Моды для майнкрафт 1.11 таумкрафт 4. Подробнее о моде

Прежде всего вам понадобится волшебный жезл, волшебный верстак и стол для исследований(понадобится позднее). Причём крафт одного невозможен без второго.

Скрафтив волшебный жезл, подойдите к ближайшему серебряному дереву или просто выйдете на свежий воздух и кликайте ПКМ до заполнения шкалы, которая появится внизу интерфейса. Это есть энергия вис- стандартный жезл имеет малую ёмкость, поэтому нужно как можно скорее развиваться и копать, иначе в процессе исследования нового загадочного мира вам придётся бегать каждую минуту "подзаряжать" свой жезл.

Вам не следует задерживаться на одном месте- лучше всего менять место жительство как можно чаще. Дело в том, что когда вы собираете энергию вис, в природе и окружающем мире начинает накапливаться "возмущение", которое может перерасти в грандиозные и катастрофические ситуации. На ранних стадиях возможен огненный дождь, землетрясения, на запущенных- наводнения странных мобов и цунами.

Позднее вы сможете изобрести некоторые приборы, которые смогут измерять "возмущение", выводя его в виде шкалы на экран, и помогая вам не достигая критической отметки поскорее уходить на новое место.

Энергия вис необязательно находится на улице или рядом с серебряным деревом- это лишь самое распространённое её нахождение. Всего в мире вы сразу увидете 2 новых дерева- серебряное (имеет ствол, окрашенный в цвета берёзы, и крону светло-синего цвета, отмечающуюся блеском и очень редким нахождением) и великое дерево (генерируется везде, отличается огромными размерами и практически естественными цветами ствола и кроны)

Серебряное дерево повсеместно встречается в магическом лесу, но в обычном мире оно очень редкое и считается огромной удачей обнаружить его. Саженцы растут 1-2 недели в переводе на время майнкрафт, причём требуют особых затенённых условий и отсутствия рядом осквернённой ауры.

Само дерево является "очистителем"- рядом с ним аура не может достигнуть критических отметок порчи, однако при приближении к высоким показателям, на игрока начнёт воздействовать "усталость", "тошнота" и прочие неприятные эффекты. Рядом с такими деревьями обычно строят дома, срубать их не стоит, т.к. вместе с деревом вы уничтожите узел ауры, который вам понадобится как на первых порах исследований, так и на поздних.

Великое дерево- огромное по размерам дерево, растущее повсеместно в обычном мире и редко в магическом лесу. В основном используется как простая древесина, но несколько стаков обычно лежат "на всякий случай"- из древесины великого дерева создаются и оживляются големы, которые смогут помогать вам во всём- начиная от вспашки грядок и заканчивая тасканием воды в котёл.

Одним из важных элементов этого мода являются аспекты- особый состав каждого игрового элемента, который может использоваться в магических исследованиях и созданиях новых предметов с их свойствами. Всего аспектов 50, причём их можно соединять и получать новые. Например, огонь содержит элемент огня, как можно легко понять, а редстоун аспект механизма.

Кость содержит аспект смерти и аспект животного происхождения. Каждый из аспектов имеет свои преимущества и недостатки, некоторые из них очень редки, к тому же вам придётся узнавать какие аспекты находились в том или ином предмете лишь тогда, когда он уже брошен в котёл. Сами разработчики мода оставили игроку лишь книгу- таумономикон, загадочную и лишь указывающую предмет, который необходимо открыть следующим.

В большинстве своём вам придётся познавать новый открытый и странный мир самому- например, новые руды буквально могут свести вас с ума своим многообразием и влекущим свечением. Эти руды так же имеют свои аспекты, но используются в основном в крафтах, из-за своей редкости и невозможности постоянной траты для котла.

Котёл и тигель- разные вещи. Когда вы кликните заряженной палочкой по 2 верстакам- они превратятся в волшебный стол. Такое же произойдёт и с котлом. Для удобства рекомендуется расположить его прямо над лавовым кубом, чтобы вода оставалась постоянно кипящей.

Далее вам предстоит постоянно кидать различные ингридиенты в тигель, и, рассматривая аспекты и тыкая волшебной палочкой, получить различные предметы- от огонька до волшебной брони.
Развиваясь и открывая новое, вы сможете скрафтить себе различные приборы для разведывания окружающей обстановки- это волшебное стекло и очки, благодаря которым вы сможете разглядеть узлы ауры, её возмущение, и, возможно, уровень порчи(до последнего желательно не доводить)

Прогуливаясь по миру, вы сможете обнаружить тотемы- странные сооружение, возле которых обычно высокий уровень ауры и напряжённая атмосфера. Собрав нужные ингредиенты, вы сможете проводить настоящие обряды и взывать к духам и богам, получая могущественную силу.

сайт

Подробнее о моде

ТаумКрафт - это большое дополнение ( , которое добавляет магическую составляющую, кучу новых предметов и особенностей, а также уникальную для этой игры систему исследований. Грубо говоря, вокруг этих исследований и крутится все волшебство и суть мода ТаумКрафт 4: для изучения предметов понадобятся специальные магические предметы; занятия алхимией - соединение различных аспектов для получения новых; создание необычных союзников и многое другое.

Первое, что необходимо сделать, играя в MineCraft с этим модом - скрафтить волшебную палочку и книжный шкаф. Для начала подойдет самая простая палка (рецепт на картинке). После этого необходимо взять палку в руку и, наведя на книжный шкаф, кликнуть правой кнопкой мыши. Это позволит создать один из самых важный предметов мода TaumCraft - Таумономикон . Это книга, которая содержит в себе записи об изучении новых предметов и другую полезную информацию по ТаумКрафту 4.

При генерации мира создаются специальные камни с рудой, при раскопке которых формируются соответствующие им осколки. Есть 6 видов данной руды - ровно как и базовых аспектов. На начальном этапе они понадобятся для создания важного предмета - Таумометра.

ТаумКрафт 4 аспекты - основа

С помощью таумометра игроки смогут исследовать любой объект в игре. После исследования даются очки аспектов, которые в будущем пригодятся для создания и изучения новых предметов. Этих аспектов множество, однако стандартными являются следующие:

  • Aer - водздух;
  • Aqua - вода;
  • Ignis - огонь;
  • Terra - земля;
  • Pedritop - хаос;
  • Ordo - порядок.

Мод ThaumCraft позволяет комбинировать аспекты между собой для получения новых, более редких, которые пригодятся для исследования крутых вещей.

Более подробная информация в соответствующей статье - аспекты в Таумкрафт .

Так же, как и в предыдущих версиях дополнения, Таумометр позволяет быстро находить узлы ауры. Они необходимы для подзарядки волшебной палочки аспектами.


Thaumcraft - мод на магию в Minecraft с системой саморазвития, распределением по классам и исследования древних манускриптов. Глобальная модификация приносящая огромный потенциал в игру с добавлением своей новой руды, предметов, растительности и магических чар. Игроку на выбор дается несколько различных направлений и открыть их можно путём изучения "Таумономикона" – это книга, которая является главным атрибутом в игре, её следует заполучить в самом начале, чтобы начать своё погружение в магический мир Майнкрафт . Как у всех магов, у Вас будет магический жезл с перспективой на дальнейшее улучшение, подпитывается он энергией – "аурой". Игровая динамика разработана на хорошем уровне, события в моде постоянно развертываться и не стоят на месте, будто бы есть какой-то предначертанный сюжет, но это скорее в плюс, чем в минус. Случайные происшествия присутствуют и будут преследовать Вас на протяжении всего процесса становление магом и от этого некуда спрятаться, разве что, выучить какое-нибудь заклинание для самозащиты в будущем. В Thaumcraft рецепты сами по себе имеют сложный крафт для обычного Майнкрафтера и требуют больших ресурсных, а также временных затрат на изготовление необходимых вещей в Minecraft. Изучения в Таумкрафт происходят аналогичным образом, но только на "Исследовательском столе", который имеет свои магические составляющие, а именно: аспекты. Аспектам в Таумкрафте выделены огромные вики и различные учебники, так что, у Вас есть над чем "подумать", чтобы решить в каком игровом направлении двигаться. Совершайте ритуалы тауматургии при помощи эссенции. Эссенция - это выделения аспектов из объектов, считается важным материалом для ритуалов. Находите узлы ауры и пополняйте запасы своей энергии, чтобы совершать магические действия и изучать больше аспектов и накапливать очки опыта для следующих излучений в Майнкрафт Таумкрафт .














Моды на тему магии особенно интересны, так как они приносят в игру необычную атмосферу загадочности и Thaumcraft этому подтверждение. Мод Таумкрафт представляет собой отдельный сгусток полноценной игры в Minecraft посвященный исключительно магии и её подобных направлений. Модификация содержит все необходимое для полноценного погружения в мир полным неизвестности, опасности и чужд тайных наук. Мод поддерживает сторонние дополнительные аддоны, их количество с каждым разом растет, если Вам не хватило ванильного Thaumcraft , то всегда можно скачать дополнительные моды к Таумкрафт и продолжить играть дальше. Скачать Таумкрафт можно исключительно для версий Minecraft 1.10.2, 1.8, 1.7.10 и 1.7.2. Ожидается выход Thaumcraft и на новые версии 1.12.2, 1.11.2, но информация временно не подтверждается разработчиками, остается только ждать.

The Thaumcraft mod is definitely something you want, if you want a little more magic in the traditional Minecraft 1.11 . There is a lot of work to mastering the Thaumcraft mod. You have to make yourself a wand at first, and the n get to adding spells to it. To do that you need a bookcase. Then creating new spells using the bookcase. Then you need a Thaumanomicon which a book which keeps spells and helps you trough your magical experience. It seems complex at first, but once you get the hang of it. It‘s going to be incredibly exciting and fun.

There are many spells you can create through Thaumcraft. From clearing water from the ocean to cutting down huge trees with one little wave of the wand. You can spend hours on end just discovering new spells and developing them. There are endless opportunities withing this single simple mod. It‘s mind blowing.


It‘s hard to put into words on how much you can do within the mod, you would just have to try it for you rself to be able to understand. So if you‘re into being a wizard casting spells and discovering new ones and more. The Thaumcraft Mod is definitely something for you. It‘s not one of the most downloaded mod in history for no reason, trust me.


Thaumcraft Latest Changelog

– Left in some test fx with the harvest seals. Oops.
– Fixed lumber and breaker seals. Turns out they were taking advantage of the bug with tasks getting stuck that I fixed in 5.2.3. Reworked them not to rely on bugs .
– Climbing golems should be less likely to try and climb whatever they are working on.
– Golems are now more likely to try and get next to their target block instead of right in it.
– Fix for possible seal crash on servers.
– Tracked down a nasty bug causing golem AI to interrupt itself and ‘lose’ certain tasks. This effected harvest seals especially and would cause farms to become very slow.

Thaumcraft mod 1.12 Installation

This guide will explain how to install Thaumcraft mod for Minecraft 1.11 and older versions. All download links can be find below.

  1. Update you Minecraft for the mod version.
  2. Download and install .
  3. Download the Thaumcraft file.
  4. Open the Mods folder, for that go in Start and Run : %appdata%\.minecraft/mods .
  5. Drag the downloaded Thaumcraft-x.x.x.jar into the “mods” folder.
  6. Open your and make sure to use the profile the forge api created.

Note: If you are still having problems to download or install the file, do not hesitate to ask for help in the comments below, we will respond in less than 24 hours.

Download Thaumcraft mod for Minecraft

“All Mods on this site are posted on third party sites, or were not hosted by us, we keep the original download link created by the creator of mods, follow the download link below. If the version that you want to download is not listed in the download links below, visit the official Thaumcraft mod Official Thread . If you were still not able to find the right version for you, please leave us a comment and we will be providing the download link.”

Currently the Eldritch tier of research is still heavily WIP. There is some things I need to sort out and balance before I can implement it. Since everything else is done I will move on to beta anyway.

6.0.BETA2
- fixed Unlock Alchemy research entry so all the text is displayed in research step 2
- fixed a few more missing research entries referring to thaumaturgy instead of auromancy
- fixed chrash when golems harvested blocks
- when completing a research stage all the pages for the next stage should be shown

6.0.BETA1
- WARNING: I"m Splitting all the various tc stone blocks (arcane, eldritch, ancient,etc), into their own blocks. This is to make certain worldgen things easier to code and as preparation for the "great flattening" coming with MC 1.13. This will probably break things in your world so be prepared. Sorry about that.
- added missing theorycraft cards for Infusion
- auromancy should now be unlockable again.
- using curios during theorycrafting will no longer consume the entire stack
- made silverwood trees outside magical forest biomes a bit more common
- improved fps around tainted areas
- granted golems the ability to walk again and be picked up

MAJOR CHANGES ----
GENERAL
- rebalanced aspect values significantly
- tweaked some aspect colors to differentiate them from each other a bit more
- re-added the old praecantatio aspect
- added alkimia, the alchemy aspect.
- rebalanced essentia amounts in items. Everything has a lot more essentia (roughly 5x previous versions), but all recipes are more expensive to compensate. This is to improve the essentia calculation algorithm and to make costing and balancing easier and more granular.
- rebalanced armor values to incorporate the new toughness stat
- removed haste and repair vanilla enchants. Haste is now an infusion enchant and repair has been dropped in favor of the vanilla enchant
- added quartz ore spawns to overworld. They are much rarer than ore spawns in the nether however.
- added ability for OP"s to view a players known research
- added support for the Chisel ConnectedTexturesMod (). This mod is NOT required, but certain textures will be enhanced by using this.
- probably loads of other things I missed

ITEMS / BLOCKS
- Added casting gauntlets and focus crafting mechanic that replaces wands
- Goggles can now also be placed in the "headgear" baubles slot
- traveller boots now require charge to function
- added arcane activator rails. They allow the activation and deactivation of things like automated crossbow turrets that pass over them.
- The arcane bore is now a placable entity much like automated turrets. Like many entities they can ride empty mine carts. Have fun with that:)
- Dowsing ability will now display a particle effect for an entire ore vein and not each block. Effect is also color coded for most common ore types.

RESEARCH
- Players are now eased into Thaumcraft more organically just by playing the game. No wiki or forum post required to take your first steps.
- scanning is now much more integral to research.
- scanning things now generates various types of notes, observation and similar things. These will later be used for purchasing research.
- scanning inventories now also scans their contents as well
- split artifice research tree into artifice and infusion enchantment. Some of the changed associated with this might break saves a bit, so be prepared.
- Thaumaturgy tree renamed to Auromancy. It never made much sense that one of the trees was named after the mod itself. vOv

AURA
- Aura and vis is no longer separated into aspects. Vis now represents raw magical energy.
- Vis and flux is now mutually exclusive. In practical terms what happens is that within a chunk the aura has a fixed capacity. For this example lets use 50. Vis in a chunk will replenish itself back to this number over time.
- adding flux to the aura counts against this total however. If the flux + vis total exceeds this number, then some of the vis will slowly disappear or be pushed into adjacent chunks (if the have capacity) until the total drops down to 50. This means that polluting a chunk too much may result in it having no vis, just flux.
- Aura Nodes removed. Their role was fairly limited within the current aura system and the performance hit they caused (even if minor) was not worth it for the limited content they added. I may revisit adding back later if I can find a reason to.
- aura replenishes itself based on moonphase and other natural factors
- arcane crafting modified to draw vis directly from aura. Crystals are required for many arcane crafting recipes. Crystals are placed in the slots surrounding the main crafting grid.
- auras will no longer tick while game is paused in SP
= taint now spreads from taint seeds. They are immobile entities and there are eggs for them if you want to spawn some. Taint grows out from these "seeds" and grows a lot faster than in TC5.
- taint can only spread within a limited radius of a seed and will die if there is no seed within this radius. There is a small chance for new seeds to spawn at the outer rim of this radius.
- taint spread is no longer linked to flux, however high flux levels will increase the distance taint can grow from a seed.
- put together this means taint can spread faster and even into non-polluted areas, but to get rid of it you only need to get rid of the seeds. Easier said than done though.

API
- lots of additions and changes to give modders access to the new systems in TC 6
- IPlayerKnowledge is now the main repository for all things research and knowledge related. It uses the forge capability system and can be obtained via the getKnowledge(EntityPlayer player) method in ThaumcraftApi
- research data is now located in .json files that can modified by resource packs
- made significant changes to IRechargable making it more generic
- changed IScanThing.getResearchKey to also accept the passed in player and scanned object
- added IScanThing.onSuccess to allow performing something when a scan succeeds