Английские союзы — связующие звенья предложений. Разряды союзов и их многозначность Виды союзов и их функции

Союзами называются служебные слова, которые выполняют связующую функцию в предложении. Они могут связывать как части сложных предложении, так и члены простых предложений. Союзы в английском языке несколько отличаются от русских союзов. Отличие состоит в том, что союзы в английском языке не зависят от характеристик слов, которые соединяют, они неизменны и для них чужды какие-либо грамматические категории. И хотя они выполняют определенные функции в предложениях, при этом их членами не являются. Союзы — это служебные слова, которые выполняют связующую функцию в предложении

В следующей таблице представлена классификация союзов английского языка, в соответствии с их синтаксическими ролями.

Сочинительные союзы и их типы

Сочинительные союзы служат для связи в одно сложносочинённое предложение:

  • однородных членов предложениях
  • независимых предложений

Сочинительные соединительные

The water is clear and cold. — Вода чистая и холодная .
There is a chair as well as an armchair in the room. — В комнате есть, кроме кресла, также стул.
Both the mother and the father were invited for diner. - Оба, мать и отец были приглашены на обед.
I was neither in the shop nor in the cafe. — Я не была ни в магазине, ни в кафе.

Сочинительные противительные

but но, а
while в то время как
still все же
yet тем не менее
whereas тогда как

I want to travel, but I haven’t free time at all. - Я хочу путешествовать, но у меня нет совсем свободного времени.

Сочинительные разделительные

You may come Monday or Wednesday. — Ты можешь прийти в понедельник или среду.

Сочинительные причинно-следственные

You were not at school thus you must learn this topic off your own bat. — Ты не был в школе, следовательно ты должен выучить эту тему самостоятельно.

Роль подчинительных союзов в сложноподчиненном упражнении

Данный тип союзов в английском языке используется при соединении придаточного предложения к главному. Самым используемым в английском языке среди данных союзов является that (что ). Стоит отметить, что часто «that» в устной речи упускается.

  • She said that I could go. — Она сказала, что я могу уйти

В зависимости от того, какого типа придаточные предложения союзами соединяются, их можно разделить на группы.

Первая группа — это союзы соединяющие придаточные предложения — подлежащие, сказуемые и дополнительные с главными предложениями:

Вторая группа состоит из союзов, соединяющих обстоятельственные придаточные предложения с главными, которые, в соответствии с «обстоятельством», бывают времени, причины, условия и т. д. Они разделены в следующих таблицах, в соответствии с возможными «обстоятельствами».
Классификация союзов по их роли в сложноподчиненных предложениях Времени

Причины

Условия

Цели

Образа действия

Сравнения

Следствия

so that — так что

Классификация английских союзов по форме

По своей структуре союзы английского языка можно поделить на следующие типы:

  • Простые
  • Производные
  • Сложные
  • Составные
  • Парные
  1. Простые — это союзы, которые невозможно разложить на составные части.
    • If — если
    • or — или
    • but — но и т. д.
  2. Производные — союзы, структура которых выглядит следующим образом: корень + префикс или корень + суффикс.
    • Unless — если не
    • because — потому что
  3. Сложные — это либо союзы в состав которых слово «never», либо союзы образованные путем слияния двух или трех простых союзов (слияние трех корней встречается реже).
    • Nevertheless — тем не менее
    • whеrеаs — тогда как
  4. Составные — союзы, в состав которых входят несколько слов.
    • In order to — чтобы
    • as long as — до тех пор пока
  5. Парные
    • Either… or — или… или;
    • neither… nor — ни… ни
  6. В английском языке есть в небольшом количестве союзы, произошедшие от причастий и сохранившие их форму.
    • providing — при условии если
    • seeing — поскольку
    • supposing — в случае, если

Союзные слова и их особенности

Понятие «союзное слово» отличается от схожего с ним понятия «союз» тем, что союзное слово входит в состав придаточного предложения как его член, а не только как связующее звено придаточной с главной частью фразы.

В роли союзных слов могут выступать:

  1. Относительные местоимения

    My home is a place where I feel comfortable. — Мой дом — это место, где я чувствую себя комфортно.

Совпадение союзов с другими частями речи

По той причине, что многие союзы в английском языке по своей форме совпадают с местоимениями, наречиями и предлогами, часто возникают сомнения, к какой части речи все-таки относится то или иное слово.

  • That что (союз)
  • That тот (указательное местоимение)

Определить сущность таких слов можно по их контекстуальному смыслу.

  • I notify my teacher of my absence before I miss lessons. — Я предупреждаю моего учителя о своем отсутствии, прежде чем пропустить занятия (before — союз)
  • I have to go to the store before supper. — Я должна пойти в магазин до ужина (before — предлог)

Если у вас пробудился интерес к данной части речи, вы можете узнать много интересных подробностей о ней в следующем видео:

Сочинительные союзы соединяет компоненты на основе их равноправия, не указывая на зависимость од­ного из компонентов. По выражаемым отношениям со­чинительные союзы делятся на группы:

1) соединительные, которые выражают отношения перечисления: и, и., и, ни... ни, да (=и) и др.;

2) противительные, выражающие отношения про­тивопоставления, несоответ-ствия, различия: а, но, да (= но), однако, же, зато и др.;

3) разделительные, выражающие отношения взаи­моисключения, чередования: или, либо, ли... ли, то... то, то ли... то ли, не то... не то и др.;

4) пояснительные, выражающие отношения поясне­ния: как-то, именно, а именно, то есть;

5) присоединительные, служащие для присоедине­ния слов, словосочетаний, предложений, содержащих добавочные замечания: да и, и, также, тоже, а также и др.

Подчинительные союзы служат для связи синтак­сически неравноправных единиц, чаще частей СПП, указывают на зависимость одного из компонентов от другого: Квартира удобная, хотя и маленькая. По зна­чению выделяются подчи-нительные союзы:

1) изъяснительные (показывающие, что присоеди­няемая с их помощью часть раскрывает конкретное со­держание отдельных слов другой части): что, что буд­то (бы);

2) временные: когда, пока, в то время как, после то­го как, едва, до того как, перед тем как и др.;

3) сравнительные: чем, нежели, будто, как будто, как, словно, точно и др.;

4) следствия: так что;

5) причинные: потому что, так как, ибо, оттого что, ввиду того что и др.;

6) целевые: чтобы; затем чтобы; дабы;

7) условия: если, раз, кабы, ежели;

8) уступительные: хотя, несмотря на то что и др.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

1. Союз чтобы следует отличать от местоимения что с частицей бы: союз чтобы пишется в одно слово, а местоимение с частицей - в два слова: что бы, частицу бы от местоимения можно отделить и перенести в другое место, например: Я пришёл в читальню, чтобы прочитать нужную мне книгу. Что бы мне прочитать по этому во­просу? Что мне прочитать бы по этому вопросу?



2. Наречное выражение во что бы то ни стало состоит из шести частей, которые пишутся раздельно.

3. Союзы тоже и также пишутся в одно слово, а местоимение то и наречие так с частицей же пишутся раздель­но; в последнем случае частицу же можно опустить. Очень часто при местоимении то с частицей же стоит местоиме­ние что, а при наречии так с частицей же - наречие как.

4. Союз тоже по смыслу равен союзу также, и оба рав­ны союзу и, заменяя друг друга, например:

1) Я тоже прочёл эту книгу. - Я также прочёл эту книгу. - И я прочёл эту

книгу.

2) Я читал то же , что и вы. - У меня то же серое пальто, в котором вы ме-

ня видели в прошлом году. - У меня то самое серое пальто.

3) Знаю так же , как и вы. - Знаю так , как и вы.

5. В роли союза выступает слово итак, означающее «следовательно». Его необ-ходимо отличать от сочетания союза и с наречием так, которое пишется в два слова, например: Итак, всё кончено. (Следовательно, всё конче­но.) Я упал и так ушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу.

6. Союз зато близок по значению к союзу но и пишется в одно слово; предлог за с указательным местоимением то пишется раздельно, например:

1) Становилось всё холод­нее, зато дождь прекратился (зато = но).

2) Спрячься за то дерево.

7. Союзы причём и притом близки по значению к выра­жению вместе с тем и пишутся в одно слово; предлог при с местоимениями том и чём пишется раз-дельно, например: Ученикам раздали листочки с задачами и притом предупре­дили, что на решение их даётся два часа. - Ученикам раздали листочки с задачами, причём предупредили... - Ученикам раздали листочки и вместе с тем предупредили... Но: При том заявлении приложены и необходи­мые документы. При чём же ты останешься?

8. Раздельно пишутся союзы как будто, потому что, оттого что, так как, так что, как только, не то... не то, то есть.

ОТЛИЧИЕ СОЮЗОВ ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО ОТ СЛОВ-ОМОНИМОВ

ОТЛИЧИЕ СОЮЗОВ ОТ ОМОНИМИЧНЫХ СЛОВ
СОЮЗЫ ОМОНИМИЧНЫЕ СЛОВА
· нельзя опустить или переместить часть союза; · можно заменить синонимом; · играют связующую роль; · не являются членом предложения. · можно опустить или переместить в другое место часть союза; · нельзя заменить синонимом; · являются членом предложения.
ЧТОБЫ (= ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ) Пример: Я пришёл сюда, чтобы (для того чтобы) увидеть тебя . ЧТО БЫ (местоимение + частица) (частицу бы можно опустить или переставить). ПРИМЕР: Что бы такое ещё придумать? Сравните: Что такое ещё бы придумать?
ТОЖЕ ТАКЖЕ (=И) ПРИМЕР: - Вы тоже отдыхали на Кавказе? И вы отдыхали на Кавказе? ТО ЖЕ (местоимение и частица) ТАК ЖЕ (наречие и частица) (частицу можно опустить или переставить в другое место). Не делай то же, что и все, если все делают плохо.
ПРИЧЁМ ПРИТОМ (имеют значение «в добавление к этому»). ПРИМЕР: Эксперимент был проведён удачно, причём впервые. Выступление содержатель-ное и притом интересное по форме. ПРИ ЧЁМ (предлог + местоимение) употребляется в вопросительных предложениях. При чём тут он со своими претензиями? ПРИ ТОМ (определяет следующее далее за ним существительное). При том издательстве имеется небольшая типография.
ЗАТО (= НО) Подъём на гору здесь крутой, зато дорога красивая. ЗА ТО (предлога + местоимение) Рабочие получили премию за то, что сделали ремонт на три дня раньше срока.

УПОТРЕБЛЕНИЕ СОЮЗОВ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Общее правило употребления предлогов в и на

Употребление предлогов в и на

г. Барнаул

Железнодорожный район


Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.


Тема: Функция союза И. Пунктуация в предложениях с союзом И.

Класс : 11 класс
Учитель : Кощина Татьяна Васильевна
Предмет : русский язык и литература
2003-2004 учебный год.
Тема: Функция союза И.

Пунктуация в предложениях с союзом И.


Цель: Подготовка к ЕГЭ, систематизация знаний.
Знать: 1) особенности структуры сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом;

2) особенности структуры простого предложения с однородными членами ;

3) функции союза И.
Уметь: 1) правильно расставлять знаки препинания в предложениях с союзом И;

2) конструировать предложения с союзом И, выполняющим разные функции;

3) правильно определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Ход урока.
I. Фронтальный опрос с элементами конспектирования.
а) Вспомним, в каких предложениях может употребляться союз И?
Союз И употребляется как в простых предложениях, так и в сложных. Он может стоять между


  1. однородными членами, связывая их друг с другом;

  2. между двумя ПП, образуя одно сложное;

  3. между двумя придаточными предложениями;

  4. может являться частью сложного союза (как…так и; но и; да и).

б) В предложениях с союзом и запятая может находиться…?


  1. перед И;

  2. после И;

  3. одновременно перед И и после И;

  4. отсутствовать совсем.
Графический диктант с целью повторения пунктуации в ССП. У учащихся имеются сигнальные карточки-схемы, которые они поднимают после прочтения учителем П. “По цепочке” старшеклассники комментируют схему и наличие запятой в П.

№1

Односост.

, и

Двусост.

№2

Двусост.

, и

Двусост.

№3

Односост.

, и

Двусост.

№4

Двусост.

, и

Односост.

  1. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали (карточка № 2).

  2. Весь день хотелось пить, и поэтому Сергей предлагал детям минеральную воду. (№ 1)

  3. Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко. (№3)

  4. Снег все сыпал, и с каждым днем пушистей становились кусты. (№2)

  5. Лечение до сих пор было правильное, и я не вижу необходимости менять врача. (№2)

  6. Глухая ночь сгущает краски, и поневоле страшно нам. (№4)
Ученик-ассистент записывает на доске правило под номером №1 и озвучивает как правило.

П. Работа в парах. Алгоритм на доске:


  • Спишите П, расставьте знаки препинания, графически объясните.

  • Расскажите партнеру выведенное Вами правило.

  • Выслушайте партнера, задайте друг другу вопросы, если они возникнут.

  • Поблагодарите друг друга.

  1. Он [Чехов] знал где лежит дорога к человеческому счастью и оставил нам приметы.

  2. Что-то редкое виделось нам в этом беззвучном тумане курившемся над прудом и в тумане безлунной ночи.

  3. Он потянулся сладко позевывая и повернув голову посмотрел на хозяина.

  4. Он медленно шел прикрываясь от ветра и о чем-то думал.
Выведенное на основе примеров правило озвучивается, и ассистент записывает его на доске под номером №2.

Сообщение ученика (предварительное задание получил накануне урока по теме “Пунктуация в П с однородными членами , соединенными союзом И).

Ученик объясняет по схемам, которые находятся на плакате.

Союз И однородные члены может соединять:


  • попарно О и О, О и О;
Все было непривлекательно: небо и озеро, пасмурные дали и низкий остров;

  • союз И может употребляться перед каждым однородным членом (повторяющийся союз И):
и О, и О, и О.

Море и вздрагивало, и охало, и плакало, и ревело.


  • союз И может быть опущен перед первым однородным членом:
О, и О, и О.

Море гремело, и вздрагивало, и плакало.


После сообщения учащиеся выполняют задание “Проверяю себя”.

Записать предложения, сверить постановку знаков препинания с карточкой самоконтроля, приготовленной заранее педагогом.

1. Гордый стих и в скромном переводе служил и служит правде и свободе.

усилит.частица.


2. Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов и шлешь ответ.

Союз И соединяет однородные сказуемые в пару, перед ним не ставим запятую. Остальные союзы И – повторяющиеся, перед вторым однородным дополнением ставим запятую, так как союз И – повторяющийся, т.е. схема


О, и О и О, и О.

Соединяет в пару однородные члены.

3. Незаметно подкралась зима и обрушилась на город гулкими метелями, завалила улицы сахарными холмами снега и заморозила дома.
Ш. В завершении урока учитель объясняет случаи отсутствия запятой перед И, записывает правило-помощник на доске под № 3.


Предложения на доске. Устный комментарий постановки знаков.

  1. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь. И день и ночь – то есть всегда.

  2. Какие-то люди бегали, весело переговариваясь и беспрестанно отворяя и затворяя двери.

  3. Утром со стороны леса послышался шум моторов и показались немецкие танки.
Общий второст.член

  1. В час, когда начинает слепнуть сова и веселые светлячки гасят свои озорные фонарики, в цветнике родилась Роза . (Соединяет придаточные, которые имеют общий второстепенный член в главном).

Предложения для самостоятельной работы.


  1. Знаки препинания существуют чтобы выделить мысль привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.

  2. Отдохнув и напившись чаю мы ровно в полдень опять уселись в лодку и она понесла нас по длинному прямому плесу.

  3. Караван нагруженных лесом барж сбился и окрашенный в желтую краску пароход “Декабрист” сердито пыхтя мотался между баржами и перетаскивал их в камеру шлюза.

  4. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.

  5. Солнце садилось в травы туманы и росы и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива.

  6. Отец мой говорил, что не видывал таких хлебов и что нынешний урожай отличный.

  7. Еще вчера на солнце млея последний лес дрожал листом и озимь пышно зеленея лежала бархатным ковром.

  8. И подпасок гонящий коров и землемер едущий в бричке через плотину и гуляющие господа все глядят на закат и все до одного находят что он красив.

  9. Воздух совершенно прозрачен и простым глазом заметно, как он дрожит и переливается в ярком утреннем свете солнца.

IV. Подведем итог. Ученик-ассистент подводит итог у доски.

Запятая ставится:

а) если союз И соединяет части СП и

б) если союз И – повторяющийся.

Запятая не ставится:

а) если союз И повторяется, но однородные члены образуют тесное смысловое единство или

б) одно цельное выражение,

в) при одиночном И,

Г) при общем члене.


Дома: составить П или выписать из текста П с союзом И, который выполняет разные функции (соединяет ПП, однородные члены, повторяющийся).


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Информационно-рецептивный метод

Предъявление информации (учителем или ассистентом). Организация действий ученика с объектом изучения.

Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание.

2.Репродуктивный метод

Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением.

Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам. Произвольное и непроизвольное запоминание. Активизация деятельности.

3.Исследовательский метод.

Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения.

Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение прблемы. Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершение. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов.

Союзы оформляют два типа синтаксических связей - сочинительный и подчинительный, в зависимости от чего делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы поєднуть между собой однородные члены предложения или части сложносочиненного предложения. По характеру выражения смысловых отношений между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения союзы сурядності делятся на соединительные, противительные и разделительные.

1. Связующие /, и, да (в значении и), ни... ни, ни... ни: Песнями щедро перемытая, ушла в воспоминание снігоожать, и перестоялося лето, и тени усталостью лежат (Л. Талалай); Шануймося, друзья, на длинном возраста и щедрыми будем мы всегда в любви, пусть дети улыбаются нам в сповитку, летая в снах на рассвете (Г. Ткач).

2. Противительные а, но, да (в значении но), однако, зато, однако: Любовь к народу - это служение народу, а не идея служения (А. Довженко); "Ложью, - говорят люди, - мир пройдешь, да назад не вернешься" (Г. Квитка-Основьяненко).

3. Разделительные или, или, или... или, ли... , то ... то, хоть... хотя, не то... не то, то ли ... то: Вот стелющиеся ветвистые, как скатерть зеленые левады. Кое-где по желто-зеленой скатерти разбросаны темно-зеленые кусты ивняка, то кругленькие, как будто м ячики, то островерхие, будто топольку (И. Нечуй-Левицкий); Мой сыночек разбойник: то ли кот, то ли собака - он ничего не боится - лезет драться (О. Олесь).

Подчинительные союзы соединяют подрядной части складнопідрядного предложения с главной, а значению они делятся на:

а) з"ясувальні (что, чтобы, ли, как, словно, будто, как будто): Разве не видите, что небо голубеет, солнце по утрам улыбается ніжніш, что вся земля в каком-то ожидании дивнім млеет и легче дышит, и смотрит ярче (А. Олесь); Наваживсь Вовку Льва попросить, чтобы старшиной до овец наставили его служить... (Л. Глебов);

б) временные (как, после того как, как только, только...как, еле, скоро, когда, пока, пока): Как шла домой в ржаном венке, радостно все поздравляли девушку стройную (П. Воронько); Когда созревают черника - начинай косить рожь (Род. творческим.);

в) цели (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы): Больших саможертовних усилия должна прилагать творческая интеллигенция, чтобы поднять самосознание наших современников, пробудить глубинную жизнь души, национальное достоинство и честь (А. Гончар);

г) причинові (потому что, оттого что, оттого что, затем что): Пока мне Бог сил даст и пока буду жить буду делать... Наша судьба работать, потому что и отдых наш потом без конца (А. Кобылянская);

г) условные (если, если, когда, как, чтобы, если бы): Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас найдет (Кол. Ушинский);

д) допустові (хотя, даром что, несмотря на то что): Хотя стояла только первая половина мая, солнце пекло немилосердно, по-летнему (В. Малик);

е) сравнительные (словно, словно, словно, словно, словно, будто, как будто, будто, якобы, как, что): Душа моя раскрыта для любви, как нива для сладкого зерна... (Т. Севернюк).

В функции союзов могут употребляться полнозначные слова, которые называются соединительными словами: кто, что, чей, который, где, куда, откуда. В отличие от союзов, которые не выступают членами предложения, соединительные слова выполняют роль главных или второстепенных членов подчиненной части сложного предложения. Например: / тем, сгинули в заре весенних лет, крестов поставить в свое время мы не сумели. Одна вечерняя приветствует их могилы, одна вечерняя вита их завещание (Г. Філянський); / сама она зсутилилась, чего никогда не было с ней раньше (А. Гончар). В первом предложении выделенное союзное слово выступает подлежащим, а во втором - приложением.

Союзы – служебные слова, служащие для связи однородных членов простого предложения и частей сложного предложения: сложносочиненного и сложноподчиненного.

Старость ходит осторожно и подозрительно глядит.

Основным морфологическим признаком союзов является его неизменяемость, то есть отсутствие морфологических категорий. Союзы не являются самостоятельными членами предложения. Союзы – это постоянно пополняющаяся группа слов. Они формируются на базе других частей речи. Поэтому можно говорить о существовании непроизводных союзов: да, и, но, либо… и производных союзов: что, когда, потому что, в силу того что, до тех пор пока, по мере того как…

По выражаемым синтаксическим отношениям союзы делятся на два разряда: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы соединяют равноправно независимые языковые явления.

Подчинительные союзы подчиняют одно другому.

Сочинительные и подчинительные союзы делятся на группы.

По значению сочинительные союзы делятся на :

Соединительные и, да=и, тоже, также, ни…ни ; Выражают отношения соединения. Ни снега, ни дождя не было на улице.

Присоединительные и, да и, да и то . Выражают отношения присоединения к чему-либо. Приехал он поздно, да и не один.

Противительные но, а, да, зато, же, все же, однако. Выражают отношения противопоставления, различия. Мы думали, что солнце ушло навсегда, однако оно выглянуло после обеда.

Разделительные либо…либо, или…или, не то…не то, то…то, то ли…то ли, или, либо. Выражают отношения взаимоисключения. То возвращался, то уходил – так проходили годы. Звуки повозки, или таратайки, или чего-то другого были слышны на улице.

Сопоставительные, или градационные как – так и, не только – но и, хотя – но и ; Выражают отношения сопоставления, сравнения. В Сибири много особенного как в природе, так и в людских нравах.

Пояснительные то есть, или, а именно ; Выражают отношения пояснения того, о чем было сказано недостаточно ясно, отношения уточнения между членами предложения, частями сложного предложения и самостоятельными предложениями. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями.

Подчинительные союзы выражают отношения неравноправия, неоднородности. Они употребляются в сложноподчиненном предложении, связывая главную часть с придаточной. В простом предложении могут употребляться только сравнительные союзы. Они могут обслуживать сравнительные обороты (Он стоял, как пугало, и чувствовал себя неуверенно. ), стоять перед сказуемым, передавая ему оттенок сравнительности (снег гор как шапки ). Подчинительные союзы по типу выражаемого значения делятся на:

Причинные потому что, оттого что, благодаря тому что, в силу того что ; Но Шурик сказал домашним «нет», и никто с ним не пошел, потому что его мужское слово уважали (Улицкая). Ввиду того что погода ухудшается, самолет не сможет вылететь до завтрашнего утра .

Целевые чтобы, затем чтобы, с тем чтобы, для того чтобы, дабы ; Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. …и она, не вникая в его путаные объяснения, цыкнула, чтобы он шел сдавать экзамены в соответствии со списком и не морочил ей голову.

Условные если, если бы, раз, ли, коли, кабы, коль скоро, как скоро, ежели, добро бы ; Если он будет замечать охлаждение в любви, тогда зажигать змеиную свечу, и любовь снова возгорится.

Уступительные хотя, пусть, пускай, а то, даром что, между тем как, несмотря на то что. Этот мальчик приходил к ней по понедельникам как будто по уговору, хотя никакого уговора между ними не было…

Сравнительные как, как бы, будто, как будто, словно, точно, равно как ; В хуннское время оно не таково, как в уйгурское или монгольское.

Союзы следствия так что, до того что ; Прошел сильный дождь, так что о пешей прогулке можно было на время забыть.

Временные едва, едва только, как только, как, когда, лишь, между тем как, после того как, с тех пор как, пока, покамест, покуда, нежели, чуть только ; С тех пор как он оказался в классе, все девчонки думали только о том, как добиться его внимания. После того как были сданы все зачеты и экзамены, для первокурсников начались долгожданные каникулы.

Изъяснительные что, чтобы, будто бы, как; Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

По структуре союзы делятся на простые и составные .

Простые союзы состоят из одного слова: что, когда, пускай, как, и, а, но, однако…

Составные союзы состоят из нескольких слов: так что, так как, потому что, ввиду того что, перед тем как, в силу того что, между тем как…

Внутри составных союзов выделяются нерасчлененные (в предложении не расчленяются другими словами): так что, так как, потому что… и расчлененные (в предложении расчленяются другими словами): не только… но и, как…. так и, если…то…

По употреблению в предложении союзы делятся на одиночные , повторяющиеся и двойные . Одиночные: и, либо, когда, поэтому , повторяющиеся: либо…либо, ни…ни, не то…не то…, двойные: как…так и, если…то, лишь только…как.