Неприглядная дорога. Сергей Есенин — Мелколесье, степь и дали: Стих

  1. Анализ стихотворения С. А. Есенина Мелколесье. Степь и дали.

Это стихотворение одно из многих у Есенина о родине, о возвращении странника после долгих скитаний на родину, что тоже является одним из любимых есенинских мотивов. К тому же в произведении явно выражена и тема дороги, традиционная для русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока и других).

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

По такой дороге, неприглядной, да любимой навек. ездил много всякий русский человек. Таким образом, этот пейзаж традиционен для средней полосы России, и показаны чувства каждого русского человека.

У меня отец крестьянин,

Ну, а я крестьянский сын.

Вид этой чахленькой местности вызывает самые нежные, интимные чувства героя. Здесь проявляется еще один, довольно часто встречающийся мотив творчества поэта — одушевленность природы:

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Возвращение на Родину сразу же вызывает в памяти лирического героя звуки гармошки и частушечные напевы, в ритме которых и написано стихотворение. Использован 4-хстопный хорей размер, характерный для частушек.

Это одно из последних стихотворений поэта, и в финальной части его снова, как и в некоторых других предсмертных его стихах сопряженность со своей судьбой: кабацким разгулом, может, даже предчувствие трагической гибели, опять-таки обычной для русского человека:

Эх, гармошка, смерть-отрава,

Знать, с того под этот вой

Не одна лихая слава

Композиция произведения основана на градации постепенном нарастании чувства любви к родине.

Нужно обратить внимание на звуки, которые предлагает нам услышать поэт в этом стихотворении: рыдание разливных бубенцов, звоны мерзлые осин. частушки под венку и, наконец, вой гармошки, смерть-отравы.

Related Posts

Post navigation

Анализ стихотворения «Мелколесье

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали» С. А. Есенин. СРОЧНО. ПОМОГИТЕ

  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали». Это стихотворение – одно из многих у Есенина о родине, о возвращении странника после долгих скитаний на родину, что тоже является одним из любимых есенинских мотивов. К тому же в произведении явно выражена и тема дороги, традиционная для русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока и других). Начинается оно описанием придорожного пейзажа, невзрачного, незатейливого: Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Но этот простой русский пейзаж волнует сердце лирического героя, который отождествляется с самим автором: Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. (Одушевленность, олицетворение). По такой дороге, «неприглядной, да любимой навек. ездил много всякий русский человек». Таким образом, этот пейзаж традиционен для средней полосы России, и показаны чувства каждого русского человека. Поэт остро ощущает связь со своей малой родиной, со своими корнями: У меня отец – крестьянин, Ну, а я – крестьянский сын. Вид «этой чахленькой местности» вызывает самые нежные, интимные чувства героя. Здесь проявляется еще один, довольно часто встречающийся мотив творчества поэта — одушевленность природы: Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. Возвращение на Родину сразу же вызывает в памяти лирического героя звуки гармошки и частушечные напевы, в ритме которых и написано стихотворение. Использован 4-хстопный хорей – размер, характерный для частушек. Это одно из последних стихотворений поэта, и в финальной части его – снова, как и в некоторых других предсмертных его стихах – сопряженность со своей судьбой: кабацким разгулом, может, даже предчувствие трагической гибели, опять-таки обычной для русского человека: Эх, гармошка, смерть-отрава, Знать, с того под этот вой Не одна лихая слава Пропадала трын-травой. Композиция произведения основана на градации – постепенном нарастании чувства любви к родине. Нужно обратить внимание на звуки, которые предлагает нам услышать поэт в этом стихотворении: рыдание разливных бубенцов, «звоны мерзлые осин». частушки под венку и, наконец, вой «гармошки, смерть-отравы». Анализируя зто стихотворение, можно сделать вывод, что оно принадлежит к шедеврам есенинской лирики.

«Мелколесье. Степь и дали…» С.Есенин

«Мелколесье. Степь и дали…» Сергей Есенин

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали…»

Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что будет тосковать по родному краю. Столичная жизнь с ее соблазнами очень скоро наскучила восходящей звезде русской литературы, однако Есенин понимал, что никогда не сможет стать знаменитым, если всю свою жизнь проведет в сельской глуши. Тем не менее, добившись успеха на поэтическом поприще, он остался обычным крестьянским парнем и подавляющее большинство своих стихов посвятил родной природе, которая являлась для него неиссякаемым источником вдохновения.

В 1925 году Есенин ненадолго вернулся на родину и был неприятно поражен переменами, которые произошли в размеренном укладе сельской жизни. Однако первые впечатления от поездки домой оказались очень трогательными и волнующими. Именно им посвящено стихотворение «Мелколесье. Степь и дали», в котором автор в очередной раз признается в любви к русской земле и осознает, что по сравнению с этим всепоглощающим чувством его творческие успехи попросту меркнут . «Неприглядная дорога», по которой ему довелось возвращаться в Константиново, вызывает у поэта настоящий восторг, к которому примешивается легкая грусть. Есенин осознает, что давно уже перестал быть частью этого мира, так знакомого ему с детства. Однако автор готов пожертвовать всем, чтобы хоть на мгновение прикоснуться к прошлому. Поэтому он заявляет» наплевать мне на известность и на то, что я поэт». В этот момент для него намного важнее то, что он возвращается домой, где не был почти 10 лет. Его чувства настолько искренни, что поэт «почти березке каждой ножку рад поцеловать».

Самым ярким воспоминанием детства для Есенина являются перелив бубенцов в конской упряжке и звуки гармошки, которую он именует «смерть-отрава». Такое сравнение не является случайным, так как именно переборы гармони вызывают в душе русского человека целую гамму самых противоречивых чувств. Для Есенина они символизируют молодецкую удаль и безрассудство, поэтому в своем стихотворении автор отмечает, что под «вой» гармошки «не одна лихая слава пропадала трын-травой». Этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что готов отказаться от всего, что сумел достичь, ради прежней жизни, наполненной радостью и безмятежностью. Однако Есенин понимает, что обратной дороги для него уже нет, и сожалеет, что променял размеренную сельскую жизнь, простую и гармоничную, на сиюминутный успех.

Материал по литературе (9 класс) по теме:
Анализ стихотворения С.А.Есенина "Мелколесье. Степь и дали.".

Предварительный просмотр:

А нализ стихотворения С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали».

Это стихотворение – одно из многих у Есенина о родине, о возвращении странника после долгих скитаний на родину, что тоже является одним из любимых есенинских мотивов. К тому же в произведении явно выражена и тема дороги, традиционная для русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока и других).

Начинается оно описанием придорожного пейзажа, невзрачного, незатейливого:

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Но этот простой русский пейзаж волнует сердце лирического героя, который отождествляется с самим автором:

Вот опять вдруг зарыдали

По такой дороге, «неприглядной, да любимой навек. ездил много всякий русский человек». Таким образом, этот пейзаж традиционен для средней полосы России, и показаны чувства каждого русского человека.

Поэт остро ощущает связь со своей малой родиной, со своими корнями:

У меня отец – крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын.

Вид «этой чахленькой местности» вызывает самые нежные, интимные чувства героя. Здесь проявляется еще один, довольно часто встречающийся мотив творчества поэта - одушевленность природы:

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Возвращение на Родину сразу же вызывает в памяти лирического героя звуки гармошки и частушечные напевы, в ритме которых и написано стихотворение. Использован 4-хстопный хорей – размер, характерный для частушек.

Это одно из последних стихотворений поэта, и в финальной части его – снова, как и в некоторых других предсмертных его стихах – сопряженность со своей судьбой: кабацким разгулом, может, даже предчувствие трагической гибели, опять-таки обычной для русского человека:

Эх, гармошка, смерть-отрава,

Знать, с того под этот вой

Не одна лихая слава

Композиция произведения основана на градации – постепенном нарастании чувства любви к родине.

Нужно обратить внимание на звуки, которые предлагает нам услышать поэт в этом стихотворении: рыдание разливных бубенцов, «звоны мерзлые осин», частушки под венку и, наконец, вой «гармошки, смерть-отравы».

Анализируя зто стихотворение, можно сделать вывод, что оно принадлежит к шедеврам есенинской лирики.

Сергей Есенин: «Мелколесье. Степь и дали»

January 22, 2016

Лирическое произведение «Мелколесье. Степь и дали», обожаемого многими представителя новокрестьянской поэзии и лирика С. А. Есенина, в очередной раз показывает необыкновенно трепетную любовь этого настоящего русского поэта к своей Родине. В его поэтическом творчестве именно она стала самым любимым и популярным мотивом. В своих произведениях Есенин зачастую задавал его, ставя в центр образ странника, который после долгих скитаний и испытаний возвращался в родные края, где, как ему казалось, даже природа трепетала и радовалась от его появления. Тема дороги стала традиционной и очень распространенной для многих русских классиков, таких как А. Блок, А. Пушкин, Н. Некрасов и других.

«Мелколесье. Степь и дали» - стих Есенина

Итак, в описании сюжета стиха мы видим очень невзрачный и незатейливый пейзаж. Душа и сердце героя волнуются, Есенин представляет в нем самого себя. В этот момент он разрывается от переполняющих эмоций и ликует, как те в звоне рыдающие «разливные бубенцы» «по дороге неприглядной, да любимой навек», по которой всякий русский человек ездил много раз.

Пейзаж в произведении «Мелколесье. Степь и дали» специально одушевлен автором. Такая местность в российской средней полосе обычна и ничем не примечательна, но здесь она изображена в гармонии с душой обычного русского крестьянина.

У Есенина никогда не утрачивались чувства к малой родине и связь со своими корнями. Он сам говорил, что отец его был крестьянином, а оттого и он крестьянский сын. В стихе «Мелколесье. Степь и дали» он сравнивает природу с родным человеком, выражает ему чувства благодарности и признательности в своих строках. Поэт уверен, что если кто хоть раз увидит этот край, тот березке каждой ножку будет рад поцеловать.

По его словам, известность ничто перед этой «чахленькой местностью», которая вызывает трогательные чувства признательности. Есенин помнит ее с раннего детства, эта земля вскормила его своими красотами и благоденствием, упоительными багряными закатами и восходами, душистыми травами и непроходимыми бродами.

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали»

От одной только мысли, что его герой возвращается на родину, поэта накрывает волна звуков гармони и напевы частушек. В этом ритме, кстати, стих и был написан. Использовался 4-стопный хорей, характерный для народных частушек.

Надо отметить, что Есенин «Мелколесье. Степь и дали» написал одним из последних. Тут он в некоторой степени обнажил свое предсмертное предчувствие, практически всегда присутствовавшее во всей его лирике. В последнем столбце упоминается совсем не зря кабацкий разгул, гармошка, и вот уж ходит по стопам трагическая погибель, которая для русского человека стала обычным делом. «Эх, гармошка, смерть-отрава…».

Есенин и родина

Поэт достаточно рано покинул свое родное село Константиновка, ведь он поехал покорять столицу, даже не подозревая о том, что ждет его там, и какая сильная тоска по родному краю будет мучить его всю жизнь. Веселая и беспутная Москва очень быстро наскучит русскому поэту. Он, конечно, понимал, что пробиться его таланту в селе не представлялось возможным. Но и достигнув огромного успеха на поэтическом поприще, Есенин не избавился от своих крестьянских корней, поэтому почти каждую строчку своих творений он будет посвящать природе, которая станет для него неиссякаемым источником поэтического вдохновения.

Есенин «Мелколесье. Степь и дали» написал в октябре 1925 года, именно тогда поэт решил ненадолго заехать в родную деревенскую глубинку - село Константиновка. Его первые впечатления от этой поездки стали незабываемо волнующими. Он был удивлен переменами, которые произошли за все время, пока его не было. Вдохновленный поначалу революционными идеями, он очень быстро разочаровался, и теперь только природа, тот уютный уголок детства, все так же по родному приветливо и ласково встретил его, готовый утешить и успокоить противоречивые мысли и чувства, усмирить гордыню и тщеславие. Именно здесь он опять тот самый веселый озорной мальчуган, а не разочарованный жизнью заграничный франт в английском костюме.

Неизбежность

В стихотворении «Мелколесье. Степь и дали» ощущается усталость поэта от постоянной мирской суеты. Ведь все, чего он хотел, Есенин уже добился, однако так и не понял, ради чего он жил, и в чем был смысл его жизни.

Последней фразой стихотворения, «не одна лихая слава пропадала трын-травой», он искренне признается, что готов отказаться от своих достижений ради прежней радостной скромной и безмятежной жизни, но, как человек уже умудренный опытом, он понимает, что дороги назад для него уже нет, как и его тихой спокойной старости в родных краях.

Это можно есть сколько угодно, не боясь поправиться: 12 диетических продуктов Познакомьтесь с двенадцатью диетическими продуктами, которые можно есть без всяких опасений каждый день.

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

19 знаменитостей, выглядевших совсем иначе до обретения популярности Мировые знаменитости, образами которых сейчас бредят миллионы поклонников, выглядели раньше совершенно иначе. Наши идеальные кумиры имели достаточно з.

Что произойдет с вашим телом, если вы будете есть бананы каждый день Хотя бананы не содержат большого количества кальция, зато они способствуют его усваиванию, этот процесс катализируют их фруктоолигосахариды. Таким обр.

7 секретов людей, у которых всегда чисто в доме Хотите, чтобы у вас в доме было чисто всегда, а не только по воскресеньям после генеральной уборки? Тогда следуйте этим советам.

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Послушайте стихотворение Есенина Мелколесье степь и дали

Тематика любви к Родине для Сергея Есенина достаточно типична, и в этот раз, свойственная ему лирика, не становится каким-то исключением из правил. Написано стихотворение в 1925 году, оно наполнено любовью и нежностью странника, который возвращается домой из дальнего путешествия и испытывает сильнейшие эмоции от созерцания родных пейзажей.

Главная тема стихотворения

Начинается произведение с классического описания придорожных пейзажей, которые незатейливые и не отличаются ничем особенным, но при этом впечатляют лирического героя. Простой русский пейзаж волнует персонажа, заставляя сердце биться быстрее.

Автор откровенно делится своими очень интимными переживаниями, которые он когда-то и сам испытал. Возвращение на Родину имело для поэта очень большое значение, и потому стихотворение наполнено такими же великими, просто невероятно глубокими, переживаниями.

Тут смешалось все - от философских мыслей о судьбе и значении человеческой жизни, до каких-то неуловимых ноток предчувствия трагедии, гибели. Каждая строчка при этом выдает отличное знание поэтом сельской жизни и особенностей природы загородных населенных пунктов.

Структурный анализ стихотворения

Лирический герой в данном случае полностью отождествляется с автором стихотворения, а переживания, которыми наполнено произведение, можно смело назвать личными переживаниями самого поэта. Очень важно при этом подчеркнуть некую характерную особенность произведений этого автора - он склонен придавать одухотворенности природе - деревьям, травам или даже, как в данном случае, "разливным бубенцам".

Обыденность пейзажей загородной дороги подчеркивается упоминанием, что по этой неприглядной, обычной дороге ездил немало "русский человек". Таким образом у автора отлично получилось выделить традиционность подобных пейзажей для жителей средней полосы России, а это значит, что в произведении находят отклик переживания не только автора, но и любого русского человека.

Словами о том, что автор - сын крестьянина, поэт старается подчеркнуть свое близкое родство с русским человеком, некую прочную связь с этим родным краем. Одухотворение природы также тут помогают передавать нежность и сильные переживания человека. Особые художественные приемы позволяют оживить в воображении читателя даже звуки и запахи, что позволяет нарисовать в итоге более реалистичную картину.

Для написания стихотворения использован 4-стопный хорей с перекрестной классической рифмой. Именно потому произведение легко читается, и строчки стихотворения очень быстро запоминаются в итоге.

Вывод

Данное стихотворение возможно смело отнести к классическим произведениям данного поэта, которые посвящены любви к природе родной страны. Это типичная есенинская лирика, которая очень ярко характеризуется необычными метафорами, понятными каждому современному человеку. Эти строки призваны воспитывать в людях патриотизм в русских людях, и способны пробудить нежные чувства к родной земле страны.

Стихотворение «Мелколесье. Степи и дали» - трогательное признание С. Есенина в любви к малой Родине. Изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мелколесье. Степи и дали» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1925 г., когда поэт посетил родное село Константиново после долгой разлуки.

Тема стихотворения – любовь к Родине и природе отчего края.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-признания лирического героя. Условно его можно разделить на несколько частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о себе, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.

Жанр пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани! Звоны мерзлые осин», «тот почти березке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трынь-травой».

Эпитеты «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая», «крестьянский сын», «чахленькая местность» .

История создания

С. Есенин рано покинул порог отчего дома. Он быстро получил признание в литературных кругах, но поэтическая карьера не смогла затмить крестьянскую душу Сергея Александровича. В 1925 поэт отправился в родное село Константиново. Первые впечатления от встречи с родными местами пробудили в душе поэта воспоминания о детстве и юности. Они и вдохновили Есенина на создания стихотворения «Мелколесье. Степи и дали». Позже поэт был разочарован увиденными переменами, но вопреки этому Константиново осталось дорогим сердцу уголком. Таким село предстает в анализируемом произведении.

Тема

В стихотворении С. Есенин раскрывает традиционный для литературы мотив любви к родному краю. Он реализуется в монологе лирического героя. Лирическое «Я» автобиографично. Такой прием позволяет автору максимально приблизиться к читателю.

Тема раскрывается в несколько этапов. Сначала поэт описывает дорогие сердцу просторы. Лирический герой, видимо, добрался в деревню ночью, так как наблюдает за светом луны, разлившимся «во все концы» . Вдруг его внимание привлекает звон бубенцов, похоже, этот звук запечатлелся в памяти мужчины еще в детстве.

В центре ночного пейзажа дорога. Странник сразу говорит, что она «неприглядная» . Тем не менее, он очень любит эту дорогу, ведь по ней «ездил всякий русский человек» . А это значит, что путь протоптали ноги его предков. Любимая дорога вызывает в сердце мужчины бурю эмоций, наружу они выплескиваются гордой фразой: «У меня отец - крестьянин, ну, а я - крестьянский сын» .

Мужчина осознает, что известность - ничто по сравнению с любовью к «чахленькой местности» . Здесь он забывает о том, что является поэтом. Далее он описывает трепетные чувства, которые возникают при виде родной деревни. Заканчивается трогательный монолог обращением к гармошке, символизирующей душу русского народа.

Композиция

Анализируемое стихотворение - монолог-признание лирического героя. Условно оно делится на несколько смысловых частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о своем происхождении, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.

Жанр

Жанр стихотворения - это пейзажная лирика. Написаны стихи - четырехстопным ямбом. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы, воспроизведения эмоций лирического героя, его воспоминаний используются языковые средства. В строки автор вплел метафоры - «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани! Звоны мерзлые осин», «тот почти березке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трынь-травой» и эпитеты - «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая», «крестьянский сын», «чахленькая местность» .

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» Есенина

Последний год жизни Есенина был перенасыщен разнообразными событиями. Поэт предчувствовал свою смерть и стремился максимально использовать оставшийся ему срок. Страшные запои перемежались с мощными приливами творческого вдохновения. Поэт успел в третий раз жениться и сделал попытку вылечиться от алкогольной зависимости. Особое значение он придавал последней поездке в свое родное село, в котором не был около десяти лет. Под впечатлением от этого посещения Есенин написал несколько прекрасных стихотворений. Одно из них – «Мелколесье. Степь и дали…» (октябрь 1925 г.).

Душевное состояние поэта было крайне тяжелым. Его настроение резко менялось под влиянием самых незначительных причин. Данное произведение было написано в момент духовного просвета, в нем нет гнетущего ощущения мрачности и безысходности. В то же время заметно какое-то нездоровое отчаянное веселье, которое свойственно человеку, находящемуся в крайней степени нервного возбуждения. Складывается впечатление, что поэт пребывает в неустойчивом состоянии между смехом и слезами. Современники утверждают, что именно таким представлялся Есенин в этот период времени.

В безмятежную картину пейзажа («степь и дали») внезапно вторгаются «разливные бубенцы». Они традиционно символизируют собой веселье, но у поэта рыдают. Эта резкая смена настроения характерна для всего произведения. Размышления автора отрывочны, они быстро сменяются и наслаиваются друг на друга. От образа «неприглядной дороги» поэт переходит к образу саней, что в свою очередь напоминает ему о крестьянском происхождении. Есенин словно бы внезапно вспоминает, зачем вообще предпринял эту поездку. Ведь он стремился в родное село на протяжении многих лет. Эта мысль опять меняет его настроение. Автор с умилением говорит о своей любви к родному краю, которая и является истинной причиной его слез.

В финале Есенин обращается к образу гармошки, называя ее «смерть-отрава». Поэт очень любил этот народный музыкальный инструмент и постоянно приглашал на гулянки гармонистов. Под звуки гармони Есенин впадал в экзальтированное состояние, пел и плясал. Он считает, что «под этот вой» ему и суждено погибнуть. Современники уверяют, что при виде отчаянного веселья Есенина присутствующие часто не могли удержаться от слез.

Заканчивая стихотворение словами о пропадающей «лихой славе», поэт навсегда прощается с родным селом. До его смерти оставалось всего лишь два месяца.

Лирическое произведение «Мелколесье. Степь и дали», обожаемого многими представителя новокрестьянской поэзии и лирика С. А. Есенина, в очередной раз показывает необыкновенно трепетную любовь этого настоящего русского поэта к своей Родине. В его поэтическом творчестве именно она стала самым любимым и популярным мотивом. В своих зачастую задавал его, ставя в центр образ странника, который после долгих скитаний и испытаний возвращался в родные края, где, как ему казалось, даже природа трепетала и радовалась от его появления. Тема дороги стала традиционной и очень распространенной для многих русских классиков, таких как А. Блок, А. Пушкин, Н. Некрасов и других.

«Мелколесье. Степь и дали» - стих Есенина

Итак, в описании сюжета стиха мы видим очень невзрачный и незатейливый пейзаж. Душа и сердце героя волнуются, Есенин представляет в нем самого себя. В этот момент он разрывается от переполняющих эмоций и ликует, как те в звоне рыдающие «разливные бубенцы» «по дороге неприглядной, да любимой навек», по которой всякий русский человек ездил много раз.

Пейзаж в произведении «Мелколесье. Степь и дали» специально одушевлен автором. Такая местность в российской средней полосе обычна и ничем не примечательна, но здесь она изображена в гармонии с душой обычного русского крестьянина.

У Есенина никогда не утрачивались чувства к малой родине и связь со своими корнями. Он сам говорил, что отец его был крестьянином, а оттого и он крестьянский сын. В стихе «Мелколесье. Степь и дали» он сравнивает природу с родным человеком, выражает ему чувства благодарности и признательности в своих строках. Поэт уверен, что если кто хоть раз увидит этот край, тот березке каждой ножку будет рад поцеловать.

По его словам, известность ничто перед этой «чахленькой местностью», которая вызывает трогательные чувства признательности. Есенин помнит ее с раннего детства, эта земля вскормила его своими красотами и благоденствием, упоительными багряными закатами и восходами, душистыми травами и непроходимыми бродами.

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали»

От одной только мысли, что его герой возвращается на родину, поэта накрывает волна звуков гармони и напевы частушек. В этом ритме, кстати, стих и был написан. Использовался 4-стопный хорей, характерный для народных частушек.

Надо отметить, что Есенин «Мелколесье. Степь и дали» написал одним из последних. Тут он в некоторой степени обнажил свое предсмертное предчувствие, практически всегда присутствовавшее во всей его лирике. В последнем столбце упоминается совсем не зря кабацкий разгул, гармошка, и вот уж ходит по стопам трагическая погибель, которая для русского человека стала обычным делом. «Эх, гармошка, смерть-отрава…».

Есенин и родина

Поэт достаточно рано покинул свое родное село Константиновка, ведь он поехал покорять столицу, даже не подозревая о том, что ждет его там, и какая сильная тоска по родному краю будет мучить его всю жизнь. Веселая и беспутная Москва очень быстро наскучит русскому поэту. Он, конечно, понимал, что пробиться его таланту в селе не представлялось возможным. Но и достигнув огромного успеха на поэтическом поприще, Есенин не избавился от своих крестьянских корней, поэтому почти каждую строчку своих творений он будет посвящать природе, которая станет для него неиссякаемым источником поэтического вдохновения.

Есенин «Мелколесье. Степь и дали» написал в октябре 1925 года, именно тогда поэт решил ненадолго заехать в родную деревенскую глубинку - село Константиновка. Его первые впечатления от этой поездки стали незабываемо волнующими. Он был удивлен переменами, которые произошли за все время, пока его не было. Вдохновленный поначалу революционными идеями, он очень быстро разочаровался, и теперь только природа, тот уютный уголок детства, все так же по родному приветливо и ласково встретил его, готовый утешить и успокоить противоречивые мысли и чувства, усмирить гордыню и тщеславие. Именно здесь он опять тот самый веселый озорной мальчуган, а не разочарованный жизнью заграничный франт в английском костюме.

Неизбежность

В стихотворении «Мелколесье. Степь и дали» ощущается усталость поэта от постоянной мирской суеты. Ведь все, чего он хотел, Есенин уже добился, однако так и не понял, ради чего он жил, и в чем был смысл его жизни.

Последней фразой стихотворения, «не одна лихая слава пропадала трын-травой», он искренне признается, что готов отказаться от своих достижений ради прежней радостной скромной и безмятежной жизни, но, как человек уже умудренный опытом, он понимает, что дороги назад для него уже нет, как и его тихой спокойной старости в родных краях.