Работа фап в сельской местности. Врачебная акушерско-гинекологическая помощь

Жители сельской местности - 38 миллионов человек, что составляет около 26% от общей численности населения Российской Федерации. Отличается ли сельское население страны высоким уровнем жизни? – Если только в отчётах чиновников на местах... Развитая ли на селе социально-бытовая инфраструктура? – К сожалению, тоже больше нет, чем да. Созданы ли необходимые по современным меркам условия труда для сельских жителей? – Далеко не везде (мягко говоря). Сам сельский труд, который фактически не изменился по своим принципам за многие десятилетия, накладывает свой отпечаток на здоровье тех, кто таким трудом занимается. И вопрос, который уже поднимался на страницах нашего информационно-аналитического портала – вопрос о том, почему вымирает русское село, тесно связан ещё и с наболевшим вопросом сельского здравоохранения.

Вопрос этот настолько наболевший для миллионов россиян, что любое его затрагивание вызывает острую реакцию. Объяснимо...

Итак, как получить быструю и квалифицированную медицинскую помощь на селе? Официально – всё для этого имеется. Как основной вариант – оборудованный фельдшерско-акушерский пункт с профессиональным медработником, а лучше - несколькими. Встретит, выслушает, продиагностирует, посоветует, выпишет препарат, направление и т.д., и т.п. ФАП является наиболее крупным доврачебным амбулаторно-поликлиническим учреждением по оказанию первичной медико-санитарной помощи сельскому населению и играет большую роль в лечебно-профилактическом обслуживании, проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, а также в санитарно-противоэпидемической работе. Создание ФАП вызвано особенностями, присущими здравоохранению на селе, необходимостью приближения медицинской помощи к населению в условиях большого радиуса обслуживания участковой больницы (врачебной амбулатории) по отношению ко всем имеющимся населённым пунктам.

ФАП обеспечивает раннее выявление инфекционных больных, проводит первичные противоэпидемиологические мероприятия в очагах, текущий санитарный надзор за территорией населённых мест. Важное место в деятельности фельдшерско-акушерском пункте занимает активное проведение санитарно-просветительской работы среди населения. Фельдшеры и акушерки принимают непосредственное участие в организации и проведении медицинских осмотров, ежегодной диспансеризации сельского населения.

Можно сказать, что ФАП – это лицо медицины в сельской местности. Но в том вся и сложность, что с ФАПами всё замечательно только официально, да и то вне статистики и исключительно языком местной отчётности. Лицом медицина на селе может и не выйти...

На деле - большая часть ФАПов давно и прочно морально устарела, а во многих населённых пунктах никаких ФАПов и вовсе нет. Посыл нередко такой: «какой им тут ФАП, если в селе остались 30 дворов, и совсем нет молодёжи». Тот факт, что отъезд этой самой молодёжи может быть «как-то» связан, в том числе, и с отсутствием элементарного медобслуживания, составителей отчётов и аналитических справок для бюджетных вариаций не особенно волнует.

По информации фонда независимого мониторинга «Здоровье» со ссылкой на данные Счётной палаты, в 2015 году в России насчитывалось 31,6 тысяч ФАПов – по всем регионам страны. Однако сейчас работают далеко не все. Как выясняется, многие числятся только на бумаге. То есть ФАП как здание, вроде бы, есть, а как реальное медучреждение – с персоналом и оборудованием, вроде бы, и нет... И это притом, что в подавляющем большинстве случаев ФАП является единственным местом в селе, где можно приобрести элементарные лекарства. Ну, не идут аптечные сети туда, где клиенты пусть и постоянные, но крайне немногочисленные. Не идут.

Вопрос о доступности первичной медицинской помощи в селе и удалённых районах обсуждался на встрече президента РФ Владимира Путина с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой. Дело было в августе прошлого года.

Вероника Скворцова привела статистические данные Минздрава РФ, характеризующие масштаб проблемы:

63% сельских жителей за медицинской помощью обращаются в город;
- в период с 2005 по 2011 год число фельдшерско-акушерских пунктов сократилось (или, как у нас любят говорить, «оптимизировалось») более чем на 5 тыс., потом в дело вступила госпрограмма, но она явно не покрывает нужд: с 2013 по 2015 год было открыто только 460 ФАП;
- в некоторых сёлах ФАПы работают один раз в неделю; деревни, в которых проживают менее 100 человек, оказались вообще без какой-либо медицинской помощи;
- 17,5 тыс. населённых пунктов не имеют никакой медицинской инфраструктуры, из них в 11 тыс. – до ближайшего врача более 20 км «ходу»;
- в 35% населённых пунктах, где нет медпомощи, также отсутствует и общественный транспорт;
- в регионах с низкой плотностью населения, таких как, к примеру, Камчатский край, нет мобильных бригад;
- время приезда кареты «скорой помощи» в село может достигать нескольких часов. А может эта «карета» и вовсе не доехать до пациента по самой банальной причине – распутица, дорогу «развезло».

Минздрав, как сам утверждает, держит эту ситуацию под контролем. В 2016 году министром здравоохранения был подписан приказ об организации оказания первичной медико-санитарной помощи сельским жителям.

Согласно приказу населённые пункты с числом жителей больше 2 тыс. человек должны иметь амбулаторию. При числе жителей от 301 и до 2 тыс. человек населённый пункт должен иметь ФАП или врачебную амбулаторию. При числе жителей 100-300 человек медпомощь должна быть оказана посредством ФАП или выездных форм работы (выбор).

В поисках решения проблемы региональные власти изыскивают разные способы.

Например, в Белгородской области, которая по многим параметрам в РФ выступает как эталон, делают ставку на мобильность. Передвижной фельдшерско-акушерский пункт уже второй год курсирует по районам, где фельдшеров нет вообще. Такие же передвижные медицинские пункты работают в Челябинской, Оренбургской, Сахалинской областях, на Ямале и в Республике Коми.

В медицинских организациях Ивановской области сформировано 47 врачебных бригад для выездов в сельские населённые пункты, организована доставка сельских пациентов в центральные районные больницы и специализированные учреждения здравоохранения.

В Воронежской области в рамках проекта «Качество жизни. Здоровье» за последние два года построены здания 59 фельдшерско-акушерских пунктов и 12 врачебных амбулаторий.

И всё-таки для улучшения ситуации с сельской медициной предпринимаемых мер недостаточно. Они есть – это факт. Но ещё раз – их для такой огромной страны недостаточно. Даже несмотря на положительные сводки из регионов, негативная тенденции в плане доступа сельских жителей к медпомощи продолжает сохраняться. В ряде регионов – усугубляется.

Большинство сельских жителей и в XXI веке не имеют возможности пройти нормального медицинского обследования и не могут позволить себе полноценного лечения. В районную больницу поездки для многих сельчан весьма дороги, да и долги. В связи с этим не может не расти показатель смертности в сельской местности, который часто в разы превышает показатель рождаемости. И это вызывает беспокойство по поводу состояния демографии на селе. Мягко говоря, беспокойство...

В заключении хотелось бы отметить следующую вещь: ФАП – это не просто важная часть инфраструктуры, где можно получить первую медицинскую помощь, рекомендации по лечению заболеваний, проконсультироваться, взять направление на лечебный приём в районную клинику, сделать инъекцию или приобрести лекарство, но и... (и для сельского жителя это порой не менее важно) – найти понимание со стороны человека в белом халате – человека, на которого в сёлах по-настоящему молятся как на того, кто может прийти на помощь в самую трудную минуту. Это моральная поддержка, эффект от которой порой не меньше, чем от терапии.

Хотелось бы, чтобы этой проблемой, напрямую связанной с демографией, в госструктурах занимались поступательно и профессионально.

Глава 12. Особенности организации медицинской помощи жителям сельской местности

Глава 12. Особенности организации медицинской помощи жителям сельской местности

12.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В 2008 г. в сельском здравоохранении Российской Федерации функционировало 1749 центральных районных больниц, 481 участковых больниц, 39 179 фельдшерско-акушерских пунктов, в которых работало 46,2 тыс. врачей и 208 тыс. среднего медицинского персонала.

В основе организации медицинской помощи жителям села лежат те же принципы, что и городскому населению. Однако особый уклад жизни селян, система расселения, низкая (по сравнению с городом) плотность населения, плохое качество, а порой и отсутствие дорог, специфика сельскохозяйственного труда накладывают отпечаток на систему организации медицинской помощи сельским жителям. Это касается типа, мощности, дислокации учреждений здравоохранения, обеспеченности их квалифицированными медицинскими кадрами, возможности получения специализированной медицинской помощи. Эти особенности также диктуют необходимость разработки и введения дифференцированных нормативов по отдельным видам ресурсов. Например, для сельских районов, расположенных на больших территориях с низкой плотностью населения (Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток), норматив численности населения для организации фельдшерско-акушерского пункта или центра общей врачебной (семейной) практики должен быть значительно ниже такового на юге страны, где плотность населения выше, населенные пункты расположены близко друг от друга и имеется хорошее транспортное сообщение.

12.2. КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ УЧАСТОК

Главная особенность оказания медицинской помощи сельскому населению заключается в ее этапности. Условно выделяют три этапа в организации медицинской помощи сельскому населению

(рис. 12.1).

Рис. 12.1. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению

Первый этап - учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую).

Первым медицинским учреждением, в которое, как правило, обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Он функционирует как структурное подразделение участковой или центральной районной больницы. ФАП целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.

На фельдшерско-акушерский пункт возлагается решение большого комплекса медико-санитарных задач:

Проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлений среди сельского населения;

Снижение смертности, прежде всего младенческой, материнской, в трудоспособном возрасте;

Оказание населению доврачебной медицинской помощи;

Участие в текущем санитарном надзоре за детскими дошкольными и школьными образовательными учреждениями, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;

Проведение подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и лиц с подозрениями на инфекционные заболевания;

Повышение санитарно-гигиенической культуры населения.

Таким образом, ФАП представляет собой учреждение здравоохранения в большей степени профилактической направленности. На него могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптечных товаров.

Работу ФАПа непосредственно возглавляет заведующий. Кроме него в ФАПе работают акушерка и патронажная медицинская сестра.

Несмотря на важную роль ФАПов, ведущим медицинским учреждением на первом этапе оказания медицинской помощи жителям

села служит участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Виды и объем медицинской помощи в участковой больнице, ее мощность, оснащение, укомплектованность медицинскими кадрами во многом зависят от профиля и мощности других медицинских учреждений, входящих в систему здравоохранения муниципального района (сельского поселения). Основная задача участковой больницы - оказание населению первичной медико-санитарной помощи.

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению представляет важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией как входящей в структуру больницы, так и самостоятельной. Основная задача амбулатории - проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности, смертности среди населения, раннему выявлению заболеваний, диспансеризации больных. Врачи амбулатории ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако медицинская помощь в амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.

С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села врачи центральной районной больницы по определенному графику выезжают в амбулаторию для приема больных и отбора их в случае необходимости на госпитализацию в специализированные учреждения. В последнее время во многих субъектах РФ происходит процесс реорганизации участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.

12.3. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА

Второй этап обеспечения медицинской помощью сельского населения - это учреждения здравоохранения муниципального района, а среди них ведущее место занимает центральная районная больница (ЦРБ). ЦРБ осуществляет основные виды специализированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления здравоохранением на территории муниципального района.

Мощность ЦРБ, профиль специализированных отделений в ее составе зависят от численности населения, структуры и уровня забо-

леваемости, иных медико-организационных факторов и определяются администрациями муниципальных образований. Как правило, ЦРБ бывают мощностью от 100 до 500 коек, а количество специализированных отделений в ней - не менее пяти: терапевтическое, хирургическое с травматологией, педиатрическое, инфекционное и акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома).

Главный врач центральной районной больницы является руководителем здравоохранения муниципального района, назначается и освобождается от должности администрацией муниципального района.

Примерная организационная структура центральной районной больницы представлена на рис. 12.2.

Методическую, организационную и консультативную помощь врачам комплексных терапевтических участков, фельдшерам ФАПов осуществляют специалисты центральных районных больниц. Каждый из них, согласно утвержденному графику, выезжает на комплексный терапевтический участок для проведения медицинских осмотров, анализа диспансерной работы, отбора больных на госпитализацию.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению могут создаваться межрайонные медицинские центры. Функции таких центров выполняют крупные ЦРБ (мощностью 500-700 коек), способные обеспечить население данного муниципального района недостающими видами специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В структуре ЦРБ имеется поликлиника, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь сельскому населению по направлениям фельдшеров ФАПов, врачей амбулаторий, центров общей врачебной (семейной) практики.

Оказание внебольничной и стационарной лечебно-профилактической помощи детям в муниципальном районе возлагается на детские консультации (поликлиники) и детские отделения центральных районных больниц. Профилактическая и лечебная работа детских поликлиник и детских отделений районных больниц осуществляется на тех же принципах, что и в городских детских поликлиниках.

Оказание акушерско-гинекологической помощи женщинам в муниципальном районе возлагается на женские консультации, родильные и гинекологические отделения центральных районных больниц.

Функциональные обязанности медицинского персонала, учетноотчетная документация, расчет статистических показателей деятельности ЦРБ принципиально не отличаются от таковых в городских больницах и АПУ.

Рис. 12.2. Примерная организационная структура центральной районной больницы

12.4. ОБЛАСТНАЯ (КРАЕВАЯ, ОКРУЖНАЯ, РЕСПУБЛИКАНСКАЯ) БОЛЬНИЦА

Третий этап обеспечения сельского населения медицинской помощью представлен учреждениями здравоохранения субъекта Федерации, а среди них главную роль играют областные (краевые, окружные, республиканские) больницы. На этом этапе осуществляется оказание специализированной медицинской помощи по всем основным специальностям.

Областная (краевая, окружная, республиканская) больница - это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать в полном объеме специализированную помощь не только сельским жителям, но и всему населению субъекта РФ. Она представляет собой центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области (края, округа, республики), и является базой специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы представлена на рис. 12.3.

Функциональные обязанности медицинского персонала, методика расчета статистических показателей, учетно-отчетная документация областной (краевой, окружной, республиканской) больницы принципиально не отличаются от таковых в городской или центральной районной больницах. В то же время организация работы областной (краевой, окружной, республиканской) больницы имеет свои особенности. Одна из таких особенностей заключается в наличии в составе больницы консультативной поликлиники, куда за помощью приезжают жители всех муниципальных районов (городских округов) субъекта Российской Федерации. Для их размещения при больнице организуется пансионат или гостиница для пациентов.

В консультативную поликлинику больные направляются, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных (городских) врачей-специалистов. В стационарные отделения больницы пациенты госпитализируются, как правило, по направлениям специалистов районных, городских, центральных районных больниц, бригадами скорой медицинской помощи и отделений экстренной и планово-консультативной помощи.

Рис. 12 .3. Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы

Другая особенность областной (краевой, окружной, республиканской) больницы состоит в наличии в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которое, используя средства санитарной авиации или наземного автотранспорта, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты. Кроме того, отделение обеспечивает доставку больных в специализированные региональные и федеральные медицинские центры.

Отделение экстренной и планово-консультативной помощи работает в тесной связи с региональным центром медицины катастроф. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций практическую работу по выполнению санитарных заданий осуществляют бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности.

В отличие от ЦРБ, в областной (краевой, окружной, республиканской) больнице функции организационно-методического отдела значительно шире. Фактически он служит аналитическим центром и научно-методической базой органа управления здравоохранением субъекта РФ по внедрению в практику современных медицинских и организационных технологий.

К организационной деятельности отдела относится проведение региональных фельдшерских (сестринских) конференций, обобщение и распространение передового опыта учреждений здравоохранения, организация медицинских осмотров населения, плановых выездов специалистов, издание инструктивно-методических материалов и др.

Научно-исследовательская работа представляет одно из направлений деятельности областной (краевой, окружной, республиканской) больницы. Она включает в себя проведение совместно с кафедрами медицинских вузов и научно-исследовательскими институтами исследований, внедрение научных результатов в практическую работу медицинских учреждений, организацию научных конференций и семинаров, работу научных обществ врачей и др.

Дальнейшие пути совершенствования организации медицинской помощи жителям села заключаются в развитии сети центров общей врачебной (семейной) практики, укреплении материальнотехнической базы и оснащении современным медицинским оборудованием межрайонных центров на базе крупных центральных районных больниц, обеспечении станций (отделений) скорой медицинской помощи санитарным транспортом и средствами связи, развитии

службы санитарной авиации, внедрении телемедицины, развитии высокотехнологичных видов медицинской помощи на базе областных (краевых, окружных, республиканских) больниц. Приближение к населению специализированных видов медицинской помощи должно идти по пути развития ее выездных форм (выездные поликлиники, передвижные стоматологические кабинеты, флюорографические установки и др.). Важное условие повышения доступности медицинской помощи сельским жителям - укомплектование учреждений здравоохранения кадрами медицинских работников. Для решения этой задачи необходим переход на контрактно-целевую форму подготовки и распределения кадров, обеспечение жильем молодых специалистов, внедрение эффективной системы материального стимулирования труда.

Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О. П. Щепин, В. А. Медик. - 2011. - 592 с.: ил. - (Послевузовское образование).

Уважаемый Владимир Вольфович! Медицинская помощь на селе — дело особой важности. С каждым годом все больше стареют деревни и жители, проживающие в них. А вместе с возрастом, как это ни печально, приходят проблемы со здоровьем. Куда пойти? К кому обратиться?

Быструю и квалифицированную помощь можно получить на месте — в сельском фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе) И добраться до него проще, и встретит здесь хорошо знакомый фельдшер, и медикаментов здесь достаточно. ФАП — это очень важная часть сельской инфраструктуры. Это то место, где можно не только получить первую медицинскую помощь, рекомендации по лечению простудных, вирусных заболеваний, проконсультироваться, взять направление на лечебный прием в ЦРБ, сделать инъекцию, выписать или купить лекарства, но и встретиться, пообщаться со знакомыми. Ведь в некоторых местах даже хлеб привозят именно к медпункту, чтобы люди могли получить здесь не только лечебную помощь, но и моральную, духовную поддержку.. Сейчас в некоторых населенных пунктах все социально значимые для селян объекты находятся в одном месте: экономия бюджетных средств заставила объединить под одной крышей ФАП, библиотеку, почту, сельский клуб, школу.

И это очень важно для пожилого человека, которому тяжело ходить далеко. Продолжается экономический кризис, в связи с этим не ставится ли в нашем районе вопрос о закрытии ФАПов?

— Ни администрация муниципального района, ни администрация ЦРБ, а тем более администрации сельских поселений такого вопроса не поднимают. Наоборот — всем понятно, что ФАП на селе необходим. Заменить его некем. Несмотря на экономические трудности, администрация района выделяет средства на содержание ФАПов, а это довольно большая статья расходов: отопление, освещение, медикаменты, оборудование и т. Д. Читая эти строки, невольно наворачиваются слёзы.

Это всё относится к Кировской области. Мы же жители Курской области, Советского района. У нас обстановка с ФАПами совершенно противоположная. ФАПы закрывают даже тогда, когда местные жители по прежнему в них нуждаются. Не хочет наша администрация платить за свет и отопление, называя эти затраты не целевым расходованием бюджетных средств. Фельдшеров лицензируют по соседним деревням и заставляют их идти туда работать, а прикреплённые участки сохраняются прежние.

Но кто из наших стариков в состоянии преодолевать огромные расстояния, когда отсутствует регулярное транспортное сообщение? Складывается впечатление, что местные чиновники не понимают сути работы фельдшера. Прийти с утра в кабинет, сделать нужные уколы и прививки и пойти на участок к тем, кто совсем не в состоянии ходить, осуществлять патронаж детей, собирать людей на плановый осмотр. Получается, что люди вынуждены идти к дому фельдшера и ждать его там. Но там нет оборудованного кабинета, кварцевой лампы для дезинфекции. Фельдшер не согласится делать уколы у себя на дому, и имеет на это полное право.

А где хранить вакцину для прививок, в холодильнике с продуктами что ли? Так наша администрация делает из фельдшеров знахарей, и в этом грубейшее нарушение всех законов и правил. Мы, жители деревни Михайлоанненка, Советского района, Курской области, просим Вас принять все меры для того, чтобы вернуть людям ФАП. Его закрыли в 2009 году, но местная администрация находила средства на освещение и частичное отопление, что позволяло по прежнему пользоваться необходимой медицинской помощью. Взамен ФАПа оставался кабинет для фельдшера. Через некоторое время в это же здание перевели библиотеку и сельский совет, что и делают в тех регионах, где пытаются сэкономить на отоплении и освещении.

Но сменилась глава сельского совета и решила перебраться поближе к своему дому и вернула сельский совет на прежнее место. Её просили оставить хотя бы свет, но она сказала, что это не целевое расходование бюджетных средств. Ни одной своей извилиной она не повернулась в сторону людей. Преследуя свои интересы, нашла средства на ремонт старого сельского совета. Может быть вся наша администрация живёт совершенно в другой стране? Ведь сам президент говорил о приоритетах в здравоохранении, о доступности медицинской помощи.

Прежнее здание ФАПа — строение конца шестидесятых, сделано из кирпича и срок службы у него 150 лет — в прекрасном состоянии. Там делался ремонт, когда переводили сельский совет, и теперь его ждёт постепенное разрушение. Даже голосовать идти некуда. Всегда на себя они находят деньги, а о людях думать не хотят. У нас много и других проблем. Нет дороги до ФАПа, и в период снегопадов люди оставляют машины на трассе, или на всю зиму дома, без шансов выехать.

На всю деревню вот уже несколько лет красуется новая водонапорная башня, которую так и не пустили в эксплуатацию, не работают колонки, а вода из старой водонапорной башни не пригодна для приготовления пищи. И все эти трудности сопровождают жителей деревни всю жизнь. С каждым выбранным чиновником, люди надеются на перемены к лучшему, но становится только хуже, и решать эти проблемы администрация даже не собирается, а те кто должен заботиться о людях, убивают своим равнодушием. Может Вы заставите власть работать? 22. 08.

2016г. Жители деревни Михайлоанненка.

Единство принципов оказания лечебно-профилактической помощи городскому и сельскому населению: 1) профилактический характер; 2) участковость; 3) массовость; 4) специализация медицинской помощи 5) общедоступность.

Особенность оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению :

1) этапность оказания помощи

2) передвижные виды врачебной медицинской помощи (выездные врачебные бригады).

Особенности организации сельской медицинской помощи:

1) низкая плотность населения – численность сельского населения в 2004 г. 2.803.600, 2005 г. 2.744.200, 2006 г. 2.691.500. По сравнению с 2002 г. численность сельского населения снизилась на 118 тыс. В 2005 г. родилось 90.307 чел, из них на селе 24.205 (26,8%). Рождаемость в 2005 г. 9,2 в РБ, на селе – 8,9 . Смертность на селе в 2,2 раза больше, чем в городе. Младенческая смертность в целом 6,4, на селе – 9,3 . Ожидаемая продолжительность жизни на селе 64,52 г., в городе 70,53 г.

Людность – количество людей в населенном пункте. Средняя численность сельского населения – 200 чел.

2) разбросанность населенных пунктов на большой территории – сельских населенных пунктов 24 тыс. Средняя плотность населения в РБ 48 чел на км2, в селе – 10 чел на км2. Близость – расстояние между населенными пунктами, радиус обслуживания – расстояние от населенного пункта, где есть медицинские учреждения до самого удаленого населенного пункта, жители которого прикреплены к этому учреждению для медицинского обслуживания. Эта величина управляемая и изменяется в зависимости от численности населения.

3) плохое качество дорог

4) специфика сельскохозяйственного труда: сезонность, зависимость от погоды

5) условия, образ жизни, традиции

6) низкая обеспеченность специалистами

Этапы оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению и основные организации:

I этап – ранее – сельский врачебный участок (СВУ), включающий комплекс медицинских учреждений:

А) сельскую участковую больницу (СУБ, оказывает как амбулаторную, так и стационарную помощь) или сельскую врачебную амбулаторию (СВА, оказывает только амбулаторную помощь)

Б) фельдшерско-акушерский пункт (ФАП)

В) здравпункты (при наличии промышленного предприятия на обслуживаемой территории).

В настоящее время СВУ нет, СВА и участковые больницы – филиалы ЦРБ, ФАП-ы – филиалы СВА.

Основная функция этапа : оказание первой доврачебной помощи, первой квалифицированной врачебной помощи с возможными элементами специализированной медицинской помощи.

ФАПы – создаются для медицинского обслуживания 400 человек и более при расстоянии 2 км и более от медицинского учреждения. При обслуживании более 400 чел. в штатах ФАПа положены: 1 должность фельдшера или акушерки или медицинской сестры и 0,5 должности санитарки. Затраты на ФАПы – 1,5-2,0% от бюджета ЗО района.

Функции ФАПа:

– оказание доврачебной медицинской помощи и своевременное выполнение назначений врача;

– проведение профилактической работы и противоэпидемической работы;

– организация патронажа беременных женщин, детей,

– проведение мероприятий по снижению младенческой и материнской смертности;

– гигиеническое обучение и воспитание населения.

Сельский врачебный участок (СВУ) – обслуживал 7-9 тысяч населения в радиусе 7-9 км.

Участковая больница – это основное учреждение на СВУ, состоит из стационара и амбулатории. В зависимости от числа коек может быть I категории – на 75-100 коек, II – 50-75 коек, III – 35-50, IV – 25-35 коек. В участковой больнице Оказываются все виды квалифицированной лечебно-профилактической помощи . Большое значение имеет медицинская помощь населению в период полевых работ. Значительная работа ведется по охране здоровья женщин и детей, внедрению современных методов профилактики, диагностики, лечения.

Все виды лечебно-профилактической помощи беременным женщинам, матерям и детям оказывает Врач участковой больницы . Если врачей несколько, то один из них отвечает за состояние здоровья детей и женщин на данном участке.

При Нерентабельной деятельности участковых больниц , они закрываются или перепрофилируются в отделения Реабилитации районных больниц , а для медицинского обслуживания населения открываются Самостоятельные сельские врачебные амбулатории (СВА), в штате которых должны быть: врач-терапевт, стоматолог, акушер-гинеколог, педиатр. Медицинскую помощь больным со стоматологическими заболеваниями в участковой больнице или в сельской врачебной амбулатории оказывает стоматолог (зубной врач).

Из штатных нормативов медицинского персонала участковых больниц:

1. Должности врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению устанавливаются из расчета на 10 000 населения:

2. Должности врачей отделений стационара устанавливаются из расчета 1 должность:

– врач-терапевт – на 25 коек;

– врач-педиатр – на 20 коек;

– хирург – на 25 коек;

– стоматолог – на 20 коек.

Коечная емкость сельской участковой больницы – 27-29 коек.

Организация работы СУБ:

– оказание лечебно-профилактической помощи населению

– внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных

– развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи

– организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка

– проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка

– изучение причин общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности и разработка мер по ее снижению

– организация и осуществление диспансеризации населения, прежде всего детей, подростков

– осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними, и др.)

– осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания;

– проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями

– организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности; борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками

– широкое привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по охране здоровья населения

II этап – территориальное медицинское объединение (ТМО).

Руководят ТМО Главный врач ТМО (он же является главным врачом ЦРБ) и его заместители:

– заместитель по медицинскому обслуживанию населения (он же заведующий организационно-методическим кабинетом);

– заместитель по медицинской части (при числе коек 100 и более);

– заместитель по медико-социальной экспертизе и реабилитации (при числе обслуживаемого населения не менее 30000 человек);

– заместитель по родовспоможению и детству (при числе обслуживаемого населения не менее 70000 человек);

– заместитель по экономическим вопросам;

– заместитель по административно-хозяйственной части.

В состав медицинского совета входят : главный врач, его заместители, главный врач Центра гигиены и эпидемиологии, заведующий центральной районной аптекой, ведущие специалисты района, председатель райкома профсоюза медицинских работников, председатель общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Решение о создании ТМО принимается вышестоящим органом управления здравоохранения. В небольших городах и сельских районах ТМО объединяет как правило все лечебно-профилактические учреждения и заменяет горздравотдел и ЦРБ. В крупных городах с населением более 100 000 населения может быть несколько ТМО, одно из них – головное.

ТМО – это комплекс ЛПУ, функционально и организационно связанных между собой. В состав ТМО могут входить:

­ поликлиники (взрослые, детские, стоматологические);

­ женские консультации, диспансеры, стационары, родильные дома;

­ станции скорой медицинской помощи;

­ детские санатории и другие учреждения.

Объединение учреждений должно быть целесообразным, а не обязательным. Учреждения, которые не вошли в ТМО, действуют самостоятельно. Как правило, это центры здоровья и центры гигиены и эпидемиологии, бюро судебно-медицинской экспертизы, станции переливания крови.

Принципы формирования ТМО:

1. Определенная численность населения – оптимальный размер ТМО – 100-150 тыс. населения.

2. Организационное и финансовое разделение амбулаторных и стационарных учреждений.

3. Совпадение границ района обслуживания ТМО с административными границами района (города).

4. Рациональное объединение учреждений – объединение учреждений, оказывающих медицинскую помощь взрослому и детскому населению.

Задачи ТМО – обеспечение доступной и квалифицированной лечебно-профилактической помощи населению.

Функции ТМО:

1. Организация лечебно-профилактической помощи прикрепленному населению, а также любому гражданину, который обращается за медицинской помощью.

2. Проведение профилактических мероприятий.

3. Оказание скорой помощи больным.

4. Своевременное оказание медицинской помощи на приеме, на дому.

5. Своевременная госпитализация.

6. Диспансеризация населения.

7. Проведение медико-социальной экспертизы.

8. Проведение гигиенического обучения и воспитания.

9. Анализ деятельности ЛПУ.

Основными лечебно-профилактическими учреждениями II этапа являются центральная районная больница (ЦРБ) и другие учреждения района (см. вопрос 102).

За организацию Лечебно-профилактической помощи женщинам и детям на данном этапе несет ответственность районный педиатр и районный акушер-гинеколог. При численности населения района более 70 000 человек назначается должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению – опытный педиатр или акушер-гинеколог.

Амбулаторная стоматологическая помощь на II этапе может оказываться в стоматологических поликлиниках и стоматологических отделениях поликлиники ЦРБ. Стационарная стоматологическая помощь в стоматологическом отделении стационара ЦРБ или на специальных койках для стоматологических больных в хирургическом отделении.

III этап – областная больница и медицинские учреждения области.

Областная больница – это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее в полном объеме высококвалифицированную узкоспециализированную помощь жителям области. Это центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области, база специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Структура областной больницы:

1. Стационар.

2. Консультативная поликлиника.

3. Прочие подразделения (кухня, аптека, морг).

4. Организационно-методический отдел с отделением медицинской статистики.

5. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи и др. (см. вопрос 104).

Коечная емкость областной больницы взрослой – 1000-1100 коек, детской – 400 коек.

Консультативная поликлиника оказывает населению высококвалифицированную, узкоспециализированную медицинскую помощь, осуществляет выездные консультации, по телефону – заочные консультации, анализирует деятельность лечебно-профилактических учреждений, расхождение диагнозов направивших учреждений и поликлиники, диагнозов поликлиники и стационара, анализ ошибок. Не имеет право выдавать больничный .

Детское и женское население области получает в консультативной поликлинике все виды квалифицированной специализированной врачебной помощи. Стационарная помощь женщинам оказывается в областных родильных домах, областных диспансерах и других медицинских учреждениях области.

Амбулаторная квалифицированная специализированная стоматологическая помощь больным оказывается в областных стоматологических поликлиниках, стационарная – в стоматологических отделениях областных больниц.

Число больничных организаций на селе в 2005 г. – 274, из них участковых больниц 184, больниц сестринского ухода – 90. Число амбулаторно-поликлинических организаций 3326. Самостоятельных врачебных амбулаторий на 2005 г. – 253, амбулаторий врача общей практики на 2005 – 336. ФАП-ов в 2005 – 2524.

IV этап: республиканский уровень (РНПЦ, республиканские больницы).

Жители сельской местности - 38 миллионов человек, что составляет около 26% от общей численности населения Российской Федерации. Отличается ли сельское население страны высоким уровнем жизни? – Если только в отчётах чиновников на местах... Развитая ли на селе социально-бытовая инфраструктура? – К сожалению, тоже больше нет, чем да. Созданы ли необходимые по современным меркам условия труда для сельских жителей? – Далеко не везде (мягко говоря). Сам сельский труд, который фактически не изменился по своим принципам за многие десятилетия, накладывает свой отпечаток на здоровье тех, кто таким трудом занимается. И вопрос, который уже поднимался на страницах нашего информационно-аналитического портала – вопрос о том, почему вымирает русское село, тесно связан ещё и с наболевшим вопросом сельского здравоохранения.

Вопрос этот настолько наболевший для миллионов россиян, что любое его затрагивание вызывает острую реакцию. Объяснимо...

Итак, как получить быструю и квалифицированную медицинскую помощь на селе? Официально – всё для этого имеется. Как основной вариант – оборудованный фельдшерско-акушерский пункт с профессиональным медработником, а лучше - несколькими. Встретит, выслушает, продиагностирует, посоветует, выпишет препарат, направление и т.д., и т.п. ФАП является наиболее крупным доврачебным амбулаторно-поликлиническим учреждением по оказанию первичной медико-санитарной помощи сельскому населению и играет большую роль в лечебно-профилактическом обслуживании, проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, а также в санитарно-противоэпидемической работе. Создание ФАП вызвано особенностями, присущими здравоохранению на селе, необходимостью приближения медицинской помощи к населению в условиях большого радиуса обслуживания участковой больницы (врачебной амбулатории) по отношению ко всем имеющимся населённым пунктам.

ФАП обеспечивает раннее выявление инфекционных больных, проводит первичные противоэпидемиологические мероприятия в очагах, текущий санитарный надзор за территорией населённых мест. Важное место в деятельности фельдшерско-акушерском пункте занимает активное проведение санитарно-просветительской работы среди населения. Фельдшеры и акушерки принимают непосредственное участие в организации и проведении медицинских осмотров, ежегодной диспансеризации сельского населения.

Можно сказать, что ФАП – это лицо медицины в сельской местности. Но в том вся и сложность, что с ФАПами всё замечательно только официально, да и то вне статистики и исключительно языком местной отчётности. Лицом медицина на селе может и не выйти...

На деле - большая часть ФАПов давно и прочно морально устарела, а во многих населённых пунктах никаких ФАПов и вовсе нет. Посыл нередко такой: «какой им тут ФАП, если в селе остались 30 дворов, и совсем нет молодёжи». Тот факт, что отъезд этой самой молодёжи может быть «как-то» связан, в том числе, и с отсутствием элементарного медобслуживания, составителей отчётов и аналитических справок для бюджетных вариаций не особенно волнует.

По информации фонда независимого мониторинга «Здоровье» со ссылкой на данные Счётной палаты, в 2015 году в России насчитывалось 31,6 тысяч ФАПов – по всем регионам страны. Однако сейчас работают далеко не все. Как выясняется, многие числятся только на бумаге. То есть ФАП как здание, вроде бы, есть, а как реальное медучреждение – с персоналом и оборудованием, вроде бы, и нет... И это притом, что в подавляющем большинстве случаев ФАП является единственным местом в селе, где можно приобрести элементарные лекарства. Ну, не идут аптечные сети туда, где клиенты пусть и постоянные, но крайне немногочисленные. Не идут.

Вопрос о доступности первичной медицинской помощи в селе и удалённых районах обсуждался на встрече президента РФ Владимира Путина с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой. Дело было в августе прошлого года.

Вероника Скворцова привела статистические данные Минздрава РФ, характеризующие масштаб проблемы:

63% сельских жителей за медицинской помощью обращаются в город;
- в период с 2005 по 2011 год число фельдшерско-акушерских пунктов сократилось (или, как у нас любят говорить, «оптимизировалось») более чем на 5 тыс., потом в дело вступила госпрограмма, но она явно не покрывает нужд: с 2013 по 2015 год было открыто только 460 ФАП;
- в некоторых сёлах ФАПы работают один раз в неделю; деревни, в которых проживают менее 100 человек, оказались вообще без какой-либо медицинской помощи;
- 17,5 тыс. населённых пунктов не имеют никакой медицинской инфраструктуры, из них в 11 тыс. – до ближайшего врача более 20 км «ходу»;
- в 35% населённых пунктах, где нет медпомощи, также отсутствует и общественный транспорт;
- в регионах с низкой плотностью населения, таких как, к примеру, Камчатский край, нет мобильных бригад;
- время приезда кареты «скорой помощи» в село может достигать нескольких часов. А может эта «карета» и вовсе не доехать до пациента по самой банальной причине – распутица, дорогу «развезло».

Минздрав, как сам утверждает, держит эту ситуацию под контролем. В 2016 году министром здравоохранения был подписан приказ об организации оказания первичной медико-санитарной помощи сельским жителям.

Согласно приказу населённые пункты с числом жителей больше 2 тыс. человек должны иметь амбулаторию. При числе жителей от 301 и до 2 тыс. человек населённый пункт должен иметь ФАП или врачебную амбулаторию. При числе жителей 100-300 человек медпомощь должна быть оказана посредством ФАП или выездных форм работы (выбор).

В поисках решения проблемы региональные власти изыскивают разные способы.

Например, в Белгородской области, которая по многим параметрам в РФ выступает как эталон, делают ставку на мобильность. Передвижной фельдшерско-акушерский пункт уже второй год курсирует по районам, где фельдшеров нет вообще. Такие же передвижные медицинские пункты работают в Челябинской, Оренбургской, Сахалинской областях, на Ямале и в Республике Коми.

В медицинских организациях Ивановской области сформировано 47 врачебных бригад для выездов в сельские населённые пункты, организована доставка сельских пациентов в центральные районные больницы и специализированные учреждения здравоохранения.

В Воронежской области в рамках проекта «Качество жизни. Здоровье» за последние два года построены здания 59 фельдшерско-акушерских пунктов и 12 врачебных амбулаторий.

И всё-таки для улучшения ситуации с сельской медициной предпринимаемых мер недостаточно. Они есть – это факт. Но ещё раз – их для такой огромной страны недостаточно. Даже несмотря на положительные сводки из регионов, негативная тенденции в плане доступа сельских жителей к медпомощи продолжает сохраняться. В ряде регионов – усугубляется.

Большинство сельских жителей и в XXI веке не имеют возможности пройти нормального медицинского обследования и не могут позволить себе полноценного лечения. В районную больницу поездки для многих сельчан весьма дороги, да и долги. В связи с этим не может не расти показатель смертности в сельской местности, который часто в разы превышает показатель рождаемости. И это вызывает беспокойство по поводу состояния демографии на селе. Мягко говоря, беспокойство...

В заключении хотелось бы отметить следующую вещь: ФАП – это не просто важная часть инфраструктуры, где можно получить первую медицинскую помощь, рекомендации по лечению заболеваний, проконсультироваться, взять направление на лечебный приём в районную клинику, сделать инъекцию или приобрести лекарство, но и... (и для сельского жителя это порой не менее важно) – найти понимание со стороны человека в белом халате – человека, на которого в сёлах по-настоящему молятся как на того, кто может прийти на помощь в самую трудную минуту. Это моральная поддержка, эффект от которой порой не меньше, чем от терапии.

Хотелось бы, чтобы этой проблемой, напрямую связанной с демографией, в госструктурах занимались поступательно и профессионально.


Использованы фотографии: Фейсбук/Григорий Галицын

Подпишитесь на нас