В третьяковской галерее ребята видели консерватории.

Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Например:

Дополнения, как правило, выражаются существительными или местоимениями, но могут быть выражены и словами других частей речи в значении существительного. Например: Что это был за туман, который застилал от глаз (что?) самое важное . (А. Чехов)

В роли дополнения может употребляться неопределённая форма глагола: просить, умолять, приказывать, разрешать, препятствовать и др. Например: Я велел ямщику ехать . (А. Пушкин)

Примечание. 1. Дополнение может выражаться словосочетанием, например: Летом я прочитала (что?) много книг ; Мы выписываем «Российскою газету» .

2. Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно распространяется действие, например: Я взял ручку и начал писать сочинение ; За поворотом - мы увидели деревню .

Прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога при отрицании.

Например: Брат не написал письма .

Остальные дополнения - косвенные. Например: Семья приготовилась к отъезду . Полученному письму рады.

122. Прочитайте. Определите, какой теме посвящены все предложения этого упражнения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите дополнения; укажите по образцу, чем они выражены, являются прямыми или косвенными.

Образец. С именем (косв.) Ивана Дмитриевича Сытина была связана каждая четвёртая из книг, изданных в России перед Октябрьской революцией.

1. Ми(л, лл)ионы детей учились читать по его азбукам и букварям ми(л, лл)ионы взрослых по его деш..вым изданиям (в)первые знакомились с произведениями русских классиков. 2. В 1882 году Сытин образовал (книго)издательское и (книго)торговое товарищество «Сытин и К°» с капиталом в 75 тыс. рублей а в следующем году открыл на Старой площад.. собственную книжную лавку. 3. С именем Сытина связ..вают целую эпоху в деле широкого народного просвещения. 4. В начале деятельности Сытина произведения Пушкина Гоголя Толстого Достоевского и других замечательных писателей были доступны лишь (не)значительной части русского общества. Эти книги стоили дорого и прод..вались лишь в городских магазинах. 5. В деревни коробейники-офени доставляли деш..вые книжки, так называемую лубочную литературу. 6. По предложению В. Г. Черткова, друга и единомышле(н, нн)ика Л. Н. Толстого, Сытин нач..л изд..вать книги лучших русских писателей и прод..вать их по деш..вой цене. (С)начал.. выпуск этих книг почти (не)покрывал затрат на них. 7. Сытин продолжал нач..тое дело и (в)скоре почу(?)ствовал положительные сдвиги. 8. В последующие годы издательство Сытина стало выпускать не только художественные произведения но и (научно)популярные книги деш..вые учебники для деревенских школ (много)томные энциклопед.. для (небогатых читателей из народа. 9. Результатом всей этой огромной просв..тительской деятельност.. стало заметное изменение вкуса народа.

(По К. Рыжову)

123. Расскажите, что интересного вы узнали об Иване Дмитриевиче Сытине, используя текст предыдущего упражнения.

124. Выпишите предложения, в которых дополнение выражено неопределённой формой глагола. Какова синтаксическая роль неопределённой формы глагола в невыписанных предложениях?

1. Помните сказку о том, как один старик попросил своих сыновей переломить веник? Сыновья ломали, ломали и не смогли сломать. Старик велел развязать веник и попробовать сломать его по прутику. (Е. Пермяк) 2. Муромский... предложил им осмотреть перед обедом сад. 3. Швабрин... просил меня забыть о прошедшем. 4. Алексей заклинал её не лишать его одной отрады: увидеться с нею. 5. Зурин уговорил меня попробовать пуншу. 6. Мать велела мне дать руку Дон Альвару. 7. Я приказал ехать на неизвестный мне предмет. 8. Василиса Егоровна принудила его во всём признаться. 9. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (А. Пушкин)

125. Завершите предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов. Стали ли предложения более информативными?

1. В Третьяковской галерее ребята видели - -, - -, - -. 2. В консерватории мои друзья прослушали - -, - -. 3. В кинотеатре мы смотрели - -, - -. 4. На концерте любимый певец спел - -, - -. 5. В театре мои родители видели - -, - -.

126. Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать зависимые существительные в винительном падеже без предлога.

В речи переходные глаголы употребляются вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказываний вне контекста остаётся неясным. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения.

127. Перепишите, вставляя перед сказуемым отрицание не и употребляя прямое дополнение в форме родительного падежа.

1. Он читает газеты и смотрит телевизор. 2. Студент законспектировал эту интересную статью. 3. Редактор заметил ошибку в тексте. 4. Ученики поняли новую теорему. 5. Рабочие имели специальное образование.

128. Прочитайте. В каких словах выражена основная мысль текста? Выпишите дополнения вместе со словами, к которым они относятся. Помните, что некоторые из дополнений выражены словосочетаниями. Укажите устаревшие слова и формы слов.

Подготовьте на основе выписанных словосочетаний устную характеристику Петра I.

Пётр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии; но те были хозяева-сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел хозяин-чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой.

Если Пётр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он ещё многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Охота к ремеслу развила в нём быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усвоял её. Он хотел узнать и усвоить всякое дело. С летами он приобрёл массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до четырнадцати ремёсел. Но выше всего ставил он мастерство корабельное. И Пётр достиг большого искусства в этом деле, современники искусство считали его лучшим мастером в России. Он был не только зорким наблюдателем и опытным руководителем при постройке корабля: он сам мог сработать корабль с основания до всех технических мелочей его отделки. Он гордился своим искусством в этом мастерстве и не жалел ни денег, ни усилий, чтобы распространить и упрочить его в России.

(По В. Ключевскому)

129. Прочитайте. Найдите в каждом предложении подлежащее и прямое дополнение. Легко ли это? Запишите предложения с таким порядком слов: 1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) прямое дополнение. Играет ли порядок слов смыслоразличительную роль?

  1. Глаза защищают ресницы.
  2. Путь перегородил овраг.
  3. Ветер сломал флюгер.

130. Найдите ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Знакомые очень рады за наши успехи. 2. Ко мне в голову пришла удачная мысль. 3. Жители были разбужены от страшного грохота. 4. В сочинении точно описано о дальнейшем развитии сюжета. 5. Вот об этом мы и покажем в следующем телесюжете. 6. Футболистам не пришлось доказывать о своей правоте. 7. На семинаре указали о недостатках в работе тренера. 8. Новый роман написан в несвойственном для писателя стиле. 9. Нужно больше уделять внимания на здоровье детей.

131. Прочитайте отрывок из статьи А. Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург», законченной в январе 1835 года. О каких чертах русского крестьянина говорит великий поэт? Какова основная мысль отрывка? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы простых предложений в составе сложных. Укажите прямые дополнения при сказуемых, выраженных переходными глаголами с отрицательной частицей не. В каком падеже они употреблены? Подчеркните прямые и косвенные дополнения.

Взгляните на русского крестьянина: есть(ли) и тень рабского унижения в его поступках и речи? О его смел..сти и смышлё(н, нн)ости и говорить (не)чего. Проворство и ловкость удивительны. Путешестве(н, нн)ик ездит из края в край России (не)зная ни одного слова (по)русски и везде его понимают исполняют его требования заключают с ним условия. (Ни)когда (не)встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud (простофиля) (некогда (не)заметите в нём (не, ни)грубого удивления (не, ни)невежественного презрения к чужому. В России нет человека, который(бы) (не, ни)имел своего собстве(н, нн)ого жилища. Нищий уходя скитаться по миру оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роск..ши у нас (не, ни)иметь коровы есть знак ужас(?)ной бедности. Наш крестьянин опрятен по пр..вычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывает(?)ся по (не, нискольку раз в день...

132. В черновиках А. Пушкина к «Путешествию из Москвы в Петербург» то же содержание изложено как разговор с англичанином-попутчиком. Ниже этот диалог приведён в сокращении.

Прочитайте. Найдите слова, которыми характеризует англичанин русского крестьянина. Есть ли среди этих слов дополнения?

Охарактеризуйте русского крестьянина 30-40-х годов XIX века по текстам упр. 131 и 132. Выделите в обоих текстах общее при характеристике духовных качеств, ума, физического облика, отношения к чужеземному. Запишите составленный вами текст.

Подле меня в карете сидел англичанин лет 36; я обратился к нему с вопросом: что может быть несчастнее русского крестьянина?

Англичанин. Английский крестьянин.

Я. Как? Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба?

Он. Что такое свобода?

Я. Свобода есть возможность поступать по своей воле.

Он. Следственно, свободы нет нигде, - ибо везде есть или законы, или естественные препятствия.

Я. Так, но разница покоряться предписанным нами самими законам или повиноваться чужой воле.

Он. Ваша правда. [Но разве народ английский участвует в законодательстве? Разве власть не в руках малого числа? Разве требования народа могут быть исполнены его поверенными?]

Я. Что поразило вас более всего в русском крестьянине?

Он. Его опрятность, смышлёность и свобода.

Я. Как это?

Он. Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлёности говорить нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия; никогда не встречал я между ими то, что соседи наши называют un badaud, никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны...

Я. Справедливо; но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?

Он. Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения? Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии?

Я. Не удалось.

Он. Так вы не видали оттенков подлости, отличающих у нас один класс от другого. Вы не видели раболепного поведения Нижней палаты перед Верхней, джентльменства перед аристократией, купечества перед джентльменством, бедности перед богатством, повиновения перед властью...

закончите предложения. запишите термины, которые вы использовали при ответе. Поясните их примерами примеры запишите.

1) Два предложения или более соединённые в одно, называются...
2) Если члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, то их называют....
3) Грамматическую основу предложения составляют...
4) Слово или сочетание слов,которое называет того к кому обращаются с речью, называют... и на письме выделяют...

Очень надо!!! Помогайте!1!

Задание 1 (1)… (2)Скорость таких лучей считалась очень большой. (3)… постепенно люди поняли, что никаких «зрительных лучей» не существует и

видим мы не потому, что какие-то лучи выходят из наших глаз, а, наоборот, потому, что свет от различных предметов попадает к нам в глаза и, воздействуя на сетчатку, приводит к появлению сигналов, поступающих в мозг, который и создаёт зрительные образы. (4)Вопрос об экспериментальном исследовании распространения света впервые поставил Галилей. (5)Самому Галилею, однако, так и не удалось убедиться, действительно ли световые лучи распространяются с высокой скоростью. (6)Впервые скорость света была измерена в 1676 году работавшим в Париже датским астрономом О. Рёмером, который наблюдал затмения ближайшего спутника Юпитера.
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

Галилею не удалось убедиться (предложение 5)

скорость считалась (предложение 2)

который наблюдал (предложение 6)

вопрос поставил (предложение 4)

Задание 2

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты
и направляющие развитие событий в совсем иное русло.
(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ТАКОГО НЕ СЛУЧАЕТСЯ (предложение 11).
Задание 3

Начало формы

Среди 7-11 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
Конец формы

Задание 4

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля
Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён – всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно
и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

Среди предложений 1-8 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

Задание 5

(23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то больш
Задание 5

(23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе
не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАЩИЩАТЬ (предложение 25).

Задание 6

(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (3)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?
(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых – наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?

Среди предложений 1-15 найдите простые односоставные неопределённо-личные предложения. Напишите номера этих предложений.

Задание 7
(2)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (3)Тогда же, во время Гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (4)… в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (5)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: германская подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (6)Это казалось невероятным – маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

идея (предложение 2)

которое будет погружаться (и) всплывать (предложение 2)

заставил весь мир (предложение 5)

это казалось (предложение 6)

Задание 8

Найдите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно.
Один молодой афинянин обратился в суд. Он утверждал, что его одряхлевший отец выжил из ума и потому не способен распоряжаться имуществом семьи. Старик не стал оправдываться – он лишь прочел судьям только что законченную трагедию. После этого спор был сразу решен в его пользу, а сына признали бессовестным лжецом. Трагедия называлась «Эдип в Колоне», а старика звали Софокл. (О.Левинская)
1) обратился в суд – простое глагольное;
2) выжил – простое глагольное;
3) не способен распоряжаться – составное глагольное;
4) не стал – простое глагольное.
Задание 9
Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинан

Пожалуйста помогите срочно!

Допишите предложения:
1. Грамматическую основу предложения составляют...
2. Слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью,называют... и на письме выделяют... .

Упр. 123. Расскажите, что интересного вы узнали об Иване Дмитриевиче Сытине, используя текст предыдущего упражнения.

Иван Дмитриевич Сытин родился 25 января (5 февраля) 1851 г. в селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Будущий издатель был старшим из четырех детей Дмитрия Герасимовича и Ольги Александровны Сытиных. Отец Ивана был родом из экономических крестьян, служил волостным писарем. Семья жила небогато, поэтому с 12 лет Ивану пришлось отправиться на заработки.

В начале он работал на Нижегородской ярмарке, где благодаря хорошему здоровью, смекалке и старательности смог помогать скорняку торговать в разнос меховыми изделиями. Некоторое время был учеником маляра.

13 сентября 1866 года Иван Сытин приехал в Москву с рекомендательным письмом к купцу Шарапову, который у Ильинских ворот торговал мехами и книгами. На то время Ивану исполнилось пятнадцать. На счастье Ивана в меховой лавке места для него не оказалось, поэтому его определили в книжную лавку. Так начался путь будущего известного книгоиздателя.

Сытин издавал произведения лучших русских писателей, научно-популярную литературу, дешевые учебники для деревенских школ и многотомные энциклопедии.

Упр. 124. Выпишите предложения, в которых дополнение выражено неопределённой формой глагола. Какова синтаксическая роль неопределённой формы глагола в невыписанных предложениях?

В невыписанных предложениях глаголы в неопределенной форме, являются частью составного глагольного сказуемого.

Упр. 125. Завершите предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов. Стали ли предложения более информативными?

1. В Третьяковской галерее ребята видели ——- , ——- , ——- . 2. В консерватории мои друзья прослушали ——- , ——- . 3. В ки­нотеатре мы смотрели ——- , ——- . 4. На концерте любимый певец спел ——- , ——- . 5. В театре мои родители видели ——- , ——- .

1.В Третьяковской галерее ребята видели картины великих русских художников, произведения скульптуры и древнерусские иконы. 2. В консерватории мои друзья прослушали отрывок из симфонии Глюка и несколько вальсов Моцарта. 3. В кинотеатре мы смотрели художественный фильм, снятый по роману Шолохова. 4. На концерте любимый певец спел несколько романсов девятнадцатого века, а также современные шлягеры. 5. В театре мои родители видели спектакль по произведению Бокаччо “Декамерон”.

Упр. 126. Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать зависимые существительные в винительном падеже без предлога.

В речи переходные глаголы употребляются вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказываний вне контекста остаётся неясным. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Знать друга, заметить оплошность, иметь мнение, торопить время, исполнять поручения, заключать договор.

Чтобы быть уверенным, необходимо хорошо знать своего друга. Нужно быть очень внимательным, чтобы заметить эту оплошность. Каждый человек имеет сое мнение по данному вопросу. Не стоит торопить время. Необходимо всегда точно исполнять поручения. Семь раз отмерь, прежде чем заключать договор.

Упр. 127. Перепишите, вставляя перед сказуемым отрицание не и употребляя прямое дополнение в форме родительного падежа.

1. Он читает газеты и смотрит телевизор. 2. Студент законспектировал эту интересную статью. 3. Редактор заметил ошибку в тексте. 4. Ученики поняли новую теорему. 5. Рабочие имели специальное образование.

1.Он не читает газет (сущ., род. п.) и не смотрит телевизора (сущ., род. п.) . 2. Студент не законспектировал этой интересной статьи (сущ., род. п.) . 3. Редактор не заметил ошибки (сущ., род. п.) в тексте. 4. Ученики не имели новой теоремы (сущ., род. п.). 5. Рабочие не имели специального образования (сущ., род. п.).

Упр. 128. Прочитайте. В каких словах выражена основная мысль текста? Выпишите дополнения вместе со словами, к которым они относятся. Помните, что некоторые из дополнений выражены словосочетаниями. Укажите устаревшие слова и формы слов.
Подготовьте на основе выписанных словосочетаний устную характеристику Петра I.

Пётр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии; но те были хозяева-сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел хозяин-чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой.

Если Пётр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он ещё многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело.5 Охота к ремеслу развила в нём быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усвоял её. Он хотел узнать и усвоить всякое дело. С летами он приобрёл массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до четырнадцати ремёсел. Но выше всего ставил он мастерство корабельное.

И Пётр достиг, большого искусства в этом деле, современники считали его лучшим мастером в России. Он был не только зорким наблюдателем и опытным руководителем при постройке корабля: он сам мог сработать корабль с основания до всех технических мелочей его отделки. Он гордился своим искусством в этом мастерстве и не жалел ни денег, ни усилий, чтобы распространить и упрочить его в России.

(По В. Ключевскому)

Упр. 129. Прочитайте. Найдите в каждом предложении подлежащее и прямое дополнение. Легко ли это? Запишите предложения с таким порядком слов: 1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) прямое дополнение. Играет ли порядок слов смыслоразличительную роль?

  1. Глаза защищают ресницы.
  2. Путь перегородил овраг.
  3. Ветер сломал флюгер.

1.Глаза защищают ресницы. – Ресницы защищают глаза. 2. Путь перегородил овраг. – Овраг перегородил путь. 3. Ветер сломал флюгер. – Ветер сломал флюгер.

Порядок слов играет смыслоразличительную роль, он ставит смысловое ударение на определенное слово. Например, в первом предложении, если произнести его с неправильной интонацией исказится смысл – можно подумать, что глаза выполняют роль защитника ресниц. Второе предложение также можно истолковать двояко. В третьем предложении – только один верный смысл (ветер – подлежащее, сломал – сказуемое, флюгер – прямое дополнение).

Упр. 130. Найдите ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения. Запишите предложения в исправленном виде.

Знакомые очень рады за наши успехи. 2. Ко мне в голову пришла удачная мысль. 3. Жители были разбужены от страшного грохота. 4. В сочинении точно описано о дальнейшем развитии сюжета. 5. Вот об этом мы и покажем в следующем телесюжете. 6. Футболистам не пришлось доказывать о своей правоте. 7. На семинаре указали о недостатках в работе тренера. 8. Новый роман написан в несвойственном для писателя стиле. 9. Нужно больше уделять внимания на здоровье детей.

  1. Знакомые очень рады нашим успехам. 2. Мне в голову пришла удачная мысль. 3. Жители были разбужены страшным грохотом. 4. В сочинении точно описано дальнейшее развитие сюжета. 5. Вот это мы и покажем в следующем телесюжете. 6. Футболистам не пришлось доказывать свою правоту. 7. На семинаре указали недостатки в работе тренера. 8. Новый роман написан в несвойственном писателю стиле. 9. Нужно больше уделять внимания здоровью детей.

Упр. 131. Прочитайте отрывок из статьи А. Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург», законченной в январе 1835 года. О каких чертах русского крестьянина говорит великий поэт? Какова основная мысль отрывка? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы простых предложений в составе сложных. Укажите прямые дополнения при сказуемых, выраженных переходными глаголами с отрицательной частицей не. В каком падеже они употреблены? Подчеркните прямые и косвенные дополнения.

Взгляните на русского крестьянина: есть(ли) и тень рабского унижения в его поступках и речи? О его смел..сти и смышлё(н, нн)о- сти и говорить (не)чего. Проворство и ловкость удивительны. Путешестве(н, нн)ик ездит из края в край России (не)зная ни одного слова (по)русски и везде его понимают исполняют его требования заключают с ним условия. (Ни)когда (не)встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud (простофиля) (некогда (не)заметите в нём (не, ни)грубого удивления (не, ни)невежест- венного презрения к чужому. В России нет человека, который(бы) (не, ни)имел своего собстве(н, нн)ого ж и л и щ а. Н ищ ий уходя с к и т а т ь ­ся по миру оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роск..ши у нас (не, ни)иметь коровы есть знак ужас(?)ной бедности. Наш крестьянин опрятен по пр..- вычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывает(?)ся по (не, нискольку раз в день…

Упр. 132. В черновиках А. Пушкина к «Путешествию из Москвы в Петербург» то же содержание изложено как разговор с англичанином-попутчиком. Ниже этот диалог приведён в сокращении.
Прочитайте. Найдите слова, которыми характеризует англичанин русского крестьянина. Есть ли среди этих слов дополнения?
Охарактеризуйте русского крестьянина 30-40-х годов XIX века по текстам упр. 131 и 132. Выделите в обоих текстах общее при характеристике духовных качеств, ума, физического облика, отношения к чужеземному. Запишите составленный вами текст.

Подле меня в карете сидел англичанин лет 36; я обратился к нему с вопросом: что может быть несчастнее русского крестьянина?
Англичанин. Английский крестьянин.

Я. Как? Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба?
Он. Что такое свобода?
Я. Свобода есть возможность поступать по своей воле.
Он. Следственно, свободы нет нигде, - ибо везде есть или законы, или естественные препятствия.

Я. Так, но разница покоряться предписанным нами самими законам или повиноваться чужой воле.
Он. Ваша правда. [Но разве народ английский участвует в законодательстве? Разве власть не в руках малого числа? Разве требования народа могут быть исполнены его поверенными?] Я. Что поразило вас более всего в русском крестьянине?
Он. Его опрятность, смышлёность и свобода.
Я. Как это?

Он. Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлёности говорить нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия; никогда не встречал я между ими то, что соседи наши называют un badaud, никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны…

Я. Справедливо; но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?
Он. Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения? Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии?

Я. Не удалось.
Он. Так вы не видали оттенков подлости, отличающих у нас один класс от другого. Вы не видели раболепного поведения Нижней палаты перед Верхней, джентльменства перед аристократией, купечества перед джентльменством, бедности перед богатством, повиновения перед властью…

Слова, которыми характеризует англичанин русского крестьянина: опрятность, смышленость, свобода. О его смышлености (доп.) говорить нечего.

Описание русского крестьянина.

Русский крестьянин середины 19 века достаточно смышленый, смелый, проворный, ловкий. Они ездят из края в край по всей России, не зная ни одного слова, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия. При этом он не грубый, нет в нем невежественного презрения к чужому. Русский крестьянин очень опрятный. Он каждую субботу ходит в баню: умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки.