Очаги возникновения земледелия в новом свете. Технологии земледелия внедряли извне, чтобы ускорить развитие цивилизации

Земледелие — один из основных и важнейших элементов нашей цивилизации за весь известный нам период её существования. Именно с началом земледелия и переходом к оседлому образу жизни связано формирование того, что мы понимаем под терминами «общество» и «цивилизация».

Почему первобытные люди перешли от охоты и собирательства к возделыванию земли? Этот вопрос считается давно решенным и входит в такую науку как политэкономия довольно скучным разделом.

Научный взгляд примерно такой: первобытные охотники и собиратели чрезвычайно сильно зависели от окружающей его природы. Вся жизнь древний человек вел жестокую борьбу за существование, в которой львиную долю времени занимал поиск пищи. И вследствие этого весь прогресс человека ограничивался довольно незначительным совершенствованием орудий добычи средств пропитания.

А тут еще прирост населения пошёл в геометрической прогрессии (быстро в смысле), есть стало совсем мало, а голодных совсем много однако. Охота и собирательство уже не могли прокормить всех членов первобытной общины. И общине не оставалось ничего другого как освоить новую форму деятельности — земледелие, для чего требовался, в частности, оседлый образ жизни. Вот такой-то переход к земледелию стимулировал развитие орудий труда, люди освоили строительство стационарного жилья, дальше начали формироваться социальные нормы общественных отношений и т.д. и т.п.

Данная схема кажется настолько логичной и даже очевидной, что все, как-то не сговариваясь, практически сразу приняли ее за истинную.

Но в последнее время появились противники этой теории. Первыми и, пожалуй, самыми серьезными «возмутителями спокойствия» оказались этнографы, которые обнаружили, что сохранявшиеся до последнего времени первобытные племена абсолютно не вписываются в стройную картину, рисуемую политэкономией. Закономерности поведения и жизни этих примитивных сообществ не просто оказывались «досадными исключениями», а в корне противоречили той схеме, по которой должно было бы вести себя первобытное общество.

Прежде всего, была выявлена высочайшая эффективность собирательства:

«И этнография, и археология накопили к настоящему времени массу данных, из которых следует, что присваивающее хозяйство — охота, собирательство и рыболовство — часто обеспечивают даже более стабильное существование, чем ранние формы земледелия… Обобщение такого рода фактов уже в начале нашего столетия привело польского этнографа Л.Кришивицкого к заключению, что «при нормальных условиях в распоряжении первобытного человека пищи более чем достаточно». Исследования последних десятилетий не только подтверждают это положение, но и конкретизируют его с помощью сравнений, статистики, измерений» (Л.Вишняцкий, «От пользы — к выгоде»).

Жизнь «примитивного» охотника и собирателя вообще оказалась весьма далека от всепоглощающей и суровой борьбы за существование. Но это все доводы!

Начало земледелия

Искусство земледелия — это слишком трудное искусство, чтобы новичок, лишенный опыта, мог бы достичь сколько-нибудь серьезных успехов. Очевидно, что поэтому раннее земледелие чрезвычайно трудно, а его эффективность весьма и весьма невысока . Основной культурой при этом становятся злаковые.

Пищевая эффективность злаковых растений не слишком высока — много ли зерна получишь, даже если засеешь им большое поле! «Если бы проблема действительно состояла в поиске новых источников пропитания, естественно было бы предположить, что агротехнические эксперименты начнутся с растениями, имеющими крупные плоды и дающими большие урожаи уже в диких своих формах»

Даже в «неокультуренном» состоянии клубнеплоды в десять и более раз превосходят злаки и зернобобовые по урожайности, однако древний человек по каким-то причинам вдруг игнорирует этот факт, находящийся в буквальном смысле у него под носом.

При этом, первооткрыватель-земледелец почему-то считает, что ему мало дополнительно взваленных на себя трудностей, и еще больше усложняет себе задачу, вводя еще и самую сложную обработку урожая, какую только можно было придумать.

Зерно — чрезвычайно трудоемкий продукт не только с точки зрения выращивания и сбора урожая, но и с точки зрения его кулинарной обработки. Прежде всего приходится решить проблему вышелушивания зерна из прочной и твердой оболочки, в которой оно находится. А для этого требуется специальная каменная индустрия.

По официальной точке зрения политэкономии, с переходом к земледелию человек решает свои «продовольственные проблемы» и становится менее зависимым от капризов окружающей природы. Но объективный и непредвзятый анализ категорически отвергает это утверждение, — жизнь только усложняется . По множеству параметров раннее земледелие ухудшает условия существования древнего человека. В частности, «привязывая» к земле и лишая его свободы маневра в неблагоприятных условиях, оно зачастую приводит к тяжелым голодовкам, практически незнакомым охотникам и собирателям.

Ну и насколько логичным и закономерным выглядит теперь переход наших предков от охоты и собирательства к земледелию?..

Этнографы снова против

Этнографы давно уже убедились в том, что так называемый «примитивный» человек вовсе не так глуп, чтобы ввергать себя в столь суровые испытания, какие возникают на «пути к цивилизованности». Но с какой же стати вольные охотники и собиратели на заре нашей истории все-таки отказались от традиционных форм самообеспечения продовольствием и водрузили на себя ярмо тяжелейшего, изнурительного труда, которым является земледелие?

Археологические данные свидетельствуют о том, что попытка освоения земледелия, например, на Ближнем Востоке (X-XI тысячелетия до новой эры) происходила в условиях последствий некоего катаклизма глобального масштаба, сопровождавшегося резким изменением климатических условий и массовым вымиранием представителей животного мира. И хотя непосредственно катастрофические события имели место в XI тысячелетии до нашей эры, их «остаточные явления» прослеживаются археологами еще в течение нескольких тысячелетий.

  • Во-первых, конечно естественно, что в условиях сокращения «кормовой базы» вполне могла возникнуть ситуация острого дефицита пищевых ресурсов для наших предков, вынужденных вследствие этого осваивать новые способы обеспечения себя питанием. Но если случилась глобальная катастрофа, то как свидетельствуют дошедшие до нас мифы и легенды (причем буквально у всех народов) — при Потопе выжили лишь немногие. То есть сократилась и пищевая база, и численность людей.
  • Во-вторых, естественной реакцией примитивных племен, занимающихся охотой и собирательством, на сокращение «кормовой базы» является в первую очередь поиск новых мест, а не новых способов деятельности , что подтверждается многочисленными этнографическими исследованиями.
  • В-третьих, даже с учетом произошедших изменений климата «дефицит кормовой базы» не мог продолжаться долго . Природа же не терпит пустоты: экологическую нишу вымирающих животных тут же занимают другие… Но если восстановление естественных ресурсов вдруг почему-то и не происходило так быстро, как это реально бывает в природе, все равно оно требует гораздо меньше времени, чем освоить и развить целую систему техники земледелия (а еще предварительно и открыть ее!).
  • В-четвертых, также нет никаких оснований полагать, что в условиях сокращения «кормовой базы» будет наблюдаться резкий всплеск рождаемости. Примитивные племена близки к окружающему животному миру, и поэтому в них сильнее сказываются природные механизмы саморегуляции численности: увеличение рождаемости в условиях оскуднения природных ресурсов приводит в том числе и к увеличению смертности…

И поэтому, хотя идея об определяющей роли роста населения в освоении земледелия и развитии культуры далеко не нова, этнографы до сих пор ее не принимают: у них достаточно фактических оснований для серьезных сомнений…

Таким образом теория «демографического взрыва» в качестве причины перехода к земледелию также не выдерживает никакой критики. И единственным ее аргументом остается факт сочетания земледелия с большой плотностью населения.

География же древнего земледелия заставляет еще больше усомниться в том, что на переход к нему наших предков подвигло резкое и внезапное сокращение «кормовой базы».

Про зерно и злаковые

Советский ученый Н.Вавилов в свое время разработал и обосновал метод, по которому оказалось возможным определять центры происхождения растительных культур. Согласно проведенным им исследованиям выяснилось, что подавляющее большинство из известных культурных растений ведет свое происхождение всего из восьми очень ограниченных по площади основных очагов.


Очаги древнего земледелия (по данным Н.Вавилова) 1 — Южномексиканский очаг; 2 — Перуанский очаг; 3 — Средиземноморский очаг; 4 — Абиссинский очаг; 5 — Переднеазиатский очаг; 6 — Среднеазиатский очаг; 7 — Индийский очаг; 8 — Китайский очаг

«Географическая локализация первичных очагов земледелия очень своеобразна. Все семь очагов приурочены преимущественно к горным тропическим и субтропическим областям. Новосветские очаги приурочены к тропическим Андам, старосветские — к Гималаям, Гиндукушу, горной Африке, горным районам средиземноморских стран и к горному Китаю, занимая в основном предгорные области. В сущности, только узкая полоса суши земного шара сыграла основную роль в истории мирового земледелия» (Н.Вавилов, Проблема происхождения земледелия в свете современных исследований»).

Все эти очаги, являющиеся, по сути, центрами древнего земледелия обладают весьма схожими климатическими условиями тропиков и субтропиков.

Но «Тропики и субтропики представляют оптимум условий для развертывания видообразовательного процесса. Максимум видового разнообразия дикой растительности и животного мира явно тяготеет к тропикам. Особенно это наглядно можно видеть в Северной Америке, где южная Мексика и Центральная Америка, занимая относительно ничтожную площадь, включают больше видов растений, чем весь необъятный простор Канады, Аляски и соединенных Штатов, взятых вместе (включая Калифорнию) » (там же).

Это определенно противоречит теории «дефицита кормовой базы» в качестве причины освоения земледелия, поскольку в этих условиях имеет место не только множественность видов, потенциально пригодных для сельского хозяйства и окультуривания, но и изобилие вообще съедобных видов, способное вполне обеспечить собирателей и охотников… Кстати, Н.Вавилов заметил и это:

«До сих пор в Центральной Америке и Мексике, также в горной тропической Азии, человек использует множество диких растений. Не всегда здесь легко разграничить культурные растения от соответствующих им диких » (там же).

Таким образом получается весьма странная и даже парадоксальная закономерность: земледелие возникло почему-то именно в наиболее изобильных районах Земли, — там, где предпосылок для голода было меньше всего. И наоборот: в регионах, где сокращение «кормовой базы» могло быть наиболее ощутимым и должно было (по всей логике) являться существенным фактором, влияющим на жизнь человека, никакого земледелия не возникло!!!

Другая «деталь»: сейчас в качестве общепризнанной родины пшеницы (как одной из основных зерновых культур) на нашей планете фигурирует по официальной версии узкая полоса, огибающая Месопотамскую низменность. А оттуда уже пшеница, как считается, разошлась по всей Земле. Однако в такой точке зрения есть некое «шулерство» или манипуляция данными (как вам будет удобно).

Дело в том, что данный регион (по исследования Н.Вавилова) действительно является родиной той группы пшениц, которая называется «дикой». Кроме нее на Земле есть еще две основные группы: твердая пшеница и мягкая. Но оказывается, что «дикая» вовсе не означает «прародительница».

В результате глобального исследования различных видов пшеницы Н.Вавилов установил целых три независимых друг от друга очага распространения (читай — мест происхождения) этой культуры. Сирия и Палести оказались родиной «дикой» пшеницы и пшеницы-однозернянки; Абиссиния (Эфиопия) — родиной твердых пшениц; а предгорья Западных Гималаев — центром происхождения мягких сортов пшеницы.


Регионы происхождения различных видов пшеницы по данным Н.Вавилова 1 — твердые сорта; 2 — «дикая» и пшеница-однозернянка; 3 — мягкие сорта

Различие видов пшеницы заключено на глубочайшем уровне : пшеница-однозернянка обладает 14 хромосомами; «дикая» и твердые пшеницы — 28 хромосомами; мягкие же пшеницы имеют 42 хромосомы. Но даже между «дикой» пшеницей и твердыми сортами с одинаковым количеством хромосом оказалась целая пропасть. И более того, аналогичная картина «оторванности» культурных видов от регионов распространения их «диких» форм наблюдается еще у целого ряда растений (горох, нут, лен, морковь и т.д.) !!!

Итак, что же в итоге?..

  1. С точки зрения обеспечения пищевыми ресурсами, переход древних охотников и собирателей к земледелию является крайне невыгодным, но они все-таки совершают его.
  2. Земледелие зарождается именно в наиболее изобильных регионах, где полностью отсутствуют какие-либо естественные предпосылки для отказа от охоты и собирательства.
  3. Переход к земледелию осуществляется в зерновом, самом трудоемком его варианте.
  4. Очаги древнего земледелия территориально разделены и сильно ограничены. Различие культивируемых в них растений указывает на полную независимость этих очагов друг от друга.
  5. Сортовое разнообразие некоторых из основных зерновых культур обнаруживается на самых ранних стадиях земледелия при отсутствии каких-либо следов «промежуточной» селекции.
  6. Древние очаги возделывания целого ряда культурных растительных форм почему-то оказались географически удалены от мест локализации их «диких» сородичей.

Подробный анализ камня на камне не оставляет на «логичной и ясной» официальной точке зрения, а вопрос возникновения земледелия на нашей планете из скучного раздела политэкономии переходит в разряд самых загадочных страниц нашей истории . И достаточно хоть немного окунуться в ее подробности, чтобы понять всю невероятность случившегося.

Пойдем парадоксальным путем: попробуем объяснить невероятное событие через причины, которые могут показаться еще более невероятными . А для этого допросим свидетелей, которые и осуществляли собственно переход к земледелию. Тем более, что деваться нам некуда, поскольку единственной иной на текущий момент точкой зрения, отличной от официальной версии, является лишь та, которой придерживались наши древние предки и которая прослеживается в мифах и преданиях , дошедших до нас с тех далеких времен.

Наши предки были абсолютно уверены в том, что все произошло по желанию богов, спустившихся с небес . Именно они (эти боги) положили вообще начало цивилизациям как таковым, предоставили человеку сельскохозяйственные культуры и обучили приемам земледелия.

ВОТ! Так есть Боги то!

Весьма примечательным является тот факт, что данная точка зрения о связи происхождения земледелия с Богами господствует абсолютно во всех известных районах зарождения древних цивилизаций .

  • В Мексику кукурузу принес великий бог Кецалькоатль.
  • Бог Виракоча обучал земледелию людей в перуанских Андах.
  • Осирис дал культуру земледелия народам Эфиопии (т.е. Абиссинии) и Египта.
  • Шумеров приобщали к сельскому хозяйству Энки и Энлиль — боги, спустившиеся с небес и принесшие им семена пшеницы и ячменя.
  • Китайцам помогали в освоении земледелия «Небесные Гении».
  • А в Тибет «Владыки Мудрости» принесли фрукты и злаки, неизвестные до того на Земле.

Второй примечательный факт: нигде, ни в каких мифах и легендах, человек даже не пытается поставить себе или своим предкам в заслугу освоение сельского хозяйства !!!

Прежде всего : весь вышеприведенный сравнительный анализ земледелия достаточно убедительно свидетельствует о том, что у человечества не было никаких «естественных» причин и предпосылок для перехода от охоты и собирательства к земледелию.

Во-вторых , мифология прекрасно объясняет факт, выявленный биологами и упомянутый выше, о «странной» множественности неродственных культурных видов основных зерновых в древних очагах земледелия и удаленность культурных форм от их «диких» сородичей: боги дали людям уже окультуренные растения.

В-третьих , версия «дара развитой цивилизации» способна объяснить и некоторые «странные» археологические находки, не вписывающиеся в общую официальную теорию происхождения земледелия.

В частности, в Америке: «…исследования показали, что в этом регионе в далекой древности кто-то проводил поразительно сложные анализы химического состава многих ядовитых высокогорных растений и их клубней . Причем эти анализы сочетались с разработкой технологии детоксикации потенциально съедобных овощей, чтобы сделать их безвредными . До настоящего времени «удовлетворительного объяснения того, каким путем шли разработчики этой технологии, нет», признается доцент антропологии Вашингтонского университета Дэвид Броумен» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

И что еще обращает на себя внимание — именно в местах, где возникли очаги земледелия, потом зарождались и религии….Уж не Боги ли посеяли среди людей не только злаки, но и религию? Но это уже отдельная тема, а пока достаточно!

источник http://www.tvoyhram.ru/stati/st45.html

По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-- 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10тыс. лет назад. В центральных областях Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от Хдо III тысячелетия до н.э., в большинстве периферийных областей переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее.

Чайлд рассмотрел переход к земледелию на примере лишь одного, переднеазиатского, очага, но рассматривал его в широких границах - от Египта до Южной Туркмении. Вслед за ним и многие современные авторы считают район, обозначенный Чайлдом, эталоном для изучения "неолитической революции". До недавнего времени это имело некоторое оправдание. Дело в том, что в других регионах мира процессы эти оставались неизученными, хотя и предполагалось, что там могли иметься свои старые, раннеземледельческие очаги.

В двадцатые - тридцатые годы XX века выдающемуся советскому ботанику Н.И. Вавилову и его коллегам удалось наметить границы целого ряда первичных очагов мирового земледелия. Но это был только первый шаг к познанию. Нужно было уточнить их границы, выявить культурно-историческую специфику. Очень много было сделано в последние десятилетия. Сейчас уже известны места большинства первичных и вторичных раннеземледельческих очагов, намечены их границы, разработана и хронология - известно, как во времени распространялось земледелие по земному шару. Конечно, по всем этим вопросам и ныне ведутся дискуссии, и многое постепенно будет все более и более уточняться.

Думаю, нелишне внести ясность в представления о первичных и вторичных очагах. Первичные земледельческие очаги - это довольно крупные районы, ареалы, где постепенно сложился целый комплекс культурных растений. Это очень важно, потому что именно комплекс этот послужил основой для перехода к земледельческому образу жизни. Обычно эти очаги оказывали заметное влияние на окружающие районы. Для соседних племен, готовых воспринять такие формы хозяйствования, это был прекрасный пример и стимул. Конечно, такие мощные очаги возникали не сразу. Это был итог, наверное, довольно долгого общения нескольких первичных микроочагов, где и шло окультуривание отдельных диких растений. Иначе говоря, с микроочагами было связано появление лишь отдельных культурных растений, а с очагами - целые комплексы таких растений. И тогда ясно, что микроочаги должны были возникать в то время, которое мы назвали этапом Б, а очаги - на третьем, заключительном этапе В.

Наверное, были микроочаги, которые не стали основой для формирования крупных очагов или, по крайней мере, не сыграли в этом большой роли. Некоторые могли по тем или иным причинам заглохнуть, другие - влиться в более крупные, уже вторичные очаги, возникавшие под сильным влиянием соседних более мощных земледельческих центров.

Со вторичными очагами тоже все неоднозначно. Конечно, это те районы, где земледелие сформировалось окончательно после проникновения культурных растений из других районов. Но вполне вероятно, что здесь были важные предпосылки, которые способствовали успеху заимствования, то есть складывалась ситуация, типичная для этапа А. Но мог здесь быть и свой микроочаг раннего земледелия (этап Б), как, например, в некоторых восточных районах нынешней территории США. Кроме того, в новых природных условиях первичный комплекс культурных растений мог сильно измениться, вполне естественно допустить, что и число культурных вводились новые виды, не известные в первичном очаге. Наконец, при благоприятных условиях вторичные очаги становились даже более значительными, чем первичные, и, очевидно, оказывали обратное влияние уже на тех, кто их породил. Известно же, что первые цивилизации нередко складывались на основе именно вторичных земледельческих очагов - Шумер, Египет, древнеиндийская цивилизация, города-государства майя.

Сейчас можно выделить семь первичных и около двадцати вторичных раннеземледельческих очагов. И все-таки о главных особенностях сказать совершенно необходимо. Эти особенности и являлись причиной совсем неоднозначного, многовариантиого перехода к земледельческому образу жизни. По урожайности клубнеплоды примерно раз в десять превосходят злаки и бобовые. И значит, для получения столь же высоких урожаев злаков и бобовых нужно было обрабатывать площадь в десять раз большую, что требовало, естественно, гораздо больших трудовых затрат. Выращивание злаков и бобовых быстрее истощало землю, чем разведение клубнеплодов, и это тоже усугубляло трудности. А с клубневыми было легче работать, например их не нужно было так тщательно охранять, как злаковые и бобовые. И убрать их было легче - меньше требовалось людей и их усилий: созревшие клубни могли месяцами храниться в земле, а злаки и бобовые нужно было убирать в короткие сроки.

Но злаки и бобовые давали людям более сбалансированное, если можно так сказать, питание. При таком питании, как правило, люди скорее отказывались от образа жизни, продиктованного охотой и собирательством. Скорее, чем те, кто выращивал корнеплоды.

В разных очагах разной была и социокультурная обстановка, в которой совершался переход к земледелию. И это тоже влияло и на темпы, и на особенности перехода. В горах Мексики и Южной Америки земледелие зародилось в среде бродячих охотников и собирателей, в Сирии и Палестине оно возникло у высокоразвитых полуоседлых охотников и собирателей, а в Юго-Восточной Азии и сахаро-суданском регионе - среди высокоразвитых племен рыболовов. Во многих азиатских очагах становление земледелия сопровождалось одомашниванием животных, а во многих районах Нового Света (кроме центральноандийского) за исключением собак и птиц никаких домашних животных не было вовсе. Очевидно, введение в хозяйство злаков и бобовых, появление скотоводства сокращало время этапа Б.

Быстрее шли эти процессы и тогда, когда земледелие набирало силу в среде высокоразвитых племен охотников, рыболовов и собирателей. Вот почему особенно быстро земледелие завоевывало господство в Передней Азии, а медленнее - в горах Мексики. В первом случае процесс этот совершился в VIII-VII тысячелетиях до новой эры, а во втором - длился с VIII-VI вплоть до III-II тысячелетий до новой эры.

И еще одна важная особенность. Если становление земледелия происходило у населения с высокоэффективным присваивающим хозяйством, его введение не приводило к кардинальной смене уже имевшихся социальных отношений, а лишь усиливало наметившиеся ранее тенденции.

В доземледельческий период, как и в раннеземледельческий, такие общества имели развитый родовой строй, существовала ранняя социальная дифференциация. Такое присваивающее хозяйство, которое по производительности труда мало уступало раннему земледелию, способствовало этому. У сборщиков саго и папуасов-земледельцев, например, для получения одного миллиона калорий требовалось 80-600 человеко-часов (у первых - 80-180), а у бродячих охотников и собирателей - более одной тысячи. При этом по сложности своей социальной структуры сборщики саго иногда даже обгоняли своих соседей земледельцев, и на Новой Гвинее известны случаи, когда от занятия преимущественно земледелием переходили к добыче саго, и при этом социальная организация усложнялась. Можно что-то подобное подметить и между развитыми охотниками, рыболовами и собирателями, с одной стороны, и ранними земледельцами - с другой, по целому ряду демографических параметров - росту и плотности народонаселения, его половозрастной структуре и так далее.

Становление производящего хозяйства оказалось более сложным, более многообразным. В разных очагах этот процесс происходил с разной скоростью и с неоднозначными социально-экономическими последствиями - в одних случаях социальная организация при этом существенно не менялась, в других - менялась достаточно радикально. Нечто подобное происходило и в демографической сфере: с одной стороны, появлялись условия для роста населения, а с другой - ухудшалась эпидемиологическая обстановка, и это, конечно, неблагоприятно сказывалось на здоровье древних людей, вело к большей смертности. Сложность, неоднозначность заключается еще и в том, что в высокоразвитых обществах оседлых или полуоседлых охотников, рыболовов и собирателей происходили процессы, во многом напоминавшие те, что фиксируем мы у ранних земледельцев.

неолитический цивилизация земледелие

20.05.2012

В Южной Африке, в пещере Вондерверк группа археологов обнаружила очаг древних людей, возраст которого насчитывает около миллиона лет. Экспедиция находилась в одной из самых обитаемых пещер, первое прибывание людей в которой датировано двумя миллионами лет. Для того, чтобы найти следы огня исследователям пришлось изучать образцы не только под микроскопом, но и с применением инфракрасной спектроскопии.

Этот метод нужен для того, чтобы определить воздействие высоких температур на данный образец. Так, если на кость воздействовала температура свыше 500 градусов, то соли в ее составе проходят через перекристаллизацию, что обнаруживается при в инфракрасных спектрах. Таким образом, при анализе образцов ученым удалось обнаружить части костей и растений возрастом до миллиона лет. В этих пещерах находились своеобразные кухни (http://ampir-mebel.ru) древних людей. И хоть обнаружить золу и пепел оказалось крайне трудно, поскольку в отличие от костей, они весьма легко разрушаются пеплом и водой, ученым все же удалось это сделать. Таким образом, было установлено антропогенное происхождение огня, поскольку специалисты утверждают, что структура найденной залы, а именно ее зазубренные края, не могут принадлежать золе естественной, а только принесенной извне. Примерно такие же материалы были ранее обнаружены в Африке и и Израиле, где на открытых участках местности их обнаружение были еще более трудоемким процессом.

Однако, некоторые из ученых утверждают, что использование костра в пещерах было нерегулярным, поскольку не было найдено останков кострища. Участники экспедиции делают акцент на то, что подтверждение использования огня в пещере Вондерверк можно было получить только работая с отложениями на микроуровне, поэтому обнаружение таких же следов в других пещерах пока весьма затруднительно в связи с недостатком подходящего оборудования. Вид человека, населявшего эти пещеры был определен как Homo Erectus, однако ученые не берутся говорить об этом со стопроцентной уверенностью.


Тайны древних империй - Первые цивилизации


  • Известный ученый, профессор из Оксфорда Питер Донелли выдвинул гипотезу о валлийцах, как о древнейших жителях Туманного Альбиона. Проведя анализы...


  • Ученые США высказали предположение, что «приручения» огня разумным человеком впервые случилось в ЮАР. Именно здесь были обнаружены первые следы...


  • Древний город Иерихон, располагавшийся на территории Палестины в 7-2 тысячелетиях до нашей эры, находился рядом с Иерусалимом. Раскопки древних...


  • Археологи все еще продолжают исследовать найденные 3000-летние мумий, которые были обнаружены в ходе раскопок на одном из шотландских островов. По...


  • Мировая общественность поражена новым открытием австралийских и китайских ученых. Открытие уникально, ведь речь идет о новом виде Homo. Уникальность...

21-03-2014, 06:23


Земледелие зародилось в глубине веков неолита и бронзы, то есть около 10-12 тыс. лет до новой эры. О том, как происходил переход от простого собирания естественно растущих плодов к их возделыванию, ученые узнают в основном по археологическим находкам и наскальным рисункам древнейших людей. Этому помогает также изучение образа жизни современных племен Америки, Африки и Австралии. Такие племена еще в 19 и даже в 20 веках по своему развитию оставались на уровне каменного века. Обобщение всей этой информации позволяет судить об особенностях раннего земледелия.
Развитие земледелия всегда зависело от климатических условий местности. Тропический и субтропический пояса Земли не подвергались оледенению, здесь во все времена был теплый климат и создавались наилучшие условия для развития многообразного растительного и животного мира. Поэтому именно в этих районах нашей планеты возникли первые очаги жизни человека, зарождалось земледелие и скотоводство, образовывались первые государства.
Изучение мировой флоры, как культурной, так и дикой, дало бесценный материал для воссоздания процесса развития земледелия. На основании этих сведений выдающийся биолог современности Николай Иванович Вавилов создал полицентрическую теорию зарождения земледелия.

Н. И. Вавилов показал, что существовали первичные очаги культурных растений, или «центры концентрации генов» (рис. 43). Археологические и палеоботанические исследования последних десятилетий подтвердили и уточнили выводы Вавилова о времени и месте зарождения земледелия и скотоводства.

С «вавиловскими центрами» во многом совпадают признанные сегодня центры возникновения земледелия и скотоводства. В Старом Свете это Западный, Восточный и Африканский ареалы древнейшего земледелия (рис 44).

Западный ареал включает Юго-Западноазиатский (Переднеазиатский) и Средиземноморский центры (по Н. И. Вавилову). Исторически они тесно связаны между собой.
Юго-Западноазиатский географический центр охватывает внутренние области Турции, Север Ирака, Иран, Афганистан, Республики Средней Азии и Пакистан. Этот центр - один из древнейших очагов, где первые опыты по окультуриванию растений и одомашниванию животных были сделаны уже 10-12 тыс. лет назад.
Н. И. Вавилов установил, что этот центр дал начало очень многим видам культурных растений - пшенице двузернянке и мягкой пшенице, голозерному ячменю, мелкосемянному льну, чечевице, гороху, нуту, овощным растениям - капусте, моркови. Здесь же находится родина азиатских хлопчатников, плодовых культур - яблони, вишни, инжира, граната, миндаля, винограда, хурмы и других культурных растений.
В этом же центре обитают родоначальники домашних животных - безоаровые козы, азиатские муфлоны, туры и свиньи.
Средиземноморский центр охватывает страны Восточного Средиземноморья, Балканы, острова Эгейского моря, берега Северной Африки и долину Нижнего Нила. Земледелие в этом районе началось не позднее 6 тыс. лет назад.
Здесь сосредоточены очаги окультуривания пшеницы-однозернянки и многих разновидностей пшеницы-двузернянки, овса, крупносемянного льна, маслин, крупноплодного гороха, конских бобов, овощных растений (чеснока, салата). Одомашнивание крупного рогатого скота, овец и коз, вероятно, произошло в Средиземноморском центре.
Юго-Западноазиатский и Средиземноморский ареалы древнего земледелия по существу представляют собой единый историко-культурный регион. Здесь расположены самые ранние памятники оседлых земледельцев - Иерихон в Палестине, Чатал-Юйюк в Анатолии, Hea Никомедиа в Греции и другие.
Находки ученых показали, что переход от стадии собирательства к регулярному земледелию и возделыванию злаков осуществлялся почти одновременно на территории ареала в трех или четырех микроочагах. Древнейшие земледельцы использовали местные виды дикорастущих злаков и других полезных растений, приспосабливались к особенностям климата, почв, рельефа, речной сети, сезонных явлений (осадкам, разливам рек, озер и т. п.).
В 6-4 тысячелетиях до н. э. Культура земледелия и скотоводства постепенно распространяется из этих древнейших очагов в Юго-Восточную, Центральную и Западную Европу, проникает на Кавказ и юг европейской части России.
Восточный ареал включает два крупных географических центра, открытых Н. И. Вавиловым - Южно-азиатский тропический и Восточно-азиатский. Эти центры тесно связаны между собой исторически. Они имеют много общего в характере культурных растений и распространении навыков земледелия. Самые ранние находки в этих районах отнесены учеными к 7-8 тысячелетиям до н. э.
В этом ареале произошло окультуривание риса, проса, гречихи, сои, сливы, цитрусовых, бананов, индийского миндаля, овощных растений - китайской капусты, редьки, огурца, перца, тыквы-горлянки и других.
Главной пищевой культурой Азии служит рис, который до сих пор питает половину человечества. Первоначальные ареалы разведения риса связаны со склонами Восточных Гималаев и болотистыми равнинами Индокитая. Культуре риса во многих областях этого региона предшествовало тропическое земледелие огородного типа с культурой корнеплодов и клубнеплодов. Вероятно, дикий рис первоначально появился как сорняк на земледельческих участках, а позднее был введен в культуру.
Африканский ареал древнего земледелия охватывает районы Северной и Экваториальной Африки. Зарождение земледелия и скотоводства в Сахаре обусловлено тем, что этот регион в древности имел более влажный климат, чем теперь.
Известно, что более 2 тыс. лет назад карфагенский полководец Ганнибал для завоевания Рима привел из Северной Африки боевых слонов. Они тогда водились в лесах, которые росли на месте современной Сахары. Позднее бывшая римская провинция Африка, житница Древнего Рима, не без участия человека превратилась в бесплодную пустыню.
В Западном и Центральном Судане были введены в культуру разновидности сорго, негритянского проса (пенциллярии), некоторых овощей и корнеплодов.
Эфиопский центр (по Н. И. Вавилову) является родиной хлебного злака тэфф, масличного растения нуг, отдельных видов бананов, зернового сорго, а также кофейного дерева.
По мнению ученых, ячмень и пшеница были завезены в глубинные районы Африки позднее из Передней Азии и Южной Аравии. Продвижение земледелия в глубь тропических лесов и саванн Восточной и Южной Африки привело к появлению в этих районах восточно-азиатских корнеплодных растений. В первые века нашей эры в Африку из Индонезии были завезены азиатские культуры, в частности рис.
В Новом Свете человек появился приблизительно 20-30 тыс. лет назад, задолго до возникновения земледелия на стадии охоты, рыболовства и собирательства. Поэтому обитатели Америки прошли приблизительно такой же исторический путь - от присваивания даров природы к их производству.
Древнейшие культурные слои (10-7 тыс. лет до н. э.) характеризуют обитателей Мексики как бродячих охотников и собирателей. Ho уже в 6-5 тысячелетиях до н. э. здесь появляются окультуренные растения (мускатная тыква, амарант, перец, фасоль, кукуруза), развивается орошаемое земледелие.
Н. И. Вавилов выделил на Американском континенте следующие очаги происхождения культурных растений. Южномексиканский и Центральноамериканский (кукуруза, фасоль, тыква, перец и др.), Южноамериканский (картофель, амарант, лебеда), Чилоанский (картофель), Бразильско-Парагвайский (маниок, арахис, ананас и др.).
Как показали археологические исследования, существовало несколько микроочагов зарождения древнего земледелия в Центральной Америке и в Перу, в каждом из которых в культуру было введено одно - два растения. Целый ряд растений был окультурен независимо: перец - в долине Тамаулипас и в Перу, бобы в Мексике и Перу, кукуруза, ряд видов тыквы и фасоли - в Южной Мексике.

Географическая дифференциация

очагов древнейшего земледелия

Из очагов древнейшего земледелия шесть лежат в зоне тропиков (два американских, два на юго-востоке Азии, два африканских). Но в них родились основные культурные растения не только тропиков. Многие из однолетних культур этих очагов и многолетних, могущих возделываться в однолетней культуре, вышли далее за пределы тропического пояса и стали с успехом выращиваться в странах умеренного климата. В горах тропиков на значительных высотах климат приближается к умеренному. И фонд культурных растений отсюда тем более легко мигрировал к северу и югу от тропиков. Особенно много таких растений, распространенных в умеренном поясе, в Эфиопии (пшеница, лен, клещевина, ячмень). Характерны они и для Перу (картофель, томат, американский хлопчатник – сиайленд, Индии (рис, огурец, баклажан, цитрусы), Мексики (маис, хлопчатник-упленд, красный перец). Беднее ими Индонезия и запад Судана. Четыре остальных очага древнего земледелия: Передняя Азия, Средняя Азия, Средиземноморье и север Китая – лежат полностью в умеренном поясе. Отсюда вышли основные фонды культурных растений умеренного пояса и особенно зимующие листопадные культурные растения древесного типа и травянистые растения многолетней культуры. Тропические растения с трудом выдерживают зимовку в более или менее высоких широтах и в многолетней культуре не выходят за пределы субтропиков.

Интересен факт, что лишь земледельческие народы Азии, Европы, Северной Америки и Эфиопии научились в древности использовать для обработки почвы плуг. Отсюда у них родились полевое хозяйство и полевые культурные растения. Земледелие американоидов и суданских негроидов не знало в древности плуга и было земледелием мотыжным с индивидуальным уходом за каждым растением, что соответствует в Евразии приемам огородной и садовой культуры. Эти народы не знали типичного экстенсивного полевого хозяйства, что отразилось и на экологическом характере их культурных растений. Для их выращивания требуется интенсивная культура. В поле они могут возделываться лишь как пропашные. Таковы маис, картофель, томат, фасоль, табак. Интересно отметить в связи с этим, что при миграции маиса, после экспедиции Колумба, в Европу его освоение здесь затруднялось тем, что европейцы сеяли его сплошным посевом по вспаханному полю, подобно пшенице, ячменю, овсу, с соответствующей высокой густотой высева, а это было крайне неблагоприятно для этого огородного по экологии растения.

Г л а в а II

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ
И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
В РАСПРОСТРАНЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Культурные растения созданы земледельческой культурой. Развитие их ареалов и расселение по земному шару связаны прежде всего с развитием производительных сил и экономических связей внутри человеческого общества.

Возделывание отдельных культурных растений возникло и стало распространяться, когда для этого создались необходимые экономические предпосылки, а в природе был подходящий для взятия в культуру материал. Сопоставляя ареалы исходных диких видов и географическое расположение районов, где экономика складывалась благоприятно для возделывания соответствующих растений, можно наблюдать три основных типа их взаимоотношений.

В первом случае, когда взятое в культуру в одной из стран, лежащих в пределах естественного ареала, дикое растение, превратившись в культурное, возделывается по всей области распространения исходного дикого вида и выходит за ее пределы. Так, инжир, произрастающий дико в странах Средиземноморья и юго-западной части Азии, возделывается ныне во всех этих странах и как культурное растение вышел за их пределы к югу и далеко продвинулся на восток, достигнув здесь берегов Тихого океана. Причиной расширения ареала отдельных видов в культуре является, с одной стороны, экономическая потребность в них в областях за пределами ареала дикого исходного вида, а с другой – возможность их произрастания за пределами ареала исходных диких форм, благодаря влиянию человека. Культура устраняет конкуренцию с возделываемым растением дикой флоры, ограничивающую их ареал в природе часто далеко от той линии, где выступит непосредственное лимитирующее действие климатических факторов.

В других случаях дикий вид, переходя в культуру в одной из стран, лежащих в пределах естественного ареала, возделывается только в части стран своего естественного распространения в природе, т.е. область его возделывания оказывается уже, чем его распространение в диком состоянии. Хороший пример этому – красный клевер, который распространен в природе на юге Средней Азии и Северной Америки. Возделывание же его ограничено лишь северо-западной частью, лежащей преимущественно в лесной зоне ареала дикого красного клевера. Южнее он не возделывается, вероятно, из-за большей экономической ценности здесь лучшей в мире кормовой травы – люцерны. Цикорий, охватывающий своим ареалом в природе почти всю Европу, Западную Сибирь, Переднюю и Среднюю Азию и север Африки, стал культурным растением лишь в странах Западной Европы и затем распространился на восток до Европейской России включительно.

Известны случаи, когда переход дикого растения в культуру совершается за пределами его естественного ареала. Это обусловлено тем, что уровень экономического развития стран, где встречается определенный дикий вид, еще не толкает их на его возделывание, тогда как народы стран вне ареала данного полезного дикого вида, зная о его использовании в диком состоянии, стремятся к его возделыванию для получения нужного им импортируемого растительного продукта. Трудно сказать, насколько часто были такие случаи в древности, но мы не можем их исключить полностью, поскольку известны случаи экспедиций более культурных древних народов в более отсталые в то время области, что допускает интродукцию в процессе таких экспедиций отдельных диких полезных растений из одних стран в другие и введение их в культуру за пределами ареалов в природе. Основной мировой источник каучука – бразильская гевея – распространена в диком состоянии в бассейне Амазонки, хинное дерево – в высокогорных лесах тропической части Анд. Возделывание обоих этих растений возникло и развилось в Индонезии, Малайзии и Индии – передовых странах тропического земледелия, а не на их родине. Таким же образом дикая мексиканская гваюла как источник каучука стала впервые возделываться в Аризоне и Нью-Мексико. Американский дикий подсолнечник дал начало культурному масличному подсолнечнику, сформировавшемуся в XIX в. как национальное растение русских и украинцев. Венгерский дикий клевер (Trifolium expansum W.K.), будучи занесен в США кем-то из эмигрантов, вошел здесь в культуру и как возделываемое растение стал известен под названием американского клевера.

Понятие агрономического
и экономического ареала

Культурные растения, возникшие в результате изменения диких видов под влиянием их возделывания, были первоначально связанными в своем распространении с племенами, которые начали их возделывать. Поэтому наиболее древний тип распространения отдельных культурных растений был ареал, ограниченный пределами расселения отдельных относительно узких групп земледельческого населения, связанных племенным родством и окруженных более отсталыми еще не земледельческими племенами. Конечно, такое распространение культурных растений не могло в огромном большинстве случаев сохраняться долго, поскольку окружающие земледельческий очаг более отсталые племена постепенно приобщались к земледелию и ареалы культурных растений первичного очага переходили к новым племенам и охватывали новые области расширяющегося земледелия. Однако в некоторых случаях такие типы ареалов культурных растений сохранились и поныне. Это связано с тем, что ареалы жизни создателей определенных культурных видов – совпадали с агрономическими границами культурного вида, т.е. с линиями, за пределами которых продукция данного растения уже недостаточно оплачивает затрачиваемый на его возделывание труд, и это приостанавливало дальнейшее распространение взятой культуры. Играла здесь свою роль и вековая привычка к определенным культурам создавших их народов. Поэтому их возделывание сохраняется в областях их происхождения даже при вторжении сюда более продуктивных культур одинакового или близкого типа использования из других областей. Сохранение первичного ареала можно сейчас наблюдать у андийского картофеля, распространение которого в тропической части Анд примерно совпадает с расселением древних горных земледельческих племен будущего государства инков. Распространению этого картофеля в более низкие вертикальные зоны препятствуют неблагоприятные для его развития более высокие температуры предгорий и конкуренция здесь пришедшей из Мексики кукурузы. В пределах древнего первичного ареала в прилегающих к Средиземному морю областях сохраняет свое основное распространение маслина. Ее продвижению отсюда на север мешает увеличивающаяся суровость зим, а на юг и восток – пустыни.

Созданная русскими и украинцами культура масличного подсолнечника не выходила до 1880 г. за пределы расселения этих народов в степных областях европейской части СССР. Каучуконосная гевея и хинное дерево до сих пор имеют свой основной ареал возделывания там, где их дикие предки начали возделываться. Недавно вошедшее в культуру тунговое дерево (Aleurites fordii Hemsl.) еще в начале ХХ в. возделывалось только в юго-западном Китае, где этот вид был введен в культуру. Относительно недавно возникшие культуры американской голубики (Vaccinlum corymbosum L.) и крупноплодной клюквы (Oxycoccus macrocarpon Ait.) до середины ХХ в. развивались почти исключительно в пределах тех штатов США, где возделывание этих видов возникло.

Культурно-этническая изоляция больших расовых групп сохранялась даже в случаях, когда в результате переселений этнический состав прошлых доменов основных рас частично менялся. Пришельцы воспринимали культуру основных жителей, их связи в пределах определенных национальных групп. Конечно, культурно-экономические связи между народами разных культурно-этнических комплексов постепенно усиливались, но процесс этот на протяжении древней и средней истории шел очень медленно, и лишь в XVI в. морские путешествия европейцев положили конец культурной изоляции Америки и связали оживленными морскими путями страны Европы, Азии и Африки. Но до XVI в. относительная изоляция отдельных культурно-этнических групп человечества еще ясно сохранилась, а ее следы можно наблюдать и в последующие века вплоть до ХХ в.

Поныне мы можем наблюдать в распределении культурных растений следы существования пяти крупных относительно изолированных культурно-этнических групп человечества.

I. Первую из них составили американоиды, почти совершенно изолированные от других групп человечества вплоть до конца XV в. Америка создала культурные маис, картофель, маниок, батат, земляной орех, фасоль, тыкву, томат, папайю, ананас, какао, американские хлопчатники (Gossypium hirsutum L., G. barbadense L.), красный перец, табак и махорку, киноа, кокаиновый куст.

II. Второй такой культурно-этнический комплекс составили европеоиды Передней и Средней Азии, Европы и Северной Африки. Горные хребты и пустыни изолировали эту группу от китайской культуры на востоке, тропических областей Индии и п-ва Индокитай на юго-востоке и негроидных народов Африки на юго-западе. Здесь создался комплекс своих культурных растений, включающий пшеницу, ячмень, овес, рожь, маслину, фигу, виноград, горох, чечевицу, яблоню, грушу, капусту, свеклу. Эта группа растений стала основой земледелия во внетропических областях Передней и Средней Азии и Европы. На юге Передней Азии и в северной Африке основным культурным растением наравне с хлебами стала финиковая пальма.

III. В тропической Африке создался третий культурно-этнический комплекс возделываемых растений. Здесь позднее своих северных соседей перешли к земледелию и могли заимствовать от них готовые культурные растения уже в самый период становления своего земледелия. Но тем не менее этот комплекс имеет специфику как в своих автохтонных культурных видах (масличная пальма, орех кола, либерийский кофе), так и в своеобразном подборе чужих культурных растений. Домен негроидов – это древняя область мотыжного земледелия, тогда как земледелие домена европеоидов базировалось на плуге. Поэтому негроиды очень охотно заимствовали такие культуры, как таро, ямс, банан, а после открытия Америки – кукурузу и земляной орех, наиболее удобные для мотыжной обработки, и избегали типичных для европеоидов хлебных растений (пшеницу, ячмень, овес), более приспособленных к плужной обработке почвы.

IV. Тропические области восточной Азии были издревле доменом австралоидных народов, хотя впоследствии подвергались вторжению монголоидов (на востоке) и европеоидов (на западе). Однако особенности тропического климата этих областей при относительной изоляции их горными хребтами от лежащих к северу долго сохраняли и сохраняют в настоящее время специфические черты этого домена древней земледельческой культуры австралоидов. У австралоидов Индии, п-ва Индокитай и Индонезии земледелие возникло раньше, и стал использоваться впоследствии для обработки почвы плуг, тогда как в Океании до XVI в. почвы обрабатывались лишь заступом. Основными аборигенными культурными растениями здесь являются рис, сорго, таро, ямс, банан, кокосовая пальма, сахарный тростник, хлебное дерево, цитрусы, индийский хлопчатник (Gossypium arboreum L.). Хлебные относительно интенсивные полевые культуры тяготеют здесь к южноазиатской области плужного земледелия, а растения экстенсивной культуры, как хлебное дерево, кокосовая пальма, таро наиболее характерных для Океании с ее обработкой земли заступом.

V. Последней культурно-этнической областью земледелия является домен северных монголоидов, где китайское земледелие создало такие культурные растения, как просо, гречиха, соя, канатник. Это область плужного земледелия, но земледелия крайне интенсивного, что отразилось на эколого-генетических особенностях культурной флоры Китая и народов китайской культуры.

Очаги первичного древнего земледелия

Первичные древние очаги земледелия возникли в зоне, лежащей в основном между тропиком Козерога и 45 0 с.ш. К XVI в. земледелие достигло Северного полярного круга (в Скандинавии), а в южном полушарии зашло выше 45 0 ю.ш. (в Новой Зеландии). Распространение культурных растений при этом подверглось действию климатических факторов, которые не были одинаковыми во всей области расселения отдельных этнических групп. Создавались широтные и высотные границы возделывания отдельных культурных растений и границы конкурентного характера обычных в домене растений аналогичного или близкого использования.

Когда изоляция культурно-этнических доменов перестала непосредственно стеснять распространение культурных растений, наиболее ценные из них вышли на мировую арену, получив зональные ареалы, охватывающие весь земной шар и ограниченные климатическими и экономическими условиям. Однако привычка земледельцев к своим древним культурным растениям продолжает и ныне играть немалую роль в распространении многих возделываемых растений, особенно второстепенного экономического значения, не получивших широкого мирового распространения.

Культурно-этнические факторы в распространении культурных растений являются отголосками прошлой истории. Они отражают прошлую изоляцию народов и ослабляются с развитием международных связей и созданием интернациональной человеческой культуры. Однако, наложенный ею отпечаток на географию культурных растений настолько глубок, что отражается даже на распространении таких культурных растений, которые давно стали мировыми. Основные массивы посевов риса сосредоточены поныне на юго-востоке Азии, а маис остается хлебным растением преимущественно Америки.

Пройдут еще века и тысячелетия, прежде чем этот отпечаток совсем сгладится. Некоторые проблески нового в этом отношении уже складываются. Кофейное дерево, введенное в культуру эфиопами и распространившееся издревле в южной Аравии, имеет ныне главной областью своего возделывания Бразилию. Мексиканское шоколадное дерево возделывается наиболее широко на западе Африки (Гана и соседние с нею территории). Это сигнал того, что в будущем отдельные культурные растения будут возделываться преимущественно там, где для этого имеются более благоприятные для них экономические условия вне зависимости от их исторического прошлого, а физико-географические и экономические факторы будут играть в распространении отдельных культурных видов в будущем гораздо большую роль, чем это было в прошлом и наблюдается сейчас.

Г л а в а III

УЧЕНИЕ Н. И. ВАВИЛОВА О ЦЕНТРАХ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Потребность в исходном материале для селекции и улучшения сортов культурных растений обусловила создание учения о центрах их происхождения. В основу учения легла идея Ч. Дарвина о существовании географических центров происхождения биологических видов. Впервые географические области происхождения важнейших культурных растений были описаны в 1880 г. швейцарским ботаником А. Декандолем. Согласно его представлениям, они охватывали довольно обширные территории, в том числе целые континенты. Важнейшие исследования в этом направлении спустя полвека были выполнены замечательным русским генетиком и ботанико-географом Н.И. Вавиловым (1887-1943), который осуществил изучение центров происхождения культурных растений на научной основе.

Н.И. Вавилов предложил новый, названный им дифференцированным, метод установления исходного центра происхождения культурных растений, заключающийся в следующем. Собранная из всех мест возделывания коллекция интересующего растения исследуется с помощью морфологических, физиологических и генетических методов. Таким образом, определяется область сосредоточения максимального разнообразия форм, признаков и разновидностей данного вида. В конечном итоге можно установить очаги введения в культуру того или иного вида, которые могут не совпадать с территорией его широкого возделывания, а находиться от нее на значительных (несколько тысяч километров) расстояниях. Причем центры возникновения культурных растений, возделываемых в настоящее время на равнинах умеренных широт, оказываются в горных районах.

Стремясь поставить генетику и селекцию на службу народного хозяйства страны, Н.И. Вавилов и его соратники во время многочисленных экспедиций в 1926-1939 г.г. собрали коллекцию, насчитывающую около 250 тыс. образцов культурных растений. Как подчеркивал ученый, его интересовали преимущественно растения умеренных зон, поскольку огромные растительные богатства Южной Азии, Тропической Африки, Центральной Америки и Бразилии, к сожалению, лишь в ограниченном масштабе могут быть использованы в нашей стране.

Важным теоретическим обобщением исследований Н.И. Вавилова является разработанное им учение о гомологических рядах (от греч. homologos – соответственный). Согласно сформулированному им закону гомологических радов наследственной изменчивости, не только близкие в генетическом отношении виды, но и роды растений образуют гомологические ряды форм, т.е. в генетической изменчивости видов и родов существует определенный параллелизм. Близкие виды, благодаря большому сходству их генотипов (почти одинаковому набору генов) обладают сходной наследственной изменчивостью. Если все известные вариации признаков у хорошо изученного вида расположить в определенном порядке, то и у других родственных видов можно обнаружить почти все те же вариации изменчивости признаков. Например, приблизительно одинакова изменчивость остистости колоса у мягкой, твердой пшеницы и ячменя.

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости позволяет находить нужные признаки и варианты в почти бесконечном многообразии форм различных видов как культурных растений и домашних животных, так и их диких родичей. Он дает возможность успешно осуществлять поиск новых сортов культурных растений и пород домашних животных с теми или иными требуемыми признаками. В этом заключается огромное практическое значение закона для растениеводства, животноводства и селекции. Его роль в географии культурных растений сопоставима с ролью Периодической системы элементов Д.И. Менделеева в химии. Применяя закон гомологических рядов, можно установить центр происхождения растений по родственным видам со сходными признаками и формами, которые развиваются, вероятно, в одной и той же географической и экологической обстановке.

Для возникновения крупного очага происхождения культурных растений Н.И. Вавилов считал необходимым условием, кроме богатства дикорастущей флоры видами, пригодными для возделывания, наличие древней земледельческой цивилизации.

Центры происхождения культурных растений

по Н.И. Вавилову

Ученый Н.И. Вавилов пришел к выводу, что подавляющее большинство культурных растений связано с семью основными географическими центрами их происхождения: Южно-Азиатским тропическим, Восточно-Азиатским, Юго-Западноазиатским, Средиземноморским, Эфиопским, Центральноамериканским и Андийским (рис. 2). За пределами этих центров оказалась значительная территория, которая требовала дальнейшего изучения с целью выявления новых очагов окультуривания наиболее ценных представителей дикой

флоры. Последователи Н.И. Вавилова – А.И. Купцов и А.М. Жуковский продолжили исследования по изучению центров культурных растений (рис. 2). В конечном итоге число центров и охватываемая ими территория значительно пополнились. Приведем краткие характеристики каждого из центров.

Китайско-Японский. Мировое растениеводство обязано Восточной Азии происхождением многих культурных видов. Среди них – рис, многорядные и голозерные ячмени, просо, чумиза, голозерные овсы, фасоль, соя, редька, многие виды яблонь, груш и лука, абрикосы, очень ценные виды сливы, восточная хурма, возможно, апельсин, тутовое дерево, сахарный тростник китайский, чайное дерево, коротковолокнистый хлопчатник.

Индонезийско-Индокитайский. Это центр многих культурных растений – некоторых сортов риса, бананов, хлебного дерева, кокосовой и сахарной пальм, сахарного тростника, ямса, манильской пеньки, наиболее крупных и высокорослых видов бамбука и др.

Австралийский. Флора Австралии дала миру самые быстрорастущие древесные растений – эвкалипты и акации. Здесь выявлены также 9 дикорастущих видов хлопчатника, 21 вид дикорастущего табака и несколько видов риса. В целом флора этого континента бедно дикими съедобными растениями, особенно с сочными плодами. В настоящее время в растениеводстве Австралии почти полностью используются чужеземные по происхождению культурные растения.

Индостанский. Полуостров Индостан имел огромное значение в развитии растениеводства древних Египта, Шумера и Ассирии. Это родина шарозерной пшеницы, индийского подвида риса, некоторых сортов фасоли, баклажана, огурца, джута, сахарного тростника, конопли индийской и т.д. В горных лесах Гималаев обычны дикие виды яблони, чайного дерева и банана. Индо-Гангская равнина представляет собой огромную плантацию культурных растений мирового значения – риса, сахарного тростника, джута, арахиса, табака, чая, кофе, банана, ананаса, кокосовой пальмы, масличного льна и др. Деканское плоскогорье известно культурой апельсина и лимона.

Среднеазиатский. На территории центра – от Персидского залива, полуострова Индостан и Гималаев на юге до Каспийского и Аральского морей, оз. Балхаш на севере, включая Туранскую низменность, особое значение имеют плодовые деревья. С древних времен здесь возделывали абрикос, грецкий орех, фисташку, лох, миндаль, гранат, инжир, персик, виноград, дикие виды яблонь. Здесь же возникли некоторые сорта пшеницы, лука репчатого, первичные типы моркови и мелкосеменные формы бобовых (горох, чечевица, конские бобы). Древние жители Согдианы (современный Таджикистан) вывели высокосахаристые сорта абрикосов и винограда. Дикий абрикос и сейчас в изобилии растет в горах Средней Азии. Сорта дынь, выведенные в Средней Азии, - лучшие в мире, особенно чарджоуские, сохраняющиеся в подвешенном состоянии в течение года.

Переднеазиатский. В состав центра входят Закавказье, Малая Азия (кроме побережья), историческая область Западной Азии Палестина и Аравийский полуостров. Отсюда происходят пшеницы, двурядный ячмень, овес, первичная культура гороха, культурные формы льна и лука-порея, некоторые виды люцерны и дынь. Это первичный центр финиковой пальмы, родина айвы, алычи, сливы, черешни и кизила. Нигде в мире нет такого обилия видов диких пшениц. В Закавказье завершился процесс происхождения культурной ржи из сорно-полевой, засоряющей и сейчас посевы пшеницы. По мере продвижения пшеницы на север озимая рожь, как более зимостойкое и неприхотливое растение, стала чистой культурой.

Средиземноморский. Этот центр включает территорию Испании, Италии, Югославии, Греции и все северное побережье Африки. Западное и Восточное Средиземноморье – родина дикого винограда и первичный центр его культуры. Здесь эволюционировали пшеницы, бобовые, лен, овсы (в диком состоянии в Испании на песчаных почвах сохранился овес Avena strigosa со стойким иммунитетом к грибковым заболеваниям). В Средиземноморье началось окультуривание люпина, льна, клевера. Типичным элементом флоры стало оливковое дерево, ставшее культурой в древних Палестине и Египте.

Африканский. Для него характерно разнообразие природных условий от влажных вечнозеленых лесов до саванн и пустынь. В растениеводстве сначала использовались только местные виды, а затем уже занесенные из Америки и Азии. Африка – родина всех видов арбуза, центр возделывания риса и проса, ямса, некоторых видов кофе, масличной и финиковой пальм, хлопчатника и других культурных растений. Вызывает вопрос происхождение посудной тыквы кулебасы, возделываемой в Африке повсеместно, но неизвестной в диком состоянии. Особая роль в эволюции пшениц, ячменей и других хлебных растений принадлежит Эфиопии, на территории которой не было их диких предков. Все они были заимствованы земледельцами уже окультуренными из других центров.

Европейско-Сибирский. Он охватывает территорию всей Европы, кроме Пиренейского полуострова, Британских островов и зоны тундры, в Азии доходит до оз. Байкал. С ним связано возникновение культур сахарной свеклы, клеверов красного и белого, люцерн северной, желтой и синей. Главное значение центра заключается в том, что здесь были окультурены европейская и сибирская яблони, груша, черешня, лесной виноград, ежевика, земляника, смородина и крыжовник, дикие сородичи которых и сейчас обычны в местных лесах.

Центральноамериканский. Он занимает территорию Северной Америки, ограниченную северными границами Мексики, Калифорнией и Панамским перешейком. В древней Мексике развивалось интенсивное растениеводство с основой пищевой культурой кукурузой и некоторыми видами фасоли. Здесь же были окультурены тыква, батат, какао, перец, подсолнечник, топинамбир, махорка и агава. В наши дни в центре встречаются дикие виды картофеля.

Южно-Американский. Его основная территория сосредоточена в горной системе Анд с богатыми вулканическими почвами. Анды – родина древнеиндийских видов картофеля и различных видов томатов, культур арахиса, дынного дерева, хинного дерева, ананаса, каучуконоса гевеи, земляники чилийской и т.д. В древней Араукании был окультурен картофель (Solanum tuberosum), который, вероятно, происходит с острова Чилоэ. Ни перуанский, ни чилийский картофель неизвестны в диком состоянии и неизвестно их происхождение. В Южной Америке возникла культура длинноволокнистого хлопчатника. Здесь много диких видов табака.

Северо-Американский. Его территория совпадает с территорией США. Он особенно интересен прежде всего как центр большого числа видов дикого винограда, среди которых многие устойчивы к филлоксере и грибковым заболеваниям. В центре обитают свыше 50 дикорастущих травянистых видов подсолнечника и столько же видов люпина, около 15 видов сливы, были окультурены клюква крупноплодная и голубика высокорослая, первые плантации которых совсем недавно появились в Беларуси.

Проблема происхождения культурных растений – довольно сложная, так как иногда невозможно установить их родину и дикорастущих предков.

Г л а в а IV

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Почвенно-климатические различия внутри территориально ограниченных основных очагов древнего земледелия играли подчиненную роль в дифференциации здесь культурных растений. Распространяясь в широтных, долготных и высотных направлениях, культурные растения, не выходя даже из рамок отдельных культурно-этнических доменов, останавливались у своих агрономических пределов. Границ, за которыми затраты труда на их возделывание становились уже экономически нецелесообразными, вне зависимости от конкуренции других культур. Но экономические границы в ареалах отдельных возделываемых видов отражают в определенной мере и климатические условия. Отдельные культурные растения, будучи вне конкуренции или, наоборот, лишенными достаточной конкурентоспособности в одних климатических условиях, становятся менее или более продуктивными при захождении в другие.

культурных растений как наука. Цели, задачи, значение географии культурных растений в системе географических...