Каким мне представляется господин журден. Учителя господина Журдена

Господин Журден - мещанин, но стремится стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей музыки, танцев, философии, фехтования. В том, что человек хочет получить образование, нет ничего плохого. Когда мы читаем сцены учебы Журдена, видим, что герой «ничего не понимает», но с другой стороны, Журден хочет учиться, даже жалеет, что его родители не дали ему настоящего образования. Журден «з радостью бы позволил отстегать себя здесь при всех.., чтобы только знать все то, чему учат в школе».

Как же учителя господина Журдена относятся к его желанию учиться? Учителя знают настоящую цену господину Журдену:

Учитель музыки. Он действительно ничего не понимает, зато хорошо платит, а это теперь главнее всего.

Понимание искусства у него в бумажнике, а похвала его - червонцы, и этот мещанин-неук, как видите, платит нам далеко лучше.

То есть, главное для учителей то, что Журден имеет деньги, его бумажник - легкая добыча для них.

А чего могут научить учителя, которые заботятся не о знании, а только о деньгах? Те науки, которым учат Журдена учителя, вряд ли ему понадобятся. Я бы не хотел учиться у таких учителей, как у господина Журдена.

Другие работы по теме:

Безденежных Мария 11 класс “Деятельность – единственный путь к знанию”. Б. Шоу Действительно, достичь знания можно только в ходе деятельности. А если человек бездеятельный, не стремится к реализации поставленных целей и задач, то он ничего не достигнет. В этом я и вижу основную проблему высказывания.

Ж. Б. Мольер написал более тридцати комедий. В них он высмеж ханжество лицемерие тупость и легкомыслие дворянскую спесь и чванливость французских буржуа.

Профессия учителя - очень тяжелая и ответственная. Учитель, как и врач, не может допускать ошибки, потому что в его руках - души его учеников. Добрая, справедливая, внимательная - такой я вижу свою учительницу русского языка и литературы Екатерину Ивановну. Она молодая, однако это очень хороший учитель.

«Мещанин во дворянстве» - не единственная пьеса Мольера, в которой он высмеивает дворянство. Начиная с первых своих произведений, Мольер опирался на народное творчество, народный юмор. И неизвестно, стал ли бы он большим драматургом, если бы не пятнадцатилетняя школа жизни, которую он прошел во время путешествия вместе с бродячим театром.

Автор: Бунин И.А. Мир в котором живет Господин из Сан – Франциско алчен и глуп. Даже богатый г-н в нем не живет, а лишь существует. Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам. И когда Господин собирается в путешествие, то ему кажется, что это будет прекрасно. На гигантском корабле – отеле «Атлантида» путешествую миллионеры, их семьи.

В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII века.

Профессия учителя - очень трудная и ответственная. Ведь в его руках будущее нашего государства. Как это благородно - давать другим знания, быть сотником и образцом. Конечно, далеко не каждый может стать настоящим учителем. Для этого нужно много работать, заниматься самообразованием, чтобы уроки стали интересными и полезными.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» построен на впечатлениях Бунина из путешествий по зарубежным странам между 1905 и 1914 годами. А появился этот рассказ в 1915 году.

Учитель моей мечты. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит развитие знаний у молодого поколения. Профессия учителя требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу.

Живя в наше сложное время, наблюдая за жизнью своего народа и всего человечества, я часто задумываюсь, что ожидает всех нас в будущем. А задумываясь над этим, я никогда не прихожу к одному и тому же решению.

«Кот в сапогах» Ш. Перро - это сказка о том, как кот - плут и пройдоха - сделал своего хозяина, бедного деревенского парня, богачом и вельможей, зятем самого короля.

(по одноименному рассказу И. А. Бунина) В основе сюжета рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» - судьба главного героя - «господина из Сан-Франциско ». Он отправляется в путешествие в Старый Свет и неожиданно умирает на Капри. Писатель лишает господина из Сан-Франциско имени, подчеркивая, что он - один из многих, чья жизнь растрачена даром (не названы также по имени его жена и дочь).

Автор: Сочинения на свободную тему Легкий аромат весенних цветов закрался в мое сознание и заставил проснуться. Сквозь прикрытые глаза вижу залитую солнцем комнату. Солнечный зайчик застыл на выпуклом животе вазы с сочными желтыми цветами. Радость запела у меня в груди: последний день занятий в школе, а дальше - лето, насыщенное приключениями, бездельем, жарой и фруктами.

Иван Алексеевич Бунин был страстно влюблен в жизнь, в многообразие ее проявлений. Воображению художника претило все искусственное, заменяющее естественные порывы человека: радости и горести, счастье и слезы.

В этом году на уроке русской литературы я познакомилась с рассказом Ивана Алексеевича Бунина “Господин из Сан-Франциско”, в котором писатель описывает трагическую судьбу господина, имя которого никто не запомнил.

Эта сказка братьев Вильгельма и Якоба Гримм повествует о том, как ёж с ежихой хитростью победили в бегах своего быстроногого соперника - зайца: на старте был ёж, на финише - его жена, чего косой и не заметил. Умный и находчивый ёж высмеял зайца - «господина, вроде как бы знатного и уж очень надменного». На приветствие ежа в доброе воскресное утро заяц небрежно кивнул и грубо сказал: «Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?» - «Гуляю», - ответил ёж. - «А по-моему, на таких коротких ножках далеко не уйдёшь».

Лев Николаевич Толстой Вражье лепко, а божье крепко Толстой Лев Николаевич Вражье лепко, а божье крепко Л.Н.Толстой ВРАЖЬЕ ЛЕПКО, А БОЖЬЕ КРЕПКО Жил в старинные времена добрый хозяин. Всего у него было много, и много рабов служило ему. И рабы хвалились господином своим. Они говорили: "Нет под небом господина лучше нашего.

Лев Николаевич Толстой Житие и страдание мученика Юстина Философа Толстой Лев Николаевич Житие и страдание мученика Юстина Философа Толстой Лев Николаевич

Автор: Бунин И.А. Мой любимый рассказ Бунина - "Господин из Сан-Франциско". В этом рассказе мы видим главного героя господина из Сан-Франциско. Этот человек был твердо уверен, что имеет право на все, т.к был богат. Он решил свои оставшиеся годы посвятить отдыху и развлечениям. Однако автор не дал своему герою даже имя, и отправил его в поездку по Европе на параходе "Атлантида".

Будучи пьесой необычного жанра, несмотря на кажущуюся накатанность, пьеса трудна в постановке. Переведенная в план бытовой и психологической комедии, она не выдержит сравнения с пьесами, написанными на сходные темы Бальзаком или Островским.

Цель: контроль знаний, умений и навыков по изученной теме. Оборудование: тестовые задания (2 варианта). ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Контроль знаний, умений и навыков учащихся I вариант Низкий уровень 1.

Излюбленным жанром М. Ломоносова была (-ли): А) басня; б) ода; В) лирические стихи. (1 балл) 2. В каком халате появляется Журден в явлении 2, действие I пе Ред учителями (Мольер, «Мещанин во дворянстве»)? А) Из китайской ткани; б) из японской ткани; В) из индийской ткани. (1 балл) 3.

Кто из героев «недоросля» претендует на руку Софьи? А) ; б) Правдин; В) Милон; г) Скотинин; Д) Стародум. (1 балл) Средний уровень 4. Ода М.

Ломоносова «на день восшествия…» начинается словами: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина… Что здесь означает слово «тишина»? А) Сельскую идиллию; б) покой; В) мир. (1 балл) 5. С какой целью Журден нанимает учителей?

А) Стремится к знаниям, чтобы лучше вести дела; Б) стремится к знаниям, чтобы быть полезным человеком; В) стремится к знаниям, чтобы походить на аристократов. (1 балл) 6. Кто из персонажей «недоросля» выражает взгляды автора? А) Правдин; б) Милон; В) Софья; г) Стародум.

(1 балл) Достаточный уровень 7. Дайте общую характеристику классицизма как художественного направления.

(1 балл) 8. Что такое комедия? Приведите примеры. (1 балл) 9. Какова тема и идея комедии «недоросль»?

(1 балл) Высокий уровень 10. Выполните одно из заданий. А) Попробуйте так же, как Ломоносов, преподать урок президен Ту о значении просвещения для благополучия государства. Б) Комедия «недоросль» написана Фонвизиным в традициях Классицизма. «на всю жизнь,- указывал Г. Гуковский,- Его художественное мышление сохранило явственный отпе Чаток этой школы». Однако нарушает правило по Строения классицистического произведения.

В чём вы видите Это нарушение? Дайте аргументированный ответ.

(3 балла) Всего: 12 баллов. II вариант Низкий уровень 1. Какие из перечисленных особенностей являются характерными для «высокого стиля» поэзии М. Ломоносова?

А) неологизмы; б) заимствованные слова; Б) архаизмы. (1 балл) 2. Какому из перечисленных искусств не учился Журден (Мольер, «Мещанин во дворянстве»)? А) Музыке; б) рисованию; В) философии; г) танцам; Д) фехтованию. (1 балл) 3. развязкой комедии «недоросль» является: А) удачная женитьба Митрофанушки; Б) попытка похитить Софью; В) решение об опеке имения; Г) сцена с письмом Стародума. (1 балл) Средний уровень 4.

Какое изобразительно-художественное средство использует М. Ломоносов в следующем отрывке: В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом нептун чудился, Взирая на российский флаг? А) Метафора; б) олицетворение; В) сравнение.

(1 балл) 5. О ком следующие слова Журдена: «разве это не великая честь, что такая высокопоставленная особа постоянно бывает в моём доме, называет меня любезным другом»? а) О Клеонте; б) о Ковалье; в) о Доранте. (1 балл) 6. Какое качество Стародум считает самым главным в человеке? а) Ум; б) богобоязнь; в) учёность; г) благонравие; Д) смелость; е) умение ладить с людьми.

(1 балл) Достаточный уровень 7. В чём особенности русского классицизма?

(1 балл) 8. Дайте определение оде. Приведите примеры. (1 балл) 9. Докажите, что комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» выдержана в духе требований классицизма. (1 балл) Высокий уровень 10.

Выполните одно из заданий. А) напишите мини-исследование на тему «развитие русского Национального языка в период классицизма». Б) Как Ломоносов и Фонвизин хотят преподать императрицам Урок о значении просвещения для благополучия государства И показать зло от неограниченного самовластия невежествен Ных самодуров-помещиков? Ответ аргументируйте. (3 балла) Всего: 12 баллов.

Господин Журден - главный персонаж комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», буржуа, мечтающий стать дворянином. У Журдена есть заветная мечта - выучиться светским манерам и стать настоящим аристократом. Для этого он нанимает сонм учителей, портных, парикмахеров, музыкантов и т.д. Он не скупится и тратит немало денег на их услуги, за что они обещают сделать из него настоящего дворянина. Это приносит бесконечные неудобства его домочадцам, но радует работников. Они готовы называть его «Ваша милость», «Ваша светлость», нахваливать его нелепые наряды и песни, лишь бы получить щедрую оплату. Сам Журден человек не образованный, невежественный, с грубыми манерами, но с претензией на дворянское сословие. У читателей и зрителей он скорее вызывает не пренебрежение, а смех.

Тщеславие толкает его на излишние растраты. У него все берут в долг, в том числе и граф Дорант , которого госпожа Журден называет «дойной коровой». Влюбившись во вдовую маркизу Доримену , он дарит ей бриллианты, устраивает приемы и представления. Учителей он просит научить его правильно кланяться перед дамами, писать любовные записки. Тем временем хитроумный Дорант приписывает все эти безумные растраты себе, чем покоряет сердце Доримены. Ослепленный мечтой стать дворянином, Журден готов помешать личному счастью единственной дочери. Молодой Клеонт , который просит ее руки, является не дворянином по крови, отчего Журден ему отказывает. Однако Ковьель, сыграв на тщеславии Журдена, позже представляет Клеонта как наследника турецкого султана, безумно влюбленного в его дочь

Чаще за все во время изучения комедии на эту сюжетную линию не обращают соответствующего внимания. Тем не менее, как оказывается, именно она становится очень важной для создания всесторонней характеристики главного героя, а также для характеристики времени действия комедии, для осмысления эстетичной своеобразности классицизма и т. п.. Не следует также забывать, что — в композиционном плане. Поэтому именно их характеристика «хозяина жизни» подготавливает восприятие этого персонажа читателями и зрителями. Мольер дает нам блестящий пример создания образа героя драматического произведения с помощью приема «герой о герое». Причины, согласно которым комедия начинается из разговора учителей, также является важной чертой характеристики главного героя. Стараясь мгновенно приобрести изысканное благородство, уверенный, что и в этом случае именно большие деньги решают все возможные проблемы.

Господин Журден начинает чрезвычайно бушующее «обучение». Учителя музыки, танцев, фехтование, философии — вот которые специалисты имеют «учить» его. На первый взгляд, может даже сложиться впечатление, что такой «универсальный» подход к собственной «образованию», к собственному «воспитанию» способен обеспечить господину Журдену достижение нужных ему результатов, но это не так, так как главным становится довольно необыкновенное отношение векового «ученика» и учителей к обучению.

В начале комедии мы узнаем что самые учителя хорошо сознают на самом деле они не смогут научить господину Журдена ничему. И не поэтому не смогут, что они есть профессионально несостоятельными, не потому, что они являются сознательными шарлатанами. Наоборот, каждый из них по-своему — кто больше, кто меньше — в восторге от своей деятельности. Каждый с учителей по-своему заботится о результатах обучения, честно стремится научить чему-то господина Журдена, вместе с тем хорошо понимая, что этот «ученый» некогда не будет учить. Этого не произойдет некогда. Поэтому самому Журдену нужно не знание, не красивые манеры поведения, не умение элегантно двигаться (танцы и фехтование), не возможность правильно высказывать свои мысли (философия). Зажиточному ученику нужно совсем другое: он старается, чтобы то, что именно он провозглашает красивым, умным, благородным, было признано учителями как такое, что есть красивым, умным, благородным!

Когда господин Журден говорит учителю философии, которая «никакая мораль меня не сдержит», речь идет не о какой-либо частном случае, а об отношении этого богатея к жизни вообще. Господин Журден давно привык к тому, что большие деньги разрешают ему не обращать внимание на желание других людей, которые не имеют ни денег, ни благородного происхождения, поэтому во время «обучение» он ведет себя не как ученик, а как такой себе «покупатель», что имеет возможность приобрести все, поэтому и капризничает.

Вместе с тем мужчина хорошо признает собственную необразованность, так как целиком откровенно жалуется учителю философии: «Такая злость меня берет, вспомню, что отец с матерью не учили меня разных наук из детства». Позднее он также довольно откровенно скажет жене: «Я б с радостью разрешил отхлестать себя тут при всех хотя и сейчас, лишь бы только знать все то, чего учат в школе!» Но воспринимает он эту необразованность в первую очередь как такой недостаток, который мешает ему свободно чувствовать в мире шляхтичей, достичь желательного. Поэтому он отвечает жене: «Я хочу ума набраться, чтобы не пасть задних в приличном обществе». Итак, господин Журден не ценит сами знания, культуру, он лишь старается без толку скопировать внешние вещи, которые, по его мнению, может помочь ему превратиться на настоящего шляхтича.

Вместе с тем, несмотря на будто бы признание важности образования, его отношение к знаниям очень, так сказать, практическое. Он искренне испытывает удивление обычным для каждого просвещенного человека вещам, одновременно здравый смысл помогает Журдену избегнуть в отношениях с учителями окончательного преобразования на «ходячую забавность».

Кое-кто с учителей высказывает ему лесть, которая лишала его здравого смысла, предопределяют выполнять требования, которые превращают его в посмешище. Но в то самое время самые учителя должны отказаться от красивого вкуса, от профессионального выполнения своих обязанностей, когда господин Журден настаивает на том, чтобы всегда и все было лишь так, как он того хочет. Аргумент, которым его будто бы можно убедить сделать всегда простой, учителю нужно лишь дать положительный ответ на его вопрос: «А у вельможных господ такие штуки бывают?» Тогда господин Журден соглашается выполнять, но всегда настаивает на том, чтобы именно его точка зрения, его взгляд были «эстетично правильными»!

Когда один из учителей говорит: «Мы здесь для того, чтобы выполнять все ваши желания», он не только дает возможность господину Журдену издеваться над искусством, а и сам отказывается от звания художника. Он предает свое назначение, так как настоящее искусство некогда не приделывается к вкусам «публики», оно, наоборот, формирует эти вкусы, повышает культурный уровень общества. В сущности говоря, это самые художники своим безоговорочным поведением делают так, чтобы зажиточные невежды становились законодателями мод в мире искусства, когда вместо творцов становятся своеобразными прислужницами этих «хозяев жизни».

Этот момент можно считать автобиографическим, ведь сам драматург хорошо знал, что такое с помощью искусства «обслуживать» интересы тех, кто, как говорят, «заказывает музыку». Вот две — противоположные — точки зрения на искусство и художника, с которыми мы встречаемся в комедии: «…похвала опытных людей — высочайшее наслаждение»; «Понимание искусства у него (господина Журдена) в кошельке, а похвала его — червонцы». «Художник и власть» (в том числе власть денег!) — вот какую проблему поднимает Мольер в изучаемой комедии, разные аспекты взаимоотношений художника и власти рассматриваются в процессе осмысления отношения господина Журдена к учителям и учителям к господину Журдена. Треба признать, что эта проблема принадлежит к «вечным» проблемам искусства и художников, поэтому эта сюжетная линия дает возможность выяснить не только характер главного героя, ее обработка выводит школьников на общечеловеческие ценности и проблемы.

Подытоживая рассмотрение этой сюжетной линии, укажем, что раскрытие отношения господина Журдена к учителям и учителям к «шляхтичу» должны происходить путем привлечения ключевых фрагментов текста комедии. В наиболее подготовленных классах целесообразно предложить ученику подготовить сообщение (исследовательский метод) из темы «Учителя и «хозяева» в комедии русского драматурга Дениса Фонвизина «Недоросль».

Сюжетная линия «Господин Журден и его учителя»

Другие сочинения по теме:

  1. В первую очередь нужно проанализировать отношения господина Журдена и его жены. Госпожа Журден — очень умеренная, очень практическая женщина, поэтому...
  2. В нашем сочинении рассмотрим отношения главного героя с графом Дорантом и маркизой Дорименою. Для осмысления этой сюжетной линии определяющей есть...
  3. Школьное сочинение по комедии » Мещанин во дворянстве «. Смех — острое оружие писателей в борьбе с разными человеческими пороками:...
  4. Сюжетная линия Варя — Лопахин должна быть дополнена третьим персонажем — Раневской, которая выступает в роли устроительницы судьбы Вари. Это...
  5. Роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» состоит из четырех частей, в каждой описывается одно из четырех путешествий главного героя. Главным героем...
  6. Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Что объединило этих двух...
  7. Вечное и «вещное» в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Он был твердо уверен, что имеет Полное право на отдых, на Удовольствия,...
  8. Что такое честь? Что она значит в жизни человека? Следует ли жертвовать ею ради своих корыстных целей? Честь — это...
  9. Все события в комедии происходят на протяжении одного дня в доме господина Журдена. Первые два акта являются экспозицией комедии: здесь...
  10. Ход урока. I. Объявление темы и цели урока. II. Выполнение контрольной работы (тесты). Вариант I. Начальный и средний уровни (каждый...
  11. Сочинение по комедии Мольера «Мещанин-шляхтич». …пьесы моего героя будут играть вдоль трех столетий на всех сценах мира, и неизвестно, когда...
  12. Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя...
  13. Мольер — литературный псевдоним Жана Батиста Поклена, выдающегося французского драматурга и театрального деятеля. Он родился в 1622 году в Париже...
  14. Вариант 1. Тема сочинения Переосмысление древнегреческого мифа в романе К. Гамсуна. Одним из характерных признаков модернизма, который, начиная с конца...
  15. Норвежский писатель К. Гамсун вырос среди невзрачной северной природы. С пронзительной остротой вглядывался он в лесную гущу, где осуществляются таинства...
  16. Темой комедии являются изображения стремления господина Журдена попасть во дворянство. Желание занять высшее место в обществе — естественное для человека,...
  17. Импрессионизм — это направление в литературе и искусстве, который отмечается утонченным соединением личностных впечатлений и наблюдений, непостоянных мгновенных ощущений. Величайшие...
  18. Роман Кнута Гамсуна «Господин» начал психологическое течение в норвежской прозе. В основе сюжета этого произведения — показ любви на фоне...
  19. Цель: учить определять средства создания комического в произведении и делать обобщения и выводы, определять основную установку классицизма — стремление воспитывать...
  20. Настоящее имя — Кнут Петерсен. Норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии (1920), известный по романам «Голод» (1890), «Редактор Люнге» (1892), «Женщины...