Отверженные части. Виктор гюго

Разделы: Литература

Урок 1

  1. Назвать главных действующих лиц поэмы и обосновать свое мнение.
  2. Описать облик Москвы в каждой из трех частей поэмы и назвать (привести примеры) средства художественной выразительности, используемые автором для ее изображения.
  3. Объяснить взаимосвязь цветовой гаммы поэмы и авторской позиции.
  4. Указать зарождение конфликта и позицию царя в нем.
  5. Объяснить выбор Москвы в конфликтной ситуации.
  6. Объяснить характер Москвы и ее роль в поэме.
  7. Выразительно прочитать диалог Кирибеевича и Ивана Грозного, монолог Алены Дмитриевны, пейзажную зарисовку в начале третьей части, прощальную речь Калашникова.

Ход урока

1. Беседа.

  • На сколько частей делится “Песня…” и почему?
  • Назовите главных действующих лиц произведения. Сколько их?
  • 2. Часть I. “Царская” Москва.

  • Выразительное чтение начала первой части “Песни…” до слов: “…И семьею ты вскормлен Малютиной!..”
  • Где происходит действие первой части?
  • Каким предстает перед нами хозяин пира – царь Иван Васильевич?
  • А каким предстает один из его гостей – молодой опричник Кирибеевич? Найдите описание одежды и другие свидетельства его богатства?
  • Выразительное чтение отрывка с выделением интонацией деталей портрета Кирибеевича? Какова художественная особенность его портрета? Какой художественный прием использует М. Ю. Лермонтов?

    • Выразительное чтение диалога царя Ивана Васильевича и Кирибеевича.
    • Что слышится и видится в речи царя, построенной в форме вереницы вопросительных предложений? Какую интонацию ответа опричника она предполагает?
    • Как звучит ответ молодого опричника? Что добавляет он к характеристике любимца царя?
    • На чьей стороне царь?
    • Вспомните первые две строки первой части. С какой целью М. Ю. Лермонтов использует этот фольклорный оборот речи?
    • Какой лик Москвы поэт изобразил в первой части?

    3.Часть II. Москва трудовая, купеческая, “людская” и Москва темная, разбойничья.

  • Где происходит действие второй части?
  • Перечитайте первую и вторую строфы второй части. Какими предстают перед нами Калашников и его семья?
  • Каковы нравственные основы жизни семьи Калашниковых?
  • За Кремлем горит заря туманная,
  • Набегают тучки на небо,–

    Гонит их метелица распеваючи;

    Опустел широкий гостиный двор.

    Обратите внимание на эпитет “туманная”, какой знак мы в нем видим? Что слышим мы во второй строке? Что символизирует метелица?

    • Выразительное чтение монолога Алены Дмитриевны.
    • Каким нарисован городской пейзаж в ее монологе? Как он помогает нам почувствовать надвигающуюся на семью Калашникова беду?
    • Как автор передает состояние молодой женщины? Обратите внимание, как ведет себя Кирибеевич?
    • Что же так остро переживает Алена Дмитриевна? Что беспокоит ее больше всего?
    • Каков лик Москвы во второй части?

    4. Часть III. Москва святая, православная, хранительница веры, чести, долга.

  • Куда переносит поэт действие в третьей части?
  • Какой картиной начинается третья часть.
  • Выразительное чтение первой строфы третьей части? Как автор передает свое восхищение утренней Москвой? Какие изобразительные средства использует?
  • Какие чувства вызывает в читателе последние две строки этой строфы? Какие нотки в них звучат? Как проявляется авторская позиция?
  • Какова цветовая гамма третьей части поэмы? Как она выражает авторское отношение к героям?
  • В каких строках третьей части передаются чувство достоинства Калашникова, его отношение к Богу, семье, царю, Отечеству, “народу русскому”?
  • Выразительное чтение прощальных слов Калашникова перед “смертью лютою, позорною”. Как характеризует героя его речь?
  • Найдите строчки, рисующие казнь Калашникова. Почему его смерть названа “лютою, позорною”, а головушка “бесталанною”?
  • Как М. Ю. Лермонтов изображает выбор Москвы в конфликтной ситуации произведения? Выразительное чтение последней строфы поэмы.
    • Почему в финале ни слова не говорится о могиле Кирибеевича?
    • Какой лик Москвы рисует поэт в третьей части?

    5. Вывод.

  • Как поэт создает художественный образ Москвы?
  • Можно ли сказать, что Москва имеет свой характер? И если да, то какой? Какова роль Москвы в поэме?
  • 6. Домашнее задание.

    1. Письменное задание: заполнить таблицу, перечитав текст поэмы.

    2. Индивидуальные задания. Подготовиться к дискуссии “Справедливо ли был казнен Степан Калашников?”. Дать ответ с разных позиций:

    1-ый ученик – с позиции Степана Калашникова;

    2-ой ученик – с позиции Ивана Грозного;

    3-ий ученик – с позиции закона;

    4-ый ученик – с позиции судьбы;

    5-ый ученик – с позиции гусляров.

    (Каждый ученик получает карточку с вопросами).

    3. Индивидуальные задания. Чтение в лицах диалога царя Ивана Грозного и купца Калашникова.

    Урок 2

    Купец Калашников и опричник Кирибеевич, купец Калашников и царь Иван Васильевич: смысл столкновения.

    1. Назвать основные события в поэме и объяснить свое мнение.
    2. Точно охарактеризовать Калашникова, Кирибеевича, Ивана Грозного.
    3. Сравнить Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и Ивана Грозного и объяснить, кто из них является сильной личностью.
    4. Сравнить Кирибеевича и опричников, о которых писал Н. М. Карамзин. Найти сходства и различия.
    5. Назвать героя, одержавшего победу, и обосновать свое мнение.
    6. Объяснить, почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно.
    7. Объяснить, почему Калашников не подал челобитную, не попытался доказать свою правоту через государев суд и не открыл царю всей правды.
    8. Определить авторскую позицию и объяснить ее.
    9. Обосновать свое отношение к героям.
    10. Объяснить, почему нельзя назвать судом волю одного человека.
    11. Прочитать в лицах диалог Ивана Грозного и купца Калашникова.
    12. Обосновать выбор В. М. Васнецовым проиллюстрированного эпизода.

    Ход урока

    I. Беседа.

  • Какие эпизоды в “Песне…” произвели на вас наибольшее впечатление?
  • Какие события в поэме вы считаете основными и почему?
  • II. Анализ сцены поединка. Как раскрываются характеры Калашникова и Кирибеевича в сцене боя?

  • Работа с таблицей
  • Дополнительные вопросы к таблице:

    1. Как это характеризует героев?
    2. Почему, готовясь к бою, Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников – царю, “После белому Кремлю да святым церквам, а Потом всему народу русскому?”
    3. Только ли честь семьи защищает Калашников?
    4. Что особенно привлекает в Калашникове?
    5. В. Г. Белинский сказал о нем, что это “… одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут”. Что послужило критику основанием для того определения?

    6. Как это характеризует героя?
    7. На чьей стороне симпатии автора? Почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя – ударил в висок?
    8. Каким чувством проникнуты строки о смерти Кирибеевича? Чем можно объяснить это чувство?
    • Почему гусляры, зная, что перед ними “лукавый раб”, все говорят о нем как об “удалом бойце”, “буйном молодце”?
    • Похож ли Кирибеевич на опричников, о которых писал Н. М. Карамзин? Если похож, то чем? А чем отличается?
      • Как раскрываются характеры Калашникова и Кирибеевича в сцене боя?
      • Во что и почему превратился кулачный бой?
      1. Обращение к рисунку В. М. Васнецова.

    Почему художник проиллюстрировал именно этот момент? Какими изображены Калашников и Кирибеевич? Какие чувства вызывает у вас этот рисунок?

    III. Анализ сцены суда.

  • Чтение в лицах диалога царя Ивана Грозного и купца Калашникова.
  • Справедливо ли был казнен Степан Калашников?
  • Прежде чем сделать окончательный вывод, дадим ответ на вопрос с разных позиций:

    1. Степан Калашников

    Почему герой первым говорит о своей казни: “Прикажи меня казнить - и на плаху несть мне головушку повинную”?

    2. Иван Грозный

    Является ли казнь купца нарушением слова царя, сказанного перед боем: “Кто побьет кого, того царь наградит”? Помиловал бы Иван Грозный купца Калашникова, если бы тот попытался схитрить и сказал, что убил своего противника случайно? Являются ли насмешкой слова царя:

    Я топор велю наточить-навострить,
    Палача велю одеть-нарядить,
    В большой колокол прикажу звонить,
    Чтобы знали все люди московские,
    Что и ты не оставлен моей милостью?

    Почему царь готов “пожаловать” семью купца? Играет ли роль в принятии царем решения тот факт, что Кирибеевич был любимым опричником?

    Вспомните, какими были законы во времена правления Ивана IV. Как должны были поступить по закону купец и царь?

    Для чего устраивались кулачные бои? Как должен был, по закону того времени, повести себя православный царь, узнав, что купец намеренно убил своего противника во время “потешного боя”?

    Прокомментируйте слова В. Г. Белинского: “И едва ли во всей истории человечества можно найти другой характер, который мог бы с большим правом представлять лицо судьбы, как Иоанн Грозный”.

    5. Гусляры

    Найдите слова гусляров, выражающие народное мнение. Как вы понимаете слова: “головушка бесталанная”? Сохранилась ли в народе память о Калашникове”?

    6. Ваше мнение.

    IV. Обобщение.

    • Почему в поединке Калашников победил Кирибеевича?

    Что несет в себе образ каждого из них?

    Почему их конфликт не мог разрешиться мирно?

    • Почему Калашников не подал челобитную и не попытался доказать свою правоту через государев суд?

    Почему Калашников не открыл царю всей правды?

    Можно ли назвать судом волю одного человека, хотя бы царя?

    • Кто и почему одержал победу в поэме?

    Домашнее задание.

    1. Ответить на вопросы:

    • Какими чертами былинного богатыря наделяет М. Ю. Лермонтов Калашникова?
    • Как отразился в поэме народный православный взгляд на человека и события? Найдите соответствующие строки.

    2. Письменное задание. Опишите сцену “Исполнение “Песни…” гуслярами” по плану:

    • Обстановка, в которой гусляры исполняют песню.
    • Кто их слушатели? Что сказано о них в поэме?
    • Почему повествование передано гуслярам?

    3. Найти примеры исторических деталей в поэме.

    4. Индивидуальные задания.

    Установить сходство поэмы и произведений устного народного творчества. Привести примеры.

    1-ый ученик – Построение (запев, зачин, три части, припев, величание).

    2-ой ученик – Лексика (устаревшие формы слов, просторечные обороты, двойные названия, традиционные обращения).

    3-ий ученик – Тропы (постоянные эпитеты, сравнения, отрицательные сравнения, гиперболы, олицетворения).

    4-ый ученик – Поэтический синтаксис (подхваты, анафоры, типичные начала строк, повторы, инверсия).

    5-ый ученик – Система аллегорических образов.

    Урок 3

    “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” и устное народное творчество. Жанр произведения.

    1. Определить жанр произведения и обосновать свое мнение.
    2. Найти сходства “Песни…” и произведений устного народного творчества и привести примеры.
    3. Объяснить, какую роль играют элементы фольклора в “Песне…”.
    4. Объяснить, почему М. Ю.Лермонтов назвал свое произведение “Песней…” и как это проясняет авторскую позицию.
    5. Объяснить, почему М. Ю. Лермонтов именно так завершает свое произведение.
    6. Назвать высшие нравственные ценности, которые утверждаются поэтом в “Песне…”.
    7. Ответить на вопрос, кто является в “Песне…” настоящим героем и почему.
    8. Воссоздать сцену “Исполнение “Песни…” гуслярами”.

    Ход урока

    I. Беседа.

  • Назовите полное имя купца Калашникова.
  • А как автор представляет нам молодого опричника? Почему Кирибеевич не назван по имени?
  • Кто является в “Песне…” настоящим героем? Почему?
  • II. Беседа о жанре “Песни…”

  • Каков жанр “Песни…”?
  • Исследователи пришли к выводу, что “Песня…” – романтическая национально-историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Давайте убедимся в этом.
  • Почему поэма?
  • Почему поэма называется романтической? Какие характеры в центре? Каждый герой – носитель страсти. Какой?
  • Основной структурный элемент во многих романтических поэмах – поединок. В данном случае – бой равных.
  • Вот молча оба расходятся,
    Богатырский бой начинается.

    Почему равных?

    • Почему поэма является исторической?

    Приведите примеры исторических деталей.

    • И, наконец, о фольклорной традиции.

    III. “Песня…” и народно-поэтическое творчество.

    Работа в группах.

    В чем сходство “Песни…” и произведений устного народного творчества? Примеры.

    1. Жанр: историческая песня.
    2. Построение:
    • запев – вступление вводит в обстановку, создает настроение, ритм;
    • зачин – начало произведения (“Не сияет на небе солнце красное... ”)
    • три части;
    • припев (“Ай, ребята, пойте, только гусли стройте!” );
    • величание: Tapоватому боярину слава!

    И красавице боярыне слава!

    И всему народу христианскому слава!

    3. Лексика:

    • устаревшие формы слов (“играючи”, “разгоняючи”, “кудряву бороду на широку грудь”)
    • просторечные обороты (“поцалуемтесь”, “мово верного слугу”)
    • двойные названия (“роду-племени”, “гудит-воет колокол”)
    • традиционные обращения (“Государь ты мой, красно солнышко”).
    • постоянные эпитеты: святая Русь, житье вольное, буйная головушка;
    • сравнения:

    Ходит плавно – будто лебедушка,
    Смотрит сладко – как голубушка,
    Молвит слово – соловей поет.

  • отрицательные сравнения:
  • Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич.

  • гиперболы:
  • Вот об землю царь стукнул палкою,
    И дубовый пол на полчетверти
    Он железным пробил наконечником…

  • олицетворения:
  • Заря алая подымается;
    Разметала кудри золотистые,
    Умывается снегами рассыпчатыми…

    5. Поэтический синтаксис:

    • подхваты

    Повалился он на холодный снег,
    На холодный снег, будто сосенка,
    Будто сосенка, во сыром бору
    Под смолистый корень подрубленная

  • анафоры:
  • Не позорил я чужой жены,
    Не разбойничал ночью темною,
    Не таился от свету небесного…

  • типичное начало строк:
  • И бугор земли сырой тут насыпали,
    И кленовый крест тут поставили,
    И гуляют, шумят ветры буйные…

  • повторы (слов, синонимических выражений): гуляют – шумят ветры буйные;
  • инверсия (“Москвой великой”, “заря алая”, “горят очи его соколиные”).
    1. Ритмический строй: трехударный тонический стих.
    2. Система аллегорических образов (уподоблений, иносказаний):
    3. Ветер – тучки; сизый орел – старший брат;

      малые орлята – младшие братья.

    4. Образы гусляров – певцов-повествователей.
    5. Черты героя эпоса (былинного богатыря) в Калашникове.
    6. Народный православный взгляд на человека и события:

    Чему быть суждено, то и сбудется.

    IV. Вывод.

    Какую роль играют элементы фольклора в “Песне…”?
  • Почему М. Ю. Лермонтов назвал свое произведение “Песней…”? Как это проясняет авторскую позицию?
  • Почему М. Ю. Лермонтов именно так завершает произведение?
  • Какие высшие нравственные ценности утверждаются поэтом в “Песне…”?
  • V. Домашнее задание.

    Работа в группах.

    Создание киносценария эпизода “Пир у Ивана Грозного”.

    Историки – обстановка действия.

    Художники по костюмам – внешний облик действующих лиц.

    Режиссеры – кинокадры, даваемые крупным и дальним планом.

    Музыкальные редакторы – музыкальное сопровождение.

    Звукорежиссеры – шумы.

    Художники по свету – игра света и тени.

    Редакторы – титры на экране.

    1. Художественные средства изображения героев.
    2. Героя из народа и царское приближение.
    3. Значение образа царя Ивана Васильевича.

    Уже само название «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова сближает ее с устным народным творчеством. Почему? Ответ нужно искать в первых строках поэмы:

    Ох ты той еси, царь Иван Васильевич!
    Про тебя нашу песню сложили мы,
    Про твово любимого опричника
    Да про смелого купца, про Калашникова;
    Мы сложили ее на старинный лад,
    Мы певали ее под гуслярный звон
    И причитывали да присказывали.

    Итак, поэма написана в форме застольной песни, которые на Руси исполнялись на пирах в царском дворце или в домах знатных бояр. Чтобы придать своему произведению народный колорит, Лермонтов использовал слова и выражения, характерные для устного народного творчества: «на святой Руси, нашей матушке», «диво дивное», «удалой», «восплакалась». Соответствующий настрой создают также припевки и повторы, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества, как в поэтических, так и в прозаических (в частности, в сказках). То и дело гусляры, исполняющие песню на пиру у боярина Матвея Ромодановского, повторяют: Ай, ребята, пойте - только гусли стройте!

    Ай, ребята, пейте -дело разумейте!
    Уж потешьте вы доброго боярина
    И боярыню его белолицую!

    Эти слова своего рода припев «Песни...». Нередко Лермонтов использует слова-синонимы, чтобы подчеркнуть значимость высказывания: «не найти, не сыскать такой красавицы», «забегались, заигралися», «сходилися, собирались удалые бойцы московские», «разгуляться для праздника, потешиться». Подобный прием очень распространен в произведениях устного народного творчества. Кроме того, Лермонтов использовал сравнения, характерные именно для фольклорной традиции:

    ...Ходит плавно - будто лебедушка;
    Смотрит сладко - как голубушка;
    Молвит слово - соловей поет;
    Горят щеки ее румяные,
    Как заря на небе божием...

    Силу Калашникова младшие братья сравнивают с ветром, который гонит послушные тучи или с орлом, созывающим орлят на пир, заря над Москвой - с красавицей, умывшейся снегом.

    Да и сюжет «Песни...», в сущности, тоже роднит поэму с устным народным творчеством. Герои русских былин сражаются «за правду-матушку», как и Степан Калашников. Конечно, былинным богатырям приходилось чаще всего сражаться с чудовищами и чужеземными захватчиками, а противник «удалого купца» всего-навсего «слуга царя, царя грозного». Но интересно отметить, что Калашников перед кулачным боем на Москве-реке называет Кирибеевича «бусурмаиским сыном», а ведь врагов русской земли издревле называли басурманами. Это «ласковое» прозвание, которое Калашников дает своему противнику, было бы неправильно назвать лишь гневным выпадом оскорбленного мужа, вышедшего на бой ради поддержания чести своей жены. Чтобы понять, почему Калашников именно так назвал своего врага, нужно разобраться, кто же такой Кирибеевич?

    Кирибеевич - царский опричник; так называли царскую охрану, которую Иван Васильевич Грозный использовал в борьбе с неугодными ему людьми в 1565-1572 годах. Единственным законом для опричников была воля царя (и собственная, главное, чтобы она не противоречила царским приказаниям). Не зная предела беззаконий, опричники заслужили сильную ненависть народа. Слово «опричник» стало синонимом слов: «разбойник», «насильник», «злодей». Не случайно в «Песне...» именно опричник выступает как отрицательный персонаж и пытается соблазнить чужую жену. Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» так описывал время опричнины: «Опричник, или кромешник, - так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, - мог безопасно теснить, грабить соседа и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестье... Сказать неучтивое слово кромешнику - значило оскорбить самого царя...».

    Но вернемся к произведению Лермонтова. Что еще мы знаем о Кирибеевиче? Перечитаем те строки, где царь укоряет своего «верного слугу» за его странную рассеянность на пиру:

    Неприлично же тебе, Кирибеевич,
    Царской радостью гнушатися;
    А из роду ты ведь Скуратовых,
    И семьею ты вскормлен Малютиной!..

    Г. Л. Скуратов-Бельский, прозванный Малютой, был одним из вернейших приближенных Ивана Грозного, активным участником многочисленных кровавых расправ. А Кирибеевич, герой поэмы Лермонтова, приходится этому извергу родственником, к тому же он вырос в семье Малюты! Теперь становится понятен смысл слов Калашникова, назвавшего Кирибеевича «бусурманским сыном». Для Степана Парамоновича да и для всего русского народа опричник - это тот же завоеватель, захватчик, пришедший грабить и разорять Русскую землю. Если для Кирибеевича закон - это царская воля и собственные прихоти, то Степан Калашников выходит на бой не только за честь жены, он отстаивает «правду-матушку» высший закон совести и справедливости, данный не царем, а Богом. Калашников не ищет справедливости у царя, понимая, что тот охотнее станет на сторону своего «верного слуги». «Удалой купец» честно отвечает царю, не заботясь о том, чем эта правда может грозить ему самому: «...я убил его вольной волею». Интересно отметить, что Степан Парамонович просит оберегать грозного царя своих близких - жену, детей и братьев. Прощаясь с братьями, он в лучших русских традициях просит их поклониться его жене и родительскому дому, а еще помолиться за его душу, «душу грешную». Вероятно, потому, что Степан Калашников старался жить по совести и умер за правое дело, русские люди вспоминают о нем, проходя мимо его могилы на перекрестке трех дорог:

    Пройдет стар человек - перекрестится,
    Пройдет молодец - приосанится,
    Пройдет девица - пригорюнится,
    А пройдут гусляры - споют песенку.

    А как же царь Иван Васильевич? Ведь в названии поэмы его имя стоит первым! Конечно, образ царя из «Песни...» далек от реального исторического портрета Ивана Грозного. Автор полностью снимает с царя всякую ответственность за недостойное поведение его «верного слуги»:

    Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
    Обманул тебя твой лукавый раб,
    Не сказал тебе правды истинной,
    Не поведал тебе, что красавица
    В церкви божией перевенчана,
    Перевенчана с молодым купцом
    По закону нашему христианскому.

    Однако справедливого и мудрого правителя, мечта о котором нашла отражения во многих произведениях устного народного творчества, из Ивана Васильевича не получается. И это тоже роднит «Песню...» с фольклором - вспомним Илью Муромца, которого князь Владимир не оценил по его заслугам.

    Разгневанный царь казнит купца Калашникова за то, что он убил в кулачном бою его «верного слугу» Ки-рибеевича, одновременно обещая «пожаловать» из своей казны вдову и детей Степана Парамоновича, а его братьям разрешить «торговать безданно, безпошлинно». Но все обещанные царские милости теряются на фоне трагической смерти Степана Калашникова. Поэтому-то «удалой купец» так и дорог народу, что ради высшей ценности, которой он считает справедливость, этот человек не пожалел собственной жизни. Таковы истинно народные герои, которые всегда стояли «за землю Русскую», «за правду-матушку» и «за веру православную».

    страница 1
    ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

    Вариант 1
    «Государь ты наш, Иван Васильевич!
    Не кори ты раба недостойного:
    сердца жаркого не залить вином,
    Думу чёрную - не запотчевать!

    А прогневал тебя - воля царская;


    Прикажи казнить, рубить голову,
    Тяготит она плечи богатырские,

    И сама к сырой земле она клонится».

    И сказал ему Царь Иван Васильевич:
    «Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
    Не истёрся ли твой парчовый кафтан?
    Не измялась ли" шапка соболиная?

    Не казна ли у тебя поистратилась?

    Иль зазубрилась сабля закалённая?
    Или конь захромал, худо кованный?
    Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
    На Москве-реке, сын купеческий?»

    В 1. Каков жанр произведения, из которого приведен отрывок?


    В2. Кто является собеседником царя Ивана Васильевича в приведенном отрывке?

    В3. Что вызвало гнев Ивана Васильевича?

    В4. Каким элементом композиции является сцена пира?
    В5. О чем «кручинится» «молодец»?

    В6. Какие характерные для народной песни приемы художественной выразительности использует автор в приведенном отрывке?

    В7. Найдите в приведенном отрывке постоянный эпитет.

    В8. Приведите пример инверсии в последнем предложении.

    В9. Какой синтаксический прием художественной выразительности использует зазубрилась сабля закаленная, иль конь захромал, худо кованный? / Или с ног тебя сбил на кулачном бою, /На Москве-реке, сын купеческий»?

    В10. Какой синтаксический прием художественной выразительности использует автор: «Не истёрся ли твой парчовый кафтан?/ не измялась ли шапка соболиная"/ Не казна ли у тебя поистратилась»?



    С1. Какими предстают перед нами главные герои в данном отрывке? Ответ обоснуйте.

    ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
    «ПЕСНЬ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО
    ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

    Вариант 2
    Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
    «Уж ты где, жена, жена шаталася?
    На каком подворье, на площади,
    Что растрёпаны твои волосы

    Что одежда твоя вся изорван~?

    Уж гуляла ты, Пировала ты

    Чай, с сынками всё с боярскими! ..


    Не на то пред святыми иконами

    Мы с тобой, жена, обручалися,


    Золотыми кольцами менялися! ..

    Как запру я тебя за железный замок


    За дубовою дверь окованную "
    Чтобы свету божьего ты не видела
    Моя имя честное не порочила... »
    И услышав то, Алёна Дмитревна
    Задрожала вся, моя голубушка,

    Затряслась как листочек осиновый,


    Горько-горько она восплакалась,

    В ноги мужу повалилася.

    «Государь ты мой, красно солнышко,
    Иль убей меня или выслушай!

    Твои речи - будто острый нож;

    От них сердце разрывается.

    Не боюся смерти лютыя,

    Не боюся я людской молвы,

    А боюсь твоей немилости».

    В1. Кто повествует в данном произведении о всех происходящих событиях?

    В2. Между какими персонажами происходит приведенный выше диалог?

    В3. О каком персонаже В.Г. Белинский писал: «Первое его появление на сцене располагает нас в его пользу: почему-то вы чувствуете, что один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхали их»?
    В4. Какие строки передают отношение рассказчика к Алене Дмитриевне?

    В5. Какие строки в словах Алены Дмитриевны говорят о ее уважении и любви к мужу?

    В6. Кто явился обидчиком Алены Дмитриевны?

    В7. Как называют характерный для фольклора художественный прием, используемый в «Песне... » («красно солнышко», «свету божьего» и т. д.)?

    В8. Какие синтаксические приемы художественной выразительности использует автор в строках: «Что растрёпаны твои волосы, / то одежда твоя вся изорвана»?

    В9. Какая особенность народной поэтической речи отразилась в «Песне... » в словах «голубушка», «солнышко», «батюшка»?

    В10. Найдите в последнем предложении пример инверсии.

    С 1. Как отразились в «Песне... » отношения между мужем и женой того времени? Ответ обоснуйте.

    С2. Близка ли Алена Дмитриевна к народному идеалу женщины. Ответ обоснуйте.
    ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
    «ПЕСНЬ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО
    ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

    Вариант 3
    Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
    И сказал ему Кирибеевич:

    «А поведай мне, добрый молодец,


    Ты какого-роду племени,

    Каким именем прозываешься?

    Чтоб знать, по ком панихиду служить,
    Чтобы было чем похвастаться».
    Отвечает Степан Парамонович:

    «А зовут меня Степаном Калашниковым,


    А родился я от честного отца,

    И жил я по закону господнему:

    Не позорил я чужой жены,

    Не разбойничал ночью тёмною,


    Не таился от свету небесного...

    И промолвил ты правду истинную:

    По одном из нас будут панихиду петь,

    И не позже как завтра в час полуденный;


    И один из нас будет хвастаться,

    С удалыми друзьями пируючи...

    Не шутку шутить, не людей смешить

    К тебе вышел я, басурманский сын, -


    Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

    И услышав то, Кирибеевич


    Побледнел в лице, как осенний снег;
    Бойки очи его затуманились,

    Между сильных плеч пробежал мороз,


    На раскрытых устах слово замерло...

    В1. Чем характеризуется поведение Кирибеевича до появления Калашникова?

    В2. С какой целью выходит на бой Кирибеевич?

    В3. Для чего выходит на бой Калашников?

    В4. Какие строки в словах Калашникова прямо обвиняют Кирибеевич в бесчестном поведении?

    В5. Что понимает Кирибеевич, увидев и узнав Калашникова?

    В6. Чем окончился кулачный бой?

    В7. Найдите сравнение в приведенном отрывке.

    В8. Какой традиционный для народной поэтической речи прием художественной выразительности использует автор в строках: «Не шутить, не людей смешить/ К тебе вышел я, басурманский сын, - / вышел я на страшный бой, на последний бой!»?

    В9. В чем особенность эпитетов «ночка темная», «добрый молодец»?

    В10. Укажите прием художественной выразительности в строке: «Между сильных плеч пробежал мороз».

    C1. Чем обусловлено смятение Кирибеевича, узнавшего имя соперника? Ответ обоснуйте.

    С2. Какие детали поединка подчеркивают то, что для Калашникова божья воля важнее воли царской? Ответ обоснуйте.

    ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

    «ПЕСНЬ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО
    ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

    Вариант 3

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
    Я скажу тебе, православный царь:

    Я убил его вольною волей,

    А за что, про что - не скажу тебе,
    Скажу только богу единому.

    Прикажи меня казнить - и на плаху несть

    Мне головушку повинную;

    Не оставь лишь малых детушек,


    Не оставь Молодую вдову

    Да двух братьев моих своей милостью... »

    «Хорошо тебе, детинушка,
    Удалой боец, сын купеческий,
    Что ответ держал ты по совести.

    Молодую жену и сирот твоих


    из казны моей я пожалую,

    Твоим братьям велю от сего же дня


    по всему царству русскому широкому
    Торговать безданно, беспошлинно.

    А ты сам ступай, детинушка,

    На высокое место лобное,

    Сложи свою буйную головушку.

    Я топор велю наточить-навострить,
    Палача велю одеть-нарядить,

    В большой колокол при кажу звонить,


    Чтобы знали все люди московские,

    Что и ты не оставлен моей милостью... »

    В1. Каким показано поведение Калашникова в беседе с царем?

    В2. Какая Строка в словах Калашникова подчеркивает его духовное равенство с царем?

    В3. Каким элементом сюжета является разговор Калашникова с царем?

    В4. Какого персонажа В.Г. Белинский характеризовал таким образом: « …Взгляд очей его - молния, звук речей его - гром небесный, порыв гнева его - смерть и пытка... »?

    В5. Какое качество царя Ивана Грозного подчеркивают его слова:


    «Я топор велю наточить-навострить, /Палача велю одеть-нарядить, / в большой колокол прикажу звонить, /Чтобы знали все люди московские, /Что и ты не оставлен моей милостью... »?

    почему Калашников не говорит царю об истинной причине


    В6. Почему Калашников не говорит царю об истинной причине убийства Кирибеевича?

    В7. Укажите прием художественной выразительности в словосочетаниях «буйную головушку», «удалой боец».

    В8. Укажите прием художественной выразительности, традиционный народной поэтической речи: «Я убил его вольною волей».
    В9. Найдите фразеологизм в строках: «А ты сам ступай, детинушка, / на высокое место лобное, /Сложи свою буйную головушку».

    В 10. Найдите инверсию в строках: «А ты сам ступай, детинушка, / на высокое место лобное, /Сложи свою буйную головушку».

    С1. Почему царь, признавая смелость и даже правоту Калашникова («Удалой боец, сын купеческий, / ... ответ держал ты по совести»), решает его казнить? Ответ обоснуйте.

    С2. Помнят ли Калашникова после его смерти? Почему? Ответ обоснуйте.
    страница 1

    В 1815 г. епископом города Диня был Шарль-Франсуа Мириэль, прозванный за добрые дела Желанным — Бьен-веню. Этот необычный человек в моло-дости имел множе-ство любовных похож-дений и вел свет-скую жизнь — однако Рево-люция все пере-ло-мила. Г-н Мириэль уехал в Италию, откуда вернулся уже священ-ником. По капризу Напо-леона старый приход-ской священник зани-мает архи-ерей-ский престол. Свою пастыр-скую деятель-ность он начи-нает с того, что усту-пает прекрасное здание епископ-ского дворца местной боль-нице, а сам же пере-се-ля-ется в тесный маленький дом. Свое немалое жало-ванье он целиком раздает бедным. В двери епископа стучатся и богатые, и бедные: одни приходят за мило-стыней, другие приносят её. Этот святой человек поль-зу-ется всеобщим уваже-нием — ему даро-вано исце-лять и прощать.

    В первых числах октября 1815 г. в Динь входит запы-ленный путник — коре-на-стый плотный мужчина в расцвете сил. Его нищен-ская одежда и угрюмое обвет-ренное лицо произ-водят оттал-ки-ва-ющее впечат-ление. Прежде всего он заходит в мэрию, а затем пыта-ется устро-иться где-нибудь на ночлег. Но его гонят отовсюду, хотя он готов платить полно-весной монетой. Этого чело-века зовут Жан Вальжан. Он пробыл на каторге девят-на-дцать лет — за то, что однажды украл каравай хлеба для семерых голодных детей своей овдо-вевшей сестры. Озло-бив-шись, он превра-тился в дикого затрав-лен-ного зверя — с его «желтым» паспортом для него нет места в этом мире. Наконец какая-то женщина, сжалив-шись над ним, сове-тует ему пойти к епископу. Выслушав мрачную испо-ведь каторж-ника, монсе-ньер Бьен-веню прика-зы-вает накор-мить его в комнате для гостей. Посреди ночи Жан Вальжан просы-па-ется: ему не дают покоя шесть сереб-ряных столовых приборов — един-ственное богат-ство епископа, хранив-шееся в хозяй-ской спальне. Вальжан на цыпочках подходит к кровати епископа, взла-мы-вает шкафчик с серебром и хочет размоз-жить голову доброго пастыря массивным подсвеч-ником, но какая-то непо-нятная сила удер-жи-вает его. И он спаса-ется бегством через окно.

    Утром жандармы приводят беглеца к епископу — этого подо-зри-тель-ного чело-века задер-жали с явно краденым серебром. Монсе-ньер может отпра-вить Валь-жана на пожиз-ненную каторгу. Вместо этого господин Мириэль выносит два сереб-ряных подсвеч-ника, которые вчерашний гость якобы забыл. Последнее напут-ствие епископа — употре-бить подарок на то, чтобы стать честным чело-веком. Потря-сенный каторжник поспешно поки-дает город. В его огру-белой душе проис-ходит сложная мучи-тельная работа. На закате он маши-нально отби-рает у встре-чен-ного маль-чу-гана монету в сорок су. Лишь когда малыш с горьким плачем убегает, до Валь-жана доходит смысл его поступка: он тяжело оседает на землю и горько плачет — впервые за девят-на-дцать лет.

    В 1818 г. городок Монрейль процве-тает, и обязан он этим одному чело-веку: три года назад здесь посе-лился неиз-вестный, который сумел усовер-шен-ство-вать тради-ци-онный местный промысел — изго-тов-ление искус-ствен-ного гагата. Дядюшка Мадлен не только разбо-гател сам, но и помог нажить состо-яние многим другим. Еще недавно в городе свиреп-ство-вала безра-бо-тица — теперь все забыли о нужде. Дядюшка Мадлен отли-чался необык-но-венной скром-но-стью — ни депу-тат-ское кресло, ни орден Почет-ного легиона его совер-шенно не привле-кали. Но в 1820 г. ему пришлось стать мэром: простая старуха усты-дила его, сказав, что совестно идти на попятную, если выпал случай сделать доброе дело. И дядюшка Мадлен превра-тился в госпо-дина Мадлена. Перед ним благо-го-вели все, и только поли-цей-ский агент Жавер взирал на него с крайним подо-зре-нием. В душе этого чело-века было место только для двух чувств, дове-денных до край-ности, — уважение к власти и нена-висть к бунту. Судья в его глазах никогда не мог ошибиться, а преступник — испра-виться. Сам же он был беспо-рочен до отвра-щения. Слежка состав-ляла смысл его жизни.

    Однажды Жавер пока-янно сооб-щает мэру, что должен ехать в соседний город Аррас — там будут судить бывшего каторж-ника Жана Валь-жана, который сразу после осво-бож-дения ограбил маль-чика. Прежде Жавер думал, что Жан Вальжан скры-ва-ется под личиной госпо-дина Мадлена — но это была ошибка. Отпу-стив Жавера, мэр впадает в тяжелое раздумье, а затем уезжает из города. На суде в Аррасе подсу-димый упорно отка-зы-ва-ется признать себя Жаном Валь-жаном и утвер-ждает, что его зовут дядюшка Шанматье и за ним нет никакой вины. Судья гото-вится вынести обви-ни-тельный приговор, но тут встает неиз-вестный человек и объяв-ляет, что это он Жан Вальжан, а подсу-ди-мого нужно отпу-стить. Быстро разно-сится весть, что почтенный мэр господин Мадлен оказался беглым каторж-ником. Жавер торже-ствует — он ловко расставил силки преступ-нику.

    Суд присяжных поста-новил сослать Валь-жана на галеры в Тулон пожиз-ненно. Оказав-шись на корабле «Орион», он спасает жизнь сорвав-ше-муся с реи матросу, а затем броса-ется в море с голо-во-кру-жи-тельной высоты. В тулон-ских газетах появ-ля-ется сооб-щение, что каторжник Жан Вальжан утонул. Однако через какое-то время он объяв-ля-ется в городке Монфер-мейль. Его приводит сюда обет. В бытность свою мэром он чрез-мерно строго обошелся с женщиной, родившей внебрач-ного ребенка, и раска-ялся, вспомнив мило-серд-ного епископа Мириэля. Перед смертью фантина просит его поза-бо-титься о своей девочке Козетте, которую ей пришлось отдать трак-тир-щикам Тенардье. Супруги Тенардье вопло-щали собой хитрость и злобу, соче-тав-шиеся браком. Каждый из них мучил девочку по-своему: её изби-вали и застав-ляли рабо-тать до полу-смерти — и в этом была вино-вата жена; она ходила зимой босая и в лохмо-тьях — причиной тому был муж. Забрав Козетту, Жан Вальжан посе-ля-ется на самой глухой окраине Парижа. Он учил малышку грамоте и не мешал ей играть вволю — она стала смыслом жизни бывшего каторж-ника, сохра-нив-шего деньги, зара-бо-танные на произ-вод-стве гагата. Но инспектор Жавер не дает ему покоя и здесь. Он устра-и-вает ночную облаву: Жан Вальжан спаса-ется чудом, неза-метно пере-прыгнув через глухую стену в сад — это оказался женский мона-стырь. Козетту берут в мона-стыр-ский пансион, а её приемный отец стано-вится помощ-ником садов-ника.

    Добро-по-ря-дочный буржуа господин Жиль-норман живет вместе с внуком, который носит другую фамилию — маль-чика зовут Мариус Понмерси. Мать Мариуса умерла, а отца он никогда не видел: г-н Жиль-норман именовал зятя «луар-ским разбой-ником», поскольку к Луаре были отве-дены для расфор-ми-ро-вания импе-ра-тор-ские войска. Жорж Понмерси достиг звания полков-ника и стал кава-лером ордена Почет-ного легиона. Он едва не погиб в битве при Ватерлоо — его вынес с поля боя мародер, обчи-щавший карманы раненых и убитых. Все это Мариус узнает из пред-смерт-ного послания отца, который превра-ща-ется для него в фигуру тита-ни-че-скую. Бывший роялист стано-вится пламенным поклон-ником импе-ра-тора и начи-нает почти нена-ви-деть деда. Мариус со скан-далом уходит из дома — ему прихо-диться жить в крайней бедности, почти в нищете, но зато он чувствует себя свободным и неза-ви-симым. Во время ежедневных прогулок по Люксем-бург-скому саду, юноша приме-чает благо-об-раз-ного старика, кото-рого всегда сопро-вож-дает девушка лет пятна-дцати. Мариус пылко влюб-ля-ется в незна-комку, однако природная застен-чи-вость мешает ему позна-ко-миться с ней. Старик, заметив пристальное внимание Мариуса к своей спут-нице, съез-жает с квар-тиры и пере-стает появ-ляться в саду. Несчаст-ному моло-дому чело-веку кажется, что он навсегда потерял возлюб-ленную. Но однажды он слышит знакомый голос за стенкой — там, где живет много-чис-ленное семей-ство Жондретов. Заглянув в щель, он видит старика из Люксем-бург-ского сада — тот обещает принести деньги вечером. Очевидно, Жондрет имеет возмож-ность шанта-жи-ро-вать его: заин-те-ре-со-ванный Мариус подслу-ши-вает, как негодяй сгова-ри-ва-ется с членами шайки «Пету-шиный час» — старику хотят устроить западню, чтобы забрать у него все. Мариус изве-щает полицию. Инспектор Жавер благо-дарит его за помощь и вручает на всякий случай писто-леты. На глазах у юноши разыг-ры-ва-ется жуткая сцена — трак-тирщик Тенардье, укрыв-шийся под именем Жондрета, выследил Жана Валь-жана. Мариус готов вмешаться, но тут в комнату врыва-ются поли-цей-ские во главе с Жавером. Пока инспектор разби-ра-ется с банди-тами, Жан Вальжан выпры-ги-вает в окно — только тут Жавер пони-мает, что прово-ронил куда более крупную дичь.

    В 1832 г. Париж был охвачен броже-нием. Друзья Мариуса бредят рево-лю-ци-он-ными идеями, однако юношу зани-мает другое — он продол-жает упорно разыс-ки-вать девушку из Люксем-бург-ского сада. Наконец счастье ему улыб-ну-лось. С помощью одной из дочерей Тенардье молодой человек находит Козетту и призна-ется ей в любви. Оказа-лось, что Козетта также давно любит Мариуса. Жан Вальжан ни о чем не подо-зре-вает. Более всего бывший каторжник обес-по-коен тем, что за их квар-талом явно наблю-дает Тенардье. Насту-пает 4 июня. В городе вспы-хи-вает восстание — повсюду строят барри-кады. Мариус не может оста-вить своих това-рищей. Встре-во-женная Козетта хочет послать ему весточку, и у Жана Валь-жана наконец откры-ва-ются глаза: его малышка стала взрослой и обрела любовь. Отча-яние и ревность душат старого каторж-ника, и он отправ-ля-ется на барри-каду, которую оборо-няют молодые респуб-ли-канцы и Мариус. Им в руки попа-да-ется пере-одетый Жавер — сыщика хватают, и Жан Вальжан вновь встре-чает своего закля-того врага. Он имеет полную возмож-ность распра-виться с чело-веком, причи-нившим ему столько зла, но благо-родный каторжник пред-по-чи-тает осво-бо-дить поли-цей-ского. Тем временем прави-тель-ственные войска насту-пают: защит-ники барри-кады гибнут один за другим — в их числе славный маль-чуган Гаврош, истинный париж-ский сорванец. Мариусу ружейным выстрелом раздро-било ключицу — он оказы-ва-ется в полной власти Жана Валь-жана.

    Старый каторжник уносит Мариуса с поля боя на своих плечах. Всюду рыщут кара-тели, и Вальжан спус-ка-ется под землю — в страшные кана-ли-за-ци-онные стоки. После долгих мытарств он выби-ра-ется на поверх-ность только для того, чтобы очутиться лицом к лицу с Жавером. Сыщик разре-шает Валь-жану отвезти Мариуса к деду и заехать попро-щаться с Козеттой — это совсем не похоже на безжа-лост-ного Жавера. Велико же было изум-ление Валь-жана, когда он понял, что поли-цей-ский отпу-стил его. Между тем для самого Жавера насту-пает самый траги-че-ский момент в его жизни: впервые он преступил закон и отпу-стил преступ-ника на свободу! Не в силах разре-шить проти-во-речие между долгом и состра-да-нием, Жавер засты-вает на мосту — а затем разда-ется глухой всплеск.

    Мариус долгое время нахо-дится между жизнью и смертью. В конце концов моло-дость побеж-дает. Юноша наконец встре-ча-ется с Козеттой, и их любовь расцве-тает. Они полу-чают благо-сло-вение Жана Валь-жана и г-на Жиль-нор-мана, который на радо-стях совер-шенно простил внука. 16 февраля 1833 г. состо-я-лась свадьба. Вальжан призна-ется Мариусу в том, что он беглый каторжник. Молодой Понмерси приходит в ужас. Ничто не должно омра-чать счастья Козетты, поэтому преступ-нику следует посте-пенно исчез-нуть из её жизни — в конце концов, он всего лишь приемный отец. Пона-чалу Козетта несколько удив-ля-ется, а затем привы-кает ко все более редким визитам своего бывшего покро-ви-теля. Вскоре старик вовсе пере-стал прихо-дить, и девушка забыла о нем. А Жан Вальжан стал чахнуть и угасать: приврат-ница пригла-сила к нему врача, но тот лишь развел руками — этот человек, видимо, потерял самое дорогое для себя суще-ство, и никакие лекар-ства здесь не помогут. Мариус же пола-гает, что каторжник заслу-жи-вает подоб-ного отно-шения — несо-мненно, именно он обокрал госпо-дина Мадлена и убил безза-щит-ного Жавера, спас-шего его от бандитов. И тут алчный Тенардье откры-вает все тайны: Жан Вальжан — не вор и не убийца. Более того: именно он вынес с барри-кады Мариуса. Юноша щедро платит гнус-ному трак-тир-щику — и не только за правду о Валь-жане. Когда-то негодяй совершил доброе дело, роясь в карманах раненых и убитых, — спасен-ного им чело-века звали Жорж Понмерси. Мариус с Козеттой едут к Жану Валь-жану, чтобы умолять о прощении. Старый каторжник умирает счаст-ливым — любимые дети приняли его последний вздох. Молодая чета зака-зы-вает трога-тельную эпитафию на могилу стра-дальца.

    Знаменитый роман Виктора Гюго повествует о судьбах людей социального дна Франции в начале 19 века. Главный герой повествования Жан Вальжан. Он беглый каторжник, который добивается значительного успеха в обществе, но его преследует жандарм Жавер, который считает, что ни один преступник не должен уйти безнаказанно от правосудия.

    В результате безразличия, однажды проявленного Вальжаном, когда он был преуспевающим директором фабрики, погибает одна из его сотрудниц. Вальжан берет себе на воспитание девочку Козетту и скрывается вместе с ней в Париже. Спустя время, Козетта вырастает, она влюбляется в студента Мариуса, который связан с революционным кружком.

    Жавер, тем временем, продолжает упорные поиски Вальжана, и дочь с отцом регулярно переезжают, поэтому влюбленные теряют друг друга из виду. Начинается студенческое восстание, Мариус ранен, его находит Жан Вальжан и пытается спасти юношу. В это время они встречают Жавера, который, преодолевая собственные убеждения, позволяет им уйти. Когда Мариус приходит в себя, он узнает, что большинство его друзей погибло. Горечь утраты сменяется радостью от воссоединения с Козеттой.

    В романе ярко отражена идея Гюго о постоянной смене доброго и злого начала в душе человека. Писатель, через свое творчество, выражает твердое убеждение в обязательной победе светлого гения души над его темными порывами и склонностями.

    Читать краткое содержание Отверженные Виктора Гюго

    В дом к епископу городя Диня забредает беглый каторжник Жан Вальжан. Этот, честный когда-то, человек был осужден на тяжелые работы за то, что украл кусок хлеба для больной сестры. Сердце его очерствело от невзгод, но внезапная кротость и благородство священника заставляют Вальжана заново почувствовать силу добра. Он раскаивается в своем гнусном намерении и дает обещание вести честную жизнь.

    Спустя несколько лет юная красавица Фантина уступает уговорам обходительного студента и дает совратить себя. Возлюбленный бросает ее с ребенком. Девочку Коззетту Фантина отдает на воспитание семейной паре Тенрадье, которые держат трактир в Париже, а сама возвращается в родной городок Монрейль-Приморский.

    За прошедшее десятилетие родина Фантины превратилась в преуспевающий промышленный центр благодаря усилиями человека, называющего себя дядюшка Мадлен. Он открыл фабрику по производству стекла, заботится о бедняках и тружениках. Однажды Жавер, некогда служивший надзирателем на каторге, видит как Мадлен спасает попавшего под телегу бедняка, проявив огромную силу, какую он видел лишь однажды у бежавшего заключенного Жана Вальжана.

    Между тем Фантина лишается места на фабрике Мадлена - управляющий прогоняет ее, узнав, что она имеет ребенка вне брака. Боясь за будущее девочки, которая не будет иметь средств к существованию, Фантина постепенно доходит до того, что становится проституткой. Больную Фантину арестовывают на улице. Узнав историю ее бедствий, Мадлен распоряжается перевести несчастную в больницу.

    У постели умирающей Жавер настигает и разоблачает Жана Вальжана, но тот бежит, успев дать обещание Фантине позаботиться о ее дочери.

    Забрав Козетту от Тенардье, которые отбирали у ребенка все присланные матерью деньги, Жан Вальжан увозит девочку в Париж. Здесь он устраивается садовником в обитель монастыря, где проходят несколько последующих счастливых лет.

    Мариус, внук престарелого буржуа, начинает демонстрировать антимонархические взгляды, дед отказывает ему в наследстве. Своих новых друзей и поддержку Мариус находит в обществе "Друзей Азбуки". Это революционный кружок, предводительствуемый Анжольрасом, но ближе всего Мариус сходится с циничным выпивохой Курфейраком.

    Однажды в Люксембургском саду Мариус замечает пожилого мужчину с девушкой, в которую влюбляется. Судя по ее взглядам - взаимно. Но, спустя несколько недель, девушка перестает приходит в парк и Мариус сходит с ума от любви.

    Спустя некоторое время он находит возлюбленную благодаря Тенардье, который случайно замечает Козетту на улице и узнает ее. Они начинают встречаться тайком, но однажды Жану Вальжану снова приходится бежать от Жавера, и Мариус опять теряет уже обретенное было счастье. В это время начинается студенческий мятеж, Мариус присоединяется к нему, ища смерти. Он просит беспризорника Гавроша отыскать девушку и передать ей письмо с любовными признаниями. Послание попадает в руки Вальжана, который таким образом впервые узнает о связи между Козеттой и Мариусом.

    Восстание студентов не обрело народной поддержки, небольшая группка революционеров оказывается окружена полицией. Идя на штурм, жандармы убивают маленького Гавроша, Мариус ранен. Его спасает Жан Вальжан, вынеся по канализационным путям. Студенты взяты в кольцо, их расстреливают на месте.

    Вальжана с Мариусом на руках встречает Жавер, но дает своей жертве уйти. Спасеный Мариус идет на поправку, но у него в сознании отложилось воспоминание о том, что приемный отец жены был преступником. После свадьбы с Козеттой он неохотно общается с Вальжаном, Козетта так же начинает сторониться отца по воле мужа. Вальжан начинает страдать от одиночества. Однажды Мариусу открывается вся история беглого каторжника, и он хочет загладить свою вину раскаянием. Счастливый от возвращения дочери, Вальжан умирает на руках у молодых.

    Картинка или рисунок Отверженные

  • Краткое содержание Герцен Былое и думы

    «Былое и думы»- это одно из самых знаменитых произведений А.И. Герцена. Для начала стоит разобраться, кто же такой Герцен? Герцен является одним из выдающихся критиков правительства своего времени