Рябов и м лауреат ленинской премии. Ленинская премия

Ле́нинские пре́мии — в СССР одна из высших форм поощрения граждан за наиболее крупные достижения в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры.

Рассмотрение работ, представленных на соискание Ленинской премии, и принятие решений о присуждении премий производилось комитетами по Ленинским и Государственным премиям СССР при Совете Министров СССР. Постановления ЦК КПСС и Советов Министров СССР о присуждении Ленинской премии публиковались в печати ко дню рождения В. И. Ленина. Лицам, получившим Ленинскую премию, присваивалось звание «Лауреат Ленинской премии», вручался диплом, почётный знак и удостоверение. Повторно Ленинские премии не присуждались

Лауреаты в области литературы:

* Джалиль, Муса Мустафович (посмертно) — поэт, за цикл стихов «Моабитская тетрадь».
* Леонов, Леонид Максимович — писатель, за роман «Русский лес».

* Ауэзов, Мухтар Омарханович — драматург, за эпопею «Путь Абая».

1. Рыльский, Максим Фаддеевич — за стихотворные сборники «Далёкие небосклоны» (1959) и «Розы и виноград» (1957)
2. Турсун-Заде, Мирзо — за поэмы «Хасан-арбакеш» (1954), «Лунный свет» (1957) и цикл стихотворений «Голос Азии» (1956)
3. Шолохов, Михаил Александрович — за роман «Поднятая целина» (1932—1960)

* Смуул, Юхан — писатель, за книгу «Ледовая книга».
* Стельмах, Михаил Афанасьевич — писатель, за романы «Кровь людская — не водица», «Большая родня», «Хлеб и Соль».
* Твардовский, Александр Трифонович — поэт, за поэму «За далью — даль».

* Петрусь Бровка — белорусский писатель, поэт, за сборник «А дни идут…».
* Чуковский, Корней Иванович — писатель, за книгу «Мастерство Некрасова».

* Маршак, Самуил Яковлевич — поэт, за книгу стихов «Избранная лирика».

* Гончар, Олесь (Александр Терентьевич) — писатель, за роман «Тронка».
* Шаблиовский, Евгений Степанович — литературовед, за книгу «Т. Г. Шевченко и русские революционные демократы. 1858—1861»

* Светлов, Михаил Аркадьевич (посмертно) — поэт, драматург.

* Гафур Гулям (посмертно) — поэт.
* Михалков, Сергей Владимирович — литератор.

1. Мележ, Иван Павлович — за романы «Люди на болоте» (1961) и «Дыхание грозы» (1965)
2. Шагинян, Мариэтта Сергеевна — за книги о В. И. Ленине: «Рождение сына» («Семья Ульяновых») (1938, 1957), «Первая всероссийская» (1965), «Билет по истории» (1937), «Четыре урока у Ленина» (1968)
3. Барто, Агния Львовна — за книгу стихов «За цветами в зимний лес» (1970). (Премия за произведения литературы и искусства для детей)

1. Симонов, Константин (Кирилл) Михайлович — за трилогию «Живые и мёртвые» («Живые и мёртвые» (1955—1959), «Солдатами не рождаются» (1960—1964), «Последнее лето» (1965—1970))

1. Авижюс, Йонас Казис — за роман «Потерянный кров» (1970)
2. Марков, Георгий Мокеевич — за роман «Сибирь» (1969—1973)

Максим Танк (Скурко Евгений Иванович) — за книгу стихов «Нарочанскиt сосны» (1977)
. Чаковский, Александр Борисович — за роман «Блокада» (1968—1975)

* Брежнев, Леонид Ильич, Генеральный секретарь ЦК КПСС, — за трилогию «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», «за неустанную борьбу за мир»

1. Думбадзе, Нодар Владимирович — за роман «Закон вечности» (1978)
2. Исаев, Егор Александрович — за поэтичекую дилогию «Суд памяти» (1962), «Даль памяти» (1976—1977)

1. Бажан Микола (Николай Платонович) — за книгу стихов «Знаки» (1979)

1. Карим, Мустай (Каримов Мустафа Сафич) — за повесть «Долгое-долгое детство» (1974—1978) и трагедию «Не бросай огонь, Прометей!» (1976)

1. Быков, Василий Владимирович — за повесть «Знак беды» (1982)
2. Васильев, Иван Афанасьевич — за книгу очерков «Допуск на инициативу» (1983), очерки «Хвала дому своему», «Возвращение к земле» (1984), «Письма из деревни». (Премия за произведения художественной публицистики)

1. Кулиев, Кайсын Шуваевич (посмертно) — за выдающийся вклад в советскую литературу, художественное своеобразие и развитие народных традиций в духовной жизни социалистического общества

Шестьдесят лет назад, 15 августа 1956 года, была учреждена главная премия страны Советов..

Фотохроника ТАСС/Сергей Лоскутов

Отношение к премиям разного ранга в России, да и, пожалуй, всюду в мире, не отличается только восторгами и упоением. Всегда находятся те, кто считает: та или иная премия присуждена тому-то и тому-то незаслуженно. Впрочем, как утверждают знающие люди, комиссии по премиям на всех концах планеты, как правило, хоть и латентно, стараются сохранить некий баланс интересов.

Главную премию Союза Советских Социалистических Республик учредили 60 лет назад, 15 августа 1956 года. Хотя правильнее сказать: не учредили, а восстановили (или реанимировали), ведь премию имени Ленина в первом мире государстве рабочих и крестьян ввели еще 23 июня 1925 года совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б). В то время она была настоящим прорывом, ведь еще каких-нибудь год-два назад престижными поощрениями считались отрез сукна, ситца или штапеля (в РККА – красные революционные шаровары), сапоги и другие предметы повседневного быта.

Премия имени Ленина впервые за всю историю советской страны стала высшим знаком отличия, ведь к тому времени в ней из всех государственных наград существовала только одна – орден Боевого Красного Знамени.

Ленинская премия образца 1925 года, помимо почета и уважения, предусматривала денежное вознаграждение. Его сумма в разных документах – разная: от двух до пяти тысяч рублей. Видимо, не было фиксированного официального размера денежной "наполняемости" звания лауреата.

Деньги по тем временам не большие, а очень большие, если, особенно, учесть, что средняя зарплата в СССР в 1925 году составила 46,4 рубля, в 1926 – 52,5, в 1927 – 56 рублей в месяц.

Цены же на основной набор потребления гражданина станы, строящего социализм, не были низкими.

Сколько что стоило (цена за килограмм):

  • 20 копеек – хлеб;
  • 6 копеек – ржаная мука;
  • 30 копеек – перловая крупа;
  • 45 копеек – сельдь;
  • 1 рубль 56 копеек – сливочное топленое масло;
  • 85 копеек – вареная колбаса;
  • 3 рубля 20 копеек – чай в кирпиче (исключительное ноу-хау советской пищевой промышленности – прессованные отходы чаеразвесочных производств).
  • К грамоте и денежному сопровождению лауреату премии имени Ленина по его желанию выделялся участок земли в ближнем Подмосковье, на котором за свой счет он мог построить дачный дом.

    Особо следует обратить внимание на мотивационную формулировку первых Ленинских премий. В Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) говорится, что они присуждаются лишь за научные труды и "в целях поощрения научной деятельности в направлении, наиболее близком идеям В.И. Ленина, а именно в направлении тесной связи науки и жизни".

    Называть лауреатов решили под день рождения вождя Владимира Ульянова (Ленина) – к 22 апреля каждого года.

    Фото: Фотохроника ТАСС/Владимир Мусаэльян

    Лауреаты первой премии в 1926 году:

  • Николай Вавилов – один из создателей русской школы генетики и селекции растений. В конце 1930-х, когда генетику признали лже-наукой, брошен в застенки Лубянки, где его жестоко избивали, ломая пальцы, а затем приговорили к расстрелу. Позже эту меру заменили двадцатилетним сроком тюремного заключения. Николай Вавилов умер (по другим сведениям – до смерти забит надзирателями) в тюрьме 23 января 1943 года. И был полностью реабилитирован только в 1955 году.
  • Николай Кравков – один из основоположников отечественной школы фармакологии, которого тогдашний комитет по премиям счел нужным наградить посмертно, справедливо посчитав, что его труды в области лекарственных средств фундаментальны и вечны.
  • Академик Владимир Обручев – удостоен премии за работы по геологии и географические исследования.
  • Дмитрий Прянишников – за труды в области аграрных наук и химии сельского хозяйства.
  • Алексей Чичибабин – именно этому ученому мир обязан синтезом алкалоидов, в результате которых начато производство морфина и кодеина, ныне запрещенных фармакологических препаратов. Морфин долгое время использовался как сильнодействующее средство, облегчающее страдания раковых и травматологических больных, а кодеин входил в состав эффективных лекарств, помогающих в излечивании тяжелых форм пневмонии, других заболеваний верхних дыхательных путей. Чичибабин также автор технологии производства аспирина и всех других составляющих салициловой кислоты.
  • В числе наиболее заметных лауреатов премии им. Ленина других годов Владимир Воробьев, известный в научном сообществе анатом. Так в 1927 году был оценен его труд по бальзамированию тела вождя революции Владимира Ульянова (Ленина). Технологии Воробьева по сохранению мумии используются до сих пор.

    В том же году за подготовку к изданию собрания сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса Ленинским лауреатом стал академик Давид Рязанов (Гольдендах). Профессиональный революционер, прошедший с 1891 года "школу" царских тюрем и ссылок, он стал крупнейшим ученым, одним из основателей отечественной школы источниковедения. Но и марксизм, и ленинизм и, особенно, принципы демократического централизма к середине 1930-х годов Сталина сильно раздражали. И ленинский лауреат-академик, экс-директор союзного института марксизма-ленинизма был 21 января 1938 года расстрелян.

    В 1929 году премию им. Ленина получил знаменитый инженер Владимир Шухов, автор телерадиотрансляционной башни на Шаболовке, одного из знаковых сооружений Москвы. Подобные ажурные гиперболоидные башенные конструкции есть в Петушках Владимирской области и Краснодаре. А башня в Нижегородской области недавно отреставрирована и взята под федеральную защиту памятников зодчества. Знаменитый конструктор и изобретатель внес неоценимый вклад в развитие отечественных нефтепроводов, строительство НПЗ, первых советских крекингов и нефтехранилищ.

    В 1931 году премию им. Ленина получил и отец советского нефтяного дела, разработчик системы нефтегазовых месторождений на территориях РСФСР ("второго Баку") Иван Губкин, фраза которого: "Недра не подведут, если не подведут люди" стала девизом разработчиков месторождений энергетического сырья в Отечестве на долгие годы.

    В последний раз премии имени Ленина "первой волны" были присуждены в 1934 году. И все за труды в области марксизма–ленинизма. Экономист–марксист Евгений Варга получил ее за книгу "Новые явления в мировом экономическом кризисе", историк Лев Мендельсон – за труд "Империализм, как высшая стадия капитализма", историк Евгения Степанова – за книгу "Фридрих Энгельс". Кстати, Варга, единственный из всей плеяды лауреатов получил Ленинскую премию дважды – первый раз образца 1925, второй – 1957 года.

    На 22 года – с 1935 по 1957 год страна от Ленинских премий отказалась. В 1941–1952 годах их заменили Сталинские премии трех степеней. Решение о том, кому и за что их присуждать принимал лично товарищ Сталин. Восстановить Ленинские премии и называть их лауреатов исключительно к 22 апреля решили ЦК КПСС и СМ СССР, издав 15 августа 1956 года соответствующее совместное постановление. Но, как водится, в год принятия основополагающего документа, сами его и нарушили. И 7 сентября того же 1956 года появились первые после большого перерыва лауреаты Ленинской премии.

    Фото: Фотохроника ТАСС/Владимир Савостьянов

    За что вручали Ленинские премии второй волны:

  • выдающиеся научные труды;
  • архитектурные и технические сооружения;
  • изобретения, внедренные в народное хозяйство, технологические процессы;
  • выдающиеся произведения литературы и искусства.
  • В марте 1960 года к этому "прейскуранту" добавили журналистику и публицистику. В 1970 году положение о Ленинских премиях дополнили параграфом "за выдающиеся произведения литературы и искусства для детей".

    Поначалу Ленинские премии присуждались ежегодно, но с 1967 года ввели "секвестр" и стали называть лауреатов один раз в два года, по четным (естественно, ведь, звание-то почетно) годам.

    Но нередко от введенного правила отступали. Широкая общественность об этом не знала, потому что в постановлениях, принятых "вне правил", содержались имена лауреатов из "секретки": оборонной, космической, атомной, электронной и авиационной отраслей. В 1957 году регламент предусматривал 42, но уже с 1961 года 76 Ленинских премий ежегодно.

    Однако в 1967 году количество премий вновь сократили до 25. Объяснение тому простое. Именно в этот год партия и правительство решила ввести дополнительную премию – Государственную. Кстати, она по статуту и полагающимся льготам была тут же приравнена к удаленной с поля наград страны Сталинской премией.

    Лауреатам Ленинской премии полагались диплом, золотая нагрудная медаль и денежная премия. Поначалу 100 тысяч, а после деноминации 1961 года – 10 тысяч рублей. Учрежденная Государственная премия СССР считалась менее престижной и ее денежная наполняемость была в два раза меньше: 5 тысяч рублей.

    Меньше всего в отношении денежной составляющей везло лауреатам – "списочникам". Иногда на одну премию выходило по 15, а то 18 человек. Как говорится, делить нечего. И, как правило, полагающаяся сумма к званиям тут же перечислялась или в Советский Фонд мира. Или в Советский детский фонд. При этом был обязательным бухгалтерский "ритуал". Каждый из награжденных писал письменное от руки заявление с просьбой перечислить свою часть премиальных в организацию, которую выбрал.

    Что можно было купить на Ленинскую премию после деноминации 1961 года (10 тысяч рублей):


  • не менее 10 тысяч полноценных (первое, второе, третье, сладкая булочка и компот) обедов в столовых. Стоимость такого обеда – не больше рубля;
  • примерно 3480 бутылок "жидкой валюты" – бутылок водки "Московская" по 2,87;
  • 50 тысяч бутылок лимонада "Саяны" – каждая по 20 копеек;
  • 50 тысяч раз посетить мужской салон парикмахерских, 20 копеек – средняя цена одной стрижки;
  • 40 тысяч 900 граммовых буханок ржаного хлеба – 25 копеек штука;
  • больше 11 тысяч цинковых ведер – 90 копеек одна емкость;
  • как минимум две однокомнатные или одна двухкомнатная, а то и трехкомнатная квартиры в ЖСК (жилищно-строительном кооперативе) на стадии фундамента в спальных районах Москвы. Средняя стоимость "однушки" – 4 тысячи рублей;
  • почти два автомобиля ГАЗ 21 "Волга" – по 5600 за штуку;
  • 20 двухкамерных холодильников "Минск" – шел по 500 рублей за изделие;
  • 13 цветных телевизоров "Рубин" – по 720 рублей штука.
  • Физики-ядерщики

    Первыми лауреатами Ленинской премии "второй волны" стали физики-ядерщики Игорь Курчатов, Яков Зельдович, Андрей Сахаров, Юлий Харитон. Постановление о присуждении им главной премии страны вышло в закрытом режиме (нигде не публиковалось) 7 сентября 1956 года. Вопреки утвержденному положению: присуждать премии к 22 апреля, дню рождения Ленина. В то время закрытыми для всех были и эти люди, навечно прославившие Отечество и мировую науку. Об их новой награде, а почти все они были к тому времени трижды Героями социалистического труда, имели ни по одному ордену, все равно никто бы не узнал.

    Правда, в постановлении к 22 апреля 1957 года, которое обнародовало имена как бы самых первых лауреатов премии, их фамилии были перечислены в общем списке, сами они названы просто: физики-ядерщики. Вероятнее всего, это был вынужденный повтор для того, чтобы соблюсти установленный статут премии.

    Но Ленинскими лауреатами № 1 остался именно этот "квартет" атомщиков мирового уровня. "Отец" советской атомной бомбы Игорь Курчатов через три с половиной года после присуждения премии 7 февраля 1960 года в возрасте 57 лет умер на глазах своего коллеги и друга Юлия Харитона, разговаривая с ним на лавочке санатория "Барвиха", куда приехал погостить. Внезапно остановилось сердце, эмболия, тромб закупорил сердечную мышцу.

    Фотохроника ТАСС/Владимир Песляк

    "Отец" первой в мире водородной бомбы Андрей Сахаров через два года после присуждения ему Ленинской премии инициировал кампанию по запрещению испытания ядерного оружия в трех средах – на земле, в воздухе и в воде. В 1961 году вступил в резкую конфронтацию с тогдашним лидером СССР Никитой Хрущевым, пытаясь остановить испытание собственного детища – "Царь-бомбы", мощностью в 100 мегатонн над архипелагом Новая Земля в Арктике. В том же году внес предложение: больше не обслуживать навязанную СССР американцами гонку вооружений, а просто разместить (академик приложил к своему проекту схему) вдоль побережий Атлантического и Тихого океанов США "цепь" ядерных зарядов по 100 мегатонн каждый. И в случае агрессии противника просто "нажать кнопки". Проект, в сущности, драконовский, реально ставящий мир на грань ядерного самоуничтожения.

    Еще через три года после Ленинской премии Сахаров влился в правозащитное движение страны, за что с конца 1960-х стал подвергаться организованной травле, а в 1980 году после публичного осуждения советского вторжения в Афганистан лишен всех наград, званий, премий и сослан в Горький, который тогда был закрытым городом. В народе тут же "расползлась" байка: подсластили город Горький. Все, в том числе и доброе имя, возвратилось к академику с перестройкой, в 1989 году, который стал для него последним.

    Яков Зельдович, сделав бесценные открытия, которые позволили совершенствовать советское ядерное оружие, в последние годы жизни эффективно занимался космологией, написав фундаментальные монографии "Теория тяготения и эволюция звезд" и "Строение и эволюция Вселенной". Вошел в историю и как популяризатор высшей математики. Его книга "Высшая математика для начинающих и ее приложения к физике" выдержала бессчетное число изданий. Юлий Харитон до конца дней жил в ядерном центре Арзамас -16, ныне город Саров, где продолжал работать над ядерными программами страны и умер 92 лет от роду.

    Постановление о первой же "легальной" Ленинской премии, опубликованное 22 апреля 1957 года, являет собой, главным образом, списки лауреатов, которым звание присуждается за одно и то же достижение. В "списочном составе", в частности, знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев, которому вместе с коллегами по КБ премию присудили за создание первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104. Это позже в кулуарах на мотив марша Шопена станут напевать: "Ту-104, самый лучший самолет…", а пока он – первый в мире такого класса и еще не запрещен к полетам из-за многочисленных катастроф с сотнями человеческих жертв. Также в списке упомянут Сергей Королев, "отец" советской космической техники.

    Лауреатами-одиночками стали, в частности, академик Мстислав Келдыш – за разработки в области ракетной и атомной техники, Павел Агаджанов, один из создателей первых советских систем радиоуправления летательными космическими аппаратами и программного обеспечения ЭВМ (электронно-вычислительных машин), летчик-испытатель Алексей Перелет, обкатывавший первые советские ракетоносцы дальней авиации Ту-95, которые и поныне в строю. По разряду науки в числе лауреатов, в частности, два филолога – один награжден за "неразрешимость проблемы тождества групп слов", другой – за исследование морфем в старофранцузском языке. Есть также один исследователь древнего мира народов Закавказья, один специалист в области трематод животных и человека, один знаток протистологии.

    Особняком в первом постановлении о Ленинский премиях "второй волны" прославленный русский хирург Александр Бакулев. Его "пустили" по разряду "техника", однако сформулировали награждение так: "за организацию научного исследования приобретенных и врожденных заболеваний сердца и магистральных сосудов, разработку методов хирургического лечения и внедрение их в практику лечебных учреждений".

    Примечательной особенностью первого постановления о лауреатах Ленинской премии 22 апреля 1957 года – награждение групп производственных коллективов, в которые включены представители рабочего класса. В этом "сегменте" – проходчики одной из шахт Донбасса, создатели АЭС в Обнинске, первой в стране. Также отмечены организаторы первого автоматического производства массовых подшипников, новых технологических линий по выпуску глинозема и цемента, геологи, открывшие несметное (что подтверждается и поныне) месторождение алмазов в Якутии.

    Самым заметным и самым обсуждаемым в обществе всегда был раздел: "Литература и искусство". Первыми лауреатами Ленинской премии в это сфере стали скульптор Сергей Коненков, балерина Галина Уланова, писатель Леонид Леонов, поэт Мусса Джалиль и композитор Сергей Прокофьев. Два последних получили высокие звания посмертно.

    22 апреля 1991 года Ленинскую премию присудили в последний раз. Четыре человека получили ее индивидуально и столько же – списком. Практически все они представляли оборонно-промышленный комплекс. Исключение – ныне здравствующий Сергей Аржаков, специалист по лакам, краскам и полимерам. И в какой-то мере украинский инженер-конструктор Владимир Сичевой, занимавшийся строительством космической техники в Днепропетровске.

    Фотохроника ТАСС/Виктор Будан, Александр Коньков

    Остальные лауреаты получили Ленинскую премию за создание бинарного химического оружия, а химик С.В. Смирнов, как сказано в постановлении, "нового химического оружия (несмертельного)".

    Невозможно рассказать обо всех лауреатах Ленинской премии. Непросто "выхватить" из их числа наиболее известных. Тем паче, что мотивация присуждения высоких званий примерно с 1970 года стала мало понятной. А в ряде случаев в постановлениях просто перестали указывать, за что дали премию. Особенно это касалось высших военных и правительственных чинов. Например, в документах: за 1973 год значится Афанасьев Сергей Александрович, министр общего машиностроения СССР, за 1980 год – Рашидов Шараф Рашидович, 1-й секретарь ЦК КП Узбекистана, за 1981 год Белов Андрей Иванович, маршал войск связи. И таких лауреатов – десятки. За что главная премия страны? Видимо, за то, что министр, партийный функционер, маршал. Наверное, именно такая девальвация звания лауреата породила в советской среде байки типа: "Председатель КГБ Юрий Андропов номинирован на Ленинскую премию за то, что доказал: стук распространяется быстрее звука".

    И все-таки людей, удостоившихся главной премии СССР за реальные достижения, вне конъюнктурных веяний, тех, которых знает весь мир, было значительно больше. Это и балерина Майя Плисецкая, и музыкант Мстислав Ростропович, и журналист Василий Песков, и режиссер Тенгиз Абуладзе, и писатель Василь Быков, и актер Михаил Ульянов, и композитор Родион Щедрин, и авиаконструктор Павел Сухой. В плеяде людей, прославивших страну, немало тех, кого Ленинская премия "настигла" после смерти. Это поэт Михаил Светлов, прозаик, актер и режиссер Василий Шукшин, кинорежиссер Андрей Тарковский.

    За мир

    Была и еще одна Ленинская премия. Ее ввели 6 сентября 1956 года и называли Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами" (с 11 декабря 1989 года – просто Международная Ленинская премия мира) . Она вручалась сначала раз в год, а позже – раз в два года исключительно иностранным гражданам. Правда, в списке самых первых лауреатов этот статус был несколько раз нарушен. Вместе с посвятившими себя борьбе за мир без войн деятелями науки, культуры, искусства из разных стран ее присудили функционеру Союза писателей СССР поэту Николаю Тихонову. "За творчество у власти рука не поднялась, но как борцу за мир – пожалуйста", – язвили его коллеги по цеху. В 1959 году премию дали тогдашнему советскому лидеру Никите Хрущеву. В третий раз награду получил советский драматург Александр Корнейчук, по той же мотивации, что и поэт Тихонов. В четвертый раз в 1973 году выдали ее Леониду Брежневу.

    Больше статус международной Ленинской премии мира не нарушали. Среди ее лауреатов были такие известные в мире персоналии как бессменный кубинский лидер Фидель Кастро, американский художник Рокуэл Кент, президент Чили Сальвадор Альенде, погибший во время путча, афроамериканская правозащитница Анджела Дэвис, премьер-министр и реформатор Индии Индира Ганди, греческий композитор Микис Теодоракис. Последним лауреатом Ленинской премии мира в 1990 году стал знаменитый борец с апартеидом Нельсон Мандела, перевернувший многовековой строй в ЮАР.

    Евгений Кузнецов

    Восстановлены, а на деле учреждены заново Ленинские премии. До появления Государственных они будут заменять Сталинские, а потом станут высшими наградами, «советскими Нобелевскими»

    После смерти Ленина премия его имени недолго существовала как академическая и была присуждена крупным ученым: Вавилову, Обручеву, Ферсману, Чичибабину. В 1930-х Ленинскую премию пытались превратить в супернагра-ду, вручаемую раз в пять лет с золотой медалью и почетным членством в Академии наук, но не вышло. Зато с 60-летия Сталина (1939) начали щедро давать Сталинские премии. У награды было три степени, так что поощрения варьировались, есть многократные лауреаты.

    Осуждая культ личности Сталина , действующая власть не может продолжать вручать Сталинские премии. ЦК КПСС и правительство постановляют: ежегодно на 22 апреля присуждать 42 Ленинские премии, без степеней. Это гораздо меньше, чем было почти бесчисленных Сталинских, но привычка награждать велика, и число премий вырастет до 76 в год. О предыдущих лауреатствах вообще не вспоминают - будто не было, в списках регалий их не указывают. Только в 1966-м найдут выход: введут Государственные премии, и все выданные Сталинские признают ими, обменяв дипломы и значки. «Государыня» станет сравнительно доступной, а Ленинских с этого времени - всего 30, и их дают раз в два года, по четным годам.

    Более редкой наградой, чем звание Героя соцтруда, должны отмечаться великие открытия и шедевры. Про науку и технику широкой публике мало что понятно, а в культуре такое лауреатство означает статус живого советского классика. Репутацию Ленинской премии изрядно подпортит ее присуждение по литературе книгам Леонида Брежнева, к тому же произведенное в нечетном 1979 году.

    Упоминаемые в тексте феномены

    XX съезд. Доклад Хрущёва 1956

    На закрытом заседании очередного съезда КПСС первый секретарь ЦК Никита Хрущев выступает с докладом «О культе личности и его последствиях». Текст не решаются опубликовать, но читают вслух по всей стране. Полутайный доклад определяет содержание всего 10-летнего хрущевского правления — оно войдет в историю антисталинским

    По изданию «Лауреаты ленинской премии. Скульпторы». Текст: Аболина Р. Издательство «Советский художник», Москва, 1970

    В 1925 году был учрежден институт Ленинских премий для поощрения выдающихся работ в области науки и техники. В постановлении 1956 года нашла дальнейшее развитие эта замечательная традиция, были установлены премии за наиболее выдающиеся произведения литературы и искусства, получившие широкое общественное признание.

    В.И. Ленин с присущей ему проницательностью видел огромную роль искусства в жизни народа, его замечательную способность объединять чувства, мысли и волю масс. Им был выдвинут план монументальной пропаганды, в основу которого положена идея народности и партийности искусства, пропаганды его средствами высоких идеалов нового общества. Естественно, что присуждение премии, носящей имя Ленина, тому или иному художнику является высокой оценкой его личной одаренности, а созданное им произведение признается за высокий образец искусства коммунистического общества.

    Уже присуждение первых премий в области изобразительного искусства показало, с какими большими требованиями подходила общественность к художнику, удостаивая его высокого звания лауреата Ленинской премии, каким глубоким и многогранным должно быть созданное им произведение, раскрывающее самые существенные стороны жизни, волнующее умы и сердца миллионов. Эти произведения социалистического реализма, получившие широкое всенародное признание, становились подлинными вехами развития советского искусства. Начиная с 1957 года за произведения всех видов и жанров нашего искусства стала присуждаться Ленинская премия.

    Ленинской премии в 1957 году, в первый год после ее учреждения, был удостоен С.Т. Коненков за «Автопортрет». В 1958 году - М.К. Аникушин за памятник Пушкину в Ленинграде; в 1959 году - А.П. Кибальников за памятник Маяковскому в Москве; в 1962 году - Л.Е. Кербель за памятник Карлу Марксу в Москве; в 1963 году - Г. Иокубонис за памятник «Жертвам фашизма в Пирчюписе». Все эти произведения, отличаясь высокими художественными достоинствами, несут в себе главное определяющее качество. В них раскрываются передовые идеи современности, утверждается мощь человеческого разума, активность революционной мысли.

    Авторы этих произведений - художники яркой творческой индивидуальности, обладающие своей манерой, своим художественным почерком, своим пластическим языком. Каждому из них удалось сказать не только самое важное и большое из своих раздумий о жизни и человеке, но и выразить представление народа о своих героях, людях могучей воли, немеркнущего таланта.

    Первые произведения старейшего скульптора С.Т. Коненкова (род. 1874 г.) созданы на рубеже двух веков. Это мастер глубоко самобытный, русский и вместе с тем принадлежащий всему человечеству. Творец обобщенно героических, даже символических образов («Крестьянин», «Славянин», «Нике», 1906J; навеянных народным фольклором «Старичков-полевичков» и «Вещих старушек», 1910), воплотивший красоту обнаженного женского тела в отточенно завершенных статуях из мрамора и дерева,- ваятель всегда увлекался портретированием, умея раскрыть в неповторимой пластической форме человеческий характер. Обычно модели скульптора - люди яркой творческой индивидуальности, мощного интеллекта, яркого самобытного таланта - мыслители, первооткрыватели, артисты.

    Сила человеческого ума и чувства, активное, действенное отношение к миру - излюбленный лейтмотив портретов Коненкова, каждый раз неповторимо преломленный в индивидуальном образе («Паганини», 1910 и 1916; «Достоевский», 1933; «Мусоргский» и «Сократ», 1953). Многие лучшие качества Коненкова-портретиста сконцентрировались в «Автопортрете», созданном скульптором в 1954 году. Эта тема не впервые появляется в его творчестве. Интересны «Автопортрет» 1914 года и «Автопортрет» 1916 года, в которых отразился кипучий темперамент, зоркость взгляда пытливого художника.

    Но поистине эпическое звучание получает эта тема теперь, когда богатый опыт мастера сочетается с умудренностью мысли, плодами философского раздумья о жизни.

    Особая вдохновенность освещает лицо художника. Великий интерес к миру, мудрая проницательность, восхищение красотой окружающего определяют его состояние; чувствуется, что этот пытливый, жаждущий истины и красоты ум находится в постоянном движении и развитии.

    Внутреннее величие образа обусловило ясность и красоту пластической формы. Портрет передает тонко подмеченное индивидуальное своеобразие внешности художника, его манеру держаться, слушать, всматриваться в окружающий мир. Но в портрете нет и следа жанровости и камерности. Его форма обобщена, величава, можно сказать, монументальна.

    Композиция портрета при всей ее динамике строго уравновешена, четко выявлен ее ритм. Упруго взбегает линия силуэта, охватывающая врезанную в мрамор кисть руки, левое плечо, «орлиный» профиль, высокий лоб, затем начинается спад линий в тяжелых прядях откинутых волос, потоке бороды. Главные объемы направлены вверх и чуть по диагонали, основание же портрета, раскинувшегося по горизонтали, создает прочное подножье этой скульптуре. Смена точек зрения дает развитие скульптуры в пространстве. В сильном ракурсе воспринимается лицо сбоку справа. Здесь круче подъемы линий, массивнее объемы, нет уже спокойной, уравновешивающей горизонтали. Это не только состояние раздумья, созерцания; явственно звучит действенное активное начало.

    «Автопортрет» Коненкова воспринимается в широко обобщающем плане. «Когда в тиши своей мастерской я работал над «Автопортретом», - говорит скульптор, - относясь к этому как к глубокому раздумью, я думал не только о портретном сходстве, а прежде всего хотел выразить свое отношение к труду и искусству, свое устремление в будущее, в царство постоянной правды и справедливости. Как мне радостно сознавать, что этот мой разговор с самим собой, взгляд в светлое будущее понят моими современниками».

    В этом произведении отразился особый этап творчества художника, характерный в целом для развития искусства социалистического реализма.

    Чувства, выраженные в нем, глубоко волнуют современников. Творческое отношение к жизни, к труду, активная деятельность для настоящего и будущего, стремление к преобразованию мира - все это так характерно для строителя коммунистического общества. Благодаря глубокой идейной насыщенности, широте замысла, Коненкову удалось в станковом портрете выразить большие чувства и мысли своей эпохи.

    Еще более разносторонне решает эти задачи монументальная скульптура, и не случайно большинство Ленинских премий присуждены памятникам, стоящим на улицах и площадях. Одна из больших, почетных задач советских скульпторов - создание памятника А.С. Пушкину. Его сооружение было предусмотрено еще ленинским планом монументальной пропаганды. Образ любимейшего поэта волновал многих советских ваятелей. Конкурс на памятник 1937 года, приуроченный к столетнему юбилею со дня гибели Пушкина, сосредоточил значительные творческие силы на решении этой задачи. Именно тогда были созданы интересные бюсты и статуи, внесшие вклад в иконографию о Пушкине.

    Однако памятник для Ленинграда, который проектировался в этих конкурсах, так и не был создан по той причине, что ни один из представленных проектов не отвечал до конца тем конкретным требованиям, которые предъявлялись к этому памятнику. К тому же работа над памятником была приостановлена в связи с началом Великой Отечественной войны.

    Город, в котором расцветал гений Пушкина, воспетый в его бессмертных стихах, как бы хранящий живые воспоминания о нем, требовал особого решения этой темы.

    И вот едва отгремели залпы войны, художники продолжали прерванную работу - создание памятника Пушкину, образ которого теперь, в свете патриотического подвига народа, как бы обогащался новыми чертами.

    После войны молодые силы пришли в искусство, и среди них - ленинградский скульптор М.К. Аникушин - ровесник Октября. Он окончил Академию художеств в 1947 году. Позади был фронт, впечатления которого отразились в его первых работах («Победитель», «Солдатская дружба»).

    Художник принимает участие в конкурсе на памятник Пушкину (1949). И сразу же выявились новые прекрасные стороны дарования молодого скульптора. Статуя Пушкина, представленная к проекту, подкупала своей благородной простотой, особой одухотворенностью и изяществом, что так соответствовало представлению о Пушкине.

    Аникушину было поручено работать над проектом дальше. Во втором туре конкурса (1950) он оказался единственным победителем; его модель была принята для сооружения памятника. И здесь проявилась огромная требовательность скульптора к себе.

    Изучая творчество Пушкина, посетив места, связанные с его именем, проникнувшись настроениями неувядаемой поэзии, Аникушин вкладывает все больше и больше неповторимого пушкинского в свои творения.

    Эта тема целиком захватила скульптора. Он создал ряд эскизов и законченных статуй Пушкина, соответствующих различным периодам его жизни, передающих тонкие оттенки его поэтических раздумий, творческого вдохновения. Все это, конечно, обогащало проект памятника, над которым он не переставал работать.

    И тем не менее, вылепив в глине модель памятника, которая была одобрена во всех инстанциях, ваятель создает новый, более совершенный вариант, по которому и был осуществлен монумент, открытый в июне 1957 года.

    Главное, что привлекает в нем - это кристальная ясность и внутренняя гармония образа, так соответствующие самому Духу поэзии Пушкина. Вдохновенно и как-то строго-просветленно лицо Пушкина. Кажется, только что прозвучали его стихи, чувствуется даже их характер, свободолюбивый, вольный, гражданственный. Жест Пушкина - широкий, полный не только призыва, но передающий вдохновенность поэта, жар души, внутреннюю убежденность. Гордая устремленность ввысь чувствуется во всей фигуре, вся она обращена к широкому простору.

    Лепка фигуры четкая, законченная. Ясность формы выявляет ту классическую строгость и одновременно романтическую взволнованность, в единстве которых раскрывается внутреннее содержание образа.

    Удачно спроектирован постамент для памятника (архитектор В.А. Петров). Небольшой, верно найденный в пропорциях, он прекрасно подчеркивает стройность и легкость самой фигуры.

    И по своему образному строю и по архитектонике памятник соответствует ансамблю площади Искусств, центром которого он теперь стал.

    Проникнутый духом поэзии Пушкина, новый монумент достойно украсил Ленинград, прозвучав в унисон с его чудесными старинными ансамблями, многие из которых были созданы в пушкинские времена.

    Не менее ответственной и трудной задачей советского искусства было создание памятника Маяковскому в Москве. Если Пушкина отделяет от нас столетие, то Маяковский почти современник, воспоминания о встречах с ним еще сохранились. Казалось бы, что воплотить в памятнике его черты много легче. Однако при этом возникают свои специфические трудности. Очень нешаблонного, смелого решения требовал этот монумент лучшему поэту советской эпохи. Его проектирование длилось многие годы. Большинство проектов, обладая известной впечатляющей силой, казались односторонними - они не раскрывали в едином синтезе качеств Маяковского - человека, поэта, гражданина. Поэтому особенное внимание привлек проект скульптора А.П. Кибальникова (род. 1912 г.), представленный на одном из последних туров конкурса (1955]. В нем была видна серьезная попытка воссоздать образ в его сложном диалектическом единстве, вбирающем в себя различные стороны удивительно самобытной личности Маяковского.

    Несмотря на то, что проект Кибальникова был принят к осуществлению, основная работа для скульптора была еще впереди. К этому времени он уже обладал значительным опытом в области монументальной скульптуры. Его многолетняя работа над образом Н.Г. Чернышевского завершилась созданием памятника в Саратове (1953).

    Именно от передачи внутреннего состояния идет скульптор и в работе над новым памятником. Внутренняя взволнованность, внимательный, проникновенный взгляд, активное отношение к жизни определяют образ поэта. Поставленная на невысоком пьедестале из красного гранита бронзовая фигура как бы приближена к зрителю. Маяковский весь принадлежит той кипучей жизни, что разворачивается вокруг него. «Как живой с живыми говоря», он, кажется, шагнул навстречу будущему. Сила, молодость, революционная энергия - то неповторимое, что связано у нас с представлением о поэзии Маяковского, выражено в композиции памятника: в энергичной пластике объемов, сильном развороте корпуса, упругой, четкой линии силуэта. При всей крепости, ощутимой весомости фигуры, она отличается сравнительной легкостью и стройностью пропорций.

    Развивая лучшие традиции советской монументальной скульптуры, Кибальников в памятнике Маяковскому сумел достичь особой углубленности и многогранности образа, которые раньше в основном считались достоянием станковой скульптуры. Очищенный от всего случайного, но не утративший при этом сложности и разносторонности индивидуального характера, образ находит ясную, лаконичную и экспрессивную форму.

    Эта линия особенно важна для развития нашей монументальной скульптуры, так как иногда стремление к лаконизму приводит к односторонности содержания, а вместе с этим - к упрощению и схематизму формы.

    Кибальников выполнил и скульптурную и архитектурную часть памятника, который так органично вписывается в ансамбль площади.

    В июле 1958 года в Москве был открыт монумент, убедительно воссоздающий образ поэта Революции.

    Развитие советской монументальной скульптуры идет в широком русле реалистического искусства, и художник может достичь выразительности многими средствами, если, конечно, при этом он сохраняет главное - живое образное начало. Как показывает практика нашего искусства, глубокая идея может быть выражена и в образе, где сочетаются конкретные формы с обобщенно-монументальными. Именно таким путем шел скульптор Л. Е. Кербель, создавая в содружестве с архитекторами (Р.А. Бегунц, Н.А. Ковальчук, В.Г. Макаревич и В.М. Маргулис) памятник Карлу Марксу. В списках плана монументальной пропаганды предусматривалось сооружение «в первую очередь памятников выдающимся деятелям революции Марксу и Энгельсу».

    7 ноября 1918 года в Москве был открыт временный памятник Марксу и Энгельсу работы скульптора С. Мезенцева.

    1 мая 1920 года при закладке нового, рассчитанного на длительное существование монумента Карлу Марксу на Театральной площади, волнующую речь произнес В. И. Ленин. Над созданием монументального образа К. Маркса много работал скульптор С.С. Алешин, но монумент так и не был осуществлен.

    В 1957 году Президиум ЦК КПСС вынес решение о сооружении в Москве памятника Карлу Марксу. На его проект был объявлен открытый конкурс. Многие скульпторы приняли в нем участие, горячо желая создать монумент, достойный гениального учителя мирового пролетариата. Среди предложений выделился один проект - под девизом «Красный серп и молот», дававший лаконичное, сжатое и выразительное решение.

    Автором скульптурной части памятника был Л. Е. Кербель (род. 1917 г.], принадлежащий к среднему поколению советских скульпторов, создавший уже несколько портретных монументов и среди них - памятник генералу Ф.И. Толбухину.
    Но в работе над памятником К. Марксу все было гораздо сложнее. Точно передавая портретные черты, сохраняя конкретность образа, надо было передать величие дела Маркса, которое живет и торжествует на большей части земного шара.

    В представленном проекте давалась серьезная заявка на подобное решение.

    Л.Е. Кербель, понимая всю ответственность и почетность задачи, вместе с коллективом архитекторов принимается за работу. В очень короткий срок (примерно, в течение года) он создает модель в размере памятника, в которой уточняет и доводит до предельной ясности пластическое решение.

    Вместе с архитекторами разрабатываются планировка, увязка монумента с территорией сквера, дополнительные архитектурные формы.

    Скульптор предполагал для осуществления памятника только один материал - гранит. Лишь в монолитном цельном его блоке можно было воплотить задуманную композицию. Доставленная из Кудашевского карьера, из-под Днепропетровска, глыба крупнозернистого серого гранита была обработана мастерами-гранитчиками под руководством Л. Е. Кербеля. При переводе модели в гранит возникали дополнительные изменения, диктовавшиеся спецификой материала.

    Особенно важно было найти правильное соотношение обработанных и необработанных частей блока, чтобы фигура органично, естественно вырастала из камня.

    Именно это ощущаем мы в установленном монументе. Фигура Маркса, поднимающаяся из глыбы гранита, кажется сросшейся с ней. Движение, выраженное в скульптурной части композиции, сильнее воспринимается по контрасту с незыблемой гранитной массой. Только передняя часть гранитного основания выступает четкой гранью; как на кафедру, опирается на него правая, согнутая в локте рука Маркса, вся фигура с отведенной левой рукой подалась вперед. Особенно выразительна голова, где передано не только точное портретное сходство, но большая одухотворенность, страстная убежденность мыслителя. Лицо обработано широкими плоскостями, с четким, но в то же время мягким распределением света и тени на поверхности. Взгляд Маркса, отличающийся особой зоркостью и остротой, устремлен вдаль. Как бы вырастающий прямо из земли, памятник потребовал особого архитектурного оформления окружающей площадки. Вся она несколько приподнята и окаймлена полосой полированного гранита, создающей совместно с окружающей зеленью своеобразную рамку для памятника. Два серых гранитных пилона позади памятника с высеченными на них словами Ленина и Энгельса обогащают памятник и в смысловом и в композиционном отношении.

    Открытый 29 октября 1961 года, в дни XXII съезда партии, монумент приобрел огромное международное и политическое значение.

    Делом чести советской скульптуры явилось создание памятников и целых ансамблей, посвященных героям и событиям второй мировой войны. Многие из этих произведений носят символический характер, причем эта символика возникает из широкого философского осмысления подвига народа.

    В 1957 году литовское правительство вынесло решение о сооружении памятника на месте деревни Пирчюпис, уничтоженной фашистами 28 июля 1944 года, жители которой были заживо сожжены. Глубоко проникнув в эту трагедию, молодой литовский скульптор Гедиминас Иокубонис (род. 1927 г.) воплотил героическую тему в лаконичной, суровой и экспрессивной форме.
    Память о событии в Пирчюписе отзывалась живой болью в сердце литовского народа, и поэтому конкурс на памятник привлек особое внимание общественности. Было показано много интересных проектов, почти все они решались в символическом плане, многие давали сложное аллегорическое истолкование событию. Иокубонис представил проект в двух вариантах. В одном из них главной была архитектурная форма-обелиск со сломанной вершиной, на фоне которого была установлена статуя женщины с ребенком, в другом - чисто скульптурное решение: фигура пожилой женщины, застывшей в немом горе. Второй вариант казался более новаторским, его символика носила вполне естественный и в то же время значительный характер; представленный вариант памятника по-настоящему волновал, хотя в нем еще не было всего того, что хотелось бы видеть в этом произведении.

    В 1958 году Иокубонис начал вместе с архитектором В. Габрюнасом разработку проекта. Характерно, что Иокубонис при создании монумента поднялся на качественно новую ступень творчества. Вложив в этот образ свои думы о судьбах народа, о светлых идеалах, которые утверждает коммунистическое общество, он широко, проникновенно воплотил эту волнующую его идею в монументальном памятнике.

    В окончательном варианте памятника удачно сочетались традиционные черты народного литовского искусства с новым современным изобразительным решением.

    Расположенный на территории деревни Пирчюпис, неподалеку от шоссе, ведущего из Вильнюса на юго-восток, монумент решался как придорожный памятник.

    Возвышаясь на равнинной местности, окаймленной вдали лесами, так характерной для литовской Дзукии, этот небольшой по размерам, но хорошо найденный в масштабе памятник сразу приковывает внимание.

    На невысоком постаменте стоит фигура женщины-матери, как бы застывшей в глубокой скорби. Она кажется сросшейся с родной землей, охраняющей ее.

    Внешне статичная композиция исполнена внутренней динамики. В ней отброшено все случайное, лишнее, внимание сосредоточено на главном. Наброшенная на голову шаль, длинное спадающее до земли платье помогают создать простой и очень выразительный силуэт, подчеркивающий монолитность скульптуры, сложенной из крупных блоков серого гранита. Поражает экспрессия лица. Глубоко запавшие глаза, горестно сведенные брови, скорбно и сурово сжатый рот. Но переживание не искажает лица. Обобщенно моделированные формы, линии, отличающиеся точностью и чистотой, - все это вносит в трагедийный образ особую эпическую ясность, делает его величавым и благородным. Сила выраженного чувства подчеркнута и сдержанным жестом - правая рука, придерживая шаль у подбородка, судорожно сжимает платок, левая - опущена.

    Выразительность скульптуры усиливается общим архитектурным решением монумента, его органической связью с окружающей природой. Контраст вертикали памятника и равнинной местности несколько смягчен низкой мемориальной стеной, расположенной за ним, на которой высечен текст: «Трагедия Пирчюписа больше никогда не повторится», ниже написаны имена всех погибших и врезан рельеф, очень тактично, как бы приглушенно развивающий тему памятника. Очерченные лаконичным и экспрессивным силуэтом, фигуры рельефа выражают трагизм последних минут обреченных на гибель людей. Специально посаженные деревья у памятника, дорожки из гранитного щебня - тонко найденные штрихи общего смыслового и композиционного решения ансамбля.

    В ряду мемориальных памятников в советской и зарубежной скульптуре монумент в Пирчюписе, открытый в июле 1960 года, занял почетное место.

    Большинство произведений ваяния, удостоенных Ленинской премии, принадлежит монументальному искусству. Именно в нем находят свое выражение большие волнующие темы, воплощаются образы, дорогие народу.

    Естественно, что при создании образа, несущего в себе большую идею широко обобщающего явления действительности, художник как бы все время ощущает незримую поддержку народа, его горячее участие.

    Для многих скульпторов, особенно молодых, работа над такими памятниками была новым этапом в их творчестве, настоящей жизненной и художественной школой, в которой они достигли не только вершины мастерства, но и познали великую общественную роль искусства.

    И поэтому их произведения, воплощающие идею монументальной пропаганды на ее новом, высшем этапе, справедливо увенчаны премией, носящей имя великого Ленина, гениально предвидевшего перспективы развития искусства будущего, искусства коммунизма.

    В то время, когда это издание уже печаталось, были присуждены Ленинские премии в области литературы, искусства и архитектуры 1970 года.

    Премии были удостоены выдающиеся произведения монументального искусства, архитектурно-скульптурные ансамбли: мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе (авторы Г.К. Асарис, архитектор, Л.В. Буковский, скульптор, О.Н. Закаменный, архитектор, Я.П. Заринь, скульптор, О.И. Остенберг, архитектор, О.Ю. Скарайн, скульптор, И.А. Страутман, архитектор), памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы в Волгограде (автор проекта, руководитель авторского коллектива Е.В. Вучетич, скульптор, автор проекта Я.Б. Белопольский, архитектор, соавторы: В.А. Демин, архитектор, В.Е. Матросов, скульптор, А.С. Новиков, скульптор, А.А. Тюренков, скульптор) и мемориальный комплекс «Хатынь» (авторы Ю.М. Градов, архитектор, В.П. Занкович, архитектор, Л.Л. Менделевич, архитектор, С.И. Селиханов, скульптор).

    Новыми лауреатами Ленинской премии стали восемь скульпторов.

    История премии

    Премии имени В. И. Ленина были учреждены 23 июня 1925 года по постановлению ЦК ВКП(б) и СНК . Первоначально присуждались лишь за научные труды «в целях поощрения научной деятельности в направлении, наиболее близком идеям В. И. Ленина, а именно в направлении тесной связи науки и жизни» .

      Lenin prize certificate inside.jpg

      Lenin prize certificate outside.jpg

      Удостоверение лауреата Ленинской премии, 1962 год

    Лауреаты Ленинской премии

    Лауреаты премии имени В. И. Ленина

    См. также

    • Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами»

    Напишите отзыв о статье "Ленинская премия"

    Примечания

    Литература

    • Ленинские премии // Куна - Ломами. - М . : Советская энциклопедия, 1973. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 14).

    Отрывок, характеризующий Ленинская премия

    – Бей его!.. Пускай погибнет изменник и не срамит имя русского! – закричал Растопчин. – Руби! Я приказываю! – Услыхав не слова, но гневные звуки голоса Растопчина, толпа застонала и надвинулась, но опять остановилась.
    – Граф!.. – проговорил среди опять наступившей минутной тишины робкий и вместе театральный голос Верещагина. – Граф, один бог над нами… – сказал Верещагин, подняв голову, и опять налилась кровью толстая жила на его тонкой шее, и краска быстро выступила и сбежала с его лица. Он не договорил того, что хотел сказать.
    – Руби его! Я приказываю!.. – прокричал Растопчин, вдруг побледнев так же, как Верещагин.
    – Сабли вон! – крикнул офицер драгунам, сам вынимая саблю.
    Другая еще сильнейшая волна взмыла по народу, и, добежав до передних рядов, волна эта сдвинула переднии, шатая, поднесла к самым ступеням крыльца. Высокий малый, с окаменелым выражением лица и с остановившейся поднятой рукой, стоял рядом с Верещагиным.
    – Руби! – прошептал почти офицер драгунам, и один из солдат вдруг с исказившимся злобой лицом ударил Верещагина тупым палашом по голове.
    «А!» – коротко и удивленно вскрикнул Верещагин, испуганно оглядываясь и как будто не понимая, зачем это было с ним сделано. Такой же стон удивления и ужаса пробежал по толпе.
    «О господи!» – послышалось чье то печальное восклицание.
    Но вслед за восклицанием удивления, вырвавшимся У Верещагина, он жалобно вскрикнул от боли, и этот крик погубил его. Та натянутая до высшей степени преграда человеческого чувства, которая держала еще толпу, прорвалось мгновенно. Преступление было начато, необходимо было довершить его. Жалобный стон упрека был заглушен грозным и гневным ревом толпы. Как последний седьмой вал, разбивающий корабли, взмыла из задних рядов эта последняя неудержимая волна, донеслась до передних, сбила их и поглотила все. Ударивший драгун хотел повторить свой удар. Верещагин с криком ужаса, заслонясь руками, бросился к народу. Высокий малый, на которого он наткнулся, вцепился руками в тонкую шею Верещагина и с диким криком, с ним вместе, упал под ноги навалившегося ревущего народа.
    Одни били и рвали Верещагина, другие высокого малого. И крики задавленных людей и тех, которые старались спасти высокого малого, только возбуждали ярость толпы. Долго драгуны не могли освободить окровавленного, до полусмерти избитого фабричного. И долго, несмотря на всю горячечную поспешность, с которою толпа старалась довершить раз начатое дело, те люди, которые били, душили и рвали Верещагина, не могли убить его; но толпа давила их со всех сторон, с ними в середине, как одна масса, колыхалась из стороны в сторону и не давала им возможности ни добить, ни бросить его.
    «Топором то бей, что ли?.. задавили… Изменщик, Христа продал!.. жив… живущ… по делам вору мука. Запором то!.. Али жив?»
    Только когда уже перестала бороться жертва и вскрики ее заменились равномерным протяжным хрипеньем, толпа стала торопливо перемещаться около лежащего, окровавленного трупа. Каждый подходил, взглядывал на то, что было сделано, и с ужасом, упреком и удивлением теснился назад.
    «О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
    Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
    В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
    – Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
    Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.