Алексей Николаевич Апухтин. Биография

Апухтин Алексей Николаевич (15.11.1840 года (по другим данным, 1841 год), Болхов Орловской губернии. - 17.08.1893года, Петербург) - русский поэт.
Родился 15 ноября 1840 или 1841 года (дата 1840 указана в авторитетной биографии Модеста Чайковского, приложенной к "Собранию сочинений Апухтина". Эту дату подтверждает пометка "15 ноября 1857", стоящая под стихотворением: "Сегодня мне минуло 17 лет". Но в собственноручной автобиографической заметке, присланной для "Литературного архива" автора настоящей статьи, Апухтин сообщает, что он родился 15 ноября 1841 года), в Болхове, Орловской губернии, в старинной дворянской семье. По достатку и связям отец его, отставной майор, принадлежал к дворянству среднему. Мать очень баловала поразительно рано проявившего свои способности мальчика. Всеобщим баловнем Апухтин остался и в училище правоведения, куда его отдали в 1852 году: на него смотрели здесь как на будущую знаменитость. Покровитель училища, принц П.Г. Ольденбургский, коверкая фамилию Апухтин, говаривал: "Если в лицее был Пушкин, то у нас есть Апущин". По хлопотам директора училища, Языкова, в "Русском Инвалиде" 1854 года было напечатано патриотическое стихотворение 14-летнего поэта "Эпаминонд", посвященное памяти Корнилова. Через год там же было напечатано "Подражание Арабскому". Ода на рождение великой княжны Веры Константиновны была представлена государю. В 1859 году Апухтин блистательно кончил курс с золотой медалью и поступил на службу в департамент министерства юстиции. В том же 1859 году, омраченном для него смертью матери, Апухтин настоящим образом вступил на литературное поприще, поместив ряд стихотворений в "Современнике". Службой поэт совершенно не занимался. Он весь отдался прожиганию жизни в среде аристократической "золотой" молодежи. Известный "цыганский" романс "Ночи безумные, ночи бессонные", написанный позднее (1876), является весьма точным автобиографическим отзвуком шумно проведенной молодости. И воспоминания об этих "безумных ночах" навсегда остались дороги для поэта-эпикурейца: "Пусть даже время рукой беспощадною мне указало, что было в вас ложного, все же лечу я к вам памятью жадною, в прошлом ответа ищу невозможного". В самом начале 1860-х годов Апухтин уезжает в деревню, недолго служить чиновником особых поручений при орловском губернаторе, и в 1864 году окончательно поселяется в Петербурге. Номинально причислившись к министерству внутренних дел, он опять отдается праздной, светской жизни, тщательно оберегая себя от каких бы то ни было обязанностей и серьезных волнений. Даже к литературному творчеству своему, которое до средины 1880-х годов, когда он стал писать повести и большие поэмы, не требовало усидчивости и труда, он относился как к легкой забаве и всегда сам себя рекомендовал как "дилетанта". Прекрасный чтец и тонко-художественный декламатор, остряк, шутки и интимные эпиграммы которого пользовались широкой популярностью в великосветских сферах, Апухтин был желанный гость самых блестящих салонов. На почве литературных интересов он сблизился в 1880-х годах с великим князем Константином Константиновичем; несколько раз читал он в присутствии императора Александра III . Значительную часть вечеров поэт отдавал карточной игре, большей частью в английском клубе. Беспечальный образ жизни независимого холостяка, который вел Апухтин, был, однако, совершенно испорчен все более и более надвигавшейся тяжелой болезнью. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры и "довело его до настоящего убожества", хотя особенных страданий не причиняло. Под конец жизни он проводил целые дни на диване, с трудом двигаясь даже несколько шагов. Угнетали поэта-сибарита и денежные затруднения; приходилось прибегать к займам. Какая-то злая "сплетня" и "клевета" тоже очень тяжело действовали на его настроение. Умер Апухтин от водянки 17 августа 1893 года.

Биография

Родился в небогатой дворянской семье с древними корнями, восходящими к Франции. Детство прошло в родовом имении отца - деревне Павлодар. По мироощущению близок . Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским (), А. С. Аренским ().

1859 - окончил Училище правоведения, где сблизился (в том числе на гомосексуальной почве) с П. И. Чайковским. В Училище Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». По окончании Училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи». С 1862 жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863-1865 - числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.

Апухтин и Пётр Ильич Чайковский

Чайковский и поэт долго поддерживали тесные дружеские отношения. Пётр Ильич гостил у него в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили совместное путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворение (80-е гг.).

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лелю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель».

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

«Кто идёт» (1860, не сохранился)
«Забыть так скоро» (1870)
«Он так меня любил» (1875)
«Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
(1880)
(1886).

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…

Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!

Творчество

1854 - первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854-55 гг.).

1858 - 61 гг. стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение 7 лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 - 62 гг. публиковался в журналах демократического толка («Искра», «Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев.

1865 - выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве , что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой-бы то ни было политической борьбы.

1872 - в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 - Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы ( , «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 - вышел первый сборник стихотворений Апухтина

В последние годы жизни Алексеем Николаевичем написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Из Архива графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет только после его смерти.

Издания

Сочинения, 4 изд., т. 1-2, [Биография. очерк М. Чайковского], СПБ. 1895;
Стихотворения. [Вступ. ст., подгот. текста, прим. Л. Афонина], Орёл, 1959;
Стихотворения, Л., 1961.

Алексей Николаевич Апухтин родился 15 (27) ноября 1840 г. (по другим данным 1841 г.) в г. Болхове Орловской губернии в семье, принадлежавшей к старому дворянскому роду. Детские годы его прошли в деревне Павлодар в имении отца.

Изнеженный, избалованный мальчик, склонный к болезненной полноте, выросший в обстановке праздности, он и в дальнейшем сохранил неприязнь к активным действиям: Слова одного из героев стихотворений Апухтина вполне можно отнести к самому автору:


Я жил, как многие, как все почти живут

Из круга нашего, - я жил для наслажденья,

Работника здоровый, бодрый труд

Мне незнаком был с самого рожденья.


Период учебы в Петербургском училище правоведения (1852 – 1859) – один из важнейших в жизни Апухтина.

То были годы, когда особенно остро встал вопрос об отмене крепостного права. Поэт был на стороне передовой русской мысли, пронизанной ненавистью к крепостничеству. Он читает «Колокол» и «Полярную звезду» Герцена, распространявшееся в списках письмо Белинского Гоголю.

Особо следует отметить дружбу поэта с П. И. Чайковским, возникшую на основе беззаветной любви к искусству и не только.

Брат композитора Модест Чайковский так вспоминает о настроениях друзей в училище правоведения: «Вера в незыблемость и святость существующего порядка вещей исчезла... Не только любовь к поэзии, но чуткость ко всему пошлому и легкость восприятия всего прекрасного, смех и негодования по поводам, которые в других не вызывали ни улыбки, ни злобы, - вот что делало сближение Апухтина и Чайковского прочным» (возможно и порочным).

Первые стихи поэта появились в газете «Русский инвалид». Это стихотворение «Эпаминоид» (1854, № 240), посвященное памяти героя Севастополя адмирала Корнилова, и «Подражание арабскому» (1855, № 71). В училище Апухтин писал охотно и много. Стихи этого времени подвержены влиянию поэзии 20- 30-х годов - А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского. Проявилось тяготение к мотивам грусти, уныния, размышлений о смерти. Впоследствии тема разочарования крепнет, приобретая черты своеобразия.

В этот период Апухтин чувствует поддержку со стороны таких писателей, как И. С. Тургенев и А. А. Фет. Во время каникул он видится с ними как с соседями и близкими его матери людьми.

В 1858 г. И. С. Тургенев прислал письмо, в котором советовал молодому поэту «отрешиться от настроений уныния и грусти». О том, что Апухтин внимательно прислушался к этому совету, свидетельствуют многие его стихотворения 50-х - начала 60-х годов, в том числе фрагменты неоконченной поэмы «Село Колотовка», воспроизводящей картины орловской крепостной деревни, перекликающиеся с «Записками охотника».

В 1859 г. Апухтин с золотой медалью кончает училище и поступает на службу в Министерство юстиции. В этом же году в «Современнике» (№ 9) напечатаны десять его стихотворений из цикла «Деревенские очерки». Своей антикрепостнической направленностью они близки гражданской поэзии Некрасова и отчасти политической лирике Пушкина.

Н. А. Некрасов высоко оценил этот цикл Апухтина, назвав его в числе «лучших произведений русских писателей» и поставив имя молодого поэта в одном ряду с именами М. Е. Щедрина, Л. Н. Островского, И. С. Тургенева. Но уже в начале 60-х годов Апухтин оставляет гражданские мотивы и в стихотворении «Современным витиям» провозглашает себя сторонником «чистого искусства».

В настроении поэта преобладает теперь легкая меланхолия, воспоминание о прошлом счастье, ощущение холода и тумана в настоящем, предчувствие еще большего мрака, нависшего над будущим. («Осенние листья», «Я ее победил, роковую любовь», «Истомил меня жизни безрадостный сои», «Мухи», «Встреча»).

Новое направление творчества не встретило сочувствия со стороны критики и читателей. Стихотворения Апухтина исчезают со страниц периодической печати. Он надолго умолкает и до 80-х годов почти совсем не печатается. В 1862 г. Апухтин оставил службу и поселился в деревне. Однако разоренное состояние имения заставило его вновь служить.

В 1863 –1864 гг. он - старший чиновник особых поручений при генерал-губернаторе Орла. В это время он выступает с публичными лекциями о А. Пушкине, полемически направленными против «разрушителей эстетики» («Орл. губ. ведомости», 1865, № 16).

В 1864 г. Апухтин возвращается в Петербург, работает в Министерстве внутренних дел, но уже в следующем году выходит в отставку и навсегда поселяется в столице, лишь изредка выезжая в Орловскую губернию и за границу. Забытое имя Апухтина вновь приобретает широкую известность в 80-е годы. Его стихи печатают журналы «Вестник Европы», «Русская мысль», «Северный вестник», а в 1886 г. он решается издать первый сборник своих стихотворений, который выдерживает три прижизненных и семь посмертных изданий.

На тексты стихов Апухтина пишется ряд, ставших популярными, романсов: «Пара гнедых», «Васильки», «Мухи». П. И. Чайковский, высоко оценивший талант своего друга, создает на его стихи такие замечательные романсы как «День ли царит», «Ни отзыва, ни слова, ни привета», «Ночи безумные»,«Забыть так скоро».

Возникший интерес к творчеству Апухтина не случаен. Его поэзия в 80-е годы – это печальный рассказ о том, «как ожесточалась душа молодая», как человек, «утомяся борьбою», усомнился «в мудрости мира».

Однако жизнь не позволила Апухтину уйти от ее тревог. В его стихах явно видна неудовлетворенность современной жизнью. Поэт не касался политических тем, но настроения его героев, их разочарование и духовное бессилие отвечали общему состоянию подавленности и растерянности, которые в те годы царили в России.

Показывая смятение чувств героев, Апухтин создал своеобразный жанр - стихотворение-исповедь. К нему относятся такие произведения, как «Год в монастыре», написанное в орловской деревне Рыбнице в 1882 г., «Сумасшедший», «Перед операцией», «Из бумаг прокурора», «С курьерским поездом».

Апухтин был незаурядным мастером стиха. Современники поэта высоко ценили естественность его языка, искренность чувств, отсутствие вычурности, музыкальность, изящество, эмоциональную взволнованность. Немалый интерес представляет проза Апухтина, в которой дана яркая картина деградации аристократического русского общества 80-90-х годов.

Его повести продолжают линию интимного повествования, характерную для его поэзии – письмо, дневник, монолог. «Архив графини Д.» (1890) написан в форме писем, «Дневник Павлика Дольского» (1891) – в виде дневниковых записей, «Между смертью и жизнью» (1892) – в виде воспоминаний.

Работой над прозой закончилась деятельность писателя. С весны 1893 года он уже не вставал с постели.

Невелико поэтическое наследие Апухтина, однако оно оказало влияние на развитие русской поэзии начала XX века, в частности, на творчество А. Блока, и по праву входит в сокровищницу отечественной поэзии.

Алексей Николаевич Апухтин (1840-1893гг.) - русский поэт.

Алексей Апухтин родился 15(27) ноября 1840 года в небогатой дворянской семье, в семье было ещё трое сыновей - Николай (1842-1878), Афиноген (1849-1908) и Владимир (1851-1927).

Детство прошло в родовом имении отца (Николая Фёдоровича) - деревне Павлодар Орловской губернии. Мать - Мария Андреевна Желябужская (1821-1859), была его первой учительницей, пробудила в нём любовь к поэзии.

В 1859 году окончил Императорское училище правоведения, где подружился с П. И. Чайковским. В этом престижном заведении Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». В том же году, 23 апреля, умерла его мать, смерть которой стала для Апухтина настоящим ударом. Её памяти поэт посвятил несколько стихотворений («Какое горе ждёт меня?», «Ни веселья, ни сладких мечтаний», «Ещё свежа твоя могила»).

С 1862 года поэт жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863-1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу.

Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. За два года до смерти Апухтин заболел также водянкой. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.

Алексей Николаевич скончался 17 (29) августа 1893 года в Санкт-Петербурге, был похоронен на Никольском кладбище. В 1956 году прах и памятник были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища.

Поэзия и проза Апухтина

По мироощущению Апухтин близок М. Ю. Лермонтову. Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью Божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским («Ночи безумные», «День ли царит» и др.), А. С. Аренским («Разбитая ваза»).

1854 - первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854-55 гг.).

1858 - 1861 гг.: стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение семи лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 - 1862 гг.: публиковался в журналах демократического толка («Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев.

1865 - Апухтин выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, что обозначило окончательно удаление поэта от какой бы то ни было политической борьбы.

1872 - в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 - Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 - вышел первый сборник стихотворений Алексея Апухтина.

В последние годы жизни Апухтиным были написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет уже после его смерти.

Уже его современники высоко оценили прозу Апухтина: император Александр II был в восторге от «Архива графини Д.» - после чтения, состоявшегося в доме П. Г. Ольденбургского он заявил, что её нужно тотчас опубликовать, что это лучшая сатира на великосветские нравы.

Высоко оценивали прозу Апухтина Михаил Булгаков; Павел Сергеевич Попов, российский и советский литературовед, историк философии, в письме Булгакову 22 октября 1939 года писал: "Я занялся Апухтиным как прозаиком, поэзия его меня не пленяет. Зато проза - остаётся неоценённой. При своей жизни А. ничего не опубликовал из прозы; зато славился чтением собственных произведений Издатели пронюхали успех Апухтина Но Апухтин молчал и никаких шагов к изданию не предпринимал". - «Когда я вскоре буду умирать…» Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым. - М.: Эксмо, 2003. - 272 с. - С.227-228.

В том же письме Попов привёл устный рассказ, что Апухтин, не исполнив воли императора, считая неэтичным публикацию своих произведений, в которых изображены были (в ироническом свете) его добрые знакомые, впал в немилость. Здесь же он отметил, что предмет неудавшегося личного романа Апухтина была в то время ещё жива: ей было свыше 80 лет и она жила в Ленинграде.

Апухтин и Чайковский

По окончании училища Алексей Апухтин служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи».

Апухтин был гомосексуалом, и отчасти на этой почве у него сложились очень тесные отношения с П. И. Чайковским. В семье Чайковского считали, что именно Апухтин «развратил» Петрушу в 13-летнем возрасте (сам Апухтин к тому моменту был уже любовником классного наставника Шильдер-Шульднера). В 1862 году Апухтин, Чайковский и ряд других правоведов попали в гомосексуальный скандал в ресторане «Шотан» и были «ославлены на весь город».

Чайковский гостил у Апухтина в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворения «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы) и «Послание» (1857). Последнее было задумано как ответ на письмо Чайковского, отправленное без обратного адреса. К Чайковскому обращено и написанное в 1856 году стихотворение «Дорoгой».

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому стихотворение-воспоминание о их юности, мечтах об искусстве и славе. По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель».

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:«Кто идёт» (1860, не сохранился), «Забыть так скоро» (1870), «Он так меня любил» (1875), «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875), «День ли царит» (1880), «Ночи безумные» (1886).

Алексей Николаевич Апухтин

Алексей Николаевич Апухтин (15 (27) ноября 1840 (1841), Болхов Орловской губернии, — 17 (29) августа 1893, Петербург) — русский поэт.


Биография


Родился в небогатой дворянской семье с древними корнями, восходящими к Франции. Детство прошло в родовом имении отца — деревне Павлодар. По мироощущению близок М. Ю. Лермонтову. Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским («Ночи безумные» и др.), А. С. Аренским («Разбитая ваза»).

РАЗБИТАЯ ВАЗА

(Подражание Сюлли-Прюдому)

Ту вазу, где цветок ты сберегала нежный,
Ударом веера толкнула ты небрежно,
И трещина, едва заметная, на ней
Осталась... Но с тех пор прошло не много дней,
Небрежность детская твоя давно забыта,
А вазе уж грозит нежданная беда!
Увял ее цветок; ушла ее вода...
Не тронь ее: она разбита.

Так сердца моего коснулась ты рукой -
Рукою нежной и любимой,-
И с той поры на нем, как от обиды злой,
Остался след неизгладимый.

Оно как прежде бьется и живет,
От всех его страданье скрыто,
Но рана глубока и каждый день растет...
Не тронь его: оно разбито.

1870-е годы



В 1859 году окончил Училище правоведения, где подружился с П. И. Чайковским. В Училище Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». По окончании Училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи»; в 1862 году Апухтин, Чайковский и ряд других правоведов попали в сексуальный скандал в ресторане «Шотан» и были «ославлены на весь город». С 1862 года жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863—1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. За два года до смерти Апухтин заболел также водянкой. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь. Алексей Николаевич был похоронен на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. В 1956 году прах и памятник были перенесены на Волковское кладбище (Литераторские мостки).

Апухтин и Пётр Ильич Чайковский

Чайковский и поэт и после окончания училища правоведения долго поддерживали тесные дружеские отношения. Пётр Ильич гостил у него в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили совместное путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворение «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы).

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому следующее стихотворение:


П. Чайковскому

Ты помнишь, как, забившись в "музыкальной",
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной...
Искусство было наш кумир,
И жизнь для нас была обвеяна мечтами.
Увы, прошли года, и с ужасом в груди
Мы сознаем, что все уже за нами,
Что холод смерти впереди.
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
Ты с бою славу взял и жадно пил
Из этой чаши ядовитой.
О, знаю, знаю я, как жестко и давно
Тебе за это мстил какой-то рок суровый
И сколько в твой венец лавровый
Колючих терний вплетено.
Но туча разошлась. Душе твоей послушны,
Воскресли звуки дней былых,
И злобы лепет малодушный
Пред ними замер и затих.
А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,
Горжусь, что угадал я искру божества
В тебе, тогда мерцавшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом.

По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель».

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

«Кто идёт» (1860, не сохранился)
«Забыть так скоро» (1870)

Апухтин и Чайковский в юности учились вместе в Училище правоведения, и многие стихи Апухтина положил на музыку именно Чайковский. На это стихотворение есть также романсы Сергея Донаурова (1871) и А. Спиро (1877).


ЗАБЫТЬ ТАК СКОРО

Музыка Петра Чайковского
Слова Александра Апухтина


Забыть так скоро, Боже мой,
Все счастье жизни прожитой,
Все наши встречи, разговоры,

Забыть волненья первых дней,
Свиданья час в тени ветвей,
Очей немые разговоры!
Забыть так скоро! Забыть так скоро!

Забыть, как полная луна
На нас глядела из окна,
Как колыхалась тихо штора,
Забыть так скоро! Забыть так скоро!
Так скоро!

Забыть любовь, забыть мечты,
Забыть те клятвы, помнишь ты,
Помнишь ты, помнишь ты,
В ночную пасмурную пору?
Забыть так скоро, так скоро...
Боже мой!


1867, слова
1873, музыка

«Он так меня любил» (1875)



ОН ТАК МЕНЯ ЛЮБИЛ

Музыка П. Чайковского
Слова А. Апухтина

Нет, не любила я! Но странная забота
Теснила грудь мою, когда он приходил;
То вся краснела я, боялася чего-то, -

Чтоб нравиться ему тогда, цветы и те наряды
Я берегла, что он по сердцу находил;
С ним говорила я, его ловила взгляды…
Он так меня любил, он так меня любил!

Но раз он мне сказал: «В ту рощу в час заката
Придешь ли?» - «Да, приду…» Но не хватило сил;
Я в рощу не пошла, он ждал меня напрасно!
Он так меня любил, он так меня любил!

Тогда уехал он, сердясь на неудачу;
Несчастный, как меня проклясть он должен был!
Я не увижусь с ним, мне тяжело, я плачу…
Он так меня любил! Он так меня любил!
Он так меня любил! Он так меня любил!



«Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)

Ни отзыва, ни слова, ни привета,
Пустынею меж нами мир лежит,
И мысль моя с вопросом без ответа
Испуганно над сердцем тяготит:

Ужель среди часов тоски и гнева
Прошедшее исчезнет без следа,
Как легкий звук забытого напева,
Как в мрак ночной упавшая звезда?

1867



«День ли царит» (1880)

День ли царит, тишина ли ночная,
В снах ли тревожных, в житейской борьбе,
Всюду со мной, мою жизнь наполняя,
Дума все та же, одна, роковая,-
Все о тебе!

С нею не страшен мне призрак былого,
Сердце воспрянуло, снова любя...
Вера, мечта, вдохновенное слово,
Все, что в душе дорогого, святого,-
Все от тебя!

Будут ли дни мои ясны, унылы,
Скоро ли сгину я, жизнь загубя,-
Знаю одно: что до самой могилы
Помыслы, чувства, и песни, и силы,-
Все для тебя!

1880

«Ночи безумные» (1886)
Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!
Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…
Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!