Конспект НОД "Вода, какая она?". Материалы и оборудование

МАДОУ «Центр развития – детский сад № 162»

Конспект открытого показа

НОД

ВОДА - источник жизни

Цель:

Формировать знания детей о значении воды в жизни всех живых существ.

Задачи:

1. Закрепить знания о свойствах воды, о животных, обитающих в водной среде.

2. Учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь.

3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

4. Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

5. Прививать детям бережное отношение к воде.

Словарная работа

Водопроводные, пресная, испарились.

Материалы

«Волшебная палочка», сундучок, конверты с заданиями, шапочки волшебников, карточки – символы, обозначающие свойства воды, дидактическая игра «Кому нужна вода» с набором картинок, набор животных (животные обитающие в водной среде, насекомые, птицы, дикие и домашние животные, стаканчики с грязной и чистой водой, воронки, вата.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент. Игровая мотивация

Дети под тихую мелодичную музыку входят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. А поможет нам в этом Знайка, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком, воздухом. Чудеса – дело непростое, чудеса делают волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Я возьму волшебную палочку, буду говорить слова, а вы выполняйте то, о чем я говорю.

Чики – чики – чикалочка,

Помоги мне волшебная палочка,

Вокруг себя повернись,

В волшебников превратись.

Дети выполняют

Педагог дотрагивается палочкой до каждого ребенка и одевает ему шапочку волшебника. Теперь вы волшебники!

2. Основная часть. Постановка проблемы совместный поиск решений

Дети вместе с педагогом переходят к столу, на котором стоит сундучок с заданиями.

Выполняют первое задание Знайки. Педагог из сундучка вынимает конверт и читает письмо.

«Дорогие ребята, прошу вас отгадать эту загадку и дать правильный ответ»

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять (Вода)

Педагог: А почему Знайка вам загадал эту загадку?

Дети выдвигают версии… (Мы будем говорить о воде)

Ребята, в конверте остались ещё вот такие интересные картинки - это «заколдованные» капельки воды и нам необходимо их расколдовать. Педагог показывает детям карточки –символы. Мы с вами уже проводили опыты с водой и знаем её свойства. Сейчас я вам буду показывать карточку, а вам нужно назвать свойство воды и рассказать, как это проверить. Педагог показывает детям карточки по одной, дети называют свойства воды.

Вода – бесцветная. Если в стакан с водой положить камешек, то мы его увидим. Значит вода прозрачная.

Вода – безвкусная. Если воду попробовать, то она не соленая, не горькая, ни кислая, ни сладкая. Значит, у неё нет вкуса.

Вода не имеет запаха. Если её понюхать, то она ничем не пахнет.

Вода не имеет формы. Если её налить в стакан - она примет форму стакана, если перелить в тарелку – примет форму тарелки. Значит, у неё нет своей формы.

А Знайка приготовил нам ещё интересное задание.

Дети с педагогом возвращаются к сундучку с заданиями

Педагог достает конверт, читает задание.

«Дорогие ребята, с первым заданием вы справились, правильно отгадали загадку и «расколдовали» капельки воды. Сейчас вы должны рассказать, кому нужна вода и почему без нее нельзя прожить»

Педагог просит пройти детей к наглядному пособию «Кому нужна вода». На мольберте закреплен лист ватмана с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На столе картинки, необходимо выбрать нужную и прикрепить к стрелке.

Дети рассматривают картинки, выбирают нужную, объясняют кому нужна вода и для чего (человеку, птицам, животным, растениям).

Педагог задает наводящие вопросы.

Зачем вода растениям? Как они ее получают?

Смогут ли животные прожить без воды?

Для чего людям вода?

Предложить детям подумать: откуда берется вода в кране?

Педагог: В кране - вода из реки. Её фильтруют через специальные, большие фильтры и вода уже чистая поступает к нам по трубам, которые называются водопроводные трубы. Дети повторяют название труб.

А как попадает вода в реку (в виде дождя) ? Давайте поиграем в игру «Капельки»

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Педагог: А сейчас ребята, вы превратитесь в маленькие капельки дождя одевают на голову ободок с капелькой. Педагог говорит, что она – мама Тучка одевает на голову ободок с тучкой, а ребята - ее детки капельки, им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая дождь. Капельки полетели на землю. Разбегаются, прыгают, танцуют. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Капельки составляют ручей, взявшись за руки. Встретились ручейки и стали большой рекой дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу. Плавали – плавали капельки в реке, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Пригрело солнышко. Стали капельки легкими, потянулись вверх присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Педагог: Настало время для третьего задания. Посмотрим, что на этот раз приготовил нам наш Знайка.

Дети с педагогом проходят к столу. Педагог достает конверт, читает:

«Ребята, вы правильно рассказали, кому нужна вода. Сейчас предлагаю вам следующее задание. Водные животные заблудились и никак не могут найти свой водоем, вам нужно им помочь»

Для выполнения этого задания педагог приглашает детей к следующей специально спроектированной зоне «Водоем». Дети становятся вокруг экспериментального стола, в нем находятся емкости с водой, песком, набор животных (животные обитающие в водной среде, домашние и дикие животные, насекомые, птицы). Из предложенного набора выбирают водных животных, объясняют свой выбор и помещают их в «водоем».

Педагог задает детям вопросы:

Что умеют делать все водные животные?

Почему водные животные не могут жить на суше?

Зачем рыбам плавники?

Зачем рыбам хвост?

Зачем рыбам жабры?

Педагог: Теперь посмотрим, остались ли еще в сундучке задания от Знайки. Достает конверт, читает:

«Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию видеописьмо».

Дети переходят в зону для просмотра видеописьма.

На экране сюжет, река просит детей о помощи: «Помогите, мне тяжело стало нести свои воды. Я очень люблю, когда ко мне приходят добрые люди, но не все такие, есть те, которые не знают, как вести себя, все бросают в меня: пакеты, бутылки, банки, моют машины. Я погибаю»

Педагог: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду, вылечить реку. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники.

Дети проходят в лабораторию. Садятся за столы, где стоят стаканы: один – с грязной водой, другой – с чистой водой, вата, воронка, пустой стакан на каждого ребенка

Педагог: Ребята, у вас на столах вода из реки. В одном стаканчике – из чистой реки, до того, как там побывали люди, а во втором из грязной реки, после того, как люди загрязнили реку. Сравните воду в двух стаканах. Чем она отличается.

Дети: В одном стакане вода чистая, а в другом грязная.

Педагог: В какой воде могут жить водные животные и растения, а в какой нет?

Дети: Водные животные и растения могут жить в чистой воде, а в грязной не могут.

Педагог: Правильно ребята, всем нужна чистая вода, от загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека потому, что мы с вами пьем пресную воду, которую берут в основном из рек. Какую воду мы пьем? Пресную. Но грязную воду можно очистить с помощью фильтров. Мы сейчас с вами будем очищать грязную воду, чтобы река опять стала чистой.

Дети через фильтр сливают грязную воду в пустой стакан.

Педагог: Посмотрите, очистилась ли у вас вода? Какая она?

Дети: Чистая, прозрачная.

Дети сравнивают её с водой «из чистой реки».

За листом картона с изображением реки, стоит бокал - аквариум. В процессе очистки воды, дети по очереди приносят стаканчики с очищенной водой, которую она «отдают» речке - сливает в бокал.

Педагог обращает внимание детей на экран. На экране сюжет, обращение реки к детям:«Спасибо, ребята! Я думала, мне придется погибнуть, а вы спасли меня! Теперь я снова чистая, прозрачная. Приходите ко мне в гости, вас я не боюсь, ведь вы не будете загрязнять меня».

Педагог: Ребята, всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять. Надеюсь, что вы будете правильно себя вести в природе и научите этому других.

А какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?

Дети: Не бросать мусор, при умывании не открывать сильно кран и закрывать после умывания, не лить зря воду.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Педагог: Теперь, ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники. Все задания Знайки выполнили. А на память вам от нашего героя волшебные капельки, которые будут поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

Вот и закончилась игра, возвращаться нам пора и вновь поможет нам в этом волшебная палочка. Педагог берет волшебную палочку и говорит:

Чики – чики – чикалочка.

Помоги мне, волшебная палочка.

Вокруг себя повернитесь.

В ребят снова превратитесь.

Вот мы и превратились снова в ребят.

Закрепление полученных знаний детьми, подведение итога образовательной деятельности.

Педагог:

Чем сегодня занимались?

Что делают капельки воды в природе?

Как помогли речке?

Как нужно относиться к воде?

Что вам понравилось больше всего?

Какие чувства вы испытали, когда помогли реке?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Березовка

Первомайского района Алтайского края

Конспект НОД

в старшей группе «Волшебница вода»

2018 г.

Программные задачи:

Расширить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов, о том, где она встречается в природе.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой.

Развивать мышление детей, любознательность, наблюдательность.

Активизировать слово: бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать интерес к исследованию, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Кому нужна вода». Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Какая она, вода». Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.

Методы и приёмы: Игровой (сюрпризные моменты); наглядный (иллюстрации, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера).

Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, гуашь (красная, синяя, жёлтая, зелёная), ложечки; ёмкости: с солью, с сахарным песком; яйца, кисточки, подставки под кисточки; символы, обозначающие правила поведения в лаборатории, иллюстрации «Вода в природе».

Планируемый результат: непосредственно - образовательная деятельность

по теме «Волшебница вода»

- углубит знания детей о свойствах воды;

Разовьет мыслительные процессы, исследовательские умения и навыки, умение детей выдвигать предположения.

Вызовет интерес к исследованиям, повысит уровень любознательности, самостоятельности детей.

Ход работы:

Звучит мелодия «От улыбки»

В: «Доброе утро солнцу и птицам. (руки к солнцу)

Доброе утро приветливым лицам!

Собрались все детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг. (показ руками на себя, на детей)

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Дети садятся на стулья

В: Ребята, закройте глаза, представьте. Много зрителей вокруг, все аплодируют, всё залито светом, это горят софиты, арена, звучит музыка. Ребята, где мы оказались? (В цирке) И сейчас на арену выходит фокусник.Встречайте его аплодисментами. (Входит фокусник, показывает фокусы под музыку.1 фокус - окрашиваем воду (3 ёмкости); 2 фокус -надуваем шарик.

Ф: А вы хотите научиться показывать фокусы? В каждом фокусе есть секрет, а чтобы узнать эти секреты вам нужно научиться проводить опыты и эксперименты.

В: Ребята, поблагодарим его аплодисментами. (Фокусник уходит).

В: Фокусник с чем проводил фокусы? (с водой)

Давайте поговорим о воде.

Имеет ли цвет вода? (нет, она прозрачная)

Как ещё можно сказать? (бесцветная). (Закрепление слов)

Имеет ли вода запах? (Без запаха).

Имеет ли вода вкус? (Безвкусная).

В: - Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Где использует человек воду? (готовит пищу, стирает, умывается, моется, пьёт, тушит пожар…).
- Да, вода нужна всем. Без воды не будет жизни на Земле.

Где в природе вода встречается? (в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах, болотах) . А ещё мы видим воду в виде дождя, льда, снега, тумана - это тоже вода, только в разных её состояниях. (показ иллюстраций)

Воспитатель. Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает,
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне . Представьте, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды) .

Физкультминутка
Тихо плещется вода (Плавные движения руками)
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки, (Руки вверх)
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем, (Высокое поднимание колен)
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох. (Делаем вдох)
И присядем на песок. (Дети садятся.)

В: -А сейчас приглашаю вас в лабораторию. Я вас научу проводить опыты, чтобы вы потом сами показывали фокусы. Наденем фартуки.

Вспомним правила поведения в лаборатории (показ сигнальных карточек)

1. Не кричать!

2. Не трогать без разрешения!

3. Не пробовать на вкус!

4. Соблюдать осторожность!

В: - Проведём исследования. Перед вами по 2 стакана с водой, по 2 яйца, соль. Берём соль и высыпаем её в стакан с зелёной меткой. Размешиваем.

Какая получилась вода? (солёная).

А теперь послушайте: если мы опустим в каждый стакан по яйцу, они будут плавать или опустятся на дно? (ответы детей). Давайте проверим. Берём яйца и опускаем по 1 в каждый стакан. Смотрите, что произошло. (В стакане с солёной водой яйцо вверху, плавает, а в простой воде опустилось на дно). Знаете, почему?Потому что плотность солёной воды выше, поэтому яйцо не тонет.

В: - Как думаете, где легче научиться плавать - в море или реке? (В море) Правильно, потому что в море вода солёная.

В: Отгадайте загадку.

Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).

Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги.

Каждому лаборанту нужно положить ложкой в маленький стакан с водой сахар. Перемешайте. (дети перемешивают). Берём краску, кисточкой закрашиваем воду. (дети выполняют).

А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара), затем у кого зеленый (3 ложки сахара), жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара)

А сейчас самое интересное. ( В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку - в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана.В стакане образуется 4 разноцветных слоя - самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась! (читаю стихотворение И.Векшегоновой «Радуга») Стою радуюсь: Радуга, радуга!

Полоса - к полоске, линия - к линии:

Жёлтая, зелёная, красная, синяя…

В: - В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная) . Этот опыт вы еще повторите.

Вам понравилось быть исследователями?

Я благодарю вас за прекрасную работу и дарю вам медали «Юный исследователь» (раздаю медали)

(звонок телефона)

В: Извините, ребята, мне нужно ответить. Это звонит фокусник (показываю на телефоне фото, включаю на громкую связь)

Фокусник по телефону: Ребята, мне очень понравилось быть у вас в гостях.

Вы такие, молодцы!

Все старались, не ленились

И, играючи учились!

От меня за труд такой

Вам подарок небольшой!

Вы меня не подводите,

А скорей его найдите:

Не далеко, не близко,

Не высоко, не низко,

Не в шкафу он, не в руке,

А в волшебном сундучке!

(Дети и воспитатель находят сундучок с мыльными пузырями)

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Вода. Свойства воды»

Цель : совершенствование представления детей о разнообразных свойствах

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»

Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;

Закреплять знание детей о свойствах и круговороте воды в природе.

«Социально-коммуникативное развитие»

Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

«Речевое развитие»

Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;

Обогащать словарный запас детей (гейзеры);

Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;

Развивать самостоятельность у детей в процессе опытов;

Материалы и оборудование:

пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, тарелочки пластиковые, ложечки, камешки, термос с теплой водой, трубочки.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды.

Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

Чтение сказки «Путешествие Капельки».

Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).

Знакомство с круговоротом воды в природе.

Ход НОД:

Организационный момент.

Стук в дверь, почтальон приносит письмо.

Воспитатель читает письмо:

" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся».

Ребята, а что вы знаете о воде?

(Показ слайдов)

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада,

И брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности - только вода.

Жизнь без воды невозможна!

I часть: Вводная.

Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

Дети - Да.

Воспитатель - А как?

Дети - Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.

Воспитатель - Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить книжечку и отправить Незнайке.

Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

Дети - Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?

Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Одевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.

Воспитатель : Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:

Дети - Не шуметь - этим мы мешаем другим.

Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Нужно слушаться воспитателя.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

Опыт 1.Вода бесцветная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети - Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети - Лист белого цвета.

Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети - Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети - Нет.

Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?

Дети - Да.

(подводим детей к правильному ответу- какой цвет у воды?)

Воспитател ь - А что можем сказать о цвете воды?

Дети - Вода без цвета.

Воспитатель - Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети - Вода - бесцветная.

Первое свойство - вода без цвета (схема).

Опыт2. Вода прозрачная.

Воспитатель - Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Дети - В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком - нет.

Воспитатель - Какой делаем вывод?

Дети - Вода - прозрачная.

Второе свойство - вода прозрачная (схема).

Опыт 3. Вода меняет цвет.

Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети - Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети - Вода изменила свой цвет.

Воспитатель - Какой вывод из этого следует?

Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Третье свойство - вода меняет цвет (схема).

Опыт 4.Вода без вкуса.

Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.

Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Дети - Вода безвкусная.

Воспитатель - Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у воды?

Дети - Сладкий, соленый.

Вывод : Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Четвертое свойство - воде можно придать вкус (схема).

Опыт 4.Вода без запаха.

Цель. Выяснить, имеет ли запах вода.

Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети - Вода ничем не пахнет.

Воспитатель - Правильно, вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

Добавляю в стаканчики (из предыдущего опыта) с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Пятое свойство - воде можно придать запах (картинка).

Физминутка.

Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)

Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - не растворяются».

Воспитатель - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? (добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось).

Дети - В воде сахарный песок растворился.

Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?

Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Дети - Песок не растворяется, вода становится мутной.

Воспитатель - Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Дети - Мука растворяется в воде, вода становиться мутной.

Шестое свойство - вода растворитель (схема).

Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Воспитатель - Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?

Дети - Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?

Вывод : Воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей (схема).

Воспитатель - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие - только в холодной. Если бы вы, ребята, были рыбами, какую воду вы бы выбрали - тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных - в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры (показ слайда ). От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Воспитатель - А в каких состояниях встречается вода в природе?

Дети : В жидком, твердом и в газообразном виде.

Воспитатель - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.

(слайд «Круговорот воды в природе»)

Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт 7 « Облако в банке».

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка закоптела.

Воспитатель - Во что превратилось наше облако?

Дети - Облако превратилось в дождь (Схема).

Вывод : Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе).

III часть. Подведение итога.

- Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке эту книжку? Спасибо ребята, вы все большие молодцы!

Конспект по экспериментированию первой младшей группе « Вода, какая она»

Воспитатель: Кожевникова Н. В. Ноябрь.

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, познакомить с некоторыми свойствами воды;

Образовательная:

1.Познакомить детей со свойствами воды (цвет, температура, текучесть)

2.рассказать о значении воды в нашей жизни.

Развивающая:

1.Развивать речь, мышление и любознательность детей.

2.Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

3.Развивать наблюдательность.

Воспитательная:

1.Воспитывать бережное отношение к воде.

2.Воспитывать у детей культурно- гигиенические навыки.

Обогащение словаря: Жидкая, прозрачная,холодная, тёплая.

Материал и оборудование: Стакан, стакан с водой, стакан с белой гуашью, камешек,две тарелки, вода тёплая, холодная, полотенце.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь.

В-ль: Интересно, кто к нам пришёл в гости?

Заносит игрушку зайчика.

Здравствуйте, ребята,я шёл к вам в гости и нёс немного воды, хотел вместе с вами с ней поближе познакомиться, но я упал, и вода вся пролилась. Но у меня осталась загадка, отгадайте её..

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без (воды)

В-ль: Не расстраивайся, Зайка, мы поможем тебе. У нас в группе вода есть в водопроводном кране.

Зайка; Здорово, сейчас мы с вами отправимся в путешествие на поиски воды. Вы готовы? Тогда в путь!

По ровненькой дорожке,

(дети идут шагом)

Шагают наши ножки,

Раз, два, раз, два,

По камешкам, по камешкам

(прыгают на двух ногах)

В ямку- бух!

(приседают на корточки)

Дети подходят к водопроводному крану.

В-ль: Набирает воду в стаканы.

Опыт № 1: « Вода- жидкая»

Вместе с детьми переливаем воду из одного стакана в другой.

В-ль: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

В-ль: Почему вода льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак вода какая? (жидкая)

Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Давайте вместе повторим, вода льётся она жидкая.Молодцы. Идём дальше в путь.

Проводится п/и « По ровненькой дорожке»

Доходим до стола, где стоят стаканы с водой и тарелочки с белой гушью.

В-ль: Дети, какого цвета вода? Ответы детей.Прозрачная.

А сейчас сделаем с вами воду белого цвета. Дети размешивают гуашь в воде. Какого цвета получилась вода? Белого.

Зайка: Давайте мы с вами поиграем в прятки.

Опыт №2.» Вода прозрачна»

Зайка: Давайте с вами спрячем камушек в прозрачной воде и в воде белого цвета. И увидим где видно камушек, а где нет. Ответы детей.

В-ль: Правильно в одном стакане вода прозрачная и мы с вами видим камушек, а в другом стакане вода белая и мы не видим камушек, вода не прозрачная.

Зайкы: Давайте вместе скажем вода прозрачная и непрозрачная.

В-ль: А теперь немного отдохнём.

Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём, крепко щёткой зубы трём

Моем уши, моем шею, на глазах мы хорошеем.

Дети подходят к столу где стоят два таза с тёплой и холодной водой.

Опыт №3 « Вода холодная, тёплая»

Воспитатель говорит, что вода, может быть, тёплой и холодной. Предлагает опустить пальцы в тёплую и холодную воду.

В-ль: Так какая у нас в чашках вода? (тёплая, холодная)

Зайка: Все вместе вода, какая? Холодная, тёплая. Молодцы!

В-ль: Дети, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей)

Правильно, вода бывает жидкая, прозрачная, бывает непрозрачная, холодная, тёплая.

Читаю отрывок из стихотворения Н. Рыжовой:

Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться, не наесться не напиться.

Смею вам я доложить без воды нам не прожить!

Зайка, а ты знаешь для чего нам нужна вода?

Зайка: Я знаю, люди пьют воду, каждый день моют руки и лицо, моют посуду, стирают одежду, варят еду, моют грязные фрукты и овощи; поливают растения, чтобы не засохли.

В-ль: Молодец зайка правильно. Вода всем необходима не только людям, но и растениям, животным-всему живому на земле. Поэтому её нужно беречь и охранять.

Зайка: Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду. До свидания детки.

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательно-исследовательского занятия, направленного на расширение знаний детей о воде и развитию любознательности у дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение художественной литературы», «Продуктивная».

Цель: обобщить знания детей о воде.

Задачи:

Образовательные : Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком, маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры- бумажные маски для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка-дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

Ход НОД:

Дети входят в группу.
Воспитатель:
— Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
— Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к столу (дети находят на столе коробку, с боку которой имеется круглое отверстие).
— Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
— Вот вторая загадка — звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).
— А сейчас скажите мне: что было в коробке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
— Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на сегодняшнем занятии пойдет о воде.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.(Н. Рыжова)

— А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей).
— Верно, о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь. А сейчас пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся яблоко, свежая рыбка, веточка бальзамина и картинка с изображением арбуза).
Воспитатель:
— Сегодня мы говорим о воде,а какое отношение к воде имеет то, что находится перед вами (полные ответы детей).
— Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды,яблоко тоже содержит сок. Вода-среда обитания рыбы. Если раздавить пальцами срезанный стебель веточки бальзамина, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему?
— Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья. А еще бальзамин в народе получил название «Ванька-мокрый» ,так как перед дождем по краю листочков появляются многочисленные капли воды. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее нами опыт. Веточка бальзамина была поставлена в баночку с водой, окрашенной в красный цвет.
— Что вы заметили? (ответы детей). Стебель и листья окрасились в желтый цвет. Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю она попадает в листья.
Воспитатель:
— Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую рыбку на сухую).
— Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей).
— Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.
— Приведите примеры когда вы наблюдали испарение воды?(мама вывешивает после стирки белье на балкон и оно становится сухим, вытирает стол мокрой тряпкой,моет полы).
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель просит надеть детей маски-капелек, сама надевает маску- тучки и игра начинается).
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
— Сейчас мы с вами сделаем вывод: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим (рассматриваем плакат «Круговорот воды в природе»). Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.
— Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.
— Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).
— Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы отправимся в игровой уголок к девочкам и воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки.
Воспитатель:
— Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет. Давайте снова отправимся в лабораторию (одевают фартуки и шапочки).
— Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).
— Как она попадает к нам в дом? (по трубам,из реки).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
— Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
— Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Волги. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

— Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
— Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду (ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
— А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем занятии (дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).