Что важнее в жизни материальное или духовное. Что важнее, материальное или духовное? Виды нравственных идеалов

Триединство человека:
Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

– Какие бывают ценности?

  1. Материальные (способствуют жизни): простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления); более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).
  2. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

И материальные, и духовные ценности – результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.

– Что это и какое воздействие они оказывают?

Книги, картины, скульптуры – не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической – они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.
Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы – без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова.
Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек – это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

– Вот и подумай: а каковы твои жизненные ценности? Что для тебя имеет непреходящее значение?

И тогда ты поймешь, в какой мере твои ценности соответствуют общественным, что станет, в свою очередь, сильным импульсом для твоего самовоспитания. Потому что не может быть уважаемым ни окружающими, ни самим собой человек, живущий на обочине жизни, в собственном закуточке, «человек в футляре».
И, наверно, досадно и обидно прожить жизнь, не изведав счастья людской признательности. Но окружающие не будут нас уважать, признавать, считаться с нами, если мы сами себя не уважаем и не уверены в своих силах и взаимоотношениях.

– Какого человека мы называем нравственным?

Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.
Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?
Нравственное самовоспитание – это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.
Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни – утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу; дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

О необходимости уверенности в себе и самоуважении.

«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.-Ж. Руссо).
«Хорошо и нравственно – это одно и то же» (Л. Фейербах).
«Нравственность – наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).
Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?
«Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому – в этом суть нравственности» (Шамфер).

– Что определяет норму человеческой жизни?

Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

– Что должно быть определяющим в человеческой жизни – материальное или духовное? Почему?

Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов – беспредел.
Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.
Ж.-Ж. Руссо о собственной противоречивости: «Я всегда считал и теперь считаю, что я, в общем, лучший из людей, и вместе с тем уверен, что как бы ни была чиста человеческая душа, в ней непременно таится какой-нибудь отвратительный изъян».

Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Гармония человека в отношениях с окружающими – гармония с самим собой. Старайтесь стремиться к этой гармонии.

Департамент образования

администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

Имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА

Открытый классный час - диспут

на тему

«Что важнее: материальные или духовные ценности?»,

проведённый в 10А классе 24.10.2017 года

Подготовила: учитель русского языка

и литературы Кустова И.Н.

г. Липецк, 2017 год

Тип мероприятия: классный час - диспут

Цель: создание условий для правильного осознания подростками жизненных ценностей с целью формирования ответственного отношения к ним.

Задачи:

    воспитания: воспитывать любовь к труду, к людям труда; помочь каждому стать лучше, убедить в том, что человек должен самосовершенствоваться; помочь каждому учащемуся осознать себя как личность, понять своё предназначение в жизни;

    развития: развивать духовно-нравственные качества учащихся через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

    образования: познакомить учащихся с понятием ценности жизни и с классификацией ценностей ; способствовать пониманию отличий между ценностью материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей; формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

Участники: учащиеся 10А класса

Оборудование: презентация, видеофильмы

Литература:

1. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: Сфера, 2003

2. Грицанов А.А., Скакун В.М. Новейший философский словарь. – Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1999

3. Драч Г.В. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королёв. – СПб.: Питер, 2011

4. Котуранов Л.А., Котуранова Н.Н. Этика саморазвития. Первый год занятий: кн. для учителя. – Калуга: Гриф, 2005

5. Морозова Л.П. Классные часы. – Волгоград: Корифей, 2008

Ресурсы Интернета:

    видеофильм https :// youtu . be / REn 050 wX - Bk

    видеофильм https :// www . youtube . com / watch ? v = jeGQHVSPzUg

План:

    Подготовка классного часа.

    Оргмомент.

    Сообщение темы и целей классного часа.

    Работа по теме классного часа.

    Итог классного часа.

    Рефлексия.

Ход классного часа

1. Подготовка классного часа.

Подбор материалов по теме классного часа с использованием ресурсов Интернета.

2. Оргмомент.

3.Сообщение темы и целей классного часа.

Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница - большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Каждая ступенька – ваши желания и мечты. И каждый день даёт нам возможность подняться выше.

Эпиграфом нашего классного часа будет высказывание одного из выдающихся философов: «…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)

4.Работа по теме классного часа.

Послушайте две притчи.

1 притча

Молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

Какой смысл скрыт в этой притче? (бессмысленно прожитая жизнь).

Имела смысл такая жизнь для него самого?

2 притча

В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

Как вы думаете, что она искала?

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

Как вы поняли эту притчу?

Чем похожи притчи?

Чем были монеты для парня и собирание битого стекла для старушки? - Можно это назвать ценностями для них?

Так что же такое ценности?

Ценности – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную и отрицательную значимость какого-либо объекта.

Социологи предлагают такую классификацию ценностей:

витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни,

уровень потребления, экологическая безопасность;

экономические ценности: наличие равных условий для производителя и благоприятных условий для потребителя в сфере товаров и услуг;

социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья,

достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир.

Материальные ценности : всё то, что можно купить, создать, построить (ругими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать).

Духовные ценности: то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение (к ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение и т.д.).

Как считаете, какие ценности важнее в жизни человека и какие помогают ему подниматься по ступенькам к счастью жизни: материальные или духовные?

Вам предложен список ценностей. Пожалуйста, прочитайте его внимательно. Если вы хотели бы добавить что-то своё, допишите это ниже на пустых строках.

Отметьте 10 ценностей, которые наиболее важны для вас лично.

доброта

верность

честность

взаимопомощь

любовь

дружба

образование

дом, квартира, дача

справедливость

красота

свобода

акции банков и компаний

семья

дети

здоровье

вера

обеспеченная старость родителей

общение

автомобиль

собственный бизнес

знания

творчество

драгоценности

милосердие

надежда

недвижимость за границей

развлечения

совесть

душевная гармония

яхта

путешествия

честь

одежда

деньги

мобильный телефон

еда

Вопросы:

Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план?

Каково различие между материальными и духовными ценностями?

А можно в современном мире обойтись без материальных ценностей? Почему?

ВЫВОД: сами по себе такие вещи, как автомобиль, квартира, дорогой телефон, дача, яхта и т. д., хороши. Но, если они становятся самоцелью, это может быть социально опасным явлением, ведь мы построим на таких ценностях общество без перспектив - общество потребления, общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это будет общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура.

Что же важнее для общества: духовность или материальность?

(Нравственное общество можно построить только на духовной основе. Но и материальная сторона тоже важна, только она должна быть второстепенна).

Представьте, что к вам в дом постучались и потребовали отдать две ценности. Какие ценности вы отдадите? Зачеркните их.

Групповая игра «Создание новых цивилизаций»

Учащимся необходимо разбиться на группы, перенестись мысленно в будущее (в галактическую эпоху, когда будет заселяться галактика) и представить, что они отправляются к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации.

Задача учащихся – перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию.

Цель работы группы: определить, какие пять ценностей участники считают наиболее важными, и расставить их по мере убывания значимости. При этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её.

Современный мир очень быстро меняется, развивается.

А могут ли поменяться ценности?

Да, люди по-разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония.

А как вы думаете деньги в наше время – это ценность? (да, материальная, но не духовная)

Например, я говорю: за деньги можно купить таблетки, а вы замечаете: но не здоровье.

Продолжите мои фразы:

За деньги можно купить книгу… (но не мудрость, знания и умения)

За деньги можно купить телохранителя… (но не дружбу и понимание)

За деньги можно купить дом… (но не семью, заботу и любовь)

За деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

Видеофильм «Духовное развитие и материальный успех. Как совместить?» (6 мин 53 сек)

Но есть главная ценность – ценность жизни.

5.Итог классного часа .

Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей (китайская притча о выборе)

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:

Что за люди живут в этом городе?

А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спрашивает мудрец.

Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые.

Здесь то же самое, – ответил мудрец.

Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ живёт в этом городе.

А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спросил мудрец.

Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.

Здесь ты найдёшь таких же, – сказал мудрец.

Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.

Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.

Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».

Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём свою выгоду, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым».

6.Рефлексия.

Стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя…»

Что же является самой главной жизненной ценностью?

Верно, самой главной ценностью является сама жизнь и любовь.

Видеофильм «Ценность жизни - любовь» (3 мин 30 сек)

Два мира есть у человека:

Один - который нас творил,

Другой - который мы от века

Творим по мере наших сил.

Чтение учителем стихотворения Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Сегодня я открыл для себя, что …

Меня удивило, что …

Мне захотелось …

Теперь я буду …

А теперь послушайте притчу о каменотёсах.

Три каменотеса усердно работают в каменоломне. Философ спросил их: что они делают?

Неужели не видишь: дроблю эти проклятые камни! - раздражённо буркнул первый.

Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами второй.

Я строю храм! - гордо ответил третий.

Как вы думаете, в чём разница между этими каменотёсами? Какого из них можно назвать счастливым? (эти каменотёсы шли по дороге к счастью. Первый не будет счастлив, потому что у него нет цели; второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь. И только третьего можно назвать счастливым: он видит большую красивую цель, ради которой он работает).

Желаю и вам в вашей жизни не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой цели и добиваться их. Только тогда вы будете по – настоящему счастливы.

И в заключение классного часа послушайте наказ известного педагога В.А.Сухомлинского:

«Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

Определение человеком жизненных целей является одним из главных условий достижения успеха. Причем важно не только ставить цели, но и часто думать о том, что вы способны их достигнуть и что вы достигнете их.

Не стоит думать о препятствиях на пути к цели и воображать зловещий мрак. Сконцентрируйтесь на том, что достижение каждой поставленной цели может кардинально улучшить вашу жизнь. Чем больше вы будете думать о том, как ваши цели изменят жизнь к лучшему, тем сильнее будет желание их реализовать. В вас проснется естественное желание конкретных действий.

Если цель вдохновляет вас, значит вы в любом случае начнете действовать в направлении ее достижения. Не имеет значения, сколько времени у вас на ее реализацию, ведь вам нравится сам путь и то, что вы чувствуете все большее удовлетворение собой. Подобное состояние побуждает действовать активно, поэтому уровень вашей производительности будет только расти.

Если вы испытываете трудности с выбором жизненных целей, можете воспользоваться примерами целей других людей из списка 100 жизненных целей человека.

100 жизненных целей

Личные цели:

  1. Найти свое дело жизни;
  2. Стать признанным экспертом в своем деле;
  3. Бросить пить и курить;
  4. Завести множество друзей и знакомых по всему миру;
  5. Научиться свободно говорить на 3 языках, кроме родного;
  6. Стать вегетарианцем;
  7. Найти 1000 последователей своего дела/блога;
  8. Просыпаться каждый день в 5 утра;
  9. Читать по книге в неделю;
  10. Объездить весь мир.

Семейные цели:

  1. Завести семью;
  2. Сделать счастливым супругу/супруга;
  3. Родить детей;
  4. Воспитать детей достойными членами общества;
  5. Дать образование детям;
  6. Сыграть свадьбу детей;
  7. Отпраздновать собственную серебряную свадьбу;
  8. Понянчить внуков;
  9. Отпраздновать золотую свадьбу;
  10. Собираться на праздники всей семьей.

Финансовые цели:

  1. Жить без долгов и кредитов;
  2. Организовать пассивные источники дохода;
  3. Получать ежемесячно совокупный стабильный высокий доход;
  4. Каждый год увеличивать накопления в 1,5-2 раза;
  5. Собственная недвижимость на берегу моря;
  6. Построить дом мечты;
  7. Дача в лесу;
  8. Автомобиль у каждого члена семьи;
  9. Оставить солидное наследство своим детям;
  10. Регулярно помогать нуждающимся.

Спортивные цели:

  1. Обрести спортивную форму;
  2. Пробежать марафон;
  3. Сесть на шпагат;
  4. Заняться дайвингом;
  5. Научиться серфингу;
  6. Прыгнуть с парашютом;
  7. Постигнуть боевое искусство;
  8. Научиться верховой езде;
  9. Научиться играть в гольф;
  10. Заняться йогой.

Духовные цели:

  1. Познать искусство медитации;
  2. Прочитать 100 лучших книг мировой литературы;
  3. Прочитать 100 книг по личному развитию;
  4. Регулярно заниматься благотворительностью и волонтерством;
  5. Достигнуть душевной гармонии и мудрости;
  6. Укрепить свою волю;
  7. Научиться радоваться каждому дню;
  8. Каждый день испытывать и выражать благодарность;
  9. Научиться достигать поставленные цели;
  10. Заняться благотворительностью;

Творческие цели:

  1. Научиться играть на гитаре;
  2. Научиться рисовать;
  3. Написать книгу;
  4. Каждый день делать записи в блоге;
  5. Оформить интерьер квартиры по своему вкусу;
  6. Сделать своими руками полезную вещь;
  7. Сделать свой сайт;
  8. Научиться публичному ораторству и не испытывать страха сцены;
  9. Научиться танцу и танцевать на вечеринках;
  10. Научиться вкусно готовить.

Путешествия цели:

  1. Объездить города Италии;
  2. Отдохнуть в Испании;
  3. Отправиться в Коста-Рику;
  4. Побывать в Антарктиде;
  5. Провести месяц в Тайге;
  6. Прожить 3 месяца в Америке;
  7. Отправиться в автомобильное путешествие по Европе;
  8. Уехать на зимовку в Таиланд;
  9. Отправиться в йога-тур в Индию;
  10. Отправиться в кругосветное путешествие на круизном лайнере;

Приключения цели:

  1. Поиграть в казино в Лас-Вегасе;
  2. Полетать на воздушном шаре;
  3. Прокатиться на вертолете;
  4. Исследовать океан на подводной лодке;
  5. Отправиться в поход на байдарках;
  6. Провести месяц в палаточном лагере дикарем;
  7. Поплавать с дельфинами;
  8. Посетить средневековые замки по всему миру;
  9. Съесть грибов у шаманов в Мексике;
  10. Отправиться на неделю на фестиваль трансмузыки в лесу;

Другие цели:

  1. Отправить своих родителей на отдых за границу;
  2. Познакомиться лично с известным человеком, которым восхищаешься;
  3. Проживать каждый день, как последний;
  4. Организовать позитивный флешмоб в центре Москвы;
  5. Получить второе или третье высшее образование;
  6. Простить обиду всем;
  7. Побывать на святой земле;
  8. Знакомиться с новыми людьми каждую неделю;
  9. Провести месяц без интернета;
  10. Обрести космическое сознание.
  11. Найти наставника;
  12. Изменить к лучшему чужую жизнь;
  13. Увидеть северное сияние;
  14. Вырастить дерево;
  15. Подняться на вершину горы;
  16. Преодолеть свой главный страх;
  17. Завести новые полезные привычки;
  18. Покататься на американских горках;
  19. Принять участие на костюмированном маскараде в другой стране;
  20. Стать наставником для кого-то.


Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

Транssерфинг. Новый взгляд Валдинс Инга

Какие ценности для вас важнее: материальные или духовные?

В обществе нередко возникают споры, что первично: бытие или сознание, материальное или духовное? Особенно у нас, в России. Мы ведь как воспитаны: быть богатым – это плохо, надо во главу угла ставить законы совести, все «поделить и раздать». У нас так заведено: все делать всем миром, колхозом. А тот, кто исповедует психологию индивидуализма – не наш человек.

В начале XX века в России появился жесткий материализм. Помните, в школе мы изучали его главный принцип: бытие определяет сознание? Карл Маркс и его последователи утверждали, что так оно и есть.

Основной принцип материализма гласит: материальный мир – это главное. А всякие там духовные бредни – это происки священников, опиум для народа.

Что важнее: яйцо или курица? Спорить об этом бесполезно. Все равно на этот вопрос нет ответа. Материальное и духовное взаимосвязаны, они – части единого целого.

Что появилось вперед: закат или рассвет? Взрослая женщина или младенец? Оба – первые. Закат стал провозвестником рассвета. Как только в одном месте солнце ушло за горизонт, в другой части Земли она вышло из-за него, и появился рассвет. Взрослая женщина родила младенца, но сама она тоже выросла из маленького ребенка.

И так до бесконечности.

Поэтому спор о том, что первично, может оказаться бессмысленным. Как это происходит, например, в ситуации выяснения приоритета духовного или материального.

Материальная и духовная стороны бытия – это части единого целого. И пока вы не задействуете каждую из сторон для улучшения своей жизни, вы не продвинетесь вперед. Или продвинетесь, но лишь на какое-то время, а потом неизбежно откатитесь назад.

Например, если человек станет накапливать богатство и будет идти к этой цели, ничего не видя и не замечая вокруг, не принимая во внимание духовных законов, то рано или поздно он потерпит крах. Он останется один: без родных, друзей, единомышленников. Мало того, через какое-то время от такой сумасшедшей гонки за золотым тельцом у него могут начаться болезни: начнет шалить сердце, скакать давление, появятся депрессии и пр.

А если кто-то другой станет, наоборот, уделять все внимание исключительно духовной стороне жизни: запоем читать книги, ходить по музеям и выставкам, заниматься религией, эзотерикой, вести духовно-интеллектуальные разговоры, то он может оторваться от реального мира. Думаю, вы встречали подобных людей. Они разговаривают исключительно о высоком, а дома у них запустение, неуют, дети ходят в одежде из секонд-хенда, обедают картошкой и макаронами…

Для того чтобы добиться в жизни успеха и чувствовать себя гармоничным человеком, удовлетворенным жизнью, надо объединить материальную и духовную стороны жизни.

Это – единство противоположностей, поиск гармоничного срединного пути.

Из книги Прежде чем начать свой бизнес автора Кийосаки Роберт Тору

Духовные деньги Богатый папа сказал: «Духовные деньги не имеют никакого отношения к обычным деньгам. Они относятся к внутреннему тревожному чувству: что-то еще не сделано, что обязательно должно быть сделано, и что никто другой не сделает». www.richkidsmartkid.com Уметь делать

Из книги 10 шагов на пути к управлению своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, страха и депрессии благодаря исцелению личности человека автора Вуд Ева А.

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Из книги Элементарные законы Изобилия автора Джоул Клаус Дж

Глава 25 Почему именно материальные вещи? Итак, мы живем в материальном мире. Конечно же, да – мы живем в материальном мире. Весь мир – материален. Мы пришли сюда, чтобы испытать опыт взаимодействия с этим материальным миром, а совсем не для того, чтобы испытать духовный

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Управляй своей мечтой [Как реализовать любой замысел, проект, план] автора Кобб Бриджит

Из книги Возможно всё! Дерзни в это поверить… Действуй, чтобы это доказать! автора Эйкен Джон Вон

Глава 4 Что для меня важнее всего? определяем свои ключевые

Из книги Как получить огромную прибыль и при этом попасть в рай автора Демартини Джон

Глава 4 От собственной ценности к ценности компании Судьба человека определяется тем, что он сам о себе

Из книги Дела в порядке [Правила личной эффективности] автора Аленсон Инесса

Из книги Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия автора Спижевой Григорий

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Из книги 7 главных глаголов жизни автора Цыпина Татьяна

Уровень 1. Материальные ценности Нижняя ступенька лестницы, или первый уровень – это уровень материальных ценностей, или уровень жизненно важных потребностей (ЖВП).Здесь располагаются базовые потребности – в еде, одежде, жилище. Традиционно к ним же относят безопасность

Из книги Обретение смысла во второй половине жизни [Как наконец стать по-настоящему взрослым] автора Холлис Джеймс

Уровень 4. Духовные ценности, убеждения Дальше поднимаемся на уровень духовных ценностей, верований, убеждений и принципов. Сердце, чувства, душа – на этой ступеньке.Убеждения – это то, во что мы безоговорочно верим или отвергаем. Здесь же и те вечные, общечеловеческие

Из книги Как стать счастливым. Практическое руководство автора Рефтенко Андрей

Из книги Бизнес-копирайтинг. Как писать серьезные тексты для серьезных людей автора Каплунов Денис Александрович

Деньги, материальные ценности Если Вы лезете за счастьем по лестнице успеха, то даже когда вы поднимаетесь наверх лестницы, Вы с ужасом и горечью выясняете, что лестница стояла не у той стены. АланУотс Кто видит счастье в обретении материальных благ, те никогда

Существует поговорка: "Не в деньгах счастье". Многие люди в современном обществе могут быть не согласны с этим высказыванием. Для таких материальное благополучие лучше, наличие денег важнее духовного развития. Но есть и такие люди, которые считают, что деньги, роскошь - это все лишь нечто поверхностное, преходящее, ведь в какой-то момент можно просто лишиться всего этого. По мнению таких людей, быть богатым духовно гораздо важнее, чем быть обеспеченным материально. Так кто же из этих людей прав? Какие ценности важнее: духовные или материальные? Именно эту проблему рассматривает в предложенном для анализа тексте Юрий Нагибин.

Повествование ведётся от первого лица. Во время творческой командировки в Италию познакомился с богатым итальянцем, который увлекался поэзией,писал стихи и даже издал для друзей небольшой сборник со своими сочинениями. Первым примером, иллюстрирующим данную проблему, является рассуждение рассказчика, содержащееся в предложениях 28-32. Итальянец - владелец большой фабрики, приносящей огромные доходы, у которого есть все, что только можно пожелать, радовался вниманию к своим стихам человека случайного, встретившемуся ему впервые: "Куда девался пресыщенный, равнодушный хозяин жизни?...Но мы принадлежим к одному братству боли..." И рассказчик, и богатый итальянец любили поэзию, никому из них не было дела до размеров богатства другого. И это доказывает то, что духовные ценности, развитие важнее количества денег и материального благополучия. В качестве второго примера, подтверждающего, что для многих людей духовные ценности важнее, является высказывание богатого итальянца, содержащееся в предложениях 38-39: "Вот единственное, ради чего стоит жить!" И он говорил это не о своей фабрике или других богатствах. Стихи, поэзия - вот ради чего, по мнению итальянца, действительно стоит существовать. Ведь именно духовные ценности помогают обрести смысл жизни.

Я согласна с позицией автора. Конечно, нужно развиваться и жить не только мыслями о материальных ценностях. Если люди считают, что духовное развитие второстепенно, их остаётся только пожалеть. У этих людей бедный внутренний мир, они меркантильны, раз уж деньги, недвижимость, бизнес для них находятся в приоритете. И зря, ведь духовные ценности помогают людям открывать для себя что-то новое, узнавать нечто новое об окружающем их мире.

В качестве первого примера из художественной литературы, доказывающего, что материальные ценности менее важны, чем духовные, можно привести рассказ А.П.Чехова "Ионыч". Главный герой-Дмитрий Ионыч Старцев, приехавший в город С., где познакомился с семьёй Туркиных, известной своими талантами. Там он впервые встретился с Екатериной Ивановной (по-домашнему,Котик), в которую и влюбился. Но девушка не отвечала молодому врачу взаимностью, смеялась над ним, отказала Старцеву, когда он сделал ей предложение. И этот отказ тогда перевернул мир главного героя с ног на голову. После этого сюжета Чехов описывает события, которые произошли через несколько лет: у Старцева была большая практика, он пополнел, пристрастился к карточной игре. Все его раздражало, все казалось скучным и неинтересным. Старцев очень изменился. Раньше у него была высокая цель-служить людям, создать семью. Но все это он променял на игру в винт, деньги, клуб. Огонек в душе Старцева погас. Дмитрий Ионыч стал таким же обывателем, как и жители города С. Он жил одиноко, ему было скучно, ничто не казалось интересным. Вот результат выбора человека, выбора его ценностей в жизни.

В качестве второго примера из литературы можно привести произведение Н.В.Гоголя "Портрет". Главный герой-молодой художник Андрей Чартков, довольно талантливый, но бедный человек. Однажды на Щукином дворе художник неожиданно для самого себя купил портрет старика азиатской наружности, в раме которого впоследствии нашёл свёрток с золотыми монетами. И Чартков стал думать, что же ему делать с ними. Сначала он хотел купить разных красок и предметов для живописи, запереться на три года, усердно работать, чтобы стать прекрасным художником. Но в итоге Чартков потратил деньги на роскошь: купил модной одежды, снял дорогую квартиру, в общем, делал все то, что и другой беспечный юноша на его месте. В дальнейшем Чартков обслуживал богатых клиентов, чьи желания и капризы сделали из него модного живописца, рисующего по шаблону и получающего за это большие деньги. Чартков совершенно забыл о своих мечтах и стремлениях, он просто растерял свой талант в погоне за деньгами. Для него, к сожалению, материальные ценности были важнее, чем духовное развитие и мечта стать настоящим художником.

В заключение хочется сказать о том, что не нужно всю жизнь гоняться за деньгами, славой и роскошью, забывая при этом о том, что действительно важно: духовные ценности и обогащение внутреннего мира. Это может помочь найти нам настоящих друзей и узнать что-то новое, в общем, сделать свою жизнь намного лучше.

Сочинение 2 – о счастье.

Наверное, нельзя дать однозначного определения счастью. У каждого человека представление об этом чувстве разное. Кому-то, для того чтобы обрести счастье, нужно купить красивую вещь, кому-то - помочь другому человеку. И тогда возникает вопрос: в чем заключается счастье? Как обрести его? Эти проблемы рассматривает в своём тексте Людмила Улицкая.

Размышляя над данными вопросами, автор рассказывает о несчастном мальчике Гене, которому жизнь преподнесла немало трудностей. Он не ощущал в себе такого чувства, как счастье. Например, ему не нравилась фамилия Пирап-летчиков: "Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал её как унижение". Также у него были проблемы с ногами, и всегда был заложен нос. На своём дне рождения он не хотел никого видеть, так как считал своих знакомых непримиримыми врагами, но мама Гени пригласила всех сама. На празднике оказалось все иначе: знакомые заинтересовались бумажными подделками Гени, брали их себе, благодарили его, и мальчик был счастлив: "Такое чувство он испытывал только во сне". Таким образом, Л.Улицкая показывает читателям примеры несчастного и, наоборот, счастливого человека.

Автор считает, что человек может быть счастлив, если он поймёт, что кому-то нужен, небезразличен. Не надо прикладывать больших усилий, чтобы сделать человека счастливым, достаточно всего лишь проявить внимание, доброту и уважение.

В качестве первого примера из художественной литературы можно привести произведение М.Шолохова "Судьба человека". У главного героя, Андрея Соколова,война отобрала все: близких людей, родной дом. Но маленький мальчик Ваня, у которого также погибли все родные, помог Соколову справиться с жизненными трудностями. Осознание того, что он нужен этому мальчику, заставляло главного героя жить дальше. Ваня стал для него не только сыном, но и счастьем.

В качестве другого примера из литературы можно привести рассказ А.С.Пушкина "Станционный смотритель". Для главного героя, Самсона Вырина, счастьем была его единственная дочь Дуня. После того как она уехала, вышла замуж и забыла про отца, дом смотрителя опустел, а сам Самсон сильно постарел. Он потерял своё счастье, смысл жизни, именно поэтому он умер. А что ему нужно было для счастья? Просто, чтобы дочь помнила о нем, навещала и писала письма. Тогда Вырину было бы намного легче жить, он бы не существовал, мучаясь от тоски по дочери.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для счастья не нужно что-то сверхъестественное, оно заключается в мелочах. Если люди будут хоть немного пытаться сделать кого-либо счастливым, мир, несомненно, станет лучше.

Сочинение 3 – о счастье.

Во все времена люди задавались вопросом: что нужно человеку для счастья? Но однозначного ответа никто не может дать. Одни говорят, что людям необходимы деньги и недвижимость, другие с ними не соглашаются и утверждают, что главное-это любить свою работу, чтобы она тебя удовлетворяла. Третьи считают, что счастье человека невозможно, если жизнь его обыденна и скучна. Какое же из этих мнений является верным? Именно проблему того, что нужно человеку для счастья, поднимает в своем тексте Бондарев.

Повествование ведется от лица женщины, оставшейся без мужа. Сына ей помогали растить родители. Однажды она была у них, ей не спалось ночью. Она вышла на кухню и увидела там отца. Ей показалось: он бледен и утомлен. Женщина сказала ему, что они несчастны. Опровержение отца содержится в предложениях 15-22. Это первый пример к данной проблеме. Он сказал дочери, что на самом деле он счастлив, потому что все родные живы, все дома, нет войны. Тогда женщина поняла, что значит настоящее счастье. Таким образом, мы видим, что главное в жизни для человека-это его семья, она является основой его счастья. Затем следует эпизод прощания с родителями. Он является вторым примером к данной проблеме и содержится в предложениях 23-24. Отец и мать плакали и махали руками, провожая ее домой. От этого у нее потеплело на душе. Таким образом, мы видим, что каждому человеку необходима поддержка близких. Если она есть, то он чувствует себя нужным и способен пережить любые невзгоды.

Авторская позиция содержится в последнем предложении теста. «Как много и мало нужно человеку для счастья!» Писатель считает, что достичь его тяжело, потому что война и благополучие каждого члена семьи - обстоятельства, не зависящие от человека. Но все же это вполне реальные условия.

Я согласен с автором в том, люди могут быть счастливы только тогда, когда у его родных все благополучно, потому что семья является главной опорой в жизни, именно к родственникам человек обращается за помощью, чтобы они помогли ему, а также рассказывает про свои успехи. Они разделяют с ним его радость. Таким образом, человек чувствует, что он не одинок и у него есть поддержка, а это самое главное.

Примеры к данной проблеме можно найти в художественной литературе. Первым произведением является «Безумная Евдокия» Алексина. Девочка Оля выросла эгоистичной, так как родители ей во всем потакали. Однажды во время похода с классом она убежала ночью одна, чтобы первой добраться до пункта назначения. Когда все поняли, что Оля пропала, ее принялись искать. Родителям сообщили об исчезновении, после чего они стали сильно нервничать, ведь дочь даже не позвонила им. Через некоторое время Оля вернулась, но было уже поздно. Ее мать не выдержала нервного напряжения и обезумела. Таким образом, мы видим, что семья девочки распалась, мать попала в психбольницу. А это значит, что она и ее отец не будут счастливы до тех пор, пока семья не будет восстановлена.

Вторым произведением, иллюстрирующим данную проблему, является «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. В первой главе перед отъездом Петра отец дает ему наставление, которого Гринев придерживался на протяжении всей своей жизни. Это говорит о том, что он чтил отца и считал: счастье возможно, только когда есть согласие в семье. Маша Миронова думала так же. Когда Гринев предложил ей обвенчаться без согласия его родителей, она наотрез отказалась, так как считала, что в таком случае счастливой жизни у нее с Петром не будет. Маша ждала до тех пор, пока отец Гринева не дал согласия на брак. Таким образом. Мы видим, что для героев семья была главной жизненной опорой, идти против нее-значило никогда не быть счастливым. Маша Миронова и Петр Гринев верили, что от благополучия семьи зависят их судьбы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что семья - главный источник человеческого счастья. Только при поддержке родных люди осознают себя нужными. Это мотивирует их на свершения, они стремятся оправдать возложенные на них надежды близких. Если же в семье человека не все благополучно, то дела валятся у него из рук. Он выглядит подавленным и несчастным. Поэтому я хочу посоветовать людям беречь свои семьи: от них зависит наше благополучие.

Сочинение 4 – о стремлении жить напоказ.

У всех людей разные цели в жизни: кто-то пытается достичь успеха в карьере, кто-то построить крепкую семью, а кто-то стремится жить напоказ. Но что лежит в основе желания жить лучше друг и не «как все»? Вот вопрос, который волнует И.Васильева.

Размышляя над данной проблемой, автор ведет повествование от первого лица. Он рассказывает о том, как однажды пришел в магазин за фуфайкой. Герой невольно обратил внимание на руки упаковщицы, которая не спешила отдавать товар. У нее на руках было восемь перстней, и рассказчика поразила манера поведения женщины: «Видно, она напоказ живет, дескать, не как все». Этот случай является иллюстрацией к проблеме, заявленной в тексте. В нем раскрываются особенности поведения людей, живущих напоказ. Другая история, которую вспомнил рассказчик, была про его друга, желающего иметь сто рубашек. У него уже было шестьдесят, но он хотел больше, чтобы показать свое превосходство над другими. А во втором примере автор раскрывает мотивы людей: «Нынче мода не на покрой, а на количество». Писатель исследует разные аспекты жизни напоказ и в конце приводит анализ причин этого явления.

И.Васильев уверен в том, что в основе такой жизни лежит эгоизм. Автор подчеркивает то, что такой человек неспособен чувствовать другого. Он пишет: «Он может вас выслушать, даже как будто понять, даже помочь, но способности чувствовать вас, ваше состояние, вашу боль он уже лишился.» Из этого И.Васильев делает следующий вывод: большинство таких людей одиноки.

Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, такие люди очень одиноки и эгоистичны. Кроме того, когда они поддаются стремлению «жить напоказ», у них цели в жизни становятся очень примитивными. А это опасно, так как они сосредотачиваются лишь на приобретении определенного количества вещей, вследствие чего перестают духовно развиваться и начинают деградировать как личности.

Подтверждение позиции автора можно найти в художественных произведениях. В повести «Портрет» Н.В.Гоголь рассказывает о молодом художнике Чарткове, который был скромным человеком, глубоко любившим искусство. Но однажды в его руках оказалась крупная сумма денег. Сначала он хотел потратить ее на покупку всего необходимого для творчества, запереться в комнате и писать, но желание славы и богатства взяли над ним верх: он снял роскошную квартиру, купил дорогую одежду и начал вести светскую жизнь. Теперь у него была лишь одна цель - «жить напоказ», которая постепенно его и погубила. Со временем художник стал модным живописцем и променял талант на деньги, сам не осознавая этого. Однажды Чарткова пригласили на выставку художника, приехавшего из Италии. Когда он увидел его гениальную картину, то захотел нарисовать что-то подобное, но у него ничего не вышло. Художник понял, что загубил свой талант, и с горя сошел с ума и умер. Тем самым автор показывает, что жизнь напоказ отвлекает от развития таланта, а это может закончиться крахом.

В качестве другого произведения можно привести произведение А.П.Чехова «Ионыч». Земский доктор приезжает в город с благой целью- помогать людям. Он влюбляется в Екатерину Ивановну и делает ей предложение, но получает отказ. После этого в его жизни происходит крах, он становится алчным и эгоистичным. Его главной целью в жизни становится зарабатывание денег. Доктор купил себе два дома и присматривает третий, кроме того, он уже не ходит пешком, а ездит на тройке с бубенчиками, по звуку которой его сразу узнают. У него много работы, но жадность к прибыли не позволяет ему уменьшить практику. В финале он представляется одиноким и несчастным. Итак, А.П.Чехов показывает, как меняется человек, сосредоточившийся только на себе.

В заключение хочется сказать о том, что жизнь напоказ ничего, кроме вреда, не приносит, так как человек начинает деградировать и становится одиноким. Поэтому нужно ставить перед собой достойные цели в жизни, стремиться к саморазвитию, а не к накоплению богатства.

Сочинение 5 – о самоограничении.

Люди старшего поколения помнят, что во второй половине прошлого века был тотальный дефицит, в магазинах было мало товаров. Чтобы как-то выжить, люди ограничивали себя во всем, экономили как могли. Сейчас же всего вдоволь, магазины не пустуют, полки в них даже ломятся от обилия товаров. И со временем люди разучились себя ограничивать. Они покупают сразу все и в больших количествах. Казалось бы, жизнь стала лучше, но выясняется, что неограниченное потребление чего-либо ведёт к другим проблемам: увеличивается вес человека, появляются и растут долги. Если же, например, на уровне государства нет самоограничения, то возникает загрязнение окружающей среды. И тогда возникает вопрос: какова роль самоограничения? Нужно ли оно на самом деле? Над этими вопросами задумывается А.Солженицын в приведённом тексте.

Автор рассуждает о таком явлении, как самоограничение, в разных аспектах. В качестве первого примера, иллюстрирующего данную проблему, можно привести описание автором конференции разных стран, которые ради "сиюминутного внутреннего интереса" снижают требования какого-либо международного соглашения об охране окружающей среды. И при этом ведь есть страны, которые и каких-то легких сниженных требований не выполняют, не контролируют уровень загрязнения экологии. Таким образом, можно сделать вывод о том, что самоограничение требуется даже большим государствам, которые могут загрязнить и погубить всю планету. В качестве другого примера можно привести рассуждение автора о том, что даже малое личное ограничение потребителей товаров "неуследимо отзовётся где-то на производителях", поэтому Солженицын делает вывод о том, что люди хоть и понимают необходимость самоограничения, но они могут быть не готовы к нему, поэтому нужно быть осторожным, когда дело касается такого явление, как ограничение самого себя.

Автор считает, что самоограничение необходимо всем: и на уровне обычного человека, и на уровне государства. Если люди не начнут ограничивает самих себя, то "человечество просто разорвёт". По мнению Солженицына, людям нужно научиться определять для себя твердые границы, иначе все самое плохое, что есть в мире, выплывет наружу и все перевернётся с ног на голову.

Я согласна с автором. Действительно,б ез самоограничения не обойтись. Оно помогает человеку вовремя остановиться в некоторых своих действиях, например,в потакании вредным привычкам, которые могут привести к негативным последствиям. Без самоограничения человек утратит чувство меры, у него будут развиваться негативные черты характера, такие, как вседозволенность, безответственность и высокомерие, а такого быть ни в коем случае не должно.

В качестве первого примера из художественной литературы, подтверждающего важность самоограничения в жизни людей, является произведение Н.В.Гоголя "Портрет". Главный герой, молодой и талантливый, но бедный художник Андрей Чартков, купил на рынке потрёт старика, в раме которого нашёл свёрток с золотыми монетами. Но эти деньги не принесли ему счастья. Конечно, Чартков стал богатым, зажил, ни в чем себе не ограничивая: купил множество ненужных предметов роскоши, снял дорогую квартиру, но при этом загубил свой талант, рисуя работы по шаблону, думая, что так и нужно жить. Но однажды Чарткова пригласили на выставку, где он увидел работу русского художника, который совершенствовал своё мастерство в Италии, ограничивая себя во всем, чтобы развить свой талант. Его картина на религиозную тему была настолько прекрасна, что поразила Чарткова до глубины души, и он захотел написать нечто подобное. Позже в своей мастерской Чартков пробовал изобразить отпадшего ангела, но руки его не слушались, рисовали по шаблону. Тогда художник понял, что погубил свой талант. Это потрясение было настолько сильным, что довело художника до смерти. Если бы Чартков с самого начала себя ограничивал и трудился, не стал бы тратить время и деньги на роскошь и вести светскую жизнь, все было бы иначе. Таким образом, мы понимаем, что в данном случае отсутствие самоограничения навредило человеку.

В качестве второго примера из литературы можно привести рассказ А.П.Чехова "Ионыч". Главный герой - Дмитрий Ионыч Старцев, приехавший в город С., где познакомился с семьей Туркиных, известной своими "талантами". Там он впервые встретился с Екатериной Ивановной (по-домашнему,Котик), в которую и влюбился. Но девушка не отвечала молодому врачу взаимностью, шутила над ним, отказала Старцеву, когда он сделал ей предложение. И этот отказ тогда перевернул мир Дмитрия Старцева с ног на голову. Не получая от жизни каких-либо эмоций, перестав развиваться духовно, став обывателем, Старцев стал ещё более брюзгливым, он забыл о своей благородной цели-спасать жизни людей. Перестав себя ограничивать, он брал от жизни все материальные блага: отменная еда, деньги, карты, дома. Но каждая следующая пачка денег не приносила ему счастья, потому что он был одинок. Со Старцевым никто не общался, его жизнь была очень скучной. Возможно, если бы Дмитрий Ионыч ограничивал себя хоть немного, если бы он не забыл о своей цели, все было бы иначе. И опять же мы видим, что отсутствие самоограничения причинило вред человеку.

В заключение хочется сказать о том, что такое явление, как ограничение самого себя, очень важно для человека. Если все люди в мире будут хоть немного придерживаться принципа самоограничения, то мир, несомненно, станет лучше.

Сочинение 6 – о кругозоре человека.

Идут споры по поводу кругозора человека. Одни люди считают, что нужно знать практически обо всем, особо не углубляясь в какие-либо области науки. Но другие с этим не согласны. Эти люди считают, что лучше знать все об одной области, чем поверхностно и обо всем. Кто же из них прав? Кто такой ограниченный человек? Каким должен быть кругозор человека? Что полезнее для его развития: большое количество конкретных знаний или широта и ясность представлений о внешнем мире? Над этими вопросами задумывается В.А.Солоухин в приведённом тексте.

Автор предлагает рассмотреть понятие ограниченности людей на примерах двух воображаемых горняков. В качестве первого примера можно привести горняка, который работает только в шахте, он ограничен "толщами непроницаемого черного камня". Он не видел белого света, перед его глазами всегда работа, но при этом он опытен, знает все о своём деле. Его автор называет ограниченным, потому что этот горняк углублён только в свою работу. Солоухин также приводит в качестве примера другого горняка, менее опытного, нежели первый, но зато он был на Черном море, он видел окружающий мир. И автор делает вывод о том, что оба этих горняка -ограниченные люди, но каждый по-своему.

По мнению автора, в мире есть два типа ограниченных людей: например, можно встретить человека, который обладает большим запасом научных сведений, но с узким кругозором. В то же самое время встречаются и люди, у которых нет такого объема знаний, но их кругозор отличается широтой и ясностью. И второй тип людей, как считает автор, гораздо лучше.

Я согласна с автором. Действительно, у человека должно быть разнообразие интересов и багаж знаний в различных областях. Косность, нетерпимость или подозрительность по отношению ко всему новому происходит именно от узости кругозора. Если человек не будет расширять свой кругозор, с ним станет скучно общаться, и тогда он может остаться одиноким.

В качестве первого примера из художественной литературы, подтверждающего важность наличия широкого кругозора, можно привести произведение А.П.Чехова "Человек в футляре". Главный герой рассказа учитель Беликов - человек с очень узким кругом интересов, ограниченный, боящийся всего, что только можно, пытающийся отгородиться от окружающего мира, "думающий только о греческом языке". А казалось бы, он ведь учитель, интеллигент. Его жизнь скучная, серая, однообразная, он не обладает широким кругозором, поэтому его смело можно считать ограниченным человеком.

В качестве второго примера из литературы можно привести произведение Ф.А.Искандера "Авторитет". Главный герой, физик Георгий Андреевич, был человеком, безусловно, образованным, с широким кругозором. С самого детства чтение доставляло ему огромное удовольствие, он очень тонко чувствовал литературу, познавал окружающий мир и людей через книги, перенимал жизненные ценности и ориентиры. Чтение помогало ему и в научной деятельности. Георгий Андреевич понимал, что книги расширяют кругозор и помогают двигаться по жизни, так как книга - лучший учитель, поэтому он не мог смириться с тем, что компьютер и телевизор заменили его сыну книги, и пытался привить ему любовь к чтению.

В заключение хочется сказать о том, что человек должен расширять свой кругозор. Окружающий нас мир своеобразен и удивителен, поэтому необходимо читать, развивать себя и при этом помнить, широкий кругозор нужен для того, чтобы не отстать от жизни. Если все это соблюдать, то в мире станет гораздо больше образованных и счастливых людей.

Сочинение 7 – о чести.

Чувство чести - это сугубо личное нравственное чувство, которое отличает благородного человека от других. Это понятие в наши дни имеет то же значение, что вкладывалось в него с самых древних времен: оно характеризует степень надежности данного человеком слова и его верность своим принципам. И все же может ли устареть понятие чести? Такую проблему поднимает Д.Гранин в своем тексте.

Данный вопрос относится к разряду вечных. Привлекая к нему внимание читателя, автор вспоминает разные эпизоды истории. Первый пример, иллюстрирующий данную проблему, содержится в предложениях 7-14. Повествователь вспоминает случай из жизни А.П. Чехова. После того как писатель узнал, что правительство аннулировало избрание Максима Горького в почетные академики, Чехов тоже отказался от своего звания, потому что решение об избрании вынесли его коллеги и он сам, и, поддержав решение правительства, он фактически признавал ложность избрания. Русский писатель мог этого не делать, но примирить свою совесть с таким противоречием не мог. Таким образом, хотя Чехов жил в конце 19 века, он придерживался жизненных принципов начала 19 века. Второй пример, иллюстрирующий данную проблему, содержится в предложениях 15-22. После истории, произошедшей с А.П. Чеховым, автор говорит читателю, что есть такое понятие, как слово, данное человеком. Повествователь считает, что оно не всегда соблюдается, так как не закреплено никаким документом. В качестве примера автор приводит случай во время ремонта, когда рабочий не сделал его вовремя, хотя обещал. Таким образом, для таких людей вовсе не существует понятие чести и умение держать слово, а значит, с ними никто не захочет иметь дела.

Автор убежден в том, что понятие чести не может устареть и быть заменено никаким другим словом. «Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство?» - задает риторический вопрос Д. Гранин.

Прочитав данный текст, я вспомнил произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой романа, Петр Гринев, получил хорошее воспитание. «Береги платье снову, а честь смолоду,» - говорил ему отец. Петр уважал своего родителя, поэтому навсегда запомнил его слова и следовал им. Доказательством этому служит случай в Белогорской крепости, когда Гринев оказался среди заложников Пугачева и был приговорен к смерти. Петр все равно отказался присягать разбойнику, но его спас Савельич, сказавший, что за молодого человека дадут неплохой выкуп. Однако Гринев показал стойкость своего характера. Таким образом, Петр выполнил наказ своего отца: он сохранил свою честь смолоду, и в результате его жизнь сложилась благополучно, а значит, понятие чести не может устареть.

Также вспоминается произведение Л. Пантелеева «Честное слово». Маленький мальчик дал честное слово товарищам по игре: стоять на посту в качестве часового, пока его не сменят, и продолжал стоять даже тогда, когда понял, что смена не придет. Но сила его слова была так велика, что он не мог уйти со своего поста. Рассказчик, проходивший мимо, был вынужден позвать военного офицера, человека, который, по мнению мальчика, был вправе снять его с поста и освободить от данного им слова. Таким образом, этот мальчик сдержал свое слово, не закрепленное никаким документом, а значит, понятие чести не устарело.

В заключение хочется сказать, что проблема сохранения чести остается одной из самых значимых и актуальных по сей день. Честь - это понятие, которое должно оставаться важным во все времена, потому что оно одно из важнейших качеств человека.

Сочинение 8 – о рациональном использовании времени.

В молодости люди живут так, как будто имеют впереди неограниченное количество времени и не задумываются о его быстротечности. Но в зрелом возрасте эта проблема беспокоит абсолютно всех. Человек оглядывается на прошлое и понимает: он не успел сделать многое из того, что хотел. Тогда люди начинают задумываться над тем, каким образом можно найти время на всё задуманное. Именно проблему рационального использования времени поднимают в своём тексте Жариков и Кружельницкий.

Вначале авторы рассуждают о его свойствах. Размышления писателей содержатся в предложениях 1-8. В качестве примера они приводят высказывание Сенеки. Философ говорит о том, что время ускользает от человека, поэтому нельзя расходовать его понапрасну. Таким образом, мы видим, что данная проблема была и остается насущной для людей. Еще одно важное свойство времени - это то, что оно течет для всех с разной скоростью. А есть люди, которых этот вопрос вовсе не беспокоит. Но все же хочется спросить: на что уходит наше время? Сенека утверждает что, мы тратим большую его часть на ошибки, дурные поступки и безделье. Тогда возникает вопрос: каким образом мы можем сэкономить время? В качестве ответа и второго примера к данной проблеме следует привести совет учёного и поэта Гастева (предложение 18). Он предлагает сделать три простых шага: разработать режим дня, составить план и четко следовать ему. Таким образом, мы видим, что для решения данной проблемы нужны хорошие дисциплина и самоконтроль.

Авторская позиция заключена в 2 последних абзацах текста. Писатель считает, что время быстротечно, и поэтому оно может легко ускользнуть от людей. Он говорит о том, что его нельзя вернуть. А значит, его надо беречь как самый ценный ресурс, имеющийся у человека.

Я согласен с автором в том, что необходимо экономить время, потому что жизнь не безгранична, и, если человек потратит его впустую, в конце концов он будет сильно разочарован тем, что не успел ничего сделать, поэтому нужно ответственно относиться к расходованию времени.

Примеры к данной проблеме можно найти в художественной литературе. Первым произведением является «Вишневый сад» А.П. Чехова. Гаев и Раневская - помещики, которые жили слишком богато для своих скромных доходов. В результате этого сад, который они так любили, должен был быть продан за долги. У них было 2 месяца на то, чтобы найти деньги и таким образом спасти сад. Но они потратили это время впустую, за что и поплатились. Имение было продано купцу Лопахину, который собирался вырубить сад. Таким образом, мы видим, что Гаев и Раневская не смогли правильно распорядиться своим временем. Именно по этой причине они потеряли вишневый сад. Лопахин же, напротив, много работал и потому имел средства на эту покупку. Вот к каким результатам может привести рациональное использование времени.

Вторым примером, иллюстрирующим данную проблему, является «Зеленая лампа» А. Грина. Джон Ив - несчастный бедняк, не имеющий крова и достаточного количества пищи. Однажды на улице Лондона Стильтон, богач, подошел к нему и сделал странное предложение – сидеть каждый вечер в комнате с зажжённой на подоконнике лампой и ни с кем не разговаривать. Это давало возможность Иву жить, не нуждаясь в деньгах. Расчет Стильтона заключался в том, что Джон либо сопьется со скуки, либо сойдет ума. Но Ив не был бездельником, ему нужно было чем-нибудь заниматься. Как-то раз он нашел справочник по анатомии. Медицина его заинтересовала, долгое время он усердно занимался и в итоге добился того, что стал врачом. Стильтон же обанкротился и превратился в нищего. Таким образом, мы видим, что от того, как мы используем имеющееся у нас время, зависит очень многое, иногда даже судьба человека. Тот, кто умеет правильно распоряжаться своими часами, всегда сможет занять достойное место в социуме: Ив, к примеру, стал врачом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что люди должны уметь рационально использовать свое время, потому что это является главным фактором успеха человека. Тот же, кто думает, что у него много этого ресурса и его необязательно беречь, неминуемо окажется в затруднительном положении. Судьба не благоволит людям, которые не ценят имеющееся у них время. Поэтому я бы хотел посоветовать людям использовать его рационально.

Сочинение 9 – о бескорыстной помощи.

Люди всегда нуждаются в помощи, однако получают ее либо бескорыстно, либо за определенную плату. В наше время второй вариант более распространён, но тогда помощь становится платной услугой. К.Паустовский в своем тексте поднимает проблему бескорыстной помощи, подчеркивая ее важность.

В данном отрывке повествование ведется от первого лица. Автор пишет о жизни Гайдара. Первый пример, иллюстрирующий проблему, содержится в 3-33 предложениях. В нем говорится о том, что сын рассказчика был тяжело болен и нуждался в редком лекарстве, и тогда Аркадий Петрович решил безвозмездно ему помочь. Он собрал ребят из двора и попросил обойти их как можно больше аптек, чтобы найти нужное лекарство. Им это удалось сделать, и ребенок был спасен, но Гайдар не требовал никакой благодарности взамен. Тем самым автор показывает, как безвозмездная помощь может спасти человеку жизнь. Кроме того, в предложениях 36-48 представлен второй пример к данной проблеме. Паустовский рассказывает, как Гайдар однажды, проходя с рассказчиком по улице, увидел, что в саду прорвало трубу и оттуда на растения сильно начала хлестать вода. Он подбежал к ней, зажал ее ладонями и не отпускал до тех пор, пока трубу не перекрыли. По его лицу было видно, что ему больно, но он продолжал сдерживать напор воды, чтобы спасти растения. Надо заметить, что никто его об этом не просил. Этим автор показывает, что люди, которые совершают безвозмездные поступки, помогают делать мир лучше.

Позиция автора выражена через отношение Гайдара к благодарности. Паустовский пишет: «Он считал помощь человеку таким же делом, как, скажем, приветствие. Никого не благодарят за то, что он с вами поздоровался.» Автор считает, что бескорыстная помощь должна быть нормой жизни людей.

С позицией автора трудно не согласиться. Действительно, если человек помогает другим бескорыстно, не требуя ничего взамен, то тогда к нему люди будут относиться с добротой и отзывчивостью. Такой человек никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на чужую помощь.

Подтверждение позиции автора можно найти в художественной литературе. В произведении «Мимозы» А.Алексин рассказывает об Андрее, который думал, что подарить жене Клаве на 8 марта. Он хотел презентовать ей что-нибудь особенное, потому что она всегда дарила ему нужные и полезные вещи. Андрей вспомнил, что Клава любила мимозы, но накануне праздника их было очень трудно достать. Он был и в цветочном магазине около института, и на площади около вокзала, и около драмтеатра. Нигде не было мимоз, их все раскупили. Тогда Андрей рассказал старику-продавцу историю о том, как он пытался найти стоящий подарок жене. Тогда торговец отдал ему букет, который спрятал для дочери. Это была абсолютно добрая и безвозмездная помощь. Старичку просто стало жалко Андрея, и он захотел, чтобы тот смог сделать приятный сюрприз жене. Тем самым автор показывает, как благородный и бескорыстный поступок может помочь сохранить семью.

В качестве второго аргумента можно привести другое произведения А.Алексина - «Ты меня слышишь?» В нем автор рассказывает о геологе, который находился в экспедиции, но пришел в поселок, чтобы с помощью телеграфа дозвониться жене, но на его звонок никто не отвечал. Он знал, что на другом конце провода ему должны были ответить, потому что у него был день рождения и они договорились созвониться. Телефонистка видела переживания геолога и решила ему помочь. Она нарушила свои полномочия: покинула рабочее место и побежала в соседнюю комнату, где хранились письма. Девушка нашла телеграмму для геолога, в которой было написано, что его жену срочно посылают в командировку и она поздравляет его с днем рождения. Геолог был счастлив от того, что жена помнит о нём. Итак, А.Алексин показал, как безвозмездная помощь может вернуть человеку спокойствие.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: бескорыстная помощь необходима. Без нее человеку будет очень трудно выжить в современном мире, где большинство проблем решаются с помощью денег. Но, к сожалению или к счастью, не все.