Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд: литературный вечер-портрет. «Моим стихам… настанет свой черед»

День рождения поэтессы, прозаика, переводчицы Марины Цветаевой отметили на очередном заседании клуба «Живая книга»

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в семье сельского священника, впоследствии ставшего известным филологом, искусствоведом, директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне музей им. Пушкина). Ее мать из обрусевшей польско-немецкой семьи, художественно одаренная натура, музыкант, ученица Рубинштейна.

Стихи Марина начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься – с шестнадцати, а в 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила довольно объемистый сборник «Вечерний альбом». Строгий Брюсов похвалил молодого автора: «Несомненно, талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию…»

Совсем юная и никому еще не известная Марина высказала непоколебимую уверенность в своем поэтическом будущем:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет),

Моим стихам,

как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Через годы гордая уверенность обернулась полным неверием: «Мне в современности и в будущем места нет». Но, пытаясь противопоставить себя своему веку, она оказалась, в конечном счете, неотделимой от этого века. Ее судьба, характер и поэзия стали предметом пристального внимания нескольких поколений.

На заседании «Живой книги» совершить путешествие в мир Цветаевой помогла слайд-презентация, где путеводителем были ее стихи, записки и фотографии.

Стихи Цветаевой читали Лидия Капуцына, Розалия Шарипова и другие члены клуба. А кандидат филологических наук Евгения Батурина рассказала о сложных отношениях Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Вспомнили о том, что на раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин. Прочли и отрывок из публикации в журнале «Алеф» о творческой дружбе Марины Цветаевой с поэтом Павлом Антокольским.

Сильная, но сложная поэзия Марины Цветаевой стала всеобщим достоянием. На ее стихи написано немало песен, некоторые из них прозвучали на вечере в исполнении Елены Ким и Виталия Бурика.

Яркое впечатление оставила личность Цветаевой в творчестве других поэтов, в том числе и биробиджанских. Прозвучало стихотворение Арона Вергелиса «Марина Цветаева вернулась из эмиграции. Москва. 1939 г.»:

Вязаный берет –

до бровей — и пошла.

Как в Иерусалиме, горят купола…

Легкой поступью по Москве идешь.

Согревает душу славянский дождь.

Царственна. Красивее всех богинь.

Но из кожи лезут:

«Где муж? Где сын?».

Знала бы, что это твой

последний шаг,

И дела – у Вечности на весах…

Вспомнили, что в разные годы посвящала свои стихи любимой поэтессе и Мария Глебова – в ее единственном сборнике «От сентября к сентябрю» нашли место два стихотворения: «Слово о Марине Цветаевой» и «Памяти Марины Цветаевой». Приведу два отрывка из них:

Сколько в мире поэтов

понятней, приятней и тише,

поэтически зрелых, приличных –

не курят, не пьют,

но Маринины ритмы

я в гуле дорог своих слышу.

Мир Марининых чувств…

Странно дорог их горький уют.

А когда сентябрьская рябина

Полыхнет в насупленном бору,

Отзовусь, откликнусь:

«Да, Марина»,–

Так, как помянула бы сестру…

В подарок — книга

По традиции клуба на каждом заседании отводится свое место не только классику русской литературы, но и местному автору, творчество которого давно получило признание читателей.

На сей раз в центре внимания достойно оказался Валерий Петрович Фоменко. Своими стихами, рассказами и публицистикой он знаком любителям литературы еще с шестидесятых годов ХХ века.

Родился Валерий в Горном Алтае в 1939 году. Будучи шестиклассником, печатал заметки на темы школьной жизни в алтайских районках. По окончании десятилетки попробовал себя в разных профессиях, но предпочтение отдал литературной работе. Валерий Петрович окончил филологический факультет Хабаровского пединститута. Был литсотрудником в «Биробиджанской звезде», радиожурналистом, заместителем главного редактора «Биробиджанер штерн», выпускал газету «Община», работал преподавателем на факультете журналистики в Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема, научным сотрудником в Областном институте усовершенствования учителей.

Благодаря знанию идиша Валерий Фоменко перевел на русский язык произведения многих еврейских писателей и поэтов, живших в ЕАО. Один из его последних переводов – очерк Моисея Хащеватского «Амурзет».

Друзья и коллеги читали на вечере его гарики, или, как их еще называют, лерики, по аналогии с именем автора Валерий. В 2009 году во Владивостоке вышла в свет его маленькая книжечка «Гарики по-биробиджански». И хотя форма этих произведений не нова, а вдохновлена творчеством Игоря Губермана, в них видна творческая индивидуальность автора, слышен собственный голос и желание сказать людям ценное и важное.

В 2007 году в литературном альманахе «Биробиджан» были опубликованы его стихи для детей. Собравшиеся согласились, что этот сложный жанр легко дается Валерию Петровичу автор понимает душу ребенка и сам умеет виртуально входить в детский мир.

Члены клуба отметили, что рассказы-миниатюры Фоменко свидетельствуют об интеллектуальном багаже и жизненном опыте писателя, а его «Этюды о природе» вводят читателя в сферы одухотворенной природы и открывают законы и тайны жизни…

Вечер литераторов в областной библиотеке стал не только временем приятного общения друг с другом, но и часом неожиданных открытий.

Алла Акименко

«Моим стихам, написанным так рано…» Марина Цветаева

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Анализ стихотворения Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…»

Не секрет, что многие поэт обладают даром предвидения, и об этом можно судить по их произведениям, каждая строчка в которых оказывается пророческой. К числу таких авторов относится и Марина Цветаева, которая славилась врожденной интуицией и нередко в кругу своих близких произносила загадочные фразы, которые впоследствии сбывались с поразительной точностью.

Сама поэтесса неоднократно говорила о том, что не знает, кто или что управляет ее сознанием во время создания стихов. Словно бы рукой, в которой зажат карандаш, водит потусторонняя сила. Именно так, по ее словам, в 1913 году на свет появилось произведение под названием «Моим стихам, написанным так рано…», в котором Цветаева предсказала свою собственную судьбу и предопределила участь творческого наследия, в которое сама толком не верила.

Тем не менее, на этом стихотворении Марины Цветаевой можно проследить ее тернистый путь поэтессы, первые сборники которой действительно пылились на полках в магазинах, «где их никто не брал и не берет» . В начале 20 века женщины в литературе воспринимались с огромной долей скептицизма, поэтому выдающиеся поэтессы этого периода Марина Цветаева и Анна Ахматова вынуждены были в прямом смысле слова отвоевывать свое место под солнцем. Однако если Ахматова сумела покорить публику своей любовной лирикой, которая оказалась очень откровенной и лишенной жеманства, то произведения Цветаевой ждала совсем другая участь. Действительно, ее стихи восхищали многих символистов, однако не пользовались особой популярностью у широкого круга читателей. Позже была эмиграция и долгие 17 лет, проведенные за границей, за время которых русский символизм полностью себя изжил, а имя Цветаевой было вычеркнуто из русской литературы. Все это поэтесса не только предвидела, но и изложила в своем стихотворении, подчеркнув при этом, что «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». И это действительно произошло, но уже в 60-х годах прошлого века, когда после трагической гибели поэтессы прошло более 20 лет. Ее стихи за это время совершенно не изменились, однако они стали понятны и доступны новому поколению читателей, которые нашли их по-настоящему талантливыми и самобытными. А, главное, способными очень точно и ярко передавать мысли и чувства, чего нельзя было сказать о произведениях многих советских поэтов того времени.

У произведения «Моим стихам, написанным так рано…» есть еще одна отличительная особенность. Оно состоит всего из одного предложения, поэтому создается впечатление, что это стихотворение создано словно на одном дыхании . Как будто Марина Цветаева торопилась записать ускользающие мысли и вложить в строки то, что диктуется ей свыше. Так или иначе, это произведение оказалось действительно пророческим. Поэтесса не ошиблась и в том, как именно будут восприниматься ее стихи сквозь года. Сегодня они по-прежнему напоминают «брызги из фонтана» и «искры из ракет», так как Цветаева смогла вдохнуть в них жизнь, которую так любила. При этом тема загробного существования, которой увлекалась поэтесса, придала ее произведениям магическое очарование и вселила уверенность в том, что даже после смерти люди продолжают существовать если и не в своей физической оболочке, то в памяти других. Или же в собственных стихах, которые являются самым лучшим напоминанием о тех, кто ушел.

Сегодня Марина Цветаева по праву считается одной из выдающихся русских поэтесс «серебряного века», его произведения переведены на многие языки мира, а рифмованное предсказание «Моим стихам, написанным так рано…», высечено на одном из зданий в нидерландском городе Лейден как символ того, что поэзия бессмертна.

Взаимоотношения поэта и читателя никогда не были просты и лучезарны, а особенно - в катастрофическом XX веке. У поэтического наследия М. Цветаевой трудная судьба. Долгое время ее стихи были под запретом, замалчивались. Да и сейчас, когда все запреты сняты, понимание ее стихов - проблема не только для рядовых читателей, но и для литературоведов.

Действительно, лирика М. Цветаевой очень сложна. Ее стихи, как «драгоценные вина», доступны далеко не каждому. Ведь она никогда не соотносила себя ни с каким литературным направлением и ни с какой общественной группировкой. Ей нравилось быть одной - «против всех», она была «мятежницей лбом и чревом», чувствовала себя единственной и неповторимой.

За свою единственность человек, как правило, расплачивается одиночеством. Так было и с М. Цветаевой. Одинокой и непонятой чувствует она себя и юношеские годы:

Впрочем, знаю я, что и тогда

Не узнали бы вы - если б знали -

Почему мои речи резки

В вечном дыме моей папиросы, -

Сколько темной и грозной тоски

В голове моей светловолосой.

И, конечно, «одиночества верховный час» настал тогда, когда М. Цветаева уехала из России. Об этом она писала в стихотворении «Тоска по родине».

Мне все равно, каких среди

Лиц - ощетиниваться племенным Львом, из

Какой людской среды

Быть вытесненной - непременно -

В себя, в единоличье чувств...

Жизненное одиночество усугублялось одиночеством литературным. «Мой читатель остался в России», - печалилась М. Цветаева в одном из писем. Потеряв родину, почву, читателя, поэт остался наедине со своей трагедией. И в это время усложненность цветаевских стихов становится особенно заметной именно потому, что только так - запутанно, косноязычно, не общедоступно - можно было говорить о самом мучительном и трагическом.

Хотя некоторые сложности в ее стихах вполне объяснимы. Например, в отличие от многих поэтов, главенствующим началом в ее стихах является ритм. «Непобедимые ритмы» (выражение А. Белого) разнообразны и очень сложны. Свой ритм есть не только у фразы, но и у слова. Поэтому единица цветаевской речи - не строчка, а слог. Помогая читателю войти в ее ритмы, почувствовать их пружину, она выделяет не только отдельные слова (поэтому так часто она употребляет тире) и слоги (употребляя дефис), читая стихи М. Цветаевой, надо это иметь в виду.

И еще один очень важный момент. Есть поэты, воспринимающие мир посредством зрения. М. Цветаева же заворожена звуками. Мир открывается ей не в красках, а в звучаниях. О себе она говорила: «Пишу исключительно по слуху» и признавалась в «полном равнодушии к зрительности». Поэтому, читая многие ее стихи, абсолютно ничего невозможно себе представить, потому что они не рисуют какую-либо картину, а создают звуковой образ мира. Например, стихотворение «Поезд»:

Папильоток, пеленок, Щипцов каленых, Волос паленых, Чепцов, клеенок...

Вообще, усложненность многих стихотворений М. Цветаевой была вызвана, как это ни парадоксально, стремлением к точности и краткости. Например, мысль такова: похвалы, расточаемые поэту, - лавровый венок, но поэту от этого венка тяжело, как от каменных глыб. У М. Цветаевой все это вмещено в две предельно краткие и выразительные строки:

Глыбами - лбу Лавры похвал.

Но, несмотря на все сложности, стихи эти воздействуют на читателя своей экспрессивностью, мощной энергией даже тогда, когда мысль поэта не вполне понятна. Связано это, наверное, с бесконечной открытостью поэта, с его обращенностью ко всему миру. Постоянно «вытесненная в себя, в единоличье чувств», несмотря на браваду, дерзкий вызов, М. Цветаева отчаянно искала сочувствия, понимания. Едва ли можно у другого поэта найти столь частое прямое обращение к читателю, к потомкам:

К вам всем - что мне,

Ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?!

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

Судьба М. Цветаевой трагична, и стихи ее - не из легких. Читать их между делом, без глубокой внутренней сосредоточенности нельзя. Но в жизни каждого человека настает момент, когда оправдываются строки из раннего пророческого стихотворения поэта:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Литературно-музыкальная композиция

«Моим стихам настанет свой черед»

Цели:

- познакомить с жизнью и творчеством М Цветаевой; раскрыть своеобразие ее поэтики; показать трагичность мироощущения поэта, обречённого на странничество, дисгармонию его внутреннего состояния с окружающей жизнью;

Учить детей глубокому уважению к истории и культуре своей страны, внимательному и бережному отношению к чувствам человека, его душе;

Развивать умение и навыки восприятия и интерпретации поэтического текста;

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Моим стихам настанет свой черед», записи песен «Мне нравится, что вы больны не мной», «Реквием», «Кто сделан из камня», озвученное стихотворение А.Ахматовой «Поздний ответ»; выставки книг Цветаевой.

План.

1.Организационная часть.

Учитель: Сегодняшний наш вечер мы посвятим великой поэтессе Марине Ивановне Цветаевой (слайд 1)

Эпиграфом к сегодняшней литературно-музыкальной композиции я взяла слова из песни «Памяти Виктора Цоя» (слайд 2)

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Какой же тайной окружена жизнь Марины Цветаевой? Об этом мы узнаем, перелистав страницы нашего совместного труда – устного журнала «Моим стихам настанет свой черед». Вами было предложено несколько названий: «Красной кистью рябина зажглась», «Тоска по родине», «Мне ничего не надо кроме своей души», «Если душа родилась крылатой»… Почему же мы назвали журнал «Моим стихам настанет свой черед»? Это не случайно.

Творчество Марины Цветаевой – яркая звезда, вспыхнувшая в русской поэзии начала ХХ века. Родная страна, так нежно и верно любимая этим большим поэтом, не сумела и не захотела вовремя заметить самобытный, невиданный талант М. Цветаевой. Общепризнанность, известность, слава никогда не были для нее критериями таланта, но она глубоко верила, что ее Родина со временем поймет и оценит бесконечную любовь своего поэта, вылившуюся в стихи.

Цветаеву мы слышим каждый год 31 декабря, когда в очередной раз демонстрируют всеми нами любимый фильм «Ирония судьбы или с легким паром». Песня «Мне нравится, что вы больны не мной» в исполнении Аллы Пугачевой написана на стихи М. Цветаевой.(слайд 3)

2.Прослушивание песни на слова М.Цветаевой из кинофильма «Ирония судьбы»

Учитель. «Спасибо вам за то, что вы меня - не зная сами – так любите». Надеюсь, после нашего мероприятия вы полюбите М. Цветаеву, так же как любите Пушкина, Есенина, Блока…Пусть сегодняшний наш вечер станет ответом на эту песню.

Еще в 1913 г. М.Цветаева предвидела судьбу своих стихов. Она писала:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Пророчество М. Цветаевой исполнилось. Сейчас ее стихи прочно вошли в отечественную культуру, заняли высокое место в истории поэзии. «Мне ничего не нужно, кроме своей души», - говорила поэтесса. И душу свою она вплела в строчки своих стихов.

Итак, открываем наш журнал. Эпиграфом к журналу взяли мы слова Шекспира:

«Прими их хорошо: они зеркало и краткая летопись нашего времени».

3.Открытие 1-ой страницы: «Детство, юность» (слайд 4)

Эпиграф: О дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты!

1-й ученик: (слайд 5)

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

2-й ученик. Так писала поэтесса о дне своего рождения, словно хотела, чтобы помнили не только год, но и месяц. М.Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в семье трудовой научно-художественной интеллигенции. (слайд 6) Отец ее до 12 лет сапог в глаза не видел. Он был сыном бедного сельского попа. Трудом своим и талантом пробивал себе путь в жизни, стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, основателем музея изящных искусств (ныне музей имени Пушкина). Мать поэтессы – из обрусевшей польско-немецкой семьи, музыкантша.

Детство и юность Марины прошли в Москве, Подмосковье, а также в Италии, Швейцарии, Германии, Франции, потому что мать заболела чахоткой и ей пришлось лечиться за границей. Училась Цветаева много, но из-за вечных переездов бессистемно. Её мама умерла от чахотки, когда Марине было 14 лет. От мамы у Марины – любовь к музыке, к Пушкину.

3 ученик : В своих воспоминаниях о маме М.Цветаева пишет: «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась только всего я, мать, самолюбиво проглотив вздох, сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же моим первым, явно-бессмысленным и вполне отчетливым словом оказалась слово "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: "До, Муся, до, а это - ре, до - ре..." (слайд 7) Слуху моему мать радовалась и невольно за него хвалила, тут же, после каждого сорвавшегося "молодец!", холодно прибавляла: "Впрочем, ты ни при чем. Слух - от Бога". Так это у меня навсегда и осталось, что я - ни при чем, что слух - от Бога. Это меня охранило и от самомнения, и от самолюбия. С роялем - до-ре-ми - клавишным - я тоже сошлась сразу. У меня оказалась на удивительность растяжимая рука.

Когда, два года спустя после Александра – т. е. меня, родилась заведомый Кирилл – т. е. Ася, мать, за один раз - приученная, сказала: "Ну, что ж, будет вторая музыкантша". Но когда первым, уже вполне осмысленным словом этой Аси, запутавшейся в голубой сетке кровати, оказалось "ранга`" (нога), мать не только огорчилась, но вознегодовала: "Нога? Значит - балерина!" (слайд 8)

Годы шли. "Нога", как будто, сбывалась. Во всяком случае, Ася, очень легкая на ногу, на рояле играла ужасно - совершенно фальшиво, но, к счастью, так слабо; что уже из смежной гостиной ничего не было слышно. Когда доходило до уха, резало его, как бритвой.

Мать - залила нас музыкой. (Из этой Музыки, обернувшейся Лирикой, мы уже никогда не выплыли - на свет дня!) После такой матери мне оставалось только одно: стать поэтом»

4 ученик: Имя Марина имеет значение «морская». Цветаева очень любила море, написала много стихотворений, посвященных морю и своему морскому имени, например стихотворение "Кто создан из камня» (слайд 9)

4.Прослушивание песни « Кто создан из камня»

4 ученик : Цветаева начала писать стихи в 6 лет на русском, французском, немецком языках. Печаталась с 16-ти лет, а в 18 лет, будучи еще гимназисткой, тайком от семьи выпустила первый сборник стихов «Вечерний альбом» тиражом в 500 экземпляров. Сборник не затерялся, его заметили Брюсов, Гумилев и другие критики. Стихи были еще незрелы, но подкупали своей талантливостью и непосредственностью. За первым сборником вышли еще два: «Волшебный фонарь» и из двух книг «Версты».Помог в их издательстве Сергей Эфрон- сын революционных деятелей (слайд 10)

Сергей Яковлевич Эфрон, тоже родился 26 сентября, только годом позже. Они встретились, 17-летний и 18-летняя на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки – он стал ей помогать – красивый, грустный юноша… с поразительными, огромными в пол-лица глазами. Заглянув в них и всё прочтя наперед, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно, сердолик он нашёл тотчас, на ощупь(слайд 11)

Обвенчались Сережа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья. Эти 5-6 лет были самыми счастливыми в жизни поэтессы. У нее прекрасная семья, любимый муж, прелестная дочь Ариадна, множество встреч, в творчестве – духовный подъём, очень много друзей: О. Мандельштам, М.Волошин, А.Ахматова, Блок, Маяковский, С одними встречалась, с другими переписывалась. И о каждом писала в своих стихах.

Учитель: Счастливая жизнь… Но все же.. В стихах у неё и чувство одиночества, и тревожное ожидание чего-то неизбежного, чего-то неведомого, трагического. Одно из таких стихотворений стало заглавием следующей страницы.

5.Открытие 2-ой страницы журнала: «Конец сказки» (слайд 12)

Эпиграф: Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

5-й ученик: Марина Цветаева «Конец сказки».

«Тает царевна, как свечка,

Руки сложила крестом,

На золотое колечко

Грустно глядит». – «А потом?»

«Вдруг за оградою – трубы!

Рыцарь летит со щитом.

Расцеловал ее в губы.

К сердцу прижал». – «А потом?»

«Свадьбу сыграли и на диво

В замке её золотом.

Время проводят счастливо,

Деток растят». – «А потом?».

6- ученик : А потом завертелось трагическое колесо истории. М.Цветаева была далеко от политики, её не интересовали ни империалистическая война (хотя муж ездил на санитарном поезде медбратом, и она очень за него беспокоилась), ни Февральская революция. Она жила своей духовной жизнью, но Время и История ворвались в её жизнь.

В апреле у поэтессы родилась вторая дочь – Ирина. М.Цветаева думала о своих стихах, а к тому, где жить, как жить, проявляла полное безразличие. «Все устроится», - пишет она в письмах. Но ничего не «устроилось». Началась долгая разлука с мужем, продлившаяся 4 года. Он в армии Корнилова – белый офицер. (слайд 13) М.Цветаева называет его белым лебедем, прекрасным и обреченным.

И из-под пера Цветаевой появляются стихи о «Белом стане». В годы революции драматичность ее судьбы усугубилась опасной двусмысленностью положения, в котором оказалась она из-за того, что ее муж был в рядах белой армии. Не вдаваясь в политику,она прославляет эту армию просто за то, что в ее рядах был ее любимый. Однако со временем она стала испытывать к «красной» Москве все больше симпатии.

Когда 1917 году совершилась Октябрьская революция, правительство стало единственным владельцем и распределителем товаров. Оно ввело в употребление продовольственные карточки. Только рабочие или известные интеллигенты и художники имели право на них. Интеллигенты же, подобные Цветаевой, часто ходили без пищи и тепла, продавая книги и меняя вещи на еду и дрова.

Марине не к кому было обратиться за поддержкой. Младшая сестра Аля осталась на юге; её сводные брат и сестра Андрей и Валерия жили в Москве, но она совершенно потеряла с ними связь. Самым мучительным было отсутствие известий от Эфрона. Абсолютно одна Цветаева должна была обеспечивать семью едой, дровами и одеждой. Она изрубила мебель, чтобы отапливать комнаты, продала все, что только могла, принимала еду и одежду от друзей и соседей.(слайд14)

Осенью 1919 года Марина Цветаева отдаёт дочек в приют, где старшая Ариадна тяжело заболевает. Мать забирает ее и выхаживает, а за это время 2 марта 1920 года младшая –Ирина-умирает от тоски и голода.

7-й ученик.

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую у тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

Две руки – ласкать-разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая – на шее тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной ещё совсем не понято,

Что дитя моё в земле.

Это стихотворение – крик материнской души. После смерти дочери Цветаева добилась получения продовольственных карточек для себя и Ариадны, что дало ей возможность посвятить больше времени творчеству. В неистовстве она писала множество стихов, хотя опубликованы были лишь некоторые.

6.Открытие 3-ей страницы: «Жизнь на чужбине» (слайд 15)

Эпиграф: По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

8-й ученик. Почти три года живя в голодной Москве, в нищете, потеряв ребенка, она не имела о муже никаких сведений. Лишь потом выяснилось, что Эфрон вместе с отступившей белой армией оказался в Чехии и стал эмигрантом. Цветаева очень любила своего мужа. Разлука с ним была пыткой для нее. И все же в 1922 году Цветаева, влекомая любовью и верностью, была вынуждена выехать за границу, к нашедшемуся мужу. Он жил в Праге, был студентом университета. Она сразу же решает ехать к мужу.

Остаются на родине стихи о Москве, о Родине, поэмы, пьесы, берет с собой только стихи о «Белом стане», о белой гвардии, потому что в России они не нужны.

Начались скитания по границам: Германия, Чехия, Франция. Но М.Цветаева не теряет связи с оставшимися на Родине поэтами: с Маяковским, Пастернаком, пишет реквием Брюсову, задумала поэму на смерть Есенина.

9-й ученик: (читает стихотворение, посвященное Б.Пастернаку).

Расстояние: версты, мили…

Нас расставили, рассадили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Расстояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это – сплав.

Вдохновенный и сухожилий…

Не рассорили – рассорили,

Расслоили…

Стена да ров.

Расселили нас, как орлов.

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Который уж – ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт!

10-ученик. В эмиграции Цветаева не прижилась. Она была далека от политики. Очень быстро выявились расхождения между нею и буржуазно-эмигрантскими кругами. Положение осложнялось и активной деятельностью ее мужа и дочери Ариадны в Союзе дружбы с Советским Союзом. Дальнейшие события ее жизни сложились так, что она уже не могла плодотворно работать. Если в 1922-1923 годах она издала 5книг, то в 1924 – только одну.

В 1925 году у нее родился долгожданный сын Георгий. (слайд 16)

Заканчивает университет Сергей Эфрон, меняет множество дел. Цветаева все больше рвется на родину. Там её читатель… Там её судьба… Цветаева на Родину возвращаться боится, но она всегда её тянет (слайд 17)

11-ученик:

О, неподатливый язык!

Чего бы попросту – мужик,

Пойми, певал и до меня:

Россия, родина моя!

Но и с калужского холма

Мне открывается она-

Даль, - тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь-Рок,

что повсюду, через всю

Даль-всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись

Домой!» Со всех –до горних звезд-

Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,

Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,-

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля-

Гордыня, родина моя!

7. Открытие 4-ой страницы: «На родной земле» (слайд 18)

Эпиграф: Устав от вас, враги, от вас, друзья.

И от уступчивости речи русской,-

Надену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь – и тихо тронусь в путь.

Учитель: В 1937 году сначала дочь, затем муж уезжает в СССР. В июле 1939 года, через 17 лет, Цветаева вернулась на родину. Семья воссоединилась, но… ненадолго: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа, заболел сын. И словно все вернулось на 20 лет назад: нищета, неустроенность, одиночество. Россия была нужна Цветаевой, но Цветаева не нужна новой России (слайд 19)

Анна Ахматова, на долю которой выпали такие же испытания, посвятила Цветаевой свое стихотворение «Поздний ответ» (слайд 20)

8.Прослушивание стихотворения М. Ахматовой «Поздний ответ»…

12-й ученик. В 1940 году разрешили напечатать небольшой сборник стихов Цветаевой. Она тщательно отбирала стихи, но сборник был отвергнут. Последнее напечатанное на Родине при жизни стихотворение относится к 1920 году.

В 1941 году наконец-то Цветаеву принимают в профком литераторов, но тут началась война. Страх ещё и за сына обуял отчаявшуюся женщину. В августе Цветаева с сыном едет в эвакуацию в Елабугу, маленький тихий городок в Татарстане, где её никто не знает, она никого не знает, попытка устроиться на работу не дала результата.

И тут силы оставили её, она пишет, что попала в тупик. Муж казнен,все любимые ею люди в опасности, она без работы, без средства к существованию, сын, вероятно, уйдет на войну. Она решается на последний исключительный шаг- кончает жизнь самоубийством.

Учитель. В Елабуге есть условная могила Цветаевой – настоящая она или нет? Никто не знает точно. И вспоминаются стихи поэтессы (слайд 21):

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь – могила.

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебль дикий

И ягоду ему вслед, –

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустила на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебе освещает!

Ты весь в золотой пыли…

И пусть тебя не смущает

9. Прослушивание песни «Реквием» в исполнении А.Пугачевой.

10.Открытие последней 5-ой страницы журнала «Поэт всегда с людьми»

Эпиграф: Пляшущим шагом прошла по земле! –

Неба дочь!

Учитель. Марину Цветаеву не спутаешь ни с кем другим. Её стихи можно безошибочно узнать по особому распеву, по интонации. Марина Цветаева - большой поэт, и вклад её в культуру русского стиха ХХ века значителен. Наследие поэтессы велико и трудно обозримо. Среди созданного ею, кроме лирики - 17 поэм, 8 стихотворных драм, авто -биографическая, мемуарная, историка - литературная и философско- критическая проза. Время увидело Марину Цветаеву, признало её нужной и позвало. Она пришла уверенно, настал её час, её настоящий час.

«Мои стихи – дневник», писала М. Цветаева. В поэзии виден весь человек. Он весь просвечивает насквозь. Нельзя скрыть ни волнение, ни пошлость, ни равнодушие. Марина Цветаева писала без утайки, молитвенно, навынос. Она произносит монолог длиной в лирический том, длиною в целую жизнь.

Пора гасить фонарь

Надверный…

Так заканчивается «дневник» Цветаевой.

13 ученик :

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш:

Актеры, музыканты и поэты -

Целители уставших наших душ.

Документальный фильм
Творческое объединение "Лентелефильм"
Режиссер: Лев Цуцульковский
Музыка: Эдуард Артемьев
СССР, 1990 г.

"Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед!"
Фильм о трагической судьбе Марины Цветаевой, в котором приняли участие Анастасия Ивановна Цветаева, писатель Мария Иосифовна Белкина, директор Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Ирина Александровна Антонова. Стихи Цветаевой, фрагменты ее писем и воспоминаний читает Валентина Панина. Показаны пейзажи Елабуги, Тарусы, Коктебеля, Берлина, Праги, Парижа, Москвы.

Фильм, помимо общеизвестных фактов биографии МЦ, содержит ряд интересных воспоминаний, в частности о том, как она читала свои стихи.
Необыкновенная, кротчайшего нрава А.И.Цветаева (сестра Ася) рассказывает о схожести в детстве их с Мариной голосов... а писательница Мария Белкина (1912-2008) вспоминает о том, как Цветаева читала стихи в кругу друзей и знакомых. Не смогла удержаться, чтобы не законспектировать небольшой отрывок... Как все-таки жаль, что история не оставила нам хотя бы фрагмента записи голоса МИ...

(23:33)
"Меня часто спрашивают: "Как Марина Ивановна читала стихи?" Мне очень повезло, я часто слышала, как она читает стихи.
...
Марина Ивановна очень охотно читала, ее даже не надо было просить. Как-то само собой получалось, что она начинала читать свои стихи. Читала она удивительно просто, без всяких театральных прикрас, без привычных для поэтов завывания, закатывания глаз... Жесты... Она читала так, как будто бы только что написала и проверяла на слух то, что написала. И при этом она совершенно не обращала внимания на слушателей. Она читала так, как будто бы она была одна. Два чтения ее стихов произвели на меня огромное впечатление... То есть, вообще все она читала прекрасно, но это как-то очень врезалось в память. Один раз это было на Рождество, она читала "Поэму конца". У нас горел камин, это был старый дом и старое отопление. М.И. сидела на маленькой скамеечке перед камином, кто-то потушил свет, она была освещена горящими поленьями... и читала. И когда она окончила читать, наступила гробовая тишина. Все как-то боялись прервать молчание, потому что это произвело грандиозное впечатление. И она первая заговорила. Она закурила и сказала: "Тишина, ты лучшее из всего, что я слышал...", и добавила - "Как хорошо, когда кто-то есть рядом, кто может молчать... как это надо, чтобы кто-то был рядом и молчал..."