Запятая между частями сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

§1. Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях

Знаки препинания ставятся

В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания:
1) запятой,
2) точкой с запятой,
3) тире,
4) запятой и тире.

Если придаточное предложение находится внутри главного, то оно выделяется знаками препинания с двух сторон.

Сравните:

Когда дверь открылась 1 , /девочки тут же замолчали 2 .

Схема: (когда…) 1 , […] 2 .
(Главная часть 2 находится после придаточной 1 .)

Девочки 1 , /когда дверь открылась 2 , /тут же замолчали 1 .

Схема: […, (когда…) 2 , …] 1
(Придаточная часть 2 находится внутри главной 1 .)

1. Запятая - это самый распространённый знак. Он ставится перед подчинительными союзами .

Он мечтал 1 , /чтобы все были счастливы 2 .

Схема: […] 1 , чтобы (…) 2 .

2. Точка с запятой ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей, например:

Если бы я захотела поставить перед собой цель и добиваться её всеми правдами и неправдами 1 ; / если бы я не стремилась не обижать людей 2 ;/ если бы не выбирала средств, идя к цели 3 ;/ то я была бы не я 4 .

Схема: (если бы…) 1 ; (если бы…) 2 ; (если бы…) 3 ; [то…] 4 .

3. Тире может ставиться в разных случаях, например если придаточная часть стоит перед главной:

Когда есть любовь 1 /- праздник в душе 2 .

Схема: (когда…) 1 - […] 2 .
(Придаточная часть 1 находится перед главной 2 .)

4. Запятая и тире ставятся при отделении нескольких однородных придаточных от главного, стоящего после них, например:

Когда на улице непогода 1 ,/ когда свирепствует сильный ветер 2 ,/ когда идёт злой, хлёсткий дождь 3 , -/ остаться дома - уже большое счастье 4 .

Схема: (когда…) 1 , (когда…) 2 , (когда…) 3 , - […] 4
(Главная часть 4 стоит в конце, ей предшествует несколько однородных придаточных 1, 2, 3 .)

§2. Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными

1. В предложениях с несколькими придаточными запятые ставятся между главной и придаточными частями перед союзами или союзными словами, например:

Она не могла понять 1 , /что написано в инструкции 2 ,/ как ей следовать 3 , /как всё сделать правильно и не ошибиться 4 .

Схема: […] 1 , (что…) 2 , (как…) 3 , (как…) 4 .

Понять 1 , / что написано в инструкции 2 ,/ как ей следовать 3 ,/ как всё сделать правильно и не ошибиться 4 ,/ она не могла 1 .

Схема: […, (что…) 2 , (как…) 3 , (как…) 4 , …] 1
(Придаточные части 2, 3, 4 находятся внутри главной части 1 .)

2. В сложноподчинённых предложениях со сложными союзами потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы запятая ставится:

  • перед союзом (нейтральный вариант оформления), например:

    Я не собираюсь к ним в гости, потому что мне не хочется туда ехать.

    (нейтральный вариант интонации: тон повышается на слове гости, потому что произносится слитно)

  • перед второй частью союза, если она выделена интонационно (при подчеркивании), например:

    Я не собираюсь к ним в гости потому, что мне не хочется туда ехать.

    (слово потому выделено повышением тона, после него пауза, произношение союза расчленено, вариант более эмоциональный)

§3. Случаи, когда запятая не ставится

Знаки препинания не ставятся:

1) между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении и ), или, либо, например:

Она не могла понять 1 ,/ что написано в инструкции 2 / и как ею пользоваться 3 .

Схема: […] 1 , (что…) 2 и (как …) 3 .

2) перед придаточным предложением, если оно начинается с отрицательной частицы не , например:

Он позвонил нам 1 / не когда все страсти улеглись 2 ,/ а когда скандал только-только начал разгораться 3 .

Схема: […] 1 (не когда…) 2 , (а когда…) 3 .

3) перед подчинительными союзами в придаточных предложениях, если перед ними стоят повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо, ни…ни, не то…не то, то ли… то ли и др., например.

Сложноподчиненные предложения - это сложные предложения, части которых связаны интонацией и подчинительными союзами и союзными словами.

В сложноподчиненном предложении придаточное отделяется от главного запятой, а если находится внутри главного, то выделяется запятыми с двух сторон :

Очень хочется, чтобы все получилось. Дорога, по которой мы ехали, была извилистой.

Запятая между главным и придаточным предложениями не ставится , если:

  • однородные придаточные соединены одиночными союзами И, ИЛИ:

    Мы знали, что погода будет хорошей и что поход удастся;

  • перед подчинительным союзом или союзным словом стоит НЕ:

    Он пришел не для того чтобы учиться, а чтобы пообщаться с друзьями;

  • придаточное предложение состоит из одного союза или союзного слова:

    Я к вам пишу случайно, право, не знаю как и для чего. (М.Ю. Лермонтов)

Знаки препинания при составных союзах .

Если придаточное присоединяется к главному при помощи составного союза благодаря тому что, ввиду того что, в силу того что, оттого что, несмотря на то что, вместо того чтобы, после того как, в то время как, вследствие того что, подобно тому как, с тех пор пока , запятая ставится в зависимости от смысла высказывания и интонации только один раз:

Мы сумели преодолеть это препятствие, благодаря тому что долго готовились к испытанию.

Между двумя и более придаточными запятая ставится , если:

  • они однородны и не связаны союзами или соединены повторяющимися союзами (В этом городе, где он родился, где прошли его детские годы, он чувствовал себя особенно хорошо.);
  • они связаны по способу параллельного подчинения (Чтобы успеть на поезд, мы встали пораньше и уложили вещи, которые приготовили накануне.)

Запомните: запятая не ставится при двух подчинительных союзах, стоящих рядом, если дальше следует вторая часть сложного союза:

Она решила что если будет хорошая погода, то мы выберемся на дачу. (Придаточное нельзя опустить или переставить в другое место предложения без ущерба для смысла.)

Различайте: предложения с косвенным и прямым вопросом:

Все хотели узнать, состоится ли экскурсия. - Где можно узнать, состоится ли экскурсия?

В сложноподчиненном предложении, кроме запятых, могут ставиться следующие знаки препинания:

Тире

Двоеточие

Точка с запятой

для интонационного отделения главной части от придаточной, если перед главным находится придаточное:
- изъяснительное:
(Когда он доберется до места назначения - одному богу известно.);
- условное: (Опоздаешь ли, доберешься ли вовремя - это уже ничего не изменит.);
- уступительное: Сколько бы ни думать об этом - все равно не найти ответа.

Перед подчинительным союзом, когда в главном предложении содержится предупреждение о дальнейшем разъяснении:
Я стремлюсь только к одному: чтобы мои близкие были живы, здоровы и ни в чем не нуждались.

Если однородные придаточные распространены и внутри них уже есть знаки препинания:
Медикам и аптекарям отвечал он, что докторский диплом дает ему право лечить кого и как он хочет; что он никому не навязывается с своим лечением; что он не обязан объявлять составление своего лекарства и что, впрочем, они могут разлагать его лекарство, как им угодно... (В. Одоевский)

Тестовые задания (В7)

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

1 вариант

Она еще не знала, (1) что ждало ее впереди. То, (2) что я твоя жена, (3) безусловно, (4) не дает мне никакого преимущества. (А. Рыбаков)

2 вариант

А он чем больше глядел на нее, (1) тем больше его сердце заволакивалось мягкой и светлой грустью, (2) сострадательной к себе, (3) радостной к ней, (4) к этой новой Леночке, (5) и тихой благодарностью к прежней. Это было именно то самое чувство, (6) которого он так жаждал в Москве, (7) только светлое, (8) почти совсем очищенное от себялюбия. (А. Куприн)

3 вариант

И вот в такую ночь, (1) в тот поздний час, (2) когда в городе не спал только он один, (3) ты ждала меня в вашем уже подсохшем к осени саду. Тихо отворил калитку, (4) заранее отпертую тобой, (5) тихо и быстро пробежал по двору и за сараем в глубине двора вошел в пестрый сумрак сада, (6) где слабо белело вдали, (7) на скамье под яблонями, (8) твое платье. (И. Бунин)

4 вариант

И в это время удивительная музыка, (1) будто бы подчиняясь ее горю, (2) продолжала уговаривать. Она единовременно думала о том, (3) что мимо нее прошла большая любовь, (4) которая повторяется только один раз в тысячу лет. (А. Куприн)

5 вариант

Казалось, (1) что день кончился и уже сумерки. Может быть, (2) там была какая-нибудь полянка либо подсека, (3) по которой можно понять, (4) куда забрался? (В. Белов)

Ключи к тестам

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

Написание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях

Внимание! Изучая эту тему, прежде всего научитесь разграничивать отыменные прилагательные и отглагольные прилагательные и причастия, поскольку их написание подчиняется разным правилам.

-Н- и -НН- в непроизводных прилагательных и прилагательных, образованных от существительных

НН- пишется:

в прилагательных с основой на -н-, образованных с помощью суффикса -н-:

картон - картон-н-ый; истина - истин-н-ый; имя - имени - имен-н-ой;

в прилагательных с суффиксами -онн-, -енн-: революционный, лекарственный.

Исключение: ветреный.

Но приставочные прилагательные безветренный, наветренный, подветренный пишутся с двойной н.

Внимание! Различаются прилагательные: ветреный (ветреный день, ветреный человек) и ветряной (ветряной двигатель, ветряная мельница, ветряная оспа).

Н- пишется:

в непроизводных прилагательных, например: юный, рьяный, свиной, багряный, пряный, румяный;

в прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-: песчаный, серебряный, утиный.

Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Правописание -Н- и -НН- в полных причастиях и отглагольных прилагательных

НН- пишется:

в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (с приставками и без приставок): купленный, влюбленный, воспитанный, заштопанный, сломанный, брошенный.

Исключения: конченый человек, раненый, контуженый, названый брат, посажёный отец, приданое, Прощёное воскресенье, крещёный;

в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов несовершенного вида, если причастие имеет зависимые слова: тканный золотом костюм, крашенная суриком стена;

в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов, на -ованный, -еванный: рифмованный, линованный, балованный, корчеванный.

Внимание! В прилагательных кованый, жеваный, клеваный пишется одна буква н (но: скованный, изжеванный, исклеванный).

Н- пишется:

в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих



ни приставок, ни зависимых слов: вареные (овощи), мороженая (рыба), путаный (след).

Внимание! В немногих прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется -нн-. Эти исключения следует запомнить: желанный, священный, неслыханный, невиданный, нежданный, негаданный, нечаянный, чеканный, чванный, медленный, недреманный, жеманный, деланный, чёрканный, считанный и др.

в прилагательном смышленый, образованном от глагола несовершенного вида смыслить,

и в сложных прилагательных с повторяющейся основой, вторая часть которых имеет приставку: читаные-перечитаные (книги), штопаные-перештопаные (носки).

Приставка не- и наличие впереди еще одного корня в слове не влияют на написание одного или двух н в прилагательных: мороженый - немороженый, свежемороженый (но замороженный - незамороженный, свежезамороженный).

-Н- в кратких причастиях, кратких прилагательных И наречиях

Отличие кратких причастий от кратких прилагательных

В кратких причастиях всегда пишется только одна н: окна занавешены, дерево срублено.

В кратких прилагательных и наречиях пишется столько же н, сколько и в полных прилагательных,

от которых они образованы: обыкновенные люди - люди обыкновенны - съездили обыкновенно.

Внимание! Некоторые причастия в полной форме совпадают с отглагольными прилагательными. Краткую форму таких причастий и прилагательных следует различать: Тучи рассеяны ветром. Выставка организована ветеранами. (Что сделано чем-то? кем-то? - краткие причастия). Студенты рассеянны и неорганизованны. (Каковы? - краткие прилагательные).

Можно указать на следующие признаки кратких причастий:

обозначают действие и могут быть заменены глаголами: парта собрана за час - парту собрали

за час. Сравните: моя мама очень собранна;

при них есть или к ним можно добавить зависимое слово в творительном падеже: парта собрана (кем?) учениками.

Внимание!

В существительных, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько их было в производящей основе: избранный - избранник; путаный - путаник; воспитанный - воспитанник.

Типы сложноподчиненного предложения

Понятие о сложноподчинённом предложении

Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит

от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая - придаточной. Части СПП соединяются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части. Например: И все рыбы с ужасом умчались прочь в свою глубокую глубину, когда мы с хохотом взбивали сверкающие пенистые водопады (Гайдар). И чёрный усатый рак, которого я вытащил из его подводной страны, в страхе забился и запрыгал (Гайдар). Мы подошли к ограде с той стороны, откуда караулили усадьбу высокие, как солдаты, цветы - подсолнухи (Гайдар). Тут мы увидели на опушке бревенчатый дом и сразу же догадались, что здесь живёт дочь сторожа Валентина и её сын Фёдор (Гайдар).

Подчинительные союзы имеют следующие разряды по значению:

временные: когда, пока, едва, лишь;

причинные: так как, потому что, ибо (устар.);

условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);

целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);

уступительные: хотя, несмотря на то что;

следствия: так что;

сравнительные: как, словно, будто, точно, чем;

изъяснительные: что, как, чтобы.

Кроме того, бывают составные подчинительные союзы: в то время как, как будто, лишь только, в связи

с тем что, с той целью чтобы, до тех пор пока.

Союзные слова являются:

относительными местоимениями (кто, что, какой, чей, который, сколько и др.);

местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.).

В отличие от союзов, союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.

Некоторые союзные слова (что, как, когда, чем - форма местоимения что) омонимичны союзам. Для того чтобы их различить, необходимо попытаться заменить союзное слово на знаменательное (если такая замена невозможна - это союз): Я знаю, что ты меня любишь - союз. Я знаю, что (какую вещь) мне купят в подарок - союзное слово, дополнение. На союзное слово, кроме того, падает фразовое ударение: Я разбил вазу и не знаю, что (какие слова) мне маме сказать.

Внимание!

Критерием разграничения союзов и союзных слов часто может служить тип придаточного предложения, поскольку некоторые из них присоединяются только союзами или только союзными словами.

При определении типа придаточного предложения учитываются средства связи и смысловые отношения между главной и придаточной частями.

В большинстве случаев от главной части к придаточной может быть задан вопрос, выявляющий смысловые отношения между частями. Особую группу составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится.

Придаточная часть может относиться к определённому слову в главной части или ко всей главной части в целом.

Придаточная часть может располагаться за главной частью, перед главной частью или внутри главной части.

Внимание!

Некоторые типы придаточных могут располагаться только после главных или определённых слов

в главном предложении, расположение же других типов придаточных свободное.

В главной части могут быть указательные слова, которые показывают, что при главной части имеется придаточная. Это указательные местоимения и местоимённые наречия то, тот, такой, там, туда, тогда, столько и другие, которые выступают в паре с определёнными союзами и союзными словами: то - что, там - где, столько - сколько и т. д. При определённых типах придаточных наличие указательного слова обязательно, в этом случае придаточное относится именно к нему.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Запятые между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения

Придаточная часть в сложноподчинённом предложении выделяется запятыми с двух сторон, если стоит внутри главной части: Несколько антоновских яблок, которые случаем остались на дереве, превратились в пухлые белые лампы (Коваль). Если же придаточная часть стоит перед главной частью или после неё, то отделяется от неё запятой: Когда мне нездоровится, я люблю завернуться в тёплый плед и читать любимые детские книжки. Однажды я плыл на корабле и видел, как идёт снег в море (Гришковец).

Запятая между главной частью и придаточной, присоединяемой простым союзом или союзным словом, не ставится:

если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и: Скоро станет известно и кто совершил это преступление. Не простил он меня и когда прошло много лет после этих событий;

если перед подчинительным союзом или союзным словом есть частица не: Мне было интересно узнать не что он уже сделал, а что собирается ещё сделать. Меры предосторожности принимать надо не когда начался пожар, а значительно раньше;

если придаточная часть сокращена до союзного слова: Я бы тоже желал знать почему (Л.Толстой). Не знаю почему, но я его не понимал (Трифонов). Пригласили кого-то из игроков их команды, но хотелось бы знать кого;

если придаточная часть, благодаря союзам и, или, включается в ряд однородных членов: Во время учёбы в школе и когда поступил в университет, я не очень об этом задумывался. Ему вдруг захотелось мороженого и чтобы оно было фруктовое, кисленькое, в хрустящем вафельном стаканчике. Приходи ко мне каждый день или когда тебе захочется.

Запятая перед простым подчинительным союзом при усилительно-ограничительных союзах

Если перед простым подчинительным союзом стоят усилительно-ограничительные слова (частицы, союзы или их сочетания, вводные слова) особенно, даже, в частности, в том числе, в особенности, а именно, а также, а (но) только, как раз, лишь, исключительно, только и др., то запятая ставится перед ними, а не перед союзом.

Например: Сестра обещала мне сшить платье для куклы, но только когда она сделает все уроки. Хорошо в конце мая в лесу, особенно когда распускаются ландыши. Она любила весной летать в Киев, чтобы повидаться с друзьями, а также чтобы насладиться цветением каштанов. Неплохо зимой хотя бы раз в месяц ходить в консерваторию, в частности если будет много хороших концертов.

Запятая или её отсутствие при сложных (составных) подчинительных союзах

Если придаточная часть СПП соединена с главной при помощи сложного (составного) подчинительного союза благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, в силу того что, вследствие того что, в случае если, в то время как, из-за того что, исходя из того что, между тем как, несмотря на то что, оттого что, перед тем как, подобно тому как, по мере того как, потому что, прежде чем, ради того чтобы, раньше чем, с тем чтобы, с тех пор как, с той целью чтобы, так же как, так что, тем более что и др., то этот союз обычно не разбивается запятой - запятые ставятся так же, как и при простом союзе.

Например: Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми (Чехов). Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору кругом. Но прежде чем этот кусок успевал упасть на землю, рабочий с необыкновенной ловкостью обматывал его цепью в руку толщиной (Куприн).

Иногда в зависимости от смысла предложения, логического выделения (усиления) первой части союза составной союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью союзного сочетания: Я полюбил сюда ходить потому, что вас здесь впервые встретил. Оттого, что я целый день провалялся в кровати с книжкой в руках, голова налилась свинцовой тяжестью и нещадно болела.

Обычно не распадаются составные подчинительные союзы в то время как, по мере того как, перед тем как, если придаточная часть предшествует главной: По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза Манилова делались веселее (Гоголь). Перед тем как взяться за скрипку, он засучивал рукава рубахи, обнажал грудь и становился к окну (Федин).

Союз так что не расчленяется, если он имеет значение следствия: Накрапывал холодный дождик, дул ветер, так что на улице становилось всё прохладнее (придаточное следствия). Ветер завывал так, что становилось страшно (придаточное образа действия).

Союз в то время как расчленяется при усилении временного значения, особенно при добавлении слов как раз, ещё, самое, именно:

Я понял решение задачи как раз в тот момент, как учительница решила поставить мне единицу в журнал. Такие предложения близки предложениям с союзом когда (в то время, когда): Легенды и мифы Древней Греции были моим любимым чтением ещё в то время, когда я был ребёнком.

Внимание! Расчленение союза в то время как в начале предложения допустимо, хотя несколько устарело: В то время, как я вздремнул, взошла луна (Л.Толстой).

Запятая в сложноподчиненном предложении при расчленении подчинительного союза

Расчленение сложного союза обязательно:

если есть слова, перетягивающие ударение на первую часть союза. Эти слова (частицы, вводные слова, наречия) примыкают к первой части союза и логически выделяют её: Я всё это говорю тебе не потому, что хочу тебя обидеть. Я пришёл только затем, чтобы напомнить о вашем обещании. Вы не отвечаете мне только оттого, что не знаете что сказать?

если первая часть союзного сочетания включается в однородный ряд членов предложения: Мне было стыдно от своей беспомощности, и больно за сестру, и оттого, что я ничем не мог помочь ей в её горе;

при противопоставлении: Я плачу не оттого, что мне больно, а оттого, что вы рядом и мне есть кому плакать.

1. сочинительной связью.

Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти…

Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.

Ответ: 2, 3.

2. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) в сложном предложении запятую(ые) между частями, связанными сочинительной связью.

Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство, (1) щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, (2) но больше всего любил он вольную жизнь и однажды тайно покинул царский двор. Мечтал он о таком искусстве, (3) которое стало бы родным всем, (4) как простая русская песня, (5) чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились хохломские чашки, (6) украшенные пышными цветами и тонкими веточками. (По Н.Беднику)

Ответ: 2.

3. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Такова легенда. Рассказывают ее всегда чуть-чуть по-разному, (1) и каждый любознательный сможет прочитать ее в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, (2) в ней много вымысла, (3) но ее правда в том, (4) что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, (5) когда передаются из рук в руки, (6) от учителя к ученику. (По Н.Беднику)

Ответ: 1, 3.

4. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Легко упрекать других, (1) когда находишься в положении бедственном, (2) но обязательно надо вспомнить и самого себя. Не могу сказать, (3) что при мне был точно такой случай, (4) но нечто подобное обнаруживал я и в своем собственном поведении – (5) желание отойти, (6) уклониться, (7) не ввязываться… И, (8) уличив себя, (9) начал понимать, (10) как привычно стало это чувство, (11) как оно пригрелось, (12) незаметно укоренилось. (Д.Гранин)

Ответ: 2, 4.

5. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, (1) которые были ярко освещены. Цепь фонарей бежала над ним высоко в небе, (2) и фонари походили на шары, (3) наполненные ослепительным кипящим молоком.

Он ехал по набережным, (4) вдоль каменных оград, (5) где бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, (6) черная и блестящая, (7) как смола, (8) а город опрокидывался в воду, (9) тонул, (10) уплывал и не мог уплыть, (11) только растворялся нежными золотистыми пятнами. (Ю.Олеша)

Ответ: 2, 8.

6. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Много озер на свете – больших и малых, (1) глубоких и мелких, (2) суровых и живописных, (3) но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, (4) и нет другого такого водоема в мире, (5) который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком озере не сложено так много легенд и сказаний, (6) песен и стихов, (7) поэм и рассказов. (По А.Муранову)

Ответ: 3, 4.

7. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Понимаешь, (1) какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию, (2) и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Когда я останавливался, (3) он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, (4) он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, (5) но на телефонную станцию не пошел. Я погладил его по спинке, (6) и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, (7) его уже не было. (По К.Паустовскому)

Ответ: 2, 6.

8. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим торопливым оглушительным криком, (1) а жабы вторили им более редким, (2) мелодическим грустным уханьем. Изредка над головой пролетала с пугливым кряканьем утка, (3) да слышно было, (4) как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. Выпали первые звезды, (5) и никогда их мерцающее сияние не казалось мне таким золотым, (6) таким чистым, (7) кротким и радостным. (А.Куприн)

Ответ: 1, 3, 5.

9. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Вскоре на западе стала заниматься заря, (1) и свет подошел на восток, (2) как будто заря утренняя внизу, (3) невидимо за чертой горизонта, (4) взяла вечернюю и потянула к себе. Я шел очень скоро и так согрелся, (5) что не заметил даже, (6) как сильный мороз схватил траву и первые цветы. Когда же прошел заутренний час и мороз вступил в силу, (7) я взял один лиловый листок и хотел отогреть его теплой рукой, (8) но цветок был твердый и преломился в руке. (М.Пришвин)

Ответ: 1, 8.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1. сложноподчиненного предложения.

Было время, (1) когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, (2) отбивая вечернюю и утреннюю зарю. Звон вырывался за околицу, (3) стлался над рекой Соротью, (4) озерами и затухал в михайловских рощах. Одни краски сменялись другими, (5) одни звуки поглощались или, (6) наоборот, (7) усиливались. Все это и еще многое другое было тем, (8) из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.

Ответ: 1, 8.

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Что впервые заставляет человека взять в руки перо, (1) чтобы не выпускать его до конца жизни? Труднее всего вспомнить, (2) когда это началось. Очевидно, (3) писательство возникает в человеке, (4) как душевное состояние, (5) гораздо раньше, (6) чем он начинает исписывать стопы бумаг. Возникает еще в юности, (7) а может быть, (8) и в детстве.

В детстве жарче солнце, (9) гуще трава, (10) обильнее дожди, (11) ярче небо, (12) смертельно интересен каждый человек. (По К.Паустовскому)

Ответ: 1, 2, 6.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Вероятнее всего, (1) талант накапливается по капельке, (2) передаваясь по наследству, (3) от колена к колену, (4) как цвет волос, (5) черты лица или характера. Он пробивается по родословной, (6) как огонек по бикфордову шнуру, (7) чтобы однажды, (8) в каком-нибудь там поколении, (9) разразиться ослепительным взрывом. Никто не знает, (10) что такое талант, (11) где его искать в человеке. (По В.Солоухину)

Ответ: 7, 10, 11.

4. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Пока еще сам не знаю, (1) что буду писать. Мысль существует во мне как волнение, (2) как желание передать другим все то, (3) что наполняет сейчас мой разум, (4) мое сердце, (5) все мое существо. Во что выльется мысль и какие пути она найдет для своего существования, (6) мне не ясно еще самому. Но я знаю, (7) для кого буду писать. Я буду говорить со всем миром.

Ответ: 1, 3, 6, 7.

5. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, (1) жизненную задачу, (2) он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, (3) ради чего человек живет, (4) можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все материальные блага, (5) он и оценивает себя на уровне этих благ. Если человек живет, (6) чтобы принести людям добро, (7) облегчить их страдания, (8) то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

Ответ: 2, 3, 4, 5, 6, 8.

6. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Ставя перед собой задачей карьеру или приобретательство, (1) человек испытывает больше огорчений, (2) а не радостей, (3) и рискует потерять все. А что может потерять человек, (4) который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, (5) чтобы добро, (6) которое человек делает, (7) было бы внутренней потребностью, (8) шло от умного сердца, (9) а не от головы.

Ответ: 4, 5, 6, 7.

7. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Теперь погас последний огонек в глубоких долинах, (1) и седой туман воцаряется над нами, (2) зная, (3) что пришел его час, (4) долгий час, (5) когда кажется, (6) что все вымерло на земле и уже никогда не настанет утро; (7) будут только возрастать туманы, (8) окутывая величавые в своей полночной страже горы, (9) будут глухо гудеть леса по горам и все гуще лететь снег на пустынном перевале. (И.А. Бунин)

Ответ: 3, 5, 6.

8. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Сейчас каждый знает, (1) что Земля – шар. А как это проверить?

Когда корабль уходит в море, (2) он не сразу исчезает вдали. Сначала скрывается за горизонтом его корпус, (3) потом палуба, (4) а мачты еще долго видны, (5) но, (6) наконец, (7) скрываются и они. Это происходит потому, (8) что поверхность моря выпуклая. А выпуклая она потому, (9) что Земля – шар.

Ответ: 1, 2, 8, 9.

9. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Врач почему-то не начинал прием, (1) и около дверей в тесном коридорчике, (2) освещенном чахлой лампочкой, (3) было настоящее вавилонское столпотворение. Пожилые женщины, (4) лица которых раскраснелись от духоты. Хмурые старики, (5) старшеклассницы, (6) визгливо кричащие, (7) что пройдут вне очереди, (8) потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, (9) которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета. (По К.Акулинину)

Ответ: 4, 7, 8, 9.

10. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Студент хмуро поглядывал на занавешенные окна, (1) где за окнами, (2) вероятно, (3) спали люди, (4) не слыша почтовых звонков, (5) не ощущая холода, (6) не видя злого лица почтальона. А если разбудит колокольчик какую-нибудь барыню, (7) то она повернется на другой бок, (8) улыбнется от избытка тепла и, (9) поджав ноги и положив под щеку руку, (10) заснет еще крепче.

Ответ: 1, 7.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1. бессоюзного предложения .

Задумывались ли вы над тем, (1) сколько слов в русском языке, (2) можно ли их сосчитать? Очевидно, (3) установить точное количество слов русского языка, (4) да и любого другого, (5) абсолютно невозможно хотя бы потому, (6) что лексика находится в постоянном движении: (7) одни слова уходят из языка, (8) другие закрепляются в нем.

Ответ: 7, 8.

2. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) знак (и) препинания между частями бессоюзного предложения.

Великий немой. Так называли кино, (1) когда не была еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. Но первые киноролики, (2) отснятые братьями Люмьер, (3) сопровождались во время показа игрой на фортепиано.

Посетителям безмолвных киносеансов казалось, (4) что они попали в царство теней, (5) им невольно хотелось оказаться в реальном мире, (6) где видимое и слышимое находятся в неразрывном единстве. (По Л.Тарасову)

Ответ: 5.

3. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Специалисты давно заметили, (1) что у человека возникают большие трудности, (2) когда он остается наедине с книгой. Ведь важно рассмотреть то, (3) как книга написана, (4) ее художественную ценность. Появляется опасность не разглядеть хорошую, (5) настоящую книгу, (6) не отличить ее от подделки. В таких искусственных произведениях вроде бы все как надо: (7) события развиваются, (8) герои переживают. Но нет главного: чувства, (9) мысли и красоты. (По В.Пекелису)

Ответ: 7, 8.

4. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Старайтесь больше читать, (1) не глотать книги, (2) и стремитесь найти то самое главное, (3) что автор хотел сказать именно вам. Не бойтесь перечитывать книги, (4) это просто необходимо. Думаю, (5) что настоящим становится только второе прочтение художественного произведения. Тогда обязательно к первому впечатлению прибавляется новое, (6) появляются новые мысли, (7) новый взгляд на вещи.

Настоящий читатель должен обращаться с книгами как с умным собеседником, (8) они знают больше самого образованного человека.

Ответ: 4, 6, 8.

5. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Весь день то дождь хлестал, (1) то снег, (2) небо в непривычной для меня степной стороне, (3) ничем не поддерживаемое, (4) сходилось с землей очень близко, (5) и в серой мгле было трудно что-то рассмотреть.

К вечеру темная мгла стала наваливаться, (6) заставляя нас взглядывать на часы. Встречные машины прошмыгивали с зажженными фарами, (7) белый свет сомкнулся и был забит мокрым снегом, (8) придорожные деревни наплывали как-то случайно.

Ответ: 2, 7, 8.

6. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Распахнулась навстречу и откликнулась под певучими полозьями сумеречная тундра, (1) на сугробах угасали последние отблески солнца…

На другой день звероловы надели лыжи, (2) положили в заплечные мешки куски мерзлого мяса, (3) капканы и отправились в дорогу. Через полчаса ходьбы наткнулись на одинокий волчий след.

Дед поставил шесть капканов: (4) два из них обнесли невысокой изгородью из тонких жердей, (5) и в жерди понатыкали еловых лап. (По Ю.Качаеву)

Ответ: 1, 4.

7. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

За столом с приборами, (1) рядом с режиссером, (2) сидит звукооператор, (3) во время записи он передвигает рычажки, (4) следит за тем, (5) чтобы звук записывался мягко, (6) не слишком громко, (7) но и не слишком тихо, (8) а как раз как надо. Он может переговариваться с режиссером: (9) ни один звук не проникнет в студию, (10) так уж все устроено. (По М.Гумилевской)

Ответ: 3, 9, 10.

8. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Четыре дня жители испанского города Гренады не могли понять, (1) что происходит. То и дело на разных улицах без какой-либо причины раздавались резкие полицейские свистки, (2) но ни нарушителей порядка, (3) ни самих полицейских не было видно. Очень трудно приходилось шоферам: (4) резкие свистки заставляли их без конца останавливаться, (5) хотя никакой вины водители за собой не чувствовали.

На пятый день все выяснилось: (6) полицейским-невидимкой оказался вылетевший из клетки попугай, (7) умевший подражать звукам полицейского свистка. (Ю.Дмитриев)

Ответ: 4, 6.

9. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Лес шумел… В нем всегда стоял шум, (1) потому что это был старый, (2) дремучий бор, (3) которого не касались пила и топор лесного барышника. Внизу было тихо, (4) пахло смолой; (5) сквозь полог сосновых игл, (6) которыми была усыпана почва, (7) пробились яркие папоротники… В сырых уголках тянулись высокими стеблями зеленые травы; (8) белая кашка склонялась отяжелевшими головками, (9) как будто в тихой истоме. (По В.Короленко)

Ответ: 4, 5, 8.

10. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Нет в природе прежнего буйства багряных красок, (1) они сменились мягкими серебристыми полутонами. Блестящее море, (2) светлое небо, (3) далекая полоска берега – все выглядит легким и призрачным, (4) словно весь видимый мир сделан из стекла или чего-то еще более прозрачного. Это прощальная улыбка уходящего летнего света; (5) скоро ночи станут синими, (6) а потом, (7) как всюду, (8) черными. (И.Зыков)

Ответ: 1, 5.

11. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Медленно, (1) кружась в воздухе, (2) падают с берез пожелтевшие легкие листья. Тонко просвистит рябчик, (3) прокличут в небе пролетающие косяком журавли.

Что-то грустное, (4) прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Идешь, (5) бывало, (6) по осеннему, (7) расцвеченному красками лесу, (8) музыкальным поэтическим чувством наполняется душа.

Прозрачен осенью и чист воздух, (9) прозрачна вода в лесных ручьях. Еще цветут поздние цветы. Еще зеленый, (10) роняя спелые желуди, (11) стоит на краю леса старый развесистый дуб. (По И.Соколову-Микитову)

Ответ: 3, 8, 9.

12. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения .

Поднявшееся в зенит солнце убрало с земли все тени. Пропала контурность, (1) выпуклость земных предметов, (2) подевались куда-то и свежая прохлада, (3) и горение росы, (4) и сверкание ее; (5) луговые цветы померкли, (6) вода потускнела, (7) а в небе вместо ярких и пышных облаков вуалью распространилась ровная, (8) белесоватая мгла. (В.Солоухин)

Ответ: 2, 5, 6.

М.Н. ПРИКУЛЕ,
г. Чита

1. Я вздрагивал,(1) забирался под простыню, (2)и прерванный сон продолжался. Окончательное и бесповоротное пробуждение наступало в момент, (3)когда вместе с ушатом воды на мою грешную голову обрушивались громы и молнии, (4)исторгаемые бабушкой.

2. – Возможно,(1) придется вскрыть черепную коробку, (2) это может быть опухоль … – Ишь ты, (3) "вскрыть черепную коробку "! – вскричала бабушка. - Это тебе не тыква! Сынок, (4) вставай, (5) а то и впрямь он загонит тебя в могилу!

3. Помнится, (1) построили мы колхозную мельницу, (2) что за деревней, (3) и пустили по желобу нашу речушку. Билась, (4) билась вода, (5) да так и не сумела сдвинуть колесо с места – силенок не хватило. Тогда мы подвели второй рукав реки, (6) и пошло дело!

4. По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка - тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.

5. Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно,(1) а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили оспяные рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни..

6. Идти легко,(1) даже весело. Груз почти не давит на плечо,(2) а возле самого рта играют сверкающие бусинки черники. Можно языком слизнуть одну-другую,(3) но почему-то пока не хочется…

7. Отсюда хорошо были видны ярко освещённые окна нижнего этажа нового четырёхэтажного здания,(1) где жила Варя. Направляясь домой, (2) Варя никак не минует переезда, (3) и Лёшка её сразу приметит,(4) а она его нет.

8. И,(1) когда бы я ни открыл глаза, (2) ты была всегда возле меня, (3) и ночник горел в комнате, (4) и ты глядела на меня своими запавшими очами, (5)будто из тьмы, (6) сама вся тихая и светлая, (7) будто в ризах.

9. И,(1) разумеется,(2) ключник охотно отпускал Мишу на все четыре стороны,(3) да ещё и ставил его в пример остальным. Минуло три месяца,(4) и Мишку стали собирать к отъезду в Белгород. Мария Тимофеевна ходила вся в слезах: Мише нет ещё и семи,(5) а он отправляется в чужой далёкий город и будет там один-одинёшенек. В Белгороде Миша Щепкин провёл почти четыре года,(6) обучаясь истории и языкам – латыни и французскому.

10. Другой не было и в помине, (1) да и оставшаяся являла собой жалкое зрелище: опаленная и однобокая, (2) с толстым уродливым стволом, (3)прогнившая корявою щелью-дуплом, (4) она непонятно как удерживала несколько мощных сучьев.

11. Я еду с ярмарки, (1) кое-что купив и кое-что продав, (2)что-то найдя, (3) а что-то потеряв, (4) я не знаю, (5) в барышах я или внакладе, (6) но бричка моя не скрипит под грузом антикварной рухляди.


12. Его страсть восхищала меня,(1) и в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край. Он,(2) например, (3) требовал, (4) чтобы слово обязательно было любезно, (5) услужливо.

13. Все в этом кусочке бескрайней саванны было хорошо для леопарда, (1) и,(2) обходя свои владения,(3) хозяин ревниво следил за тем,(4) чтобы никто не посмел оспорить его права на эту «священную» территорию.

14. Быть может,(1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится,(2) но все же мы жаждем душевного покоя,(3) в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности,(4) необходимой обществу.

15. Над обеими дверьми висели фонарики,(1) и по вечерам в них горели,(2) тускло освещая внутренность конки,(3) свечи.

16. Она ушла,(1) безжалостно,(2) тонко поскрипела под окном своими узенькими валенками,(3) и после ее ухода в комнате остался неспокойный,(4) смешанный запах мороза и свежести, заиндевевшего меха.

17. Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4) и краска залила чертёж.

Задание: выпишите цифры(-у), обозначающую(-ие) запятые между частями сложноподчинённого предложения:

1. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все все знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями .

Большая цель охватывает всего человека,(1) сказывается в каждом его поступке,(2) и нельзя думать,(3) что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

2. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения .

3. сложноподчинённого предложения.

Я считаю,(1) что у человека должно быть одно правило в жизни,(2) в его цели жизни,(3) в его принципах жизни,(4) в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством,(5) чтобы его помнили,(6) чтобы не стыдно было вспомнить.

4. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье,(1) но и о школе,(2) куда поместила их забота родительская,(3) о своем селе,(4) городе и стране…

5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями .

Уважающий себя человек никогда не будет поливать грязью других людей,(1) свою страну,(2) что бы ни случилось,(3) потому,(4) что ощущает свою принадлежность к ней и ответственность за всё,(5) что здесь происходит.

6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения .

Люди,(1) которых он некогда уважал,(2) которым он доверял,(3) могут оказаться лицемерными и жестокими самовлюбленными натурами,(4) готовыми ради собственного успеха поступиться совестью и честью.

7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения .

Произведя в уме некую нужную математическую операцию,(1) вы сможете ответить на обиду с большим достоинством,(2) которое будет тем благороднее,(3) чем меньше значения вы придаете обиде.

8. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите все цифры, обозначающие знаки препинания, разделяющие части сложноподчиненного предложения .

И очень хочется надеяться,(1) что когда-нибудь в будущем понятия чести и совести во всем мире будут одинаковыми,(2) объединяющими в разных странах сейчас и тех,(3) которые были раньше,(4) но не дошли до нашего времени.

9. В приведенных ниже предложениях прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложноподчиненного предложения .

Россия до XVIII века руководствовалась сводом правил «Домострой»,(1) в основе которого лежали строгое сословное деление,(2) подчинение младших старшим,(3) низших высшим.

10. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, при помощи которых обозначены знаки препинания, разделяющие главную и придаточную части сложноподчиненного предложения .

Видя,(1) как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности,(2) напрячь все свои силы,(3) помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – (4) разумное занятие для достойного человека.