М монтень опыты 1580 г. Мишель Монтень биография кратко

Мишель де Монтень (полное имя - Мишель Экем де Монтень) - французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты». Появился на свет 28 февраля 1533 г. на юго-западе Франции, в г. Сен-Мишель-де-Монтень неподалеку от Бордо, в фамильном замке. Он был продолжателем рода зажиточных гасконских купцов, дворянский титул у которых появился лишь в конце XV в. Для воспитания Мишеля отец использовал собственного педагогическую либеральную методику; общение мальчика с учителем происходило только на латыни. В 6-летнем возрасте Мишеля отдали учиться в школу, а в 21 год у него была уже судейская должность после изучения права и философии в Тулузском университете.

В молодости Мишель Монтень живо интересовался политической деятельностью, связывал с ней амбициозные надежды. Отец приобрел для него должность советника Бордоского парламента, в 80-ые гг. его дважды избирали мэром Бордо. Монтеню довелось жить в эпоху религиозных войн, и его позиция в это время тяготела к компромиссной, хотя он выступал на стороне католиков; в его ближайшем окружении было большое количество гугенотов. Впоследствии он придерживался мнения, что отдельные части католической доктрины не могут быть отброшены ввиду цельности церковного учения. Монтень пользовался репутацией образованного, ученого человека, многие государственные деятели, мыслители того времени были его добрыми знакомыми. Прекрасное знание древних авторов сочеталось в его интеллектуальном багаже с осведомленностью в области новых книг , идей, тенденций.

В 1565 г. Мишель Монтень стал семейным человеком; большое приданое супруги укрепило его материальное положение. Когда в 1568 г. умер отец, Мишель стал наследником родового имения. Он продал судейскую должность, вышел в отставку и с 1571 г. поселился там. 38-летний Монтень в 1572 г. приступает к работе над главным трудом в его творческой биографии – философско-литературными «Опытами», в которых он излагал мысли по поводу исторических событий дней минувших и сегодняшних, делился наблюдениями за самыми разными людьми. На протяжении многих столетий эта книга будет одной из любимых читательской публикой, оценившей ее гуманистическую направленность, искренность, тонкий французский юмор и другие достоинства.

До этого у Мишеля уже был небольшая литературная практика, начавшаяся с выполненного по просьбе отца перевода латинского трактата. С 1572 г. он начинает писать эссе; первые из них представляют собой отклики о прочитанных книгах. Наибольший интерес Монтень проявлял к управлению государством, человеческому поведению, войнам, путешествиям. В 1580 г. в Бордо выходят первые две книги «Опытов», в которых общественным, литературным вопросам уделялось намного больше внимания, чем частным.

После этого события в литературной карьере Монтеня снова активизируется и его общественная деятельность: его второй раз избирают мэром Бордо. В этот период в их местность приезжал Генрих Наваррский. Наследник престола проявил благосклонность к Монтеню, но тот более не был озабочен реализацией политических амбиций, все помыслы были посвящены «Опытам», он старался проводить как можно больше времени в уединении. Написанные позднее дополнения к первым книгам и третья книга «Опытов» во многом носили автобиографический характер.

1588-ой подарил Монтеню встречу с молоденькой девушкой, Мари де Гурне, которая была страстной поклонницей его идей, скрасила его одиночество и стала для него кем-то вроде приемной дочери. После смерти кумира она опубликовала посмертное издание «Опытов», над которыми тот продолжал трудиться до последнего вздоха.

Мишель Монтень не мог похвастаться железным здоровьем; стариком он ощущал себя, еще не дожив до 60-летнего юбилея. Он старался противостоять многочисленным болячкам, ведя активный образ жизни, однако значительно улучшить состояние ему не удавалось. В 1590 г. Мишель Монтень ответил отказом на приглашение приехать от Генриха IV, а в 1592 г., 13 сентября, находясь в собственном замке, скончался.

Мишель Монтень биография кратко и интересные факты из жизни французского писателя и философа изложены в этой статье.

Мишель Монтень биография кратко

Будущий гуманист Мишель Монтень появился на свет в 1533 году около Бодо в замке Монтень в семье дворян. Его родители вели род от гасконских буржуа. Ему дали прекрасное образование. В возрасте 21 года он окончил Тулузский университет и стал работать судьей. В период 1580 – 1588 годов пишет фундаментальный труд в трех книгах — «Опыты». Последняя из них носила автобиографический характер. Его сочинения написаны в литературно-философском жанре, в них автор размышляет над разными историческими фактами настоящего и прошлого, наблюдениями над нравами и бытом людей всех состояний и возрастов.

Мишель Монтень в молодости интересовался политикой и хотел связать с ней свою жизнь. Поэтому его отец купил для него должность советника в Бордоском парламенте, и его дважды выбирали мэром города.

В 1565 году он женился, и солидное приданое жены укрепило материальное положение Монтеня. Через 3 года умер его отец, и Мишель унаследовал семейный замок. В 1571 году мыслитель продает свою судейскую должность, уйдя в отставку. Но он не намеревался отдыхать и просто наслаждаться жизнью, философ пишет эссе, уделяя внимание вопросам управления государства, поведению человека, путешествиям и войнам.

В 1588 году Монтень повстречал молоденькую девушку по имени Мари де Гурне, его страстную поклонницу. Она скрасила его жизнь, став приемной дочерью. В последние годы здоровье Мишеля Монтеня все больше беспокоило. Философ ощущал себя стариком, несмотря на то, что вел активный образ жизни. 13 сентября 1592 года он умер в своем фамильном имении. После его смерти приемная дочь Мари де Гурне опубликовала его издание «Опыты» посмертно.

Мишель Монтень интересные факты

Мишель воспитывался без запретов. Домашние воспитателем Мишеля был медик из Германии по имени Горстанус, который учил его гуманитарным дисциплинам и разговаривал с ним исключительно на латыни, которая в то время была обязательным вторым языком всех образованных европейских элит. Правило разговаривать с Мишелем латыни было незыблемым и обязательным как для родителей, так и для прислуги.

Монтень имел репутацию ученого, образованного человека и большое количество государственных деятелей, мыслителей того времени водили с ним дружбу.

Его лучшим другом был Этьен де ла Боэси, философ и автор «Рассуждений о добровольном рабстве».

Любил путешествовать . Посетил Швейцарию, Германию, Австрию и Италию. Все свои впечатления отразил в своем дневнике, который был опубликован в 1774 году.

Король Генрих Наваррский, был благосклонен к Мишелю Монтеню.

Он принадлежал к последнему поколению гуманистов.

Мыслитель оказал огромное влияние на формирование мировоззрения Мериме и Ренана, Гете и Ницше, Байрона и Эмерсона.

Он первым использовал слово «эссе» для описания своих сочинений. Сегодня можно сказать, что Монтень был первым блоггером. Его блестяще написанные эссе восхищаются за их легкое сочетание серьезных интеллектуальных мыслей и юмористических анекдотов.

Против своей воли и под давлением своей семьи Монтень женился на Франсуазе де ла Кассан. У них было шесть детей, но выжила только одна девочка.

МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ ДЕ - французский пи-са-тель и фи-ло-соф.

Из се-мьи за-жи-точ-но-го бур-жуа, удо-стоен-но-го ари-сто-кра-тического ти-ту-ла. По-лу-чил до-маш-нее гу-ма-ни-стическое вос-пи-та-ние; окон-чил Гюй-ен-ский кол-леж (Бор-до), изу-чал пра-во (воз-мож-но, в Ту-луз-ском или Па-риж-ском университете) в 1546-1553 годы. С 1554 года со-вет-ник счёт-ной па-ла-ты в Пе-ри-гё , в 1557-1570 годы со-вет-ник пар-ла-мен-та Бор-до.

С 1559 года под-дер-жи-вал близ-кие от-но-ше-ния с фи-ло-со-фом Э. де Ла Бо-эси, по-сле кон-чи-ны ко-то-ро-го (1563 год) из-дал ряд его со-чи-не-ний. В 1569 году опуб-ли-ко-вал свой воль-ный пе-ре-вод «Ес-те-ст-вен-но-го бо-го-сло-вия» ка-та-лон-ско-го фи-ло-со-фа XV века Рай-мун-да Са-бунд-ско-го. Ко-ро-лев-ский ка-мер-гер при дво-ре Кар-ла IX (1573 год) и Ген-ри-ха III (1577 год). В ию-не 1580 - но-ябре 1581 годов со-вер-шил пу-те-ше-ст-вие в Ита-лию (по до-ро-ге по-бы-вал в Швей-ца-рии, Гер-ма-нии, Ав-ст-рии); на ос-но-ве до-рож-ных впе-чат-ле-ний соз-дал не пред-на-зна-чав-ший-ся для пе-ча-ти «Пу-те-вой днев-ник» («Journal de voyage», опубликовал в 1774 году). В 1581-1586 годы мэр Бор-до. Во вре-мя Ре-ли-ги-оз-ных (гу-ге-нот-ских) войн за-ни-мал уме-рен-ную по-зи-цию, стре-мил-ся к при-ми-ре-нию вра-ж-дую-щих сто-рон; 10 июля 1588 года аре-сто-ван ли-ги-ста-ми, про-вёл один день в Бас-ти-лии ; от-пу-щен бла-го-да-ря вме-ша-тель-ст-ву Ека-те-ри-ны Ме-ди-чи. В 1590 году от-кло-нил пред-ло-же-ние Ген-ри-ха IV (с ко-то-рым ра-нее вёл пе-ре-пис-ку) стать его со-вет-ни-ком. С 1590 года до кон-чи-ны жил в ро-до-вом зам-ке; скон-чал-ся во вре-мя мес-сы. 11 марта 1886 года ос-тан-ки М. де Монтень пе-ре-за-хо-ро-не-ны в зда-нии Университета Бор-до.

Сла-ва М. де Монтень свя-за-на с его книгой «Опы-ты» («Essais»; ра-бо-та над кни-гой на-ча-лась около 1571 года; 1-е издание в 2 тт. вы-шло в 1580 году, 2-е издание - в 1582 году, 4-е издание в 3 тт. - в 1588 годы). Де-фи-ни-тив-но-го тек-ста не су-ще-ст-ву-ет; име-ют-ся две тра-ди-ции пуб-ли-ка-ции «Опы-тов» - так называемый бор-до-ский эк-зем-п-ляр (из-дание 1588 года с мно-го-численными ру-ко-пис-ны-ми до-пол-не-ния-ми и кор-рек-ти-ва-ми ав-то-ра; впер-вые опубликованно в 1912 году; по-ло-же-но в ос-но-ву рус.пер., кн. 1-3, 1954-1960 годы) и из-да-ние, по-сле смер-ти М. де Мотень под-го-тов-лен-ное Ма-ри де Гур-не (1595 год).

На-зва-ние кни-ги ос-но-ва-но на рас-про-стра-нён-ном в XVI веке вы-ра-же-нии «coup d’essai» (по от-но-ше-нию к 1-й пуб-ли-ка-ции ав-то-ра) и вби-ра-ет в се-бя раз-но-об-раз-ные от-тен-ки смыс-ла («про-ба», «по-пыт-ка», «де-гу-ста-ция» пи-щи для ума и пр.). В жан-ро-вом от-но-ше-нии «Опы-ты» но-сят но-ва-тор-ский ха-рак-тер (жанр эс-се, на-зван-ный так имен-но в свя-зи с этой кни-гой М. де Мотень, не ис-чер-пы-ва-ет её спе-ци-фи-ки) и лишь в не-ко-то-рой сте-пе-ни со-при-ка-са-ют-ся, с од-ной сто-ро-ны, с ис-по-ве-даль-ны-ми со-чи-не-ния-ми Ав-гу-сти-на, Абе-ля-ра, Ж Ж. Рус-со; с дру-гой - с ком-пи-ля-тив-ны-ми сбор-ни-ка-ми сен-тен-ций ан-тич-ных (Авл Гел-лий, Дио-ген Ла-эр-тий, Сто-бей) и ре-нес-санс-ных (Эразм Рот-тер-дам-ский , Ан-то-нио де Ге-ва-ра) ав-то-ров.

Кни-га М. де Монтень соз-да-на на ос-но-ве со-став-ляв-ших-ся им с 1564 года мно-го-численных мар-ги-на-лий к со-чи-не-ни-ям Плу-тар-ха, Се-не-ки, Лук-ре-ция и других мыс-ли-те-лей и пред-став-ля-ет со-бой чрез-вы-чай-но при-хот-ли-вый по те-че-нию ав-тор-ской мыс-ли, пе-ре-ме-жаю-щий вы-бо-роч-ные ав-то-био-гра-фические све-де-ния с учё-ны-ми вы-клад-ка-ми текст (его внутренние про-ти-во-ре-чи-вость и дез-ор-га-ни-зо-ван-ность, лишь от-час-ти свя-зан-ные с от-хо-дом от пер-во-на-чаль-но за-ду-ман-ной струк-ту-ры, по-зво-ля-ют свя-зы-вать «Опы-ты» с мань-е-риз-мом). Фи-ло-со-фия М. де Монтень эво-лю-цио-ни-ру-ет от стои-циз-ма в сто-ро-ну скеп-ти-циз-ма, про-яв-ляю-ще-го-ся в стрем-ле-нии М. де Монтень под-вер-гать со-мне-нию лю-бые дог-мы, а так-же эпи-ку-рей-ско-го при-ятия зем-ных ра-до-стей, идеа-ла «ес-те-ст-вен-но-го че-ло-ве-ка», жи-ву-ще-го в со-гла-сии с при-ро-дой. Весь-ма не-од-но-знач-на по-зи-ция М. де Монтень (в бы-ту - бла-го-чес-ти-во-го ка-то-ли-ка) по от-но-ше-нию к ре-ли-гии; он об-ви-ня-ет со-вре-мен-ных ему хри-сти-ан в ре-лигиозной не-чес-тии, про-ти-во-пос-тав-ля-ет ре-ли-гию и Цер-ковь (по-след-няя в 1676 году вне-сла «Опы-ты» в «Ин-декс за-пре-щён-ных книг»).

Об-ра-ща-ясь к рас-смот-ре-нию эк-зи-стен-ци-аль-ных про-блем (жизнь и смерть, вос-пи-та-ние, друж-ба, ста-рость), М. де Монтень де-ла-ет внутреним сю-же-том «Опы-тов» ана-лиз сво-его собственного «я» (осо-бен-но в 3-м то-ме). На-сле-дуя тра-ди-ции ре-нес-санс-но-го гу-ма-низ-ма, М. де Монтень в то же вре-мя ве-дёт кри-ти-ку ан-тро-по-цен-триз-ма, ко-то-рая дос-ти-га-ет наи-выс-шей точ-ки в наи-бо-лее про-стран-ной и фи-ло-соф-ски уг-луб-лён-ной гла-ве «Опы-тов» - на-пи-сан-ной, ви-ди-мо, по за-ка-зу Мар-га-ри-ты Ва-луа «Апо-ло-гии Рай-мун-да Са-бунд-ско-го» (со-чи-не-на ме-ж-ду 1575-1580 годы); в ней, на-чав с за-щи-ты по-пыт-ки до-ка-зать по-ло-же-ния хри-сти-ан-ской ре-ли-гии «с по-мо-щью до-во-дов че-ло-ве-че-ско-го ра-зу-ма», М. де Мотень по-сте-пен-но пе-ре-хо-дит к изо-бли-че-нию ог-ра-ни-чен-но-сти ра-зу-ма и при-тя-за-ний че-ло-ве-ка - «ни-чтож-но-го и жал-ко-го соз-да-ния, ко-то-рое не в си-лах да-же управ-лять со-бой», - на вла-ды-че-ст-во Все-лен-ной.

Стиль М.де Монтень от-ме-чен про-сто-той, жи-во-стью и яс-но-стью сло-га, со-че-та-ни-ем ли-риз-ма и иро-нии.

М. де Монтень ока-зал боль-шое влия-ние на дра-матур-гию У. Шек-спи-ра и на Ф. Бэ-ко-на, в под-ра-жа-ние ему вы-пус-тив-ше-го кн. «Опы-ты» (1597 год); пред-вос-хи-тил не-ко-то-рые идеи кри-ти-ко-вав-ше-го его Р. Де-кар-та, Ш.Л. Мон-тес-кьё и ста-ра-тель-но не упо-ми-нав-ше-го его имя Рус-со; за-слу-жил вы-со-кую оцен-ку Б. Пас-ка-ля, Ж. де Лаб-рюй-е-ра, Ж. де Ла-фон-те-на, П. Бей-ля, Воль-те-ра.

В Рос-сии твор-че-ст-вом М. де Монтенье ин-те-ре-со-ва-лись А.С. Пуш-кин, А.И. Гер-цен, Л.Н. Тол-стой, М. Горь-кий.

Пер-вый (час-тич-ный) русский пе-ре-вод «Опы-тов» был вы-пол-нен С.С. Волч-ко-вым в 1762 году.

Сочинения :

Œ uvres compl ̀etes. P., 1924-1941. Vol. 1-12;

Опы-ты. 2-е изд. М., 1979. Т. 1-3;

Journal de voyage. P., 1992;

Les Essais. P., 2007.

Дополнительная литература:

Horkheimer M. Montaigne und die Funk-tion der Skepsis // Horkheimer M. Anf ̈ange der bürgerlichen Geschichtsphilosophie. Fr./M.; Hamb., 1971;

Nakam G. Montaigne et son temps. P., 1982;

Starobinski J. Montaigne en movement. P., 1982;

Tournon A. Montaigne: la glose et l’essai. Lyon, 1983;

Ко-ма-ро-ва В.П. Шек-спир и Мон-тень. Л., 1983;

Frame D.M. Montaigne. N. Y., 1984;

Rigolot F. Les Méta-mor-phoses de Montaigne. P., 1988;

Mathieu- Cas-tellani G. Montaigne: l’écriture de l’essai. P., 1988;

Bonnet P. Bibliographie méthodique et analytique des ouvrages et documents relatifs а̀ Montaigne (jusqu’en 1975). Gen., 1983.

Мишель Монтень не был профессиональным ученым, философом или богословом, но в процессе своей деятельности (был мэром города Бордо), он обратился к проблеме человека, поставив в центр внимания анализ его личности.

«Опыты». Главное произведение, книгу своей жизни – «Опыты» – Монтень начал писать в начале 70-х годов, удалившись от дел и уединившись в башне родового замка. После первого издания книги в 1580г. он продолжал работать над ней всю жизнь.

В своей книге философ продолжает традиции гуманизма, когда главной проблемой является человек, поднятый на пьедестал наукой и культурой эпохи Возрождения. Но здесь он рассматривается не как центральное звено космической иерархии, а как живое природное существо со своими достоинствами и недостатками. Монтень особенно исследует внутренний мир человека вплоть до анализа собственной личности – в этом и заключается смысл его философской системы. Он рассуждает о человеческой жизни и ее смысле, о смерти и ее неизбежности, о трусости и мужестве, о труде и праздности, о правдивости и лжи, о счастье и несчастье, о богатстве и умеренности, о совести и бесчестии. Кроме того, по жанру книга Монтеня противостоит официальной учености того времени: написана не на латыни, а на французском языке, а значит предназначена широкому кругу читателей.

Критика прежней философии и теологии. В своем философском произведении Монтень выступает против «общепринятой» схоластической философии, которая доходит до уровня пустых словопрений, и потому является, по его мнению, бессмысленной и бессодержательной. Причина такой ситуации – власть привычки, традиции, авторитета, и это приводит к тому, что «люди идут одной дорогой…, изучение наук ведется по распоряжению властей, все школы на одно лицо и придерживаются одинакового способа воспитания и образования». Подлинные же истоки разумного философствования можно найти, считал он, лишь в свободе мнений, господствовавших в античности, когда человек сам мог выбирать между различными подходами и школами.

Главный порок схоластики – власть философского авторитета, поэтому Монтень отвергает даже культ Платона и Аристотеля (но не сами их учения), выступая за исторически конкретный подход к оценке мыслителей. Сейчас же, – пишет он, – «Платону приписывают и у него находят все новейшие взгляды, какие только существуют на свете, его противопоставляют ему самому». Подлинная философия, – утверждает автор «Опытов», – в отличие от схоластической, требует свободного и непредвзятого отношения к учениям прошлого.

В учении о человеке Монтень критикует теологический подход, согласно которому человек – венец творения. С точки зрения схоластики, он – бессилен и ничтожен, и будучи греховен, нуждается в божественном искуплении для достижения вечного спасения. Также автор «Опытов» подвергает критике позицию, когда человек является центром мироздания, главным звеном космической иерархии.

Этой критикой Монтень не принижает человеческого достоинства. Он отказывается видеть в человеке объект божественного промысла и призывает понять, что человек – часть природы, ее порождение. И потому истинное достоинство человека – не в возвышении его от природного до божественного состояния, а в осознании себя частицей величественной, вечной и постоянно изменчивой природы. Человек подчинен «общим законам» природы, и свобода его может осуществиться лишь в том, чтобы признавая законы природы, действовать согласно понятой естественной и неизбежной необходимости, а не «случайной и безрассудной свободе».

Такой подход ведет к пересмотру всей картины мира, к новому пониманию бога: по мнению Монтеня нельзя не только обожествлять человека, но и очеловечивать бога, то есть приписывать ему человеческие черты. Не выступая явно против религии, так как, по его мнению, это данность, с которой нужно считаться, философ направляет свою критику на ортодоксальное католическое богословие. По его мнению, бог не имеет никакого отношения к делам и поступкам людей, а божественный промысел существует лишь в виде самого общего природного закона. Поэтому Монтень слова «бесконечное могущество бога» часто заменяет словами «бесконечное могущество природы», как бы уточняя формулировку своей позиции.

Считая, что религия является обычаем страны, общественной традицией, Монтень особенно подчеркивает нравственный смысл христианских идей и пишет, что действительным признаком истинной веры может быть христианская добродетель, нравственное учение христианства.

Проблемы познания в философии Монтеня

В теории познания Монтень отводит центральное место принципу скептицизма и сомнения, возрождая философскую традицию рассмотрения сомнения как одной из предпосылок достижения истинного знания. Подвергнув критике схоластику и теологию за забвение этого принципа, Монтень считает, что «новая философия» должна быть основана на скептицизме – то есть на стремлении все проверить, все подвергнуть самостоятельной оценке разума, не доверяясь никаким догмам и общепринятым положениям. И чем более традиционны эти положения, тем больше они нуждаются в проверке, так как раньше в них никто не сомневался.

Обоснованию скептицизма у Монтеня посвящена специальная XII глава 2-ой книги «Опытов», которая называется «Апология Раймонда Себона». Этот испанский теолог XV века пытался обосновать истины католической веры естественным, рациональным путем, а не доводами Священного писания. Монтень приходит к выводу, что своей цели он не мог достигнуть, так как разум не может дать нам убедительные и неоспоримые доказательства истин веры, но иного пути познания, кроме деятельности разума, у нас нет. Философ утверждает, что не существует также сверхразумных или внеразумных (интуиция, сон, религиозный, мистический экстаз) доказательств божественных истин, так как и они в конечном счете связаны с человеческим разумом. А иного орудия познания у человека нет.

Монтень задается вопросом, как же разум, признанный непригодным в качестве орудия познания бога, окажется состоятельным в процессе познания мира? Пытаясь ответить на него, автор «Опытов» предлагает использовать скептицизм для проверки всех человеческих знаний, и утверждает, что разум должен подвергнуть анализу сам себя. В этом суть знаменитого сомнения Монтеня, направленного на достижение достоверности наших знаний о мире.

Сомнению подвергается прежде всего знание существующее, наличное, именно оно подлежит контролю разума. Это связано с тем, что общепринятое знание никогда не проверяют, «никогда не добираются до основания, где коренится ошибка или слабое место», а «уверенность в несомненности есть вернейший показатель неразумия и крайней недостоверности».

Сомнение в изначальной достоверности знания есть изначальное «незнание», которое устанавливает ограниченность знаний о мире до тех пор, пока они не прошли строгой критической проверки разума. Это говорит о том, что в наших повседневных знаниях существует много предрассудков и непроверенных положений, к которым и необходимо относиться с сомнением. Незнание есть, таким образом, не отказ от разумного познания, а его предпосылка: только признав свое незнание, мы можем что-то познать, отбросив предвзятые и принятые на веру представления.

В то же время незнание у Монтеня есть также итог познания мира, который нельзя воспринимать как данность и как совершенный конечный результат. Он пишет: «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом незнание». Констатируя ограниченность, несовершенство нашего знания на каждом конкретном этапе познания, Монтень приходит к выводу, что познание – это процесс, а процесс познания бесконечен.

Взгляды Монтеня на процесс познания

Обращаясь к процессу познания, Монтень говорит, что всякое знание начинается с ощущений, с показаний органов чувств, но это лишь предпосылка знания. При этом мы не всегда можем установить точность этих показаний: они могут противоречить друг другу, зависеть от физического состояния, сна или бодрствования, здоровья или болезни; кроме того, постоянно изменчив и объект познания. Философ отмечает: «Поэтому нельзя установить ничего достоверного ни в одном предмете на основании другого, поскольку и оценивающий, и то, что оценивается, находятся в непрерывном изменении и движении».

Монтень задается вопросом «Что я знаю?» и приходит к выводу, что не может быть совершенного, абсолютного, полного знания, оно в каждый данный момент относительно. Но это вовсе не должно вести к религиозному смирению или отказу от познания мира. Тем самым философ подчеркивает существование трудностей в процессе познания и необходимость приложения усилий в достижении знания.

Говоря об относительности знания, в качестве примеров Монтень приводит представления о геоцентрической системе мира, которые перевернуты открытием Коперника, и эволюцию представлений о Земле в связи с великими географическими открытиями. Исходя из этого, Монтень убежден, «что то, чего не удалось достичь одному, удастся другому, что то, что осталось неизвестным одному веку, разъяснится в следующем».

Таким образом, по мнению Монтеня, познание представляет собой не готовый результат, а непрерывный процесс, и истина всегда носит относительный характер.

Этика Монтеня

Рассматривая этику как учение о разумной, добродетельной жизни, Монтень предлагает новый гуманистический нравственный идеал, противопоставляя его религиозному, схоластическому, основанному на обычаях и традициях. Целью всякой истинной философии является, по его мнению, добродетель, и она должна быть «прекрасной, торжествующей, любвеобильной, кроткой, но вместе с тем и мужественной, питающей непримиримую ненависть к злобе, неудовольствию, страху и гнету».

В своем учении о нравственности Монтень исходит из единства души и тела, физической и духовной природы человека, что означает счастье человека как целого. Считая, «что бессмертие души обещают нам только бог и религия, ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом», философ убежден, что человек не должен уповать на загробную жизнь, а проявлять свою нравственность, разумное поведение в отведенное человеку короткое время в земной жизни. Человек должен принимать жизнь во всей ее сложности, достойно переносить страдания духа и тела, мужественно исполнять свое земное предназначение, и образцом такого нравственного поведения для него служит жизнь крестьян. Эта позиция Монтеня особенно восхищала Льва Толстого, и «Опыты» были одной из его любимых книг.

Таким образом, главное в этике Монтеня – признание самодостаточности человеческой жизни, прожитой достойно, соединяющей в себе интересы самой личности и других людей, а ее цель и смысл – в самой жизни.

Значение философии Монтеня:

Продолжая традицию античности, рассматривает ряд теоретико-познавательных проблем и подчеркивает важность принципа гносеологического скептицизма и сомнения;

Подчеркивает значимость проблем нравственности, утверждая, что человек должен стремиться к счастью и прожить достойно земную жизнь;

Акцентирует внимание на анализе внутреннего мира личности, подчеркивая его природное, а не божественное происхождение;

Утверждает, что процесс познания должен служить как достижению достоверного знания, так и формированию нравственности человека.

Монтень, Мишель де (Montaigne, Michel de) французский философ, автор «Опытов», заложивших основы новой литературной формы. Не стремясь к созданию собственной философской системы, выступил основоположником жанра философско-морализаторского эссе в европейской культуре. Предметом большинства эссе являлось поведение человека в экстремальных ситуациях, раскрывающее как самые причудливые движения его души, так и самые разнообразные патологии его характера. Согласно Монтеню, природа человека двойственна: зачастую необузданные духовные устремления нейтрализуются физическими возможностями его тела. Осмысление и принятие этого как неизбежной данности позволяет людям ориентироваться на идеал подлинно счастливой жизни - жизни в умеренности. Органы чувств человека несовершенны, способности нашего познания ограниченны; лишь один Бог, согласно Монтеню, всеведущ. Неспособность людей четко определиться в выборе между «Я знаю» и «Я не знаю» - естественно трансформируется в единственно правильно поставленный вопрос: «А что именно я знаю?», предполагающий воздержание от суждений, подлежащих дальнейшему рассмотрению. Убежденность Монтеня в идеях свободы и сословного равенства людей явила сой бой перспективную компоненту эволюции идеала: человеческого достоинства в рамках европейского менталитета. Основные сочинения: «Опыты» (в трех книгах; 1580, 1588); «Путевой журнал» (1580-1581) и др.

Самые ранние из эссе Монтеня относятся к 1572 - году Варфоломеевской ночи и начала гражданской войны. Поначалу это были заметки о прочитанном. Любимые книги Монтеня в ту пору - послания Сенеки, Плутарх во французском переводе Ж. Амио, латинские поэты и несколько современных ему исторических и мемуарных сочинений. Более всего Монтеня занимали такие вещи, как управление государством, война и особенности человеческого поведения. Рассказы путешественников также вызывали его интерес.

«Опыты» М. Монтеня

Результатом его деятельности и явились две первые книги «Опытов», выпущенные в 1580 году. Избранный мэром, Монтень вынужден был прервать работу над своим сочинением, но в 1586 году он к ней вернулся. Два года спустя в свет вышло издание «Опытов», состоявшее уже из трёх книг. Ещё через четыре года Монтеня не стало.

В первой книге «Опытов», по названию глав, можно убедиться в непритязательности первоначального замысла автора.

Взявшись за перо в возрасте 39 лет, Монтень собирался лишь выписать из наиболее авторитетных морально-философских сочинений древних (Плутарх, Сенека) поучительные примеры, исторические анекдоты и афоризмы и, снабдив эти образцы античной мудрости кратким комментарием, решил преподнести их своим современникам в качестве «учебника» жизни (будь то жизни обыденной, политической или военной) - учебника, которым мог бы пользоваться «образцовый дворянин». Такие поучительные сборники были весьма распространены как в античности, так и в эпоху самого Монтеня. Отнюдь не претендуя на оригинальность, он, уже в процессе написания первой книги заметил, что приводимые им «примеры» и «афоризмы», а главное, извлекаемые из них «уроки» никак не желают складываться в универсальные «правила», годные на все времена и на все случаи жизни, а напротив, не согласуются между собой. Не без изумления обнаружив, что «правила» на глазах превращаются в «исключения», Монтень осознал, что избранный им материал нуждается не в беглых пояснениях, а в пространной рефлексии, основанной не только на прочитанном, но и на лично пережитом, увиденном, услышанном, случившимся именно с ним. И действительно, наблюдая за переходом мысли Монтеня из первой во вторую книгу (которая была закончена в 1579 г.), можно заметить усиление рефлективного начала.

Публикация первых двух книг, выдержавших три издания подряд (1580, 1582, 1587), была встречена публикой весьма благосклонно. Вскоре появилась третья книга, выпущенная вместе с двумя предыдущими - в 1588 году. Именно в ней Монтень, вероятно, почувствовал, что не исчерпал свой предмет, не высказался до конца, что сказанное его чем-то не удовлетворяет. Поэтому в издание 1588 г. он внёс более 600 добавлений, но эти добавления не продолжают и не развивают книгу, а служат своего рода комментарием к уже сказанному.

Этот экземпляр с поправками Монтеня, обнаруженный в библиотеке города Бордо («бордосский экземпляр»), и лёг в основу окончательного текста «Опытов», изданного лишь в начале XX столетия.

Характеризуя духовную жизнь этой удивительной эпохи, нельзя, хотя бы вкратце, не упомянуть выдающегося мыслителя Мишеля Монтеня - автора знаменитых «Опытов», мастера тонкого психологического анализа человеческой души, выдающегося писателя. Его «Опыты» проникнуты неотразимой притягательной силой, несут на себе отпечаток незаурядной личности автора. Глубоко отразив исторический опыт своей эпохи, эпохи Возрождения, воплотив ее лучшие гуманистические устремления, эта книга стала неисчерпаемым кладезем жизненной мудрости и тончайших наблюдений над тайнами человеческой души. Она и по сию пору сохраняет непреходящее историческое, философское, психологическое и эстетическое значение. Монтень доказывает в ней, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия. Его скептицизм являет собой символ неуспокоенности ума, постоянных творческих исканий.

Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Эти идеи нашли свое яркое выражение в воззрениях Ж.Ж. Руссо.