Материал коучинга "Обучение талантливых и одаренных детей" направлен на отработку практических навыков в работе педагога с одаренными детьми. В ходе коучинга педагогам предлагается выполнить разнообразные виды работы, начиная с приветствия — пожелания участникам занятия и настрой на работу, деление на группы — выбор геометрической фигуры с характеристикой типа личности, просмотр видеоролика с целью наблюдения за ребенком, отличающимся от остальных детей в группе, что позволяет определить критерии неповторимости, одаренности, основная работа — анализ предоставленного материала и составление постера, групповое взаимодействие(распределение ролей с помощью жеребьевки), для снятия усталости, эмоционального напряжения, сближения участников занятия и психоэмоциональной разрядки проводится психологическое упражнение "Массажист". Завершающим этапом выступает — защита плакатов, ознакомление с продуктом деятельности, рефлексия занятия.
Тема занятия «Как выявлять и развивать одаренных и талантливых учеников в условиях общеобразовательной школы?»Общие цели: углубить знания об одаренности, классификации видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей;
формировать психолого-педагогическую готовность учителя к работе с одаренными и талантливыми детьми.
Ожидаемые результаты: узнают о различных приемах технологии критическое обучение, целенаправленное применение различных технологий в процессе обучения.
Результаты обучения: Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников.
Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.
Ключевые идеи: Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания коллаборативной среды.
Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.
Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.
Подход, основанный на совместной работе Работа в группах
Обсуждение в парах подходов, которые в большей степени развивают одаренных и талантливых учеников
Материалы и оборудование Мультимедийное оборудование, компьтер, интерактивная доска, презентация; ватман для групп, маркеры, клей, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, фотоаппарат, видеоролик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия Время
Действия коуча и действия участников коучинга
Психологический настрой
Коуч предлагает, взяв разноцветные стикеры-цветочки, написать свои пожелания, что они хотели бы узнать, что хотели бы получить от взаимодействия в группе во время коучинг-сессии.
Записав свое мнение, коллеги прикрепляют его в «Корзину пожеланий».
Приветствие 2 мин.
Упражнение “Аплодисменты”.
Коуч хлопает в ладоши и говорит, называя имя: “Я приветствую…”. Тот, кого назвали, встаёт, хлопает следующему. Последний говорит: “Я приветствую всех”. Все аплодируют друг другу стоя, затем встают в круг.
Деление на группы
Коуч пускает по кругу резиночки разного цвета.
Объединяются в группы.
Разминка.
(Налаживание эмоционального настроя, знакомство)
Коуч предлагает всем в своих группах образовать круг и поздороваться как:
европейцы – пожать друг другу руки.
американцы – с улыбкой похлопывать по плечу.
японцы – скрестить руки на груди и склонить голову
африканцы – потереться носами.
казахи – обняться и похлопать друг друга.
Вызов Просмотр видеоролика «Одаренные дети».
После просмотра коуч задает вопрос: «Сформулируйте свою задачу или проблему по данной теме и запишите ее в виде вопроса»
Информация к размышлению.
Рефлексия коллег.
Формулирование темы занятия 1 мин.
- Как бы Вы сформулировали тему нашего занятия? «Как выявлять и развивать одаренность детей в условиях общеобразовательной школы?»
Формулируют тему занятия
Модуль который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и талантливые дети».
Экспресс-диагностика 2 мин
СЛАЙД № 8 Экспресс-диагностика «Разбираетесь ли Вы
в проблеме воспитания одарённости»
Мозговой штурм
Незаконченное предложение 5 мин.
Талант – это …
- Способным и талантливым ученикам в учебе …
- Одаренным быть легко, потому что…
- Гениальными становятся ученики, если…
Спикер группы отвечает на вопрос.
Рефлексия 2 мин.
Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».
Работа в группах 15 мин.
Элементы человеческого потенциала
Дж. Рензулли (малая модель)
1 группа Прием «Дерево предсказаний».
Одаренность, виды одаренности, достоинства и недостатки различных критериев определения одаренности
Каждый из критериев используется для определения одаренных учащихся. Обсудите в группе достоинства и недостатки каждого критерия и запишите свои мысли в таблицу.
Обсуждение в группе и создание «дерева», из ключевых идей задания. Тема – ствол дерева, веточки – аргументы, обоснование темы, листочки – прогноз.
2 группа Прием «Фишбоун»
1. Проблемы работы с одаренными детьми
3 группа
Сформулируйте принципы обучения одаренных детей и какие условия созданы в нашей школе для развития одаренности
4 группа
Задание. Создайте кластер «Характерные черты одаренного ребенка»
5 группа
Задание. Создайте модель учителя, работающего с одаренными детьми
Физминутка
Защита постеров Защита группами постеров.
Рефлексия Метод «Две звезды, одно предложение» относительно работы другой группы.
Над чем вы задумались, работая над новым заданием?
- К каким выводам вы пришли?
- Какова роль в развитии способностей...?
- Для развития каких навыков вы бы применили такие задания?
Охарактеризуйте вашу деятельность на занятии.
Участники обмениваются мнениями как прошло занятие, что еще они хотели бы узнать.
- На какой теории Кембриджского подхода к процессам преподавания и обучения основывалось наше занятие? (подсказка –конструктивистская теория)
Осмысление по анкете 3 мин. Участники отвечают на вопросы анкеты, одновременно проводят осмысление темы.
Эмоциональная рефлексия 5 мин.
Выскажите свое мнение о проведенной коуч-сесссии. Записав свои пожелания, эмоции на стикерах, прикрепите их к нашим цветочкам.
Эмоциональный, психологический настрой
В.А. Сухомлинский:
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
Коуч заканчивает занятие со словами: “Спасибо за коучинг! Спасибо…”, называет имя участника. Тот, кого назвали, встаёт, называет следующего… Последний участник: “Спасибо всем! До свидания!”. Все аплодируют стоя.
Дата: август 2014
Тема коучинг-сессии
«Одаренные и талантливые детей в организациях дополнительного образования »
Модуль
Обучение талантливых и одаренных учеников
Презентация, видео, маркеры, ватманы
Общая цель
Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми.
Результаты обучения для учителя
Учитель сможет:
Выявлить одаренных и талантливых учащихся в своем классе через наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения;
Овладеть стратегиями по организации эффективной работы с одаренными и талантливыми детьми;
Находить пути привлечения родителей для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.
Понимать то, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников
Ключевые идеи, значимые для занятия
Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания инклюзивной среды.
Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.
Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников
Ход коучинга
Этапы проведения занятия
Время
65 мин
Действия преподавателя и действия участников
Комментарии
Орг. момент
2 мин
Приветствие участников коучинга.
Деление на группы по методу «Мозаика»
Рассаживаются в группы по сложившейся картинке
Погружение в тему
8 мин
3 мин
Видео «Вот это талант»
Чем удивил Вас видеосюжет?
Модуль который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и талантливые дети».
Вопросы для дискуссии:
Почему эта проблема актуальна для нас?
Какого ребёнка можно назвать одарённым? Талантливым?
Какой корень в слове одаренный(дар)?
Является ли такой ребенок даром для вас, в вашей работе?
Каждый ребенок талантлив и одарен по своему! И наша задача, как учителей разглядеть, поддержать, подтолкнуть и помочь раскрыть наших детей! А какие они у нас? Что я как учитель могу сделать, чтобы развить одаренность в детях? Что поможет мне раскрыть таких детей? Какую методику преподавания я могу использовать? Каждый из участников коучинга задавал себе ни раз эти вопросы !
Что вы знаете о выявлении талантливых и одаренных учеником?
Заполнение таблицы «ЗХУ»
Заполняют первые две колонки таблицы самостоятельно. Озвучивают.
Задание 1
3 мин
«Лесенка». Расположите по степени возрастания слова: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность и расставьте проценты таких детей в наших классах
Располагают данные им таблички в порядке возрастания
Задание 2 .
7 мин
«Мозговой штурм». Участники коучинга отвечают на вопросы:
1) Как вы понимаете понятия «Одаренность», «Талантливость»?
2) Отвечая на вопросы, слушатели приводят свои критерии понимания;
Видео «Одаренные дети»
Работа в группах
Задание 3
10 мин
просмотрите видео
сделайте для себя запись об отличительных чертах одаренного ребенка
напишите на «лепестках» имена одаренных и талантливых детей(ваших воспитанников)
Составление «Ромашки» из лепестков с именами одаренных детей
5 мин
Представляется презентация для ознакомления «Одаренные и талантливые»
Задание 4
10 мин
Психологи выделяют 6 разрушителей таланта
1. Неумение ценить время
Очень часто мы слышим: он талантливый, но очень ленивый, поэтому попусту тратит драгоценное время: дни, месяцы, годы. Однако к детям, это выражение не может иметь никакого отношения, задача родителей, в данной ситуации, разобраться: что кроется за, так называемой,
и создать условия для того, чтобы самое ценное время для развития способностей не прошло даром. Талант не должен погибнуть в пустом времяпрепровождении: перед телевизором или за компьютерными играми, об этом и должны позаботиться родители.
2. Привязка к материальным ценностям
Как часто, мы слышим из уст родителей: «В будущем твои увлечения не дадут возможности заработать «на кусок хлеба», поэтому не стоит тратить на эти глупости время». Однако – это большое заблуждение взрослых, ребёнок никогда не сможет раскрыть свой талант, если материальные ценности будут стоять на первом месте. И тут должна проявиться мудрость родителей, дабы, дать возможность развиваться способностям ребёнка без привязки к материальным благам.
3. Школа и талант – понятия не совместимые
Третий враг таланта – это
. Большую часть времени в школе посвящают развитию логики и рационального мышления, тогда как чувства, без которых таланта не существует, остаются за пределами школьной программы. В таких ситуациях рекомендацией для родителей может стать, своевременное выявление таланта ребёнка и перевод его в специализированную школу, там, где способности будут развивать. Это могут быть специализированные художественные школы, спортивные интернаты и тому подобное.
4. Неуверенность в своих силах
«У меня ничего не выйдет, лучше и не браться» так часто думает большинство детей, сталкиваясь на пути с трудностями. В данной ситуации уверенность родителей в способностях ребенка должна передаться и ему самому. Этого можно достичь, создавая условия, в которых способности ребёнка максимально проявятся, каждый успех должен закрепляться похвалой и оценкой со стороны взрослых. Это и станет тем фундаментом веры, который поможет бороться с неуверенностью в своих силах
.
5. «Звёздная болезнь»
Обратной стороной неуверенности, может стать, так называемая, «звёздная болезнь». Она возникает на фоне постоянного восхваления достоинств ребёнка и приводит к тому, что он перестаёт относиться к себе критично. А так как талант – это способности помноженные на усердие, а ребёнок, который уверен, что он уже – гениален, не чувствует необходимости работать над собой, то будущее такого гения весьма прозаично. Поэтому родители должны быть крайне осторожны в своих высказываниях, дабы, не развить у своего чада «звёздную болезнь».
6. Пагубные привычки
Данный бич таланта касается уже взрослых дарований, которые однажды почувствовав вкус славы, становятся зависимыми от этого наркотика. И когда эта неверная птица-счастья вылетает в открытое окно, не каждый может справиться с разочарованием, вот тогда и наступает момент истины, и многие гении ищут утешение в вине и наркотиках.
Таким образом, талант – дело тонкое и чтобы одаренные дети превращались в гениальных взрослых, природный дар необходимо, как алмаз, сначала добыть среди тысячи камней, а затем отдать опытному ювелиру на огранку, дабы, он превратил его в сказочный бриллиант.
Каждая группа обсуждает данную им ситуацию и составляет рекомендации учителям для работы
12 мин
Составление постера «Одаренный и талантливый ученик».
1) Каждая группа создает модель одаренного ученика с характеристиками и его потребностями. 2) Что мы можем предложить одаренным детям в организациях дополнительного образования?
3) Защита постера, обоснование своей точки зрения
Составление постера
Рефлексия
5 мин
Заполнение таблицы «ЗХУ».
Участники выражают свое мнение с помощью стикеров в каждой графе таблицы, которая заранее была подготовлена.
Закончить занятие замечательными словами В.А. Сухомлинского:
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
Заполняют последнюю колонку и озвучивают