Причины школьной дезадаптации. Исторический экскурс Причины умственной отсталости

Школьная дезадаптация может случиться с каждым первоклассником. По мнению детских психологов, причина отставания в учебе ребенка – первоклассника – его дезадаптация к школьным условиям.

И помочь ребенку стать успешным в трудное время перехода от беззаботного детства к школьному обучению может только семья. Но многие родители, не имея педагогического образования, не знают, как правильно подготовить своего малыша. Что же такое дезадаптация школьника?

Школьная дезадаптация это комплекс проблем

При поступлении в первый класс ребенок должен отвыкать от прежних условий жизни и приспосабливаться к новым . Если родители и детский сад занимались подготовкой ребенка, то процесс идет благополучно и через пару месяцев первоклассник прекрасно себя чувствует рядом с учителями, ориентируется в школе, заводит в классе новых друзей. Однако часто бытовые проблемы не дают родителям уделять необходимое время ребенку.

И тогда бывает так, что ребенок:

  • боится идти в школу;
  • начинает часто болеть;
  • худеет, теряет аппетит, плохо спит;
  • в школе ведет себя замкнуто;
  • не обращается за помощью к педагогам школы;
  • может заблудиться в здании школы;
  • теряет навыки самообслуживания: не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники и т.д.
  • может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать и т.д;
  • не усваивает материал на уроках, невнимателен, рассеян или капризен.

Это признаки того, что у малыша наблюдается школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста.

Если вы вовремя не обратите внимания на эти признаки, ребенок в лучшем случае будет двоечником, в худшем – вам придется долго лечить его у невролога, а то и у психиатра.

Почему возникает школьная дезадаптация

Трудности привыкания ребенка к школе могут быть вызваны как особенностями его
личности, так и неправильным воспитанием в семье.

Причины школьной дезадаптации:

  • Ребенок не подготовлен к школе: не осознает важности перехода к обучению, не умеет прилагать волевые усилия для того, чтобы сосредоточиться на учебе. Про таких детей говорят: «ему бы все играть».
  • Часто болеет, имеет серьезные нарушения здоровья.
  • Нарушены процессы формирования мышления, внимания, памяти.
  • Имеет нарушения движений.
  • Неуравновешен, часты неоправданные перепады настроения.

Как проявляется школьная дезадаптация и что нужно делать для ее устранения?


Главная > Документ

Причины школьной дезадаптации

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систе-матического обучения. Остановимся на основных причинах, вызывающих у младшего школьника трудности адаптации к школьному обучению. 1) Это может быть несформированность «внутренней позиции школьни- ка», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослыми на новом уровне (Божович Л.И.). О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна данная проблема для шестилеток. У них чаще, чем у семилеток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориен-тированы на общепринятые формы поведения в школе. Нужно помочь ребенку, сталкивающемуся с такими трудностями, принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. 2) Слабое развитие произвольности - одна из основных причин неуспе-ваемости в первом классе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого воз-раста, а, с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе. Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б. Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры:

    умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно вос-принимаемому образцу.
Фактически эти параметры и являются тем нижним уровнем актуального развития произвольности, на который опирается обучение в первом классе. 3) Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации, позволяю-щей ему воспринимать и старательно выполнять учебные задания, приводит к трудностям адаптации в начале обучения. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достиже-ния. Н.И. Гуткина считает, что учебная мотивация обеспечивает необходимый уровень произвольности. 4) Ребенок, став учеником, вынужден подчиняться новым для него правилам школьной жизни, что, в свою очередь, приводит к повышению психологического напряжения. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на перво- классника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Успешность такой адаптации во многом зависит от сформированности «внутренней позиции школьника» и учебной мотивации. 5) Общение с учителем может представлять трудность для ребенка. Именно в сфере общения ребенка со взрослым к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Если попытаться обозначить их одним словом, то это будет произвольность. К началу обучения в школе в общении со взрослым дети становятся способными опираться не наличный ситуативный опыт, а на все то содержание, которое создает контекст общения, понимание позиции взрослого и смысла вопросов учителя. Именно эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи -одно-го из важнейших компонентов учебной деятельности. Что значит «уметь принимать учебную задачу»? Это способность ребенка выделить вопрос-проблему, подчинить ей свои действия и опираться не на личную интуицию, а на те логические смысловые отношения, которые отражены в условиях задачи. В противном случае дети не смогут решать задачи не в силу отсутствия у них умения и на-выков или интеллектуальной недостаточности, а по причине недоразвитости их общения со взрослыми. Они будут либо хаотично действовать, например, с предложенными числами, либо подменять учебную задачу ситуацией пря-мого общения со взрослым. Педагоги, работающие в первом классе, должны понимать, что произвольность в общении со взрослым необходима детям для принятия учебной задачи. 6) Трудности адаптации к школьной жизни, к систематическому обучению могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимо- действию с другими детьми. Психические функции сначала складываются в коллективе в виде отношений детей, а затем становятся функциями психики индивида. Только соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Общение со сверстником теснейшим образом связано с таким важнейшим элементом учебной деятельности, как учебное действие. Овладение учебными действиями дает ребенку возможность усваивать общий способ решения целой категории задач. Дети, не владеющие общим способом, как правило, могут решать только одинаковые по содержанию задачи. Уста-новлено, что усвоение общих способов действия требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, требует внутренней смены по-зиции, объективного отношения к действиям других участников совместной работы, то есть коллективной деятельности. Обычно трудности в общении со сверстниками возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье. Если у таких малышей не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для ребенка часто становится стрессом измене-ние ситуации, когда он осознает, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения ему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать его в качестве лидера, не собираются уступать ему.
    Трудности детей на первых порах обучения в школе могут быть связаны со специфическим отношением к себе, своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Для того чтобы ребенок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями. Завышенные требования со стороны родителей отрицательно вли-яют на адаптацию ребенка к школе. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются родителями как неудача. Реальные достижения не учи-тываются, оцениваются низко. В результате у младшего школьника растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраи-вают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют ребенка. Это приводит к еще большему торможению развития. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья и уровнем физиологического развития. Организм должен быть функционально готов, то есть развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды.
Соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания и стоящие на учете у разных специалистов, начинают болеть уже в первый ме-сяц обучения, не выдерживая школьную нагрузку. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Число детей, не способных на должном уровне усвоить учебную программу, колеблется от 15 до 40%. Они имеют много пропусков и долго восстанавливаются после болезни. У этих детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Трудности с адаптацией возникают у детей с синдромом дефицита внима- ния (гиперактивных). Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Леворукие дети (10% От общего числа) плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Для них характерны: иска-жение формы, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв при письме, сниженная способность зрительно-двигательной координации. Первые месяцы обучения детей в школе характеризуются повышенной эмоциональной напряженностью. Поэтому для детей с нарушениями эмоцио- нально-волевой сферы этот период будет представлять серьезную опасность для здоровья. Это агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, замкнутые дети. Неумение младшего школьника понимать свое и чужое эмоциональное состояние, контролировать свои эмоции и управлять пове-дением, приемлемыми способами выражать свои чувства, конструктивно решать возникающие на жизненном пути проблемы, конфликтные ситуации - все это может привести к трудностям в эмоциональном и коммуникативном развитии, к ухудшению психологического и психического здоровья. В семьях, где часто бывают конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, так как семья не способна удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви. Как следствие - общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые труд-ности автоматически переносятся на школьную жизнь. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов, отрицательно влияет и на учебную деятельность, и на отношения со сверстниками. Общие рекомендации по адаптации первоклассников В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым от-ношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако, говоря об адаптации как процессе, нужно помнить о двух его сторонах. С одной стороны, человек - это объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе - значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником - послушным, старательным, неконфликтным. С другой стороны, адаптация подразумевает не только приспособление, но и создание условий для последующего развития. Тогда получается, что адап-тировать ребенка - это приспособить его к развитию. В этом случае ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него сфор-мированы психологические свойства и умения, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, у него сформирована способность раз-виваться в этой среде, реализовать свои потребности, не входя в противоречие со средой. Школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому педагоги и психологи, адаптируя ребенка к школьной жизни, должны помнить о создании условий для последующего полноценного развития младшего школьника. Классный руководитель реализует программу адаптации первоклассников к школьному обучению, учитывая результаты диагностики в процессе воспи-тания и обучения. Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
    как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события и др.; начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелатель-ную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми; дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться; обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации; использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неус-пеха.
Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения также являются: оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школь-
ной жизни и себя в роли учеников; приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Для улучшения самочувствия детей в период адаптации к школе желательно, чтобы администрация учебного заведения обеспечила выполнение следующих условий:
    Фиксированный объем домашних заданий.
    Вынесение на дом только тех заданий, которые ребенок может выполнить самостоятельно. Обязательные дополнительные прогулки на свежем воздухе в группе продленного дня. Спортивные секции и кружки во второй половине дня, способствующие смене деятельности детей.
Эти и другие подобные меры, при полноценном (двух- или трехразовом) питании, будут способствовать хорошей адаптации детей к условиям школь-ного обучения. Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации перво-классников к обучению в школе, таковы:
    адекватность поведения; вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса;
    проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к об-щению со сверстниками и взрослыми;
    терпимое, спокойное отношение к временным неудачам;
способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.
Нужно также постоянно контролировать состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки - это один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к системати-ческому обучению. Программа по созданию условий для адаптации первоклассников Процесс адаптации первоклассников будет протекать значительно легче при специально организованной администрацией учебного заведения и классным руководителем психолого-педагогической работе, в которой задействованы все субъекты образовательно-воспитательного процесса. Работа сотрудников учебного заведения по адаптации первоклассников к школе должна быть системной, комплексной; все участники этого процесса (включая родителей учащихся) тесно взаимодействуют между собой, принимают общие решения, разрабатывают диагностические и коррекционные мероприятия. Целью программы по адаптации первоклассников к процессу обучения является создание наиболее оптимальных условий для безболезненного вхож-дения учащихся в школьную жизнь. Задачи:
    проведение диагностики учащихся и их семей с целью определения готовности будущих первоклассников к школьному обучению (проводят школьный психолог и классный руководитель, при ведущей роли школьного психолога); проведение воспитательно-информационных мероприятий для учащихся (классный руководитель, школьный психолог); оказание индивидуальной помощи каждому ребенку и его родителям по данным диагностики (школьный психолог и классный руководитель, при ведущей роли школьного психолога); проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей (классный руководитель, школьный психолог); проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению педагогов (школьный психолог); координирование действий всех специалистов, работающих в школе, для решения задач адаптации первоклассников (администрация, завуч начальной школы, классный руководитель).
Предшкольный период (от записи в школу до 1 сентября)
Субъект деятельности Содержание деятельности Мероприятия
Классный руководитель Знакомство с будущими учащимися
и их родителями Проведение педагогической диагностики
готовности детей к школе, прогноз школьных трудностей Проведение психолого-педагогического
анкетирования родителей Изучение медицинских документов,
составление справки о состоянии здоровья детей Первичное составление индивидуальных
характеристик учащихся и их семей
Диагностика

родителей Консультации
для родителей
Школьный психолог Проведение диагностики
психологической готовности детей
к школе, особенностей личностного
развития; прогноз школьных трудностей Изучение медицинских документов Проведение консультаций
по результатам диагностики,
рекомендации родителям по обращению
к логопеду, неврологу, психиатру Составление протоколов
диагностики детей Ведение журнала консультаций
для родителей дошкольников
Диагностика
будущих учащихся Анкетирование
родителей Консультации
для родителей
Обсуждение результатов первичного знакомства
и психолого-педагогической диагностики детей Выявление детей группы риска по адаптации к учебной деятельности Разработка плана работы по адаптации первоклассников на I четверть
Мини-педсовет с участием педаго-гов, школьного психолога, школьного врача Родительское
собрание «Как
подготовить ребенка
к школьному
обучению»

Первая четверть

Субъект деятельности Содержание деятельности Мероприятия
Классный руководитель
обучения, во внеклассной деятельности Уточнение готовности к школьному
обучению Учет посещения детьми занятий
и динамики их поведения Уточнение индивидуальных
характеристик учащихся и их семей Проведение мероприятий по ознакомле-нию детей с правилами поведения в школе,
на уроке, на перемене, с распорядком
учебного дня, с условиями классной комнаты и школы и др. Изучение с учащимися Декларации
прав и обязанностей школьника Проведение консультаций для педагогов
и родителей по протеканию адаптации
Классные часы:
«Правила поведения
в школе и на уроке»,
«Распорядок дня»,
«Я теперь школьник: мои права и обязанности», «Мои одноклассники: познакомимся друг с другом» и др. Часы отдыха:
«Играем на перемене
и после уроков»;
игра-путешествие
«В страну знаний» Праздник
«Посвящение в ученики» Дни открытых дверей
для родителей Консультации
для родителей
Школьный психолог Наблюдение за учащимися в процессе
обучения, во внеклассной деятельности Уточнение данных диагностики
психологической готовности детей к школе,
особенностей личностного развития,
прогноз школьных трудностей Организация и проведение занятий с учащимися по программе сопровождения адаптации (со 2-й недели сентября) Формирование коррекционно-
развивающих групп на основе данных
диагностики и наблюдений за детьми Консультации для педагогов и родителей по протеканию адаптации Ведение журнала консультаций
для родителей
Диагностика учащихся Занятия по программе
адаптации Занятия в коррекционно-развивающей группе для проблемных учащихся Консультации
для педагогови родителей
Совместная деятельность классного руководителя, школьногопсихолога Составление плана индивидуальной
психолого-педагогической работы с проблемными учащимися Организация индивидуального
психолого-педагогического
сопровождения ребенка с учетом его потенциальных возможностей Патронаж семьи, выработка плана
совместной деятельности по вопросам
развития и воспитания ребенка Разработка методических
рекомендаций для родителей,
подбор книг для выставки
психолого-педагогической литературы Предварительное подведение итогов
протекания адаптации в конце четверти
Родительское собрание
«Доброе начало» (в начале четверти) Родительское собрание
«Итоги первой четверти»
(в конце четверти) Выставка психолого-
педагогической
литературы для родителей Стенд для родителей
Далее на протяжении учебного года - во второй, третьей и четвертой четвертях - работа по адаптации первоклассников ведется по индивидуальным планам с теми учащимися, которые имеют серьезные проблемы в обучении, поведении, психоэмоциональном и физическом состоянии. И школьный пси-холог, и классный руководитель проводят консультации для родителей таких учащихся. Психолог проводит коррекционно-развивающие занятия для этих детей. В конце полугодия на мини-педсовете подводятся предварительные итоги протекания адаптации. В конце четвертой четверти школьный психолог проводит диагностику по определению уровня актуального развития у учащихся с тяжелыми проблемами адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК). Для родителей органи-зуются консультации по результатам диагностики, родители информируются о необходимости обследования их ребенка на ПМПК.

Савёнышева Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №254 Санкт-Петербурга

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, так как резко изменяется привычный образ жизни ребенка и усиливаются требования, предъявляемые со стороны родителей и учителей. В связи с этим могут возникнуть адаптационные затруднения. Период адаптации в школе обычно составляет от 2 до 3 месяцев. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Неудачи в учебной деятельности, плохие отношения со сверстниками, негативные оценки со стороны значимых взрослых приводят к напряженному состоянию нервной системы, у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность, что и ведет к школьной дезадаптации. В последние годы значительное внимание уделяется анализу дезадаптации, возникающей у детей в связи с началом школьного обучения. Эта проблема привлекает к себе внимание, как врачей, так и психологов и педагогов.

В данной статье мы рассмотрим собственно понятие дезадаптации, её причины, типы и основные проявления; подробно раскроем клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации, предложим методика определения уровня дезадаптации первоклассника; определим направление и содержание коррекционной работы.

Понятие дезадаптации.

Проблема дезадаптации давно исследуется в педагогике, психологии и социальной педагогике, но в качестве научного понятия "школьная дезадаптация" пока не имеет однозначного толкования. Остановимся на точке зрения, которая рассматривает школьную дезадаптацию как вполне самостоятельный феномен.

Вроно М.Ш «Под школьной дезадаптацией (ШД) понимают нарушения приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами» (1984).

Северный А.А., Иовчук Н.М. «ШД - это невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» (1995).

С.А. Беличева «Школьная дезадаптация - это совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным» .

Можно пользоваться и таким определением:

Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.

Определены периоды обучения, в которые школьная дезадаптация регистрируется наиболее часто:

Начало обучения в школе (1-й класс);

Переход из младшей школы в среднюю (5-й класс);

Окончание средней школы (7-й - 9-й классы).

По Л.С. Выготскому временные границы возрастных «кризов» сопоставимы с двумя периодами обучения (1-й класс и 7-й - 8-й классы), «…в которые преимущественно наблюдается школьная несостоятельность, а увеличение количества не справившихся с обучением в 5-м классе обусловлено, по-видимому, не столько онтогенетически-кризисным, столько психогенным («смена жизненного стериотипа») и прочими причинами».

Причины школьной дезадаптации.

Независимо от определения выявляют основные причины школьной дезадаптации.

  1. Общий уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья, развитие психических функций. По психофизиологическим характеристикам ребенок может быть просто не готов к обучению в школе.
  2. Особенности семейного воспитания. Это и отвержение ребенка родителями и гиперопека ребенка. Первое влечет за собой негативное отношение ребенка к школе, непринятие норм и правил поведения в коллективе, второе - неприспособленность ребенка к школьным нагрузкам, непринятие режимных моментов.
  3. Специфика организации учебного процесса, не учитывающего индивидуальные различия детей и авторитарный стиль современной педагогики.
  4. Интенсивность учебных нагрузок и сложность современных образовательных программ.
  5. Самооценка младшего школьника и стиль взаимоотношений с близкими значимыми взрослыми.

Типы школьной дезадаптации

В настоящее время рассматриваются три основных типа проявления ШД:

1. Когнитивный компонент ШД. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка (хроническая неуспеваемость, недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков).

2. Эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД. Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогами, а также перспективам, связанным с учебой.

3. Поведенческий компонент ШД. Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (конфликтность, агрессивность).

У большинства детей, имеющих школьную дезадаптацию, достаточно четко могут быть прослежены все три приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений школьной дезадаптации того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапов личностного развития, а с другой - от причин, лежащих в основе формирования школьной дезадаптации.

Основные проявления школьной дезадаптации

Школьная дезадаптация у ребенка имеет ряд проявлений. Одно или совокупность их дает тревожный сигнал родителям и педагогам.

1.Неуспешность в обучении, отставание от школьной программы по одному или нескольким предметам.

2.Общая тревожность в школе, боязнь проверки знаний, публичного выступления и оценивания, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность, растерянность при ответах.

3. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками: агрессия, отчужденность, повышенная возбудимость и конфликтность.

4.Нарушения во взаимоотношениях с учителями, нарушения дисциплины и неподчинение школьным нормам.

5. Личностные нарушения (чувство собственной неполноценности, упрямство, страхи, сверхчувствительность, лживость, уединенность, угрюмость).

6. Неадекватная самооценка. При высокой самооценке - стремление к лидерству, обидчивость, высокий уровень притязаний одновременно с неуверенностью в себе, уклонение от трудностей. При низкой самооценке: нерешительность, конформизм, безынициативность, несамостоятельность.

Любое проявление ставит ребенка в тяжелые условия и, как следствие, ребенок начинает отставать от своих сверстников, его талант не может раскрыться, нарушается процесс социализации. Зачастую в таких условиях закладывается фундамент будущих "трудных" подростков.

Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации.

Причины ШД изучали путем неврологического и нейропсихологического обследования.

Одним из основных факторов, способствующих формированию ШД, являются нарушения функций ЦНС (центральной нервной системы), возникающие вследствие различных неблагоприятных воздействий на развивающийся мозг. В ходе неврологического обследования проводили беседы с ребенком и его родителями, анализ патологии во время беременности и родов у матери ребенка, характер его раннего психомоторного развития, сведения о перенесенных им заболеваниях, изучение данных поликлинических карт. Во время нейропсихологического обследования у детей оценивали общий уровень интеллектуального развития и степень сформированности высших психических функций: речи, памяти, мышления. В основе нейропсихологического исследования лежала методика А.Р.Лурии, адаптированная для детского возраста.

Согласно результатам проведенного обследования выявили следующие причины ШД:

1.Наиболее распространенной причиной ШД оказались минимальные мозговые дисфункции (ММД) и дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).

2. Неврозы и невротические реакции. Ведущими причинами невротических страхов, различных форм навязчивостей, соматовегетативных нарушений, острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками.

3. Неврологические заболевания, в том числе с мигренью, эпилепсией, детским церебральным параличом, наследственными заболеваниями, перенесенный менингит.

4. Дети, страдающие психическими заболеваниями, в том числе умственной отсталостью (особое место среди первоклассников, которая не была диагностирована в дошкольном возрасте), аффективными расстройствами, шизофренией.

Проведенное исследование показало высокую информативность комплексного неврологического и нейропсихологического исследований в объективизации причин школьной дезадаптации. Не вызывает сомнения, что основная часть детей, имеющих ШД, нуждается в наблюдении и лечении у невролога. Лечение ММД и СДВГ, являющихся самой частой причиной ШД, должно проводиться в комплексе и быть комплексным и обязательно включать методы психотерапии и психолого-педагогической коррекции.

Психологическая дезадаптация.

Существует проблема психологической дезадаптации. Она связана с особенностями организации психических процессов ребенка. В условии урока ребенок оказывается в ситуации дезадаптации, так как успешное выполнение заданий происходит у ребенка только в тех условиях выполнения, к которым адаптирована его психика. На уроке такие дети чувствуют себя плохо, так как они не готовы к усвоению знаний в условиях обычного урока, а предъявляемые требования он не в состоянии выполнять.

Рассмотрев положения Л.С. Выготского «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли... За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» можно рассмотреть и процесс формирования подобных психологических проблем детей. Психика ребенка адаптируется к существующему типу взаимодействия со взрослыми (прежде всего с родителями), т.е. произвольные психические процесс ребенка так организуются, чтобы обеспечивать успешное выполнение его деятельности именно в условиях существующих социальных взаимоотношений.

Психологические проблемы дезадаптации ребенка могут сформировать и способствовать любые индивидуальные занятия с ним, если методика их проведения существенно отличается от урочных.

Для повышения эффективности обучения ориентир только на индивидуальные особенности его личности (внимание, усидчивость, утомляемость, своевременные замечания, привлечение внимания, помощь в организации ребенку организоваться и т.д.). Психика ребенка адаптируется к подобному процессу обучения и в условиях массового обучения в классе ребенок не может самостоятельно организовывать себя и нуждается в постоянной поддержке.

Гиперопека и постоянный контроль родителей при выполнении домашних заданий нередко приводят к психологической дезадаптации. Психика ребенка адаптировалась к такой постоянной помощи и дезадаптировалась по отношению к урочным взаимоотношениям с учителем.

Важную роль играет обеспечение комфортности обучения.С точки зрения психологов, комфорт - это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате его взаимодействия с внутренней средой. Педагоги считают комфорт характеристикой организации внутришкольной среды и образовательной деятельности школьника в результате реализации его способностей и возможностей, удовлетворения от учебной деятельности, полноценное общение с учителем и ровесниками. В психологическом педагогическом процессе у всех его участников возникают положительные эмоции, которые становятся движущей силой поведения ученика и благоприятно влияют на учебную среду и коммуникативное поведение ребенка. Если же эмоция неприятия постоянна для первоклассника, то у него формируется стойкая дезаптация к школьной жизни в целом..

Психологическая дезадаптация детей может сформироваться при групповых занятиях, если на занятиях слишком много игровых моментов, они полностью построены на интересе ребенка, позволение слишком вольного поведения и др. У выпускников логопедических детских садов, дошкольных учреждений, занимающихся по методикам Марии Монтессори, «Радуга». Эти дети имеют лучшую подготовку, но практически все из них испытывают проблемы в адаптации к школе, и вызвано это прежде всего их психологическими проблемами. Эти проблемы сформированы так называемыми льготными условиями обучения - обучению в классе с малой численностью учащихся. Они привыкли к повышенному вниманию педагога, ждут индивидуальной помощи, практически не способны самоорганизовываться и ориентироваться на учебный процесс. Можно сделать вывод, что если для обучения детей на какой-то период им создаются льготные условия, то происходит их психологическая дезадаптация к обычным условиям обучения.

Детям, находящимся в ситуации психологической дезадаптации необходима помощь родителей, учителя и психолога.

Методика определения уровня дезадаптации.

Современные психологи предлагают различные методики определения уровня дезадаптации первоклассников. Одним из интереснейших опросников предлагает методика Л.М.Ковалевой и Н.Н.Тарасенко, адресованная учителям начальной школы. Опросник помогает систематизировать представления о ребенке, начинающем учиться в школе. Он состоит из 46 утверждений, 45 из которых касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, а один - участия родителей в воспитании.

Вопросы опросника:

  1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
  2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками.
  3. Ученик не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (дни недели, сказки и т.д.)
  4. У первоклассника плохо развиты мелкие мышцы рук (испытывает трудности при письме)
  5. Ученик пишет правой рукой, но со слов родителей переученный левша.
  6. Первоклассник пишет левой рукой.
  7. Часто бесцельно двигает руками.
  8. Часто моргает.
  9. Ребенок сосет пальцы или ручку.
  10. Ученик иногда заикается.
  11. Грызет ногти.
  12. У ребенка маленький рост и хрупкое телосложение.
  13. Ребенок явно «домашний», любит когда его гладят, обнимают, нуждается в доброжелательной обстановке.
  14. Ученик очень любит играть, играет даже на уроках.
  15. Складывается впечатление, что ребенок младше других, хотя по возрасту их ровесник.
  16. Речь инфантильна, напоминает речь 4*5 летнего ребенка.
  17. Ученик чрезмерно беспокоен на уроке.
  18. Ребенок быстро примирятся с неудачами.
  19. Любит шумные, подвижные игры на перемене.
  20. Не может долго сосредотачиваться на одном задании. Всегда старается сделать все побыстрее, не заботясь о качестве.
  21. После физпаузы или интересной игры ребенка невозможно настроить на серьезную работу.
  22. Ученик долго переживает неудачи.
  23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, то он может ответить хорошо.
  24. Очень долго выполняет любое задание.
  25. Домашние задания выполняет намного лучше классных работ (очень существенная разница по сравнению с другими детьми).
  26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
  27. Ребенок часто не может повторить за учителем самый простой материал, хотя демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (знает марки машин, но не может повторить простое правило).
  28. Первоклассник требует к себе постоянное внимание со стороны учителя. Почти все делает после персонального обращения «Пиши!»
  29. Допускает много ошибок при списывании.
  30. Чтобы отвлечься от задания, достаточно малейшей причины (скрипнула дверь, что-то упало и т.д.)
  31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
  32. Ученик никогда ничего не сделает сверх положенного минимума, не стремиться что-то узнать, рассказать.
  33. Родители жалуются, что с трудом усаживают ребенка за уроки.
  34. Такое впечатление, что на уроках ребенку плохо, он оживает только на переменах.
  35. К выполнению заданий ребенок не любит прилагать никаких усилий. Если что-то не получается, бросает, находит себе оправдания (болит живот).
  36. У ребенка не совсем здоровый вид (худенький, бледный).
  37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
  38. Если что-то не получается, то ребенок раздражается, плачет.
  39. Ученик плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем отключиться, бросить работу.
  40. Первоклассник часто жалуется на головную боль, на усталость.
  41. Ребенок почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно и требует сообразительности.
  42. Ответ ученика становиться лучше, если есть опора на внешние объекты (считает пальцы и т.д.).
  43. После объяснения учителем не может выполнить аналогичное задание.
  44. Ребенок затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
  45. Первоклассник часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
  46. Такое впечатление, что ученику трудно понять объяснение так как основные понятия и навыки у него не сформированы.

По данной методике учитель заполняет бланк ответов, в котором вычеркиваются номера фрагментов поведения, характерных для конкретного ребенка.

№ вопроса

аббревиатура фактора поведения

расшифровка

родительское отношение

неготовность к школе

леворукость

7,8,9,10,11

невротические симптомы

инфантилизм

гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность

инертность нервной системы

недостаточная произвольность психических функций

низкая мотивация учебной деятельности

астенический синдром

41,42,43,44,45,46

нарушение интеллектуальной деятельности

При обработке вычеркнутый номер слева - 1 балл, справа - 2 балла. Максимальная сумма - 70 баллов. Коэффициент дезадаптации рассчитывается по формуле: К=n/ 70 х 100, где n- количество баллов первоклассника. Анализ полученных результатов:

0-14 - соответствует нормальной адаптации первоклассника

15-30 - свидетельствует о средней степени дезадаптации.

Выше 30 - указывает на серьезную степень дезадаптации. При показателе выше 40 ученик, как правило, нуждается в консультации психоневролога.

Коррекционная работа.

Научные исследования показали, что в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых воникают трудности в период адаптации. Как помочь этим детям? Как построить коррекционную работу с дезадаптированными детьми? Для решения проблемы школьной дезадаптации ребенка в социально-педагогическую деятельность должны включиться и родитель, и психолог, и учитель.

Психолог , исходя из выявленных конкретных проблем ребенка составляет индивидуальные рекомендации по коррекционной работе с ним.

Родителям необходимо соблюдать контроль за усвоением им учебного материала и индивидуальное объяснение дома того, что ребенок упустил на уроках, так как психологическая дезадаптация проявляется прежде всего в том, что ребенок не может эффективно усваивать учебный материал на уроке, поэтому, пока его психика не адаптировалась к условиям урока, важно не допустить его педагогического отставания.

Учитель создает ситуацию успеха на уроке, комфортность в ситуации урока, помогает организовать в классе личностно-ориентированный подход. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Необходимо создание доверительной, искренней эмоциональной обстановки в классе.

В обеспечение комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса - учителя и родители. Личностные качества педагога, сохранение тесных эмоциональных контактов детей с близкими взрослыми, дружелюбное конструктивное взаимодействие педагога и родителей - залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве - в школе.

Сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у ребенка. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим.

1. Уделять ребенку больше внимания: наблюдать, играть, советовать, но меньше воспитывать.

2. Устранять недостаточную подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика -следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя). Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.

3. Завышенные ожидания родителей формируют низкую самооценку, неуверенность в себе. У ребенка возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность, а это путь к хронической неуспешности, к торможению развития. Любой реальный успех должен быть оценен искренне и без иронии родителями.

4. Не сравнивать посредственные результаты ребенка с достижениями других, более успешных, учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.

5. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.). В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

6. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя: если ты научился делать это хорошо, то постепенно научишься всему остальному.

7. Помнить, что любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение ребенка.

Заключение.

Адаптацияк школе - многоплановый процесс. ШД — весьма распространенное явление среди учащихся начальных классов. В случае успешной адаптации к школе ведущей деятельностью младшего школьника постепенно становится учебная, пришедшая на смену игровой. В случае дезадаптации ребенок оказывается в дискомфортном состоянии, он буквально исключает себя из учебного процесса, испытывает отрицательные эмоции, блокирует познавательную активность, и, в итоге, тормозит его развитие.

Поэтому, одной из основных задач по обеспечению благополучного протекания адаптационного периода ребенка для учителя является обеспечение преемственности в развитии умений, навыков и способов деятельности, проведения анализа сформированных умений и определения, в случае необходимости, необходимых путей коррекции.

При правильном определении конкретных индивидуальных проблем дезадаптированного ребенка и совместных усилий психолога, учителя и родителей, изменения у ребенка обязательно происходят и он действительно начинает адаптироваться к условиям обучения в школе.

Самый важный результат помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя). Когда учеба приносит детям радость, тогда школа не является проблемой.

Глоссарий.

7. Гиперкинетический синдром — расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения.

Литература.

  1. Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников / Педиатрия, 1983, № 5.
  2. Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6 томах.- М.,1984. Т.4: Детская психология.
  3. Вострокнутов Н.В., Романов A.A. Социально- психологическая помощь трудновоспитуемым детям с проблемами развития и поведения: принципы и средства, игровые методы коррекции: Метод, рекоменд.- М., 1998.
  4. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
  5. Журнал «Начальная школа, № 8, 2005
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М.: НПО «Образование», 1996,- 160с.