Из стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» В

Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви

«Письмо Татьяне Яковлевой» при жизни Маяковского не печаталось, судя по всему, по просьбе Татьяны, которой не нравилось, что он декламирует стихотворение в русских кругах Парижа. Но второе парижское стихотворение, «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», было опубликовано во втором номере журнала «Молодая гвардия», главным редактором которого был Тарас Костров, заказавший Маяковскому парижские стихи. «Письмо» стало бомбой и вызвало мощные протесты пролетарских писателей РАППа - для них писатель, который считал себя коммунистом, не должен писать на подобные темы. Лили не могла протестовать публично, но была глубоко задета «изменой» Маяковского - особенно строками «опять / в работу пущен / сердца /выстывший мотор», которые являлись мощным ударом по ее положению музы поэта. Досадным был сам факт написания этого стихотворения, а публикация подтвердила, что раньше было известно лишь по слухам - что поставщицей горючего для поэтического мотора была теперь не Лили.

Описав первую встречу у доктора Симона - «входит / красавица в зал, /в меха / и бусы оправленная», Маяковский дает определение любви, которое может считаться одним из наиболее сильных в истории русской лирики:

Публикуя этот гимн силе любви, Маяковский рисковал репутацией пролетарского поэта, в чем он, естественно, отдавал себе отчет. Он всегда болезненно реагировал на намеки о том, что он живет не так, как - по мнению критиков - должен; а любовная связь с «белой» эмигранткой и вовсе превращала его в открытую мишень для нападок. Покупка машины тоже была щекотливым делом в стране, где личные автомобили можно было пересчитать на пальцах одной руки. Понимая, что «рено» зачтут ему в минус, Маяковский защитился стихотворением «Ответ на будущие сплетни», объясняя, что он заплатил за машину своим пером: «Две тыщи шестьсот / бессоннейших строк / в руле, / в рессорах / и в спицах»; «Не избежать мне / сплетни дрянной. / Ну что ж, / простите, пожалуйста, / что я / из Парижа / привез Рено, / а не духи / и не галстук». Стихотворение было написано до того, как машину доставили в Москву, и напечатано в январском номере газеты «За рулем».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Замысел автора Войнович Владимир Николаевич

Спасибо товарищу Сталину Не знаю, устроено ли это было намеренно, но в той части Ходжента, где обитала наша семья, жили исключительно русские. Таджиков я воспринимал как иностранцев и встречал только за пределами этой части, не считая моей подружки Гали Салибаевой, а также

Из книги Г.Ф. Лавкрафт: против человечества, против прогресса автора Уэльбек Мишель

«Я, естественно, незнаком с явлениями любви, разве что читал по верхам» (письмо от 27 сентября 1919 года Райнхардту Кляйнеру) Биография Лавкрафта включает в себя очень мало событий. «Никогда ничего не происходит», таков один из лейтмотивов его писем. Но можно сказать, что его

Из книги Путник по вселенным автора Волошин Максимилиан Александрович

Письмо из Парижа Анни Безант{1} и «Русская школа»{2}…Эти два впечатления соединились в мозгу в течение одного вечера на расстоянии десяти минут одно от другого.Будучи проездом в Париже, Анни Безант читала публичную лекцию в зале Географического общества. Лекция была

Из книги Зеркало моей души. Том 1. Хорошо в стране советской жить... автора Левашов Николай Викторович

Письмо из Парижа Опубликовано в газете «Русь» (1905. – № 186. – 12 авг.– С. 3). Печатается по тексту этого издания.{1} Безант Анни (1847–1933) – общественная деятельница Индии, председатель Теософского общества (с 1893 г.). Англичанка по национальности. Волошин слушал ее лекцию 18(5) июня

Из книги Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] автора Рубцов Николай Михайлович

О Сущности, Разуме и многом другом... «Жизнь есть неизбежный результат существования материи, а не какая-то аномалия, возникшая на одной из планет с задворок одной из галактик. Сущность, душа, из категорий мистических переходит в категорию явлений эволюции живой материи.

Из книги Сентиментальные прогулки по Москве автора Фолиянц Каринэ

Из книги Журналистика и разведка автора Чехонин Борис Иванович

Из стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» Простите меня, товарищ Костров, с присущей душевной ширью, что часть на Париж отпущенных строф на лирику я растранжирю. Представьте: Входит красавица в зал, в меха и бусы оправленная. Я эту красавицу

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

«Товарищу Чехонину от парткома КГБ» Первые дни работы и с места в карьер приходится «оправдывать доверие партии». В ТАСС пришел новый заместитель генерального директора - генерал КГБ Вячеслав Ервандович Кеворков, опытный контрразведчик, тот самый, который «брал» в

Из книги Сталин. Портрет на фоне войны автора Залесский Константин Александрович

«В сущности так немного…» В сущности так немного Мы просим себе у Бога: Любовь и заброшенный дом, Луну над старым прудом И розовый куст у порога. Чтоб розы цвели, цвели, Чтоб пели в ночи соловьи, Чтоб темные очи твои Не подымались с земли. Немного? Но просишь года, А в

Из книги Готфрид Лейбниц автора Нарский Игорь Сергеевич

Телеграмма товарищу Комарову Надеюсь, что Академия наук СССР возглавит движение новаторов в области науки и производства и станет центром передовой советской науки в развернувшейся борьбе со злейшим врагом нашего народа и всех других свободолюбивых народов - немецким

Из книги 891 день в пехоте автора Анцелиович Лев Самсонович

От сущности к явлениям Проблема материального проявления мира духовных сущностей - одна из центральных у Лейбница. Ее разрешение позволило бы обрести органическое единство науки и философии, а в области самого научного знания - сомкнуть математику, психологию и

Из книги Поль Гольбах автора Кочарян Мусаел Тигранович

Из книги Мирза-Фатали Ахундов автора Мамедов Шейдабек Фараджиевич

Из книги Парижские тайны. Жизнь артиста автора Маре Жан

1. О происхождении и сущности религии Ахундов определяет религию как систему взглядов и правил, заключающую в себе три элемента: «веру, богослужение и нравственность» (4, 162). При этом третий элемент, по его мнению, является главным, решающим во всех религиях. «Главная цель

Из книги В Париже. Из писем домой автора Родченко Александр Михайлович

Из книги автора

От товара к товарищу В 1925 году выдающийся советский художник Александр Родченко в первый и единственный раз в своей жизни оказался за границей. Несмотря на то, что Родченко прибыл в Париж для работы (постройки, как бы мы сейчас сказали, инсталляции – «Рабочего клуба» в

Еще работая в Париже в издательстве газеты, Владимир Маяковский в 1938 году пишет стих, на написание которого поэта вдохновила встреча с некой Яковлевой Татьяной, в след за чем и завязались очень хорошие и теплые отношения, а стих поэт называет «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Этот стих был лицом долгой любовной истории писателя.

Этот стих Маяковский пишет под видом письма, что и отображает его название. В письме автор обращается к конкретному человеку, непосредственно к: «Простите меня, товарищ Костров», чем и начинается его стихотворное письмо. Таким образом, читатель ощущает подлинности и в то же время реальность всех чувств, что описываются. Обращаясь к Костровому, наш герой ведет рассуждения о любви. Довольно таки часто встречаются космические элементы: «На земле огней - до неба… В синем небе звёзд – до черта», «не был бы поэтом – стал бы звездочётом». Главный герой нам твердит, что с любовью все драки бесполезны, пусты сражения: «Ураган, огонь, вода подступают в ропоте». В стихе «Письмо товарищу ….» Владимир Владимирович доносит свою мысль, что «Сердцем всего есть только любовь», но также не пытается завуалировать предложения и мысли, а напротив, как в любви, всё пишет просто и доходчиво, показывая, что чувство любви зарождается в простом сердце обыденного человека: «Мне любовь не свадьбой мерить: разлюбила – уплыла», «Любовь – это значит в глубь двора вбежать». Пользуется поэт и такими простыми выражениями, как «до черта», «ихней». Для избавления от лишней патетики, включается ирония: «Тут бы и у медведей выросли бы крылышки».

В стихотворении не присутствует отождествление: «Любовь не в том, что б кипеть крутей». Разговор о этой эмоции имеет направление: «подымать, и вести, и влечь». Любовь у Маяковского так же описывается как творческая энергия, которую оживили и теперь она у «точке кипения», когда все чувства на своём пике и в обострённом состоянии, что немного напоминает «экстаз». Любовь как чувство поглощения всего вселенной, родом из простой души обыкновенного человека. Надежда умирает последней, но хотелось бы надеяться на лучшее, но «любовная лодка разбилась о быт».

Стихотворение Маяковского Письмо товарищу Кострову из парижа о сущности любви

В творческом наследии Маяковского лирике по праву принадлежит первое место. Нисколько не умаляя значения эпических и драматических произведений, следует признать, что именно лирика была тем жанром, в котором наиболее ярко и полно выразилась творческая индивидуальность Маяковского. Призванная выражать чувства и переживания человеческой души, лирика позволила Маяковскому активно вторгаться в действительность, выражать свои оценки наблюдаемых явлений, окрашивать произведения неповторимым колоритом своего поэтического «я».

Маяковский высоко ценил лирику как поэтический жанр. Поэтлирик для Маяковского - своеобразный пропагандист определенного круга чувств и эмоций. И весь вопрос в том, за какие чувства и переживания «агитирует» лирик, насколько ярко, художественно убедительно и неповторимо они выражаются. Представление о лирике Маяковского будет неполным без знакомства с его стихами о любви. Наверное, больше нигде новаторский характер лирики поэта не проявился с такой выразительностью, как в постановке этой «вечной» темы поэзии. Особенно это касается произведений последнего периода его творческого пути - двух поэтических «писем» - «Письма товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письма Татьяне Яковлевой». Написаны они осенью 1928 года во время пребывания Маяковского в Париже под впечатлением знакомства с Татьяной Алексеевной Яковлевой, уехавшей из СССР в Париж к отцу-художнику.

Тарас Костров был редактором «Комсомольской правды», в которой сотрудничал Маяковский и которой он был командирован в Париж. Этим и объясняется выбор вынесенного в заголовок адресата письма. В заглавии определена и тема - «о сущности любви». Такая формулировка темы как бы пародирует философский трактат. Но кроме этого, в заголовке подчеркнуты и этико-философский аспект темы, и ее отчасти ироническое звучание. Таким образом, мы видим, что серьезные мысли поэта соседствуют с шуткой, иронией; что возвышенное облекается в форму легкого юмора, высокое нарочито «снижается». Эта тенденция проявляется с первых же строк:

Простите

Товарищ Костров,

С присущей

Душевной ширью,

Что часть

На Париж отпущенных строф

На лирику

Растранжирю.

Намечаемый здесь образ поэта, «транжирящего» поэтические строки на любовную лирику, развивается в последующих строфах, где поэт, встречая «в меха и в бусы оправленную» красавицу (прототипом ее является Татьяна Яковлева), вступает с нею в разговор («Я эту красавицу взял и сказал: правильно сказал или неправильно? »). На этом обращение к Кострову переходит в разговор с «красавицей », который и определяет содержание стихотворения. Начало разговора явно несерьезное. Поэт шутливо признается:

Заговариваю зубы -

Слушать согласись.

Это отнюдь не возрождение образа поэта - «Дон Жуана и фата » - это лишь шутка, самоирония, цель которой - несколько снизить звучание последующих строк:

Не поймать

На дряни,

На прохожей

Паре чувств.

Я ж навек

Любовью ранен -

Волочусь.

Эти строки резко меняют тон разговора. От иронии поэт переходит к серьезному разговору о «сущности любви». От облика беззаботного поэта, «заговаривающего зубы» девушкам, не остается и следа. Перед нами - продолжение разговора на тему, начатую поэтом давно, - «о любви-громаде», о верности и постоянстве любовного чувства. «Любовь-громада» противостоит «прохожей паре чувств» с нехитрой формулой «разлюбила - уплыла». Истинную же любовь - «не свадьбой мерить» - она измеряется несравненно большим и проверяется всей человеческой жизнью. Далее в стихотворении речь идет о понимании Маяковским любовного чувства, то есть о «сущности любви»:

Не в том,

Чтоб кипеть крутей,

Не в том,

Что жгут угольями,

Что встает за горами грудей

Волосами-джунглями.

Поэт отказывается рассматривать любовь лишь как физиологическое чувство. Для него несравненно важнее то, «что встает за горами грудей», какие чувства рождает в сердце человека любовь. И Маяковский дает ответ:

Это значит:

В глубь двора

И до ночи грачьей,

Блестя топором,

Рубить дрова,

Играючи.

Обуреваемый любовью, лирический герой стихотворения готов, «блестя топором, рубить дрова», соревноваться с самим Коперником, творить, писать стихи:

Это с простынь,

Бессонницей рваных,

Срываться,

Ревнуя к Копернику,

А не мужа

Марьи Иванны.

Соперником.

Великий смысл любви для Маяковского не в том, что она предоставляет влюбленным «рай за кущи», а в том,

Что опять

В работу пущен

Выстывший мотор.

Но «Письмо…» не ограничивается лишь определением любви как стимула, заставляющего работать «сердца выстывший мотор». Маяковский идет дальше, показывая связь любовного чувства с творчеством. Обращаясь к своей собеседнице, поэт хочет объяснить ей «это состояние» - процесс рождения поэтического слова. «Любовью раненный поэт» идет по улицам города, и все воспринимается им сквозь призму его возбужденного состояния («На земле огней - до неба… В синем небе звезд - до черта»). Вокруг шумит большой город… В душе поэта зреет рожденное любовью поэтическое слово. И когда «докипело это», возникает оно - великое слово поэзии. А «докипает» оно не в тиши кабинетов, не в уединении от людей, а в самой гуще жизни, городского шума, суеты, движения, в «грошовой столовой», куда зашел поэт:

И вот с какой-то грошовой столовой,

Когда докипело это,

Из зева до звезд взвивается слово

Золоторожденной кометой.

Рассказав о том, как рождается вызванное чувством любви поэтическое слово, Маяковский ставит вопрос о том, кому это слово адресовано. Это «докипевшее» слово нужно для того,

Чтоб двум влюбленным

На звезды смотреть

Из ихней

Беседки сиреневой.

Чтоб подымать,

Которые глазом ослабли.

Чтоб вражьи

Спиливать с плеч

Хвостатой

Сияющей саблей.

Маяковский в стихотворении «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», по сути, дает свое видение того, какой должна быть любовная лирика нового типа. Этим произведением он утверждал, что цель поэзии - «подымать, и вести, и влечь» - распространяется и на любовную лирику. Стихи о любви должны помогать тем, кто «глазом ослабли». И напоследок поэт, прислушиваясь к своему сердцу, в котором вот-вот «загудит всепоглощающая любовь, заявляет:

До последнего стука в груди,

Как на свиданье,

Простаивая,

Прислушиваюсь:

Любовь загудит -

Человеческая,

Маяковский - одна из самых сложных и противоречивых фигур в русской литературе XX века. С одной стороны - одаренный поэт, талант которого признавали практически все современники (хотя многие из них и придерживались других взглядов на литературу и искусство). С другой - неистовый сторонник и пропагандист социализма, человек, воспевший разрушительную революцию 1917 года и ее вождя, сторонник самых радикальных действий, как в литературе, так и в жизни.
Эта противоречивость присутствует и в творчестве Маяковского. В годы социализма в пропагандистских целях выпячивалась политическая составляющая его поэзии, в то время как лирическое начало, а тем более протестные ноты (например, во вступлении в поэму «Во весь голос») затушевывались.
Однако время изменилось. Социализм ушел в небытие, и на первый план вышла не идеология, а проблемы общечеловеческие, темы, близкие и понятные всем людям. И среди них, конечно же, любовь.
Любви у Маяковского посвящено на удивление много стихов. Гораздо больше, чем можно было ожидать от «рупора эпохи», «горлана-главаря». Многие стихи Маяковский посвящал женщинам, которых любил. Это и Лиля Брик, и Вероника Полонская, и Татьяна Яковлева.
Татьяна Яковлева была эмигранткой. Маяковский познакомился с ней в Париже и - тут же влюбился. История их взаимоотношений была полна встреч, расставаний, счастья, страданий. Бытовые неурядицы, ревность Лили Брик, необходимость добиваться виз - все это изматывало Маяковского. Однако он ничего не мог делать наполовину. Он никогда и ни в чем не шел на компромисс - ни в личном, ни в общественном. Он так работал, так жил. И он так любил.
Именно чувство к Татьяне Яковлевой послужило толчком к созданию стихотворения «Письмо товарищу Кост- рову из Парижа о сущности любви». Однако примечательно, что Маяковский не ограничивает своих задач признанием в любви своей избраннице. Для него стихотворение - повод задуматься о любви вообще, попытаться понять, что это за чувство, отделить истинную любовь отложной, от подделки под настоящее чувство. Жанр стихотворения - послание (письмо), что вполне традиционно для любовной лирики. Однако кому адресовано письмо? Весь парадокс состоит в том, что адресатом является не любимая поэта, а редактор газеты «Комсомольская правда» и журнала «Молодая гвардия» Костров. Другими словами, письмо адресовано в газету, т. е. широким массам людей, которые эту газету прочтут. Таким образом, фактический адресат оказывается фиктивным, введенным в образную структуру произведения лишь для того, чтобы сохранить традиционную форму поэтического послания, придать тому, что говорится, характер личного общения, лирического монолога.
Обращаясь ко всей многомиллионной аудитории, Маяковский утверждает вселенский размах любви, необъятность этого чувства. Это борьба и столкновение стихий:
Ураган,
огонь,
вода
подступают в ропоте...
По Маяковскому, любовь - это когда «в работу пущен сердца выстывший мотор».
На земле
огней - до неба...
В синем небе
звезд -
до черта.
Любовь способна ворочать горы, свершать чудеса. Однако Маяковский очень четко расставляет акценты. Любовь порождает подъем сил, поселяет в человеке стремление творить. Она ценна в первую очередь тем, что возвышает человека, делает его лучше. Она заставляет его стремиться к знаниям, становиться добрее.
Любовь
не в том,
чтоб кипеть крутей,
не в том,
что жгут угольями,
а в том,
что встает за горами грудей
над
волосами-джунглями.
Маяковский противопоставляет подобное всеобъемлющее чувство (которое он считает любовью истинной) чувству ложному, «прохожей паре чувств», «дряни». Настоящая любовь, считает поэт, «измеряется не свадьбой». Это чувство захватывает человека целиком, когда он «среди ночи рубит дрова силой своей играючи», это когда ревнуют беспричинно, «к Копернику», а не «к соседу».
Любовь, по Маяковскому, это такое чувство, при котором «сонм видений и идей полон до крышки» и при котором даже «у медведей вырастают крылышки». Тот избыток сил, та полнота жизненных переживаний, которые испытывает человек, полный любви, являются истоком поэтического творчества, основным побудительным импульсом.
И вот
с какой-то
грошовой столовой,
когда
докипело это,
из зева
до звезд
взвивается слово
золоторожденной кометой.
Это чувство помогает человеку не только ощутить избыток сил, но и стать качественно другим: то есть начать думать не только о себе, но и стремиться, чтобы другим людям было столь же светло жить. Поэт готов «подымать, и вести, и влечь, которые глазом ослабли». При этом Маяковский это не считает каким-то из ряда вон выходящим чувством, уделом исключительных личностей. Это «человеческая, простая» любовь, на которую способен каждый - нужно лишь иметь смелость и желание быть настоящим человеком. Собственно, в этом и состоит смысл обращения Маяковского к широкой аудитории.
Итак, в стихотворении «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» Маяковский говорит, по существу, о новом человеке, сильном духовно и морально, способном на всепоглощающую, самоотверженную любовь. Поэт резко противопоставляет «истинное» и «ложное» чувство, подчеркивая, что настоящая любовь никогда не бывает эгоистична. Именно избыток сил, который дает человеку это чувство, заставляет его творить, созидать, строить.
Лирика Маяковского была важным этапом в развитии русской литературы XX века, ее сила, ораторская мощь, но вместе с тем и проникновенный лиризм, оказали колоссальное влияние на всю последующую поэзию.

Анализ стихотворения Маяковского «Письмо товарищу Кострову»

В 1928 году Владимир Маяковский отправился в заграничное путешествие, посетив Францию. Он был аккредитован в качестве журналиста газеты «Комсомольская правда» и клятвенно обещал редактору издания Тарасу Кострову периодически присылать заметки о жизни и политической обстановке за рубежом. Вместо этого через два месяца поэт отправил своему другу стихотворение под названием «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущностях любви», в котором изложил свои взгляды на взаимоотношения между мужчиной и женщиной. При этом стоит отметить, что поводом для создания этого произведения стало знакомство Маяковского с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, в которую поэт влюбился без памяти и даже предлагал ей заключить брачный союз, чтобы увезти избранницу в СССР.

Свое стихотворение Маяковский начинает с извинений, адресованных Тарасу Кострову, так как понимает, что совсем не такого произведения ждет от него редактор. Однако в этот момент поэта больше всего волнуют его чувства по отношению к Яковлевой, и он пытается в них разобраться привычным для себя способом, выплеснув все накопившееся в душе на бумагу. Рассказывая о своем первом знакомстве с русской эмигранткой, поэт признается: «Я видал девиц красивей, я видал девиц стройнее». Но именно Татьяна Яковлева, обладающая удивительным аристократизмом, тонким умом и целеустремленностью, произвела на Маяковского, который считался опытным ловеласом, неизгладимое впечатление. «Я навек любовью ранен –еле-еле волочусь», - отмечает автор и нисколько не кривит душой, потому что испытывает к своей избраннице самые нежные и возвышенные чувства. Она сам им удивляется, так как прекрасно понимает, что в 35 лет испытать что-то подобное дано не каждому. К этому времени многие уже обзаводятся семьями и детьми, обрастают вещами и прочно привязываются к дому. Однако такая жизнь чужда Маяковскому, который меняет возлюбленных, как перчатки, и с любопытством подсчитывает количество внебрачных детей, появившихся на свет от порочных связей. Но с Татьяной Яковлевой все обстоит гораздо серьезнее. На время она даже вытесняет из сердца поэта Лилю Брик, которая по праву считается музой Маяковского. Тем не менее, он признается, что не стремится к браку с кем бы то ни было, так как ему «любовь не свадьбой мерить» и «наплевать на купола», т.е. на официальное оформление отношений.

Рассуждая о том, что же такое любовь, Маяковский отмечает, что это, в первую очередь, душевный порыв, который заставляет даже умудренного жизнью и опытного человека совершать безумные поступки и ревновать избранницу не к законному супругу, а к Копернику, о котором она отзывается с особой почтительностью. При этом данное чувство совершенно не подвластно какому-либо контролю, оно свидетельствует о том, что «опять в работу пущен сердца выстывший мотор». Для Маяковского такое состояние души является бесценным даром, так как именно под воздействием сильных чувств он способен создавать стихи – пронзительные, откровенные и лишенные фальши. Но за любовь ему приходится расплачиваться не только вдохновением, но и болью, разочарованием и одиночеством. Ведь чувства поэта настолько сильны и необузданны, что многих женщин они попросту пугают. И по этой причине личная жизнь Маяковского складывается далеко не самым удачным образом. Он не может получить взамен даже сотую долю той любви, которую дарит женщинам, и осознание этого его угнетает. Поэтому, влюбившись в Татьяну Яковлеву, он честно предупреждает ее о том, какой ураган бушует в его душе, вопрошая: «Кто сумеет совладать? Можете? Попробуйте…». Однако как показало время, этой женщине укротить страсть Маяковского также оказалось не под силу.