Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей натолкнули меня на мысль о том, что родители не в полной мере понимают речевые проблемы своих детей и в силу этого не оказывают им должного внимания. Именно это и явилось мотивом для создания и реализации проекта «Гласные - прекрасные».
Участниками проекта стали дети подготовительной группы (6-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи, их родители, .
Проект направлен на социально-коммуникативное и речевое развитие детей. Он носит краткосрочный характер - проект недели. Проблема позволила определить следующие цели и задачи проекта.
Цели:
- Обратить внимание родителей на речевые проблемы детей.
- Показать некоторые варианты помощи детям в совместной деятельности родителей и детей.
Задачи:
- Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совместную деятельность.
- Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.
- Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков.
Мероприятия, проведенные в ходе реализации проекта:
- Конкурс «Веселые стихи о гласных буквах»
- Выставка работ детей и родителей «Все они разные, но все они гласные»
- Логопедическая игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая».
- Подборка стихов о гласных буквах «Читаем сами»
- Рукотворный альбом «Все они гласные»
Этапы создания проекта:
Подготовительный этап:
- планирование работы;
- подбор методического материала;
- подбор игр и материалов для продуктивного этапа.
Основной этап:
- проведение конкурса «Веселые стихи о гласных»;
- создание рукотворной книги «Гласные – прекрасные»;
- создание подборки стихов о гласных буквах;
- проведение дидактических игр для знакомства с гласными звуками и буквами.
Итоги проекта:
- проведение логопедической игры-путешествия «В гостях у Пиши-Читая»;
- выпуск рукотворной книги «Гласные – прекрасные»;
- оформление выставки работ родителей с детьми «Они такие разные, но все они гласные»;
- альбом стихов о гласных буквах.
Три дня недели были отведены на обобщение и закрепление знаний о гласных звуках и буквах в различных дидактических играх и упражнениях. Каждый из этих дней был отведен двум звукам и буквам: понедельник - А, Э, вторник - О, У, четверг - И, Ы. В среду организовали выставку гласных букв сделанных из различных материалов детьми и родителями «Они такие разные, но все они гласные» . Ни одна из букв не была похожа на другую. Родители с детьми ярко проявили свои творческие способности: были буквы из пенопласта, компьютерных дисков, сантехнических деталей, пазлов и многих других материалов. Каждый из детей рассказал, из чего сделана буква, с кем ее делали и как.
Провели конкурс чтецов «Веселые стихи про гласные буквы» . Дети выбрали шапочки с буквами, о которых они читают стихи. Часть детей рассказала стихи, которые были выучены на занятиях, некоторые подобрали и разучили веселые стихи о гласных с родителями. После проведения конкурса была создана подборка (картотека) стихов о гласных буквах (см. приложение 1), оформленная совместно с детьми в виде рукотворной книги. На выставку и конкурс были приглашены родители, которые смогли посмотреть на своих детей со стороны, прислушаться к их речи, заметить проблемы своих детей.
В пятницу был проведена логопедическая игра-путешествие с использованием мультимедийной презентации «В гостях у Пиши-Читая» , которая явилась итогом проекта. В ходе путешествия по Стране гласных дети с большим удовольствием выполняли задания Пиши-Читая, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте. Родители, которые смогли принять участие в игре-путешествии, увидели, как с помощью различных дидактических игр помочь преодолеть речевые проблемы своим детям и подготовить их к успешному обучению в школе.
После игры-путешествия некоторые из них отметили, что в большинство игр они смогут играть с детьми на прогулах, по дороге в детский сад, в транспорте (см. приложение 2).
Понедельник
- Звуки и буквы А, Э. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные»
Вторник:
- Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучение грамоте «Вместе весело играть».
- Звуки и буквы О, У. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные»
Среда:
- Выставка работ детей и родителей «Все они разные, но все они гласные» (объемные модели букв).
- Конкурс чтецов «Веселые стихи о гласных буквах».
- Создание картотеки стихов о гласных буквах.
Четверг:
- Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи и обучение грамоте «Вместе весело играть».
- Звуки и буквы Ы, И. Изготовление рукотворного альбома «Все они гласные».
Пятница:
- Логопедическая игра-путешествие «В гостях у Пиши-Читая» с использованием мультимедийной презентации.
Таким образом, краткосрочный проект достиг своих основных целей: родители увидели проблемы своих детей, получили возможность увидеть игры и игровые упражнения, направленные на их преодоление, выказали желание использовать их.
Приложение 1: Картотека стихов о гласных буквах
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
С. Маршак
Буква «А» всему глава,
У нее солидный вид,
Потому что буква «А»
Начинает алфавит!
А. Шибаев
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла -
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан
Над лугами в синеве
Пролетает буква «Э».
Это ласточка весной
Возвращается домой.
В. Степанов
Вот зигзагом буква «И» -
Будто молния, гляди.
Ира в игры не играла,
Ира «И» в словах искала.
С. Иванов
Утром рано у реки
Удят рыбу рыбаки.
Коль улов - не чепуха,
Будет вкусная уха.
Л. Слуцкая
«Эге-гей!» - крикун кричит.
Изо рта язык торчит.
Г. Виеру
Букве «Ы» не быть вначале,
Но и вы, и мы встречали
Букву ту, срывая рыжик
И скользя на быстрых лыжах.
А. Манфиш
Посмотри на колесо -
И увидишь букву «О».
А. Шибаев
«А» как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.
Г. Виеру
Аист нес в авоське алой:
Азбуку для Ани с Аллой,
Абажур, альбом - Алисе,
Алычу, арбуз - Анфисе.
Т. Маршаллова
На калитку посмотри:
Чем она не буква «И»?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
А вот шагает буква «Ы».
Без «Ы» не выучитесь вы.
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква «Ы» -
Все мы знать ее должны.
В. Степанов
Буква «Э» на «С» дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
А. Шибаев
Приложение 2: Конспект логопедической игры-путешествия с использованием мультимедийной презентации «В гостях у Пиши-Читая»
Цель: формировать фонетико-фонематическую сторону речи детей.
Задачи:
- Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании.
- Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков.
- Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.
- Закрепить образы гласных букв.
- Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение.
- Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.
Материалы и оборудование:
- карта Страны гласных,
- мультимедийная презентация «В гостях у Пиши-читая» и оборудование для ее демонстрации;
- гласные буквы, прикрепляющиеся к карте;
- булочки в виде гласных букв для сюрприза;
- «волшебный мешочек» с буквами, физкультурные палки и обручи, листы со словами из трех букв, в которых пропущены гласные.
План проведения логопедической игры-путешествия
1. Создание мотивирующей ситуации
— Ребята, сегодня пришло видеописьмо. Давайте посмотрим его.
Обращение Пиши-Читая: «Злая и вредная Опечатка решила всем навредить. Она стерла с карты Страны гласных все гласные, а как же можно читать и писать без гласных? Попробуйте. Получилось? Нет. Помогите мне найти гласные и восстановить карту Страны гласных».
Пиши-Читай: «Для того чтобы вернуть гласные, надо выполнить задания. Если задание выполнено верно, гласная возвращается на нашу карту».
В ходе игры дети выполняют задания Пиши-Читая, получают гласные буквы и прикрепляют их на карту Страны гласных
Слайд 1. Песенка Пиши-Читая.
Слайд 2. Обращение Пиши-Читая с просьбой о помощи.
Слайд 3. Слова с пропущенными буквами: м…к, к…т, л…сь.
Слайд 4. Карта Страны гласных без гласных
2. Игра «Веришь - не веришь»
Ответы на вопросы. Вопросы для детей:
— Веришь ли ты, что звуки мы слышим и произносим?
— Веришь ли ты, что буквы мы пишем и видим?
— Веришь ли ты, что гласные звуки встречают преграды?
— Веришь ли ты, что буква «О» обозначает один звук [о]?
— Веришь ли ты, что в слове «лук» нет гласного звука?
— Веришь ли ты, что гласные звуки не встречают преграды?
— Веришь ли ты, что есть слово, которое начинается с гласного звука [ы]?
Вопросы для присутствующих родителей и педагогов:
— Верите ли вы, что в русском языке 6 гласных звуков?
— Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных букв?
— Верите ли вы, что в слове «елка» два гласных звука - [о] и [а]?
— Верите ли вы, что в слове «юла» два гласных звука - [йу] и [а]?
— Молодцы! Прикрепите букву «А» на карту
3. Игра «Живые звуки»
— Замените в слове «бык» гласную «Ы» на «О». Какое слово получилось?
Бык - бок - бак - бук.
Дым - дом.
Эхо - ухо (И т. п.)
— Молодцы, справились еще с одним заданием! Вот и эта буква - «О». Прикрепите ее на карту
4. Игра «„Волшебный мешочек“ с гласными буквами»
Узнавание гласных букв на ощупь и подбор слов, которые будут писаться с этой буквы.
— Молодцы. Вот ее то и спрятала Опечатка. Прикрепите букву «j».
5. Динамическая пауза Игра «Буква волнуется…» под музыку
Буква волнуется - раз,
Буква волнуется - два,
Буква волнуется - три,
На месте буква «О» - замри!
Слайд 5. Звучит веселая музыка
6. Игра «Путаница»
Отбор слов с заданным звуком в заданной позиции.
— Найдите цветы, в названии которых звук [а] был бы в начале, слова. (Астра.)
— Звук [а] был бы на втором месте. (Мак.)
— Найдите цветы, в названии которых звук [о] был бы на втором месте. (Розы.)
— Картинку с изображением животного, в названии которого звук [о] находится на втором месте. (Кот.)
— Найдите картинку с изображением домашней птицы, в названии которой звук [у] был бы в начале слова. (Утка.)
— Звук [у] был бы на втором месте. (Гусь.)
— Картинку с изображением дерева, в названии которого звук [у] на втором месте. (Дуб.)
— Картинку с изображением насекомого, в названии которого звук [у] на втором месте. (Жук.)
— Картинку с изображением домашней птицы, в названии которой звук [и] на первом месте. (Индюк.)
— Найдите картинку с изображением цветов, в названии которых звук [и] был бы в начале слова. (Ирис.)
— Молодцы, и с этим заданием вы справились! Вот и последняя буква с нашей карты - «Ы». Прикрепите ее к карте
Слайд 6. Изображения: астра, мак, ирисы, розы, кот, утка, гусь, дуб, жук, индюк, елка, кактус, утка
7. Игра «Вылечи слова»
— Ребята, Опечатка забрала гласные буквы, но часть их мы уже нашли и сможем вылечить слова. Вылечить их можно, если вместо точек вставить гласную букву, так чтобы получилось слово.
М…к, с…к, к…ст, т…рт, л…сь, с…ль и т. п.
Часть слов предложить взрослым («Помощь зала»).
— С этим занятием вы справились. Вот и буква «И»
8. Выкладывание гласных букв из физкультурных палок и обручей
— Что же это сделала Опечатка! Все буквы разобрала на палочки и кружочки. Припомните, какие гласные буквы можно собрать из этих частей. Соберите. Вот и буква «Э». Прикрепите ее на карту
9. Подведение итогов игры. Сюрпризный момент
Пиши-Читай: «Все буквы вы собрали на карте Страны гласных. Не удалось Опечатке навредить вам. Снова все гласные с вами! А Опечатку мы запрем на замок в ее замке, чтобы больше не вредничала. Посмотрите внимательно, что появилось в группе нового?»
— Вот и сюрприз Пиши-Читая. На что похожи эти булочки? (На гласные буквы)
Слайд 7. Карта Страны гласных со всеми буквами.
Слайд 8. Благодарность Пиши читая. Информация о сюрпризе
Литература:
1. Программы дошкольных об разовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. - М., 2010.
2. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г. и др.; Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб.:, 2009.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетикофонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. - М., 1998.
4. Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. - СПб., 1998.
5. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие. - СПб., 1999.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М., 2008.
Материал предоставлен , январь 2015.
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука е – [йэ] ё – [йо] ю – [ту] я – [йа] 1) в начале слова: яхта – [й а х т а] 2) после гласных: диета – [д и й э т а] 3) после ь и ъ: пьеса – [п й э с а] В остальных случаях они обозначают один звук (е – [э]; ё– [о]; ю – [у]; я – [а]) и мягкость предыдущего согласного.
БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ – СИГНАЛ ОРФОГРАММЫ! Безударный гласный произносится нечетко, поэтому говорят, что он находится в слабой позиции. Например, слова леса и лиса произносятся одинаково ([лиса]), а пишутся по-разному. Для проверки безударного гласного в корне слова надо так его изменить или подобрать такое однокоренное слово, чтобы этот звук оказался под ударением (в сильной позиции). Например: зеленеть – з Елень, зелЁный; удивительный – д Ивный.
Фонетические процессы На конце слова звонкие согласные произносятся как глухие (их парные): снег – [с н э к], кровь – [к р о ф] Перед глухими звонкие согласные произносятся как глухие (их парные): лодка – [л о т к а], под столом – [п а т ] [с т а л о м] Перед звонкими (кроме [л], [м], [н], [р,] [в]) глухие согласные произносятся как звонкие: просьба – [п р о з б а], сделать – [з д э л а т] Группы согласных упрощаются (в сочетании трех согласных – один непроизносимый): поздний – [поздний] ([здн] – [зн]), постный – [постный] ([стн ]- [сн]) и др. Другие: счет – [щот ] (с + ч = щ), улыбаться – [у л ы б а ц: а] (т + с = ц), сшить – [ш: ы т] (с + ш =ш).
Рыбинцева Галина Валентиновна
учитель-логопед МБДОУ№127, г.Мурманска
При знакомстве с гласными звуками и буквами сочиняю короткие стихи, которые вносят в занятие оживление, служат “мостиками” при переходе от одного задания к другому и помогают детям быстрее и легче усвоить предложенный материал.
*Рот открыт, и звук поётся, нет преграды на пути.
Скажет кто, как он зовётся?..
Верно! Гласный! Молодцы! /авт./
*Гласную песенку красиво пропевай
И место на занятии скорее занимай. /авт./
(Дети могут пользоваться при этом карточками с символами гласных звуков.)
*Правило о звуках и буквах вспоминайте,
Громко и чётко нам отвечайте. /авт./
*Услышишь гласный звук – фонарик поднимай.
Не спеши, подумай, но и не отставай. /авт./
*Похожи они, как родные сестрёнки,
Есть голос у них и поют они звонко”. /авт./
*Чтоб в тетрадочках писать – нужно пальчики размять. /авт./
(Пальчиковая гимнастика с маленькими шариками или другими тренажерами).
*Слова по картинкам вы называйте
И гласный в них определяйте. /авт./
(Дети называют картинку и определяют какие гласные звуки есть в названии)
*А сейчас -
Буквы все мы назовём
И стихи о них прочтём. /авт./
(Дети называют буквы и читают стихи)
*Гласные звуки очень важны,Гласные звуки всем нам нужны.
Даже животные, птицы и звери
Без гласных звуков
Жить не умеют. /авт./
(Дети подбирают символы гласных звуков к картинкам с изображение птиц и животных)
*Звуки гласные ловите
И слова мне подарите. /авт./
(Придумывают слова с предложенным гласным звуком.)
Физминутка. /авт./
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики.
Будем гласные считать: Хлопают ладошками и кулачками.
А – это АИСТ на крышу забрался, Стоят на одной ноге, руки на поясе.
У – это УШКИ у зайки дрожат. “Дрожат” поднятыми вверх руками.
О – это ОСЛИК в дорогу собрался, Наклоняются вперёд, руки на спине.
И – это ИГЛЫ торчат у ежат. Наклонившись вперёд, поднимают назад-вверх руки с разведёнными пальчиками.
это ЭХО кричит нам из леса. Руки рупором около рта, повороты вправо, влево.
Ы – отдыхает А где его место? На сложенные ладошки наклоняют голову. На вопрос - удивляются, приподнимая плечи.
Пусть отдыхает, но каждый узнает, Машут рукой.
Что слов на звук Ы никогда не бывает. Грозят пальчиком.
А, У, О, И, Э, Ы – Хлопают попеременно ладошками и кулачками.
Это точно знаем мы,
Что гласных звуков ровно шесть,
Их не сложно перечесть.
*Если в слове буква Ё – ударение падает на неё. /авт/
При знакомстве с согласными звуками и буквами тоже использую свои коротенькие стихи.
*Чтобы твёрдый звук найти,
Крепко кулачок сожми. Дети крепко сжимают кулачок.
Чтобы мягкий отыскать,
Не надо сильно его сжимать. /авт./ Дети чуть-чуть сжимают пальцы.
*Если звук глухой,
Мы знаем-
Наши ушки отдыхают.
Если звонкий –
То звенят,
Очень радуют ребят. /авт./
При работе с предлогами тоже помогают стихи. Дети отлично запоминают, что предлог – это отдельное слово, только коротенькое и писать его нужно раздельно с другими словами.
*Я – предлог - господин,
Я всегда стою один.
Между мной и словом
Всегда “окно” готово. /авт./
Занятия по подготовке детей к обучению грамоте предполагают работу в тетрадях. Вырабатываю умение работать самостоятельно, следить за своей осанкой.
*В тетрадь к соседу заглянул –
Ошибку к себе перетянул./авт./
*За своей спинкой я слежу-
Всегда прямо её держу./авт./
Воспитываю у детей умение слушать своего товарища.
*Своего товарища я уважаю,
Слушая его ответ, не перебиваю. /авт./
Занятия по подготовке детей к обучению грамоте проходят живо, интересно, доставляют большое удовольствие и мне, и детям.