Литературный метод, стиль или литературное направление часто трактуются как синонимы. В основе лежит схожий у разных писателей тип художественного мышления. Подчас современный автор не осознает, в каком именно направлении он работает, и оценивает его творческий метод литературовед или критик. И оказывается, что автор – сентименталист или акмеист… Представляем вашему вниманию литературные направления в таблице от классицизма до модерна.
Существовали в истории литературы случаи, когда и сами представители пишущей братии осознавали теоретические основы своей деятельности, пропагандировали их в манифестах, объединялись в творческие группы. Например, российские футуристы, выступившие в печати с манифестом «Пощечина общественному вкусу».
Сегодня мы говорим о сложившейся системе литературных направлений прошлого, определявших особенности развития мирового литературного процесса, и изучаемые теорией литературы . Основные литературные направления таковы:
- классицизм
- сентиментализм
- романтизм
- реализм
- модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)
- соцреализм
- постмодернизм
Современность же чаще всего связывают с понятием постмодернизма, а иногда социально-активного реализма.
Литературные направления в таблицах
Классицизм | Сентиментализм | Романтизм | Реализм | Модернизм | |
---|---|---|---|---|---|
Периодизация |
литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. | Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. | литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) | направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. | литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс». |
Признаки, особенности |
|
Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы | Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть. | Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. | Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств. |
Особенности развития в России |
К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. | К качестве примера можно привести повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности. | В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский). | В России основы реализма были заложены в 1820 - 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. | В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. |
Модернизм представлен следующими литературными течениями:
Символизм
(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
- Центральное место отводится символу*
- Преобладает стремление к высшему идеалу
- Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
- Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
- Изысканность и музыкальность стиха
Акмеизм
(От греческого «акме» - острие, высшая точка).
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
- Ориентация на классическую поэзию XIX века
- Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
- Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
- В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
Футуризм
Футуризм – от лат. futurum , будущее.
Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
- Бунтарство, анархичность мировоззрения
- Отрицание культурных традиций
- Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
- Активное словотворчество
Имажинизм
От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
Ч. 1
11 «А» класс
Учитель: Шешукова Л.А.
Тема: Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений,стилей, школ, групп.
Цели:
дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
Ход урока.
Время – интереснейшее
пестротою своих противоречий
и обилием их.
М. Горький
Лекция. (ход лекции конспектируется учащимися).
1. Социально – экономическое и политическое развитие России.
Начало XX века - время правления императора Николая II, вступившего на престол в 1894 году. Россия в это время была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 году, реформы60 – 70-х годов не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский).
Железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали развитие страны.
Возникли крупные банки, связанные с промышленностью.
Финансовая система после проведённой в 1897 году министром финансов С.Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.
Россия вошла в пятёрку наиболее развитых промышленных стран.
Но высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объёмы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.
Чрезвычайную остроту приобрёл в начале XX века аграрный вопрос. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России.
Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Дворянство (1% населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось.
Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И.А. Буниным и А.П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи.
Буржуазия, приобретавшая серьёзное экономическое значение, не была единой. Росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.
Крестьянство (более 80% населения) страдало от малоземелья.
Положение рабочего класса (менее 10% населения) в начале XX века было тяжёлым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая заработная плата, бесправие – таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.
Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.
К началу XX века модернизация практически не затронула политическую сферу. Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.
2 . Культура в России начала XX века.
Вступая в XX век, Россия менялась. Реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельности политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 190501907 годов.
Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры – героической и трагической одновременно.
Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьёз обсуждалась задача ликвидации безграмотности, введение всеобщего начального образования. Важную просветительскую роль играли периодическая печать и книгоиздательское дело.
Открытия русских учёных имели мировое значение. Лауреатами Нобелевской премии стали И. Павлов и И. Мечников.
В художественной культуре начала XX века – буйное развитие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX веке, сменяется её серебряным веком, новым и прихотливым рассветом.
Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л. Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И. Бунин.
А в поэзии торжествуют декаденты-символисты (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н. Гумилёв, А. Ахматова), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление её отображать, не преобразуя.
Нечто подобное происходит и в живописи. Почитают реалистов И. Репина, В. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся скандальными выставки «Мира искусства» (А. Бенуа, К. Коровин) и «Бубнового валета» (П. Кончаловский, Р. Фальк).
В музыке продолжает работать Н. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. Глазунова и И. Стравинского (балет «Петрушка»).новыми художественными открытиями являются для России музыка молодого С. Рахманинова и экспериментальные опусы А. Скрябина.
Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К.Станиславского, создавшего вместе с В. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр. На сцену приходят и великие театральные реформаторы В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Блистают певец Ф. Шаляпин, артистка балета А. Павлова, в первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная и Иван Мозжухин.
В Париже проходят ставшие знаменитыми Русские сезоны (с 1907 года), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой.
В культуре – серебряный век.
3. Серебряный век русской литературы.
1) Параллельно возникновению всё новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций эпохи – нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве.
Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это всё русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог» (О. Мандельштам) .
2) Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века.
Характерными фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звёзды»), были М.Цветаева, М. Кузьмин, В, Ходасевич.
3) Развитие капиталистических отношений приводит к возникновению темы современного города («Фабрика» А. Блока, «Сумерки» В. Брюсова, «Тоска вокзала» И.Анненского и др.).
4) стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу:
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
К. Бальмонт.
Прозвучало предчувствие «грядущих мятежей»:
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По ещё не открытым Памирам.
В. Брюсов.
5) В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту («Жираф», «Озеро Чад» Н. Гумилёва).
6) Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В. Маяковского, В. Хлебникова и др.).
ч. 1
Время – интереснейшее пестротою своих противоречий и обилием их. М.Горький
На рубеже 19-20 веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.
Пришла новая эпоха и в литературу. Новые проблемы, новые темы, новые авторы
А.А.Блок
ДВА МИРА
«Неслыханные перемены, невиданные мятежи…» - так, словами А.Блока, можно охарактеризовать атмосферу рубежа 19-20 веков. В чем же это проявилось?
Социально-экономическое и политическое развитие России
Начало 20 века – время правления императора Николая II
Россия – страна со средним уровнем развития капитализма
Железные дороги связали Центр с окраинами
Возникли крупные банки
Рубль стал одной из самых устойчивых валют в мире
Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран
Но при этом – низкая производительность труда
Отсталое сельское хозяйство
Оскудение дворянских усадеб - примечательное явление эпохи (И.А.Бунин «Антоновские яблоки» и А.П.Чехов «Вишневый сад»)
Крестьянство (более 80% населения) страдает от малоземелья
Тяжелое положение рабочего класса – низкая зарплата,
бесправие, длинный рабочий день, плохие бытовые условия
Чиновничество, духовенство, интеллигенция – особые социальные группы
Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией
Культура России начала 20 века
Изменения в системе образования – ликвидация безграмотности, введение всеобщего начального образования
Развитие периодической печати и книгоиздательского дела
Открытия русских ученых в области медицины: И.Павлов и И.Мечников стали лауреатами Нобелевской премии
В художественной культуре – разнообразие стилей, направлений, идей, методов
«Золотой» век русской культуры, пережитый в 19 веке, сменяется «Серебряным» веком, новым и прихотливым
Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы Л.Н.Толстого
Обсуждаются последние пьесы А.П.Чехова «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня»
Читающая публика увлечена романтическими рассказами М.Горького и потрясена его пьесой «На дне»
«На дне» - первое произведение М.Горького, которое принесло автору мировую славу
Популярен А.И.Куприн и его замечательные повести о любви «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»
Истинная любовь – основа всего земного.
Это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, оно не должно основываться на выгоде и корысти.
Любовь должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности.
Такую любовь надо нести в себе всю жизнь, не размениваясь на мелкие страсти и увлечения.
Редчайший дар высокой любви – огромное счастье. Пропустить его – преступление.
Об участи дворянских усадеб печалится И.А.Бунин в рассказе «Антоновские яблоки». В философском рассказе «Легкое дыхание» Бунин раскрывает свое религиозное представление о мире, о человеке, о душе.
В поэзии торжествуют декаденты-символисты А.Блок, К.Бальмонт, В.Брюсов
Акмеисты Н.Гумилев и А.Ахматова, футуристы В.Маяковский и В.Хлебников критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя
В живописи почитают реалистов И.Репина, В.Сурикова, братьев Васнецовых
Охотно посещают кажущиеся скандальными выставки А.Бенуа, К.Коровина, П.Кончаловского
К.Коровин «Фонарики»
В музыке продолжают работать композиторы:
Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»)
Стравинский (балет «Петрушка»)
А.Глазунов
С.Рахманинов
А.Скрябин
Переживает расцвет русский реалистический театр
Всемирную славу получает система К.Станиславского, создавшего МХАТ
Работают великие театральные реформаторы В.Мейерхольд и Е.Вахтангов
Блистает певец Федор Шаляпин
Артистка балета Анна Павлова
В первых немых кинофильмах снимается Вера Холодная
В русской культуре – СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог»
О.Мандельштам
Литературное течение и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала 20 века. Эстетическое своемыслие - общая тенденция в лирике СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.
Характерными фигурами, стоящими вне направлений, были М.Цветаева, В.Ходасевич, М.Кузьмин
Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей
К.Бальмонт
Прозвучало предчувствие «грядущих мятежей»
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам
В.Брюсов
В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту
Н.Гумилев «Жираф», «Озеро Чад»
Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В.Маяковского, В.Хлебникова)
Новый век – воистину будет веком духовного обновления. Множество погибнет людей. Но еще больше родит их земля, и – в конце концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека. М.Горький
Писатель, если только он Волна, а океан – Россия, Не может быть не возмущен, Когда возмущена стихия. Я.Полонский
Урок 1
ВВЕДЕНИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО
ПРОЦЕССА НАЧАЛА XX ВЕКА. МНОГООБРАЗИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, СТИЛЕЙ, ШКОЛ, ГРУПП.
Цели : дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
Ход урока
Время – интереснейшее пестротою своих противоречий и обилием их.
М. Горький
I. Вступительная беседа.
На лето была предложена литература для самостоятельного чтения. Расскажите о прочитанных книгах по плану:
1) Какое впечатление произвело произведение, что в нем особенно запомнилось, почему?
3) По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы (эпизода, отрывка, стихотворения) ты хотел бы выступить перед классом?
Прослушать ответы 3–5 человек.
Так пришла новая эпоха в литературе. Со своими проблемами, темами и авторами. Каков же он, век двадцатый? Сегодняшняя беседа поможет почувствовать атмосферу начала XX века.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А. Блока наизусть.
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий,
Бескровных душ и слабых тел!
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственных умов.
Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люцеферова крыла).
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне...
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
II. Лекция. (Ход лекции конспектируется учащимися.)
Человек и эпоха – основная проблема искусства, так как понимание законов развития человеческой личности невозможно без знания особенностей той исторической обстановки, в которой этот человек существует. Поэтому в начале лекции вспомним, что представляла собой наша страна, чтобы выяснить особенности русского литературного процесса.
1. Социально-экономическое и политическое развитие России.
Начало XX века – время правления императора Николая II, вступившего на престол в 1894 году. Россия в это время была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 году, реформы 60–70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский).
Железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали развитие страны.
Возникли крупные банки, связанные с промышленностью.
Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.
Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран.
Но высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.
Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX века аграрный вопрос. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России.
Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Дворянство (1 % населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось.
Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи.
Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой. Росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.
Крестьянство (более 80 % населения) страдало от малоземелья.
Положение рабочего класса (менее 10 % населения) в начале XX века было тяжелым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, бесправие – таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.
Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.
К началу XX века модернизация практически не затронула политическую сферу. Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.
2. Культура в России начала XX века.
Вступая в XX век, Россия менялась. Реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельности политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905–1907 гг.
Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры – героический и трагический одновременно.
Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьез обсуждалась задача ликвидации безграмотности, введение всеобщего начального образования. Важную просветительскую роль играли периодическая печать и книгоиздательское дело.
Открытия русских ученых имели мировое значение. Лауреатами Нобелевской премии стали И. Павлов и И. Мечников.
В художественной культуре начала XX века – буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом.
Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л. Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И. Бунин.
А в поэзии торжествуют декаденты-символисты (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.
Нечто подобное происходит и в живописи. Почитают реалистов И. Репина, В. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся скандальными выставки «Мира искусства» (А. Бенуа, К. Коровин) и «Бубнового валета» (П. Кончаловский, Р. Фальк).
В музыке продолжает работать Н. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. Глазунова и И. Стравинского (балет «Петрушка»). Новыми художественными открытиями являются для России музыка молодого С. Рахманинова и экспериментальные опусы А. Скрябина.
Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К. Станиславского, создавшего вместе с В. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр. На сцену приходят и великие театральные реформаторы В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Блистают певец Ф. Шаляпин, артистка балета А. Павлова, в первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная и Иван Мозжухин.
В Париже проходят ставшие знаменитыми Русские сезоны (с 1907 г.), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой.
В русской культуре – серебряный век.
3. Серебряный век русской литературы.
1) Параллельно возникновению все новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций эпохи – нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве.
Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог» (О. Мандельштам).
2) Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века.
Характерными фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звезды»), были М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич.
3) Развитие капиталистических отношений приводит к возникновению темы современного города («Фабрика» А. Блока, «Сумерки» В. Брюсова, «Тоска вокзала» И. Анненского и др.).
4) Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу:
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
К. Бальмонт
Прозвучало предчувствие «грядущих мятежей»:
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам. В. Брюсов
5) В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту («Жираф», «Озеро Чад» Н. Гумилева).
6) Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В. Маяковского, В. Хлебникова и др.)
III. Итог урока.
– Что вы получили на уроке для понимания характерных особенностей литературного процесса в России начала XX века?
1. С опорой на материал лекции подготовьте рассказ на тему «Социально-экономическое и культурное развитие России в начале XX века».
2. Самостоятельная работа с учебником (по вариантам):
I вариант (с. 8–14).
– Каков смысл определения «серебряный век»?
– Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы?
II вариант (с. 15–19).
– Какие традиции классики восприняла реалистическая проза нового времени?
– В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи?
III вариант (с. 20–22).
– Что отличает модернизм от реализма?
– Что сближает разные течения модернизма?
IV вариант (с. 28–32).
– Каковы особенности прозы начала века?
– В чем причины возникновения различных литературных группировок?