1 краткая история развития психологической науки. История развития психологического знания

Истоки психологического знания лежат в античной философии.

Этапы развития психологии как науки:

1)до начала XVIII века психология развивалась как наука о душе в рамках древней философии.(Демокрит, Платон, Аристотель)

2)психология как наука о сознании, относится к "эпохе Нового времени" (сер.XVII – сер. XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650)

3)становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века.

Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920).

2. Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура.

Психология-наука изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Задачи психологии:

Качественное изучение психических явлений;

Анализ формирования и развития психических явлений;

Изучение физиологических механизмов психических явлений;

Содействие планомерного внедрения психических знаний в жизнь и деятельность людей.

Принципы:

Детерминизм;

Единство сознания и деятельности;

Развитие психики.

Структура:

Социально психологическая;

Возрастная психология;

Психология управления;

Инженерная психология (человек и техника);

Психология труда;

Конфликтология.

3. Понятие о психике и сознании. Структура сознания.

Психика-особое св-во высокоорганизованной материи является формой отражения субъектом объективной реальности.

Только человеку присуще высшая форма психического отражения –это сознание.

Основные функции:

Отражение;

Управление и регуляции поведением и деятельностью.

Психические явления делятся на: 1)психическое состояние и 2)психические свойства(темперамент, характер, способности).

Психические процессы делятся на:1)эмоциональные; 2)познавательные(память, мышление, воображение); 3)волевые.

4.Методы исследования в современной психологии.

Выделяют четыре группы методов познания психологических явлений:

Организационные методы: 1) сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т. д.); 2) лонгитюдный метод (обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); 3) комплексный метод (в исследовании объекта участвуют представители разных наук).

Эмпирические методы: 1) наблюдение и самонаблюдение; 2) экспериментальные методы; 3) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); 4) анализ продуктов деятельности; 5) биографические методы.

Методы обработки данных: 1) количественный (статистический); 2) качественный (анализ).

Интерпретационные методы: 1)генетический метод (анализ развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов); 2) структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).

Основные методы психологии. Наблюдение. Метод научно объясняет причины психологического явления, и проводится в естественной ситуации по программе, в которой перечислены ожидаемые действия и реакции наблюдаемых с фиксацией частоты их появления.

Эксперимент - вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт.

Возникновение и развитие психологии как науки. Основные этапы становления психологии как науки.

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) - таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа - движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник - мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

К началу XVII века, Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергну-ты математической обработке Г. Фехнером. Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования. Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд ), в России (В. Бехтерев).

1879 г. – условная дата происхождения психологии, как науки (система).

В.Вульф – основатель психологии.

Первый этап. Времена античности – предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное). Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII - XIX вв. – предметом психологии становится сознание . Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса.

XIX век – Вильгельм Вундт . Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм . Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение . В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания.

Четвертый этап 1910 - 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика . Возникают различные психологические направления и школы.

Основные концепции в зарубежной психологии: бихевиоризм, глубинная психология, гешталь-тпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология, генетическая психология.

Бихевиоризм (англ. behaviour - поведение) - одно из направлений в зарубежной психологии, программу которого провозгласил в 1913г году американский исследователь Джон Уотсон, который считал, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение. Изучая непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), бихевиоризм привлёк внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта; противостоял ассоцианизму, психоанализу. Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения - проведение экспериментов в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение за субъектами в естественной для них среде обитания.

Глубинная психология(Фрейдизм) - это группа направлений в современной зарубежной психологии, ориентированных преимущественно на бессознательные механизмы психики.

Гештальтпсихология - направление в зарубежной психологии, исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим формам. Гештальтпсихология исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов. Гештальт (нем. Gestalt - форма, образ, структура) - пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем ее. Но если состав ее элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Когнитивная психология - раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы.

Генетическая психология –. Предметом ее исследования является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др. Генетическая психология изучает детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, переход форм мышления от простых к сложным. Основатель генетической психологии швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980) является одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии.

Отечественная психология. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С.Выготского. Субъектно-деятельностный подход С.Л.Рубинштейна. Разработка А.Н.Леонтьевым теории деятельности. Интегративный подход в познании человека Б.Г.Ананьева.

Выготский и его концепция . Он показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных.. Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

Первая часть концепции - «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый – тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

Вторая часть концепции -«Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Третью часть концепции - «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Предметом психологии по Рубинштейну является «психика в деятельности». Психология изучает психику через посредство деятельности. Рубинштейн вводит принцип единства сознания и деятельности, который содержательно означает единство субъективного и объективного. Сознание формируется в деятельности и в ней же проявляется.

Психика, личность, сознание формируются и проявляются в деятельности.

Психика познается в деятельности, но переживается непосредственно.

Психика существует уже в пренатальный период и составляет основу для дальнейшей деятельности, а деятельность – условие развития психики.

. Разработка А.Н.Леонтьевым теории деятельности . По мнению А.Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности». Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».

Интегративный подход в познании человека Б.Г.Ананьева. Ананьев рассматривает человека в единстве четыре сторон: 1) как биологический вид; 2) в онтогенезе, процессе жизненного пути человека как индивида; 3) как личность; 4) как часть человечества.

Личность – это «сознательный индивид» (Б.Г. Ананьев), т.е. человек, способный к сознательной организации и саморегуляции своей деятельности на основе усвоения социальных норм нравственности и правового поведения. Б.Г. Ананьев предложил антропологический подход к исследованию человека , который был реализован с помощью проведения системных и многолетних генетических исследований. В этих исследованиях он показывает, что индивидуальное развитие - внутренне противоречивый процесс. Развитие, согласно Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических функций. Б.Г. Ананьев на практике приступил к изучению человека как целостного феномена. Он выделил в нем важные взаимосвязанные признаки, именуемые нами макрохарактеристиками такие, как индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Данные макрохарактеристики ученый изучал в реальной среде - в совокупности взаимосвязанно действующих природных, социальных и духовных факторов.

4.Современная психология, её задачи и место в системе наук .

За последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен – ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Задачи: 1) научиться понимать сущность явлений и их закономерность; 2)научиться управлять ими; 3)использовать полученные знания в системе образования, в управлении, на производстве с целью повышения эффективности различных отраслей практики; 4)быть теоретической основой деятельности психологической службы.

В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, выдвигаются новые гипотезы и концепции, психология непрерывно обогащается новыми эмпирическими данными. Так, Б. Ф. Ломов в книге "Методологические и теоретические проблемы психологии", характеризуя современное состояние науки, отмечал, что в настоящее время "резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории".

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений.

На протяжении многих десятилетий психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т. д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под "человеческим фактором" понимается широкий спектр социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.

От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках. В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б. М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника .

Психология, как наука


Общест. науки филос. Наука

Способы получения психологических знаний. Житейские психологические знания о себе и других людях. Источники научных психологических знаний. Основные различия житейских и научных психологических знаний.

Способы получения психологических знаний . Как говорил в свое время отечественный философ и психолог Челпанов Георгий Иванович (1862-1936): "Не из наблюдения только самого себя, а из наблюдения вообще всех живых существ психолог стремится строить законы душевной жизни " . Эти наблюдения психология черпает из целого ряда других наук. Тот материал, который необходим психологу для построения системы психологии, мы можем изобразить в следующем виде. Психологу нужны три группы данных: 1)Данные сравнительной психологии :. сюда входит так называемая "психология народов" (этнография, антропология), а также история, художественные произведения и т.п.; психология животных; психология ребенка. 2)Анормальные явления ( душевные болезни; гипнотические явления, сон, сновидения; психическая жизнь слепых, глухонемых и т.п.). 3) Экспериментальные данные.

Итак, мы видим, что для современного психолога, прежде всего, необходимо иметь данные сравнительной психологии. Сюда относится "психология народов" ,в которую входят история и развитие религиозных представлений, история мифов, нравов, обычаев, языка, история искусств, ремесел и т.п. у некультурных народов. История, описывая прошлую жизнь народов, описывает и такие моменты в их жизни, как народные движения и т.п., это дает богатый материал для так называемой психологии массы. Изучение развития языка доставляет также очень важный материал для психологии. Язык есть воплощение человеческой мысли. Если мы проследим развитие языка, то мы вместе с этим можем проследить ход развития человеческих представлений. Весьма важный материал для психологии доставляют также и художественные произведения: например, для изучения такой страсти, как "скупость", нам следует обратиться к изображению ее у Пушкина, Гоголя и Мольера.

Психология животных важна потому, что в психической жизни животных те же самые "способности", которые у человека являются в неясной форме, возникают в простой, элементарной форме, вследствие чего доступны более легкому изучению; например, инстинкт у животных выступает в гораздо более ясной форме, чем у человека.

Психология ребенка имеет важное значение потому, что, благодаря ей, мы можем видеть, каким образом высшие способности развиваются из элементарных. Например, развитие способности речи можно было проследить у ребенка, начиная с самой зачаточной формы.

Изучение анормальных явлений, куда относятся душевные болезни, так называемые гипнотические явления, а равным образом сон и сновидения, также необходимо для психолога. То, что у нормального человека выражено неясно, у душевнобольного выражается чрезвычайно ясно. Например, явление потери памяти замечается и у нормального человека, но особенно отчетливо оно выступает у душевнобольных.

Если, далее, мы возьмем людей с различными физическими дефектами, у которых отсутствует, например, орган зрения, слуха и т.п., то наблюдения над ними могут для психологии представить чрезвычайно важный материал. У слепого нет органа зрения, но есть представление о пространстве, которое, конечно, отличается от представления о пространстве у зрячего. Исследование особенностей представления о пространстве слепого дает нам возможность определить природу представления о пространстве вообще.

Экспериментальные данные, данные полученные эмпирическим путем в ходе наблюдения за отдельными психическими фактами дают нам возможность классифицировать феномены психической реальности, установить проверяемую на опыте закономерную связь между ними. Наиболее эффективным методом получения этих данных является лабораторный эксперимент.

Вот тот многочисленный материал, на основании которого строится система психологии.

Житейские психологические знания о себе и других людях. Житейская психология – это психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния другого человека. Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается.

Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: «В тихом омуте черти водятся», «Мягко стелет, да жестко спать», «Пуганая ворона и куста боится», «Хвалу, честь и славу и дурак любит», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Повторение – мать учения». Богатый психологический опыт накоплен в сказках.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии – их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в конкретных, хоть и типичных ситуациях. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении.

Методы обработки данных.

· методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.

· методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.

Интерпретационные методы.

Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.

· Генетический (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития.

· Структурный метод устанавливает «горизонтальные» связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.

Достоинства:

Богатство собираемых сведений(обеспечивает как анализ вербальной информации, так и действий, движения, поступков)

Сохранена естественность условий деят-ти

Допустимо использование разнообразных тех средств

необязательно получение предварительного согласия испытуемого

Оперативность получения информации

Относительная дешевизна метода

Обеспечивается высокая точность результатов

Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

осуществляеться почти полный контроль за всеми переменными

недостатки:

Субъективность (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, пристрастий)

2.невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений

3.вследствие пассивности наблюдателя требуют значительных затрат времени

условия деятельности испытуемых не соответствует реальности

2. исследуемые знают о том, что они являются объектами исследований.

Структура психики



Эмоционально-волевые процессы
-
Эмоц.-волевые процессы.

чувства – высшее проявление психики человека, отражающее внутренний мир и способность воспринимать других людей; высшими чувствами являются любовь, - -- дружба, патриотизм и т. д.;

Эмоции – способность переживать и передавать значимые ситуации;

Мотивация – процесс управления деятельностью человека, побуждения к действиям;

Воля – элемент сознания, заключающийся в способности действовать в соответствии с принятым решением часто вопреки обстоятельствам.

Филогенез – историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции (история развития различных видов организмов).

I этап . А.Н. Леонтьев в своей книге «Проблемы развития психики» показал, что первый этап развития психики – это стадия элементарной сенсорной психики. Таким образом, для животных с элементарной сенсорной психикой характерно инстинктивное поведение.. Инстинкт – это такие действия живого существа, которые не требуют обучения. Животное «как бы знает» от рождения, что ему делать. В применении к человеку инстинкт – это действия, которое человек производит как бы автоматически, еще не подумав об этом (отстранение руки от пламени костра, махание руками при попадании в воду).

II этап эволюции психики – стадия перцептивной психики (воспринимающей). Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в формы отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных предметов и их соотношений друг с другом. Этот уровень развития психики требует новой стадии развития нервной системы – центральной нервной системы.. Вместе с инстинктами в поведении таких животных основную роль начинают играть навыки, освоенные в процессе жизни каждым отдельным существом. Навык – освоение в процессе жизненного опыта своих индивидуальны для каждого животного форм поведения, основанных на условных рефлексах.

III этап развития психики – стадия интеллекта (высший уровень поведения). Особенности «разумного» поведения животного:

– отсутствие длительных проб и ошибок, правильное действие возникает сразу;

– вся операция проходит как целостный беспрерывный акт;

– найденное правильное решение всегда будет использовано животным в аналогичных ситуациях;

– использование животным других предметов для достижения цели.

Таким образом, в психике животных мы находим немало существующих предпосылок, на базе которых в особых условиях возникло человеческое сознание.

10.Понятие о сознании. Структура сознания. Сознательное и бессознательное как основная форма отражения внешнего мира .

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию важные патологические процессы в душевной жизни..

Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

1.Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое “я” от внешних вещей, а свойства вещей – от них самих.

2. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.

3. Способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.

4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.

5. Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.

6. Знает особенности своей индивидуальности и личности.

7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий .

Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.

Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного . Неосознанное выступает то, как установка, инстинкт, влечение, то, как ощущение, восприятие, представление и мышление, то, как интуиция, то, как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое

Игра -- это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.

Летоисчисление психологии в качестве официальной науки начинается только с 1875-1879 гг., когда Вильгельмом Вундтом в Лейпциге была организована первая экспериментальная психологическая лаборатория. Однако психология как таковая существовала задолго до этого, её история насчитывает около 2,5 тысячелетий.
Человеку как существу, обладающему уникальным даром - сознанием, свойственно задавать вопросы и искать ответы на них, пытаться понять и объяснить окружающий его мир, себя в нём, своё отличие от животных и от других людей и т.д. Так называемая «донаучная психология» развивалась в спорах и размышлениях, психологическое знание накапливалось и усовершенствовалось путём вклада самых различных людей - философов, медиков, географов, математиков и др., что и сделало возможным рождение психологии как собственно науки. Основные этапы развития психологии можно представить в виде следующей схемы (рис. 7).
Первый период - психология как наука о душе. Свои истоки психология, как и многие другие современные науки, берёт в античной философии. Под названием «античная философия» подразумеваются идеи и учения древнегреческих и древнеримских мыслителей с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. Именно тогда появились первые философские школы, которые пытались осмыслить и представить в единой концепции устройство окружающего мира и человека в нём. Именно эти идеи и учения стали первым в истории типом философствования и концептуального мышления вообще. Учения Платона (идеалистическое) и Аристотеля (материалистическое) - две наиболее известных философских концепции того времени. Важной для психологии проблемой, впервые тогда ставшей предметом споров и размышлений, являлась так называемая «психофизическая проблема» (вопрос о месте психического в материальном мире, от греч. psyche - душа, physis - природа), которая решалась тремя способами - монистически (от греч. monos - один), дуалистически (от лат. dualis - двойственный) и плюралистически (от лат. pluralis - множественный) .
Следующий большой исторический этап - эпоха Средневековья (традиционно датируется 5-15 вв.) - связан с доминированием христианского вероучения и нетерпимостью к другим точкам зрения. Несмотря на то, что в этот период развивается система образования, его содержание цензурируется, признанными являются работы так называемых «отцов» и «учителей церкви». Идеи античной философии в это время специфически развиваются в арабоязычных странах. Для психологии этот период связан преимущественно с работами об этике, воспитании и нравственном развитии человека (Аврелий Августин Блаженный, Ибн-Сина, Ибн-Рошд и др.).

Данная эпоха, продлившаяся целое тысячелетие, завершилась переходным этапом, который получил название «эпохи Возрождения» (или Ренессанс, 14-16 вв.), связанным с именами таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли, Француа Рабле, Иоганн Кеплер, Мартин Лютер и др. В это время происходит первая в истории человечества научная революция, связанная с созданием польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира, а следом за ней и вторая, начало которой связано с именем Галилео Галилея, подтвердившего гелиоцентрическую концепцию и заложившего основы нового механистического естествознания. Главным итогом данного периода для науки в целом стал переход от пассивной и созерцательной - к активной установке познающего разума, а для психологии - переход к «гуманизму», выдвинувшему на первый план идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо всё богатство окружающего мира.
Второй период - психология как наука о сознании. Данный период охватывает так называемую «эпоху Нового времени» (17-19 вв.). Творчество Исаака Ньютона считается «венцом», завершающим вторую научную революцию, охватившую такие области знания, как астрономия, механика, география, геометрия и многие другие.
В философии 17 в. на фоне быстро развивающегося естествознания одной из наиболее ярких фигур являлся Рэне Декарт, своими трудами предопределивший развитие, в частности, психологии на ближайшие три столетия. Согласно его учению, тело человека (организм) подчиняется тем же законам физики, что и любые другие явления природы, тогда как разум (сознание, мышление, ум) - это то, что отличает человека от всего остального, включая животных; это духовная сущность, которая действует независимо от тела, хотя они и едины. Только с помощью ума можно получить истинное знание, только разуму можно доверять, только им следует руководствоваться. Р. Декарт открыл новое поле исследований - сознание (мышление) и разработал метод его анализа (самонаблюдение, рефлексию - от лат. reflexio - обращение назад, т.е. направленность человеческого мышления на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок).
Впоследствии труды многих учёных и философов были посвящены исследованию работы сознания, влиянию на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д. (Бенедикт Спиноза, Джон Локк, Готфрид В. Лейбниц и др.).
Человеческому сознанию было посвящено немало работ и немецкого учёного, философа Иммануила Канта, труды которого в середине 18 в. положили начало третьей научной революции, поскольку он сумел создать развивающуюся «картину мира». Идеи эволюции охватили самые различные области знания, стимулировали множество исследований и открытий.
К середине 19 в., когда получила известность эволюционная теория Чарльза Р. Дарвина, экспериментальные исследования физиологии способствовали уже таким значительным успехам в области психологии, что последняя ставилась в один ряд с такими науками, как физика, биология и т.п. Доминирующим направлением в психологии в течение рассматриваемого периода был «ассоцианизм» (от лат. associatio - объединение, связь). Ассоциация рассматривалась как основной принцип и закон организации психической деятельности и поведения человека. Считалось, что сложные психические явления образуются из элементарных (ощущений, мыслей, переживаний) путем механистического связывания друг с другом (Давид Гартли, Иоганн Ф. Гербарт, Джеймс Милль и др.).
После организации первой экспериментальной психологической лаборатории появилась так называемая «физиологическая психология» (вместе с В. Вундтом её основателем является Герман Л. Ф. Гельмгольц, широко известный как учёный-физик), которая стремилась опираться на естественные науки в изучении психических явлений. Первыми экспериментально стали изучаться ощущения и восприятие.
К концу 19 - началу 20 вв. в психологии оформились несколько относительно самостоятельных направлений, которые начали быстро развиваться: психология развития (исследование особенностей детской психики), дифференциальная психология (изучение индивидуальных различий между людьми с помощью специально разработанных методик, тестов), зоопсихология (сопоставление ступеней психологического развития в эволюционном ряду) и другие.
Третий период - психология как наука о поведении. В начале 20 в. психология как наука переживала своеобразный кризис: при возрастании всё более точных и эффективных исследований психических явлений целостной картины психики не получалось. Причиной тому было большое количество научных направлений и школ, каждая из которых глубоко исследовала только одно психическое явление, но главное - в его объяснении исходила из собственных теоретических позиций, которые зачастую противоречили представлениям учёных других школ.
Изучение объективно наблюдаемого поведения стало своего рода реакцией на такое положение дел. Психологию как науку о поведении можно условно представить в виде двух различных ветвей - российской и американской.
Владимир Михайлович Бехтерев, автор идеи рефлекторности психики и рефлекторного регулирования деятельности, в 1885 г. стал основателем первой в России экспериментальной психологической лаборатории, а в 1907 г. - Психоневрологического института в Санкт- Петербурге. Георгий Иванович Челпанов в 1912 г. в Москве основал и стал директором первого в стране Института экспериментальной психологии. Российские учёные занимались изучением свойств нервной системы. Учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы и теория «условных рефлексов» (автоматических реакций, формирующихся прижизненно в результате научения - в отличие от врождённых «безусловных» рефлексов, в т.ч. инстинктов) коренным образом изменили всю мировую психологию.
В это же время Джон Б. Уотсон в США стал основателем «бихевиоризма» (от англ. behavior - поведение) - направления психологии, согласно которому схема «стимул - реакция» достаточна для изучения отношений между воздействиями среды и реакциями человека. Бихевиоризм нашёл многих сторонников, долгое время был доминирующим в Америке, и по сей день пользуется популярностью.
В определённом смысле представления всех этих учёных были упрощёнными - у одних вся психика сводилась к рефлексам, у других - только к внешним проявлениям. Однако данный период оказал огромное влияние на всё последующее развитие психологии: так, благодаря трудам русских учёных впоследствии были изучены закономерности протекания и физиологические основы многих психических явлений, благодаря вкладу американских психологов были разработаны программы «тренингов» (от англ. train - обучать, воспитывать), практических приёмов по психологической коррекции и т.д.
Четвёртый период - психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Большую часть 20 в. психология развивалась по-разному в СССР и за рубежом (в Европе и США) в силу причин политических и идеологических. Если в начале существования нового строя в России обмен мнениями между учёными разных стран был достаточно интенсивен, то с 1936 г. указом правительства в психологии были запрещены работы, не соответствующие идеологии «марксизма-ленинизма».
Основы теории отражения, о которой идёт речь в приведённой выше схеме, разработанные Владимиром Ильичом Лениным, заключаются в том, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, - свойством отражения. В СССР существовало три крупных психологических центра, различавшихся направлениями исследований, - в Москве, Ленинграде и Тбилиси. Несмотря на идеологические ограничения, а во многом - и благодаря им, исследования и открытия советских учёных тщательно теоретически обосновывались, опирались на экспериментальные данные, чем выгодно отличались от многих красивых, но недоказуемых концепций зарубежных коллег.
Международное психологическое сообщество признало заслуги целого ряда советских психологов, но наибольшую известность получили труды таких выдающихся учёных, как Лев Семёнович Выготский, Сергей Леонидович Рубинштейн и Алексей Николаевич Леонтьев.
Только в конце 50 - начале 60 гг. 20 в. в СССР стали сниматься прежние запреты, возобновляться контакты с зарубежными коллегами. Вплоть до 80 гг. в России «ассимилировали» (от лат. assimilatio - уподобление, усвоение, приспособление) опыт, накопленный в психологии других стран.
В зарубежной психологии в течение рассматриваемого периода развились четыре основных крупных психологических направления:
. бихевиоризм и необихевиоризм (Джон Б. Уотсон, Эдвард Ч. Толмен, Кларк Л. Халл, Беррес Ф. Скиннер, Альберт Бандура и др.);
. психоанализ и неопсихоанализ (Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм, Эрик Эриксон и др.);
. гуманистическая психология (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Гордон Олпорт и др.);
. когнитивная психология (Фриц Хайдер, Леон Фестингер, Джулиан Роттер, Джордж Келли и др.).
В настоящее время психология приобретает всё более синтетический характер, т.е. современные психологи не замыкаются в рамках отдельной научной школы (как это делалось прежде), а в соответствии с изучаемой проблематикой используют взаимно дополняющие знания, полученные представителями разных школ. Широкое распространение получил системный подход к психике человека.
В различных классификационных схемах современной психологии выделяются около 40 её отраслей, часть которых обрела относительно самостоятельный статус: возрастная, социальная, педагогическая, медицинская психология, психология личности, психология труда, профессиональная (в том числе - военная, морская и др.) психология и т.д. Современные средства связи, в том числе Internet, позволяют почти мгновенно обмениваться опытом, узнавать о новых открытиях, что делает развитие психологии более равномерным и общедоступным.

Последнее обновление: 20/03/2015

Происхождение психологии. Развитие психологии во времени

В то время как современная психология отражает богатую и насыщенную историю этой дисциплины, истинная же история существенно отличается от современных представлений о её происхождении.

Для того чтобы иметь полное представление о психологии, вам придётся потратить некоторое время на изучение её истории. Как же появилась психология? Когда она появилась? Кто были эти люди, благодаря которым психология развилась как самостоятельная наука?

Для чего нужно знать историю психологии?

Современная психология охватывает множество областей для изучения, включая человеческое поведение и психические процессы от физиологического уровня до уровня культурного. Психологи изучают человеческие проблемы, которые начинают развиваться ещё до рождения самого человека и преследуют его до самой смерти. Зная историю психологии, вам удастся получить гораздо лучшее представление о том, как происходит это изучение и что психологам известно на сегодняшний день.

Вопросы, касающиеся психологии

С момента своего зарождения психология сталкивается с рядом различных вопросов. Главный вопрос, касающийся самого определения психологии, помог заложить основу для развития психологии как самостоятельной науки, отделив её от физиологии и философии. Есть и другие вопросы, с которыми психологи сталкиваются на протяжении всей истории:

  • Каких тем и проблем должна касаться психология?
  • Какие исследовательские методы должны применяться при изучении психологии?
  • Должны ли психологи использовать свои научные исследования в целях влияния на государственную политику, образование и другие аспекты человеческой жизни?
  • Действительно ли психология является наукой?
  • Психологи должны больше сосредотачиваться на наружном поведении, или же на внутренних психических процессах, происходящих у человека?

Предшественники психологии: философия и физиология

Такие философы, как Рене Декарт сыграли важную роль в истории психологии.

До конца 1800-х годов психология не являлась самостоятельной дисциплиной, её раннюю историю можно проследить до времён древних греков. В 17-м веке французский философ Рене Декарт ввёл понятие дуализма, утверждавшего, что разум и тело являются двумя отдельными составляющими, взаимодействующими между собой для формирования человеческого опыта. Многие другие вопросы, обсуждаемые психологами и по сей день, например, вопросы, касающиеся относительного вклада природы на воспитание, основываются на этих ранних философских традициях.

Так что же делает психологию отличной от философии? Если ранние философы опирались на такие методы, как наблюдение и логика, то современные психологи для изучения человеческого разума и поведения используют научные методологии.

Физиология также способствовала становлению психологии как научной дисциплины. Ранние физиологические исследования мозга и поведения оказали огромное влияние на психологию, способствовав в итоге применению этих научных методологий для психологического изучения человеческого мышления и поведения.

Становление психологии как самостоятельной дисциплины

В середине 1800-х годов немецкий физиолог Вильгельм Вундт использовал научно-исследовательские методы для изучения времени реакции. В его книге «Принципы физиологической психологии», изданном в 1874 году, были описаны многие из основных связей между наукой физиологии и изучением человеческого разума и поведения. Позже в 1879 году в Университете Лейпцига Вундт открывает первую в мире лабораторию психологии. Это событие, в общем, и считается официальным началом становления психологии как самостоятельной и отдельной научной дисциплины.

Как Вундт рассматривал психологию? Он воспринимал её как изучение человеческого сознания и стремился применять экспериментальные методы к изучению внутренних психических процессов. Не смотря на то, что использованный Вундтом метод, известный как самоанализ, рассматривается сегодня как ненадёжный и ненаучный, его ранние труды в области психологии помогли подготовить почву для будущих экспериментальных методов.

Примерно 17 000 студентов посещали лекции Вундта по психологии, и ещё несколько сотен преследовали цель получить учёную степень по психологии и обучались в его лаборатории. Хотя частота применения методов Вундта с годами и уменьшилась, всё же его влияние на психологию не подлежит сомнению.

Структурализм - первая школа психологии

Эдвард Б. Титчнер, один из самых известных учеников Вундта, основал первую крупную школу психологии. Согласно мнению структуралистов, человеческое сознание может быть разбито на более мелкие составляющие.

Хоть структурализм и отличался акцентированием внимания на научных исследованиях, всё же его методы были ненадёжны, ограничены и субъективны. Когда в 1927 году Титчнер умер, по существу, структурализм умер вместе с ним.

Функционализм Уильяма Джеймса

Психология процветала в Америке с середины до конца 1800-х годов. Уильям Джеймс стал одним из крупнейших американских психологов в этот период, а публикация его классического учебника «Основы психологии» утвердила его как отца американской психологии. Текст его книги вскоре стал стандартом в психологии, а его идеи в итоге послужили основой для новой школы психологии, известной как функционализм.

В центре внимания функционализма был вопрос о том, как на самом деле работает поведение человека, чтобы помогать ему существовать в своей среде. Функционалисты использовали метод непосредственного наблюдения. В то время как структуралисты стремились разбить психические процессы на мелкие составляющие, функционалисты считали, что сознание существует как непрерывный и изменяющийся процесс.

Психоанализ. Психология Зигмунда Фрейда

Зигмунду Фрейду (спереди слева) было предложено дать серию лекций по психоаналитической теории в Университете Кларка в 1909 году.

Австрийский врач Зигмунд Фрейд изменил облик психологии кардинальным образом, предложив теорию личности, который подчёркивал важность подсознания. Клиническая работа Фрейда с пациентами, страдающими от истерии и других заболеваний, привели его к мысли, что ранние детские переживания и бессознательные импульсы способны оказывать влияние на развитие личности человека и его поведение.

В своей книге «Психопатология обыденной жизни» Фрейд подробно описал, как эти бессознательные импульсы часто выражаются через оговорки (известные как «оговорки по Фрейду») и мечты. По Фрейду, психические расстройства являются результатом этих бессознательных конфликтов, становящихся несбалансированными. Психоаналитическая теория, предложенная Зигмундом Фрейдом, оказала огромное влияние на психологию 20-го века.

Становление бихевиоризма. Психология Павлова, Уотсона и Скиннера

Физиолог Иван Павлов открыл классическое обуславливание.

Психология кардинально изменилась в начале 20-го века, когда появилась школа бихевиоризма. Бихевиоризм очень отличался от предыдущих теорий, так как не акцентировала внимание на изучении сознательного и бессознательного. Вместо этого бихевиоризм стремился сделать психологию более научной дисциплиной, сосредоточившись исключительно на изучении наружного поведения.

Бихевиоризм получил своё начало благодаря работе русского физиолога Ивана Павлова. Проводимые им исследования пищеварительной системы собак привели к открытию им известного классического кондиционирования, что продемонстрировало возможность изучения поведения с помощью условных связей. Павлов показал, что данный метод может быть использован для создания связи между внешними и внутренними раздражителями.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ - Первые научные представления о психике возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в недрах философии в противовес религиозному догмату о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Развитие этих представлений стимулировали запросы общественной практики, лечения и воспитания. Древние врачи установили, что органом психики является мозг, и выработали учение о темпераментах. Это естественнонаучное направление было тесно связано с воззрением на душу человека как вещественную (огненную, воздушную и т. п.) частицу космоса, движущегося по собственным вечным и неотвратимым законам. В идеалистических концепциях душа противопоставлялась телу и признавалась бессмертной. Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты "О душе", "О возникновении животных" и др.), в к-ром душа трактуется как форма организации способного к жизни материального тела (а не как вещество или бесплотная сущность). Он изложил первую систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов. В эллинистический период из принципа жизни в целом душа становится принципом только определенных ее проявлений: психическое отделяется от общебиологического. В феодальную эпоху развитие положительных знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось. Прогрессивные врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам, Ибн Рошд и др.) подготовили своими идеями последующий расцвет естественнонаучной психологии в Западной Европе, где с зарождением капитализма укрепляется стремление исследовать человека опытным путем как природное существо, поведение к-рого подчиняется. естественным законам (Леонардо да Винчи, X. Л. Вивес, X. Уарте и др.). В эпоху буржуазных революций и торжества нового материалистического мировоззрения складывается принципиально новый подход к психической деятельности, объясняемой и исследуемой теперь с позиций строжайшего детерминизма. Социально-экономические преобразования обусловили прогресс психологического мышления, обогатившегося в XVII в. рядом фундаментальных категорий. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения (см. Рефлекс}, а понятие о душе преобразует в нетеологическое понятие о сознании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. В эту же эпоху складывается ряд важнейших психологических учений: об ассоциации как закономерной связи психических явлений, определяемой связью телесных явлений (Р.Декарт, Т. Гоббс}, об аффектах {Б. Спиноза}, об апперцепции и бессознательном (Г. В. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувственного опыта (Дж. Локк}. Конкретно-научная разработка принципа ассоциации английским врачом Д. Гартли сделала этот принцип на полтора столетия главным объяснительным понятием психологии. В русле материалистического мировоззрения развиваются психологические идеи Д. Дидро, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева и других прогрессивных мыслителей. В XIX в. в недрах физиологии появились экспериментальные методы исследования психических функций и были сделаны первые попытки ввести в анализ этих функций количественные оценки {Э. Г. Ве-бер, Г. Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.). Дарвинизм показал необходимость изучения психических функций как реального фактора развития биологических систем. В 70- 80-х гг. XIX в. психология превращается в самостоятельную область знания (отличную от философии и физиологии). Главными центрами се разработки становятся специальные экспериментальные лабора
тории. Первая из них была организована В. Вундтом (Лейпциг, 1879). По ее образцу возникают аналогичные учреждения в России, Англии, США, Франции и других странах. Последовательную программу разработки психологии на основе объективного метода выдвинул И. М. Сеченов, идеи которого оплодотворили экспериментально-психологическую работу в России (В. М. Бехтерев, А. А. Токарский, Н. Н. Ланге и др.), а в дальнейшем через труды В. М. Бехтерева и И. П. Павлова оказали влияние на разработку объективных методов в мировой психологической науке. Главными темами экспериментальной психологии являлись вначале ощущения и время реакции (Ф. Дондерс), а затем - ассоциации (Г. Эббингауз}, внимание {Дж. Кеттел), эмоциональные состояния (см. Эмоции) (У. Джеймс, Т. А. Рибо), мышление и воля [Вюрцбургская школа, А. Бине}. Наряду с поиском общих закономерностей психологических процессов складывается дифференциальная психология, задачей к-рой является определение с помощью измерительных методов индивидуальных различий между людьми (Ф. Гальтон, А. Бине, А. Ф. Лазурский, В. Штерн и др.). На. рубеже XIX и XX вв. в психологии назревает кризис, обусловленный ломкой старых понятий. Терпит крах представление о сознании как совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений. Акцент переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от сознания факторы регуляции поведения. Главным течением американской психологии становится бихевиоризм, согласно к-рому психология не должна выходить за пределы внешне наблюдаемых телесных реакций на внешние стимулы. Динамика этих реакций мыслилась как слепой поиск, случайно ведущий к -успешному действию, закрепляемому повторением {метод проб и ошибок}. Программные установки этого направления выразил Дж. Б.Уотсон (1913). Другой влиятельной школой явилась гештальтпсихология, экспериментальным объектом к-рой явился целостный и структурный характер психических образований. В начале века возник также психоанализ 3. Фрейда, согласно к-рому решающая роль в организации человеческой психики принадлежит неосознаваемым мотивам (прежде всего сексуальным). Новые направления обогатили эмпирическую и конкретно-методическую базу психологии, способствовали развитию ее категориального аппарата (категории действия, образа, мотива). Однако неадекватная философская интерпретация этих достижений приводила к ошибочным и односторонним выводам. Попытки понять с идеалистических позиций зависимость психики человека от мира истории и культуры, от общественной жизни неотвратимо вели к дуализму, к концепции "двух психологии" {В. Вундт, В. Дильтей, Г. Риккерт), согласно к-рой психология не может быть единой наукой, поскольку будто бы естественнонаучный, экспериментальный объяснительный подход к психике в принципе несовместим с культурно-историческим. Психологи, выдвигавшие на передний план роль социальных факторов в регуляции человеческого поведения (Дж. М. Болдуин, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид и др.), также не смогли выработать продуктивный подход к социогенезу личности и ее психических функций, поскольку саму социальность трактовали как "чистое" общение вне предметной деятельности.
Марксизм стал методологической основой конкретно-психологических исследований после октябрьской социалистической революции. С марксизмом в научную психологию вошли новые принципы, коренным образом изменившие ее теоретический облик. Идею перестройки психологии на марксистской основе активно отстаивали К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др. Марксист
ский принцип историзма стал определяющим для исследований Л. С. Выготского и его учеников. Развитие советской психологии шло в тесном содружестве с развитием психофизиологических исследований в трудах И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского, Л. А. Ор-бели, С. В. Кравкова, Н. А. Берншнейна и др. Преодолевая идеалистические и механистические (реактология, рефлексология} влияния, советские ученые утверждали в психологии марксистское учение о деятельности и ее социально-исторической детерминации, идеи ленинской теории отражения. Теоретическое и экспериментальное изучение основных проблем психологии нашло воплощение в работах А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Добрынина, А. В. Запорожца, Л. А. Шварца и др. В рамках марксистской методологии советские психологи успешно разрабатывают актуальные проблемы психологии в тесной связи с теоретическими и практическими задачами совершенствования развитого социалистического общества.
Развитие психологии в капиталистических странах в 30-40-х гг. XX в. характеризовалось распадом главных школ. В бихевиористических теориях на передний план выдвигается понятие о "промежуточных переменных", т. е. о факторах, опосредствующих двигательную реакцию (зависимая переменная) на раздражитель (независимая переменная) . Логика развития науки и требования практики направили психологию на изучение "центральных процессов", развертывающихся между сенсорным "входом" и моторным "выходом" системы организма. Утверждению этой тенденции в 50-60-х гг. способствовал опыт программирования на электронных машинах. Получили развитие такие отрасли психологии, как инженерная, социальная и медицинская. Большое влияние на трактовку психических процессов оказали работы швейцарского психолога Ж. Пиаже, изучавшего преобразование внутренней структуры умственной деятельности в ходе онтогенеза. Изменяется и взгляд на роль нейрофизиологических механизмов. Они более не игнорируются, но рассматриваются как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Хебб, К. Прибрам). В недрах психоанализа возникает неофрейдизм - течение, связавшее бессознательную психическую механику (см. Бессознательное) с действием социально-культурных факторов (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм} и соответственно перестроившее психотерапию. Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма на роль "третьей силы" в психологии начинает претендовать так называемая экзистенциальная, гуманистическая психология, утверждающая, что исследование научных понятий и объективных методов ведет к дегуманизации личности и ее дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию. Это направление приходит к откровенному иррационализму.