12 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отделом по опеке и попечительству выделены бесплатные путевки в летние оздоровительные лагеря,
  • В течение учебного года большое внимание школа оказывала обучающимся детям – инвалидам приглашала на праздники, дарила подарки.
  • Молодежная биржа труда “Шанс” помогла в трудоустройстве подростков из социально-незащищенных семей, детей “группы риска”.
  • Отдел опеки и попечительства оказал помощь в устройстве в СЦР “Берегиня” детей из неблагополучных семей.– 5 человек.

С целью предупреждения правонарушений, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизация совместной деятельности школы и служб и ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:

  • Участие в различных рейдах, помогающих в выполнении закона “Об образовании”, в межведомственных акциях “Милиция и дети”, “Мир без наркотиков” и др.
  • Дни инспектора, во время которых проводится индивидуальная и коллективная профилактическая работа инспектора ОДН: беседы, консультации учащихся и родителей, работа с документами, собеседования с классными руководителями, состоящих на различных учетах, посещение семей совместно с педагогами школы.
  • День здоровья,
  • День защиты детей,
  • Советы по профилактике и правонарушениям.
  • Рейды и патронаж семьей, где требуется социально-педагогическая поддержка.

Систематически раз в месяц, а так по острой необходимости проводятся рейды вместе с инспекторами ОДН и КДН, специалистами опеки и попечительства при администрации района, участковыми социальными работниками в семьи с целью проверки жилищно-бытовых условий, условий проживания учащихся, их занятости во внеурочное время. Итоги рейдов доводятся до сведения классных руководителей в индивидуальных беседах, на ПМПк школы.

Учет положительной динамики по показанию правонарушений.

Из таблицы видно, что снижается количество детей группы риска. Это объясняется тем, что классными руководителями, социальным педагогом и администрацией школы ведется большая профилактическая работа по предупреждению правонарушений: проводятся индивидуальные беседы с детьми, родителями, на классные часы приглашаются работники ОДН, КДН, производится патронат семей, где есть дети группы риска.

Приятно отметить, что снижается количество детей, состоящих на внутришкольном учете. Есть ребята, которые активно участвуют в различных общешкольных и районных мероприятиях, предметных олимпиадах.

Предупредить ошибки в работе с педагогически запущенными детьми поможет:

– конкретность воспитательной работы, четкость в распределении обязанностей, планирование действий педагогов и школьников, личная ответственность каждого воспитателя;

– координация воспитательной работы, направленной как на детей, так и на их родителей;

– сочетание всех видов планирования (общее, классное, индивидуальное, перспективное, текущее, рабочее) и система контроля за осуществлением плана;

– максимальное привлечение к воспитательной работе (планированию, организации, проведению) самих детей.

Профилактическая работа с неблагополучной семьей.

Семья – основа первичной социализации личности.

Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно полноценно воспитать ребенка, но не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию.

Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.

Каждая неблагополучная семья неблагополучна по-своему. Неблагополучие детей в семье может быть разным: от напряженной конфликтной атмосферы из-за взаимной неприязни взрослых до отсутствия элементарной заботы о ребенке со стороны родителей; неблагополучие может быть скрытым, не проявляться в яркой форме, когда родители, сам ребенок скрывают происходящие неблагополучные процессы в семье.

Совсем недавно все проблемы воспитания, обучения, сопровождения ребенка осуществляли только педагоги школы. Однако вопросы психического здоровья, гармонического развития и адекватной социализации личности не всегда бывают решаемы учителями.

Исследования, проводимые психологами, показывают, что в настоящее время многие дети обладают неуравновешенной психикой. Причин этому много, в том числе и низкий материальный и уровень жизни отдельных семей, когда родители думают не о духовном потенциале ребенка, а как его прокормить.

Создавшееся положение наряду с другими субъективными и объективными причинами способствует детской безнадзорности и преступности и других негативных явлений в детской, подростковой среде. В таких семьях родители сначала не уделяли внимания своему ребенку, пустив воспитание на “самотек”, потом, когда появились первые проблемы, не шли на контакт со школой, не контролировали ребенка и покрывали его проступки, а затем родители перестали справляться с ситуацией, произошло отчуждение ребенка от семьи.

Как показывают данные исследований и наблюдений, проблемы, в которые погружены неблагополучные семьи, условно могут быть квалифицированы как социальные, правовые, медицинские, педагогические, психологические, материальные и т.д. По данным диагностик, проводимых в школе можно выделить несколько форм неблагополучных семей:

  • Семьи, где родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей (не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью; антисанитарные условия жизни, периодическое отсутствие родителей дома без уважительной причины, оставление ребенка одного дома без контроля со стороны взрослых);
  • Бытовое пьянство родителей (систематическое употребление родителями спиртных напитков, сбором по месту жительства посторонних лиц для распития спиртных напитков);
  • Семьи, где родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • Безработные родители или временно неработающие,
  • Благополучные с виду семьи, но в семье нет тесных эмоциональных связей, ребенок чувствует себя одиноким, нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, потеря родителями авторитета перед ребенком,
  • Гипоопека (частичное выполнение родителями своих родительских обязанностей, а фактически ребенок основное время предоставлен сам себе, родители не контролируют его свободное время, его общение, и занятия).

Профилактика дезатаптации детей и проблем детей “группы риска” в первую очередь заключается в раннем выявлении неблагополучных, проблемных семей. Чем раньше выявлена таковая семья, тем больше шансов ее реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок остался в семье с родителями.

Для раннего выявления семей, находящихся в социально-опасном положении у нас есть несколько источников:

  1. Родственники ребенка. (Ко мне приходят родственники, которые проявляют тревогу о несовершеннолетних детях, о тех проблемах, которые существуют в семьях их родственников),
  2. Отдел опеки и попечительства администрации района.
  3. Врачи детской поликлиники.
  4. Жильцы микрорайона, соседи.
  5. Комиссия по делам несовершеннолетних.
  6. Отдел по делам несовершеннолетних МОВД.
  7. Выявление неблагополучных семей происходит и при поступлении ребенком в школу. Для знакомства с семьями классные руководители 1-ых и 5-ых классов посещают семьи обучающихся. При обнаружении какого-либо неблагополучия семьи сразу ставят в известность меня как социального педагога.

Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

Банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении.

При выявления неблагополучной семьи мы придерживаемся следующего алгоритма работы, включающего в себя несколько этапов:

  • 1-ый этап: знакомство с членами семьи, Проводится первичное обследование жилищно-бытовых условий,
  • 2-ой этап: осознание и определение проблем, существующих в ней путем бесед, наблюдений,
  • 3-ий этап: анализируются и выясняются причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, ценностные ориентации, личностные качества членов семьи. Проводится диагностика внутренних отношений к друг другу, социуму, школе.
  • 4-ый этап: знакомство с ее окружением, социумом, социальными связями,
  • 5-ый этап: составление карты семьи,
  • 6-ый этап: профилактическая работа с семьей,
  • 7-ый этап: анализ результатов работы с семьей, планируются дальнейшие действия.

Для более успешной профилактической работы создается банк данных семей, требующих социально-психолого-педагогической помощи. Данные семьи ставятся на внутришкольный учет.

Банк данных неблагополучных семей.


п.п.
Ф.И.О.
родителей
Дата рожден.
родителей
Место
работы родителей
Домашний адрес Индекс семьи Ф.И.О.
детей, проживающих
в семье
Дата рождения детей Школа,
класс
Основания
постановки на учет
Проводимая
работа

“П”– полная,

“Н”– неполная,

“Б”– безработные родители,

“Нб”– неблагополучная,

“М”– малообеспеченная,

“МН”– многодетная,

“А” – алкоголизация,

“Г” – гипоопека.

В современных условиях, когда большинство родителей озабочено решением проблем экономического плана, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детского развития, они порой, осуществляют воспитание интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, и как следствие, авторитетом становится внешнее, иногда негативное окружение, что приводит к уходу ребенка из семьи.

Педагоги школы не берут на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как обычно это порождает иждивенческую позицию членов семьи. Для работы с такой семьей разрабатываются конкретные меры, чтобы помочь родителям почувствовать необходимость заботы о своем ребенке.

Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы, привлекаются специалисты различных ведомств:

  • Индивидуальные беседы,
  • Посещение семьи,
  • Привлечение необходимых специалистов: психологов, юристов, инспекторов ОДН, КДН, медиков (по необходимости),
  • Консультации по различным вопросам,
  • Работа с социальным окружением семьи, родственниками, соседями,
  • Помощь в получении утраченных документов,
  • Помощь в получении определенного статуса (например: малоимущей, многодетной и др.),
  • Вовлечение семьи в социально-значимую деятельность, в школьные мероприятия,
  • Организация каникулярного и летнего отдыха детей.

Вопросы профилактической работы с детьми и неблагополучными семьями всегда стоят на постоянном контроле у администрации школы, рассматриваются на заседаниях МО классных руководителей, Совета по профилактике правонарушений, школьного ПМПк, где обсуждаются трудности, возникающие в неблагополучных семьях, намечаются пути их преодоления. Кроме этого, проводится следующая работа с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с психическими особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений

Специалисты, оказывающие помощь и поддержку детям группы риска, испытывают большие затруднения в работе с неблагополучными семьями, в которых живут дети. Школа тесно работает с КДН, координирующего профилактическую работу в районе, способствует решению многих вопросов в работе с семьями, находящихся в социально-опасном положении.

В связи с тем, что проводимая профилактическая работа с некоторыми семьями не всегда имеет положительный результат (родители отказывались приходить в школу, не являлись на заседания Совета по профилактике, нарушали права детей на получение образования),

С целью воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, администрация школы была вынуждена обратиться за помощью к руководителям предприятий, на которых работают родители.

Не каждой семье можно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучие достигают такого уровня, что остается один выход – изъять ребенка из семьи, поместить его в учреждение социальной реабилитации.

Структура семей учащихся школы.

Категория семей Кол-во (на 1 учащегося)
2006–07 2007–08 2008–09
1. Полные семьи 353 396 341
2. Неполные семьи 190 136 214
3. Неблагополучные семьи 22 18 16
4. Многодетные семьи 54 53 55
5. Семьи, где есть опекаемые дети, приемные семьи 21 21 22
6. Семьи, где есть дети-инвалиды 30 26 22
7. Малообеспеченные семьи, с доходом ниже прожиточного минимума 46 48 70
8. Семьи, где есть судимые 3 4 4

Из таблицы видно, что снижается количество полных семей. Это отрицательно сказывается на развитие личности ребенка, ее коммуникативную и поведенческую сферу. Ребенок усваивает искаженные стереотипы семейного поведения и может в дальнейшем копировать неполную модель семьи. Остается стабильным показатель неполных семей.

Наблюдается положительная динамика в числе неблагополучных семей – их количество становится меньше с каждым годом. Причиной этого является планомерная систематическая профилактическая работа всех специалистов, которые задействованы в системе профилактики.

Стабильными остаются категории семей с опекаемыми детьми. С каждым годом растет число многодетных семей и семей с приемными детьми.

Но сохраняется тенденция к увеличению числа малообеспеченных семей. Это происходит потому, что родители потеряли работу или же их достаток меньше прожиточного минимума. Хотя положительно то, что при хорошей разъяснительной работе родители из семей, где не хватает средств, определяются со статусом, что позволяет получать им определенные льготы (даже по второму горячему питанию ребенка в школе).

Под профилактикой подразумевается научно-обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей.

Основой профилактических мер является деятельность, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам; обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка.

По мнению Р. В. Овчаровой социальная профилактика (предупреждение, превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и "групп риска"; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. В качестве примера может быть приведена деятельность учреждений сферы здравоохранения (больницы, роддома, женские консультации и т. п.) по своевременной (в том числе и дородовой) диагностике патологий внутриутробного развития детей, система образования - это решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т. п. Следует отметить, что именно первичная профилактика (се своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т. п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого поступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. В качестве примера может быть приведена существующая ныне в системе уголовного наказания несовершеннолетних мера - отсрочка исполнения приговора, т. е. использование воспитательно-профилактического эффекта угрозы применения наказания в соответствии с УК РФ в случае, если поведение подростка в определенный период (чаще всего 1 – 3 года) не будет отвечать принятым в обществе нормам.

Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования и т. д. В нормативных документах и концептуальных положениях государственной политики выделяются понятия социальной профилактики.

Выделяют три уровня социально-педагогической профилактики :

1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. п.

2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.

3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.

В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика и т.п.

Р. В. Овчарова определяет Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

Важным направлением совершенствования работы с детьми в рамках социально-педагогического аспекта является организация работы по преодолению негативных воздействий социальной среды, главнейшим элементом которой, на наш взгляд, является семья ребенка. Если родители не в силах управлять стремлениями своего ребенка и допускают развитие у него чрезмерных претензий, появление элементов пренебрежения к нормам общественной жизни, то социальному педагогу необходимо оценить роль семьи в процессе перевоспитания: либо включить семью в процесс исправления поведения подростка, либо, если речь идет об устойчивых вредных влияниях внутри семьи, -- об изъятии ребенка из этой среды.

Организация и совершенствование работы с семьей - важное направление повышения эффективности профилактической работы с детьми. Работа с семьей может идти на федеральном, региональном уровнях, уровне отдельных микрорайонов, образовательных учреждений. Главный ориентир в этой работе - направленность семьи на "живое" общение с ребенком, совместную деятельность и организацию совместного досуга.

Далее социальным педагогом прогнозируется возможный результат работы с несовершеннолетним, выявляются трудности, продолжительность работы. Выбрать правомерный путь для молодого правонарушителя - значит "переключить" его внимание и энергию на другие общественно полезные ценности, "перекрыть" каналы социально негативного воздействия, помочь создать благоприятные условия для правомерного поведения с реальным изменением внешней среды. Критерием для социально-педагогического прогноза служит отношение ребенка, совершившего правонарушение, к труду, учебе, семье, товарищам, участие в общественной и культурно-воспитательной работе и т. д.

Большую роль в организации досуга детей могут сыграть учреждения дополнительного образования. Эти учреждения предоставляют ребенку широкие возможности для разнообразной деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, группах. Действуя и общаясь, ребенок осознает и удовлетворяет свои интересы и потребности. Профилактика детских краж через включение ребенка в деятельность учреждений дополнительного образования подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. Дети обычно легко адаптируются в условиях доброжелательной, психологически комфортной обстановки. Этот комфорт подкрепляется возможностью свободной смены вида деятельности: всегда можно найти ту нишу, в которой ребенок ощутит ситуацию успеха, укрепит свое личностное достоинство.

На базе школы возможна реализация программ индивидуальной и групповой социально-педагогической профилактики, которые должны быть рассчитаны как на взрослых - родителей, учителей, так и на детей и подростков. Для родителей и педагогов это, прежде всего, социально-психологические тренинги, позволяющие преодолеть консервативность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке детей, установки на доминантность, затруднения в общении.

Для детей, наряду с групповыми социотренингами, эффективно использование индивидуальных занятий. Выбор методов индивидуального профилактического воздействия строится с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. Формы работы могут быть самые разнообразные: приобщение к чтению, искусству; введение в неформальную группу с позитивной направленностью; искоренение привычки к опозданиям, прогулам и т. д.

Опыт и педагогическая практика показывают, что преодолеть, а тем более предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном использовании обычных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Однако особенности личностного развития подростков, неблагоприятная среда и негативные социальные условия нивелируют целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, сводят на нет усилия педагогического коллектива, разнообразных социальных институтов.

Следовательно, чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить подростковые кражи, необходимо, в первую очередь, нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

В отечественной социально-педагогической науке существует понятие педагогически ориентированной инфраструктуры микросоциума (введено В. Г. Бочаровой) - совокупности функций и ресурсов всех социальных институтов, организаций и ведомств конкретной территориальной единицы (двора, микрорайона, города и т. п.), направленных на обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Формирование подобной инфраструктуры - одно из самых перспективных направлений в области профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие направления социально-педагогической профилактики подростковых краж:

Организация профилактической работы с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с младшего школьного возраста;

Смещение акцентов на позицию индивидуализации этой работы;

Учет позиции подростка как активного субъекта организации профилактической работы; целесообразность применения методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности детей и стимулирующих развитие положительных;

Организация работы с семьей;

Организация досуга подростков через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования.

Изучение отечественной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме подросткового воровства, свидетельствует о том, что выделяются следующие основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению проблемы подросткового воровства:

1. Повышение роли семьи в профилактике подросткового воровства.

2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении подросткового воровства.

3. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребёнка в процессе его развития, воспитания.

4. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния. V . Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).

5. Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

В отечественной литературе выделяются следующие принципы социально-педагогической работы с подростками:

- конфиденциальности - информация об участниках программы, полученная в ходе реализации программы, без разрешения не используется;

- адресности - ориентированность работы на целевую группу;

- добровольности - все виды просветительской и профилактической деятельности подчинены праву выбора людей, получающих помощь;

- законности - социальный педагог руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации;

- комплексности - все действия социально-психологической службы (планирование, анализ и пр.) носят целевой, комплексный характер;

- непрерывности - мероприятия просветительского и профилактического циклов проводятся ежегодно, ежеквартально, ежемесячно.

Таким образом, социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Важным направлением совершенствования работы с детьми в рамках социально-педагогического аспекта является организация работы по преодолению негативных воздействий социальной среды, главнейшим элементом которой является семья ребенка. При организации социально-педагогической профилактики необходимо учитывать принципы социально-педагогической работы, основные направления социально-педагогической деятельности по предотвращению и преодолению подросткового воровства.

Профилактическая деятельность является важной составной частью работы социального педагога. Профилактика отклоняющегося поведения в работе социального педагога школы - специально организованная совместная деятельность педагогов, родителей, ученического коллектива, общественности и самого подростка, осознающего необходимость самосовершенствования (Л.И. Маленкова) .

Среди общегосударственных задач предупреждения и профилактики преступности особое место занимает проблема ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение асоциального поведения на ранних стадиях развития, пока социальные отклонения не переросли в преступную деятельность. При этом ранняя профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних, прежде всего, предполагает своевременное выявление и нейтрализацию неблагоприятных воздействий, оказываемых на несовершеннолетнего со стороны его ближайшего окружения.

Школа, по мнению М.А. Алемаскина, выступает одним из центральных звеньев в системе общей профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. С одной стороны, она призвана осуществлять педагогизацию воспитательно-профилактической деятельности семьи, с другой стороны, в школе должны быть в полной мере реализованы собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции трудновоспитуемых учащихся, осуществляемой непосредственно в процессе учебно-воспитательного процесса, по созданию воспитывающей среды в школе, по месту жительства, по оздоровлению условий семейного воспитания детей .

В социально-педагогической литературе С.А Беличева., М.Я. Галагузова., Л.В., Мардахаев и др. выделили основные направления деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся в школе: правовое воспитание; половое воспитание; формирование нравственной культуры личности; трудовое воспитание; формирование эстетической культуры личности; воспитание физической культуры личности (формирование здорового образа жизни).

А.И. Долгова, А.К. Щедрина отмечают, что ведущим направлением профилактики девиантного поведения учащихся является правовое воспитание, так как оно способствует формированию у учащихся правового сознания. Правовое воспитание - это организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. Цель правового воспитания - заключается в формировании правосознания у учащихся и в обеспечении их на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

А.И. Долгова выделяет следующие задачи правового воспитания: формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права; формирование уважения к государству и праву, принципам законности; привитие навыков правомерного поведения; воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости к всякого рода правонарушениям; формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права свои, государственные, общественные, права иных лиц. .

Задача социального педагога при реализации правового воспитания координировать совместную деятельность всех субъектов, осуществляющих деятельность в данном направлении, оказывать помощь в разработке и организации различных форм правового воспитания педагогам школы, самому участвовать в правовом воспитания.

Ю. Васильев, С. Тихоненко, отмечают, что половое воспитание является ведущим направлением по профилактике сексуальных девиаций. Особенную важность приобретает это направление воспитания в старших классах, это связано, прежде всего, с возрастными особенностями учащихся. В этот период жизни происходит формирование полового поведения.

Главная задача, воспитывать у детей правильное отношение к этой естественной и совсем не постыдной или запретной сфере человеческих отношений. .

Формирование основ нравственной культуры личности включает в себя воспитание гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения.

Рассмотрим более подробно элементы данного направления социально- педагогической деятельности. Воспитание гуманности осуществляется в разнообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Учащийся должен быть включен в сопереживание, соучастие. Важным условием воспитания гуманности является организация общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.

Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Соблюдение дисциплины предполагает подчинение требованиям коллектива, большинства. Деятельность социального педагога по воспитанию сознательной дисциплины должна быть направлена на разъяснение учащимся школы необходимости соблюдения дисциплины в интересах самой личности, коллектива, общества.

Следующее направление, которое мы хотели бы рассмотреть - трудовое воспитание. О трудовом воспитании, профориентации, трудоустройстве в рамках профилактики девиантного поведения писали Н.К. Семернова, А.Н. Щедрина и другие.

Труд, как утверждают Н.К. Семернова, способствует становлению личности, её моральному выздоровлению в случае, если в развитии личности были допущены социальные отклонения.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания: формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности предприимчивости, деловитости и честности; вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

В социально-педагогической литературе выделены педагогические условия организации трудового воспитания: подчинение труда учащихся учебно-воспитательным задачам, которые достигаются в процессе взаимопроникновения целей общественного, общественно полезного труда; сочетание общественной значимости труда с личными интересами учащегося. Задача социального педагога состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у школьников желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно.

Формирование эстетической культуры является важным при организации деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся.

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Дети и подростки постепенно переходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и умножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло стоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении. В.Н Кудрявцев, В.В Лунев, считают, что именно формирование вышеуказанной позиции способствует предупреждению девиаций.

Таким образом, эстетическое воспитание призвано сформировать у учащихся школ стремление и умение строить свою жизнь по канонам красоты, а следовательно является одним из направлений профилактической деятельности девиантного поведения.

Л.И Божович, Ю.В. Василькова считают, что воспитание физической культуры личности учащегося способно стимулировать формирование активного и здорового образа жизни. Организация работы по воспитанию физической культуры направлена на решение следующих задач:

Содействие правильному физическому развитию, повышение их работоспособности, охрана здоровья;

Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены, физической культуры и спорта.

Одним из важнейших направлений профилактической деятельности социального педагога является работа по предупреждению отклоняющегося поведения школьников и преодолению школьной дезадаптации учащихся с целью недопущения дальнейшего углубления девиации.

Одним из определяющих социально-психологических факторов десоциализации в школе является то, что трудновоспитуемые учащиеся являются выключенными из активного, опосредствованного социально значимой деятельностью взаимодействия с одноклассниками, что приводит их к неудовлетворенности, психологической изоляции в классе, к поискам новой, предпочитаемой среды общения и других референтных групп. Эмоциональный дискомфорт, психологическая изоляция таких учащихся усугубляются чрезмерной авторитарностью педагогов, отрицательно сказывающейся на характере межличностных отношений в классе .

Организуя процесс социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков в школе, социальный педагог может использовать следующие способы: психолого-педагогическое изучение и отслеживание ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния учащихся; просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, психического развития детей и подростков, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых; организация психолого-педагогических консилиумов для анализа поведения и развития школьников с отклонениями в поведении; комплексные консультации специалистов для педагогов и родителей, проводимые на основании данных социально психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики; совместные семинары и психолого-педагогические практикумы для учителей, родителей; разработка индивидуальных программ коррекционной работы и их реализация на уровне образовательного учреждения.

Успех социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков, по наблюдению Л.Я Олиференко, невозможен без объединения усилий всего педагогического коллектива школы. Требование комплексного подхода к воспитанию, одним из компонентов которого является единство целенаправленных воспитательных воздействий на личность школьника, объясняет необходимость подхода к проблеме предупреждения отклоняющегося поведения школьников с точки зрения общешкольной системы, которая предусматривает: специально организованную в школе методическую и психолого-педагогическую подготовку педагогов к работе с трудновоспитуемыми учащимися; внедрение в практику учебно-воспитательной работы единых методик изучения и учета подростков девиантного поведения; четкое распределение функций между членами педагогического коллектива по организации воспитательной работы с учащимися девиантного поведения, по созданию единой воспитательной среды и вовлечению таких детей и подростков в разнообразные виды коллективной деятельности; руководство воспитанием подростков девиантного поведения в семье и ближайшем бытовом окружении; систематический анализ результатов работы, внедрение их в дальнейшую практику.

Профилактическая работа предполагает взаимодействие социального педагога с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании необходимой помощи учащемуся и семье, где социальный педагог выполняет роль координатора воспитательных усилий школы, семьи и социальной среды и анализирует полученные воспитательные результаты. Социально-педагогическая профилактика отклонений в поведении учащихся будет успешной в том случае, если будет организовано взаимодействие всех участников школьного социума. Оно может быть представлено следующей схемой 1 .

Схема 1. Схема взаимодействия школьного социума по профилактике девиантного поведения школьников

Таким образом, школа как социально-педагогическая система играет основную роль в профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков. Для ее эффективного осуществления необходимо тесное взаимодействие специалистов внутри системы, а также самого образовательного учреждения с другими социальными институтами.

Н.И. Бокунь говорит, что, необходимым направлением профилактической деятельности социального поведения школы является внедрение в деятельность учреждения и реализация специальных программ профилактики девиантного поведения. Реализация данного направления профилактики включает проведение мероприятий, направленных на достижение следующих задач:

Повышение уровня информированности воспитанников о проблеме девиантного поведения (о социальной, правовой и физиологической опасности явлений алкоголизма, наркомании, подростковых правонарушений и преступности);

Изменение неадекватного отношения к девиантным поступкам и формирование негативной установки к такому поведению;

Формирование навыков противостояния и преодоления внешнему давлению, конформности (умения сказать «нет», отстоять свою позицию, сохранить свои убеждения и ценности);

Формирование навыков ведения здорового образа жизни.

Реализация основных направлений профилактической деятельности социальный педагог создает благоприятные предпосылки для формирования нормоправильного поведения детей - девиантов.

Структурная схема процесса профилактической работы социального педагога школы и коллектива школы с подростками девиантного поведения - отражена на схеме 2.

В деятельности социального педагога школы, осуществляющего профилактику девиантного поведения, можно выделить определенный алгоритм работы (по С.С. Гилю) .

1 этап. Диагностика проблем личностного и социального развития девиантных подростков. Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Специалист изучает индивидуальные особенности ребенка, выявляет его трудности и проблемы, отклонения в поведении, определяет их причины; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.

2 этап. Разработка профилактической программы. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем и подбирает психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные профилактические программы разрабатываются в рамках индивидуальных программ комплексной профилактики учащихся. Групповые профилактические программы - для решения определенных проблем группы девиантных подростков.

Схема 2. Структура профилактики девиантного поведения в школе

3 этап. Реализация программ профилактики девиантного поведения учащихся школы.

На протяжении актуального периода осуществляется социально-психолого-педагогическое сопровождение подростка с трудностями в воспитании. Отслеживается динамика развития позитивных форм поведения, особенности эмоционально-волевых проявлений, оказывается психологическая помощь во взаимоотношениях с педагогами, учащимися и родителями.

4 этап. Итогово-оценочный. Направлен на оценку эффективности проведения профилактической работы, внесение в нее необходимых корректив.

В данном параграфе мы рассматривали профилактику девиантного поведения, осуществляемую социальным педагогом в школе.

Таким образом, деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся общеобразовательной школе является многоаспекной, включающей различные направления: правовое воспитание; половое воспитание; формирование нравственной культуры личности, трудовое воспитание; формирование эстетической культуры личности, воспитание физической культуры личности (формирование здорового образа жизни). Таким образом, исходя из целей и функций деятельности социального педагога школы, профилактика девиантного поведения детей и подростков является обязательной составляющей воспитательного процесса в учреждении.

Для эффективной профилактической деятельности в данном направлении необходим комплексный подход: привлечение различных специалистов с использованием различных форм и методов деятельности социального педагога.