Я, гений Игорь Северянин! Стихотворение "Эпилог (Я, гений Игорь Северянин…)" Северянин Игорь.

  1. Познакомить учеников с жизнью и творчеством Игоря Северянина, особенностями его творческой и жизненной судьбы.
  2. Развивать литературоведческие навыки учащихся, культуроведческую, коммуникативную, филологическую компетенции, умение выразительно читать и анализировать лирическое произведение, опираясь на полученные знания об особенностях литературных направлений(в частности футуризма);
  3. Развивать умение обобщать, синтезировать, делать выводы, применять ЗУН в новой ситуации, а также совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.
  4. Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Игоря Северянина.

Ход урока

Оформление доски:

Серебряный век русской поэзии.

“Я гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!”
Игорь_– Северянин.
(1912 г.)

Игорь Васильевич Лотарев (1887–1941).

1. Организационный момент.

2. Актуализация новых знаний.

Читает учитель:

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж,
Королева играла в башне замка Шопена
И, внимая Шопену, полюбил ее паж…”

Какая завораживающая музыка у этих стихов, не правда ли? Вот так и меня, когда я была десятилетней девочкой, заворожило это четверостишье, прочитанное мной в одной из повестей, название и автора которой я ныне не помню. А вот стихи запомнила сразу, и имя. Имя автора, чудное, необычное, как звон разбившейся льдинки – Игорь Северянин. Слава Богу, в повести говорилось о том, кому принадлежат эти стихи. Потом я усердно и долго искала хоть что-нибудь об авторе, хоть какие-нибудь его строчки… Но… В мои юные годы стихи этого человека не печатали, имя его было известно лишь узкому кругу специалистов, в число которых я, естественно, не входила.

А вот вам повезло больше. Теперь его творчество изучают в школе. И сегодня вы будете иметь удовольствие погрузиться в волшебный, завораживающий, интригующий мир его стихов и узнать о его трагической, грустной судьбе.

3. Постановка целей урока.

И начнем мы, конечно же, со стихов.

Учитель читает наизусть стихотворение. “Он тем хорош, что он совсем не то…”

– Так каков он, Игорь Северянин?

– Почему именно его 27 февраля 1918 года на вечере в зале Политехнического музея избрали королем поэтов? В чем особенности его поэзии и творческого пути? – вот те вопросы, на которые мы должны ответить сегодня на уроке.

4. Объяснение нового материала. (Было дано домашнее задание опережающего характера, которое и проверяется в ходе урока.)

А сейчас еще одно мое любимое стихотворение: “В парке плакала девочка” (читает наизусть учитель).

Анализ стихотворения

– Тема? О чем стихотворение?

– Форма стихотворения? (Диалог.)

– Но ведь отец вслух не говорит ни слова? (Внутренний монолог.)

– В какой строчке заключена основная мысль? (В последней.)

– Что в ней необычного? Чем она поражает? (“Простил грядущие печали и шалости”, а простить можно только то, что уже сделал.)

– Рядом глагол и причастие. Какими общими грамматическими категориями обладают эти части речи? (Время, вид.)

– В каком времени стоят глагол и причастие? (Прошедшее и будущее.) А лексическое значение слова “грядущее”? Вот какое причудливое сочетание грамматики и лексики.

– Как называется это образное средство? (Оксюморон.)

– Какие еще образные средства есть в этом стихотворении?

Итак: По объему небольшое стихотворение, мало образных средств, построено в форме диалога. Но автор достигает пронзительности в стихотворении. Каким образом?

Ранняя лирика поэта.

Сам поэт считал, что его стихи надо не читать, а слушать. Любил читать свои стихи сам, устраивая для публики “поэзоконцерты”, соединяя в слове музыку и поэзию. Создал много новых жанров поэзии, называя их музыкальными терминами: КЕНЗЕЛЬ, СОНАТА, МИНЬОНЕТ, СИНЕМАТОГРАФ, ЭГОПОЛОНЕЗ, АССО-СОНЕТ, ГАЗЭЛА, КВАДРАТ КВАДРАТОВ и другие, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь.

Так последуем желанию поэта. Сегодня мы будем читать стихи поэта и размышлять над ними, отмечая особенности творческой манеры автора. Но прежде, чем начать наш концерт, познакомимся с биографией поэта.

а) Сообщение ученика о детских и юношеских годах поэта, начале творчества, творческой славе, о том, как он победил в творческом соревновании с В.Маяковским и 27 февраля 1918 г на вечере в Политехническом музее его избрали королем поэтов.

б) Чтение учениками стихов наизусть + краткий комментарий к ним + обсуждение с классом, выявление особенностей ранней лирики поэта.

Стихи: “Кузнечик”, “Где-то на черешнях”, “В лесу”. (Читают подготовленные ученики, анализируют каждый свое стихотворение, класс участвует в обсуждении, дополняет, соглашается, не соглашается, спорит.)

Примерный план анализа стихов.

  1. Тема;
  2. Идея;
  3. Жанр;
  4. Форма;
  5. Настроение;
  6. Образные средства и их назначение в стихотворении;
  7. Лирический герой;
  8. Личность поэта.

Вывод: Такие стихи мог писать очень искренний, ранимый, тонко чувствующий, любящий жизнь, природу, литературу человек. Он начитан, знаком с творчеством предшественников, а также с современной ему поэзией. Он еще не очень хорошо понимает себя, но уже мечтает о любви, о славе. Мир природы ему понятней и ближе, чем мир людей. Его стихи обыкновенны – такие стихи пишут все молодые люди его круга. В них трудно услышать авторский голос, особенную, только ему свойственную интонацию. Легкий ритм, книжная лексика непринужденно сочетаются с бытовой, лирический герой – простой юноша с простыми чувствами, мечтательный и искренний. (Записи в тетради.)

Зрелая лирика поэта. В апогее славы.

(Обращение к эпиграфу. Разбор смысла.)

Так какие же стихи принесли Игорю Северянину славу и титул короля поэтов и дали ему право говорить о себе “гений”?

Успеху Игоря-Северянина во многом способствовала особая манера исполнения своих произведений. По мнению В.Кошелева, именно Северянину принадлежит открытие нового жанра “эстрадного искусства – авторское чтение стихов. Наряду с “синематографом” и цыганскими романсами, этот жанр стал весьма популярен в среде массовой культуры начала 20-го века: (зачитать):

“Поэт появлялся на сцене в длинном, узком сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел слегка свысока в зал, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражению Маяковского, вытянутое “ликерной рюмкой”. Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более нараспев, в особой, только ему присущей каденции с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки разматывать клубок необычных, по-своему ярких, но очень часто и безвкусных словосочетаний. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики. Из мерного полураспева выступал убаюкивающий, втягивающий в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдо-цыганского, салонно-мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно-пьянящая мелодия получтения – полураспева властно и гипнотизирующее захватывала слушателей. Она баюкала их внимание на ритмических волнах все время модулирующего голоса, и они уже готовы были забыть, что перед ними самоуверенный, манерный чтец собственных экстравагантных “поэз”, что его сюртук, орхидея и даже поза – провинциальная карикатура на портреты Оскара Уайльда”. (ЗАЧИТАТЬ).

И вот теперь вернемся к стихотворению, с которого я начала рассказ о моем знакомстве с творчеством поэта. Учитель читает наизусть стихотворение “Это было у моря…”

– Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
– Отличается ли оно от предыдущих? Чем?

Все также мало образных средств, но музыкальность, вычурность, колдовство, красота.

Особенности зрелой лирики поэта.

А сейчас послушаем ребят и поговорим об особенностях зрелой лирики поэта.

– Каков он, король поэтов Игорь Северянин, поэт в апогее славы?

Чтение и анализ стихов. Выявление особенностей зрелой лирики поэта. (Опережающее домашнее задание) Стихи: “Кензель”, “Мороженое из сирени”, “Увертюра”, “Июльский полдень. Синематограф”

– Каков он, зрелый Северянин? Какова его творческая манера? Чем мог нравиться современникам, читателям, короновавшим его?

Вывод: (Запись в тетради, частично.)

Обещал чудо, очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Превращал будничную жизнь в праздник, возвышал читателя над суетой и житейскими заботами, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты, точнее – красивости. Северянинская вселенная вполне узнаваема: здесь и современный быт: гостиницы, будуары, дачи, рестораны, концерты, клубы; предметы обихода – ландо, экспрессы, шляпки, вуали, веера и т. д.

Все у Игоря Северянина узнавалось, все, однако, было сдвинуто в мечту, в сказку, в фантазию, порыв повышенной интенсивности – в “сюрприз”, “эксцесс”… В этой выдуманной и такой трогательной стране живут короли и королевы, принцы и принцессы, виконты и виконтессы, пажи, феи… Здесь может поселиться любой читатель или читательница, если хочет на какое-то время забыть о реальности.

Поэта привлекают изысканные темы. Привлекает скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, шик, “высь сфер” – что-то непонятное, несуществующее, уникальное, экзотическое, современное.

Жанры – самые причудливые. Только изобретено им десять жанров – этоминьонет, синематограф, квадрат квадратов, эгополонез. поэметта, ассо-сонет, диссона, газэлла, медальон и другие, приспособленные из музыкальных, – ноктюрн, хабанера, романс. (Жанры записаны на доске.)

Настроение ранних стихов нельзя определить однозначно. Поскольку главнаяцель поэта – эпатировать, то и настроение соответствующее: бодрое, решительное, с наигранной ноткой грусти. Только это внешнее впечатление. Внутренняя ироничность понятна только искушенному читателю. По сути главное в них – ирония и высокомерная насмешка над поклонниками, любителями поэз.

Герои ранних стихов опереточные, придуманные, кукольные. Главное, чтобы покрасивее, понепонятнее: тут и дамы, и королева, и паж, и нищий, и графиня, фея, король, принц. Но главный герой, конечно, сам автор. Каких только определений не придумаешь для себя любимого: “царь страны несуществующей”, “интуит с душой мимозовой”, “гений”, “светлый пилигрим”. Роль победителя так прочно приклеилась к нему, что зачастую уже трудно среди множества масок в этом поэтическом мире обнаружить истинное лицо самого автора.

В ранних стихах для эпатажа подобрана соответствующая лексика: множество неологизмов изобретает Северянин с целью потрясти воображение читателя: “быстотемпном” , “олуненной”, “морево”, “огимнив” и др. Кроме неологизмов он использует непривычные словосочетания, неправильные грамматические формы: “идеалы равноправий”, “совпадала ветром птичка”, “нравственных пропаж”, “Вы такая эстетная”; неправильные ударения и неправильное произношение.

5. Определение творческой манеры писателя.

– Эпатаж свойственен какому литературному направлению? Что вы о нем знаете?

– Но если мы скажем, что Северянин футурист, этого будет мало. Посмотрите на портрет.

Действительно, король, хотя и с грустными глазами. “Гений” – говорит он о себе. Как назвать такой футуризм, в центре которого “я”? (Эгофутуризм. )

6. Игорь Северянин в воспоминаниях современников.

Итак, слава его повсеместна. А что о его славе говорят современники? Как к нему относятся?

(Сообщения учеников: Северянин в воспоминаниях Маяковского, Ходасевича, Гумилева.) Итак, одни любят его, восхищаются им, другие ругают, но никто не равнодушен и все подчеркивают его талант и самобытность.

– Как он сам относится к своей славе? Послушаем самого поэта. Стихотворение “Двусмысленная слава” читает и анализирует ученик.

– Какие строки стихотворения можно назвать главными, выражающими поэтическое кредо поэта? – Кому он адресует свои стихи? В чем, по мнению поэта, основной конфликт?

Его стихи написаны не “толпе пустой”. Это “ людская стая”требует изысков и словесной мишуры. Для того, чтобы быть читаемым и быть самим собой, поэту нужна маска эстета, а у него “ душа простая”, он – “иронизирующее дитя”, его истинная цель – “слегка скорбя, подчас слегка шутя // Над всею торжествующей планетой”,благословлять мир и проклинать войны.

Вывод : Игорь Северянин в расцвете славы – это истинный поэт, полный надежд, мечтающий о славе. Самоуверенный, имеющий основание считать себя первым поэтом России. Обласканный публикой. Ею же не понятый, ибо хотел творить Поэзию и мечтал быть Поэтом, а стал немного Клоуном, потому что истинное лицо поэта никому неинтересно. Толпа требует ожидаемого чуда. Несмотря на все заявления о торжестве“эго”, приходиться думать о вкусе толпы. Раздвоенность, самоуверенность и нерешительность – вот основы его личности. Несоответствие целей средствам порождает борьбу в самом поэте: его тонкий, воспитанный на классической литературе вкус мирится с откровенной пошлостью, его истинный талант соседствует с искусственным порождением расчета.

7. Последние годы жизни поэта.

а) Биография (ученик продолжает рассказ о последних годах поэта). Ученики читают и анализируют поздние стихи поэта: “Грустный опыт”; “И будет вскоре”; “Отечества лишенный”; “Бывают дни”.

– Основная тема стихов? Как меняется творческая манера?
– Какие можно сделать выводы на основании сравнения творчества Игоря Северянина апогее славы и творчества последних лет? (Вернулся к классике.)

Вывод: Немолодой, потерянный в новой жизни, в чужой стране, не находящий своего места в жизни человек. Утратив Родину, он становится глухим, слепым и ненужным. Безъязыким. Одиночество и бесконечная боль, осознание крушения надежд заставляют отказаться от позы, изысков, от потребности угождать читателям, толпе. Поэт начинает говорить своим голосом: он обретает чувство меры, к нему возвращается природный вкус. Простота и безыскусность стихов вполне соответствуют теме. Тема одна: собственная ненужность и утраченная Родина. Думается, что погубила поэта не нищета и голод, не потеря титула короля поэтов, а бесконечное одиночество и осознание бессмысленности своей недолгой жизни.

8. Итог урока.

– Какие выводы можно сделать о личности и творчестве И.Северянина.

Жизнь разделилась на два периода: русский и зарубежный, эмигрантский. Счастливый и яркий период молодости и яркой славы, творческих поисков сменяется периодом безвестности, нищеты. Личная трагедия утраты всего самого дорогого в жизни разворачивается на фоне исторической трагедии – гибели старого мира. Перед нами как бы две судьбы, два человека, совершенно не похожих друг на друга. И два поэта: эгофутурист и талантливый поэт реалист. И закончить наш урок мне хочется тем, с чего начали – стихами. Стихотворение “Классические розы”. Читает учитель.


"Мороженое из сирени!"


Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.
Сударышни, судари, надо ль? не дорого можно без прений...
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!


Я сливочного не имею, фисташковое все распродал...
Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле?
Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,
На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!


Сирень - сладострастья эмблема. В лилово-изнеженном крене
Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок...
Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-Богу, похвалишь, дружок!
1912 г.)


«Увертюра»


Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грёзофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!
(1915 г.)


«Это было у моря»


Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла – в башне замка – Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил её паж.
Было всё очень просто, было всё очень мило:
Королева просила перерезать гранат;
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
(1910 г.)


Поэта Игоря Северянина (1887-1941) сопровождали скандальная известность, восторженные славословия и злобные нападки. Его называли «верховным жрецом», «первосвященником», «самозванцем», «обывателем в фуражке». Он стал одним из поэтических кумиров 1910-х годов. В 1918 году в Политехническом музее на поэтическом вечере Северянин был избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта.


Успеху Игоря Северянина во многом способствовала особая манера исполнения им своих стихотворений. Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб чёрными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражению Маяковского, вытянутое «ликёрной рюмкой». Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом всё более и более нараспев, в особой, только ему одному присущей манере. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики. Заунывно-пьянящая мелодия получтения - полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей.


Стремление Северянина к эпатажу провоцировало неоднозначную реакцию публики. А Северянин словно дразнил её:


Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!
Сам поэт называл свою славу «двусмысленной». Его обвиняли в эгоизме, в пошлости, в самолюбовании. Мало кто замечал ироничность, пародийность его стихов.


В 1926 году поэт написал стихотворение «Игорь Северянин», объясняющее самого себя:


Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото –
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя.
Над всею первенствующей планетой...
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.


"Моему народу"


Народ оцарен! Царь низложен!
Свободно слово и печать!
Язык остер, как меч без ножен!
Жизнь новую пора начать!


Себя царями осознали
Еще недавние рабы:
Разбили вздорные скрижали
Веленьем солнечной судьбы!


Ты, единенье,- златосила,
Тобою свергнут строй гнилой!
Долой, что было зло и хило!
Долой позорное! Долой!


Долой вчерашняя явь злая:
Вся гнусь! Вся низость! Вся лукавь!
Долой эпоха Николая!
Да здравствует иная явь!


Да здравствует народ весенний,
Который вдруг себя обрел!
Перед тобой клоню колени,
Народ-поэт! Народ-орел!
(8 марта 1917 г.)


"Мои похороны"


Меня положат в гроб фарфоровый
На ткань снежинок яблоновых,
И похоронят (...как Суворова...)
Меня, новейшего из новых.


Не повезут поэта лошади -
Век даст мотор для катафалка.
На гроб букеты вы положите:
Мимоза, лилия, фиалка.


Под искры музыки оркестровой,
Под вздох изнеженной малины -
Она, кого я так приветствовал,
Протрелит полонез Филины.


Всем будет весело и солнечно,
Осветит лица милосердье...
И светозарно, ореолочно
Согреет всех мое бессмертье!
(1910 г.)


Мой сад
П. М. Кокорину


Войди в мой сад... Давно одебрен
Его когда-то пышный вид.
Днем - золочен, в луне - серебрян,
Он весь преданьями овит.


Он постарел, он к славе алчен,
И, может быть, расскажет он,
Как потерял в нем генерал чин,
Садясь в опальный фаэтон.


И, может быть, расскажет старец,
Как много лет тому назад
Графиня ехала в Биарриц
И продала поспешно сад;


Как он достался генеральше,
Как было это тяжело,
И, может быть, расскажет дальше,
Что вслед за тем произошло.


А если он и не расскажет
(Не всех доверьем он дарит...)
Каких чудес тебе покажет,
Какие дива озарит!


И будешь ты, когда в росе - лень,
А в сердце - нега, созерцать
Периодическую зелень
И взором ласкою мерцать.


Переживать мечтой столетья,
О них беззвучно рассуждать,
Ждать девушек в кабриолете
И, не дождавшись их, страдать...


Мой тихий сад в луне серебрян,
А в солнце ярко золочен.
Войди в него, душой одебрен,
И сердцем светел и смягчен.


"Моя дача"


Моя зеленая избушка -
В старинном парке над рекой.
Какое здесь уединенье!
Какая глушь! Какой покой!


Немного в сторону - плотина
У мрачной мельницы; за ней
Сонлива бедная деревня
Без веры в бодрость лучших дней.


Где в парк ворота - словно призрак,
Стоит заброшенный дворец.
Он обветшал, напоминая
Без драгоценностей ларец.


Мой парк угрюм: в нем много тени;
Сильны столетние дубы;
Разросся он; в траве дорожки;
По сторонам растут грибы.


Мой парк красив: белеют урны;
Видны с искусственных террас
Река, избушки, царский домик...
Так хорошо в вечерний час.

"Моя мечта"


Моя мечта - моряк-скиталец...
Вспеняя бурный океан,
Не раз причаливал страдалец
Ко пристаням волшебных стран.
Не раз чарующие взоры
Сулили счастье моряку,
Но волн изменчивые горы
Вновь к океану-старику
Руль направляли у голландца,
И с местью тайною в глазах
Пускался он в морские танцы
На сумасшедших парусах.
Стремился он победоносно,
Своим безумьем смел и горд,
И, прорезая волны грозно,
Вплывал в разбуженный фиорд.
Еще встревоженные волны
Грозили смертью рыбакам,
Еще испуганные челны
Стремились в страхе к берегам,
Еще, как дьявольские трубы,
В горах не замерли гудки,-
А он, смеясь над сушей грубо,
В порыве злобы и тоски,
В своем отчаянье скитанья
И без надежды в якоря,
Спешил на новые страданья,
Стремился в новые моря.
Пусть мне грозит небесный палец,
Но дерзновенно я почту
Мечту - как он, моряк-скиталец,-
Мою гонимую мечту!
(10 августа 1908 г.)


"Моя Россия"
"И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи..."
Ал. Блок


Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Ее равнины снеговые,
Ее цыгане кочевые,-
Ах, им ли радость не дана?
Ее порывы огневые,
Ее мечты передовые,
Ее писатели живые,
Постигшие ее до дна!
Ее разбойники святые,
Ее полеты голубые
И наше солнце и луна!
И эти земли неземные,
И эти бунты удалые,
И вся их, вся их глубина!
И соловьи ее ночные,
И ночи пламно-ледяные,
И браги древние хмельные,
И кубки, полные вина!
И тройки бешено степные,
И эти спицы расписные,
И эти сбруи золотые,
И крыльчатые пристяжные,
Их шей лебяжья крутизна!
И наши бабы избяные,
И сарафаны их цветные,
И голоса девиц грудные,
Такие русские, родные,
И молодые, как весна,
И разливные, как волна,
И песни, песни разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она -
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!
(1924 г.)

Я, гений Игорь Северянин!

16 мая - День рождения Игоря Северянина, русского поэта-модерниста, переводчика, мемуариста.

Моя двусмысленная слава
И недвусмысленный талант…
И. Северянин

В этом ироническом самопризнании Игоря Северянина - намёки на его поэтическую личность. «Недвусмысленный талант» - это не только хвастовство (которого поэт не был лишён), но и действительное внутреннее ощущение, выраженное прямо и без обиняков: Северянин знал, что он талантлив и не считал нужным притворяться. «Двусмысленная слава» - это тоже серьёзно; это - ощущение изначальной противоречивости своей шумной поэтической известности. Кумир восторженной публики в предреволюционные годы, к 1930-1940 годам он оказался почти забыт.

Игорь-Северянин - псевдоним Игоря Васильевича Лотарёва, причём сам поэт писал свой псевдоним через дефис, воспринимая его как своё второе имя, а не фамилию. Имя мальчику дали в честь героического древнерусского князя Игоря Олеговича (икона этого святого хранилась в эстонском домике поэта в Тойле); приложение «Северянин» делало псевдоним близким к «царственным» именам и означало место особенной любви (как приложение «Сибиряк» в псевдониме Д. Н. Мамина). Впоследствии в восприятии публики и критики приложение «Северянин» было переосмыслено как имитация фамилии.

Родился поэт 4 (16) мая 1887 года в Петербурге. Отец его был военным инженером и дослужился до чина штабс-капитана, мать принадлежала к дворянскому роду. До девяти лет Игорь жил и воспитывался в Петербурге, в 1896 году после семейной «драмы» переехал с отцом к родственникам в Новгородскую губернию. Там, в большом имении на берегу реки Суды, в одном из живописных уголков Русского Севера, прошли отрочество и юность поэта.

Лиловый дом на берегу высоком,
Вокруг глухие хвойные леса…

Он начал писать стихи восьмилетним мальчиком. Конечно, эти первые мальчишеские и юношеские стихи были слабыми и не выдерживали никакой критики. Но они показательны как вехи творческого пути, без которых не понять становления поэта. Ещё в юности Игорь-Северянин определил своих литературных учителей и кумиров. Это яркие лирики второй половины XIXвека А. К. Толстой и А. М. Жемчужников. Но главным поэтическим учителем был Константин Михайлович Фофанов, с которым Северянин познакомился 20 ноября 1907 года (этот день поэт потом ежегодно праздновал) и который первым оценил его талант. Вторым стал Валерий Брюсов, который написал основополагающую статью о творчестве Северянина, в которой содержался объективный анализ его художественных принципов. Третьим крупным поэтом, приветствовавшим Северянина был Фёдор Сологуб. В 1913 году он принял участие в составлении первой большой книги Северянина «Громокипящий кубок » и написал восторженное предисловие к ней: «Появление поэта радует, и когда возникает новый поэт, душа бывает взволнована, как взволнована бывает она приходом весны». В канун первой мировой войны поэтическая слава Северянина стала «экстазной». «Эгические поэзовечера» ломились от восторженной публики. «Большими аршинными шагами в длинном чёрном сюртуке выходил на эстраду человек с лошадино-продолговатым лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-крепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль приводил публику в восторг…» (Арго А. М. «Своими глазами. Книга воспоминаний »).

Очам твоей души - молитвы и печали,
Моя болезнь, мой страх, плач совести моей,
И всё, что здесь в конце, и всё, что здесь в начале,-
Очам души твоей…

Вслед за первой книгой «Громокипящий кубок » одна за другой стали выходить новые: «Златолира », «Ананасы в шампанском », «Victoria Regia », «Поэзоантракт », «Тост безответный ». Вместе они составили первые шесть томов «Собрания поэз » Северянина, вышедшие в 1918 году. К этому времени у поэта были готовы новые сборники: «Миррэлия », «Ручья в лилиях », «Соловей », «Настройка лиры ».

Кроме звёзд и Миррэлии,
Ничего в мире нет…

27 февраля 1918 года на «поэзовечере» в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был провозглашён «королём поэзии». Второе место занял Владимир Маяковский.

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Эти строки из стихотворения «Классические розы » выбиты на могильном памятнике поэта.


Интерес к творчеству Игоря-Северянина временами ослабевал, но никогда не исчезал окончательно: именно потому, что он был истинный поэт, «поэт с открытой душой». У него было замечательное чувство поэзии не только как формы самовыражения, но и как способа существования в мире.

Любви возврата нет, и мне как будто жаль
Бывалых радостей и дней любви бывалых;
Мне не сияет взор очей твоих усталых,
Не озаряет он таинственную даль…


Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!

От Баязета к Порт-Артуру
Черту упорную провел.
Я покорил литературу!
Взорлил, гремящий, на престол!

Я — год назад — сказал: «Я буду!»
Год отсверкал, и вот — я есть!
Среди друзей я зрил Иуду,
Но не его отверг, а — месть.

«Я одинок в своей задаче!»-
Прозренно я провозгласил.
Они пришли ко мне, кто зрячи,
И, дав восторг, не дали сил.

Нас стало четверо, но сила
Моя, единая, росла.
Она поддержки не просила
И не мужала от числа.

Она росла в своем единстве,
Самодержавна и горда,-
И, в чаровом самоубийстве,
Шатнулась в мой шатер орда…

От снегоскалого гипноза
Бежали двое в тлен болот;
У каждого в плече заноза,-
Зане болезнен беглых взлет.

Я их приветил: я умею
Приветить все,- божи, Привет!
Лети, голубка, смело к змию!
Змея, обвей орла в ответ!

Я выполнил свою задачу,
Литературу покорив.
Бросаю сильным наудачу
Завоевателя порыв.

Но, даровав толпе холопов
Значенье собственного «я»,
От пыли отряхаю обувь,
И вновь в простор — стезя моя.

Схожу насмешливо с престола
И, ныне светлый пилигрим,
Иду в застенчивые долы,
Презрев ошеломленный Рим.

Я изнемог от льстивой свиты,
И по природе я взалкал.
Мечты с цветами перевиты,
Росой накаплен мой бокал.

Мой мозг прояснили дурманы,
Душа влечется в примитив.
Я вижу росные туманы!
Я слышу липовый мотив!

Не ученик и не учитель,
Великих друг, ничтожных брат,
Иду туда, где вдохновитель
Моих исканий — говор хат.

До долгой встречи! В беззаконце
Веротерпимость хороша.
В ненастный день взойдет, как солнце,
Моя вселенская душа!

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Потемнели, растаяв, лесные лиловые тропы. Игорь, друг дорогой, возвратился вчера с Перекопа. Он бормочет в тифу на большой материнской кровати, Забинтован бинтом и обмотан оконною ватой. Игорь тяжко вздыхает, смертельными...
  2. Счастлив, кто на чреде блестящей, Водимый гением, трудится для веков; Но змеи зависти шипящей Тлетворный точат яд на лавр его венков; Я для забавы пел, и вздорными стихами Не выпрошу...
  3. Души моей причудливой мечтой Себе я создал мир чудесный И в нем живу, дыша его красой И роскошью его небесной. Я в мире том, далеко от людей, От их сует...
  4. В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия — И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья,- Когда возвышенные чувства, Свобода, слава и любовь И вдохновенные...
  5. Богатства, слава, власть! я вами наслаждался; Восток и запад мне со страхом поклонялся; С престола я свергал сильнейших из царей; Полвека богом слыл, был счастлив — десять дней....
  6. Нет, не прошла, певец наш вечно юный, Твоя пора: твой гений бодр и свеж; Ты пробудил давно молчавши струны, И звуки нас пленили те ж. Нет, никогда ничтожный прах забвенья...
  7. Ныне уже надлежит, увы! мне умереть: Мои все скорби цельбы не могут здесь иметь. Все мое старание, чтоб их облегчити, Не может как еще их больше растравити. В скуке, которая...
  8. Во мгле печальных заблуждений, В тяжелом сне душа была, Полна обманчивых видений; Ее тоска сомненья жгла. Но ты явился мне: сурово С очей души завесу снял, И вещее промолвил слово,...
  9. Отнюдь не вечерний, Радушный, А утренний слышу я звон. Бил сторож своей колотушкой В стекло запотевших окон. А мне, пацану, мне казалось, Что мир колоколил окрест. И в отблеске яростных...

16 мая - 125 лет со дня рождения Игоря Северянина, русского поэта-модерниста, переводчика, мемуариста.

Моя двусмысленная слава
И недвусмысленный талант…
И. Северянин

В этом ироническом самопризнании Игоря Северянина - намёки на его поэтическую личность. «Недвусмысленный талант» - это не только хвастовство (которого поэт не был лишён), но и действительное внутреннее ощущение, выраженное прямо и без обиняков: Северянин знал, что он талантлив и не считал нужным притворяться. «Двусмысленная слава» - это тоже серьёзно; это - ощущение изначальной противоречивости своей шумной поэтической известности. Кумир восторженной публики в предреволюционные годы, к 1930-1940 годам он оказался почти забыт.

Игорь-Северянин - псевдоним Игоря Васильевича Лотарёва, причём сам поэт писал свой псевдоним через дефис, воспринимая его как своё второе имя, а не фамилию. Имя мальчику дали в честь героического древнерусского князя Игоря Олеговича (икона этого святого хранилась в эстонском домике поэта в Тойле); приложение «Северянин» делало псевдоним близким к «царственным» именам и означало место особенной любви (как приложение «Сибиряк» в псевдониме Д. Н. Мамина). Впоследствии в восприятии публики и критики приложение «Северянин» было переосмыслено как имитация фамилии.

Родился поэт 4 (16) мая 1887 года в Петербурге. Отец его был военным инженером и дослужился до чина штабс-капитана, мать принадлежала к дворянскому роду. До девяти лет Игорь жил и воспитывался в Петербурге, в 1896 году после семейной «драмы» переехал с отцом к родственникам в Новгородскую губернию. Там, в большом имении на берегу реки Суды, в одном из живописных уголков Русского Севера, прошли отрочество и юность поэта.

Лиловый дом на берегу высоком,
Вокруг глухие хвойные леса…

Он начал писать стихи восьмилетним мальчиком. Конечно, эти первые мальчишеские и юношеские стихи были слабыми и не выдерживали никакой критики. Но они показательны как вехи творческого пути, без которых не понять становления поэта. Ещё в юности Игорь-Северянин определил своих литературных учителей и кумиров. Это яркие лирики второй половины XIXвека А. К. Толстой и А. М. Жемчужников. Но главным поэтическим учителем был Константин Михайлович Фофанов, с которым Северянин познакомился 20 ноября 1907 года (этот день поэт потом ежегодно праздновал) и который первым оценил его талант. Вторым стал Валерий Брюсов, который написал основополагающую статью о творчестве Северянина, в которой содержался объективный анализ его художественных принципов. Третьим крупным поэтом, приветствовавшим Северянина был Фёдор Сологуб. В 1913 году он принял участие в составлении первой большой книги Северянина «Громокипящий кубок » и написал восторженное предисловие к ней: «Появление поэта радует, и когда возникает новый поэт, душа бывает взволнована, как взволнована бывает она приходом весны». В канун первой мировой войны поэтическая слава Северянина стала «экстазной». «Эгические поэзовечера» ломились от восторженной публики. «Большими аршинными шагами в длинном чёрном сюртуке выходил на эстраду человек с лошадино-продолговатым лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-крепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль приводил публику в восторг…» (Арго А. М. «Своими глазами. Книга воспоминаний »).

Очам твоей души - молитвы и печали,
Моя болезнь, мой страх, плач совести моей,
И всё, что здесь в конце, и всё, что здесь в начале,-
Очам души твоей…

Вслед за первой книгой «Громокипящий кубок » одна за другой стали выходить новые: «Златолира », «Ананасы в шампанском », «Victoria Regia », «Поэзоантракт », «Тост безответный ». Вместе они составили первые шесть томов «Собрания поэз » Северянина, вышедшие в 1918 году. К этому времени у поэта были готовы новые сборники: «Миррэлия », «Ручья в лилиях », «Соловей », «Настройка лиры ».

Кроме звёзд и Миррэлии,
Ничего в мире нет…

27 февраля 1918 года на «поэзовечере» в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был провозглашён «королём поэзии». Второе место занял Владимир Маяковский.

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Эти строки из стихотворения «Классические розы » выбиты на могильном памятнике поэта.


Интерес к творчеству Игоря-Северянина временами ослабевал, но никогда не исчезал окончательно: именно потому, что он был истинный поэт, «поэт с открытой душой». У него было замечательное чувство поэзии не только как формы самовыражения, но и как способа существования в мире.

Любви возврата нет, и мне как будто жаль
Бывалых радостей и дней любви бывалых;
Мне не сияет взор очей твоих усталых,
Не озаряет он таинственную даль…