Учебно-воспитательное пространство школы как среда, формирующая личность. Консультация на тему: Консультация для воспитателей "Развивающая предметно-пространственная среда – необходимое условие для художественно- эстетического развития ребенка."

Характеризуя воспитательную систему школы, В. А. Сухомлинский особое внимание уделял «материальной базе школы и окружающей детей обстановке», справедливо считая их «необходимым условием полноценного педагогического процесса» и «средством воздействия на духовный мир воспитанников, средством формирования их взглядов, убеждений и хороших привычек».

Опираясь на труды В. А. Сухомлинского, определим предметно-пространственную среду воспитания как особым образом организованную в пространстве и времени совокупность материальных вещей, окружающих педагога и учащихся в воспитательном процессе .

Предметно-пространственная среда включает в себя:

1) здания и помещения школы (классы-кабинеты, коридор, столовую, спортзал и т. д.);

2) школьный двор и прилегающее к школе пространство;

3) мебель и оборудование (различные средства осуществления педагогического процесса – от классной доски и мела до персонального компьютера и полного комплекта музыкальных инструментов для школьного оркестра);

4) средства обеспечения санитарно-гигиенических условий (освещённости, температурного режима, чистоты, вентиляции) и техники безопасности;

5) элементы предметно-пространственной среды, являющиеся результатами работы самих субъектов педагогического процесса:

Выставки ученических поделок, рисунков, сочинений и т.д.;

Выставки творчества взрослых: педагогов и родителей учащихся;

Фото-, аудио-, кино-, видеохроники школьной жизни;

Школьный архив (или музей), хранящий подшивки старых стенгазет, афиш, тематических альбомов, результаты краеведческой работы и т.д.;

Элементы художественно-эстетического оформления интерьеров школы и прилегающего к ней пространства;

Трудоёмкие объекты, созданные при активном участии школьников, а также в содружестве семьи и школы: горка и снежный городок рядом со школой, декорации и костюмы для школьных постановок и т.д.;

6) специальные элементы эстетического оформления (оформление интерьеров, выставок и экспозиций, а также отдельные рисунки, панно, комнатные растения, занимающие своё место в эстетическом оформлении);

7) световые и шумовые эффекты, музыкальное оформление;

8) одежда и личные вещи педагогов и воспитанников (внешний вид человека несёт информацию не только о нём, но и среде его пребывания; один «оборванец» в группе аккуратно одетых людей выглядит «белой вороной», однако и аккуратность одежды, скорей всего, вызовет насмешки в группе нерях);

9) информационно-организующие элементы предметно-пространственной среды: расписание занятий, «доска объявлений», школьная газета, «классный уголок» (специально оформленное в классе место для наглядного размещения нужной в жизни класса информации), а также разнообразная школьная документация (классный журнал, дневники учащихся, планы работы и т. д.).

Создание благоприятной предметно-пространственной среды подразумевает такую организацию пространства, при которой воспитательная работа осуществляется наиболее эффективно. Для этого необходимо, чтобы пространство, где протекает воспитательный процесс, уже само по себе являлось средством воспитания, несло большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Эффективность предметно-пространственной среды в воспитании определяется следующими условиями:

1. Соответствие целям и задачам воспитания.

2. Соответствие санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности.

3. Эстетичность и аккуратность.

4. Культуросообразность (соответствие общекультурным требованиям, учёт особенностей культуры данной национальности, данной местности).

5. Эмоциональная и информационная насыщенность.

6. Соответствие организации пространства организации педагогического процесса в данной школе.

7. Соответствие возрастным особенностям учащихся.

8. Многоканальность воспитательного воздействия предметно-пространственной среды (через различные органы чувств).

9. Поддержание в функциональном состоянии (своевременный ремонт, уборка, замена материальных средств; постоянное обновление, совершенствование предметно-пространственной среды).

10. Участие воспитанников в создании и поддержании предметно-пространственной среды.

Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. – М., 1979. С. 116.


P.S. Благоприятная среда складывается из мелочей, которые обеспечивают комфорт и эстетичность того пространства, к котором осуществляется любой – не только педагогический – процесс. В этом немаловажную роль играют красивые и гигиеничные отделочные материалы, функциональные элементы интерьера. Ветхие, облезлые, плохо закреплённые полка, дверь, оконная рама не только не способствуют эстетическому воспитанию детей, они могут стать источниками серьёзных физических травм.
В разных городах России есть торговые и дизайнерские фирмы, предлагающие широкий выбор качественных дверей. Двери межкомнатные и входные в Ростове предлагает одна из таких фирм, заботящихся о комфорте и безопасности потребителя.

Консультация для воспитателей.

Развивающая предметно-пространственная среда – необходимое условие для художественно- эстетического развития ребенка .

Мы - взрослые и дети, постоянно сталкиваемся с художественными и эстетическими явлениями: в сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль в нашей жизни. В наше время проблема художественно-эстетического развития, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Задачами художественно-эстетического развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС являются:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Основными средствами художественно-эстетического развития является:

Развивающая предметно-пространственная среда;

Произведения искусства;

∗ Природа;

Образовательная деятельность;

Самостоятельная художественная деятельность детей;

Праздники, развлечения, досуги, выставки.

Оформление развивающей предметно-пространственной среды призвано научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Художественное оформление дошкольного учреждения обуславливается содержанием воспитательной работы, требованиями по охране жизни и укрепления здоровья, его художественного развития. Чистота и порядок является не только гигиеническими, но и эстетическими требованиями к интерьеру детского сада. Важно, чтобы оформление было стилистически выдержанным. В оформлении помещений можно использовать рисунки детей, родителей, воспитателей. Соответствующим гигиеническим и эстетическим требованиям должно отвечать и оформление площадки детского сада.

Уже с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков происходит художественно-эстетическое воспитание личности. Ни что иное, как окружающая среда, откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь.

Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Поэтому оформлению групповых комнат необходимо уделять огромное значение.

При создании развивающей предметно- пространственной среды необходимо руководствоваться общими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

Насыщенность среды должна соответствовать содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей.

Организация образовательного пространства должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, эмоциональное благополучие.

Трансформируемость предполагает возможность изменения предметно-пространственной среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей) Наличие полифункциональных предметов, незакрепленных жестко, пригодных для использования в разных видах детской активности (например, природные материалы)

Вариативность среды предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих художественно-эстетическую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

Доступность среды – это свободный доступ ко всем играм, игрушкам и материалам, пособиям.

Безопасность среды предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Развивающая предметно-пространственная художественно-эстетическая среда (В. В. Давыдов, Л. П. Печко, В. А. Петровский) должна быть:

Сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности;

Взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;

Не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики детского восприятия, стимулировать активность детей;

Активно включать детей в создание среды, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими;

Должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.

Порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, - материалы могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку;

Должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей.

Огромную роль в художественно – эстетическом развитии играют произведения искусства. Их используют в оформлении дошкольного учреждения, во время обучения, самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают:

Произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи),

Графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации),

Малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева),

Произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные и др.).

Разнообразные мероприятия в детском саду обязательно сопровождаются музыкой (утренняя гимнастика, досуг и т.п.).

Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели, использованием их произведений (например, «Времена года» П. Чайковского, репродукции картин И. Шишкина и др.). Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю его жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам художественно-эстетического воспитания.

Образовательная деятельность

Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого используют образовательную деятельность по всем направлениям художественно-эстетического развития, совместную деятельность педагогов с дошкольниками, дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, спектакли и т.п.

Непосредственно образовательная деятельность:

Изобразительная деятельность;

Музыка;

Чтение художественной литературы.

Необходимым условием успешного развития способностей детей заключается в предоставлении им большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом. Самостоятельная художественная деятельность детей является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.

Развитие самостоятельной художественной деятельности стимулируют такие факторы:

Процесс обучения на занятиях, его развивающий характер, формирование способов самостоятельных действий;

Художественные впечатления детей, побуждающие их к дальнейшему воплощению в деятельности;

Педагогически целесообразная эстетическая предметная среда;

Поощрительное влияние родителей, которые стимулируют творческие поиски и попытки детей;

Опосредованное влияние педагога, который инициирует самостоятельный поиск детей.

Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создают специальные зоны (центры) с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной.

Однако в самостоятельной деятельности детей имеет место роль взрослого. Она заключается в доброжелательной ненавязчивой помощи.

Праздники, организованные в детском саду формируют представления детей о будничных и праздничных днях, воспитывают внимание и любовь к окружающим людям..

С праздниками, досугами, развлечениями, выставками связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.

Особая роль принадлежит выставкам детско-родительского творчества, которые позволяют выразить эстетические чувства и стремления не только дошкольников, но и взрослых.

Не менее важной стороной содержания художественно - эстетического развития является его направленность на личностное развитие дошкольников.

Прежде всего, необходимо формировать у дошкольников эстетические потребности в области искусства, стремление к постижению художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания художественно – эстетического развития является воспитани е у дошкольников художественных восприятий.

Восприятие – это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Эти восприятия должны охватывать широкую область эстетических явлений. Необходимо воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно – эстетической культуры личности дошкольника.

Существенным компонентом художественно – эстетического развития является овладение дошкольниками знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои мысли и чувства по отношению к ним.

Основной целью художественно-эстетического развития дошкольников является:

Развитие способности художественного видения мира;

Приобщение к миру искусства;

Развитие художественно-творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает создание следующих условий:

Обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

Организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования, сюжетно-ролевой и режиссерской игры;

Предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

Поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

Эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.

Создание художественно-эстетической среды обеспечивает ребенку:

Чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования;

Интеллектуально-эстетическое развитие;

Возможности самовыражения в музыкальной деятельности;

Социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).

Созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.


от 45 до 60 – о высокой степени приверженности педагогического коллектива гуманистическим принципам воспитания.

VI. Анализ некоторых организационных условий процесса воспитания

1.Рекомендации к проведению анализа предметно-эстетической среды образовательного учреждения

Казалось бы проведение подобного анализа – это всегда субъективная оценка, дело вкуса. Кому-то может нравиться один вариант организации школьного пространства, кому-то – другой. А о вкусах, как известно, не спорят. Но в данном случае речь и не должна идти об эстетической оценке. Речь идет об оценке педагогической. То есть, не о соответствии тех или иных компонентов школьной среды эстетическим пристрастиям экспертов, а об их педагогической целесообразности.

В этой связи экспертам, проводящим анализ предметно-эстетической среды школы, мы рекомендуем обратиться к мнению таких специалистов, как Т.И.Кислинская и Ю.С.Мануйлов. Наши рекомендации составлены на основе именно их профессионального педагогического взгляда на предметно-эстетическую среду школы.

Итак, в школе важно все. Ведь воспитательным потенциалом обладают и учебный материал, и манера учителя одеваться, и внешний вид школьного здания. Но, к сожалению, о потенциале предметно-эстетической среды школы обычно вспоминают только при проведении утренника или выпускного вечера. А ведь обстановка двора, вестибюля, класса – это то, с чем ребенок имеет дело ежедневно. Эстетические ценности, будоражащие воображение, поражающие изяществом и чистотой форм, художественным совершенством, «шлифуют» чувства и «чеканят» вкус, делая детей более разборчивыми в выборе и преобразовании условий своей жизни. Не менее важно и то, что предметно-эстетическая среда способствует формированию у ребенка отношения к школе как к «своей».

В этой связи важно, по нашему мнению, наличие у каждой школы модели обустройства жизненного пространства учащихся. Причем она не обязательно должна быть отражена в чертежах или эскизах. Достаточно, чтобы у педагогического коллектива было вполне четкое видение внешнего облика школы и представление о том, как каждый элемент среды будет работать на воспитание. Существенно также другое. Финансовое положение наших школ таково, что улучшение их облика может в лучшем случае проходить поэтапно. И наличие модели может помочь созданию художественно-эстетического единства школьной среды если не сегодня, то в будущем. Варианты организации предметно-эстетической среды школы могут быть самыми разными. Эта вариативность обусловлена в первую очередь многообразием типов школ.

Воспитательная роль школьного интерьера несомненна. Об этом в последние два десятилетия написано немало статей и архитекторов-проектировщиков, и исследователей по психологии восприятия цвета. Существуют никем не отмененный нормативный документ, определяющий санитарно-гигиенические и эстетические условия образовательной среды. Наконец Ростовская область может гордиться тем, что областной институт усовершенствования учителей первым (и пока единственным) в России выпустил в свет еще в 1990 г. методические рекомендации для директоров школ «Школьный интерьер». Доказано, что:

Использование цвета в соответствии с возрастными или национальными предпочтениями может оказывать на учащихся тонизирующий эффект;

Характер колерной покраски стен (цвет, текстура, фактура) оказывают серьезное влияние на интеллектуальную работоспособность учащихся, на концентрацию внимания;

Среда отдыха (рекреации) должна быть контрастна той, что вызвала утомление (учебные кабинеты);

Успех обучения во многом зависит от наличия «поля зрительного интереса» в интерьере учебного кабинета.

Известно, что любая среда, в том числе и образовательная, как бы провоцирует человека на определенные поступки, создавая для них благоприятные условия. Вряд ли найдется тот, кто бросит бумажку или окурок на беломраморные ступени лестниц любого петербургского дворца. А на серые бетонные ступени лестниц, напоминающих о казематах?..

Процесс образования предъявляет особые требования к архитектурной организации пространства. Ведущим началом здесь является функциональная организация учебного процесса и ее выражение в объемном решении.

Психолого-педагогические возможности архитектуры чаще всего не принимаются во внимание, хотя они более значительны, чем кажется на первый взгляд. Двухлетние исследования в двух различных подземных школах США показали, что те же преподаватели с теми же учебниками и программами в традиционных школах (с естественным освещением) добивались худших результатов по усвоению материала, особенно по естественным дисциплинам, требующим большой абстракции. Строящиеся в США в целях защиты учащихся от стихийных бедствий подземные школы подтвердили, что замкнутое окружение способствует лучшему усвоению учебного материала: успеваемость учащихся в младших классах повышается на 34%, в старших - на 9%, а 58% детей заявили, что яркая окраска интерьеров школы побуждает их лучше относиться к занятиям.

Основными группами помещений любого учебного заведения являются учебные кабинеты, лаборатории, лекционные залы, мастерские, студии и рекреационные помещения, совмещающие функции отдыха и коммуникаций.

Учебные помещения должны отвечать комплексу требований - педагогическим, гигиеническим, психологическим, эстетическим, функциональным. Архитектурное решение этой группы помещений должно обеспечивать пространственную организацию различных форм и методов обучения - коллективных, групповых, индивидуальных, что предполагает некоторую универсальность их габаритов. Интерьер каждого учебного помещения должен иметь свое «лицо» и отвечать требованиям эргономики (световой и цветовой климат, естественная освещенность, ориентация по частям света, температурный режим, условия естественной или принудительной вентиляции).

Существует понятие «цветовой душ». В зависимости от принятой цветовой среды усвоение учебных программ может быть различным. Доказано, что желтый и оранжевый цвета улучшают умственную деятельность; желтый цвет, более чем синий, способствует концентрации внимания.

Учебный процесс характеризуется интенсивными интеллектуальными нагрузками. Перегруженность информацией, точная зрительная работа при различных требованиях к цветоразличению, высокая психофизическая нагрузка вызывают значительную утомляемость учащихся. Во многом это зависит от архитектурного решения пространства учебных помещений и рекреаций. Так, освещение в пределах яркостных контрастов с отсутствием слепи-мости, цветовое решение с учетом оптимального различения объекта внимания и плоскостного фона (тетрадь-стол, доска-стена), создание условий для сосредоточенности, концентрации внимания (создание цветом «поля зрительного интереса») способствует меньшей утомляемости школьников.

Для соблюдения правила интервалов в восприятии информации (время насыщения информацией и кратковременного отдыха) необходимы:

Создание цветового поля зрительного отдыха (пространственный фон, более интенсивная окраска стены, противоположной доске);

Изменение окружающей среды в течение дня, повышающее тонус коры головного мозга.

Уже отмечалось, что среда отдыха (рекреации) должна быть контрастна той, которая вызвала утомление. Противопоставление может быть достигнуто по форме и величине пространств, по цвету и характеру освещения, фактуре и текстуре поверхностей стен, и др.

Цветовой климат всего помещения имеет огромное значение для самочувствия школьника. Особенно возросла роль цвета в интерьере в связи со стремлением компенсировать однообразие и упрощенность форм типовых образцов пространства, мебели и оборудования, обусловленных современной технологией индустриальных методов строительства. Цвет как компонент среды влияет на работоспособность человека. По официальным данным, потери рабочего времени, связанные с неблагоприятным цветовым климатом, достигают 10-20%. Отсюда - важность цветовых характеристик.

Красный цвет обладает стимулирующим воздействием. Лабораторными исследованиями установлено, что он нервирует человека, заставляет спешить, вызывает повышение кровяного давления, ускоряет ритм дыхания, усиливает потоотделение. Поэтому в школьных зданиях этот цвет может найти место разве что на лестничных клетках.

Оранжевый цвет вызывает радость, создает ощущение благополучия, но возбуждает и быстро утомляет, хотя и стимулирует умственную работу. Если все стены в небольшой комнате окрасить в оранжевый (или желтый) цвет, то долгое пребывание в ней человека вызовет у него головокружение и тошноту. Поэтому в чистом виде оранжевый цвет может использоваться в местах краткосрочного пребывания детей - на лестничной клетке, в рекреации, в столовой, в буфете. Дети младшего школьного возраста любят его, поэтому если оранжевый цвет используется в классной комнате, он должен быть неинтенсивным, «разбавленным» (пастельным).

Зеленый и голубой цвета - любимы старшеклассниками. Они вызывают чувство свежести, снимают возбуждение и усталость, успокаивают. Голубой цвет вызывает ощущение прохлады, снижает кровяное давление.

Фиолетовый цвет - аморфный, безжизненный. Он вызывает печаль и пассивность.

Коричневый и оливковый цвета несколько успокаивают, вызывают депрессию, притупляют эмоции. Это «тяжелые» цвета.

Белый и светло-серый цвета при их изобилии в интерьере производят впечатление холода, пустоты.

Эта информация весьма полезна учителю, так как в наши дни ремонт классных комнат по всей стране ведется «своими силами», на средства, собранные родителями учащихся, и нередки серьезные ошибки в цветовом решении интерьера.

Цветовая окраска стен и мебели должна быть тесно связана со степенью их естественной и искусственной освещенности. В помещениях, ориентированных на север, стены следует окрашивать в «теплые» тона (желтый, бежевый, канареечный, салатовый). Они успешно компенсируют недостаток света. Наоборот, в светлых, солнечных комнатах, обращенных окнами на юг, можно применить насыщенные цвета - светло-голубой, светло-зеленый, компенсирующие избыток света, утомительного для глаз.

Эстетические качества цвета, обращенные к нашим чувствам, имеют явно физическую окраску. Модные увлечения пластиком приводят к нежелательным последствиям - накоплению статического электричества и пыли, а пестрота расцвечивания откровенно раздражает, утомляет. Кроме того, пластик (особенно светлых тонов) дает яркие блики света, сильно мешающие зрительному восприятию информации.

Эстетично оформленная образовательная среда создает позитивный психологический настрой (установку) поведения человека, предрасполагая его к действиям соответственно функциям социального процесса, происходящего в этой среде. Доказано, что школы с более высокими эстетическими качествами отличаются низким уровнем проявлений вандализма.