Человек в футляре год написания. «Человек в футляре» главные герои

Кто такие футлярные люди? Они окружают нас повсюду, но мало кто догадывается, что их можно охарактеризовать именно таким интересным термином. Потому что не все читали знаменитый рассказ Антона Павловича Чехова, который так и назывался - «Человек в футляре». Именно этот русский прозаик-драматург впервые в истории предложил такой тип личности. Впрочем, обо всём - по порядку.

Визуальный образ

Тот, кто знаком с знает, как богат мир его произведений на человеческие типы. Кто только не встречается в его рассказах! И совестливые личности, не удовлетворённые общественными законами и собой, и недалёкие обыватели, и благородные мечтатели, и чиновники-приспособленцы. И образы «футлярных» людей тоже встречаются. В частности - в упомянутом выше рассказе.

В центре сюжета «Человека в футляре» - учитель гимназии по фамилии Беликов. Преподающий греческий язык - уже давно переставший быть кому-либо нужным. Он очень странный. Даже если на улице солнце - он одевает галоши, тёплое ватное пальто с высоким воротником и берёт зонтик. Обязательный «аксессуар» - тёмные очки. Уши он всегда закладывает ватой. Ездит на извозчике, с всегда поднятым верхом. А ещё у Беликова всё хранится в чехлах - зонтик, часы, и даже ножик перочинный.

Но это только образ. Казалось бы, описание говорит лишь о том, что человек аккуратный и предусмотрительный, может, ещё немного педантичный. Но недаром говорят, что во внешнем проявлении отражается внутреннее состояние человека. И это действительно так.

Личностная характеристика

Примеры «футлярных» людей, встречающихся в жизни, отражаются в Беликове. Он - некая смесь социопата, параноика и интроверта. Всего живого он боится. Его таков: «Как бы чего не вышло». Он ко всему, что его окружает, относится с осторожностью и страхом. Беликов не способен мыслить свободно, так как каждая его идея находится в «футляре».

И ладно, если бы таким он был в обществе. Но ведь даже дома он ведёт себя аналогично! Одевается в длинный халат и колпак, ставни на окнах плотно запирает, защёлкивая задвижки. Кровать у него с пологом, и когда Беликов в неё ложится - то укрывается одеялом с головой.

Естественно, он соблюдает все посты, и не заводит слуг женского пола - опасаясь, что другие его будут подозревать в отношениях с ними. Беликов - самый настоящий отшельник. Который, в прямом смысле слова, боится жить.

Последствия

Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.

В один момент он встречает Вареньку - девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней. Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат. Беликов худеет, бледнеет, становится ещё более нервозным и боязливым. И первое, что его беспокоит сильней всего - образ жизни «невесты».

Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь. А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично. Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге? Беликов заболевает - от стресса, его не отпускают мысли о том, что о его позоре кто-то узнает. И через месяц умирает. Таков конец.

Основная мысль

Что ж, кто такие футлярные люди - на примере Беликова можно понять. И идею, в принципе, Чехов хотел донести простую. Прозаик пытался донести до читателей - «закрытая» от общества жизнь лишь калечит человеческую душу. Нельзя быть вне остальных. Мы все - члены единого общества. Всё, что человек сам себе напутал, настроил - лишь отгораживает его от жизни. От наполненной красками реальности. И это действительно так. Духовная убогость лишь ограничивает человеческое существование. О чём и размышляет Чехов в этом рассказе.

Современность

Человек XXI века, читавший Чехова, знает о том, какие люди называются футлярными. И он способен распознать их среди остальных. Сейчас они называются интровертами. Это люди, психический склад которых характеризуется сосредоточенностью за созерцательности, замкнутости и сосредоточенности на собственном внутреннем мире. Они не склонны к общению с остальными людьми - им трудно установить контакт с кем-либо.

Впрочем, чтобы понять суть данного термина, достаточно обратиться к этимологии. «Интроверт» - слово, произошедшее от немецкого introvertiert. Что дословно переводится как «обращённый внутрь».

История человека, который жил по законам общества, всегда находясь в страхе осуждения. Беликов – главный герой рассказа, общество которого избегали все в округе. Приезд нового учителя Михаила в город меняет жизнь Беликова. Он осуждает сестру Михаила Вареньку за катание на велосипеде, за что получает отпор от ее брата. В потасовке главный герой падает с лестницы. Это вызывает смех у очевидцев. Страх осуждения и насмешек приводит к тому, что Беликов умирает.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Человек в футляре» отражает духовное состояние общества в конце 19-го века. Общество, в котором отсутствует духовная свобода, свободомыслие, господствует всеобщий страх перед жесткими ограничениями, установленными правилами и предписаниями, поощряются доносы, недоверие друг к другу. Замкнутая в «футляр» жизнь людей – это внутреннее рабство, подавляющее в человеке проявление естественных человеческих чувств, открытости и доброжелательности, человеческого достоинства, возможности выражать свои мысли без страха.

Читать краткое содержание рассказа Чехова Человек в футляре

Главный герой рассказа Беликов - учитель древнегреческого языка в гимназии. Его образ является собирательным, типичным для общества. В характере и в облике главного героя наиболее ярко выражены все особенности внешности и характера человека «в футляре». Жизнь Беликова проходит в постоянном страхе нарушить какие-либо устои, нормы, предписания. Все в его жизни устроено так, чтоб не испортилось.

Все было защищено «футляром»: ноги - в калошах, чтобы не замочить; тело - в теплом пальто, чтобы не простудиться; ножичек - в футляре, чтобы не порезаться; зонт - в футляре, чтобы не сломался. Все действия и поступки окружающих, которые не вписываются в строгие правила, вызывают у Беликова осуждение. Вся гимназия, да и жители всего города боялись вызвать своими действиями осуждение Беликова. Этого с виду порядочного, но ужасно скучного и надоедливого человека, стараются никуда не приглашать и по возможности избегать. В его обществе каждый проникается страхом что-то сделать не так, чтобы не стать виноватым и осужденным.

Однажды в гимназию приехал на работу новый учитель, которого зовут Коваленко Михаил. Приехал он с сестрой, которую звали Варенька. Она очаровала своей внешностью и характером всех в гимназии, включая Беликова. Беликов стал часто приходить к Коваленко в гости, гулять с Варенькой. Собирался даже жениться. Но однажды кто-то изобразил Беликова с Варенькой на картинке и разослал карикатуру всем учителям. А вскоре Беликова возмутил еще один случай. Однажды он увидел Михаила и Варю, которые катались на велосипедах. За это он и осудил поведение девушки.

Свои претензии на счет недопустимости катания женщины на велосипеде, Беликов высказал Михаилу, а тот спустил главного героя с лестницы. Эту сцену увидела Варенька и ее знакомые. Все громко рассмеялись. Страшная мысль о том, что весь город будет в курсе об этой ситуации, привела главного героя в такой ужас, что он, придя домой, слёг в постель. Через месяц он скоропостижно умер.

Смыслом всей своей жизни Беликов считал отстранение от всех с помощью чехлов и футляров. И окончательно отгородился. Он оказался в гробу – вечном и идеальном футляре. Из такого он уже точно никогда не выйдет. В этот день идет дождь. Присутствующие надели калоши и спрятались под зонтами. Почти как Беликов при жизни. И это символически показывает, что со смертью Беликова в обществе не произошло глубинных перемен.

Со временем в гимназии и в городе все равно воцарилась атмосфера недоверия, подозрительности, доносительства. Потому что «футлярный образ мыслей» является типичным явлением для тогдашней эпохи в Российском государстве, в котором существовали вполне реальные и страшные механизмы духовного подавления личности.

Картинка или рисунок Человек в футляре

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Амфитрион Плавт

    Комедия рассказывает о чудесном рождении Геракла, миф переработан Плавтом на латинский лад, то есть тут: Геракл – Геркулес, Зевс – Юпитер, Гермес – Меркурий. Как известно, Зевс был любителем зачинать детей

  • Краткое содержание Хрустальный ключ Крюковой

    Даша и Петя летом приехали к бабушке в деревню, и открыли для себя удивительную вещь. Оказывается, местное болото заколдовано ведьмой Моррой и раньше было лечебным озером

  • Краткое содержание Нагибин Зимний дуб

    Совушкин каждый раз опаздывает в школу. Учительница русского языка – Анна Васильевна, каждый раз относилась к нему снисходительно и прощала мальчика. В этот раз его опоздание вывело из себя молодую учительницу.

  • Краткое содержание Леонов Золотая карета

    Пьеса Золотая карета посвящена теме войны. Война является таким масштабным бедствием для всего человечества, что сколько бы о нем не говорилось, все равно что-то остается недосказанным. Многие не сумели пережить войну до конца.

  • Краткое содержание Оперы Моцарта Дон Жуан

    Дон Жуан - богатый соблазнитель и обманщик женщин. У него есть слуга Лепорелло, который не одобряет похождений своего господина. Действие произведения происходит в Испании.

Рассказ «Человек в футляре» Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом «Маленькой трилогии» писателя – цикла, включившего также рассказы «Крыжовник» и «О любви».

В «Человеке в футляре» Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в «футляр». Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов боле масштабен, чем гоголевские персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – «футлярности».

Главные герои

Беликов – учитель греческого и латинского языка («мертвых языков»), «человек в футляре», преподавал в одной гимназии с Буркиным, сосед рассказчика.

Варенька – сестра Коваленко, «лет тридцати», «высокая, стройная, чернобровая, краснощекая», «не девица, а мармелад».

Коваленко Михаил Саввич – учитель географии и истории, «из хохлов», «молодой, высокий, смуглый, с громадными руками».

Другие персонажи

Буркин – учитель гимназии, сосед Беликова, который рассказал его историю Ивану Ивановичу.

Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач.

«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники» – Иван Иваныч и Буркин. Мужчины не спали, рассказывая разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как рак-отшелышк или улитка, стараются уйти в свою скорлупу» .

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.

Для каждой вещи у Беликова был свой чехол – и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо его, «казалось, тоже было в чехле» , потому что он «прятал его в поднятый воротник» , носил очки. «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр <…> от внешних влияний» . Даже его предмет – «мертвые языки» , был для учителя своеобразным способом убежать от действительности.

Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отступление от правил вызвало в нем уныние, а любимым его выражением было «как бы чего не вышло» . Своей мнительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.

У Беликова была странная привычка – он ходил по квартирам учителей, сидел там молча и уходил, считая такие визиты своей «товарищеской обязанностью» . Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в футляре» тоже «ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, и – ах, как бы чего не вышло!» .

Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. К ним в школу назначили нового учителя истории и географии – Михаила Саввича, который приехал вместе с сестрой Варенькой, смешливой женщиной, певуньей. Как-то, на именинах у директора, видя Варю и Беликова рядом, учителям пришла мысль, что «хорошо бы их поженить» . Все начали убеждать учителя в необходимости жениться. Варя тоже была не прочь выйти замуж и оказывала Беликову «явную благосклонность» . Решившись на брак, Беликов все чаще бывал у Коваленок, но делать предложение откладывал, делясь с Буркиным своими опасениями по поводу того, что у Вари слишком бойкий характер, а «брак вещь серьезная» .

Брат Вари с первого же дня возненавидел учителя греческого, дав ему название «глитай абож павук» , но их отношениям не препятствовал.

Однако все перевернул один случай. Какой-то проказник нарисовал карикатуру с надписью «влюбленный антропос» , изобразив Беликова и идущую с ним под руку Варю. Рисунок при неясных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и у самого Беликова. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление» . Однако когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был омрачен еще сильнее, так как считал, что ездить на велосипеде женщинам и преподавателям гимназии не прилично.

На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И, когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.

Как раз в это время в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что Беликов упал сам, она не удержалась и громко захохотала. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город была настолько ужасна для учителя, что он, «вернувшись к себе домой, <…> лег и уже больше не вставал» . Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было приятное и кроткое, «точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет» . После его смерти все испытали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по прежнему» , «не стало лучше» .

Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над историей Беликова, произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?» .

Заключение

В рассказе «Человек в футляре» Чехов впервые обозначил одну из ведущих тем своего творчества – тему «футлярности». По мнению автора, это социальное явление отражается в боязни окружающего мира, мнительности, робостью перед чем-то новым и нежеланием это новое пускать в свою жизнь, ведь «как бы чего не вышло». На примере Беликова автор в гротескной форме обличает все недостатки «футлярности» и показывает, что она ведет только к деградации и опустошению личности.

Предлагаемый краткий пересказ «Человека в футляре» будет полезен школьникам при подготовке к урокам и проверочным работам по русской литературе.

Тест по рассказу

Тест для самопроверки запоминания краткой версии рассказа:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2294.

Двое запоздавших охотников – ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин – расположились на ночлег в сарае на краю села. Им не спалось. Чтобы скоротать время, охотники беседовали. Речь зашла об одиноких людях, которые в жизни необщительны и стараются уйти в свою скорлупу. Буркин рассказал историю об учителе греческого языка Беликове, с которым он вместе работал в гимназии.

Беликов был известен всему городу тем, что даже в хорошую погоду, выходил из дома в калошах, с зонтиком и непременно в теплом пальто. Он носил темные очки, уши закладывал ватой. Все вещи: зонт, часы, нож для очинки карандашей – были у него в чехольчиках. Во всех привычках Беликова угадывалось желание окружить себя оболочкой, футляром, который дал бы ему защиту от внешнего мира. Действительность раздражала его и держала в постоянной тревоге. Из отвращения к настоящему он, быть может, и выбрал себе специальностью древнегреческий язык.

Во всей жизни Беликов неуклонно следовал циркулярам и предпочитал из них запретительные. Уклонения от правил приводили его в замешательство. На педсоветах он угнетал всех своею осторожностью, мнительностью – и своим нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице давил всех. Другие учителя, свободомыслящие люди, чувствовали, что они боятся Беликова. Этот человек в футляре держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Его влияние распространялось даже и на весь город: дамы не устраивали домашних спектаклей, опасаясь, как бы он не узнал, а духовенство стеснялось при Беликове кушать скоромное и играть в карты.

«Человек в футляре». Мультфильм по рассказу А. П. Чехова. 1983

И этот человек в футляре ко всеобщему удивлению раз чуть не женился! В гимназию приехал новый учитель – Михаил Саввич Коваленко из хохлов, а с ним незамужняя сестра Варенька, чернобровая, краснощекая хохотушка лет 30-ти, любительница петь малороссийские романсы. Знакомство с Коваленками происходило на именинах у директора гимназии. Беликов неожиданно очаровался пением Вареньки и, подсев к ней, заметил, что «малороссийский язык своею приятною звучностью напоминает древнегреческий». Глядя на эту пару, директорша вдруг тихо предложила другим учителям поженить их.

Гимназические дамы от этого предложения ожили, даже похорошели, точно вдруг увидели цель жизни. Беликова и Вареньку стали приглашать на вечера, в театр – и везде сажать их вместе. Оказалось, что Варенька не прочь была замуж. По возрасту ей уж некогда было перебирать, приходилось идти за кого угодно. Варенька стала оказывать Беликову явную благосклонность, а учителя – убеждать человека в футляре: ему ничего больше не остается в жизни, как жениться. Беликов колебался, говорил, что «перед вступлением в брак надо взвесить предстоящие обязанности, ответственность… чтобы потом чего не вышло». Мало-помалу он всё-таки склонялся к согласию, но вдруг произошёл нежданный скандал.

Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, с зонтом и с Варенькой под руку. Когда Беликов увидел рисунок, у него задрожали губы; он стал ругать «нехороших и злых людей». Учителя как раз собрались у гимназии, чтобы идти за город в рощу. Едва не плакавший человек в футляре вдруг увидел, что Варенька с братом подъезжают ко всем остальным на велосипедах.

Беликов оцепенел. Когда Коваленки уехали, он стал говорить, что женщинам неприлично кататься на велосипеде. От потрясения Беликов даже ушёл домой, а на следующий день явился к Коваленкам.

Михаил Саввич был дома один. Человек в футляре вначале стал рассказывать ему про карикатуру, а потом «предостерёг», что езда на велосипеде непристойна для преподавателя. Побагровевший Коваленко заявил: до его с сестрой катаний никому нет дела. Разговор перешёл на резкие тона. Под конец Коваленко обозвал Беликова фискалом, схватил его за воротник и, открыв дверь, пихнул по лестнице. Человек в футляре скатился до самого низу, хотя и благополучно, даже не разбив очки. Однако в самый момент его падения в подъезд вошла Варенька ещё с двумя дамами. Ещё ничего не зная, думая, что Беликов свалился со ступеней случайно, Варенька не удержалась и захохотала на весь дом. Беликов встал и, не говоря ни слова, побрёл домой.

Дома он лёг в постель больным, больше не вставал и через месяц умер. Когда Беликов лежал в гробу, выражение у него было приятное и даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Варенька на похоронах всплакнула, однако сослуживцы Беликова шли с кладбища, едва скрывая радость. Все чувствовали облегчение и свободу.

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в темных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, веселого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьезная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображен с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжелое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущен этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчет катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошел домой, слег в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешенная вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»