К изучению финансового статуса русских монастырей в xvi-xvii веках (по актовому материалу). Вопросы в параграфе

От корректной работы свечей зажигания зависят многие параметры бензиновых двигателей.

Контроль исправности и своевременная их замена является условием правильной эксплуатации транспортного средства.

Причины их естественного и преждевременного износа

Свеча зажигания работает в предельно экстремальных условиях:

  • высокая температура в рабочем цилиндре;
  • агрессивная среда в виде смеси топлива, воздуха и масла;
  • большое давление при воспламенении;
  • высокое напряжение и температура электрической искры.

Одновременное действие перечисленных факторов приводит к усилению процессов естественного их износа. Этот процесс может значительно ускориться в следующих случаях:

  • уменьшения компрессии, износе маслосъемных колпачков вследствие попадания масла в рабочий объем;
  • неправильной установки угла зажигания, приводящей к образованию увеличенного нагара;
  • выбора несоответствующих марке двигателя свечей;
  • пропуска зажигания в цилиндрах;
  • неправильного соотношения бензин/воздух при неисправностях расходомера, подсосе воздуха;
  • некорректной работе инжекторов.

Признаки необходимости их замены

Основной признак необходимости замены свечей – пропуски зажигания (троение). Не всегда это связано с проблемами свечей. Чтобы окончательно определиться с необходимостью обязательной их замены, проще всего вместо проблемной свечи установить заведомо исправную.

Определить возможно неисправную свечу зажигания проще всего на работающем двигателе. Для этого необходимо последовательно отключать высоковольтные провода (либо разъем индивидуальной катушки зажигания) от каждой их них. Нерабочий цилиндр будет тот, при отключении от которого характер работы двигателя не изменяется.

Также признаками требуемой замены свечей зажигания являются:

  • визуальная неисправность (загрязнение, нагар в области зазора, изменение нормально серого цвета нагара, её увлажнение, механические сколы на изоляторе);
  • нестабильные обороты двигателя;
  • повышенная дымность выхлопных газов;
  • детонация двигателя;
  • сообщение либо бортового компьютера.

Через сколько нужно менять свечи зажигания

Каждый производитель указывает срок либо пробег безотказной работы свечей. Этот период рассчитан для двигателей со сроком эксплуатации не более пяти лет. В случае, если автомобиль оснащен более пожилым двигателем, срок эксплуатации (пробега) свечей зажигания уменьшается.

Четкой градации пробега и сроков замены свечей зажигания не существует. Опытные автолюбители считают правильным производить технический осмотр и их замену перед началом каждого осеннее-зимнего сезона эксплуатации. Если автомобиль не эксплуатируется в холодное время года, рационально контроль и их необходимую замену производить весной.

Видео — когда менять свечи зажигания и почему это важно:

Руководствуясь показаниями пробега автомобиля, замену свечей зажигания следует производить после 15 – 20 тысяч километров. Иридиевые и платиновые свечи без труда выдерживают пробег 100.000 км и более, но это также при относительно новом двигателе.

Двигатели внутреннего сгорания, работающие на газе, имеют повышенную температуру сгорания топливно-воздушной смеси, срок их эксплуатации следует сокращать на 20-30 %. Еще один фактор аналогичного сокращения срока замены свечей зажигания – использование некачественного бензина.

Внеочередная их замена производится после капитального и большого аварийного ремонта, длительной стоянки автомобиля.

Последовательность замены

Несмотря на кажущуюся простоту, к этой операции следует отнестись ответственно. Замену следует производить полным комплектом (!) . Частичная замена одной-двух «подгулявших» свечей возможна только на непродолжительное время.

Различный зазор и тип свечей, их состояния приводит к непременному сбою синхронности зажигания, повышенной детонации, способствует повышенному износу двигателя.

На основании справочных данных. Основываться на рекомендациях типа «это самые лучшие» не следует. Лучше приобретать изделия только от проверенных производителей.

В качестве основного инструмента для замены свечей лучше использовать специальную длинную головку с резиновыми вставками для захвата извлекаемой свечи. Перед ее покупкой следует измерить диаметр посадочного конструктивного отверстия.

Стандартные размеры свечных головок – 16 и 21. Длина посадочной зоны может быть различной, до 180 миллиметров в отдельных моделях двигателей. В некоторых случаях можно использовать свечную трубку, но следует учитывать, что ее надежность меньше. Еще хуже использовать специальные ключи неизвестных производителей в красивых упаковках. Они могут сломаться при первом же откручивании.

Последовательность демонтажа свечей:

  • снять установленные высоковольтные провода, предварительно отметив либо сфотографировав последовательность их установки;
  • если в автомобиле установлены индивидуальные катушки зажигания либо блок катушек на околосвечном пространстве, произвести их демонтаж (в V-образных движках этот процесс может быть усложнен необходимостью демонтажа части впускного коллектора и других элементах двигателя);
  • обязательно проверить зоны установки свечей на предмет наличия посторонних предметов (при снятии свечи осколки изоляции, другие предметы могут попасть непосредственно в цилиндр, вызвать большие проблемы);
  • надежно установить свечной ключ, приложив среднее усилие, приступить к откручиванию;
  • в случае затруднения процесса демонтажа необходимо применять специальные средства для раскоксовывания резьбовых соединений, не пытаться приложить чрезмерное усилие;
  • извлечь свечу (если удерживающая резинка соскочила, можно это сделать, используя наконечник высоковольтного провода);
  • на освободившееся отверстие свечи лучше установить заглушку или набросить чистую ветошь (немало случаев, когда в процессе ремонта туда, то есть в цилиндр, попадают гайки, шайбы и другие «сюрпризы»).

Видео — замена свечей зажигания на Рено Логан и Ларгус (8 клапанов):

Установку новых производят, руководствуясь правилами:

  • предварительно чистой ветошью очищают установочное место от масел, грязи (если это место недоступно для визуального контроля, лучше это не делать: пытаясь удалить загрязнение сверху резьбового соединения, можно его перенаправить на резьбу);
  • при установке новых необходимо еще раз проверить соответствие посадочной глубины свечи со старой;
  • первоначальное направление свечи на посадочное место производят аккуратно при помощи свечного ключа, не следует «бросать» свечу, это может изменить зазор;
  • предварительное закручивание следует производить небольшим усилием, при затрудненном движении необходимо открутить и вновь начать закручивать свечу;
  • окончательное «дожимание» свечи производят средним усилием (на СТО для этого используют динамометрический ключ, момент затяжки устанавливают в пределах от 15 до 35 Нм в зависимости от диаметра резьбы и типа посадки);

  • последний этап монтажа свечей – установка высоковольтных проводов.

Зачем менять свечи зажигания, если старые работают?

Теоретически они могут прослужить десять и более лет, особенно, если их периодически очищать.

Есть мнение, что свечи зажигания следует менять только при появлении явных признаков их износа, проведении ремонтов, связанных с проблемами зажигания и двигателя в целом. Однако, старые, хоть и исправные, свечи зажигания могут негативно влиять на работу двигателя:

  • изменение области зазора влияет на момент зажигания;
  • незначительные пропуски зажигания приводят к повышенной детонации, механическим нагрузкам;
  • загрязненные свечи могут вызвать пробой катушки зажигания, высоковольтных проводов, резистора бегунка;
  • некорректно работающие свечи влияют на экологические характеристики двигателя внутреннего сгорания.

Самая опасная проблема при редкой замене свечей зажигания – закоксовывание области резьбового соединения . Это чревато возможностью срыва резьбы, повреждения свечи при демонтаже. В свою очередь такая неисправность может привести к необходимости проведения капитального ремонта, даже замены блока цилиндров.

Поэтому опытные автолюбители перед очередным осеннее-весенним сезоном эксплуатации автомобиля производят их профилактический демонтаж-монтаж. Одновременно с этим можно (и нужно) произвести их визуальный осмотр.

Исправные и обслуженные свечи зажигания – один из основных факторов стабильной работы бензинового двигателя.

Видео — износ свечей зажигания и когда их менять:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Егор

    Основным признаком, который заставляет обратить внимание на свечи — это конечно «троение» при работе движка. Иногда помогает промывка свечи, очистка от нагара и проверка зазора, или замена свечи, на свечу такой же модели.

    Сергей Васильевич

    Основное правило — не лейте в бензобак всякую дрянь и со свечами все будет в порядке. А вообще в статье все нормально расписано. И еще, если новый автомобиль вообще не стоит заморачиваться со свечами, даже если это наш автопром.

    Сергей

    Свечи менял год назад, в этом решил визуально оценить их состояние. Оно оказалось нормальным, вот только смутил рыжеватый налет и нагар. На удивление, свечи отлично отмылись очистителем ржавчины (как раз порогами еще занимался в этот день). После отмачивания в очистителе, щеточкой и тряпкой удалил весь налет, заблестели практически как новые. Промыл в воде и высушил. Перед установкой проверил зазор — в пределах нормы. Сейчас работают отлично.

    Михаил

    Я проверяю состояние свечей обязательно раз в полгода или через 10 тысяч км пробега (смотря что наступит раньше). Обычно качественные свечи легко выхаживают по 50 тысяч км. При проверке обязательно подгибаю электроды массы, положив в зазор щуп толщиной 0,8 мм. Обычно за 10 тысяч км электроды выгорают на одну-две десятые миллиметра, поэтому регулировку зазора считаю обязательной.
    Также обязательно очистка изолятора от нагара — либо пескоструем, либо хотя бы механически поковырять (аккуратно), так как нагар является проводником, и при большой его толщине вместо искры между электродами будет получаться короткое замыкание через нагар, и мы получим пропуски зажигания.

    Анатолий

    На двигателе ToYoTa к свечам не подобраться и самому проверить их сложно. А мастер в автосервисе говорит, что не от того троит…

    Вячеслав

    Сейчас такие свечи продают, что и 10000 не проходят (приходится делать замену). У меня только заводские смогли прослужить 3 года (51 тыс. пробега).

    Андрей

    Если двигатель авто новый или после капремонта и работает плавно без надрыва, то на некоторое время можно о свечах забыть. Разве что, как объективно рекомендует автор статьи, не забывать про резьбовое соединение. Другое дело, когда движок «кушает» масло. Там резьба не заржавеет. Нужно будет свечи часто снимать для очистки и просушки. Примерно пару раз в месяц и постоянно иметь в запасе новый комплект свечей.

    Алексей

    У меня тоже свечи стоят третий год. Могу определенно сказать, что нужно их тщательно выбирать. На рынке я бы не советовал их брать, лучше — в проверенных магазинах.

    Иван Козин

    Я очень внимательно подхожу к вопросу выбора свечей, качественные и надежные сразу снимают кучу вопросов.

    Oleg

    Всегда меняю свечи перед зимой, чтобы заводиться нормально в морозы. Автомобилю уже 10 лет, проблем не было. Лучше мелочь поменять, чем потом попасть по крупному.

    Сергей

    Покупаешь дешевые свечи — максимум на месяц, покупаешь дорогие — максимум год. С этим рынком, блин, все скоро будет работать строго до окончания гарантийного срока.

    Андрей

    Чаще всего свечи зажигания выходят из строя из-за неправильной работы топливной системы. Поэтому свечи меняю очень редко.

    Вадим

    Свечи меняю строго по регламенту: через 15 00 км пробега или один год после установки. Ни разу не подводили.

    Олег

    Чтобы не оказаться стоящим посреди дороги, конечно надо знать признаки выхода свечей из строя и как производить их замену. Раньше на советских машинах, когда не было практически электроники в них, вынимали свечу и смотрели есть ли на ней искра при работающем движке. Сейчас на современных машинах, это крайне опасно, можно вывести из строя модуль зажигания, коммутатор, сжечь катушку. Поэтому не рекомендую использовать дедовские методы. Лучше всего ехать на сервис на компьютерную диагностику. Правда если вы знаете свою машину и она не слишком наворочена можно снять поочередно провода со свечей зажигания и послушать как ведет себя двигатель. Если вы отключите исправную свечу, то его характер работы изменится, как говорят спецы «начнет троить», по-русски движок сильно затрясет. Если ничего не изменится меняем свечу, она барахлит. Если же ничего снова не изменится тогда прямая дорога на сервис. И еще не покупайте свечи по одной – меняйте комплект. Покупая свечи обязательно берите свидетельство о регистрации ТС (там есть VIN-номер), чтобы продавец по каталогу нашел нужные свечи. А задуматься о их замене надо, когда: двигатель «затроил», упала мощность и увеличился расход топлива.

    Карпухин Витя

    Я считаю, что свечи нужно менять при каждой смене масла. Стоят они в конце концов не много, да и в принципе являются расходником. Прошли те времена, когда их выкручивали, что бы проверить зазор, почистить наждачной бумагой, прокалить на огне. По моему их даже и подделывать перестали, какой смысл копировать дешевый расходник? Есть конечно особо бережливые, которые будут ездить на свечах по 30-40 тыс. км., как допустим мой сосед по гаражам. Но я все равно такой экономии не понимаю. Уж лучше потратить три сотни, чем слушать, как с утра двигатель троит пока не прогреется или на холостых не ровно работает.

    Дима

    Со свечами было несколько проблем в дальней дороге, далеко от жилья. Поэтому теперь вожу с собой комплект новых свечей. А замену произвожу каждой осенью, перед наступлением холодов. Зимой самые суровые условия эксплуатации, поэтому только осенью.

    Дмитрий

    Все мы хорошо знаем, что свечи надо менять, что от их качества зависит запуск, работа, экономичность, мощность и т.д. Их принято считать «расходниками» с ограниченным сроком службы, поэтому производитель как авто, так и самих свечей заявляет определенный ресурс для своих продуктов.
    Эта цифра сильно зависит от типа свечей зажигания (с одним электродом, многоэлектродные, платиновые, иридиевые и т.д.)
    Для одноэлектродных свечей ресурс — 30 тыс. км, для многоэлектродных или с серебряным электродом ресурс не менее 50 тыс. Встречаются дорогие свечи с иридиевыми или платиновыми электродами которые выхаживают до 100000 км. Конечно это всё теоретически в стенах лабораторий, поэтому на практике я меняю свечи каждый год по осени (зима, одно из худших условий эксплуатации). Просто записывать км. когда поставили свечи думаю редко кто будет. Поэтому делаем как удобно. Вот я привязал этот период к зиме.
    Теперь о признаках необходимости замены свечей. Первое – работа движка с перебоями, троением и т.д. Вынимаем свечи и смотрим – чаще всего выгорел электрод. Возможен большой нагар на свечах – это неправильно работает система питания, нагара при нормальном сгорании не должно быть. Еще возможны дефекты керамического изолятора, их можно найти по коричневому следу на изоляторе.
    И самое главное, меняю все свечи комплектом, чтобы через некоторое время снова этим не заниматься. Всем удачи на дорогах.

    Фед

    Совершенно согласен с теми, кто меняет свечи регулярно, как услышит, почувствует специфический шумок в своей машинке. Некоторые начинают нести ахинею, типа можно промыть и т.д. Голь на выдумки хитра… Можно конечно и промыть, чтобы сэкономить на какое-то время, но лучше новые купить и сразу все заменить.

    Николай

    Последний раз менял свечи после 20000 км. В четвертом цилиндре свеча была с явным пробоем, на изоляторе появились мелкие полоски. Провода не менял, свечи за весь пробег не трогал. На мой взгляд, дешевле поменять весь комплект, чем колдовать с промывкой и очисткой. Многое зависит от топлива, поэтому стараюсь не заливать всякую гадость. Угадать, конечно, сложно где качественное, а где нет, но на «левые» заправки не заезжаю.

    Олег

    Из-за состояния свечей зависит правильная работа двигателя, поэтому водители должны знать когда и как менять свечи зажигания. Раньше в советские времена в эпоху дефицита всего, мы их чистили подгибали, выставляя зазор, проверяли есть ли на них искра, нас иногда било током, но мы ничего не боялись. Сейчас наверно редко кто так поступает и делает правильно, так как в современном двигателе проверка свечи на искру может обойтись на пару порядков дороже самой свечи. Такая проверка может запросто вывести из строя модуль зажигания, катушку и еще бог знает чего.
    Замена свечей в авто необходима в трех классических случаях:
    1. Движок начал работать неровно или как говорят троить;
    2. Упала мощность мотора, вы стали с усилием разгоняться, т.е. двигатель стал хуже тянуть;
    3. Заметно возрос расход топлива.
    Тогда идем в автомагазин. Берем с собой СРС (свидетельство о регистрации) потому что там прописан VIN-номер. Правильно подобрать свечи можно только по нему, ни марка авто, ни мощность двигателя, ни год выпуска, а именно VIN-номер.
    Кстати опытный водитель или слесарь СТО по цвету электрода свечи скажет вам о неисправности двигателя. Если цвет красно бурый это плохой бензин, черный густой налет – попадание масла в смесь, здесь нужен ремонт движка и т.д.

    Данила

    Чтобы не заморачиваться с учетом пройденного километража, меняю регулярно свечи по осени, так как зимой для них самые неблагоприятные условия. О качестве свечей сужу по внешнему виду электрода — по цвету отложений на нем. И еще по стабильности работы двигателя, если движок «троит» или не стабильно работает первым делом смотрю свечи.

    Андрей

    Ревизию машины делаю всегда по осени, так как зима самое тяжелое время для автомобиля. Меняю масло, фильтры, резинки дворников и свечи (независимо от их состояния). Лучше перебдеть, чем зимой встать на морозной дороге. Снятые свечи ревизую и если они в нормальном состоянии, то использую следующей весной. А по осени на второй год выбрасываю.

    Василий

    Замену провожу каждые 8-10 тысяч совместно с заменой моторного масла, считаю лучше оригинальные, на них зазор выставлять не надо.

    Анатолий

    Свечи любого бензинового двигателя работают в экстремальных условиях. На их работу действительно влияют многие факторы, но кроме того и сам водитель, от степени умения его правильно запускать двигатель, выбирать правильные масла, качественный бензин, а также условия хранения автомобиля. В своей жизни мне приходилось хранить автомобиль в разных условиях, и даже под навесом зимой, это оказывает влияние на пуск двигателя и исправность свечей. У меня была машины Лада- десятка. Стояла под навесом во дворе, при температуре воздуха минус 25 градусов мороза она заводилась как спичка, как только температура приближалась к 30 градусам мороза, с первого раза она не заводилась, и если ты продолжал её крутить, пытаясь завести, ничего не получалось. Свечи заливались горючей смесью и выходили из строя. Даже продувка двигателя не помогала, требовалась только замена свечей. И здесь прежде всего надо знать, что для того чтобы менять свечи обязательно надо иметь свечной ключ, который абсолютно разный для всех видов и марок автомобилей. Также надо знать, что менять надо сразу весь комплект свечей и покупать их только тех марок и моделей, которые рекомендованы конкретному автомобилю, в других случаях, то длина резьбы окажется длинной, то диаметр резьбы не совсем тот, лучше сразу покупать то, что нужно.

    Антон

    Свечи меняю не от того сколько времени они работали, или сколько километров наездил автомобиль с работающими свечами зажигания. Стараюсь менять всегда под зиму. Зимой экстремальность работы свечей увеличивается, новые будут работать безотказно, что для зимнего вождения очень важно. Вот когда автомобиль зимой не эксплуатируется, используется только в летний сезон, тогда лучше заменить свечи весной, простоявшие в двигателе долгое время без работы свечи могут дать сбой или даже не удастся запустить двигатель в работу.

    Виталий

    Меняю свечи раз в год, весной совмещая эту процедуру со сменой масла. Использую только свечи рекомендованные в мануале. Это гораздо надежней, чем ждать когда какая-нибудь свеча откажет в дороге. С собой всегда в машине комплект запасных свечей, на всякий случай для себя или для того парня, который стоит посреди дороги. Старые (замененные) всегда сразу выбрасываю, чтобы не путаться. Экономия выйдет себе дороже. Годовой пробег 13-15 тыс. км.

    Андрей

    Менял свечи, как правило, когда движок начинал троить, заводился зимой до минус 20 без проблем. А больше у нас почти не бывает.


Свеча – неотъемлемая часть православного богослужения, наша жертва Богу . Свеча из чистого воска не коптит, не приносит вреда иконам и здоровью людей. Темами нашей беседы с Алексеем Андреевичем Лисовским – заместителем руководителя Новосибирского воскового завода – стали технология производства свечей и вопрос о том, какие именно свечи предпочитают православные храмы.


– Свечи Новосибирского воскового завода стало можно приобрести и в Центральной России?

– Да. После публикаций в ваших журналах к нам поступало немало звонков, многие храмы попробовали наши свечи и оценили их качество. Так что в списке наших партнеров появились новые регионы, храмы и магазины которых закупают у нас свечи. Главным образом это Центральная Россия – в частности, все больше свечей закупает московский магазин «Православное слово» на Пятницкой при храме Троицы Живоначальной в Вешняках , который, в свою очередь, осуществляет их оптовые продажи. Когда мы разговаривали в прошлый раз, мы работали главным образом с Сибирью и Дальним Востоком. Сейчас поставляем свечи и в Казахстан, и на Украину, ведем переговоры о поставках с Белоруссией и православным храмом Таиланда.

– Позволяют ли мощности завода расширять список регионов?

– Да. Мы рады предложить сотрудничество храмам и епархиям по всей России. Поставки сырья у нас налажены – ничто не мешает увеличивать производство и дальше. У нас проработаны схемы транспортных поставок: например, в Москву свечи приходят за три дня, в Хабаровск – за шесть дней

– Какая новая продукция у вас появляется?

– Мы стали выпускать архиерейские свечи – одно время мы их не производили, но к нам поступают довольно многочисленные просьбы наладить их выпуск. Готовимся к запуску в производство диаконских и венчальных свечей. Основной наш ассортимент – номерные храмовые свечи и сувенирные свечи из вощины, сохраняющие фактуру пчелиных сотов. Мы как-то начинали делать сувенирные свечи, но от церковных лавок стали поступать отзывы, что они плохо продаются: люди охотно купили по свечке, но не стали их жечь, потому что жалко, и, соответственно, не стали приобретать новые. Как я уже говорил, все наши свечи выпускаются из чистого натурального воска, фитильки – из натурального хлопка.

– Вы ссылаетесь на обратную связь с покупателями. Много общаетесь с представителями храмов?

– Телефоны у нас работают целый день. Проснувшись в шесть утра, я принимаю звонки с Дальнего Востока, затем начинают звонить Омск, Челябинск, позже – Москва и уже под вечер – Калининград.

– И какие же свечи предпочитают наши приходы?

– Предпочтение отдается классическим натуральным восковым свечам, некрашеным и неароматизированным. Кто-то любит свечи потемнее – мы делаем такие для них на заказ, но большинство выбирает свечи светлого желтого цвета.

– Если свечи не окрашиваются – за счет чего они имеют разный цвет?

– Единственное, что делаем, – осветляем воск с помощью перекиси водорода. Технология абсолютно безвредна, она не влияет на качество свечей, зато делает воск чистым. Воск может иметь цвет от светло-желтого до темно-коричневого. В советское время его разделяли по сортам в зависимости от степени очистки. Соответственно, сырье более высокого сорта стоило дороже.

В восьмидесятые годы деление на сорта отменили, поэтому большинство пчеловодов теперь перетапливают воск минимальное число раз, так как при каждой очистке теряется какая-то часть массы. Поэтому нам приходится дополнительно очищать и осветлять воск.

– Обязательно ли восковая церковная свеча должна иметь сильный запах меда?

– Вовсе нет. Не всем известно, что натуральные восковые свечи вовсе не обязательно должны иметь выраженный медовый аромат. Воск и мед – это разные вещи. Сильный запах бывает у свечей из свежего воска. Если воск немного полежал или осветлен – запах становится слабым.


По материалам статьи из журнала «Ризница» № 38 (весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», беседовала Алина Сергейчук.

И служат для воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя от электрической искры, которая образуется между электродами свечи зажигания. Свечи зажигания необходимо менять каждые 30-90 тыс. км, что напрямую зависит от условий эксплуатации мотора, типа устанавливаемых свечей и материалов их изготовления.

Читайте в этой статье

Почему свечи зажигания оптимально менять раньше положенного срока

Сбои в работе мотора указывают на необходимость проверить свечи. Как уже было сказано, свечи зажигания служат от 30 тыс. км, но это только теория, которая основывается на идеальных условиях эксплуатации . На практике средний срок службы бюджетных одноэлектродных свечей составляет не более 15-20 тыс. км. пробега.

На сокращение планового ресурса свечей сильно влияет качество отечественного топлива, городская езда на низких оборотах, частая и долгая работа мотора на холостых оборотах. По этой причине даже самые дорогие многоэлектродные иридиевые или платиновые свечи зажигания рекомендуется менять на 15-20 тыс. км. раньше заявленного срока службы. Также в продаже могут быть представлены поддельные свечи или изделия низкого качества, которые обычно не выхаживают даже 10 тыс. км.

Признаки неисправности свечей зажигания

Начнем с того, что исправный двигатель должен работать стабильно, ровно и устойчиво как на холостых оборотах, так и под нагрузкой. Осложнение запуска двигателя, неустойчивая работа мотора на холостых оборотах и в движении, повышенный расход топлива, снижение мощности, является списком основных симптомов, которые могут указывать на проблемы со свечами зажигания.

Для контроля состояния свечей зажигания необходимо проводить регулярные осмотры. Желательно производить данную процедуру параллельно замене масла на ТО, то есть через 10-15 тыс. км. Что касается среднестатистического водителя, который проезжает около 30 тыс. км. за 12 месяцев, в таком случае следует менять обычные одноэлектродные свечи зажигания не реже 2-х раз в год.

Как проверить свечи зажигания

Признаки загрязнения или выхода из строя свечей зажигания проявляются в виде перебоев в работе мотора, двигатель с грязными или проблемными свечами троит. Так происходит по причине того, что сразу все свечи из строя обычно не выходят. Перебои начинаются только в одном или двух цилиндрах. Первым делом необходимо определить свечу, которая вышла из строя. Существует несколько способов проверки искрообразования свечей:

  • использование прибора или тестера для проверки свечей зажигания;
  • самостоятельная проверка свечей зажигания;

Для проверки свечи нужно снимать, хотя существуют и способы диагностики свечей зажигания на машине. Перед началом процедуры, которая предполагает снятие, следует выключить зажигание и приготовить специальный свечной или торцевой ключ. Инструмент понадобится для выкручивания свечей. Затем нужно осмотреть высоковольтные бронепровода зажигания. На указанных проводах обычно присутствует специальная маркировка, которая содержит в себе информацию о номере цилиндра. В том случае, если подобной маркировки нет, потребуется самостоятельно отметить доступным способом высоковольтные свечные провода.

Следующим шагом будет снятие наконечников (колпачков) со свечей зажигания. Обратите внимание, не следует тянуть за высоковольтный провод во время выполнения данной процедуры, так как можно повредить бронепровода. Для снятия необходимо держаться за сам наконечник. После снятия свечных колпаков можно выкручивать свечи при помощи ключа. Для V- образных двигателей потребуется длинный ключ с приводом, похожий на динамометрический. Также подойдет удлиненный вороток.

Во время снятия следует запомнить, какому цилиндру соответствует каждая выкрученная свеча, так как дальнейший осмотр позволит определить возможные неисправности не только свечей, но и двигателя по состоянию свечей зажигания. Начинать проверку свечей зажигания следует с визуального осмотра и проверки состояния изолятора, а также электродов. Не допускается наличие трещин или оплавления, а также других заметных дефектов. Далее свечи устанавливаются на специальный стенд или проверяются прибором. Как уже сказано выше, автомобилисты также проверяют искру свечи прямо на машине или используют мультиметр. О различных способах проверки мы поговорим далее.

Проверка свечей зажигания на искру

Чтобы проверить свечу зажигания на искру нужно поочередно отсоединять высоковольтные провода, которые соединяют свечи и прерыватель-распределитель. Делать это нужно на заведенной машине. После снятия провода прислушайтесь к работе двигателя. Если работа мотора не изменилась, тогда это значит, что удалось найти вышедший из строя элемент. В случае, когда после отсоединения мотор начинает работать еще менее стабильно, проверку необходимо продолжить.

Следующий способ проверки искры на свечах зажигания состоит в том, что необходимо снять высоковольтный провод, после чего свечу зажигания выкручивают. Затем свечу вставляют обратно в колпачок бронепровода и подносят к блоку цилиндров. В результате на свече должна появиться отчетливо заметная искра, которая будет сопровождаться характерным треском. Данный способ позволяет продиагностировать работу системы зажигания, провод и свечу.

Что касается проверки свечи зажигания мультиметром, то данный способ является малоэффективным и способен только выявить короткое замыкание внутри свечи зажигания. Для проверки один контакт тестера прикладывается к цоколю свечи (резьбовая часть), а другой ко входу свечи. Образовавшаяся искра должна пробивать от контакта к контакту на 3-4 мм.

Добавим, что мультиметром правильнее проверять высоковольтные провода зажигания. Данный прибор способен измерить сопротивление провода, после чего его следует сравнить с номинальным. Падение напряжения укажет на необходимость замены бронепровода.

Еще одним способом является проверка свечей зажигания «пистолетом». Такой «пистолет» для проверки свечей является проверочным стендом, который имеется у продавцов свечей. Указанное оборудование позволяет проверить свечи зажигания под давлением, то есть частично имитируется их условия работы в двигателе.

Проверка свечи на стенде осуществляется следующим образом:

  • свеча зажигания вставляется в паз;
  • затем на нее надевается специальный колпачок;
  • затем остается нажать на курок «пистолета» для проверки свечей;

Появление искры на электродах и загорание сигнальной лампочки с высокой долей вероятности указывает на исправность свечи зажигания, хотя полной работоспособности данный способ проверки гарантировать не может. Дело в том, что давление на стенде и в двигателе отличается. По этой причине ранее проверенная на стенде свеча зажигания с хорошей искрой все равно может не работать после установки на мотор. Если же свеча изначально не работает на стенде, тогда данный элемент следует заменить по причине очевидной неисправности.

Как самому почистить свечи зажигания и выставить зазор между электродами

После снятия и внешнего осмотра свечу зажигания нужно аккуратно очистить от грязи, копоти, нагара и отложений. Делать это можно механически, при помощи щетки, которая имеет щетину средней жесткости. Еще допускается использовать абразив.

Механический способ позволяет качественно удалить нагар, но рабочие характеристики свечи зажигания обычно становятся хуже. Такая чистка обычно приводит к возникновению царапин, которые затем приводят к перегреву свечи. По этой причине необходимо очищать свечи зажигания от налета максимально деликатно.

Также можно почистить свечи зажигания химическим способом:

  • свечу обезжиривают и промывают в бензине;
  • затем свечи сушат от 30 до 60 мин;
  • далее свечи кладут в раствор ацетата аммония на 30-40 мин;

После извлечения из раствора для очистки свечи зажигания очищаются щеткой с мягкой щетиной и снова сушатся около 30 мин. Очистка сильно загрязненных свечей будет менее качественной сравнительно с механическим способом, а также потребует больше временных затрат.

Плюсом является сниженный риск механический повреждений. Завершением очистки является проверка зазора между электродами свечей. Оценивается зазор между электродами свечи зажигания и после механической чистки.

Зазор в норме не должен отличаться от отметки 0.7 мм. Указанный зазор нужно проверить при помощи специального щупа. Если зазор отличается, его нужно отрегулировать. Регулировка зазора свечей зажигания выполняется специальным инструментом, а сам процесс предполагает то, что боковой электрод подгибается или отгибается от центрального электрода. Добавим, что подгибать центральный электрод запрещено, а подгиб бокового электрода осуществляется с предельной осторожностью.

Состояние двигателя по цвету свечей зажигания

Исправность мотора и свечей зажигания определяется по цвету налета, который присутствует на электродах. Мы не будем описывать все возможные варианты диагностики состояния двигателя по цвету свечей зажигания, так как это тема большой отдельной статьи. Отметим только, что рабочая свеча в норме имеет светлый серовато-коричневый налет.

Появление на электроде черной сухой копоти указывает на необходимость проверки ДВС. Такие отложения формируются в случае работы мотора на сильно обогащенной смеси. Свечу зажигания в этом случае можно очистить и вкрутить обратно в двигатель для дальнейшего использования.

Наличие на электроде свечи зажигания налета белого цвета с отблеском является свидетельством перегрева свечей зажигания. Это может происходить как по причине неправильного подбора свечей зажигания по калильному числу, так и в результате или самой свечи. В последнем случае следует осуществить проверку величины зазора электрода. Использовать повторно свечи с белым налетом нельзя, потребуется обязательная замена.

Установка очищенных или новых свечей зажигания в двигатель на начальном этапе производится руками. Другими словами, свечи нужно «наживить» от руки, то есть аккуратно ввернуть в свечные колодцы без использования ключа. Если свеча легко вкрутилась по резьбе, тогда элемент можно довернуть ключом до момента контакта конической части с головкой блока цилиндров.

Помните, при закручивании свечей зажигания крайне желательно точно соблюдать момент затяжки, который указан в технической документации для конкретного типа двигателя! Перетяжка свечи зажигания может привести к необходимости последующего ремонта и другим последствиям. Что касается слабо закрученных свечей, недокрученная свеча зажигания может вызвать сбои в работе ДВС.

Если новые свечи зажигания после установки быстро изменили цвет, обросли нагаром и снова стали причиной сбоев в работе мотора, тогда возможны следующие варианты:

  • свечи зажигания неправильно подобраны;
  • приобретено поддельное или бракованное изделие;
  • мотор эксплуатируется на бензине или масле низкого качества;
  • имеются неисправности двигателя, которые быстро выводят новые свечи из строя;

Напоследок еще раз добавим, что свечи зажигания, а также свечные высоковольтные провода являются «расходником», то есть их нужно полностью менять с определенной периодичностью. Если в двигателе ранее была неисправность, которая параллельно выводила из строя свечи, то после устранения такой поломки мотора рекомендуется также заменить и комплект свечей зажигания.

Читайте также

Анализ работы двигателя по цвету свечей зажигания. Серый, черный, белый, красный и другие цвета отложений и нагара. Как правильно проводить диагностику.

  • Как проверить работу двигателя по свечам зажигания. Основные признаки неисправностей мотора: появление черного, серого, красного и белого нагара на свечах.


  • Возвышение великокняжеской власти .

    Создание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель - единственный великий князь, представитель московской династии Рюриковичей. Иван III всячески стремился подчеркнуть своё особое положение.

    В 1467 году умерла первая жена Ивана III - тверская княжна Мария. В 1472 году он женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Как мы знаем, Византийского государства уже не существовало. Поэтому, женившись на греческой царевне, московский князь становился как бы преемником византийской династии. Он сделал гербом своего государства двуглавого орла - символ Византийской империи.

    Печать Ивана III (вид с двух сторон) с первым изображением герба России в виде двуглавого орла Иван III принял новый титул - государь всея Руси. Он провозгласил себя самодержцем, подчёркивая тем самым, что он держит землю сам, т. е. не подчиняется никакой другой власти (имелась в виду прежде всего власть ордынских ханов). На торжественных приёмах Иван III стал появляться со скипетром и державой - символами верховного правления. Его голову венчала великокняжеская корона - шапка Мономаха, он окружал себя пышным двором. Появились придворные чины конюшего, постельничего. В придворных церемониях Ивана III на византийский манер начинают именовать титулом царя. Вводится ритуал целования государевой руки.

    Органы управления государством .

    С появлением единого государства в Москве формируются центральные органы власти. Во главе государства стоял великий князь, государь и самодержец всея Руси. Только он имел право издавать законы, Боярин. Художник вести переговоры с другими государствами, объявлять войну, заключать мир, чеканить монету. Он возглавлял наиболее значительные военные походы.

    Великий князь «держал совет» с Боярской думой, которая состояла из представителей старинных боярских родов. С включением новых земель в состав Московского государства в Боярскую думу стали входить и князья прежде независимых княжеств. Боярская дума состояла из представителей двух думных чинов: бояр и окольничих, которых назначал великий князь. Численный состав думы был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих.



    Существовали два общегосударственных учреждения, которые исполняли великокняжеские распоряжения: дворец и казна. Дворец, возглавлявшийся дворецким, первоначально ведал землями великого князя - дворцовыми. Затем дворецкие стали рассматривать земельные споры, вершили суд. После присоединения новых земель к Московскому государству или ликвидации удельных княжеств для управления этими землями создавались местные дворцы: новгородский, тверской, нижегородский и т.д. Казну возглавлял казначей. Он контролировал взимание налогов и таможенных сборов (пошлин). В казне хранились государственная печать, государственный архив. Казна занималась и вопросами внешней политики.

    Вся территория страны делилась на уезды. Границы уездов совпадали с границами прежних удельных княжеств, а потому все они были разных размеров. Уезды делились на более мелкие единицы: волости и станы. В уезд великий князь присылал своих управителей - наместников, в станы и волости - волостелей. Они собирали налоги, следили за исполнением княжеских указов, чинили суд и расправу. Наместники и волостели не получали за свою работу жалованье. Они оставляли себе судебные пошлины и определённую часть налогов. Такой порядок содержания должностных лиц за счёт местного населения назывался кормлением.
    Внутри Московского государства продолжали существовать уделы, которые выделялись только братьям и сыновьям великого князя. Но права удельных князей были сильно урезаны, и они во всём подчинялись великому князю.

    Люди назначались на все должности в зависимости от знатности рода и от того, какие должности занимали их предки. Такой порядок назывался местничеством. Суть местничества заключалась в следующем: чем раньше правители тех или иных княжеств переходили на службу к московскому князю, тем более почётные должности они получали. Более того, данные места закреплялись за их прямыми потомками. Местничество препятствовало незнатным по происхождению, но одарённым людям в их продвижении по государственной службе.

    В 1497 году Иван III издал Судебник - первый свод законов единого государства. В нём были собраны все законы, существовавшие в Московском княжестве. Но теперь они становились обязательными на всей территории Русского государства. Кроме того, в Судебнике были закреплены важные изменения, которые произошли в распределении земельной собственности и во взаимоотношениях между землевладельцами и крестьянами.

    Преобразования в войске.

    Изменения в порядке владения землёй. Создание единого государства сопровождалось увеличением численности войска. Обеспечить его боеспособность можно было только одним путём - предоставить воинам на время службы земельные владения. Когда в руки Ивана III попали обширные новгородские и тверские земли, то он стал переселять («испомещать») на них людей, которые находились у него на службе. Такие люди, испомещённые на новые земли, стали называться помещиками, а их владения - поместьями.

    В отличие от вотчины, поместье - это условное держание, т. е. земля давалась человеку под условие несения им службы московскому князю и не передавалась по наследству. Помещик не имел также права ни продать, ни подарить свою землю. Земельные владения были небольшими и не шли ни в какое сравнение с огромными боярскими вотчинами.

    Вместо дружин была создана единая военная организация - московское войско, основу которого составляли помещики. По требованию великого князя они должны были являться на службу вооружёнными, на коне да ещё привести с собой определённое количество вооружённых людей из числа своих холопов или крестьян - «конно, людно и оружно».

    Появление поместного землевладения и его быстрый рост были связаны со стремлением московских князей увеличить слой людей, на которых они могли бы опираться. Благосостояние помещиков, размеры их владений целиком зависели от государя. Поэтому они были заинтересованы в укреплении его власти, в существовании единого государства.

    Значительную часть земельных владений в Московском государстве составляли боярские вотчины. Боярские роды владели своими землями не одну сотню лет. Их предки получили эти владения за службу от первых владимирских или московских князей. Сохранили свои земли и многие князья и бояре бывших самостоятельных княжеств. Вотчинники были менее зависимы от московского князя, чем помещики, и не всегда соглашались с его политикой.

    Происходил рост церковного землевладения. Монастыри, митрополит, епископы усиленно скупали земли вотчинников, получали их как плату за долги. Но чаще всего церковь получала земли в дар. Люди того времени считали, что, подарив имущество церкви, можно замолить тем самым грехи и избежать ада.

    Ограничение свободы крестьян.

    Появление казачества. Создание единого государства на первых порах улучшило положение крестьян. Прекращение усобиц и военных действий на территории страны привело к подъёму крестьянских хозяйств. Потеряли силу запреты на переход крестьян из одного княжества в другое.

    Вспомните, какие повинности традиционно несли крестьяне на Руси.

    Со второй половины XV века на всей территории Московского государства окончательно утвердилось пашенное земледелие с трёхпольным севооборотом. При таком порядке земледелия крестьянин делил поле на три участка. Первый участок он засевал яровыми культурами, второй - озимыми, а третий участок отдыхал под паром, т. е. оставался незасеянным. Трёхполье не приносило быстрых и богатых урожаев, но оно обеспечивало устойчивую урожайность в течение длительного времени. К тому же такая система не требовала коллективного труда и позволяла бережно относиться к земле.

    С распространением трёхполья изменился набор выращиваемого зерна. Наиболее распространённой озимой культурой стала рожь, а яровые поля засевали в основном овсом. Заметно сократились посевы пшеницы, ячменя, проса. Довольно широко распространилась имеющая ценнейшие питательные свойства гречиха. Усовершенствовались земледельческие орудия труда. На смену сохе приходил кое-где плуг.
    Многие крестьяне поначалу не осознали, что земля, на которой они вели своё хозяйство, перешла в разряд поместий. Ведь собственником земли по- прежнему оставалось государство в лице великого князя.

    Однако вскоре началось наступление на права крестьян. Помещики были заинтересованы в том, чтобы заставить крестьян при помощи закона работать на своей земле. Ведь ранее крестьяне были вольны уйти от одного владельца земли к другому, когда им вздумается. В крупных боярских и монастырских вотчинах крестьянам жилось вольготнее, чем в небольших поместьях, хозяевам которых постоянно были нужны деньги на жизнь и на военные нужды. Идя навстречу пожеланиям помещиков, Иван III установил в Судебнике 1497 года единый для всей страны срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после. При этом, уходя от помещика, крестьянин должен был заплатить ему пожилое - плату за проживание на земле. Сумма пожилого в конце XV - начале XVI века была примерно 1 рубль с человека. На эти деньги в то время можно было купить хорошую лошадь, 100 пудов ржи или 7 пудов мёда.

    Выясните, чему равен 1 пуд в килограммах.

    Введение Юрьева дня было первым законодательно закреплённым ограничением крестьянской свободы. Крестьяне, проживавшие на землях помещиков и вотчинников, стали называться владельческими.

    В первой половине XVI века поместная система охватила почти все уезды страны. Только в русском Поморье (землях по берегам Белого моря, Онежского озера, по Северной Двине, Печоре, Каме и Вятке) на обширных государственных (чёрных) землях проживали в основном черносошные, т. е. лично свободные, крестьяне. Крестьяне, жившие на землях, принадлежавших самому великому князю, назывались дворцовыми. По своему положению они были близки черносошным.

    Со второй половины XV века за линией сторожевых укреплений на южной и юго-восточной окраинах Русского государства стали скапливаться беглые крестьяне и бывшие жители посадов, которые называли себя «вольными людьми» - казаками. Казаки селились в основном по берегам крупных рек - Дона, Днепра, Волги, Яика (ныне река Урал), Терека - и их притоков. Наиболее важные дела обсуждались на общем сходе (собрании) казаков. Во главе общины стояли выборные атаманы и старшины.

    Таким образом, в ходе формирования Русского единого государства власть великого князя московского стала значительно усиливаться. Великий князь опирался на служилых людей, раздавая им в качестве платы за службу земельные пожалования. С ростом числа поместий происходит ограничение крестьянской свободы, прикрепление крестьян к земле.

    Проверяем свои знания

    1. Как и почему изменился характер княжеской власти в первой половине XVI века?
    2. Расскажите о политическом устройстве Русского государства в первой половине XVI века. По материалам параграфа составьте сравнительную таблицу изменений, происшедших в системе управления к этому времени.
    3. Какие изменения произошли в системе землевладения? Установите связь между политическими процессами, происходившими на Руси, и изменениями в системе землевладения.
    4. В чём вы видите причины ограничения крестьянской свободы? По картине С. В. Иванова «Юрьев день» составьте устный рассказ об ограничении свободы крестьян.
    5. Какие категории русского крестьянства появились в это время?

    Задание 1 . Среди перечисленных ниже изобретений, сделанных человечеством, отметьте (подчеркните) те, благодаря которым в XV-XVI вв. смогли свершиться Великие географические открытия. Укажите их роль.

    Порох; шелк; каравелла ; фарфор; винт; новые источники энергии - ветряные мельницы, каменный уголь; компас ; огнестрельное оружие ; бумага; книгопечатание ; ворот.

    Каравелла обладала высокой маневренностью, малой осадкой, отличными мореходными качествами и в то же время была вместительным судном.
    Компас был необходим для определения местонахождения и прокладки курса.
    Огнестрельное оружие давало огромное преимущество европейцам над туземцами.
    Книгопечатание способствовало распространению в Европе книг, карт.

    Задание 2 . Современники Великих географических открытий указывали, что каждый мореплаватель, отправлявшийся в экспедицию, должен был иметь при себе набор необходимых вещей. Эти предметы нарисованы ниже. Подпишите их и укажите, для чего они служили.

    1. Хронометр (часы) для определения времени; 2. Арбалет - холодное оружие дальнего боя; 3. Шпага - холодное оружие ближнего боя; 4. Астролябия и компас - астрономические приборы для ориентирования и определения точного времени; 5. Географическая карта - изображение земной поверхности.

    Нажми, чтобы увеличить

    Задание 3 . Выберите правильный ответ.

    Впервые мушкет был применен: а) в XV в. англичанами; б) в XVI в. испанцами; в) в XVII в. французами; г) в XVIII в. швейцарцами.

    Задание 4 . Заполните пропуски. О ком из великих мореплавателей этот рассказ?

    Жизнь Христофора Колумба полна легенд и загадок. Известно, что родился он в 1451 г. в итальянском городе Генуя в семье небогатого ткача. Неясным остался вопрос о его образовании. Одни исследователи считают, что он обучался в городе Павия, другие - что он был гениальным самоучкой. Известно, что в 70-80-е гг. XV в. он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты, работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая попасть туда через Атлантический океан.
    Для осуществления планов нужны были деньги,и Христофор Колумб в поисках средств отправился к европейским королевским дворам. В Португалии «Совет математиков» отверг его проект как фантастический, несбыточным нашел его и английский король. Отказал в деньгах и испанский король, так как его советники заявили, что «шарообразная форма Земли образовала бы перед кораблем гору, через которую он не смог бы переплыть даже при самом попутном ветре». Время шло. Наконец в 1492 г. испанские короли Фердинанд и Изабелла подписали с Колумбом договор и снабдили деньгами для организации экспедиции.
    Началось тяжелое плавание. В 1492 г. мореплаватель ступил на землю острова, который назвали Сан- Сальвадор, а затем были открыты еще два острова, которые носят названия Куба и Гаити .
    В результате последующих трех экспедиций были открыты Пуэрто-Рико, Ямайка, побережье Южной Америки и Центральной Америки . До конца своих дней мореплаватель верил, что открыл новый путь в Индию. Открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка . В 19 веке французский писатель Виктор Гюго писал: «Есть несчастные люди: Христофор Колумб не может писать своего имени на своем открытии...»

    Этот рассказ о великом мореплавателе Христофоре Колумбе.

    Задание 5 . Объясните выражения. В каких случаях они применялись?

    Это страна, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин - капитаном». Так говорили о Португалии и ее жителях, занятия большинства которых были тесно связаны с морем.
    «Этот человек - мешок с перцем». Так называли очень богатого человека. В то время мешок перца ценился дороже золота и был мерилом достатка.
    «Устав дырявые донашивать кафтаны... плыли покорить тот сказочный металл». Основную массу завоевателей Нового Света составляли оставшиеся не у дел после реконкисты солдаты, разорившиеся идальго, бедняки. Все они стремились в новые земли за золотом.
    Корабль плыл по «морю Мрака». «Морем мрака» европейцы называли Атлантический океан.

    Задание 6. Выберите правильный ответ.

    Революция цен - это:
    а) резкое вздорожание золота и падение цен на все другие товары; б) падение цен на золото и вздорожа ние всех других товаров ; в) замена золотых и серебряных монет бумажными деньгами.

    Задание 7. Заполните таблицу «Великие географические открытия».

    Причины Великих географических открытий * истощение ресурсов драгоценных металлов в Европе
    * перенаселение районов Средиземноморья
    * с падением Константинополя турки-османы перекрыли прежние торговые пути европейцев с Востоком
    * научно-технический прогресс в Европе (мореплавание, вооружение, астрономия, книгопечатание, картография и др.)
    * стремление к обогащению и славе
    Представители каких слоев населения Европы были заинтересованы в открытии новых земель * монархи
    * духовенство
    * дворянство
    * купцы
    * военное дворянство (оставшееся не у дел и без денег после завершения реконкисты).
    Цели, которые они преследовали * завоевание новых земель и расширение территорий
    * открытие новых торговых путей
    * личное обогащение и слава
    * обращение в христианство новых народов
    Последствия Великих географических открытий * изменение представлений о мире и людях
    * толчок развитию наук
    * расширение торговли и формирование единого мирового рынка
    * начало создания колониальных империй
    * появление новых видов растений, в том числе пищевых
    * развитие работорговли
    * уничтожение европейцами древнейших цивилизаций и народов, их культуры и знаний.

    Задание 8. На контурной карте разным цветом нанесите маршруты наиболее важных экспедиций XV - середины XVII в., обозначьте их годы.

    Нажми, чтобы увеличить

    Задание 9. Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание. Объясните его смысл.

    БОГ, СЛАВА И ЗОЛОТО! - Девиз первооткрывателей и покорителей новых земель (конкистадоров). «Бог» - обращение в христианство туземцев, «Слава» - за свои открытия конкистадоры получали титулы и известность, «Золото» - жажда наживы.

    Задание 10. Напишите эссе, в котором выскажите свое мнение о том, как принцип «один монарх, один закон, одна религия» влиял на положение личности в абсолютистском государстве. Свою точку зрения аргументируйте. Для ответа используйте текст учебника, произведения художественной литературы, видео- и кинофильмы.

    Очень интересный пример представляет юность английской королевы Елизаветы I. Рожденная от второго брака Генриха VIII и Анны Болейн, она еще с младенчества пережила смерть матери, казненной по прихоти Генриха VIII. Не смотря на то, что она была английской принцессой, ее удалили от двора в провинцию, где она росла и воспитывалась. Так как она была не единственной претенденткой на английский престол, на протяжении всех этих лет ее жизнь подвергалась угрозе. Елизавета, как и ее предшественники, Генрих VIII и Эдуард VI (ее сводный брат), была протестанткой, но после смерти Эдуарда, к власти в Англии приходит ее старшая сестра Мария (от первого брака Генриха VIII ), которая была яростной католичкой. Мария жестко преследовала протестантов, за что получила прозвище Кровавая Мери. В ее правление Елизавета была заключена в Тауэр и чудом избежала казни. От нее требовали отречения от протестантизма и принятия католицизма. После смерти своей сестры она с помощью приближенных к ней членов Тайного совета стала королевой Англии. В Европе она была первой, кто в своем государстве проводила политику веротерпимости, не смотря на то, что была протестанткой и государственной религией был протестантизм.

    Задание 11. Какие политические и экономические последствия имело установление абсолютизма в европейских государствах?

    1. Формирование наций и национальных государств;
    2. Создание государственной церкви или подчинение существующей;
    3. Создание постоянных профессиональных армий;
    4. Создание единой экономики (политика, налоги, системы мер, таможенных правил и т.п.).

    Задание 12. Выскажите свое суждение, отличался ли абсолютизм от деспотической власти, если отличался, то чем.

    При деспотии монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Абсолютизм способствовал единению государства, формированию единой нации, деспотизм - нет (Персия, Османская империя). При абсолютизме сохранялись представительские институты, определенные гражданские права, чего не было при деспотизме. При этом главное сходство, неограниченная власть монарха, приобретало разные формы даже в Европе, от классического во Франции и «мягкого» в Англии до деспотизма в Испании.

    Задание 13. Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу.

    Из устава цеха парижских ткачей.
    Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше, чем на 4 года службы.
    Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.
    Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
    Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

    Подумайте, существует ли связь между цеховыми правилами и формой развития мануфактурного производства. Ответ запишите.

    Наибольшая связь существует со смешанной формой развития мануфактуры, когда отдельные элементы конечного продукта изготовляли мелкие ремесленники с узкой специализацией, а сборку осуществляли уже в мастерской предпринимателя.

    Задание 14. Подъем торговли связан с развитием бирж. Подумайте, какая связь существовала между этими процессами. Почему развитие бирж относится к 16 веку?

    В 16 веке происходит значительное увеличение объема товарной массы и капитала, связанное с открытием новых земель. Все это требовало организации, где могли бы происходить крупные сделки, что дало толчок образованию бирж, где встречались купцы, банкиры, поставщики и заказчики. Биржи в свою очередь способствовали дальнейшему росту международной и оптовой торговли.

    Задание 15. Заполните таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской».

    Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Мануфактура
    Каковы размеры предприятий? Малый размер предприятия Большой размер предприятия
    Кто работал на предприятии? Мастер (владелец мастерской) и подмастерья Наемные рабочие
    Какие орудия труда применялись? Старые ручные станки Широкое использование новых источников энергии, усовершенствованных станков.
    Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция? Мастеру Владельцу мануфактуры
    Существовало ли разделение труда? Нет Да

    Задание 16. Напишите сочинение на тему «Покупатели и продавцы на рынке». Ваша работа должна заканчиваться фразой: «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке». При подготовке используйте текст и иллюстрации учебника (с. 37 и др).

    Рано утром наш купец открыл свою лавку на городском рынке. Торговал он тканями Лавка занимала весь первый этаж дома. Сам он не стоял за прилавком, а только приглядывал за своими продавцами, рассыльными и поденными работниками, которых с утра был полон рынок и которые только и искали возможность заработать лишний пенни и брались за любую работу. Людской поток шумно наполнял городскую площадь. Купец заприметил своего знакомого дворянина, пробовавшего на своих землях разводить овец. Поприветствовав друг друга, знакомые перешли к делу. Оказалось, что дворянину нужно было много ткани для праздника, который он устраивал. Но, к сожалению, в данный момент он испытывал трудности с деньгами и не мог расплатиться за ткань сразу. Выслушав дворянина, наш купец сказал: «Хорошо, я отпущу тебе ткань в долг.» Довольный дворянин промолвил: «И вправду говорят, лучше иметь друзей на рынке, чем золото в сундуке!»

    Задание 17. В начале XVI в. в европейских странах уже существовали типографии, имевшие дорогое оборудование - станки, шрифты и т. д. Обычно даже в небольшой типографии работало около 30 человек, и каждый имел свою специальность - наборщик, печатник, корректор и др. К какому виду производства относится типография? Объясните почему. При ответе используйте рисунок.

    Типография представляет собой централизованную мануфактуру по следующим признакам: весь производственный процесс происходит в одном помещении, используется узкая специализация труда, широко использовался наемный труд, большое число работников, использование дорогого оборудования.

    Задание 18. Как вы понимаете выражение «На бирже можно продать и купить ветер»? Запишите диалог продавца и покупателя.

    На биржах часто вели торговлю контрактами на поставку товаров в будущем, когда самого товара нет в наличии. Причем оплата производилась не только «живыми» деньгами, но и расписками (вексель).
    Продавец: «Продаю партию перца!»
    Покупатель: «Когда будет товар?»
    Продавец: «Через полгода пятьсот фунтов отборного перца.»
    Покупатель: «Согласен купить всю партию.»
    Продавец: «Как будете расплачиваться?»
    Покупатель: «Векселем.»

    Задание 19. Какие из перечисленных ниже положений являются признаками зарождения капитализма:

    а) развитие мануфактур; б) крестовые походы; в) увеличение числа наемных работников; г) натуральное хозяйство; д) рост числа предпринимателей ?

    Задание 20. Укажите, какие из перечисленных слоев населения относились к буржуазии:

    а) купцы ; б) банкиры ; в) наемные рабочие на мануфактурах; г) владельцы мануфактур .

    Задание 21. Выберите из предложенных ниже суждений те, которые помогут правильно ответить на вопрос о причинах развития мануфактурного производства:

    а) наличие свободной рабочей силы в лице освободившихся от крепостной зависимости крестьян и разорившихся мелких ремесленников ;
    б) появление первых механических машин, приводимых в движение энергией воды;
    в) развитие морской торговли и рост городов увеличили спрос на изделия ремесла ;
    г) приток золота и серебра из Нового Света обеспечил купцам-предпринимателям необходимые денежные средства для организации мануфактур ;
    д) цеховые правила мешали применению технических изобретений в ремесленных мастерских ;
    е) правительства европейских стран насильно отправляли работать на мануфактуры нищих и бродяг.

    Задание 22. Как вы думаете, почему авторы учебника рассказ о купцах Фуггерах назвали «Век Фуггеров»? Предложите свое название.

    В 16 веке ведущую роль в Европе играла империя Габсбургов, объединившая под своей властью пол-континента и пользовавшаяся неограниченной поддержкой папы. Фуггеры были кредиторами Габсбургов и римских пап. «Серые кардиналы 16 века».

    Внимательно рассмотрите рисунок (с. 46 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера-купца и банкира вы можете сделать?

    Пользуясь расположением Габсбургов и римских пап, Фуггеры имели возможность беспрепятственно расширять сеть филиалов своего торгового дома в крупнейших торговых центрах Европы. Недаром крах Фуггеров совпадает с крахом Габсбургов, когда в 17 веке первенство в торговле переходит к англичанам и голландцам.

    Задание 23. О каком городе говорили в XVI в., что он «поглотил торговлю других городов» и стал «воротами Европы»:

    а) Париж; б) Кельн; в) Антверпен ; г) Лондон?

    Задание 24. Установите соответствие между термином и его значением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

    1 2 3 4
    В Г Б А

    Задание 25. Мода эпохи Возрождения сменилась испанской модой, затем законодательницей моды в Европе стала Франция. Рассмотрите рисунки и подпишите, к какому направлению европейской моды относится каждый из них. Объясните, в чем особенности представленных направлений моды.

    а) мода эпохи Возрождения характеризовалась свободными нарядами, богато украшенными вышивкой и драгоценностями, появлением берета (рисунки 5, 7);
    б) испанская мода - это дань чопорности и строгости, отказ от декольте, открытых рукавов (рисунки 6, 9);
    в) венецианская мода - отдушина и бунт против испанской строгости, предвестница барокко (рисунок 3);
    г) французская мода (рококо) - пышность, камзолы, жилеты, парики, фантастические прически дам, кринолины, открытое декольте, обилие кружев, воланов и узоров (рисунки 1, 2, 4).


    Нажми, чтобы увеличить

    Задание 26. Как вы знаете, в XVI-XVII вв. в европейских странах существовали поваренные книги. Если бы вам предложили написать такую книгу, то какое меню на один день составили бы вы для крестьянской семьи, семьи бедного горожанина, семьи буржуа или богатой аристократической семьи?

    XVI-XVII века.
    а) меню крестьянина: хлеб из ржи или овса, чечевичная похлебка или каша, лук, вода;
    б) меню бедного горожанина: чечевичная похлебка или каша (или овсяная), хлеб ржаной или овсяный, рыба, лук, вода;
    в) меню буржуа или аристократа: овощи, мясо, фрукты, рыба, вино, пряности.
    XVIII век.
    а) и б) не изменились значительно, может только картофель входил в обиход;
    в) меню зажиточных слоев населения пополнили чай, кофе, шоколад, белый хлеб, сахар.

    Задание 27. Прочитайте отрывок из книги историка Н. М. Карамзина (1766-1826) «Письма русского путешественника» и подчеркните разным цветом черты средневекового города (выделено в тексте красным) и черты, присущие городам Нового времени (выделено в тексте зеленым). Составьте рассказ о повседневной жизни горожан в XVII-XVIII вв. Для ответа используйте текст учебника (§ 4-6) и иллюстрации.

    Париж покажется вам великолепнейшим городом, когда вы въедете в него по Версальской дороге. Громады зданий впереди с высокими шпицами и куполами; на правой стороне река Сена с картинными домиками и садами ; на левой, за пространною зеленою равниною гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами ... Дорога широкая, ровная, гладкая, как стол, и ночью бывает освещена фонарями . Застава есть небольшой домик, который пленяет вас красотой архитектуры своей . Через обширный бархатный луг въезжаете в поля Елисейские, недаром названные сим привлекательным именем: лесок... с маленькими цвету-щими лужками, с хижинками, в разных местах рассеянными, из которых в одной найдете кофейный дом, в другой - лавку. Тут по воскресеньям гуляет народ, играет музыка, пляшут веселые мещанки. Бедные люди, изнуренные шестидневною работою, отдыхают на свежей траве, пьют вино и поют водевили ... ...Взор ваш стремится вперед, туда, где на большой, осьмиугольной площади возвышается статуя Людовика XV, окруженная белым мраморным балюстрадом . Подойдите к ней и увидите перед собою густые аллеи славного сада Тюильри, примыкающие к великолепному дворцу : вид прекрасный... Здесь гуляет уже не народ, как в полях Елисейских, а так назы-ваемые лучшие люди, кавалеры и дамы, с которых пудра и румяна сыплются на землю . Взойдите на большую террасу, посмотрите направо, налево, кругом: везде огромные здания, замки, храмы - красивые берега Сены, гранитные мосты, на которых толпятся тысячи людей, стучит множество карет - взгляните на все и скажите, каков Париж. Мало, если назовете его первым городом в свете, столицею великолепия и волшебства. Останьтесь же здесь, если не хотите переменить своего мнения; пошедши далее, увидите... тесные улицы, оскорбительное смешение богатства с нищетою; подле блестящей лавки ювелира - кучу гнилых яблок и сельдей; везде грязь и даже кровь, текущую ручьями из мясных рядов , - зажмете нос и закроете глаза.
    ...Улицы все без исключения узки и темны от огромных домов... Горе бедным пешеходцам, а особливо, когда идет дождь! Вам надобно или месить грязь на середине улицы, или вода, льющаяся с кровель ... не оставит на вас сухой нитки. Карета здесь необходима, по крайней мере для нас, иностранцев, а французы умеют чудесным образом ходить по грязи не грязнясь, мастерски прыгают с камня на камень и прячутся в лавки от скачущих карет .

    Задание 28. Как вы понимаете выражение «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»? Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте в каждую подпись недостающее ключевое слово, помогающее определить социальное положение данной семьи.
    Питание европейцев зависело от имущественного положения.


    а) ужин в семье буржуа

    б) ужин в бедняцкой семье

    в) ужин в знатной аристократической семье