Осознанное родительство - залог счастливой семьи. Осознанное родительство: от теории к практике

Забота о физическом, нравственном и духовном развитии ребенка – не это ли главная задача отца и матери? Вырастить, воспитать достойного гражданина, внимательного супруга, заботливого родителя. Позволить и помочь ребенку раскрыть свои лучшие качества. Как это сделать? Ведь людей со школьных учат математике и физике, а вот родительству – практически никогда. Как стать лучшими отцом и матерью своему малышу? Как проявить в нем всё лучшее, что заложила природа? Как помочь его душе исполнить свой долг в этом мире? На эти вопросы помогают найти ответ идеи осознанного родительства , которые набирают всё большую популярность в России в последние 10 лет.

Родители становятся родителями не просто с самого момента зачатия, а еще раньше – с той секунды, когда пара принимает решение впустить в этот мир новую жизнь. И с этой минуты начинается их родительский путь. Как правильно подготовиться к зачатию? Как вести себя во время беременности? Рожать самостоятельно или с помощью врачей? Перерезать ли пуповину? Когда сажать ребенка на горшок? Ответить на все эти вопросы позволяет осознанное родительство. В его основе – ответственность пары за себя и свои отношения в первую очередь, за подачу ребенку правильного, адекватного примера. Ведь дети – это не то, что им говорят родители. Дети – это отражение родительского поведения.

Поэтому мамам и папам крайне важно быть внимательными к собственным потребностям. Тогда и малыш научится правильно воспринимать свои желания и стремления. Отцы и матери должны показывать хороший пример – быть внимательными и терпимыми друг к другу, относится с уважением к старшим. Все эти прописные истины мы слышим со школьных лет. Но выполняем ли? Осознанное родительство учит не только говорить, но и делать это.

Воспитывать также должны оба родителя, а не только мама. Отец подает пример мужского поведения, учит мужественности. Мать – позволяет раскрыться женским качествам. Поэтому крайне важно, чтобы оба родителя осознавали свои женственность и мужественность. Таким образом ребенок перенимает гендерные модели поведения.

Один из важных принципов осознанного родительсва – это осознание разумом и прочувствование сердцем всех процессов, которые проходят с ребенком. Нужна ли ему традиционная школа или для моего малыша будет лучше домашнее обучение? С какими детьми дружит мой ребенок и почему? Чего он боится и как я могу на это повлиять? Казалось бы, прописные истины, но кто из родителей действительно вникает в эти вопросы?

Вот основные моменты, которым уделяют внимание осознанные родители:

  1. Постоянное саморазвитие, здоровый образ жизни;
  2. Взаимоуважение, поддержание хороших отношений в семье, доверия и взаимопомощи;
  3. Подготовка к зачатию;
  4. Здоровая беременность с минимальным врачебным вмешательством;
  5. Совместная подготовка будущих матери и отца к родам. (при отсутствии противопоказаний);
  6. Воспитание ребенка на физическом\интеллектуальном и духовном уровнях;
  7. Создание гармоничного пространства, в котором растет ребенок (например, экология и выбор школы);
  8. Уважение старших, помнить и чтить свои корни.

Осознанное родительство призвано выпустить в жизнь гармонично развитого ребенка, новую полноценную личность. Выпустить, отпустить с любовью и чувством выполненного долга.

Осознание роли родителя подразумевает понимание своей ответственности и влияния, которое вы оказываете на ребенка в процессе взаимодействия с ним. Осознающим свое родительство маме и папе важно, что у ребенка на душе, что он чувствует и переживает. Они готовы работать со своими реакциями, чтобы укрепить самооценку ребенка. Исходя из этого, мы будем говорить о трех областях, в которых нам необходимо добиться осознанности:
то, что на душе у ребенка, – чувства и потребности;
то, что у вас на душе, – какие эмоции и чувства пробуждает в вас ребенок;
взаимодействие в семье.

Чувства и потребности ребенка
У ребенка формируется здоровая самооценка, когда его чувства и потребности признаются и принимаются. Другими словами, наше желание и способность увидеть и принять то, что происходит в душе ребенка, очень важны для становления и укрепления его самооценки. Это очень важно, и мы часто будем к этому возвращаться: мы должны стремиться быть с ребенком на эмоциональном уровне, а не просто реагировать на внешние поведенческие проявления. Нас должны заботить чувства ребенка, его восприятие мира, то, как он ощущает в нем себя. Если двухлетнему малышу страшно, надо попытаться представить себе, как ситуация выглядит с его точки зрения, и продемонстрировать ему желание понять и помочь, но это не значит, что малышу надо все время потакать. То же касается и детей постарше: самооценка укрепляется, когда родители пытаются их понять. Так и формируется самооценка: взрослые принимают чувства и переживания своих детей. Признавая право ребенка на самые различные эмоции и чувства, взрослые помогают ему развить систему элементов, укрепляющих самооценку.

Какие эмоции и чувства пробуждает в вас ребенок
Важнейшие учителя в области родительства для каждого из нас – собственные родители или другие взрослые, на попечении которых мы находились в детстве. Полученный опыт и переживания остаются в нас как бессознательное руководство к действию. Разумеется, хорошо, если это руководство грамотное и поддерживает нашу самооценку. Однако процесс роста и взросления весьма непрост, а быть родителем – трудная и ответственная задача, поэтому большинство из нас, если разобраться как следует, получили в детстве раны и травмы, от которых хотели бы уберечь своих детей.

Однако мы делаем ровно противоположное: передаем все, что сами пережили в детстве – как хорошее, так и плохое, – следующему поколению. Родителей, которые часто ругают детей, как правило, самих в детстве часто ругали. Мамы и папы, требующие от своих сыновей и дочерей отличных оценок, вполне вероятно, и сами воспитывались в семьях, где их ценность определялась через достижения. Родители, которые много шутят и смеются со своими детьми, скорее всего, сами росли в атмосфере улыбок и смеха. Такое хорошее наследство можно с радостью передавать. А вот от дурного родителям, осознающим свою роль, следует избавляться.

Осознанность не делает родителя идеальным. Он вовсе не делает все и всегда правильно, но осознает свою ответственность, готов взглянуть со стороны на себя и свою манеру общения с ребенком. Осознанность дает родителям возможность развиваться. Мы не можем требовать от себя совершенства во всем, но мы способны принять решение идти по пути осознанного развития вместе с ребенком. На мой взгляд, такое решение необходимо, если вы хотите укрепить самооценку своего ребенка. Ребенок зависим, он может только вверить нам свою жизнь – и жизнь детей находится в руках взрослых. Ответственность за создание такого взаимодействия, при котором ребенок чувствует себя принятым и имеет возможность выразить себя, лежит на нас, взрослых. По этой причине мы должны иметь смелость обратить взгляд на самих себя в те моменты, когда что-то не складывается, чтобы не оказаться заложником деструктивной тенденции обвинять во всем ребенка.

Чем опасно неосознанное родительство?
При возникновении конфликта мы часто перекладываем ответственность на детей. Порой мы начинаем говорить о них как о причине неудовлетворительной ситуации. Например: «Тина так агрессивна! Она просто невозможна! Мы выбились из сил. Чего мы только не предпринимали, но все бесполезно», «На Петтера порой накатит, так с ним невозможно сладить! Из-за этого у нас в семье все кувырком», «Мы перепробовали все, но Катрина безнадежна. Она с рождения такая – где сядешь, там и слезешь». Все эти высказывания – примеры того, как родители отказываются от ответственности, перекладывая ее на ребенка («С ней что-то не так», «Он всегда все портит»). Процесс роста и взросления сложен, и всем детям порой бывает нелегко. И именно в эти тяжелые периоды проверяется наша ответственность, наша взрослость. В такие моменты надо задать себе вопрос: что нужно сделать, чтобы Тина почувствовала себя принятой? Может быть, Петтер чего-то хочет от нас, от родителей? В чем он нуждается? Что сказать Катрине? Кроме того, необходимо запастись терпением и выдержкой, чтобы понять потребности ребенка. И для этого понадобится время и нелегкая работа – сознательная и целенаправленная. Неосознанное родительство таит в себе опасность: мы можем реагировать на слова и поступки ребенка, не пытаясь понять, что он чувствует в то время, когда поступает определенным образом. Это грозит тем, что ребенок останется наедине со своими переживаниями и, следовательно, не получит помощь, в которой нуждается, не успокоится, не разберется со своими чувствами, не выразит их.

Мама забирает четырехлетнего Петтера из детского сада. Когда мальчик видит маму, он ложится на пол, начинает плакать и дрыгать ногами. Мама поднимает Петтера, при этом говоря ему очень строго: «Это что, благодарность за то, что я пришла пораньше? Так вести себя нельзя!» Петтер ревет, а мама тащит его в раздевалку и цыкает на него, одевает спешными резкими движениями. Они уходят из детского сада – Петтер все еще плачет, но уже не так громко…

Мама негативно отреагировала на поведение Петтера. Может быть, она устала или расстроилась потому, что сын не выказал радости, когда она за ним пришла. Может быть, подобные сцены повторяются часто, когда она его приводит или уводит из детского сада. Может быть, мама хотела продемонстрировать присутствовавшим при этой сцене взрослым, что она – сильный и умеющий устанавливать границы родитель. Но она совершенно забыла о том, в чем ее сын нуждается больше всего: в том, чтобы мама попыталась понять, что происходит у него внутри. Может быть, ему тяжело или его что-то беспокоит? «Тебя что-то огорчает, мальчик мой? Иди на ручки к маме, ты ведь так расстроен!» Получив подобную обратную связь, Петтер приобрел бы опыт того, что его чувства имеют право на существование, что мама была рядом, когда он расстроился («Я не одинок!»). Скорее всего, он быстро бы успокоился, сидя на коленях у мамы, а с помощью воспитателей удалось бы разобраться, в чем дело. Если мама фокусируется на чувствах Петтера, а не только на его поведении, то его самооценка укрепляется.

Неосознанное родительство порой проявляется и совсем иначе, – родители слепо защищают своего ребенка и не замечают, что ему нелегко, что он нуждается в помощи.

Мама и папа восьмилетней Стине узнали от родителей ее лучшей подруги Кайи, что та начала сторониться Стине, немного ее бояться. Стине верховодит во всех играх, и если что-то не по ней, то дерется. Родители Кайи предлагают подумать, как им решить эту проблему. Мама и папа Стине лишь усмехаются в ответ: «Если другие дети не справляются со Стине, то это не наша проблема. Стине – крутая девчонка, а то, что Кайя робкая и неуверенная, так это – ответственность ее родителей».

Родители Стине не хотят слышать о том, что надо как-то отреагировать на поведение дочери. Они крепко держатся за идеальный образ Стине и таким образом отказываются помочь ей в момент, когда она сталкивается с трудностями в общении с другими детьми. Можно сказать, что они тем самым лишают ее права работать над собственным развитием, права, которое должны получать все дети, встречая дружескую поддержку в этом нелегком процессе.

Если мы больше заняты собой, а не ребенком, то упускаем важные для формирования самоощущения и самооценки моменты. Ребенок предоставляется самому себе в ситуациях, где ему требуется помощь. Петтер остается наедине со своими переживаниями, к тому же его еще и ругают в ответ на их проявление. Стине остается наедине с проблемами в отношениях с Кайей, а ее потребность в помощи игнорируется из лучших побуждений.

В таких непростых ситуациях родители рискуют переносить опыт собственного детства в отношения с ребенком. Разумеется, этот опыт может быть полезным, но бывает, что такой перенос нецелесообразен и вреден для ребенка. Однако, решившись на осознанную работу, мы способны отделить хорошее от плохого и не переносить из прошлого то, что переносить не следует.

Это не означает, что родители всегда должны знать ответы на все вопросы. За двадцать лет, в течение которых происходит рост и взросление ребенка, возникнет не одна ситуация, когда мы можем потерять почву под ногами, будем сомневаться и думать: что же нам делать? Как нам справиться с этим? Воспитание детей проверяет нас на прочность, раз за разом испытывает нашу самооценку и целостность. Благодаря детям у нас появляются ресурсы, о существовании которых мы и не подозревали, благодаря детям мы осознаем пределы своих возможностей. Поэтому роль родителя предполагает массу возможностей для самопознания и дальнейшего развития самих взрослых. И помните: вы имеете право на ошибки. Все родители допускают ошибки, делают это сплошь и рядом, и детям не помешает знать, что и взрослые способны натворить глупостей.

Взаимодействие в семье
Детям необходимо быть услышанными. Они должны иметь возможность активно участвовать в жизни семьи, однако на них нельзя возлагать за это ответственность. Жизнь семьи – это ответственность взрослых. Именно у взрослых есть опыт, умение взвешивать за и против, видеть взаимосвязь вещей, поэтому именно они должны руководить и направлять. Это не значит отдавать распоряжения и команды, чтобы добиться желаемого, ведь такое руководство есть не что иное, как диктатура. Руководство в большей степени заключается в принятии на себя ответственности за то, «как мы живем».

Всякое взаимодействие между людьми включает в себя содержание и процесс. Содержание характеризуется тем, что мы делаем, процесс – тем, как мы это делаем. Представьте себе, насколько по-разному можно ужинать всей семьей. За столом повисает напряженное молчание, а звук, издаваемый приборами при соприкосновении с тарелками, лишь подчеркивает гнетущую атмосферу. Другой вариант – за столом раздается смех, оживленная беседа проходит в атмосфере радости и заинтересованности. Настроение, царящее за столом, – это процесс, то, как мы ужинаем. А то, что мы фактически делаем – ужинаем, – это содержание.

У детей есть естественное желание влиять на содержание жизни семьи, и им следует предоставлять такую возможность с самого раннего возраста. Когда малыша спрашивают о его пожеланиях, о том, чего бы ему хотелось, это способствует формированию у него здоровой самооценки. К примеру, когда его спрашивают, как бы ему хотелось провести воскресный день или какой фильм посмотреть субботним вечером. В таких случаях у малыша появится опыт, развивающий умение прислушиваться к самому себе («Чего бы мне хотелось?»), а также способность выразить себя в общении с другими.

Однако ответственность за процесс, за то, как происходит общение в семье, как принимаются решения, лежит на взрослых. Дети не могут нести такую ответственность – для этого у них не хватит ни опыта, ни знаний. Тем не менее, уже в раннем возрасте дети проявляют свою индивидуальность, которая весьма существенно влияет на их взаимодействие со взрослыми. С некоторыми детьми довольно легко найти общий язык, с другими – значительно сложнее. С этой точки зрения можно сказать, что дети влияют на то, каким будет развитие взаимодействия, какое настроение будет ему сопутствовать. Однако, как было сказано выше, ответственность за процесс, за семейные приоритеты целиком и полностью лежит на взрослых. Влиять и быть ответственным – это совсем разные вещи.

Разделение чувства вины и ответственности
Ответственность лежит на нас, даже если направление развития ребенка создает проблемы – как ему самому, так и окружающим. Примеры проблемного развития – болезненная застенчивость, агрессивное поведение, сильная тревожность. На практике взять ответственность на себя – это вовсе не значит терзаться чувством вины. Чувство вины парализует, в то время как осознание ответственности придает решимости. Поэтому так важно разделять чувство вины и ответственность. Или же можно использовать чувство вины: оттолкнуться от него, чтобы взять ответственность на себя. Мы изводим себя, терзаясь виной: она давит на нас, приводит в отчаяние, и мы становимся беспомощными. Понятие «вина» заставляет нас думать о злонамеренности, в каком-то смысле указывает на то, что мы не сделали всего, что могли, или даже желали зла собственному ребенку. Однако ни один родитель не желает зла своему ребенку. И все же большинству детей время от времени живется нелегко. Взросление – трудная задача, и сталкиваться на этом пути с проблемами – совершенно нормально. Многим родителям также порой нелегко быть тем заботливым родителем, в котором нуждается их ребенок, и это тоже нормально. Взять ответственность – это значит осознавать и контролировать себя как родителя, развиваться вместе с ребенком, беспокоиться о выполнении обязательств, которые есть у каждого взрослого перед своим ребенком. Мы принимаем на себя ответственность, с этого начинается наш личностный рост.

Зачастую взять ответственность – это значит обратиться за помощью. Многие благополучные и ответственные мамы и папы ищут помощи у родственников и друзей и таким образом находят эффективные пути решения проблемы. Попросить помощи других в тот момент, когда мы не справляемся сами, – это ответственнейший шаг, который может быть предпринят в подобной ситуации. Как видим, ответственность не подразумевает самодостаточности.

Некоторым детям требуется особая забота. У ребенка могут быть трудности в обучении, тревожность, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или другие проблемы, которые требуют специальной помощи. Кому-то необходима терапия или создание особых условий пребывания в детском саду, школе, семье. Обращаться за помощью, если ребенок нуждается в особом уходе, – это ответственность родителей. Ответственность тех, кто работает с детьми, – оказать помощь, получить необходимые рекомендации у других специалистов или дать направление. Повторю еще раз: взять ответственность на себя зачастую означает обратиться за помощью.

Ответственное родительское руководство несколько напоминает руководство в сфере бизнеса: там часто говорится, что руководить нужно осознанно. То есть хороший руководитель осознает, понимает и анализирует собственную позицию, свои задачи, а также способы взаимодействия с коллегами. Осознающий руководитель не боится обратить взгляд на самого себя и свою линию поведения вместо того, чтобы взваливать ответственность на других, особенно если что-то идет не так. Руководитель делает осознанный выбор, сосредотачиваясь на собственном вкладе и ответственности за атмосферу в коллективе и взаимодействие с ним. Это очень напоминает ответственность взрослого в семье. Осознающие родители работают над тем, чтобы понимать себя и верно оценивать поведение детей; понимать, что происходит во взаимодействии с ребенком. Осознающие родители не закрывают глаза на собственные слабости, они готовы к развитию.

Зачем читать книги по воспитанию?

Осознанное родительство - это гармоничный и комплексный подход к воспитанию ребенка, целью которого является вырастить здорового и счастливого человека, которому присущи любовь к окружающему миру и естественное стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Установление контакта с родившимся ребёнком и последующее его воспитание — дело непростое, требующее не только полной самоотдачи, но и специфических знаний и навыков. О том, как ухаживать за новорожденным, планировать распорядок дня, кормить, купать и одевать каждая мама может узнать от старших родственников, подруг или прочитав практически любую книгу с заголовком «Ваш ребенок от рождения и до года».

В то же время, для того, чтобы научиться понимать своего ребенка, растить его здоровым, счастливым и интеллектуально развитым стоит обрести некий багаж знаний, которые известные врачи-педиатры, психологи и педагоги излагают в своих книгах, предназначенных для широкого круга читателей.

Меньше книг, но хороших и разных

Сегодня полки магазинов буквально ломятся от книг, посвященных вопросам воспитания и развития ребенка. Бескрайние просторы Интернета также таят в себе море информации о том, как растить детей. Неудивительно, что при таком обилии источников, родители часто теряются, перескакивают с одной системы воспитания на другую, в поисках лучшей, усугубляя имеющиеся проблемы и создавая новые.

Мало кто задумывается, что для того, чтобы вырастить ребенка здоровым, счастливым, воспитанным и гармонично развитым не обязательно читать десятки томов. Вполне достаточно нескольких качественных книг, написанных авторитетными специалистами, актуальных, но проверенных временем.

Предлагаем вашему вниманию подборку таких книг, прочитав которые вы сможете избежать многих ошибок и стать самым лучшим родителем для вашего ребенка. Некоторые из них лучше прочитать еще до рождения ребенка, чтобы подготовиться к различным ситуациям, которые неизбежно возникают в семье, где появляется малыш.

Беременность

Уильям Сирс, Марта Сирс, «В ожидании малыша».

Девять месяцев беременности - самое счастливое и ответственное время для каждой женщины. Авторы этой книги - авторитетные акушеры и педиатры с многолетним стажем и родители восьмерых детей Уильям и Марта Сирс - подробно объясняют что происходит внутри вас и как растет ваш малыш.

Читая эту книгу, будущая мама научится правильно оценивать свое состояние во время беременности, обретет эмоциональное спокойствие и необходимые знания для того, чтобы родить здорового и веселого малыша. Тем, кому придется по вкусу стиль изложения и рекомендации Сирсов, стоит обратить внимание на другие их книги: «Ваш малыш от рождения до двух лет» и «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет».

Уход

Трейси Хогг, «Чего хочет ваш малыш?».

Появление новорожденного очень сильно меняет привычный ход событий в любой семье. Новоиспеченные мамы и папы вроде бы уже успели узнать как правильно ухаживать за младенцем, когда кормить, как одевать, сколько гулять. Но поведение маленьких детей часто бывает непредсказуемым - они не спят по ночам, кричат, как кажется, без причины, в самое неподходящее время в самом неподходящем месте, отказываются лежать в коляске, выплевывают еду и кидают погремушки.

Трейси Хогг - консультант по воспитанию, развитию детей и коммуникациям между детьми и родителями с 25-летним стажем, в своей книге пишет о том, как разобраться в характере новорожденного, понять его особенности и темперамент, научиться понимать его язык, чтобы наладить общение с младенцем с первых дней жизни, учитывая его характер. Если вы прочитав эту книгу, начнете применять на практике изложенные автором простые и действенные советы, то многие трудности первого года жизни ребенка могут остаться для вас и вовсе незамеченными.

Здоровье

Евгений Комаровский, «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».

Прекрасно написанная книга о том, как вырастить здорового ребенка, прочитать которую желательно еще до того, как родится малыш. Автор книги - практикующий врач-педиатр - в доступной форме и с юмором рассказывает о том, как ухаживать за ребенком с максимальной пользой для него, но при этом не прилагая к этому титанических усилий и не тратя на уход за новорожденным все свободное время.

Здесь вы найдете не только рекомендации о том, как кормить, пеленать, купать, лечить малыша, но и практические советы, способствующие гармонизации отношений в семье. Если книга «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» пришлась по душе, имеет смысл прочитать и другие бестселлеры доктора Комаровского - «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей», «Лекарства. Справочник здравомыслящих родителей», «Неотложная помощь: справочник для родителей» - ведь каждая из них затрагивает важные вопросы здоровья ребенка.

Обучение

Масару Ибука «После трёх уже поздно».

Основатель компании Sony Масару Ибука, написавший эту удивительно добрую книгу, считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. По его мнению, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи, главное вовремя распознавать готовность ребенка к принятию новой информации и давать ему новые знания, знакомя с многогранностью окружающего мира.

Книга, где собраны простые и понятные приемы обучения детей раннего возраста, станет замечательным помощником тем мамам и папам, которые хотят открыть перед своими маленькими детьми новые прекрасные возможности и воспитать его так, чтобы он стал не только успешным, но и счастливым.

Раннее развитие

Лена Данилова, «Энциклопедия развивающих игр. От рождения до школы».

Сегодня ассортимент развивающих и обучающих игр для детей просто огромный. Учимся различать цвета, формы, буквы, цифры, времена года, сортируем предметы, тренируем мелкую моторику - и тратим много денег на покупные игры, которые потом занимают много полезного места в детской комнате. В погоне за новыми навыками для своего ребенка родители часто забывают, что большинство полезных игр можно придумать самим, а развивающие пособия сделать своими руками из подручных материалов.

Книга расскажет вам о том, как не тратя много времени и сил грамотно и с пользой для ребенка разнообразить, дополнить набор домашних игрушек и занятий. Игры подобраны по темам соответственно возрасту (своими руками, для самых маленьких, учимся считать, география, природа, и др.), темы разбиты на небольшие разделы. Например, для самых маленьких есть раздел игр для развития слуха.

Лена Данилова - автор многочисленных методик раннего развития, по которым можно заниматься с малышом с рождения. «Пальчиковые занятия», «Уроки для самых маленьких», «Моя первая книга об искусстве» давно завоевали популярность у родителей, которые уделяют много внимания развитию детей.

Общение

Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»

Первая и самая популярная из книг Юлии Гиппенрейтер - доктора психологических наук, профессора факультета психологии МГУ. Эта книга - кладезь полезных знаний о том, как взаимодействовать с детьми в различных ситуациях. Прочитав ее, вы получите представление о том, как правильно общаться с ребенком, анализировать свои чувства и эмоции по отношению к нему, минимизировать конфликты и разрешать конфликты, чтобы достичь взаимопонимания и стать своему ребенку самым близким человеком.

После того, как вы убедитесь насколько эффективно работают предложенные автором методы воспитания, вам непременно захочется прочитать и другие книги Юлии Гиппенрейтер: «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?», «Родителям: как быть ребёнком», «У нас разные характеры. Как быть?», «Родителям. Книга вопросов и ответов».

Взаимоотношения

Януш Корчак, «Как любить ребёнка».

Эта книга, написанная великим польским педагогом и гуманистом Янушем Корчаком в далеком 1935 году не потеряла актуальности до сих пор - принципы и постулаты воспитания, изложенные в ней кажутся вечными, а саму книгу называют «Библией воспитания». В своей книге Корчак призывает воспринимать даже только что рожденного ребенка как личность, имеющую права и претендующую на свободу, помнить о том, что каждый ребенок уникален и достоин собственного счастья и безусловной любви.

Корчак не просто написал книгу о любви к детям, он жил этой любовью и уважением даже в тяжелых условиях Второй Мировой войны и, когда судьба заставила сделать выбор, не раздумывая, отправился вместе с воспитанниками интерната, в котором работал, в газовую камеру.

“Утром 5 августа 1942 г. дети «Дома сирот» вместе с девятью воспитателями прошли через Варшаву к вокзалу единым строем, неся над головой зеленое приютское знамя надежды с четырехлистным золотым клевером. Януш Корчак шел во главе колонны, держась за руки с двумя самыми маленькими. На месте их смерти сейчас стоит камень: «Януш Корчак и дети». (М. Н. Кузьмин).

Книга «Как любить ребенка», ставшая его последним трудом, - это уникальная энциклопедия воспитания человека, начиная с его дня рождения и до достижения совершеннолетнего возраста, которая на протяжении многих лет служит ориентиром для миллионов родителей.

Психология

Владимир Леви, «Нестандартный ребенок».

Эта книга для тех, кто хочет постичь искусство общения с упрямыми детьми или наладить взаимодействие с детьми, непохожими на остальных В своей книге известный психолог и психотерапевт Владимир Леви живым языком и очень искренне рассказывает о подростковых кризисах, неуверенности в себе, трудностях в учебе, первой любви и плохих компаниях и других трудностях, с которыми в той или иной степени может столкнуться каждый родитель.

Эта книга написана для того, чтобы родители могли выработать адекватное отношение к ребенку и его проблемам, найдя свой путь к дружбе и взаимопониманию с ребенком. Среди других наиболее выдающихся произведений Леви также книги «Искусство быть собой», «Кважды ква», «Я и Мы», «Везёт же людям».

Технология тренинга использует принципы и закономерности социально- психологического тренинга, которые в отечественной психологии рассмотрены в работах Г. М. Андреевой (1975, 1980); Н. Н. Богомоловой (1977); А.

А. Бодалева (1988); А. И. Донцова (1984, 1987); Ю. Н. Емельянова (1985); Л. А. Петровской (1982, 1989); С. В. Петрушина (2002); А. У. Хараша (1987) и др.

Программа и содержание тренинга являются синтетической разработкой, в которой соединены элементы психолого-акмеоло-гического тренинга зрелого отцовствования и материнствования (Н. В. Боровикова, 1998), элементы тренингов личностного роста (А. Г. Лидере, 1996; Н. И. Козлов, 2000), различные психологические упражнения, используемые в тренинговых программах (Н. В. Клюева, 2000; С. В. Кривцова, 2000; С. В. Петрушин, 2002;

A. С. Прутченков, 2000; К. Фопель, 2001; Г. А. Цукерман, 1997), а также собственные авторские упражнения. При разработке тренинга мы принимали во внимание работы, где рассматриваются теоретические и практические аспекты групповой и индивидуальной работы с семьей (Э. Берн, А. Я. Варга, Д. В. Винникотт, К. Ви-такер, Я. Л. Коломинская, А. А. Кроник и Е. А. Кроник, Л. А. Петровская, К. Рудестам, В. Сатир, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйде-миллер и др.).

Принципы системного анализа требуют выделения системообразующего признака, который должен содержаться в самой психологической реальности (В. А. Ганзен; 1984, А. А. Гостев,

B. Ф. Рубахин, 1985; Б. Ф. Ломов, 1975; В. Д. Шадриков, 1982 и др.). В данном случае таким признаком является осознание себя и своего брачного партнера родителями. Осознанность - это залог эффективного родительства и гармоничной семьи. Осознанное родительство включает:

Осознанность когнитивной составляющей семейных цен-

* Разработан и апробирован под нашим руководством М. О. Ермихиной (2003).

ностей, установок и ожиданий родителя, родительских позиций, чувств, родительского отношения, родительской ответственности, стиля воспитания;

Понимание себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, осознание родительской составляющей своей личности (Э. Берн, 1988);

Понимание своего супруга, его реакций, мотивов родительского поведения;

Осознание родительского единства себя и своего брачного партнера включая потребность в родительском единстве (осознание себя родителями, а не только матерью и отцом).

Механизмом технологии формирования осознанного роди-тельства является воздействие через субъективно-психологические факторы на компоненты структуры родительства.

В процессе тренинга происходит моделирование, актуализи-ция воздействия факторов, принадлежащих уровню макровлияния общества и уровню влияния родительской семьи, тем самым создаются условия развития супругов как родителей на уровне собственной семьи.

Мишенью воздействия тренинга стала когнитивная составляющая интегральной психологической структуры родительства.

Принцип организации работы тренинговой группы: работа со своей личностью (личностный рост родителя), работа в тренинговой диаде (со своим супругом/супругой) в процессе активной эмоциональной вовлеченности при постоянном получении обратной связи. Особенностью тренинга является участие в тренинге семейных пар, имеющих ребенка/детей.

Учитывая это, мы разработали проблемно-ориентированный социально-психологический тренинг «Осознанное родительство».

Осознание себя родителем, своей роли, сопричастности своей семье и процессам, происходящим в ней;

Осознание родительского единства со своим супругом/супругой;

Согласование родительских представлений, ролей, позиций, стилей воспитания, установок и ожиданий супругов;

Повышение родительской компетентности;

Развитие компонентов интегральной психологической структуры родительства;

Гармонизация семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств.

Задачи занятия 1:

Ориентация в специфике тренинга; знакомство участников; принятие правил работы в тренинговой группе;

Диагностика ожиданий участников;

Создание в группе такой атмосферы, которая способствовала бы становлению родительского самопознания, самоактуализации и самосовершенствования;

Осознание содержания понятия «родительство»; согласование представлений о родительстве в супружеской паре;

Выделение проблемных областей в сфере родительства участниками тренинга;

Формирование единства аксеологического поля семьи;

Актуализация состояния «Я»-ребенок (по Э. Берну). Задачи занятия 2:

Осознание собственной самоценности родителями; получение обратной связи от окружающих;

Обучение анализу жизненных ситуаций без критики и осуждения;

Обучение эмпатическому слушанию, развитие эмпатии;

Обучение оказанию психологической поддержки;

Осознание участниками тренинга воздействия родительской семьи на уклад собственной семьи.

Задачи занятия 3:

работа над групповым сплочением;

анализ степени доверия своему супругу и развитие чувств доверия к другим людям;

осознание состояния «Я»-родитель (по Э. Берну);

развитие чувства собственной самоценности;

разработка проблемных областей родительства по различным направлениям конструкта;

обучение навыкам рефлексии.

Задачи занятия 4:

Работа над групповым сплочением;

Развитие свободы невербального самовыражения;

Предоставление возможности участникам тренинга получить обратную связь от группы о видении супружеских отношений;

Показ преимуществ личностной партнерской позиции в общении, в частности, в семье;

Работа над безусловным принятием значимых людей;

Отработка навыков рефлексии; самосовершенствование себя как родителя;

Согласование представлений о родительстве внутри тренин-говых диад.

Задачи занятия 5:

Работа над групповым сплочением;

Отрабока навыков самопрезентации;

Предоставление возможности получить обратную связь от группы о видении участника в роли родителя в различной временной перспективе;

Развитие взаимопонимания в супружеских парах;

Предоставление возможности взглянуть на особенности своей семьи с помощью проективной методики.

Задачи занятия б:

Работа над групповым сплочением;

Развитие творческих способностей;

Актуализация состояния «Я»-ребенок;

Развитие эмпатии;

Развитие культуры выражения чувств;

Осознание направленности «исполнения» родительской роли;

Формирование единства родительской роли обоих супругов.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

ЗАНЯТИЕ 1

Упражнение «Знакомство» - 10 - 15 мин

Цель: познакомиться; обратить внимание участников группы на свои ощущения и чувства и тем самым снять напряжение.

Инструкция: каждый участник тренинга представляется и рассказывает о своих ожиданиях от тренинга, о своем эмоциональном состоянии.

Принятие правил работы в тренинговой группе - 15 мин.

Упражнение «Переходим на один язык» - 40 мин

Цель: рефлексия опыта родительства, осознание содержания понятия «родительство», согласование представлений о родительстве в супружеской паре.

Инструкция: каждый участник в течение 2-3 мин. пишет ассоциации к слову «родительство», затем происходит обсуждение ассоциаций в группе. Далее обсуждается содержание родительства по схеме:

Является ли стремление стать родителем врожденным или приобретается в течение жизни;

Какие факторы влияют на исполнение родительской роли (родительская семья, друзья, мораль общества и т. д.);

Являются ли наши родительские роли (моя и моего супруга), согласованными, в каких сферах воспитания, в каких вопросах чаще возникают разногласия.

Упражнение «Зеркало» - 45 мин

Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои личностные затруднения в сфере родительства, дать понять, что родители не одиноки в своих переживаниях, что проблемы присутствуют во всех семьях.

Инструкция: участникам дается задание поделить лист бумаги на две части и закончить следующие предложения (первая часть): «В родительстве мне нравится...», (вторая часть): «В родительстве особенно трудно и неприятно...».

Эти листы сначала показываются своему супругу, а затем обсуждаются в кругу, для того чтобы найти созвучные своим проблемы. Групповое обсуждение строится по схеме:

Какие проблемы я выделяю;

Какова моя роль в возникновении проблем;

Как изменится ситуация, если проблема будет решена;

Какие затруднения мне показались неожиданными у моего партнера;

Как можно решить данные проблемы;

Чего больше в родительстве; радостей или огорчений;

Для ответа на следующий вопрос сначала происходит обсуждение в паре:

В чем наши сильные стороны, которые сближают нас с супругом и делают семью защищенной?

Упражнение «Ценности нашей семьи» - около 35 мин

Цель: согласование приоритетов ценностных ориентации с приоритетами супруга, осознание единства ценностей семьи.

Инструкция: упражнение выполняется в тренинговых парах. Супруги должны выделить и записать то, что является для данной семьи наиболее значимым, важным, что является семейной ценностью (7-10 позиций).

Затем отдельно друг от друга мужчина и женщина выделяют из полученного списка наиболее важные для себя пункты (около 5 позиций). Происходит обсуждение.

Упражнение «Воспоминания детства» - около 40 мин Цель: актуализация состояния «Я»-ребенок (по Э. Берну). Инструкция: в ходе группового обсуждения вспомнить и рассказать о самой первой, самой любимой

Игрушке;

Считалке; -игре;

Можно, если есть время, рассказать яркое воспоминание из детства.

Цель: завершение занятия; групповое сплочение, фиксация основных достижений тренингового занятия; настрой на позитив.

Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, рассказывает о своих чувствах, том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.

ЗАНЯТИЕ 2

Упражнение «Скала» - 10 - 15 мин

Цель: активизация работы группы, групповое сплочение.

Инструкция: участники встают шеренгой вдоль стены, на расстоянии 30 - 40 см от нее, лицом к стене. При помощи рук и ног имитируют препятствия для движения - «горные выступы». Каждый участник по очереди должен пройти по «горной тропе» (между стеной и участниками).

Обсуждаются впечатления участников от прохождения «тропы» и тех, кто создавал помехи.

Упражнение «Медные трубы» - 40 - 45 мин

Цель: дать возможность участникам осознать собственную самоценность, получить обратную связь, принять знаки внимания от других.

Инструкция: все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу, образуют пару. Начинать взаимодействие лучше всего со значимым человеком. Первый член пары говорит партнеру о том, какое качество характера он ценит и уважает в нем, которое помогает быть

эффективным родителем. Например: «Я восхищаюсь твоим терпением». Партнер отвечает «да, конечно, но, кроме того, я еще и...» (называет то, что ценит в себе). Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево, образуя новые пары. Упражнение повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. Обсуждение по схеме:

Что вы чувствовали, когда партнер говорил о Ваших качествах;

Легко ли было находить позитивные черты характера и их влияние на родительскую роль в другом человеке;

Отличается ли Ваша реакция на похвалу от реакции других людей.

Упражнение «Гипербола» - 60 - 70 мин

Цель: показать участникам возможность анализа любой ситуации, без критики и осуждения, оказывая поддержку.

Инструкция: упражнение выполняется в супружеской паре. Один из партнеров рассказывает о своем затруднении. Второй должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них. Затем партнеры меняются местами.

Следующий этап выполнения этого упражнения заключается в том, что один из партнеров говорит не от своего лица, а от лица своего ребенка (одного из них), рассказывая о проблемной ситуации, которую переживал или мог бы пережить ребенок. Партнер точно так же, как и в первом случае, находит сильные стороны и сообщает о них «ребенку».

Что было сложным при выполнении данного упражнения;

Сому было трудно найти сильные стороны;

Кто не смог удержаться от осуждения.

Упражнение «Неожиданный предмет» - 5 - 7 мин Цель: снятие напряжения, переключение внимания, активизация, групповое сплочение.

Инструкция: участники перекидывают мяч по кругу, сопровождая бросок мяча словами: «мяч» - «яблоко», «горячая картошка», «кирпич» и т. п.). Поймавший должен обходиться с мячом как с обозначенным предметом.

Упражнение «Родительская семья» - около 40 мин

Цель: осознание участниками тренинга тех воздействий, которые оказывает родительская семья на уклад собственной семьи, а также на осознание себя как родителя.

Инструкция: в парах супруги анализируют свои родительские семьи таким образом, чтобы найти негативные и позитивные моменты, связанные с воспитанием детей (около 5 позиций). Следующее задание заключается в том, чтобы определить, что из перечисленного в родительской семье реализуется супружеской парой в своей собственной семье.

Обсуждение.

Упражнение «Эхо» - 30 - 35 мин

Цель: показать участникам возможности техники эмпатиче-ского слушания.

Инструкция: упражнение выполняется в парах. Первый участник пары искренне произносит какую-то эмоционально окрашенную фразу, касающуюся опыта взаимодействия с ребенком. Второй участник последовательно выполняет два задания: сначала повторяет своими словами содержание того, что он услышал (отражение содержания), а затем пытается определить то чувство, которое, по его мнению, испытывает партнер (отражение чувств). Партнер оценивает точность отражения.

Второй этап упражнения протекает по аналогичной схеме, но уже относительно ситуаций взаимодействия с супругом.

Желательно выполнить это упражнение и с другими участниками группы.

Группа обсуждает упражнение по схеме:

Приобрели ли участники взаимодействия новый для себя опыт;

Какие чувства испытали;

Какие были трудности во время выполнения упражнения.

Упражнение «Клубок» - 7 - 10 мин

Цель: упражнение, завершающее занятие. Способствует групповому сплочению, фиксирует основные достижения тренингово-го занятия. Настраивает на позитив.

ЗАНЯТИЕ 3

Упражнение «Лобное место» - около 15 мин

Цель: настрой на работу, снятие напряжения.

Упражнение «Паровозик» - 15 мин

Цель: проследить свои ощущения, проанализировать их в ситуациях, где требуется проявить доверие к другому человеку.

Инструкция: первоначально упражнение выполняется в супружеской паре: один из партнеров закрывает глаза, а другой становится за его спиной, берет за талию и в течение 3 - 4 мин водит по помещению; упражнение выполняется молча. Затем супруги меняются ролями.

Следующий этап выполнения упражнения - групповой. Все участники, закрыв глаза, становятся в колонну друг за другом. Первый участник с открытыми глазами в течение 2 - 3 мин. водит остальных по комнате.

Анализ упражнения: это упражнение является индикатором доверия в супружеской паре и группе. Участники обсуждают свои переживания и мысли, возникшие в ходе выполнения упражнения, проводя качественную оценку своего самочувствия.

Упражнение «Мое родительское «Я» - 20 мин

Цель: осознание состояния «Я»-родитель (Э. Берн).

Инструкция: ведущий должен пояснить, что родительское «Я»-состояние, перенятое в детстве от родителей или тех, кто их замещал. Родитель несет в себе преимущественно приказы, запреты и правила. В жизненных ситуациях родительское «Я»

включается почти автоматически. Существует две стороны родительского «Я»:

Помогающая, ласковая.

Физические признаки контролирующей стороны родительского «Я»: нахмуренный лоб, качание головой, указательный жест, руки на бедрах, щелкание языком. Физические признаки помогающего родителя: ласковый взгляд, поглаживание, поддерживающие жесты.

Родители должны представить свое родительское «Я» в виде круга, поделенного на две части таким образом, чтобы одна из частей отражала контролирующую сторону «Я», а другая - помогающую сторону. Вопрос соотношения частей должен решить сам родитель.

Упражнение «Нарцисс» - около 25 мин

Цель: дать почувствовать участникам группы, что они являются ценностью для себя.

Инструкция: участники вслушиваются и вчувствуются в зачитываемый ведущим медитативный текст: «Я - это Я. Такого как Я никогда не было и не будет. Есть люди, чем-то похожие на меня, но в точности такого, как Я - нет. Мне принадлежит мое тело. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежат мои губы и все слова, которые они произносят: добрые или злые. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они видят. Это все принадлежит мне. Это есть. Это достаточное основание для того, чтобы принимать себя таким, какой я есть, и любить себя.

Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение.

Но я не боюсь заглянуть в себя, смогу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению целей. Я могу видеть, слышать, думать, действовать. Во мне есть все, чтобы жить.

Это замечательно, что именно я являюсь родителем. Я подарил новую жизнь, и Я могу помочь стать моему ребенку замечательным человеком. Я создаю гармонию вокруг себя. Я - это Я. Я - это прекрасно».

Упражнение лучше выполнять с закрытыми глазами, под музыкальное сопровождение.

Упражнение «Мир родителя» - около 50 мин

Цель: выделить проблемы, связанные с родительством, узнать мнение других родителей относительно этих проблем.

Инструкция: в зависимости от количества участников родители объединяются в группы по 4 - 6 человек (нельзя, чтобы в одной микрогруппе присутствовали члены одной тренинговой диады). Каждой группе дается задание выделить проблемные сферы и родительские опасения, а также сформулировать ориентировочные пути их устранения. Полученные результаты в дальнейшем обсуждаются в группе.

Каждая микрогруппа ведет разработку проблемных ситуаций по одному из направлений конструкта:

Родитель и значимое окружение;

Супруги;

Родители и ребенок;

Семья и профессиональная среда;

Родительство и самореализация.

Упражнение «Домашняя утварь» - 60 - 80 мин

Цель: получение обратной связи от участников тренинга, актуализация образа «Я», групповое сплочение.

Инструкция: Сейчас вы из самих себя будете строить идеальное жилище для семьи. Каждый из вас станет какой-то частью этого помещения. Пусть каждый выберет себе роль сам, решив, что же требуется для уюта и комфорта в доме.

Обсуждение: группа анализирует процесс «обустройства» дома, обсуждает соответствие избранной роли и внутренней сущности «Я».

Упражнение «Три плана» - 30 - 35 мин

Цель: научиться акцентировать внимание на своих чувствах, отделять их от внешнего мира и своих мыслей.

Инструкция: упражнение выполняется в супружеских парах. Участники садятся напротив друг друга и закрывают глаза на 1 мин. Задача участников тренинга - как можно полнее почувствовать внешние воздействия: слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные. Затем партнеры рассказывают друг другу о своем опы-

те, начиная со слов: «Во внешнем мире я ощущал...».

Затем партнеры снова закрывают глаза и в течение минуты обращают внимание только на ощущения, которые идут от своего тела, стараясь прочувствовать мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжение и т. д. Через минуту они рассказывают об этом друг другу, начиная словами: «Во внутреннем плане я ощущал...».

После этого они рассказывают о тех мыслях, которые сопровождали ощущения, начиная со слов: «В это время я думал о...».

Обсуждение по схеме:

Что было легче формулировать: чувства или мысли;

Было ли формулирование ощущений во внешнем и внутреннем плане высказыванием чувств или это было высказыванием мыслей.

Упражнение «Клубок» - 7 - 10 мин

Цель: упражнение, завершающее занятие, способствует групповому сплочению; фиксирует основные достижения тренингово-го занятия; настраивает на позитив.

Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о своих чувствах, том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.

ЗАНЯТИЕ 4

Упражнение «Лобное место» - около 15 мин

Цель: настрой на работу, снятие напряжения.

Инструкция: каждый из участников делится впечатлениями прошедшего дня; говорит о том, что изменилось, что произошло со времени последнего занятия.

Упражнение «Глас в пустыне» - 10 мин

Цель: научиться понимать другого и выражать свои чувства с помощью невербального поведения; активизация группы, групповое сплочение.

Инструкция: каждый участник выходит в центр и, обращаясь к любому другому участнику, просит его о чем-либо (чтобы ему уступили место, подержали ребенка, подали какую-нибудь вещь и т. п.).

Упражнение «Подарки» - 25 мин

Цель: дать возможность участникам группы выразить свое отношение друг к другу и увидеть себя глазами других.

Инструкция: каждая пара после 2 - 3 мин обсуждения «дарит» другим парам то, чего им не хватает для полной гармонии в семье. Например: «Света и Андрей, мы хотим вам подарить уверенность в своих силах, оптимизм. Как только вы перестанете сомневаться в себе, вы будете самой гармоничной парой». Свое послание необходимо закончить словами: «Ваша семья будет самой счастливой, так как вы - замечательные родители».

Упражнение «Принятие другого» - 35 мин

Цель: научить участников занимать личностную партнерскую позицию по отношению друг к другу.

Инструкция: сядьте удобнее, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте по очереди всех значимых для Вас людей - родителей, супруга, детей, друзей... всех, кто Вам дорог. Скажите каждому из них: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Со всеми положительными чертами и недостатками».

Выделите среди значимых людей тех, которым Вы не могли сказать этого, или Вам сложно это сделать. Вспомните тех людей, которые недостойны Вашей поддержки, у которых Вы не видите сильных сторон, которых Вы не можете принять целиком и любить безусловно. Постарайтесь понять, что именно мешает Вам, какие требования Вы предъявляете ему, при каких условиях Вы можете сказать ему: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть».

Попробуйте поставить себя на место этого человека. Попробуйте понять его точку зрения: почему он критикует Вас или плохо к Вам относится? Понимает ли он те условия и требования, которые Вы ему предъявляете? Согласен ли он с ними?

Теперь вернитесь на свое место и попробуйте искренне ска-

зать: «Я прощаю тебя за... и снимаю свои требования, которые мешают мне тебя любить. С этого момента я принимаю тебя таким, какой ты есть. Я люблю тебя». Обсуждение по схеме:

Как Вы реагировали на это упражнение;

Всех ли значимых людей Вы принимаете такими, какие они есть;

Что чаще мешает оказать поддержку другому человеку.

Упражнение «Я - родитель» (психологический автопортрет) - 50 мин

Цель: отработка навыка рефлексии, стимулирование саморазвития.

Инструкция: участникам тренинга предлагается написать свой родительский «автопортрет», руководствуясь ответами на вопросы:

За что меня ценят как отца/мать;

Что во мне ценит супруга/супруг;

За что меня могут критиковать дети;

За что меня может критиковать супруга/супруг;

Являюсь ли я завершенной, полностью сформировавшейся личностью;

Если нет, то какие у меня есть резервы внутреннего развития.

Обсуждение.

Упражнение «Путаница» - 5 - 7 мин

Цель: групповое сплочение, активизация работы в группе, снятие напряжения.

Инструкция: группа встает в круг. По сигналу ведущего все закрывают глаза и, вытянув вперед руки, встречаются в центре круга. Правой рукой каждый берет руку любого другого члена группы, левая рука оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся, после этого все открывают глаза. Ведущий помогает участникам таким образом, чтобы за каждую руку держался только один человек. Задача группы распутаться и встать в круг.

Упражнение «Сиамские близнецы» - около 60 мин

(зависит от количества участников)

Цель: дать возможность участникам получить конкретный чувственный опыт различения образа другого человека, построенного на собственной системе домыслов, ожиданий, обобщений, а также реальных впечатлениях от этого человека.

Инструкция: тренинговая пара отвечает друг за друга на вопросы. На вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на эти вопросы отвечал партнер. Партнер слушает и мысленно отмечает, в чем отвечающий прав, а где он ошибся.

Вопросы можно задавать любые, но желательно ориентированные на трудности воспитания детей, родительские опасения, семейные приоритеты и т. д. Вопросы формулируются в виде неоконченных предложений: « Если ребенок упрямится, то Вы...»

Обсуждение по схеме:

Впечатления молчавшего партнера (он сообщает о качественных совпадениях и поразивших его ошибках);

Впечатления отвечавшего партнера (он отмечает, когда было отвечать легко, а когда - трудно, и почему);

Обсуждение впечатлений и ожиданий участников, задававших вопросы.

Упражнение «Клубок» - 7 - 10 мин

Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о своих чувствах, том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.

ЗАНЯТИЕ 5

Упражнение «Лобное место» - около 15 мин

Цель: настрой на работу, снятие напряжения.

Инструкция: каждый из участников делится впечатлениями прошедшего дня; говорит о том, что изменилось, что произошло со времени последнего занятия.

Упражнение «Бегущие по волнам» - 15 мин

Цель: активизация группы, самопрезентация.

Инструкция: участникам предлагается в тренинговых парах выполнить следующие движения: пронести себя «по воде», гордо и независимо, как на съемках в рекламном ролике, пробраться по лужам, зайти в реку.

Обсуждение:

Какая качественная разница в этих трех состояниях;

Партнер мешал выполнению задания или облегчал его.

Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее» - около 60 - 80 мин

Цель: создание предпосылок для ухода от жесткого жизненного сценария.

Инструкция: в кресло, расположенное удобно для всеобщего обзора, приглашается кто-либо из желающих. Остальные некоторое время внимательно смотрят на него. Затем участники по очереди делятся впечатлениями, которые у них вызвал участник, сидящий в центре.

Сначала участники сообщают ему свои домыслы, предположения о том, каким этот человек был в раннем детстве. Какими уменьшительно-ласкательными именами звали его мама, папа и близкие люди, как дразнили его в школе, каким характером он отличался, кем хотел стать, чего от него ждали родители и т. д.

Затем группа сообщает участнику свои предположения о том, каков он вне занятий в данной группе (на работе, в семье).

И, наконец, группа высказывает свои прогнозы по поводу того, каким дедушкой или какой бабушкой будет участник. Какими будут дети через 10-20 лет.

После этого слово предоставляется самому участнику, находящемуся на «горячем стуле».

Упражнение «Тандем» - 10 мин

Цель: научить участников взаимопониманию и внимательности друг к другу.

Инструкция: участники выполняют упражнение в тренинго-вых парах. Задача заключается в том, чтобы научиться одновременно выбрасывать одинаковое количество пальцев, не сговариваясь предварительно. Парой, достигшей наивысшего взаимопонимания, считается та, которая при демонстрации показала наибольшее число совпадений подряд.

Остальные участники выполняют роль экспертов, следящих за тем, чтобы пара не использовала какие-либо скрытые средства общения, помогающие достигать согласия.

Упражнение «Проективный рисунок» - 60 - 80 мин

Цель: позволить участникам взглянуть на свою семью глазами своего супруга, а также глазами стороннего наблюдателя.

Инструкция: каждый участник рисует на листе бумаги свою семью, как он ее видит. Затем вниманию участников тренинга оба супруга одновременно представляют свои рисунки. Участники высказывают свои предположения о том, что хотели выразить в своих рисунках авторы. Затем о своем замысле говорит сам автор рисунка.

Упражнение «Клубок» - 7 - 10 мин

Цель: упражнение, завершающее занятие; способствует групповому сплочению; фиксирует основные достижения тренингово-го занятия; настраивает на позитив.

Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о своих чувствах, том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление.

ЗАНЯТИЕ 6

Упражнение «Лобное место» - около 15 мин

Цель: настрой на работу, снятие напряжения.

Инструкция: каждый из участников делится впечатлениями прошедшего дня; говорит о том, что изменилось, произошло со времени последнего занятия.

Упражнение «Снежный ком» - 5 - 7 мин

Цель: активизация работы группы, снятие напряжения, развитие внимания и творческого воображения.

Инструкция: участники группы образуют круг. Один из участников начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы это действие можно было продолжить. Сосед продолжает это действие. Таким образом, вся группа участвует в совместном действии. Тема может быть любой, например, можно представить, что группа - это большая семья, которой необходимо устранить причину плача ребенка, успокоить его.

Упражнение «Мир глазами ребенка» - 50 мин

Цель: восприятие и познание мира глазами ребенка, актуализация состояния «Я»-ребенок (Э. Берн), развитие эмпатических способностей со своим ребенком.

Инструкция: несколько участников (по желанию) присаживаются на корточки, т. е. имитируют примерный рост ребенка, и с позиции роста ребенка, его взгляда на окружающий мир, рассказывают о своих впечатлениях об окружающем, описывает возникающий образ мира. Ведущий задает ситуации: выходной день в семейном кругу, раннее морозное утро, озеро в деревне на закате дня, рыбалка с дедушкой и т. п.

Важно почувствовать позицию ребенка, суметь отойти от взглядов взрослого-критика, скептика.

Обсуждение упражнения по схеме:

Легко ли было занять позицию ребенка;

Какие чувства, ощущения вызвало упражнение;

Что дало выполнение упражнения;

В чем заключается различие позиций взрослого и ребенка;

В каком случае происходит вмешательство в личность ребен-

Каковы допустимые пределы вмешательства.

Упражнение «Выражение чувств» - около 60 мин

Цель: осознание участниками тренинга своих переживаний, повышение культуры выражения чувств.

Инструкция: участникам предлагается задуматься над ответом на вопрос: «Есть ли абсолютно бесполезные эмоции и чувства?» и «Есть ли однозначно полезные эмоции и чувства?». Далее предлагается разделиться на группы по 3 - 5 человек и исследовать два состояния: любовь и раздражительность. Группа должна определить пользу и возможный вред этих двух чувств. Затем организовывается групповое обсуждение.

Для закрепления навыка использования «Я-высказываний» группе предлагается разрешить несколько семейных конфликтных ситуаций.

Примерные ситуации:

1. Утром у мамы подгорела каша, и все ели подгорелую кашу, кроме ребенка, который отказался и раскапризничался. Папа высказал оценку кулинарным способностям мамы.

2. Позвонили общие друзья семьи, сказали, что зайдут. Жена мужу: «Нам надо купить что-то к чаю. Не сходишь?». Муж: «Не схожу».

3. Сегодня мама не может отвести ребенка в детский сад, о чем она информирует папу. Папа не доволен мамой и ворчит.

Упражнение «Я - родитель» (скульптура) - около 80 - 90 мин

Цель: осознание себя в роли родителя, обсуждение этой роли со своим супругом. Упражнение состоит из двух частей.

Инструкция:

1. Работа происходит в парах. Каждый для себя сначала должен сформулировать 3 качества, чувства, которые он хочет передать своему ребенку. Затем без помощи слов супруги создают скульпту-

ры, по очереди осуществляя свой замысел. При этом автор идеи одновременно является Скульптором и Родителем, а партнер - исполняет роль Ребенка. Без помощи слов Скульптор помогает принять Ребенку такое положение тела, которое требуется по замыслу, и встает рядом, довершая скульптуру. Из созданной скульптуры должно быть понятно, что Родитель хочет передать своему Ребенку. Супруги должны постоять скульптурой 1,5 - 2 мин, чтобы обозначились мышечные зажимы и неудобства позы. Далее супруги в паре меняются ролями: Скульптор становится Ребенком, а супруг, исполнявший роль Ребенка, - Родителем и Скульптором.

Обсуждение: каждый супруг рассказывает свою задумку, что он хотел передать своему ребенку. Сразу же получает обратную связь от партнера - было ли ему удобно стоять в этой позе; понял ли он идею создателя, в чем испытывал дискомфорт. В обсуждении ведущий должен сделать акцент на том, что обратная связь - это и есть голос самого ребенка, то же самое испытывает и реальный ребенок. Услышав обратную связь, можно понять, что не приемлемо для ребенка в манере воспитания конкретного родителя.

2. После первоначального опыта пребывания в роли Родителя и Ребенка, предлагается создать совместно со своим супругом аналогичную скульптуру, реализовав общую идею. Супруги должны согласовать: что же они будут передавать своему ребенку, пригласив для исполнения этой роли кого-либо из присутствующих.

Обсуждение: аналогично предыдущей части.

Упражнение «Клубок» - 7 - 10 мин

Цель: упражнение, завершающее цикл занятий; способствует групповому сплочению; фиксирует основные достижения тренинга.

Инструкция: каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о своих чувствах, том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Ведущий выступает последним, резюмирует, подводит итоги, настраивает на позитивное мышление.

В качестве результатов тренинга можно опираться на уровень осознанности следующих компонентов:

1) ценностных ориентации родителя;

2) родительских установок и ожиданий;

3) родительского отношения;

4) родительских позиций;

5) стиля семейного воспитания;

6) родительской ответственности;

7) родительских чувств.

Уровень осознанности каждого критерия определяется с помо щью опросника «Осознанное родительство» (см. «Диагностика рс дительства»).

Осознанное родительство - это новое определение, появившееся относительно недавно, но ставшее очень популярным и востребованным.
Давайте попробуем разобраться, что же это такое?
Прежде всего, осознанное родительство - это труд. Труд над самим собой. Ежедневный, кропотливый, который начинается гораздо раньше того счастливого для каждого человека события, когда рождается ЕГО ребёнок.
Осознанное родительство подразумевает:

  • Активную жизненную позицию личности родителя, постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, направленность на здоровый образ жизни.
  • Бережное отношение к семье и своей роли в ней.
  • Осознанное зачатие и подготовку к нему, здоровую и счастливую беременность; подготовку к родам, роды в спокойной и защищенной обстановке;
  • Общение внутри семьи, основанное на доверии, искренний интерес родителей и детей друг к другу, традиции, ритуалы, праздники.
  • Осознанный подход к физическому уходу и развитию ребенка - от прививок, кормления, «высаживания» на горшок до физических игр, частого пребывания на свежем воздухе.
  • Ответственный подход к психофизическому развитию ребенка на разных этапах возраста.
  • Активное влияние на пространство, в котором живёт ребенок: предметное окружение, общение, информационная среда.
  • Осознанный подход к воспитанию и обучению: собственный пример, выбор видов обучения и дополнительного образования (кружки, секции).
Рождение ребенка - это всегда новый уровень развития семьи, новые для партнеров социальные роли родителей, новый виток отношений в паре. Для того чтобы стать для ребенка хорошими родителями, воспитать счастливых и здоровых детей, необходимо проявлять решительность и прикладывать немало усилий, постоянно работать над собой. Ключевым элементом успеха в любой отрасли является упорный труд. Современному родителю сегодня действительно нужно быть немного грамотнее, немного вдумчивее, немного образованнее… Слишком много перед ним стоит задач, слишком много требований предъявляет к нему современный мир.

Готовы ли вы сделать все, что нужно, чтобы воспитать хороших детей?
В основе воспитания лежит простая истина: для того, чтобы воспитать хороших детей, не стоит лицемерить с ними. Вы должны стать образцом для подражания собственному ребенку. Чтобы передать детям высокие нравственные принципы, вы сами должны их придерживаться. Они должны видеть, как мудро вы проводите свое время и воплощаете в жизнь собственные позитивные намерения. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был вежливым, ведите себя так же, и вы увидите, что ребенок подражает вашему примеру.

Родителям необходимо проводить много времени со своими детьми. Если вы, став родителями не будете иметь времени на общение и взаимодействие с собственными детьми - это может иметь печальные последствия.
Для детей дорога каждая минута, проведенная с мамой и папой. Это единственное, что способно их сделать по - настоящему счастливыми. Сумасшедший ритм жизни с его встречами, дедлайнами, авралами подчас не оставляет современным родителям время на своих детей. Понять взрослых можно - они делают все возможное, чтобы их ребенок ни в чем не нуждался, и они могли бы исполнять все его желания. Но при этом они совершенно забывают, что для малыша проведенное вместе время намного важнее, чем содержимое кошелька.
Западные исследователи выявили четкую зависимость между временем, которое родители проводят со своим ребенком и качеством его жизни. Так, по данным британских экспертов, те дети, которые часто общаются не только с мамой, но и с папой, чувствуют себя более счастливыми. Также результаты исследований показали, что 5 и более ужинов с семьей в неделю, повышают успехи ребенка в учебе, улучшают его психологический комфорт, а также снижают предрасположенность к употреблению спиртных напитков, наркотиков и риск самоубийства. Поэтому, если день родителей расписан по минутам, им все равно нужно найти время для своего малыша. Для детей нет ничего важнее родительской любви и заботы.

Родителям необходимо постоянно демонстрировать детям свою любовь к ним. Рассказывать им о том, как вы их любите, и какую роль они играют в вашей жизни. Это и есть наиболее важная составляющая хорошего воспитания. На пути взросления, ребенку нужно много внимания со стороны родителей, и это внимание должно осуществляться заблаговременно. Оно может быть направлено как на какой-то один аспект его жизни, так и на несколько аспектов сразу. Именно родительское внимание поможет ребенку в дальнейшем принимать решения. Чрезмерные опека или отчужденность могут иметь негативные последствия для развития ребенка. Во всех ситуациях необходимо находить баланс.

Родителям всегда следует внимательно слушать то, что пытаются сказать им их дети. Надо говорить детям о том, что они имеют очень большое значение в вашей жизни и вам очень интересно то, что они хотят сказать. Также, необходимо создать для своих детей ощущение того, что они находятся под защитой. Успокаивайте их, когда им страшно, не забывайте хвалить даже за небольшие достижения. Когда ваш ребенок узнает что-то новое или достигнет определенной цели, скажите ему, что вы им очень гордитесь. Если ваш ребенок допустит ошибку, не стоит акцентировать внимание на личности ребенка (что это Он так поступил), следует объяснить ему, почему этот поступок был неправильным и как следует вести себя хорошо.

Относитесь к своему ребенку справедливо и четко объясняйте ему свои принципы. Если у вас несколько детей, относитесь к ним одинаково, не выделяйте какого-то ребенка среди всех остальных.

Ежедневно в нашей жизни появляется что-то новое. Всегда идите в ногу со временем. Ваши дети тоже будут следовать этому совету. Необходимо учитывать те сферы семейной жизни, в которых могут возникнуть проблемы, и быть к ним подготовленными. Вы также можете наблюдать за тем, что хорошо для вашей семьи, а потом делать на этом акцент. Вам необходимо постоянно пересматривать свой опыт и знания, причем делать это не только до и после рождения ребенка, но и на каждой стадии его взросления, вплоть до того момента, когда он станет самостоятельным. Придет день, когда вам самим придется давать советы своим детям по поводу воспитания их собственных детей.

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

Осознание роли родителя подразумевает понимание своей ответственности и влияния, которое он оказывает на ребенка в процессе взаимодействия с ним.

Осознающим свое родительство маме и папе важно, что у ребенка на душе, что он чувствует и переживает.

Родители готовы работать со своими реакциями, чтобы укрепить самооценку ребенка. -
- Осознанность дает родителям возможность развиваться.

Мы не можем требовать от себя совершенства во всем, но мы способны принять решение идти по пути осознанного развития вместе с ребенком.