Способы передачи информации в древности. Узелковое письмо в Китае

Во все времена люди стремились к обмену новостями (информацией). Сначала общение между людьми было при помощи воспроизведения отдельных нечленораздельных звуков, жестов, мимики.. Затем появилась и постепенно развилась человеческая речь (как способ передачи сообщений).

Но в древности наши предки могли общаться даже посредством криков на расстоянии в нескольких сот метров. Чтобы увеличить это расстояние (дальность передачи информации, или дальность связи, как говорим мы теперь), им приходилось изобретать разнообразные методы, способы и средства передачи сообщений.

В VI веке до н.э. в Персии на высоких башнях стояли обученные рабы, воины со звучными голосами и криком передавали информацию, сообщения от одной башни к другой.

В древнее времена в боевых условиях многие военноначальники, чтобы передавать сообщения, приказы на позициях, часто выстраивали "живой телефон" из воинов, которые перекрикивали по цепочке эти приказы.

Способы передачи сообщений были придуманы много. Часто сообщения передавались условными знаками, руками, флажками и др., если расстояние между воинами были видимыми глазом.

В Древнем Китае, татары, монголы пользовались гонгами. Аборигены Америки и Африки пользовались деревянными выдолбленными или выжженными из стволов деревьев барабаны с круглыми или щелевыми отверстиями -- так называемые тамтамы. По таким тамтамам (барабанам), длина которых достигала четырех метров, ударяли специальными палочками, изготовленные из твердого дерева, "железного дерева". Ударяя с разной силой по разным местам барабана, то быстрее, то медленнее, сигнальщики умудрялись извлекать из тамтама звуки разного тона.

Звук от тамтама слышался за несколько километров. Комбинируя эти звуки, можно было передавать сообщения с достаточной быстротой скоростью и на значительные расстояния.

Тамтамы имело каждое племя. Услышав сигнал соседей, дежурный барабанщик, как современный телеграфист, телефонист или радист, обязан был немедленно передать его дальше. Звуковая сигнализация, как способ передачи сообщений, в Африке сохранялась многие столетия. Звуки туземных барабанов слышали и английский путешественник Давид Ливингстон, исследовавший Центральную и Южную Африку в середине XIX века, и американский журналист Генри Стенли, отправившийся в Африку на поиски исчезнувшего Ливингстона.

Во время колониальных войн в Африке, например итало-эфиопской 90-х годов XIX века и англо-бурской 1899--1902 гг., благодаря "барабанному телеграфу" сведения о передвижениях войск захватчиков и другие военные известия быстро распространялись по всей территории, опережая официальные донесения курьеров, и умело использовались африканскими военачальниками.

Средствами звуковой сигнализации являлись также рожки, трубы, колокола, а после изобретения пороха -- выстрелы из ружей или из пушек.

В Москве колокольным звоном извещали не только о возникновении пожара, но и указывали, в какую часть города спешить пожарным. "Буде загорится в Кремле, бить в три набата в оба края и по скору, загорится в Земляном городе -- бить в набат на Тайнинской башне в один край". С колоколен на холмах необъятных российских просторов летели на десятки километров от села до села вести призыва, торжества или печали. По мере развития человеческого общества звуковую сигнализацию, как способ передачи сообщений, постепенно оттесняла более совершенная -- световая. Свет распространяется в миллион раз быстрее звука. Скорость звука в воздухе при температуре 0°С и нормальном атмосферном давлении - 331 м/с, а скорость света - почти 300000 км/с. При отдаленной грозе сначала мы видим молнию, а потом слышим гром, так как свет доходит до нас быстрее, чем звук.

Потребность в получении известий из других стран и местностей восходит своими корнями к глубокой древности. Так, например, для передачи информации в глубокой древности использовались такие примитивные виды связи, как передача звуковых и лучевых сигнальных сообщений: бой в барабаны, использование костров, дыма, солнечного света. Существовали и другие способы передачи информации: голубиная почта, пешая, конная, караванная эстафета.

Потребность в получении известий из других стран и местностей восходит своими корнями к глубокой древности. Так, например, для передачи информации в глубокой древности использовались такие примитивные виды связи, как передача звуковых и лучевых сигнальных сообщений: бой в барабаны, использование костров, дыма, солнечного света. Существовали и другие способов передачи информации: голубиная почта, пешая, конная, караванная эстафета.


Бой барабанов и спользование костров

Первые упоминания о целенаправленной передаче информации посредством символических и письменных знаков изложены в трудах Аристотеля, описавшего передачу посланий вдоль «великого тракта» впоследствии назывного «Великий шелковый путь»). Доставка почтовой корреспонденции осуществлялась различными способами:

В Персидской монархии были учреждены ангары со своим штатом, в Греции имелись специальные пешие посланцы, в Римской республике для правительственных и частных целей использовались специальные гонцы «курсоры и табеларии», которые разносили глиняные таблички с нанесённым на них восковым покрытием, на котором были начертаны символы и письмена.

При арабском халифате в данном регионе существовали ведомства, прототипы почтовых контор, под руководством «сахиб берида» – руководителя почты. При халифатах, саманидах, абосидах сложилась целая система ведомств «диванов» по управлению государством. Одним из таких управлений был «диван-берид». В его подчинении в отдельных городах находились почтовые чиновники, штат гонцов, большое количество лошадей и повозок, которые занимались доставкой корреспонденции непосредственно адресату. Почтовые чиновники не подчинялись местным властям «хокимам», а целиком зависели от своего центрального управления.

По иному была организована передача сообщений в период монголо-татарского нашествия. Тогда организация связи представляла собой систему почтовых стоянок – ямов, вдоль основных дорог. Ямы (роваты) располагались на расстоянии 15-20 км друг от друга, в пределах дневного конного перехода, охранялись специальными войсками. Состоящие на службе гонцы «ямчи» снабжались ханскими ярлыками «пайцзы» – это серебренная или бронзовая, в зависимости от ранга, табличка размером приблизительно 3 на 6 сантиметров, с указанием на ней данных владельца. Предъявление «пайцзы» давало возможность беспрепятственного перемещения по дорогам, прохождения ханских застав, получения пропитания, ночлега и замены необходимого количества лошадей в «ямах». Повинность по содержанию «ямов» и его служащих возлагалась на близлежащее население и называлась «ямской приказ». В отличие от системы связи, организованной при арабском халифате, монгольская система связи имела эстафетный принцип действия – от «яма к яму», и поэтому была более эффективной.

Почтовые голуби

Не стоит забывать и о голубях. Тогда они были едва ли не единственным средством связи. Еще с древних времен они таинственным образом находили адресата и возвращались домой. Голуби стали участниками многих исторических событий, перенося почту во время войн. Хороший почтовый голубь может развить скорость до 70 км в час, также по ним трудно попасть из огнестрельного оружия и нелегко поймать. Поэтому голуби были отличным средством для передачи информации. До сих пор ученым так и не удалось найти разгадку хорошей способности к ориентации у голубей. Было проведено множество экспериментов, но никакие изменения условий и влияний на птицу не смогли остановить ее на верном пути к дому. В какое-то время наибольшее признание получила версия, что голуби ориентируются по солнцу.

Некоторые ученые утверждали, что птицы используют силу магнитного поля Земли, при помощи которой они определяют свое местоположение по отношению к дому. Возможно они также используют свое обоняние, создают своего рода "карту запахов" тех областей, над которыми пролетают, а затем используют их для навигации. Кроме природных данных, почтовых голубей нужно тренировать с самого раннего возраста, чтобы птицы могли преодолевать большие расстояния. Таким образом, почтовые голуби могут совершать тысячекилометровые перелеты.

Телеграф

В XVII и XVIII веках, когда получили заметное развитие наука, техника и промышленность, стали прокладываться новые торговые пути и завязываться тесные политические и экономические взаимоотношения между народами, появляется острая потребность в создании более совершенных и быстродействующих средств связи. Вполне понятно поэтому, что первые проекты сооружения новых сигнальных установок зародились, прежде всего, в таких странах, как Англия и Франция, значительно дальше продвинувшихся в своем развитии. Особую известность среди первых изобретателей специальной сигнальной аппаратуры приобрел английский ученый Роберт Гук, которого часто называют основателем оптической телеграфии.

Его аппарат состоял из деревянной рамы, один угол которой обшивался досками и служил загородкой. За загородкой скрывались предметы особой формы, обозначавшие различные буквы или фразы. При передаче сообщений каждый такой предмет выдвигался в пустой угол рамы и мог быть видимым на другой станции. Для чтения сигналов Гук предложил использовать незадолго до этого изобретенные зрительные трубы, ставшие затем неотъемлемой частью всех сигнальных устройств.

Телефон

Изобретение телефона принадлежит 29 - летнему шотландцу, Александру Грехем Беллу. Пробы передачи звуковой информации посредством электро энергии предпринимались начиная с середины XIX столетия. Чуть ли не первым в 1849 - 1854 гг. Разрабатывал идею телефонирования механик парижского телеграфа Шарль Бурсель. Но в действующее устройство свою идею он не воплотил. Белл с 1873 года пробовал сконструировать гармонический телеграф, добиваясь способности передавать по одному проводу сразу семь телеграмм (по числу нот в октаве).

Он употреблял семь пар гибких металлических пластинок, схожих камертону, при этом любая пара настраивалась на свою частоту. Во время опытов 2 июня 1875 года свободный конец одной из пластинок на передающей стороне полосы приварился к контакту. Ассистент Белла механик Томас Ватсон, неудачно пытаясь устранить неисправность, чертыхался, может быть, даже используя не совершенно нормативную лексику. Находящийся в другой комнате и манипулировавший приемными пластинками Белл своим чутким натренированным ухом поймал звук, дошедший по проводу. Самопроизвольно закрепленная на обоих концах пластинка превратилась в гибкую своеобразную мембрану и, находясь над полюсом магнита, изменяла его магнитный сгусток. Вследствие этого поступавший в линию электрический ток изменялся соответственно колебаниям воздуха, вызванным бормотанием Ватсона. Это был момент зарождения телефона. Устройство называлось "трубкой Белла". её следовало прикладывать попеременно то ко рту, то к уху или воспользоваться двумя трубками сразу.

Радио

Произошло историческое событие, которое по достоинству было оценено только спустя несколько лет. На заседании физического отделения российского физико-химического общества (РФХО) выступил преподаватель Минного офицерского класса Александр Степанович Попов с докладом "Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям". Во время доклада А.С. Попов демонстрировал работу созданного им устройства, предназначенного для приёма и регистрации электромагнитных волн. Это был первый в мире радиоприемник. Он чутко реагировал электрическим звонком на посылки электромагнитных колебаний, которые генерировались вибратором Герца. Схема первого приёмника принадлежала А. С. Попову. Вот что писала газета "Кронштадский вестник" от 30 апреля (12 мая) 1895 г.

По этому поводу: Уважаемый преподаватель А. С. Попов... комбинировал особенный переносной устройство, отвечающий на электрические колебания обыкновенным электрическим звонком и чувствительный к герцевским волнам на открытом воздухе на расстоянии до 30 сажень. Изобретение радио Поповым было закономерным итогом его целеустремлённых исследований электромагнитных колебаний. В 1894 г. В собственных опытах А. С. Попов начал употреблять в качестве индикатора электромагнитных излучений когерер французского учёного Э. Бранли (стеклянная трубка, заполненная металлическими опилками), в первый раз применённый для этих целей английским исследователем О. Лоджем. Александр Степанович упорно работал над повышением чувствительности когерера к лучам Герца и восстановлением его способности регистрировать на новейшие импульсы электромагнитного излучения после действия предшествующей электромагнитной посылки.

Вопрос о том, как разговаривали первобытные люди, волнует учёных давно. Они предложили множество версий, которые могли бы раскрыть эту тайну.

Язык - божественный дар

Древние учёные считали, что люди начали разговаривать благодаря вмешательству высших сил, то есть считали язык даром божьим. Например, в одном египетском тексте, который датируется III веком до нашей эры, говорится о том, что творцом речи является верховный бог Птах. В других странах также "именование всех вещей" приписывалось главному божеству. Об этом же говорит и Библия, в которой Бог изначально обладает речью с тем лишь отличием, что он привлёк человека к созданию языка, когда, населив землю, наблюдал за тем, какие имена даст человек всему живому.

В соответствии с этой теорией можно сделать вывод, что первобытный человек никак не разговаривал, пока не свершилось чудо.

Язык создали люди

Вторая гипотеза происхождения языка появилась в эпоху Античности. Такие древнегреческие и древнеримские мыслители, как Демокрит, Эпикур, Лукреций и многие другие, сделали вывод о том, что человек сам создавал язык и боги в этом не принимали участие.

Однако эта идея не получила своего развития тогда, поскольку распространение христианства вернуло всё на пути своя, и создателем языка вновь стал Бог.

Положение вещей стало меняться лишь в XVIII веке, когда учёные уделили очень большое внимание концепциям происхождения человеческой речи. Наиболее популярными стали три:

    1. звукоподражательная , утверждавшая, что язык возник в результате подражания звукам природы. Аргумент - наличие во всех языках звукоподражательной лексики (кукарекать, гавкать, хрюкать и так далее);

    2. теория общественного договора , подразумевавшая, что первобытные люди договорились о том, как пользоваться языком;

    3. третью концепцию можно условно назвать "от бессознательных звуков к сознательной речи" . Учёные, которые её придерживались, считали, что сначала люди издавали бессознательные звуки, потом научились их контролировать. Параллельно с этим развивалось и умение контролировать свои умственные действия.

Также некоторые учёные предполагали, что первобытные люди изначально общались жестами, дополняя их звуками, а потом постепенно перешли на использование только звуков.

Интересно, что после всех этих научных изысканий учёные-лингвисты зашли в тупик. Они, например, обнаружили, что нельзя делить языки на примитивные и развитые, опираясь лишь на их морфологическую сложность. По этой теории оказывалось, что китайский язык - один из самых примитивных, а, следовательно, очень близок к первобытному языку. Это противоречило факту существования в Китае развитой культуры.

В результате во второй половине XIX и начале XX века лингвисты отказались от всяческих попыток установить, как разговаривали первобытные люди. Их сменили психологи и историки, изучающие первобытный мир.

Первобытные люди разговаривали как дети

Тем не менее за время изучения этого вопроса учёные пришли к выводу о том, что язык появился бессознательно. Самой простой аналогией, которая лежала у всех на виду, стало становление речи у ребёнка. Этот процесс постепенный, состоящий из ряда этапов.

В 40-е годы XX века была предложена гипотеза, в соответствии с которой первобытные люди формировали язык так же, как и дети. Эту идею высказали специалист по первобытному обществу Владимир Капитонович Никольский и лингвист Николай Феофанович Яковлев.

Основные положения данной концепции:

  • речь первобытных людей состояла не из отдельных звуков, а из целых мыслей и, как следствие, целых предложений (как ребёнок сначала говорит словами-предложениями);
  • у первобытных людей не выделялись гласные и согласные звуки, а были, так называемые, "выкрики-слоги" (в языке подобные элементы сохранились в "слогах-предложениях", типа да, нет, эй, ну, на и так далее);
  • первобытные люди не использовали слова. Сначала они выражали мысли словами-предложениями, которые развивали и дополняли одну и ту же мысль, а позднее и сочетание мыслей;
  • слова-понятия могли появиться в тот период развития первобытного человека, когда произошёл переход от собирательства к охоте. Эти слова-понятия состояли из одного звука и были довольно смутными по сравнению с современными словами. Кроме этого, они могли обозначать и предметы, и действия, но теперь слова уже перестали быть равными предложениям.

Однако и эта концепция - лишь гипотеза. Ведь ребёнок рождается с уже развитыми органами речи, а у первобытных людей, которые только учились говорить, эти органы могли быть совершенно другими. К тому же, как утверждает американский лингвист Ноам Хомский, у ребёнка уже есть в мозгу определённая программа на освоение речи, а у первобытных людей её просто-напросто ещё не было.

Одним словом, пока не изобретена машина времени, мы не сможем узнать, как разговаривали первобытные люди. Нам остаётся довольствоваться одними домыслами и гипотезами.

Одним из первых поступков человека, изолированного от общества, при длительном одиночном заключении или оказавшегося на необитаемом острове в результате кораблекрушения, является ведение календаря в виде ежедневных насечек на камне или дереве. Отметки времени, сделанные лишенным общения индивидом, знаменуют первые шаги рода человеческого к передаче письменной и устной информации.
Вероятно, наши предки начали вести календари 35 тысяч лет назад, еще в каменном веке.

Среди многочисленных наскальных рисунков Западной Европы, созданных за последующие 25 тысяч лет, были обнаружены загадочные знаки. Их значение и сегодня не ясно ученым, но что касается художников, то они воспринимают это как четко выраженные символические средства общения.

Охотники Франции и Испании приблизительно в конце последнего ледникового периода (около 8000 лет до н. э.) пользовались другими таинственными символами. Они разукрашивали красной охрой камешки, рисуя точки, черточки и волнистые линии. Возможно, эти предметы использовались просто для учета животных и зерна. Такие знаки были широко распространены по всей земледельческой полосе, от юго-запада Турции до Пакистана. Со временем они стали значительно разнообразнее. К 4 тысячелетию до н. э. городская цивилизация шумеров в Южном Ираке разработала сложную систему счета, включавшую 250 различных типов знаков. Распределив по группам и запечатав в конверты из глины, их можно было использовать наподобие накладной для сопровождения товаров при пересылке.

Эти занятные контейнеры могли сыграть жизненно важную роль в последующем резком скачке технологии средств общения - изобретении письменности. Первой ступенью было изображение самих товаров и их перечень в виде знаков, находящихся внутри конверта, и незначительного числа символов, оттиснутых снаружи, что впоследствии сделало внутренний перечень ненужным. Глиняная табличка с оттиснутыми на ней знаками прекрасно выполняла эту роль. В какой-то момент люди поняли, что этот метод может применяться не только для счета. Изображая пиктограммы, можно показать практически все, начиная с предметов и кончая действиями. Таким образом, была изобретена письменность, первые не вызывающие сомнения образцы которой происходят из шумерского города Киш около 3500 лет до н. э. Подобным же образом возникла и египетская иероглифическая письменность (примерно к 3000 г. до н. э), хотя ее развитие шло гораздо быстрее.

Пиктограммы быстро превратились в более стилизованные формы письма, такие как клинообразные знаки Древнего Ирака. Их можно было быстро записывать, нажимая деревянным стилом на мягкую глиняную табличку, которую затем высушивали на солнце или обжигали. Со временем письмо становилось все более фонетическим, выражало скорее звуки, нежели изображало предметы. Как только клинообразные знаки начали передавать сложные грамматические формы, из них начали складывать слова литературного языка. На шумерских табличках, относящихся приблизительно к 2300 г. до н. э., записаны произведения первой известной миру поэтессы - Энхедуанны, дочери аккадского царя Саргона. Возведенная отцом в ранг верховной жрицы бога Луны в городе Ур, она написала несколько гимнов в честь великих храмов и богов Земли, подписавшись под ними как жрица бога Луны. Сохранился даже портрет Энхедуанны, найденный в Уре.

Глиняные таблички позволяли накапливать и надежно хранить информацию - основательно обожженная табличка становится твердой и может сохраняться веками.

И действительно, глиняные «библиотеки» ассирийской и вавилонской цивилизаций Древнего Ирака могут уцелеть даже после ядерной катастрофы, чего не скажешь о современных средствах хранения информации, таких недолговечных, как бумага и магнитная лента. Однако глиняные таблички как средства связи весьма громоздки. В древние времена существовала служба пересылки «глиняных писем» (разумеется, в глиняных конвертах), но постепенно возникла потребность в более портативных средствах.

Папирус, изобретенный египтянами примерно за 3000 лет до н. э., также подходил для записи счетов. Он был обнаружен в Египте в естественном состоянии; тростник, из которого делали папирус, когда-то покрывал огромные площади болотистой местности в дельте Нила. Пленкообразные полосы из сердцевины этого растения отбивали, чтобы сделать их как можно более плоскими, складывали крест-накрест под прямым углом и помещали под пресс. Затем полученные листы лощили специальными шлифовальными камнями. В начале 1 тысячелетия до н. э. и в дальнейшем Египет экспортировал свитки папируса в другие страны. Изобретение бумаги подобного рода произошло независимо, хотя и значительно позже, в Америке. Первые образцы бумаги начали появляться в Теотихуакане (Мексика) начиная с V столетия н. э. Древняя мексиканская бумага чаще всего изготавливалась из коры фигового дерева путем вымачивания и отбивания волокон до тех пор, пока они не превращались в тонкие листы, которые затем покрывали известковым лаком и шлифовали специальными камнями. Это производство получило широкий размах, и ко времени империи ацтеков в XV в. н. э. бюрократические службы потребляли ее до 480 тысяч листов в год.

Развитие клинописи. В первой колонке показана пиктограмма, изобретенная шумерами Южного Ирака приблизительно за 3500 лет до н.э. Повернутые на 90 градусов, рисунки стилизовались в течение нескольких столетий. Последняя колонка изображает знаки, использовавшиеся в Ассирии и Вавилоне около 700 г. до н.э. Клинопись получила свое название по форме оттиска стила с квадратными краями на мягкой глине.

Для бумаги современного типа требуется гораздо более совершенная технология; ее делают из тонких листов древесной массы, помещаемой в виде водного раствора в плоскую форму. Затем воду сливают, а остаток вынимают и высушивают. Этот метод был изобретен китайцами, что подтверждали находки в могильнике вблизи Сиани, относящиеся к I в. до н. э., но потом были признаны подделкой, так что самыми ранними, вероятно, следует считать образцы бумаги, найденные в 1942 г. в развалинах сторожевой башни на севере Китая, разрушенной во время восстания в 110 г. н. э. К тому же времени относятся письменные сообщения, сделанные на бумаге из тутового дерева и рассказывающие о производстве шляп, одежды и вооружения. Длительное время китайцы держали в строжайшей тайне секрет изготовления бумаги и старались не допускать ее производства в других азиатских странах, дабы сохранить монополию. Но в VII в. н. э. этот метод стал известен в Индии, а затем арабам от пленников, захваченных при взятии Самарканда в 751 г. н. э. Арабы, в свою очередь, также старались сохранить этот секрет, и европейцы не знали способа изготовления бумаги до XII столетия.

Каменная колотушка для бумаги (V в. н.э.), найденная в Мексике. Такими колотушками отбивали волокнистые массы растительного материала, обычно коры фигового дерева, превращая его в тонкие листы.

Само собой разумеется, что техника и средства для записи информации были доступны лишь образованным людям. В древнем обществе, где подавляющая часть населения занималась земледелием, такие люди составляли лишь очень незначительный процент населения. Грамотность была единственной возможностью добиться успеха на любом другом поприще, кроме занятий сельским хозяйством, ремеслом или воинской службой, и «писцами» становились по наследству, занимаясь этой деятельностью из поколения в поколение с давних времен. Это занятие считалось почетным. В Древнем Египте обучение писца начиналось с 5 лет. Сложность многих доалфавитных систем письма говорит о том, что на изучение его уходили годы и только избранные могли похвастаться мастерством письма.

Первыми в истории человечества оказались государственные школы, учрежденные шумерским царем Шульги в городах Ниппур и Ур (Ирак) незадолго до 2000 г. до н. э. Развалины таких школ, относящиеся к 1700 г. до н. э., были обнаружены 60 лет назад в Уре великим археологом Леонардом Вулли. В части дома жреца, отведенного под школу для мальчиков, Вулли нашел около 2000 глиняных табличек с ученическими упражнениями, математическими таблицами, религиозными текстами и надписями, скопированными с памятников и словарей. Дисциплина в таких школах была суровой. В Ираке, например, в школьном штате значился человек, «облеченный кнутом», который следил за тем, чтобы ученики не отрывались от занятий. При этом трудности обучения письму могли преодолеть только сыновья обеспеченных родителей.

Как оказалось, первой цивилизацией, введшей обязательное образование, была цивилизация ацтеков. Согласно свидетельству испанских завоевателей Мексики, все мальчики-ацтеки независимо от происхождения должны были посещать школу. Что касается девочек, то, как ни странно, желательно было, чтобы в школе учились только дочери торговцев или крестьян.

То, что мы сейчас называем высшим образованием, начиналось в Греции. Знаменитая Афинская академия была основана в 387 г. до н. э. Платоном, философом, поставившим перед собой цель реформировать общество. Он хотел обучать горожан, которые затем создали бы новый, образованный правящий класс. Поэтому этика и философия являлись основными предметами обучения. Под руководством последователей Платона академический метод обучения приобрел энциклопедический характер путем сбора информации обо всех отраслях науки. Затем по примеру Афин были основаны открытые институты в Бейруте и Антиохии и знаменитый Александрийский Мусейон. Там приветствовалось участие женщин, в качестве как учащихся, так и преподавателей. К III в. до н. э. Александрийский Мусейон стал научным центром Средиземноморья. И хотя Александрийская школа затмила Афинскую академию, последняя просуществовала еще 800 лет и была закрыта в 529 г. н. э. по приказу императора Юстиниана, усмотревшего в нем рассадник язычества. К этому времени Восточная Римская империя официально стала христианской державой, и уже 100 лет как существовал университет в Константинополе, в противоположность древним языческим институтам бывший исключительно мужским христианским центром обучения.

Египетский писец сидя пишет на папирусе тростниковым пером. Перед ним на столе — подставка с разноцветными чернилами и сосуд с водой.

Похоже, что подобных ожесточенных религиозных конфликтов не было в системе образования великого философа древности Конфуция. В Лояне в 124 г. до н. э. император By Ти основал императорский университет, насчитывавший 50 студентов, число которых увеличилось к 10 г. до н. э. до 3 тысяч, а к 30 г. н. э. - до 10 тысяч. Было учреждено несколько преподавательских должностей, которые назывались «знатоки великой науки». В 276 г. н. э. была основана также национальная академия. Эти две организации выполняли разные функции: в университете обучали потомков императорского клана, а в академию принимали «талантливых людей из простонародья».

Что касается высшего образования в Индии, то его прошлое мало изучено, но из записок путешественников, посетивших страну, хорошо известен буддийский университет в Наланде. В начале VII в. н. э. китайский ученый Сюань Цань писал, что в этом комплексе из 400 строений обучается 10 тысяч студентов. В Наландский университет принимали по строгому устному экзамену, в результате которого отсеивалось 80 процентов кандидатов. Репутация университета была так высока, что многие просто притворялись, что учатся там; в конце концов проблема мнимых выпускников стала столь острой, что власти университета были вынуждены выдавать сертификат ученой степени в виде глиняной печати.

Первые библиотеки появились в Ираке - на родине письменности и школ. В эпоху шумеров в замках местной знати скопились огромные архивы религиозных текстов, которые тщательно сохранялись и переписывались на протяжении веков. Так как такие собрания создавались сначала древними властителями, то первая из известных больших национальных библиотек была построена в дворцовом саду ассирийским царем Ашшурбанипалом (668-627 гг. до н. э.). Ассирийцы были наследниками месопотамской цивилизации, насчитывавшей три тысячи лет, и задачей библиотекарей Ашшурбанипала было собрать в одно место все уцелевшие свидетельства мудрости предшественников. Царь повелел им усердно выискивать новые приобретения:
«Охотиться в архивах за ценными табличками, которых нет в Ассирии, и посылать их мне… Я написал чиновникам… и никто не должен утаить от нас ни единой таблички, и если вы узнаете о какой-нибудь… о которой я не писал вам, но которая, по вашему мнению, может оказаться полезной для моего дворца, то найдите ее, приобретите и пришлите мне».

Много собранного материала оказалось на мертвом шумерском языке. Чтобы помочь писцам перевести эти тексты на ассирийский язык, были подготовлены сотни списков слов и целые словари. Эти усердные труды ассирийцев сделали шумерскую литературу доступной для современных ученых. Научное изучение языков началось в Месопотамии более 2500 лет назад.

Ашшурбанипал, ассирийский царь (668-627 гг. до н.э.), основатель первой в мире большой библиотеки в Ниневии (Ирак).

Библиотекари Месопотамии сделали также первые шаги в направлении информационной науки. Тексты, записанные на табличках, были тщательно пронумерованы в порядке следования; на последней табличке часто содержалась краткая аннотация всего текста, а также имя переписчика. Таблички складывались стопками на полках или в корзинах, к которым прикреплялись глиняные бирки, также составлялись каталоги с перечнем содержания и местонахождения корзин с табличками.

Греческие правители Ближнего Востока эпохи эллинизма были более фанатичными коллекционерами книг, чем ассирийцы. Птолемей I Египетский (323-283 гг. до н. э.) в своей столице Александрии заложил самую знаменитую библиотеку древности, собрав около 200 тысяч манускриптов. Ее завершил сын царя, Птолемей II, страстный покровитель наук. На должность главного библиотекаря подыскивали ученых во всех концах эллинистического мира. Главная Александрийская библиотека была построена для учащихся Мусейона, но вскоре после этого была основана дополнительная библиотека, чтобы разместить не помещавшиеся на полках манускрипты. Этой библиотекой могли пользоваться читатели с улицы. Как посетовал один ученик-сноб из Мусейона, «это позволило всему городу удариться в философию».

Птолемей III (247-222 гг. до н. э.) был печально известным библиоманом. Он приказал отбирать у каждого прибывающего в александрийский порт все имеющиеся при нем манускрипты. Если содержащиеся там тексты еще не значились в библиотеке, манускрипты забирали, а их владельцам компенсировали потерю копией, сделанной на более дешевом папирусе. Чтобы завладеть первоисточником, Птолемей не пренебрегал и нечестными уловками. Он уговорил правителей Афин дать ему на время рукописи пьес их великих драматургов - Эсхила, Софокла и Эврипида, дав им огромный задаток золотом в качестве гарантии. Едва эти труды очутились в его руках, как он решил с ними не расставаться. Разъяренные афиняне оказались обманутыми, получив взамен только золото и некоторые ничего не стоящие копии их бесценных литературных сокровищ.

Евмен II (197-159 гг. до н. э.), греческий правитель Пергамского царства в Западной Турции, учредил библиотеку, которая могла соперничать с александрийской. Чтобы подавить эту угрозу в зародыше, Птолемей запретил экспорт папируса, в ответ на что Пергам начал производить пергамент (изготавливался из специально обработанных шкур животных путем длительного вымачивания, выскабливания, растягивания и шлифовки. Полученный материал разрезали на листы для получения манускриптов.) Это и дало основание считать, что именно жители Пергама изобрели пергамент; на самом деле с Пергамом связано только происхождение слова «пергамент». Жители Пергама лишь усовершенствовали технику изготовления этого материала. Археологические находки свидетельствуют, что пергамент изобретен гораздо раньше; образцы, сделанные из шкуры верблюда в VII в. до н. э., были найдены под Хевроном в Палестине в 1969 г.

Страсть ко все большему сосредоточению информации в царских библиотеках Александрии и Пергама имела переменный успех, пока оба города не были завоеваны римлянами. Куда исчезли книги, остается тайной. Греческий историк Плутарх рассказывает, что Марк Антоний завладел 200 тысячами томов пергамской библиотеки в 41 г. до н. э. и подарил их царице Клеопатре, последней правительнице из династии Птолемеев. Но это отрадное сообщение об объединении двух соперничавших библиотек перечеркивается замечанием самого Плутарха о том, что он не верит этой небылице. В любом случае, к этому времени в Александрийской библиотеке было собрано полмиллиона свитков, и она продолжала процветать и под владычеством Рима. Утверждение о том, что Юлий Цезарь уничтожил библиотеку в 48 г. до н. э., является мифом, возникшим из-за непонимания событий, когда при осаде города сгорело огромное количество папирусов, находившихся в домах.

Действительными врагами библиотеки были поздние христиане, систематически обыскивавшие языческие центры знаний в IV-V вв. н. э. Библиотека была сожжена после завоевания ими Египта в 640 г. н. э., но к тому времени в этом некогда великом храме науки мало что уцелело. Если бы не арабы, сохранившие в своих университетах многое из наследия греческих наук и передавшие это западному миру в последовавшие средние века, то нам не были бы известны многие научные трактаты времен Греции и Рима.

Однако невозможно вообразить, чтобы древнее искусство средств общения ограничивалось чтением, письмом, лингвистикой, наукой об информации или передачей литературной и научной классики. Когда древние использовали коды и шифры, это мастерство действительно заключалось в сокрытии сообщения, чтобы его могли понять только те, кто обладал ключом к разгадке. Но возникала необходимость в более прямых средствах общения, особенно при военных действиях, ключевым элементом которых была скорость передачи сообщения.

Почтовая служба, голубиная почта и даже телеграф были изобретены для того, чтобы как можно быстрее передать новость из пункта А в пункт Б. Достижения древних обществ в средствах общения, возможно, приблизили их к нам гораздо больше, чем любое другое техническое достижение: не только системы, которые они изобрели, очень похожи на используемые в настоящее время, но их назначение - сохранение записей - дает нам неоценимый источник информации о жизни древнего мира.

5 необычных способов передачи информации в древности

Ответ редакции

История человечества знает примеры удивительных способов передачи информации, такие как узелковая письменность, индейские племена под названием вампум и шифрованные манускрипты, один из которых криптологи не могут разгадать до сих пор.

Узелковое письмо в Китае. Фото: Commons.wikimedia.org

Узелковое письмо или способ записи при помощи завязывания узелков на веревке, предположительно, существовал еще до появления китайских иероглифов. Узелковая письменность упоминается в трактате Дао дэ цзин («Книге пути и достоинства»), написанном древнекитайским философом Лао-цзы в VI-V вв. до н.э. В качестве носителя информации выступают связанные между собой шнуры, а саму информацию несут узелки и цвета шнурков.

Исследователи выдвигают разные версии предназначения такого вида «письменности»: одни считают, что узелки должны были сохранить для предков важные исторические события, другие - что древние люди таким образом вели бухгалтерию, а именно: кто ушел на войну, сколько человек вернулось, кто родился и кто умер, какова организация органов власти. Кстати, узелки плели не только древние китайцы, но и представители цивилизации инков. У них существовали свои узелковые письмена «кипу», устройство которых было похоже на китайскую узелковую письменность.

Вампум. Фото: Commons.wikimedia.org

Эта письменность североамериканских индейцев больше напоминает разноцветный орнамент, нежели источник информации. Вампум представлял собой широкий пояс из нанизанных на шнуры бусин из раковин.

Чтобы передать важное сообщение, индейцы одного племени отправляли в другое племя гонца-вампумоносца. С помощью таких «поясов» заключались договоры между белыми и индейцами, а также фиксировались самые важные события племени, его традиции и история. Помимо информативной нагрузки, вампумы несли бремя валютной единицы, иногда просто использовались в качестве украшения для одежды. Люди, которые «читали» вампумы, имели привилегированное положение в племени. С появлением на американском континенте белых торговцев в вампумах перестали использовать ракушки, заменив их стеклянными бусинами.

Натертые железные пластины

Блики от пластин предупреждали племя или поселение об опасности нападения. Однако такие способы передачи информации использовались только в ясную солнечную погоду.

Стоунхедж и другие мегалиты

Мегалитическое захоронение в Бретани. Фото: Commons.wikimedia.org

Древние путешественники знали специальную символическую систему каменных сооружений или мегалитов, которые показывали направления движения в сторону ближайшего поселения. Эти каменные группы предназначались, прежде всего, для жертвоприношений или в качестве символа божества, но они же являлись практически дорожными знаками для заблудившихся. Считается, что один из самых знаменитых памятников эпохи неолита - британский Стоунхендж. Согласно самой распространенной версии, он был построен в качестве большой древней обсерватории, так как положение камней можно связать с расположением небесных святил в небе. Существует также версия, которая не противоречит данной теории, о том, что геометрия расположения камней на местности несла информацию о лунных циклах Земли. Таким образом, как предполагается, древние астрономы оставили после себя данные, которые помогали потомкам управляться с астрономическими явлениями.

Шифрование (Манускрипт Войнича)

Рукопись Войнича. Фото: Commons.wikimedia.org

Шифрование данных используется с древних времен до сих пор, совершенствуется только способы и методы шифровки и дешифровки.

Шифровка позволяла передавать сообщение тому, кому оно предназначалось таким образом, чтобы никто другой не имел возможности понять его без ключа. Праотцом шифрования является криптография — моноалфавитная письменность, прочесть которую можно было только с помощью «ключа». Одним из примеров криптографического шрифта является древнегреческий «скитала» — цилиндрическое устройство с поверхностью из пергамента, кольца которого двигались по спирали. Дешифровать сообщение можно было только с помощью палочки такого же размера.

Одним из самых загадочных манускриптов, записанных с помощью шифровки, считается рукопись Войнича. Свое название манускрипт получил в честь одного из владельцев — антиквара Вилфрида Войнича, который приобрел его в 1912 году у Римской коллегии, где она ранее хранилась. Предположительно, документ был написан в начале XV века и описывает растения и людей, но дешифровать его не удается до сих пор. Это сделало манускрипт известным не только в среде криптолгов- дешифровщиков, но и породило разного рода мистификации и домыслы среди обычных людей. Причудливые тексты рукописи кто-то считает искусной подделкой, кто-то важным посланием, кто-то - документом на искусственно придуманном языке.