Айн рэнд цитаты о государстве. Айн Рэнд «Источник» - цитаты и фразы из книги

Айн Рэнд, (1905–1982), американская писательница и философ, создатель философского направления – объективизма

Сила и разум противоположны; мораль кончается там, где начинается стрельба.

Я существую – следовательно, я буду мыслить.

Богатство не в накоплении, а в умении выбрать лучшее.

Какое счастье видеть великую, новую, гениальную идею, принадлежащую не мне.

Деньги всегда останутся лишь следствием, они никогда не заменят нас как причину.

Я отказываюсь признавать, что виновна в самом факте моего существования.

Знаете ли вы отличительную черту посредственности? Негодование из за успеха другого.

Величие – это способность строить жизнь на трех основополагающих ценностях – разуме, цели и самоуважении.

Вещи, как они есть»– это такие вещи, какими их воспринимает разум. Оторвите их от разума, и они станут «такими, как их воспринимает ваше желание».

Дом, как и человек, может быть цельным, но и в том и в другом случае это бывает крайне редко.

Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня.

Кто не был в юности революционером – лишен сердца, кто не перестал им быть в зрелом возрасте – лишен мозгов.

Люди могут учиться друг у друга, но процесс обучения требует от каждого собственного мышления.

– Мой дорогой друг, кто вам позволит?
– Это не главное. Главное – кто меня остановит?

Моя мораль, мораль разума, содержится в одной аксиоме: реальность существует в одном выборе – жить. Все остальное проистекает отсюда. Чтобы жить, человек должен считать высшими и решающими ценностями три вещи: Разум, Цель, Самоуважение. Разум как единственное орудие познания, Цель как выбор счастья, которого это орудие должно достигать, Самоуважение как нерушимая уверенность, что он способен думать, и его личность достойна счастья, что означает – достойна жизни. Эти три ценности требуют всех добродетелей человека, и все его добродетели связаны с отношением существования и сознания: разумностью, независимостью, чистотой, честностью, справедливостью, эффективностью, гордостью.

На земле ничего не дано человеку. Все, что ему требуется, надо произвести.

Нарушать права человека означает заставлять его действовать против собственного рассудка. Правительство учреждено, чтобы защищать человека от преступников, а конституция написана, чтобы защищать человека от правительства.

Отношения людей будут совершенно различны в том случае, когда люди имеют дело с другими людьми как свободные, независимые личности, признавая ценность каждого человека, и в том случае, когда они относятся друг к другу как члены некой стаи, рассматривая друг друга как средство достижения своих целей и целей своей стаи.

По какому праву вы рассуждаете о том, что значит быть человеком? Вы, предавший человека в себе?

Разум для человека – инструмент выживания. Для выживания человека необходимо освободить тех, кто думает, от тех, кто не думает.

Для существа разумного вопрос «быть или не быть?» – это вопрос «мыслить или не мыслить?». Что против разума, то против жизни.

Репортеры были молодыми людьми, которых учили думать, что их работа заключается в том, чтобы скрывать от мира природу происходящих в нем событий. Их повседневной обязанностью было выступать слушателями какого нибудь общественного деятеля, который тщательно подобранными фразами, лишенными всякого смысла, разглагольствовал о благосостоянии общества. Их повседневная работа заключалась в том, чтобы собрать эти слова в любых приемлемых сочетаниях, но так, чтобы они не выстраивались в последовательную цепочку, выражающую что то определенное.

Свобода – это фундаментальная необходимость человеческого мышления.

Сильные призваны завоевывать, а слабые – умирать.

…Сами по себе деньги – лишь средство. Они приведут вас к любой цели, но не заменят вас у штурвала. Деньги удовлетворят ваши стремления и желания, но не заменят вам цель и мечту… Деньги не купят счастья тому, кто сам не знает, чего хочет. Деньги не построят систему ценностей тому, кто боится знания цены; они не укажут цель тому, кто выбирает свой путь с закрытыми глазами. Деньги не купят ум дураку, почет – подлецу, уважение – профану. Если вы попытаетесь с помощью денег окружить себя теми, кто выше и умнее вас, дабы обрести престиж, то, в конце концов, падете жертвой тех, кто ниже. Интеллигенты очень быстро отвернутся от вас, в то время как мошенники и воры столпятся вокруг, ведомые беспристрастным законом причин и следствий: человек не может быть меньше, чем его деньги, иначе они его раздавят.

Существует некий предел, до которого можно вытерпеть боль. Пока существует этот предел – настоящей боли нет.

Страдания – это болезнь.

Тот, кем часто и упорно руководят, легко приходит к тому, что добровольно отказывается и от предоставленной ему доли самостоятельности, которой он располагает. Он считает себя свободным от забот, которые несут за него другие, и полагает, что достаточно ждать указаний и следовать им. Тем самым сдвигаются его представления о заслуге и вине. Идея первой его не захватывает, мучительное чувство второй овладевает им все слабее и реже, поскольку он, ссылаясь на свое положение, с легкостью перекладывает свою вину на того, кто это положение создал.

У существа с волевым сознанием нет автоматического режима поведения. Ему нужна система ценностей, направляющая его действия. Ценность – это то, что человек добывает и удерживает своими действиями, добродетель – это действие, с помощью которого человек добывает и удерживает ценность. Ценность предполагает ответ на вопрос: ценность для кого и для чего? Ценность предполагает стандарт, цель и необходимость действия перед лицом выбора. Там, где нет выбора, невозможно существование ценностей.

Я могу предложить только одно полезное соображение: исходя из сути и природы бытия, противоречий не существует. Если вы находите невероятным, что изобретение гения может быть брошено среди развалин, а философ может хотеть работать поваром в кафе, проверьте свои исходные положения; вы обнаружите, что одно из них неверно.

  • - Мой дорогой друг, кто вам позволит? - Это не главное. Главное - кто меня остановит?
  • Может быть боль настолько велика, что я ее уже не чувствую.
  • Послушай любого пророка и, если он говорит о жертвенности беги. Беги, как от чумы. Надо только понять, что там, где жертвуют, всегда есть кто-то, собирающий пожертвования. Где служба, там и ищи того, кого обслуживают. Человек, вещающий о жертвенности, говорит о рабах и хозяевах. И полагает, что сам будет хозяином.
  • ... каждый человек сам находит для себя смысл, форму и назначение. Почему так важно, что сделали остальные? Почему освящается простой факт подражательства? Почему прав кто угодно, только не ты сам? Почему истину заменяют мнением большинства? Почему истина стала фактом арифметики, точнее, только сложения? Почему все выворачивается и уродуется, лишь бы только соответствовать чему-то другому? Должна быть какая-то причина. Я не знаю и никогда не знал. Я бы хотел понять.
  • Продолжительная борьба против власти одной-единственной страсти сама по себе тоже рабство.
  • В делах духовных есть простое и надежное правило: все, что идет от человеческого Я, - зло, все, что идет от любви к ближнему, - благо.
  • Человек теряет все, если он теряет чувство юмора.
  • Если человек не уважает самого себя, он не может ни любить, ни уважать других.
  • - Страдание - это благо. Не жалуйтесь. Несите его, склоняйтесь перед ним, принимайте его и будьте благодарны, что Господь позволил вам страдать. Ибо это сделает вас лучше тех, кто сейчас смеётся и счастлив. Если вы этого не понимаете, не старайтесь понять. Всё зло исходит от ума, ибо ум задаёт слишком много вопросов. Благословенна вера, а не разум.
  • ... никакой свободы не существует, ибо все творческие устремления людей, как и все прочее, жестко обусловлены экономическим укладом эпохи, в которой живут эти люди.
  • Это так заурядно - когда тебя все понимают.
  • Мне бы хотелось отомстить миру за то, что мне не за что ему мстить.
  • Существует некий предел, до которого можно выдерживать боль. Пока существует этот предел, настоящей боли нет.
  • Толпа может простить что угодно и кого угодно, только не человека, способного оставаться самим собой под напором ее презрительных насмешек.
  • ... почему вас должно беспокоить, что им нравится? - Надо считаться с людьми. - Разве вы не знаете, что большая часть людей берет что дают и не имеет ни о чем собственного мнения? Вы хотите руководствоваться их представлениями о том, что вам надлежит думать, или своими собственными суждениями?
  • Человек, который любит всех и чувствует себя дома всюду, - настоящий человеконенавистник. Он ничего не ждет от людей, и никакое проявление порочности его не оскорбляет.
  • Рост предполагает разрушение. Нельзя приготовить омлет, не разбив яйца.
  • ... исключительность - это великолепно. Но совсем непрактично.
  • Тебе тоже пришлось узнать, что лучшие друзья любят в тебе все, за исключением того, что действительно важно? А то, что действительно важно, для них ничто, пустой никчемный звук.
  • Китинг откинулся назад с ощущением теплоты и удовольствия. Ему нравилась эта книга. Она преобразила его рутинный воскресный завтрак в глубокое духовное переживание. Он был уверен, что оно глубокое, потому что он ничего не понимал.
  • Лица людей и первые впечатления еще ни о чем не говорят. Это одно из наших общих и самых больших заблуждений. Нет ничего более значительного, чем лицо человека. И более красноречивого. На самом деле мы можем по-настоящему узнать человека только с первого взгляда. Более того, при этом взгляде мы узнаем о нем все, хотя не всегда бываем достаточно мудры, чтобы развить это наше знание.
  • Одиночество - тоже пьедестал.
  • Думая о себе час, подумай и о других минутку...
  • Чтобы сказать: "Я тебя люблю", надо научиться произносить Я.

На данной странице вы найдете цитаты Айн Рэнд, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Сила и разум противоположны; мораль кончается там, где начинается стрельба.

Я существую – следовательно, я буду мыслить.

Богатство не в накоплении, а в умении выбрать лучшее.

Какое счастье видеть великую, новую, гениальную идею, принадлежащую не мне.

Деньги всегда останутся лишь следствием, они никогда не заменят нас как причину.

У существа с волевым сознанием нет автоматического режима поведения. Ему нужна система ценностей, направляющая его действия. Ценность – это то, что человек добывает и удерживает своими действиями, добродетель – это действие, с помощью которого человек добывает и удерживает ценность. Ценность предполагает ответ на вопрос: ценность для кого и для чего? Ценность предполагает стандарт, цель и необходимость действия перед лицом выбора. Там, где нет выбора, невозможно существование ценностей.

Я могу предложить только одно полезное соображение: исходя из сути и природы бытия, противоречий не существует. Если вы находите невероятным, что изобретение гения может быть брошено среди развалин, а философ может хотеть работать поваром в кафе, проверьте свои исходные положения; вы обнаружите, что одно из них неверно.

Отношения людей будут совершенно различны в том случае, когда люди имеют дело с другими людьми как свободные, независимые личности, признавая ценность каждого человека, и в том случае, когда они относятся друг к другу как члены некой стаи, рассматривая друг друга как средство достижения своих целей и целей своей стаи.

По какому праву вы рассуждаете о том, что значит быть человеком? Вы, предавший человека в себе?

Разум для человека – инструмент выживания. Для выживания человека необходимо освободить тех, кто думает, от тех, кто не думает.

Для существа разумного вопрос «быть или не быть?» – это вопрос «мыслить или не мыслить?». Что против разума, то против жизни.

Репортеры были молодыми людьми, которых учили думать, что их работа заключается в том, чтобы скрывать от мира природу происходящих в нем событий. Их повседневной обязанностью было выступать слушателями какого нибудь общественного деятеля, который тщательно подобранными фразами, лишенными всякого смысла, разглагольствовал о благосостоянии общества. Их повседневная работа заключалась в том, чтобы собрать эти слова в любых приемлемых сочетаниях, но так, чтобы они не выстраивались в последовательную цепочку, выражающую что то определенное.

Свобода – это фундаментальная необходимость человеческого мышления.

Сильные призваны завоевывать, а слабые – умирать.

Я отказываюсь признавать, что виновна в самом факте моего существования.

Знаете ли вы отличительную черту посредственности? Негодование из за успеха другого.

Величие – это способность строить жизнь на трех основополагающих ценностях – разуме, цели и самоуважении.

Вещи, как они есть»– это такие вещи, какими их воспринимает разум. Оторвите их от разума, и они станут «такими, как их воспринимает ваше желание».

Дом, как и человек, может быть цельным, но и в том и в другом случае это бывает крайне редко.

Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня.

Кто не был в юности революционером – лишен сердца, кто не перестал им быть в зрелом возрасте – лишен мозгов.

Перед вами цитаты писательницы, книги которой стали настоящим откровением для многих из нас. Айн Рэнд не просто говорит, она кричит голосами своих героев о самом наболевшем - о разочарованиях, любви, деньгах, героях и бездарях. И все это для того, чтобы мы, также как и ее атлант, наконец-то смогли расправить плечи. В нашей подборке самые яркие откровения этой необычной личности.

1. Он никогда и ничего у них не просил. Это они стремились владеть им, это они предъявляли ему постоянные претензии. Причем претензии эти имели облик привязанности, которую, впрочем, ему было труднее переносить, чем любую разновидность ненависти. По какой-то неведомой причине эти люди взялись любить его, не желая при этом знать, за что ему хотелось быть любимым.

2. Эти люди властны над вами, потому что вы не даете себе никакой пощады. Они потакают своим эмоциям. Вы жертвуете своими чувствами. Они ничего не хотят терпеть. Вы готовы стерпеть что угодно. Они избегают ответственности. Вы же только и делаете, что принимаете ее на себя. Но разве вы не видите, что это, в сущности, одна и та же ошибка? Отказ от признания реальности всегда приводит к гибельным последствиям.

3. Знаете ли вы отличительную черту посредственности? Негодование из-за успеха другого. Эти обидчивые бездари трясутся над тем, как бы их кто не обскакал. Они и понятия не имеют, какое одиночество появляется, когда достигаешь вершины. Им чуждо это чувство тоски, когда так хочется увидеть человека, равного тебе, разум, достойный преклонения, и достижение, которым можно восхищаться.

4. Люди не хотят думать. Чем глубже они погружаются в свои заботы, тем меньше хотят думать. Но подсознательно они чувствуют, что должны думать, и чувствуют себя виноватыми. Поэтому они благословят и последуют советам любого, кто найдет оправдание их нежеланию мыслить. Любого, кто превратит в добродетель - то, что они считают своим грехом, своей слабостью, своей виной.

5. Богатство - это результат умения человека мыслить. Сами по себе деньги - лишь средство. Они приведут вас к любой цели, но не заменят вас у штурвала. Деньги удовлетворят ваши стремления и желания, но не заменят вам цель и мечту.

6. Кто среди людей является самым низменным? Человек, не имеющий цели.

7. Что чувствует человек, окруженный посредственность ю и серостью? Ненависть? Нет, не ненависть, а скуку - ужасную, безнадежную, парализующую скуку. Чего стоят лесть и похвалы людей, которых ты не уважаешь?

8. Если вы попытаетесь с помощью денег окружить себя теми, кто выше и умнее вас, дабы обрести престиж, то в конце концов падете жертвой тех, кто ниже. Человек не может быть меньше, чем его деньги, иначе они его раздавят.

9. В жизни нет ничего важнее, чем то, как ты делаешь свою работу. Ничего нет. Это самое главное. И твоя сущность проявляется именно в этом. Такова единственная мера ценности человека.

10. То, что заставляет тебя быть уверенным, и есть моральный принцип.

11. Человек, проклинающий деньги, получил их нечестно, человек, уважающий деньги, заслужил их. Уходите без оглядки от любого, кто скажет вам, что деньги - зло. Эти слова - колокольчик прокаженного, лязг оружия бандита.

12. Не существует скверных мыслей, злом является только отказ мыслить. Не пренебрегайте своими желаниями. Не жертвуйте ими. Исследуйте их причину.

13. Я не принимаю жертв и не приношу их. Если удовольствие одного покупается страданием другого, лучше совсем отказаться от сделки. Когда один выигрывает, а другой проигрывает, это не сделка, а мошенничество.

14. Знаешь, в чем твоя единственная настоящая вина? Ты не научился наслаждаться, хотя у тебя к этому величайшие способности. Ты слишком легко отказываешься от собственного удовольствия. Ты готов слишком многое терпеть.

15. Невозможно управлять невинными людьми. Единственная власть, которую имеет любое правительство, - это право применять жесткие меры к уголовникам. Что ж, когда уголовников не хватает, их создают. Столько вещей объявляют криминальными, что становится невозможно жить, не нарушая законов. Вы создаете государство нарушителей закона и наживаетесь на чувстве вины. Вот такая игра.

16. Человека нельзя обезвредить иначе, как обвинив. Обвинив в том, в чем он может признать себя виновным. Если он когда-то прежде украл десять центов, вы можете применить к нему наказание, предусмотренное для взломщика сейфов, и он примет его. Он перенесет любые невзгоды и поверит, что не заслуживает лучшего. Если не хватает поводов обвинить человека, надо их придумать.

2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге родилась американская писательница Айн Рэнд (урожденная Алиса Розенбаум). Годы ее отрочества и юности пришлись на тяжелое время: Первая мировая война, две революции, затем Гражданская война, Военный коммунизм… Об этом периоде ее жизни повествует первый роман писательницы «Мы живые», опубликованный в 1936 году в США, куда она эмигрировала за 10 лет до этого.

Айн Рэнд была сторонницей рационального индивидуализма, противостоящего коллективизму. Свои взгляды она выразила в знаменитом романе «Атлант расправил плечи», ставшем своеобразной библией объективистов. Также ее перу принадлежат такие книги, как «Источник», «Гимн», «Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей», «Идеал» и многие другие труды, ставшие классикой.

Перед вами цитаты писательницы, книги которой стали настоящим откровением для многих из нас. Айн Рэнд не просто говорит, она кричит голосами своих героев о самом наболевшем – о разочарованиях, любви, деньгах, героях и бездарях. И все это для того, чтобы мы, также как и ее атлант, наконец-то смогли расправить плечи. В нашей подборке самые яркие откровения этой необычной личности.

1. Он никогда и ничего у них не просил. Это они стремились владеть им, это они предъявляли ему постоянные претензии. Причем претензии эти имели облик привязанности, которую, впрочем, ему было труднее переносить, чем любую разновидность ненависти. По какой-то неведомой причине эти люди взялись любить его, не желая при этом знать, за что ему хотелось быть любимым.

2. Эти люди властны над вами, потому что вы не даете себе никакой пощады. Они потакают своим эмоциям. Вы жертвуете своими чувствами. Они ничего не хотят терпеть. Вы готовы стерпеть что угодно. Они избегают ответственности. Вы же только и делаете, что принимаете ее на себя. Но разве вы не видите, что это, в сущности, одна и та же ошибка? Отказ от признания реальности всегда приводит к гибельным последствиям.

3. Знаете ли вы отличительную черту посредственности? Негодование из-за успеха другого. Эти обидчивые бездари трясутся над тем, как бы их кто не обскакал. Они и понятия не имеют, какое одиночество появляется, когда достигаешь вершины. Им чуждо это чувство тоски, когда так хочется увидеть человека, равного тебе, разум, достойный преклонения, и достижение, которым можно восхищаться.

4. Люди не хотят думать. Чем глубже они погружаются в свои заботы, тем меньше хотят думать. Но подсознательно они чувствуют, что должны думать, и чувствуют себя виноватыми. Поэтому они благословят и последуют советам любого, кто найдет оправдание их нежеланию мыслить. Любого, кто превратит в добродетель – то, что они считают своим грехом, своей слабостью, своей виной.

5. Богатство – это результат умения человека мыслить. Сами по себе деньги – лишь средство. Они приведут вас к любой цели, но не заменят вас у штурвала. Деньги удовлетворят ваши стремления и желания, но не заменят вам цель и мечту.

6. Кто среди людей является самым низменным? Человек, не имеющий цели.

7. Что чувствует человек, окруженный посредственность ю и серостью? Ненависть? Нет, не ненависть, а скуку – ужасную, безнадежную, парализующую скуку. Чего стоят лесть и похвалы людей, которых ты не уважаешь?

8. Если вы попытаетесь с помощью денег окружить себя теми, кто выше и умнее вас, дабы обрести престиж, то в конце концов падете жертвой тех, кто ниже. Человек не может быть меньше, чем его деньги, иначе они его раздавят.

9. В жизни нет ничего важнее, чем то, как ты делаешь свою работу. Ничего нет. Это самое главное. И твоя сущность проявляется именно в этом. Такова единственная мера ценности человека.

10. То, что заставляет тебя быть уверенным, и есть моральный принцип.

11. Человек, проклинающий деньги, получил их нечестно, человек, уважающий деньги, заслужил их. Уходите без оглядки от любого, кто скажет вам, что деньги – зло. Эти слова – колокольчик прокаженного, лязг оружия бандита.

12. Не существует скверных мыслей, злом является только отказ мыслить. Не пренебрегайте своими желаниями. Не жертвуйте ими. Исследуйте их причину.

13. Я не принимаю жертв и не приношу их. Если удовольствие одного покупается страданием другого, лучше совсем отказаться от сделки. Когда один выигрывает, а другой проигрывает, это не сделка, а мошенничество.

14. Знаешь, в чем твоя единственная настоящая вина? Ты не научился наслаждаться, хотя у тебя к этому величайшие способности. Ты слишком легко отказываешься от собственного удовольствия. Ты готов слишком многое терпеть.

15. Невозможно управлять невинными людьми. Единственная власть, которую имеет любое правительство, — это право применять жесткие меры к уголовникам. Что ж, когда уголовников не хватает, их создают. Столько вещей объявляют криминальными, что становится невозможно жить, не нарушая законов. Вы создаете государство нарушителей закона и наживаетесь на чувстве вины. Вот такая игра.

16. Человека нельзя обезвредить иначе, как обвинив. Обвинив в том, в чем он может признать себя виновным. Если он когда-то прежде украл десять центов, вы можете применить к нему наказание, предусмотренное для взломщика сейфов, и он примет его. Он перенесет любые невзгоды и поверит, что не заслуживает лучшего. Если не хватает поводов обвинить человека, надо их придумать.

17. Говорят, что любовь слепа, секс глух к разуму и насмехается над всеми философскими идеями. Но на самом деле сексуальный выбор – это результат коренных убеждений человека. Скажите мне, что человек находит сексуально привлекательным, и я расскажу всю его жизненную философию. Покажите мне женщину, с которой он спит, и я скажу, как он себя оценивает.